В 1899 г. начал работу Комитет по историко-статистическому описанию Орловской епархии, в состав к-рого вошли ректор Орловской ДС прот. В. А. Сахаров и преподаватели. В том же году вышел труд Г. М. Пясецкого «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей». В кон. XIX - нач. XX в. из Орловской епархии в Синод поступали ходатайства о перенесении мощей сщмч. Кукши из Киево-Печерской лавры в Орловскую епархию; эти просьбы Синод отклонял. Но в 1895 г. по просьбе Орловского еп. Мисаила (Крылова) и по благословению Киевского митр. Иоанникия (Руднева) в Орловскую епархию доставили икону сщмч. Кукши с частью его мощей, икона была написана в Киево-Печерской лавре (утрачена в советский период). Позднее такая же икона была привезена в Болхов. Резолюцией Орловского еп. сщмч. Кириона (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) ) от 25 апр. 1905 г. и указом Синода от 13 авг. того же года в Орловской епархии было установлено торжественное празднование памяти сщмч. Кукши 27 авг. и поминовение его на богослужебных отпустах в храмах епархии (Орловские ЕВ. 1905. Отд. офиц. 32. С. 331-332; 34. С. 355). В кон. авг. 1913 г. в епархии торжественно отмечалось 800-летие со дня мученической кончины сщмч. Кукши. На торжествах присутствовали вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , Киевский митр. Флавиан (Городецкий) , духовник Марфо-Мариинской московской женской обители милосердия прот. Митрофан (впосл. схиархим. преподобноисп. Сергий (Сребрянский) ) и др. почетные гости. С момента возникновения до нач. XX в. в Орловской губ. было построено или полностью перестроено ок. 1 тыс. церквей, в т. ч. 42 в Орле: кафедральный Ахтырский собор, 15 приходских, 5 кладбищенских, 12 домовых, 5 церквей при архиерейском доме, 4 церкви в орловском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре. В 1905 г. насчитывалось 2 060 795 прихожан, 915 приходов, 771 каменная церковь, 271 деревянная, 872 приходские, 44 кладбищенские, 15 церквей при казенных заведениях, 18 домовых, 36 приписных и 1 единоверческая церковь, 16 богаделен (в к-рых жили 256 чел.), 766 церковных и 22 благочиннические б-ки, 9 муж. мон-рей (насельники - 214 монахов и 106 послушников); 6 жен. мон-рей (насельницы - 557 монахинь и 1142 послушницы). В 1906-1937 гг. существовало Елецкое викариатство Орловской епархии . Духовное образование и просвещение, миссионерская деятельность до 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Здание церкви каменное, двухэтажное построено в 1753 году, усилиями князя Ивана Борисовича Козловского. Ограда каменная. Кладбище в церковной ограде. В церкви четыре престола: в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы, святого Николая чудотворца, Казанской иконы Божьей Матери и Воскресения Христова. Местночтимая икона – Казанская Божья Матерь. Постоянные средства церкви - проценты с капитала общего назначения в 140 руб. Расстояние от Костромы 70 верст, от Кинешмы с железнодорожной станции 20 верст, от пароходной пристани 2 версты. Ближайшие церкви – с. Жирятино в 4 версты, с. Стрелка в 1 версту и с. Борщевка в 2 версты. Причт – священники, дьяки и псаломщики. Постоянные его средства: жалованье от казны - священникам 105 руб. 84 коп. и псаломщикам - 35 руб. 28 коп. (дьякону не положено) и проценты с общего причитающегося капитала в 140 руб. Дохода при богослужении и треб поступает до 1013 руб. в год на причт. Церковных помещений для причта нет и квартирных денег не выдается. Земли церковные в пользовании причта состоят: усадебная 1 десятина, сенокосная 7 десятин, пахотной 15 десятин и неудобной 18 десятин. Планы и межевая книги есть. Прихожан – 1154 мужчины и 1279 женщин. По роду занятий приход смешанный: сельскохозяйственный и фабричный. Раскольников и сектантов в приходе нет, в соседстве есть раскольники - австрийцы. Приходских селений 22, из них дальние в 6 верстах. В сообщении бывают препятствия во время весеннего разлива р. Сунжа. В приходе 2 земских училища - Семигорьевское и Кадыевское. Каменное здание с такою же колокольнею, построено в 1802 году (придел пристроен в 1819 г.) на средства прихожан. Ограда каменная, крытая железом. Кладбище при церкви. Церковь имеет пять престолов: во имя Живоначальной Троицы, Ахтырской иконы Божьей Матери, святого Николая чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы, Симеона Богоприимца и святой Анны. Местно чтимые иконы: Нерукотворного образа и Ахтырская Божия Матерь. Постоянные средства церкви - капитала общего назначения в 2087 руб. 75 коп. При церкви общество трезвости. Расстояние от Костромы 75 верст, от Кинешмы 20 верст, от почтово-телеграфной станции и больницы в с. Вичуга 10 верст, от железнодорожной станции 16 верст, от пароходной пристани 5 верст. Ближайшие церкви – с. Семигорье в 4 версты, с.Борщевки и Новописцово в 5 верст.

