Указом Императора Николая I от 31 октября 1842 г. - упраздненный Ахтырский Троицкий монастырь был восстановлен со статусом пустынножительного «...с приютом для 25 душ из вдовых священников и диаконов». Первым настоятелем вновь открывшейся обители стал келейник Преосвященного Мелетия иеромонах Сергий (впоследствии архимандрит). Так, после более чем полувекового, перерыва 15 января 1843 г. игумен Сергий с братией совершил первое богослужение в Троицком соборе. К тому времени на Ахтырской горе, кроме упомянутого собора, сохранилась колокольня с трапезной и ветхий домик, в котором жил церковный сторож. А в начале весны 1843 г. на горе уже был выстроен деревянный дом для настоятеля и насельников монастыря, внизу горы - гостиница для богомольцев-паломников. И уже 3 июля того же года, на следующий день явления Чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, монастырь был торжественно открыт. Божественную литургию после крестного хода с иконой из Ахтырского Покровского собора, совершил Харьковский епископ Иннокентий (Борисов). На это празднество прибыл Харьковский губернатор С. Н. Муханов, губернский Предводитель дворянства князь А. В. Голицын с супругой Софьей Алексеевной (правнучкой о. Тимофея Надаржинского). Голицыны вручили обители ценные бумаги на 15 тыс. руб. (с процентами). При этом событии были и другие представители местной знати, которые также жертвовали на монастырь деньги и свои земли. Настоятель монастыря игумен Сергий восстановил обитель и каменную ограду в «600 сажень», за которой были открыты три гостиницы, церковно-приходская школа, а в августе 1884 г. - больница (5 палат и 12 кроватей), столовая и покойницкая. В соборном храме был возобновлен иконостас. Особо почитаемой святыней в Троицком соборе была упоминаемая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», которая в 1891 г. Священным Синодом была признана чудотворной. На иконе была богатая риза весом «в 1 пуд и 131/г фунтов, в 2 986 руб. серебром и вылощенный киот, в 423 руб. серебром». Сохранились в храме и серебряные потиры и дароносицы работы русских мастеров. В каменном братском корпусе в 1850 г. был возведен теплый большой храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в праздник Святого Духа Филаретом (Гумилевским), епископом Харьковским и Ахтырским, а также три деревянные постройки, одна из которых - церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского (1845 г.). Последователем архимандрита Сергия был архимандрит Евстратий (в конце XIX - начале XX в.в. Ахтырским монастырем управляли архимандриты).

http://sobory.ru/article/?object=37596

Источник: Сайт " Харьковская епархия Украинской Православной Церкви " Архиепископ Харьковский и Ахтырский Филарет на заседании Харьковской духовной консистории 12 декабря 1858 г. решил уточнить, точно ли эта икона чудотворная, есть ли на это указ из Синода, а также испросил следственное дело о бывших от нее чудесах. Благочинный 13 февраля 1859 г. сообщил в Консисторию о том, что такого указа нет, а есть только запись в описании Кочетовской церкви «... при истинных чувствиях христианина, вполне видна чудотворитость Святой иконы - Кочетовской Владимирской Божьей Матери...». Запись та приведена в деле в полном объеме. Благочинный священник Григорий Дюков о чудесах иконы сообщал, что священник Иаков Рогальский, не сомневаясь в ветхости Иконы, в рассуждения ее тления и тусклости лика, вознамерился переменить оную: заказал написать вновь подобную, в том же размере, и сняв с прежней ризу, наложил на новую. На другой день, пришедши в церковь, с ужасом увидел новоустроенную икону посреди церкви поверженную ниц и дощечку расколотую надвое. С благоговейным трепето[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: И. Нечитайлов. Владимирская икона Богородицы. Дерево, масло. Чугуевская школа. 1874. Чугуев, ЧХММ (Ж 47). Фото Шулики В.В. Среди выявленных в процессе исследования икон, в первую очередь, следует упомянуть подписную икону Чугуевского иконописца И. Нечитайлова, о котором упоминает И. Е. Репин в своих воспоминаниях. Судя по авторской надписи на оборотной стороне, икона была написана в 1874 г. для домашней молельни самого И. Нечитайлова. Эта икона подокладная, заключена в позолоченный алебастровый [...] Файл 18126.jpg:   Размер: 338x400, 0.14 MPix, 210 Kb. Дата: 2012-06-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (301) , (11) . Описание: Явление Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в с. Кочеток. Дерево, масло. Чугуевская школа. Втор. пол. XIX в. Чугуев, ЧХММ (ЖВ 53). Фото Шулики В.В. В фондах ХММ И. Репина сохранилась уникальная икона, на которой изображен момент обретения Чугуевского образа. Икона интересна своей повествовательностью. Кроме того, что обретенный образ здесь выписан с достаточной скрупулезностью, в композицию включены изображения купола и шатровой колокольни кочетковской церкви, которая на момент обретения обр[...]

