Недаром святой Василий Великий постом и долгим молением готовился к составлению Божественной литургии. Однажды, в пламенном молитвенном экстазе, повергшись пред престолом, создал он свои дивные молитвословия и записал их. Молитва второго члена Серафимской песни, вероятно, заимствована святым Василием у самих серафимов, которые сослужили этому дивному мужу: «С сими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, и мы, грешнии, вопием и глаголем: Свят еси яко воистинну и Пресвят...» Обратите внимание: опять слово «воистинну», опять клятвенное заверение в истинности того, что исповедуется здесь: «Пресвят, и несть меры великолепию Святыни Твоея... » И далее объясняется это великолепие, т. е. красота великая Божия... И затем рассказывается о создании человека, о его блаженстве, о грехопадении, обещании спасения: «... создав бо человека, персть взем от земли... изгнал еси его праведным Твоим судом, Боже, от рая в мир сей... устрояя ему еже от пакибытия спасение в Самом Христе Твоем... » Обратите внимание на эти слова: «спасение, в Самом Христе Твоем» – основной камень нашей веры. Далее перечисляются все виды милости Божией, явленные грешному роду человеческому до последних времен. «Егда же прииде исполнение времен, глаголал еси нам Самем Сыном Твоим... на земли явися и человеком споживе... Истощи Себе, зрак раба приемь..., да нас [сообразны] сотворит образу славы Своея». Здесь говорится, как видите, о Христе, и далее посмотрите, какое исповедание подробное, глубокое смирение и снисхождение Богочеловека, цели пришествия Его в мир: «И пожив в мире сем... стяжав нас Себе, люди избранны, царское священие, язык (то есть народ) свят». Слышите, кто мы, благодаря искупительной Жертве Христа? Царское священие, народ святой. Диавол куплю совершил, купил нас грехом, а Христос, смотрите: «...сошед крестом во ад... путь сотворив всякой плоти». Орел, как я говорил, слетел во ад, поднял всех, путь сотворил всякой плоти воскресением из мертвых. Далее говорится о вознесении и грядущем Суде. Так кратко, но ярко, точно, глубоко излагается вся история человеческая от сотворения и до Последнего Суда. Какое совершенство исповедания!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Есть много важных аспектов Евхаристии, конечной целью которой является общение с Богом. Но давайте сосредоточимся на 3-х аспектах сегодня, или на 3-х задачах, которые стоят перед нами, когда мы участвуем в Евхаристии. Первая — благодарить; вторая — воспоминать; и третья — приносить. Давайте подумаем об этих 3-х задачах, когда будем сейчас читать часть Евхаристической молитвы, которую священник читает непосредственно после слов «Благодарим Господа!» Спросим себя, когда будем читать молитву: За что мы благодарим? Что мы вспоминаем? Что мы «приносим» Богу? Предупреждаю, что цитата будет длинной, но прошу вас не отвлекаться и потерпеть, потому во многих наших храмах эта молитва читается тихо, и вы можете её больше не услышать. Итак, вот то, что священник читает после слов «Благодарим Господа!» «(Это) и достойно, и правильно, петь Тебе, благословлять Тебя, хвалить Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе во всех местах Твоего владычества. Ибо Ты Бог невыразимый, за пределами понимания, — (апофатическое богословие!) — невидимый, непостижимый, существующий вечно и всегда Тот-же Самый: Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой» (Это — богословие Пресвятой Троицы). «Ты привёл нас из небытия в бытие, и когда мы отпали, Ты нас опять поднял. И Ты, не отступая делал всё, пока не возвёл нас на небо, и дал нам Твое будущее Царство. За всё это мы благодарим Тебя, и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого; за всё, о чём мы знаем, и о чём не знаем, за все явные и неявные благодеяния, случившиеся с нами. Благодарим Тебя и за эту литургию, которую Ты изволил принять из наших рук, хотя перед Тобой стоят тысячи архангелов и тьмы ангелов …» После этого мы поём «Свят, Свят, Свят,» присоединяясь ангелам в славословии Бога. Я возвращаюсь к тексту молитвы: «Вместе с этими (т.е. ангельскими) блаженными силами, Владыко Человеколюбец, мы также возглашаем и говорим: Ты свят и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты свят и пресвят, и великолепна слава Твоя. Ты так возлюбил Твой мир, что дал Твоего Сына единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16). Он пришел, и исполнил божественное о нас смотрение (божественный план) в ночь, в которую Он был предан, вернее, когда Он предал Сам Себя для жизни мира. Он взял хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, благодарил, благословил, освятил, преломил, и дал святым Своим ученикам и Апостолам, говоря…»

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroj-vassoj-...