http://sobory.ru/article/?object=41602

В 1751 году Святейший Синод постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону чудотворной. В Ахтырке был заложен святителем Белгородским Иоасафом (†1754; память 10 декабря) величественный собор по проекту архитектора Растрелли. В 1766 году, по благословению епископа Белгородского Порфирия (Крайского; 1763–1768), было установлено празднование в честь Ахтырской иконы – 2 июля. В 1768 году собор был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С 1844 года ежегодно, в субботу перед Днем Святой Троицы, чудотворная икона переносилась с торжественным ходом из собора в Ахтырский Троицкий монастырь. В Неделю Всех святых Ахтырская икона возвращалась в Покровский собор. Ныне чудотворный образ Ахтырской Божией Матери находится в кладбищенском храме во имя святых жен-мироносиц в г. Ахтырке. Литература: 1 . Иванов С. Явление Ахтырской иконы Божией Матери. – «Русский паломник», 1914, 26. 2 . Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. СПб., 1898, с. 292–294. 3 . Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901, с. 11–16. Пренесение мощей святителя Арсения, епископа Тверскаго НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1 Добродетелию Божественною,/якоже лествицею, Арсение преблаженне,/на Небесныя круги возшед,/не во мраце зашел еси неведения,/но во благодати Божественней явился еси, святителю,/приемля неизреченная сияния. Умом просвещенным/душу свою, святителю, просветил еси,/от земных преставився в Царство Христово, Арсение всеблаженне,/и во святителех ты светильник явился еси пресветел,/пищи приснопребывающия ныне наслаждаешися,/Божественною славою озаряемь. Троице Безначальней и Единосущней/явился еси вселение пресвятое,/святителю Богоносе Арсение,/темже и показа тя пресветла светильника,/от мятеж житейских бо уклонился еси/и ныне со безплотными/житие на Небесех приобрел еси. Приидите, иночествующих множество, днесь,/святителя Арсения чудотворца песньми и пении восхвалим/и честную и многоцелебную раку, обстояще, любезно облобызаем, глаголюще:/радуйся, преславный святителю Арсение, отче наш,/граду Твери преславный светильниче;/радуйся, яко чисте Чистейшему Свету присовокупивыйся;/радуйся, яко Святей Троице предстояй со Ангелы,/Юже моли непрестанно/даровати душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лебедин. Собор Успения Пресвятой Богородицы (новый). Успенский собор. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Барокко , Украинское барокко Год постройки:Между 1774 и 1797. Год утраты:1939 (взорван) Адрес: Украина, Сумская область, г. Лебедин, улица Карла Маркса, сквер Координаты: 50.580945, 34.47489 Проезд:Памятник Т.Г.Шевченко на месте храма Изменить описание Добавить фотографии Собор Успения Пресвятой Богородицы построен в 1797 г., взорван в 1939 г. После его уничтожения храмовое место расчищалось до 1948 г. Фото Стефана Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. из архива городского художественного музея им. Б.К. Руднева г. Лебедин. Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построен в 1772-1797 годах. Успенский собор разрушен в 1939 году. Окончательно снесен в 1948 году. На его месте разбит сквер. В центре установлена скульптурная композиция Ленин и Сталин. Позже заменена на памятник Т.