http://pravicon.com/icon-699

Западного письма и Ахтырская икона: на ней Св. Дева изображена с непокрытой головой, распущенными по плечам волосами, во время молитвы перед небольшим, стояшим на столике Распятием piis cum manibus, то есть с руками, сложенными вместе, как это делается во время молитвы. Жест зигот, столь типичный для Запада, как известно, не принят на Руси — тем не менее именно так изображена здесь Матерь Божия. Икона эта была обнаружена летом 1739 года близ г. Ахтырка (100 с небольшим км от Харькова) местным священником о. Даниилом Васильевым. Он косил траву и на луговине, как гласит местное предание, неожиданно нашел икону. Первое время хранил образ у себя дома, затем, когда слава о нем стала распространяться, передал в храм Покрова Богородицы, в то время деревянный. Позднее в честь Ахтырской иконы был установлен особый праздник 2/15 июля, а в 1753 году на месте Покровского храма началось строительство каменного собора, который был освящен в 1768 году. В Москве чтимый список с этой иконы имелся в церкви св. Тихона Амафунтского на Арбатской площади, ныне разрушенной. Теперь он находится в храме св. апостола Филиппа близ Арбата в Афанасьевском переулке. В храме св. Димитрия Солунского в селе Малахове под Москвой (Раменский район) есть западного письма икона Пресвятой Девы, которую называют здесь Солнечной. Особого праздника в ее честь в календаре нет, документально история этого образа не прослеживается, но старая прихожанка этого храма рассказывала мне, когда я еще студентом бывал в этой деревне, что некогда эта икона приплыла сюда по реке. Совсем как у Н. Гумилева: Порою крестный ход и пение, Звонят во все колокола, Бегут, то значит — по течению В село икона приплыла. В сельских храмах по всей стране, даже теперь, когда в большинстве своем они разрушены или, во всяком случае, разорены, можно обнаружить немало икон, привезенных сюда местными помещиками из Италии и Франции в течение XVIII и XIX столетий. И повсюду они как-то особо почитаются. В Ахтырку, как свидетельствует литература прошлого века, в частности Памятная книжка Харьковской губернии, приезжали лишь затем, чтобы поклониться иконе, в сущности, именно вокруг иконы вырос город и только ею был знаменит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

В описании Иконы Обручения, Вы написали, что это " мистический " брак, который здесь изображён. Икона первый раз была кем-то написана и этого Вам достаточно, что есть канон. Так может и Венчание есть ни в одном экземпляре, просто не попадалось, внимания не обращали, приняли за Ольгу или ещё кого. И ЧТО? А здесь мы конкретно увидели найденную икону! Ну давайте отрицать, раз мы такое видим в первый раз. Что нас смущает? А смущает то, что икона написана в 19 веке, привычным, узнанным для нас стиле и отсюда идёт отрицание - что понаписали, сами не знают, не было такого и всё! Вот если был-бы Византийский прообраз, тогда... но мы ведь знаем, что очень распространённый на Руси образ Покров Пресвятой Богородицы, как праздник отмечается только у нас, хотя само действие происходило во Влахерне. А описание Вознесения Богородицы только у них, а у нас как-то об этом тихо, хотя иконы и есть, но их очень мало. И ЧТО?. Кстати, на венчальном венце на верху крест и есть в обязательном порядке. И вообще, икона, написанная настоящим иконописцем, то есть тем, кто молится перед написанием ни одну неделю, даёт нам возможность понять описать и принять каждую мелочь. Ну нет мелочей на иконе при внимательном взгляде на неё. И очень многие иконы нам это доказывают. По написанному монастырю и святому при нём можно узнать дату, когда он этот монастырь построил,а по другой, такой же иконе, когда он сделал пристройки. И по размеру мы можем понять- паломническая это икона, для путешествующих - пядиничная или храмовая или для дома. Вот поэтому очень интересно читать спецов, которые знают что-то конкретное. И шикарный реставратор не всегда напрягает себя изучением истории ( ну если просто каноническая икона, то зачем). Не может один человек знать всё. Сергей, я описала уже всё, что могла. Решение и выбор (нужно, конечно, по молитве) за Вами. [ 2023-01-29 17:37:47 ] Sergey85 : Марина,очень Вам благодарен за подробные разъяснения. По разному люди определяют этот образ. Были версии что это Богородица (Панагия Ту Хару, вариации Ахтырской), но тут Царицы