» Та часть Литургии, в которой верующие приготовляются к Таинству Причащения, называется Литургией оглашенных». « Древние назвали эту часть «Литургией оглашенных» потому , – говорит нам Катехизис, – что к слушанию её, кроме крещенных и допускаемых до причащения, допускаются и оглашенные, т.е. готовящиеся к крещению, также и кающиеся, не допускаемые до причащения ». «Начинается сия часть Литургии благословением или прославлением Царства Пресвятой Троицы и состоит из молитв, песнопения, чтения книг Апостольских и Евангелия. Оканчивается повелением оглашенным выйти из Церкви» . После уже Литургии оглашенных следует та часть Литургии, в которой совершается самое Таинство Причащения . » Часть эта называется Литургией верных: потому что одни верные, т.е. принявшие Крещение, имеют право быть при сем Богослужении ». « Самое важное действие в последней части Литургии, – говорит Катехизис, – составляют: а) произнесение слов, которые сказал Иисус Христос при установлении Таинства : приимите, ядите: сие есть тело Мое... пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя Нового Завгьта... и потом – б) призывание Святого Духа или молитва к Богу Отцу о ниспослании Святого Духа на Святые Дары и благословение Даров, т.е. принесенного хлеба и вина ». » При сем самом действии , – учит Катехизис, – хлеб и вино прелагаются или пресуществляются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову «. По чину Литургии Иоанна Златоустог о это действие происходит так: Когда на клиросе начинают петь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...», священнодействующий молится (тайно): «С сими и мы блаженными силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и пресвят, и великолепна Слава Твоя. Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам себе предаяше за мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

…и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезой Моею в царстве Моем. Лк. 22, 29—30. I С возглашением ангельского славословия «Свят, Свят, Свят» — молитва благодарения исполняет себя как восхождение Церкви на небо — к престолу Божьему, в славу Царства Небесного. Но вот, обняв собою все творение, весь мip видимый и невидимый, явив Церковь как небо на земле, молитва благодарения — на этой высоте, из этой полноты богообщения, знания и радости, как бы сама себя претворяет в воспоминание одного события: той Тайной Вечери, которую в ночь, когда отдавал Себя Христос на страдание и смерть, совершил Он с учениками Своими. В литургии Златоуста эта часть евхаристической молитвы, в литургической науке так и называемая воспоминание (ανμνησις), звучит в русском переводе так: Вместе с этими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, И мы вопием и глаголем: Свят еси и пресвят Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой, Свят еси и пресвят, И великолепна слава Твоя, Столь возлюбившего мip Твой, Что отдал Сына Твоего единородного, Дабы всякий верующий в Него Не погиб, но имел жизнь вечную. Он, придя, И исполнив все, ради нас совершившееся, В ночь, в которую Он был предан, Вернее же, Сам Себя отдал за жизнь мipa, Приняв хлеб в пречистые Свои и непорочные руки, Благодарив и благословив, освятив, преломив, Дал святым Своим ученикам и апостолам, говоря: Приимите, ядите, сие Тело Мое, За вас ломимое во оставление грехов. Также и Чашу, после вечери, говоря: Пиите от нее все, это Кровь Моя Нового Завета, Которая за вас и за многих изливается Во оставление грехов. Итак, вспоминая эту спасительную заповедь И все, ради нас совершенное: Крест, гроб, тридневное воскресение, На небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки пришествие, Мы все, что Твое, От всех, кто Твои, Тебе приносим О всех и за вся. В чем же смысл этого воспоминания, место его не только в молитве благодарения, но и во всей совокупности Божественной Литургии, которая, как говорил я выше, молитвой этой совершается и исполняется? II