Г. Шевченко. Был самым большим храмом в Харьковской губернии. Каменная соборная Успенская церковь начата постройкою в 1774 г., главный престол ее освящен 7 ноября 1797 г. Кроме главного престола в ней два придельные: на правой стороне во имя Рождества Христова, заменивший собою существовавшую до того времени Рождественскую церковь, которой метрики в Ахтырском правлении начинаются с 1742 г. и которая в 1808 г. перенесена на кладбище; а другим придельным престолом заменен Преображенский храм, которого священник Алексей известен по червленскому акту 1667 г., а метрики начинаются с 1742 г.; и который в 1800 г. перенесен в с. Марковку. Главным храмоздателем нынешнего собора был майор Иван Игнатьевич Варавкин, бывший тогда городничим в Лебедине. Построение храма стоило 50000 руб. ассигнациями. Сейчас на его месте сквер с памятником Т. Шевченко. http://dalizovut.narod.ru/filaret/fila3_59.htm Первый Успенский храм в крепости построен без сомнения в то самое время, как Лебедин стал городом т.е. около 1652 г. По червленскому акту 1667 г. известен " Лебединской Успенской церкви протопоп Иван " . Один из актов, хранящихся в нынешнем соборном храме, данных собору, дан в 1678 году. Кроме того в нынешнем храме сохраняются древние св. вещи, принадлежавшие древнему соборному Успенскому храму: а.) св. крест серебряный, на котором вырезана следующая надпись: «лета 7205(1697г.) февраля в 1 день сей животворящий крест выменян в город Лебедин в соборную церковь Успения Пресв. Богородицы; а промену стал и с позолотою 26 рублей, 15 алтын, весу в нем без подножия 2 фунта и 7 золотников». б.) Древняя священническая риза на зеленом бархате, шитая золотом и серебром с изображениями Спасителя, Божией Матери и 12 Апостолов. в.) Древняя Иверская икона Божией Матери в серебряном и вызлощенном окладе.

http://sobory.ru/article/?object=40695

Панихида о погибших и убиенных в кафедральном соборе. В городе много воинских частей, ремонтируют технику, два госпиталя, до Луганска рукой подать. Есть о чем задуматься и что вспомнить… О военных действиях и том страшном кровавом расказачивании с десятками тысяч убитых и вывезенных насильно в дальние регионы богоборческой «Страной Советов» казаков и их семей напоминают две иконы. Одна из них известна многим, написана в память о явлении во время Первой Мировой войны русским воинам Пресвятой Богородицы. Икона Божией Матери «Августовская победа» является одной из самых редких и самых таинственных икон Божией Матери. На целые десятилетия русского позора и поражений эта икона как будто ушла от нас, спряталась за пылью времен – и теперь с новой силой и мощнейшим подтекстом являет себя сегодня, в дни тяжелой и для многих неожиданно затянувшейся войны с неонацистами и коллаборационистами-русофобами. Подробности о ней. О второй иконе знают не так много те, кто редко бывает в этих краях. В Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе Новочеркасска икона «Казачья Голгофа» появилась в канун скорбной для Дона и всего казачества даты – 100-летней годовщины начала геноцида казачества. Написана по благословению духовника Оптиной пустыни схиархимандрита Илии (Ноздрина) и освящена в московском Благовещенском храме ныне отошедшим ко Господу членом совета по делам казачества при Президенте России, известным далеко за пределами нашего Отечества протоиереем Димитрием Смирновым . По некоторым данным, всего за несколько лет политики «расказачивания» ставленниками все тех же англосаксов, «комиссаров в кожанках и с маузерами» погибло более 55% всех российских казаков. Кто сомневается, тому сюда . Центральной частью иконы «Казачья Голгофа» является средник, где представлен традиционный собор новомучеников и исповедников Российских на фоне храма – собирательного образа Церкви, символа Царствия Небесного. Вокруг средника расположены иконы Божией Матери, особо почитаемых казачеством: Покрова Божией Матери, Августовской, Азовской, Ахтырской, Донской, Моздокской, Самарской, Табынской.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/01/primir...