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Вместе с этими блаженными Силами и мы, Владыко Человеколюбче, воспеваем Тебя и говорим: Ты Свят и Пресвят — Ты, Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты Свят и Пресвят и великолепна слава Твоя, ибо так Ты возлюбил мир Твой, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Придя и все задуманное Тобою о нас исполнив, в ночь, когда Его предавали, или, вернее, когда Он Сам отдавал Себя ради жизни мира, взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, совершив благодарение и благословив Тебя, Он освятил, преломил, дал святым Своим ученикам и апостолам, сказав…»:  «…примите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», — заканчивая молитву, громко возглашает священник. Хор: «Аминь». Священник тихо произносит: «Также и Чашу, после вечери, дал им, сказав…» И громко заканчивает: «…пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Хор: «Аминь». Священник тайно молится: «Вспоминая эту спасительную заповедь (заповедь причащаться Христовых Тела и Крови), и все ради нас совершенное: распятие, погребение, тридневное Воскресение, на Небо восхождение, сидение по правую сторону Бога Отца, повторное пришествие в славе…» И, оканчивая слова тайной молитвы: «…Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». По-русски этот возглас можно перевести так: «Твое (хлеб и вино) из Твоего (даров природы) мы приносим Тебе о всех (мужчин) и за всех (женщин)». Диакон в это время берет с Престола дискос с Агнцем, Чашу с вином и возносит их горе, то есть вверх, как бы предлагая пред Лицо Божие. Указывая орарем на Агнец, диакон тихо произносит: «Благослови, владыко, Святый Хлеб». Священник благословляет Агнец со словами: «И сотвори (то есть соделай) убо Хлеб сей Честное Тело Христа Твоего». Диакон: «Аминь». Диакон, показывая на Чашу: «Благослови, владыко, Святую Чашу». Священник, благословляя Чашу: «А еже в Чаше сей, Честную Кровь Христа Твоего». Диакон : «Аминь». Диакон: «Благослови, владыко, обоя (то есть вместе)».

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Исполнь (полно) небо 57 и земля славы Твоея . K этому небесному славословию, относящемуся ко всем Лицам Святой Троицы, поющие присоединяют земное приветствие одному из Лиц Святой Троицы – Христу Спасителю: осанна в вышних (спасение от Всевышнего, или: да спасет, да поможет Всевышний), благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних . С этим приветствием, взятым из 117-го псалма ( Пс. 117, 25 ), иудеи встречали Иисуса Христа, шедшего на вольные страдания в Иерусалим за несколько дней до Своей крестной смерти, желая Ему победы над врагами и успеха в приписываемом Ему предприятии восстановить престол Давидов ( Мф. 21, 9–15 ; Мк. 11, 9–10 ; Ин. 12, 13 ). Повторяя то же приветствие Христу Спасителю при совершении чина возношения Святых Даров, предстоящие в храме христиане через это воздают Ему честь, как своему Царю, невидимо сходящему в храм, чтобы принести Себя на святом престоле в жертву Богу Отцу, и молят Бога Отца, да будет Ему угодна эта жертва, да соделает ее Всевышний спасительной для душ наших – осанна в вышних . б) Продолжая молитву Евхаристии, священнодействующий вместе с Ангелами, поющими победную песнь, и в соответствие пению хора, исповедует святость Божию и потом прославляет бесконечную любовь к нам Бога Отца, по которой Он, Сам будучи бесконечно свят, не возгнушался нас, грешных, и послал для нашего спасения Единородного Сына Своего и по которой Сын Божий, для усвоения нам плодов искупления, на конце поприща искупления совершил и завещал в воспоминание Его совершать Таинство Тела и Крови Его. «С этими блаженными Силами, – молится священник, – и мы, человеколюбивый Господи, взываем и говорим: свят и пресвят Ты, Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Свят Ты и пресвят и величественна слава Твоя. Ты так возлюбил мир (человеческий род), что Сына Твоего Единородного предал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3, 16 ). Он, пришедши на землю и исполнив все, чего требовало домостроительство нашего спасения, в ту ночь, в которую был предан, а точнее, Сам Себя предал за жизнь мира (человеческого рода), взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, благодарив (вознесши Богу Отцу благодарственную и хвалебную молитву), благословив (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Он благодарит за сотворение мира и человека, за искупление человека Сыном Божиим и за все милости, явные и тайные, благодарит Господа и за то, что Ему угодно принимать от нас службу сию, то есть литургию, хотя Ему предстоят архангелы и ангелы, херувимы и серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». В таких выражениях ангельскую песнь слышал в видении св. пророк Исаия. В подобных же выражениях слышал ее и св. Иоанн Богослов. Из Священного Писания известно, что св. Иоанн Богослов ( Откр. 4, 7–8 ), и св. пророк Исаия (6, 1–3) созерцали славословящих Господа ангелов в образе орла, тельца, льва и человека. Заключительные слова этой части евхаристической молитвы священник произносит вслух: Победную