Ахтырская икона Божией Матери получила наименование от названия небольшого города Ахтырка в Харьковской губернии. В этом городке был храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где в первой половине XVIII века жил благочестивый и добродетельный священник Василий Данилов 11 . Летом 1739 года, по Промыслу Божию, отец Василий обрел чудотворную икону Божией Матери, которая впоследствии и стала называться Ахтырской. Однажды он косил траву около своего дома и внезапно в густой высокой траве увидел светящуюся необыкновенным светом икону, на которой была изображена Божия Матерь, молящаяся перед Распятием. В благоговейном страхе отец Василий опустился на колени и стал молиться Божией Матери, а затем отнес икону в свой дом. Через некоторое время стали замечать, что в комнате, где стояла икона, невозможно находиться одному: на человека нападал таинственный страх. Желая обновить живопись иконы, отец Василий отдал ее иконописцу Иоанну, но Иоанн услышал голос, повелевший отнести икону назад и вернуть ее священнику. Через три года отец Василий вновь увидел от иконы чудесное сияние, которое впоследствии неоднократно повторялось. Вскоре в сонном видении он получил указание обмыть икону и покрыть покрывалом. Пробудившись, он немедленно исполнил повеление. Воду, которой обмывалась икона, отец Василий перелил в сосуд и хотел утром вылить в реку. В ожидании утра он снова уснул, и ему вторично явилась Божия Матерь и повелела не выливать воду, т. к. она исцеляет от лихорадки. После сна отец Василий напоил этой водой свою дочь, болевшую лихорадкой, и она исцелилась. Многие больные, испив воды, также исцелились. Известие о новой чудотворной иконе быстро распространилось. По благословению Молдавского митрополита Антония (Черновского; 1742–1748), в 1743 году было произведено расследование чудесных исцелений. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено донесение в Синод. По повелению императрицы Елизаветы Петровны от 26 ноября 1744 года было произведено новое расследование, а затем, в 1746 году, – еще одно, которое возглавили архиепископ Черниговский Амвросий (Дубневич; 1742–1750) и архимандрит Киево-Печерской Лавры Тимофей (Щербатский; впоследствии митрополит Киевский).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель скончался в 1431 г., чудесно предуведомленный о времени своей кончины. Мощи его, обретенные въ1472 г., ныне почивают под спудом в Московском Успенском соборе. Празднование образу Пресвятой Богородицы Ахтырской. Сия чудотворная икона найдена была в 1739 г. в г. Ахтырке (Харьковск. губ.) священником Покровской церкви, Даниилом Васильевым, во время кошения им травы в огороде. Священник сначала поставил ее в своем доме, где в продолжение 3 лет от нее совершались различные чудеса и знамения. Вследствие этого икона была признана чудотворной и поставлена в приходском (ныне соборном) храме для всенародного поклонения. На иконе Богоматерь изображается молящеюся пред распятием. В 1844 году, по указу Св. Синода, учрежден крестный ход с Ахтырской иконой, который бывает накануне праздника (в субботу) Пятидесятницы, из Покровского собора города Ахтырки в Ахтырский Свято-Троицкий монастырь (Харьк. еп.), а в неделю (воскресенье) Всех Святых обратно из монастыря в Ахтырку. 