песнь поюще, вопиюще, взывáюще и глаголюще. Хор добавляет и самые слова ангельской победной песни: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоéя! Осáнна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних. К этому ангельскому славословию Святой Троицы хор присоединяет еще и земное приветствие отроков еврейских при торжественном входе Спасителя в Иерусалим: «Осанна в вышних (то есть: дай спасение в вышних, на Небе). Благословен Грядый во Имя Господне». Диакон во время произнесения священником слов «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» поднимает звездицу с дискоса правой рукой (с орарем, который держит тремя перстами) и творит ею над дискосом образ креста, касаясь звездицей дискоса каждым из четырех концов: при словах священника «поюще» – восточной стороны дискоса; «вопиюще» – западной стороны; «взывающе» – северной и «глаголюще» – южной стороны. По окончании слов священника «Победную песнь...» диакон, сложив звездицу и поцеловав, отлагает ее в верхнюю часть престола. 26 Во время пения славословия «Свят, Свят, Свят...» священник продолжает читать евхаристическую молитву. На литургии св. Иоанна Златоуста: С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят, и великолепна слава Твоя! Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дáти, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Иже, пришéд и все, еже о нас, смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, дадé святым Своим учеником и апостолом, рек: На литургии св. Василия Великого:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нельзя не желать, чтобы само Имя Божие было свято для всех, и чтобы мы сами словом и делом прославляли Его, были бы достойными детьми небесного Отца. «Да святится Имя Твое» – в этих словах все наше воздыхание о святости. Святитель Симеон Солунский Так как Ты свят еси, то освяти Имя Твое и в нас, чтоб, соделавшись свойственниками Тебе, мы святили Имя Твое и чтоб оно, будучи проповедуемо нами яко святое, и славимо было чрез нас, а не хулилось из-за нас. Архимандрит Борис (Холчев) Бог свят и пресвят в Самом Себе. И даже если бы не было ни человеческого рода, ни ангельских сил, то Бог был бы всегда свят и пресвят. Бог не только свят, но Он является Источником святости для всего творения. Всякая святость, всякая святыня исходит от Него, всякая святыня освящается Им. Бог – Начало святости, Бог – Источник святости. Если наш Отец Небесный является святым и пресвятым, если наш Отец Небесный является Источником святости, то это нас, детей Божиих, обязывает знать и помнить о святости Божией, благоговейным чувством сердца ощущать Его святыню, стремиться к уподоблению Ему. Еще в Ветхом Завете Бог, обращаясь к людям, говорил: «Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» ( Лев.19:2;20:7 ). Слова эти приводит в своём Первом соборном послании и апостол Петр ( 1Пет.1:16 ). Если у человека имеется живое знание Отца Небесного, благодатное ощущение Его святости, постоянное волеустремление уподобиться Небесному Отцу, то в этом человеке прославляется и святится Имя Божие. А если человек забыл своего Небесного Отца, если в сердце человека нет никакого благоговения к святыне Божией, если у человека нет устремлённости уподобиться Отцу Небесному, то в таком человеке Имя Божие поносится, хулится. Таким образом, в первом прошении Молитвы Господней мы просим о том, чтобы Бог просветил наш ум знанием о Своей святости, осенил наше сердце благодатным ощущением Своей святыни, направил нашу волю к уподоблению Ему, Небесному Отцу. Вот что значит: Да святится Имя Твое, Если мы посмотрим на людей, достигших высшей степени духовного совершенства, много потрудившихся над собой и с помощью благодати действительно ставших чадами Божиими, то увидим, что в их устроении всё это имеется: имеется и знание Отца Небесного, и благодатное ощущение Его святости, и постоянное целеустремление – уподобиться Небесному Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Да и как не благодарить за любовь взаимную? И дальше, как я уже писал, вырывается у Церкви гимн любви: «Свят, Свят, Свят!» Осанна! Слава! Обыкновенно думают, что здесь прославляется всемогущество Божие, Бог воинств, «Господь Саваоф». Это истинно. Но это именно и гимн любви. «Святость» – это сокращение всякого совершенства, полнота неизреченной красоты. Отсюда все, или в этом все. Здесь и любовь к людям. Отсюда и «измышление» способа спасения их. Возьму такое сравнение – все из той же идеи о браке: невеста, принятая в общение, сначала