3 . Е. Св. муч. Родом из Кесарии Капподокийской, постельничий Траяна, он, будучи 20-летним юношей, пострадал при этом императоре в Риме. Отказавшись есть идоложертвенное мясо на одном языческом празднике, он, «силою непобедимою от Бога одеявся», всенародно исповедал свою веру во Христа. После истязаний его заключили в темницу (см. 4 июля) и не давали ничего в пищу, кроме идольского мяса. Не желая оскверниться, он чрез 38 дней скончался от голода (в 108 г.). Мощи его были перевезены на родину и там прославились чудесами. Кондак, гл. 6. Древо жизни посреди души своея веру Твою, Христе, стяжавый Твой мученик, Едемского рая честнейший бысть, древо прелести змиевы погубив дерзновенно духом, венчася славою Твоею, многомилостиве. Пренесение мощей во святых отца нашего митрополита Московского и всей России чудотворца, из Соловецкой обители в Москву. После мученической кончины св. Филиппа (см. 9 янв.) его тело было погребено в Отроческом монастыре, в Твери. Иноки Соловецкой обители испросили позволение перенести к себе тело св. Филиппа. Когда выкопали гроб и вскрыли его, то нашли в нем тело святителя нетленным, и над гробницей его стали совершаться различные исцеления. Нетленное тело св. Филиппа была перенесено из Твери в Соловецкий монастырь в 1591 г. В 1652 г., по желанию Новгородского митрополита (впоследствии патриарха ) Никона, мощи св. Филиппа торжественно были перенесены в Москву, причем совершилось много чудесных исцелений. Торжественная встреча св. мощей в Москве состоялась 9 июня. Сначала праздник в честь перенесения св. мощей святителя Филиппа отправлялся 17 июля. В последствии он иногда, по разным обстоятельствам, переносился на другие числа июля и даже на август месяц. В 1669 г. было издано царское распоряжение о перенесении этого праздника с 17 июля на 3 число этого месяца. См. 9 янв. и 5 окт. Тропарь, Кондак и проч. см. 9 янв. Мучч. и Марка, за Христа после истязаний, усеченных мечом. Мучч. и из дружины мучч. Феодота и Феодотии (4 июля), пострадавших с муч. Иакинфом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Илейкино. Часовня Ахтырской иконы Божией Матери. Ахтырская часовня Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Часовня в деревне Илейкино стоит на месте ключа. Часовня была построенна на средства Бекловской помещицы. Она деревянная, восьмиугольная, на каменном фундаменте. Здесь находилась икона Ахтырской Божьей Матери, которая очень чтилась во всей округе, «и от нее исходила масса исцелений». Ежегодно 2 июля из церкви с. Луковникова в часовню совершался крестный ход. На это торжество собиралось несколько тысяч богомольцев. Разрушена в советское время. В настоящее время часовня в Илейкино отстроена вновь и приписана к приходу села Луковниково. Святой источник в честь иконы Ахтырской Божией Матери освящён 15 июля 2002 года священниками отцом Константином и отцом Дмитрием. Источник: Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия российских деревень. 2007 В деревне Илейкино на месте ключа стоит часовня, построенная на средства Бекловской помещицы. Она деревянная, восьмиугольная, на каменном фундаменте. Здесь находилась икона Ахтырской Божьей Матери, которая очень чтилась во всей округе, «и от нее исходила масса исцелений». Ежегодно 2 июля из церкви с. Луковникова в часовню совершался крестный ход. На это торжество собиралось несколько тысяч богомольцев. Разрушена в советское время. В настоящее время часовня в Илейкино отстроена вновь и приписана к приходу села Луковниково. По материалам издания Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия. Источник был освящен монахами Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря в середине XVIII века. В то время в расположенном неподалеку от источника селе Луковниково, относящемся к монастырю, разразился страшный мор. Монахи освятили ключ во имя Ахтырской иконы Божией Матери и заставили жителей деревни пить родниковую воду. Все выпившие воду из святого источника немедленно выздоравливали. С того времени слава чудесные свойства воды из источника Ахтырской иконы пресвятой Богородицы пошла по всей России.

http://sobory.ru/article/?object=22611

VII. Речь перед молебном на провождение из Риги Псково-Печерской Чудотворной иконы Божьей Матери «Умиления» 7 Добрый обычай принимать св. иконы в свои дома Мы собрались проводить дорогую гостью нашу, чудотворную икону Божьей Матери «Умиления» к месту её постоянного пребывания, Псково-Печорский монастырь. Это в третий раз уже мы провожаем дорогую святыню сию. Но настоящее провождение наполняет нашу душу другими чувствами, чем в прежние годы. Прежде, провожая сию православно-христианскую святыню, мы не твёрдо надеялись видеть её ещё среди нас, или, по крайней мере, думали, что это духовное утешение нам придётся испытывать нечасто. Теперь же мы знаем, что это – дорогая святыня, и в это же время будет посещать нас ежегодно, – мы провожаем её с надеждой ещё много раз встречать и провожать её. Чувство прежней грусти при проводах, сменилось чувством радости, умиления и благодарности. Слава Господу Богу за Его великие милости, явленные через чудотворные иконы роду христианскому! Слава Пресвятой Богородице за сию святую икону Её и за посылаемые через неё благодеяния! Благодарение и высшему нашему духовному начальству за то, что оно исполнило наше общее желание иметь сию св. икону среди нас, разрешив ежегодно, в сентябре, поднимать её из Псково-Печерского монастыря в г. Ригу. Во время пребывания своего в нашем городе чудотворная икона Божьей Матери «Умиления» была поднимаема почти во все православные рижские храмы и в весьма многие частные дома; в это же время мы совершили: один раз – при встрече св. иконы, а другой – ныне, при провождении её, торжественные крёстные ходы. А как всё это важно! Сколько религиозного утешения для верующих сердец! Какое сильное возбуждение религиозных чувств в холодных душах! В самих же торжествах с крестными ходами выражается торжество православия, сила и могучесть русского народа, и русского государства, воспитываемых православной верой и проявляющихся в религиозных торжествах. Нынешнее наше духовное празднование во время пребывания чудотворной иконы Божьей Матери в Риге увеличено было прибытием к нам сюда молитвенника земли русской – известного о. протоиерея Иоанна Сергиева Кронштадтского. Поистине, сугубая милость Божья к нам! Да не оскудевают на земле русской носители особенного дара благодати Божьей, проливающие спасительное действие её на верующих! Да будет благодать Божья и милость Пресвятой Богородицы, явленные через сию чудотворную икону, присущи и нам, а мы – достойны сих духовных даров по своей вере и благочестию!.. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

На северном фризе здания церкви была исполнена живопись на библейский сюжет. Маковки церкви и колокольни сверкали золотом на солнце. В кресты были вмонтированы зеркальные отражатели. В церкви хранилась икона «Трех радостей» неизвестного художника, учитываемая особо как имеющая великую ценность. Подобно ценны иконы Преподобного Марона и Ахтырской Божьей Матери. Весь этот великолепный и богатый храм был описан в 1918 году с целью учета ценностей и их изъятия. В 1930 году церковь была закрыта. В апреле того же года спилили кресты и установили красные флаги на маковки церкви. Какое-то время в ней размещался музей религии, затем использовалась как производственное здание различными организациями. Поочередно им владели МТС, авторота, сельхозтехника, перчаточная фабрика. В 50-х годах была сломана колокольня, трапезная и две боковые палатки. Кирпич расходовали на сооружение городской водонапорной башни. Ажурная ограда на опочном фундаменте и часовни разрушены были много раньше. Меняются времена, меняются интересы. В 1989 году Успенскую церковь начали реставрировать. Благодаря просвещенным предкам, патриотам, которые организовали в 1910 г. в ел. Кукарке музей, были сохранены чертежи на перестройку храма 1862 года и ограды 1890-х годов с ажурной решеткой, а также часовен. В 1990 году были восстановлены четверик, барабан и главка. 8 сентября 1990 года был установлен крест. С сайта Советск-Кукарка Возрождение Успенской церкви началось в 1991 году. Благочинный Советского округа, протоиерей Петр Ковальский, обратился к властям Советского района с просьбой о передаче здания Успенского храма Вятской епархии . 28 августа 1991года , в праздник Успения Пресвятой Богородицы, был совершен крестный ход из Покровской церкви к Успенскому храму. Более 500 человек, которые долгие годы ждали этого события, прошли крестным ходом. Сразу после этого начались восстановительные работы, в которых приняли участие и пожилые люди, и дети, и подростки. Они собирались группами по 50-100 человек и очищали церковь от мусора, хлама, грязи, счищали со стен слои мазута, убирали металлолом .

http://sobory.ru/article/?object=03675

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010