благодарит, благодарно кланяется, перечисляет (в тайной молитве устами священника), за что «достойно и праведно покланятися»: и за недосягаемую высоту Бога («невидимый, непостижимый, присносый», вечный), и за творение нас из ничего, и за спасение согрешивших, включительно до возвращения опять в Царство Небесное, и за «службу сию», то есть за это впущение в чертог брачный, на пир Агнца, – вместе с Его верными (не отпадавшими) слугами, Небесными силами, всегда Его прославляющими, вечно славящими Его святость и славу. Но эта «благодарность» еще не может выразить вполне те чувства любви к Всесовершенному Жениху; и Церковь , приходя в восторг, тоже начинает Его славить: «Свят, Свят, Свят!» Как, например, и невеста стала бы после благодарности за избрание ее, за все «милости» вдруг восторженно говорить в лицо возлюбленному: «Какой ты прекрасный! Свет мой! Сокровище мое! Лучше всех! Само совершенство! Обожаемый!» Так и Церковь стала славить: «С сими и мы блаженными силами (ангельскими), Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: «Свят еси и Пресвят...» И снова: «Свят еси и Пресвят, и великолепна слава Твоя!» И затем как на величайший пример этой святости, этого совершенства, великолепия и славы, Церковь указывает на Жертву Искупительную. Что за связь? И в чем здесь «святость» Бога? Да, именно в этом она проявилась больше всего. Совершенство Его, понятно, должно выражаться и в любви; и на земле, если кто не имеет любви, – «ничто», «медь звенящая», «никакой пользы» ни ему, ни от него нет, говорит апостол Павел (см.: 1Кор. 13, 1–3 ). Любовь и совершенство даже сливаются в конце концов, как и Сам Господь сказал: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» (см.: Мф. 5, 48 ), а другого евангелиста слово «совершенны» заменено словом «милосердны» (см.: Лк. 6, 36 ). И святой Исаак Сирин на вопрос, в чем совершенство, ответил, что в милующем всякую тварь сердце, то есть в любви. Да ведь это и понятно: кого и мы на земле называем «хороший»? Разве умного? Разве сильного? Разве даже без грехов? Иной раз бывают люди порядочные, без пороков, но если они сухи, их все же не называют «хорошими». А вот если кто «добрый», того назовут «хорошим».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Священник тихо продолжает: С этими блаженными Силами и мы, Владыка Человеколюбец, взываем и говорим: Свят Ты и пресвят: Ты, и единственный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Свят Ты и пресвят, и величественна Слава Твоя. Ты так возлюбил мир Твой, что отдал (на распятие) Своего единственного Сына, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь. Он же, придя и весь замысел о нас исполнив, в ту ночь, в которую был предаваем, а вернее Сам Себя предавал за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые, и пречистые, и непорочные руки, возблагодарив и благословив, освятив, преломив, дал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: Вслух, после пения хора: Возьмите, вкусите, это — Тело Мое, за вас преломляемое для отпущения грехов. Хор: Аминь. Священник тихо: Также и чашу после (Тайной) вечери, говоря: Вслух: Пейте из неё все, это — Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая для отпущения грехов. Хор: Аминь. Священник тихо: Вспоминая же эту спасительную заповедь и всё, ради нас совершившееся: крест, гроб, воскресение на третий день, на небеса восхождение, по правую руку сидение, второе и славное пришествие вновь. (Отметим, что «сидение одесную, по правую руку» — это древнее выражение, означающее полноту данной Христу божественной власти. Интересно также и упоминание Второго пришествия среди уже бывших событий — так Церковь показывает вневременность Евхаристии, приобщающей нас к вечности). Вслух: Твоё от твоих Тебе приносим от всех и за всё. Этот возглас священника можно истолковать так: «Твоя», то есть Твои дары (хлеб и вино), «от Твоих», то есть от лица Твоих верных мы приносим Тебе, Богу, в благодарственную жертву за всех людей и за все Твои благодеяния. Хор: Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш. Священник тихо молится: Ещё приносим Тебе это словесное и бескровное служение и просим Тебя, и молим, и умоляем: ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти лежащие перед нами Дары. После этого священник с диаконом трижды читает тропарь третьего часа, молясь о ниспослании Святого Духа, благословляет дары и вместе со всеми, стоящими в храме, земно им кланяется.

http://foma.ru/blagodarenie.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010