http://pravicon.com/unknown-3183

В начале XX в. село имело две церкви - старинную деревянную и каменную. В Плай-Ахтырском находился каменный храм, в приходе действовала школа грамоты. В декабре 1924 г. приходской совет Ахтырской церкви был зарегистрирован в Смолоблисполкоме. Из описи церковного имущества мы можем узнать о внешнем виде храма, его внутреннем убранстве и богослужебной утвари (данные на 1923 г.): «Церковь каменная, двухпрестольная, с двумя колокольнями, устроена в 1816 г. В ней имеется трое дверей и 18 окон, колоколов на колокольне 4: первый весит 20 п. 38 ф., второй 3 п., третий 1½ п., четвертый 20 ф. Алтарь главной церкви... Над престолом сень деревянная, соединенная с иконостасом и поддерживаемая шестью колоннами... В иконостасе царские врата, северные и южные двери, и четыре местные иконы обыкновенной живописи, под этими иконами в клеймах небольшие иконы Рождества, Вознесения, Преображения и Богоявления Господня... За правым клиросом Ахтырская Божья Матерь, в серебряной ризе весом приблизительно 2½ ф... Не доходя южных дверей храма, поставлена икона святого великомученика Георгия в позолоченном большом киоте. Не доходя северных дверей хрома, поставлена икона в вызолоченном киоте, на золотом фоне святой Феодосий, архиепископ Черниговский; за колоннами храма в двух рамах под черное дерево вставлены по правую и левую сторону храма 12 икон. Придел во имя святителя и чудотворца Димитрия Ростовского... Иконостас гладкий, столярной работы, с приличными украшениями и позолотой; царские врата круглые, в кругу вызолоченной рамы изображено Благовещение Пресвятой Богородицы. На фронтоне царских врат в киоте изображено снятие со креста. Четыре местные иконы утверждены между колоннами в полукруглых позолоченных рамах, с правой стороны иконостаса храмовая икона святого Димитрия Ростовского в ветхой ризе из белой и желтой фольги; по левой стороне иконостаса живописная икона святителя Николая Чудотворца... Малинового бархата плащаница с предстоящими, положенная на резной дубовой гробнице, ... три выносных деревянных запрестольных креста.

http://sobory.ru/article/?object=48855

Без сомнения, одним из самых значительных памятников русской православной иконописной традиции является Казанская икона Божией Матери, она встречается со второй половины XVI до XIX в. В Ватопеде хранится большое число ее списков (более двадцати), относящихся к этому периоду. Среди них следует особо отметить список XVIII в., к которому в XIX в. были добавлены клейма, повествующие о чудотворении иконы. В Ватопедском монастыре находится и множество списков русских чудотворных икон Божией Матери, которые иконографически представляют собой различные варианты образа «Сладкое лобзание». Феодоровская икона, явленная в 1239 г. Василию Костромскому, младшему брату Александра Невского, считается покровительницей дома Романовых, поскольку именно перед этим образом император Михаил Феодорович Романов был провозглашен царем. Древние, особо почитаемые в ярославских местах иконы Пресвятой Богородицы Толгская и Донская были распространены на Руси уже с XV в. Касперовская, один из самых известных чудотворных образов Херсона, своим наименованием обязана своей владелице, которой принадлежала в XIX в. Почаевская икона, от которой с XVI в. произошло немало исцелений и чудес, хранится в Успенском Почаевском монастыре. Каталог списков русских чудотворных икон Пресвятой Богородицы, пребывающих в Ватопедском монастыре, не завершается на этом. Ограничимся такими названиями, как «Знамение» Курская Коренная, «Купина Неопалимая», чьи сюжеты связаны с девством Богородицы; «Покров», праздник, отмечаемый 1 (14) октября и означающий для России начало зимы; «Всех скорбящих радосте», находящаяся под очевидным влиянием западной иконографии; Коневская-Голубицкая, получившая свое наименование от голубя, которого держит в руках Христос; «Утоли моя печали»; Боголюбская икона Божией Матери, чья история связана с видением суздальского и владимирского князя Андрея Юрьевича Боголюбского. Наконец, отметим иконописные образы, выражающие страдание Богоматери, такие как Ахтырская и «Не рыдай Мене, Мати», а также те, которые являются символическим изображением какого-либо текста, как, например, «Нечаянная радость», икона, повествующая об истории кающегося грешника, или икона «Семистрельная», которая приводит на память слова Симеона при Сретении: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» ( Лк.2:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Воздвижения Креста Господня (Лукино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Воздвижения Креста Господня построена в середине XVIII века, капитально перестроена в первой половине XIX века. Престольный праздник: 27 сентября, Воздвижение Креста Господня. Содержание История [ править править код ] По доступным к настоящему времени источникам, храм во имя Воздвижения креста Господня, с престолом на нижнем этаже в честь Ахтырской иконы Божией Матери построен в 1756 году «тщанием помещика майора Федора Еремеевича Валуева. Род Валуевых происходит от Тимофея Васильевича Валуя, о котором известно, что он был воеводой св. благоверного вел. кн. Дмитрия Донского. Погиб Тимофей Валуй в Куликовской битве 1380 г. Из Валуевых в XIX веке наиболее известен был граф Петр Александрович, известный государственный деятель и литератор. Сведений о самом строителе храма пока найти не удалось. У южной стены церкви находится могильный памятник с надписью: «ЛЕТА 1766 ГОДА В МАЕ МЕСЯЦЕ 15 ДНЯ УМЕР СТРОИТЕЛЬ СЕЙ ЦЕРКВИ Федор Еремеев сын Валуев» Вполне вероятно, что храм существовал и до 1756 года. По мнению осматривавших храм реставраторов и архитекторов, в основании церковного здания лежит более древний храм, не позднее XVII века, который в 1756 году был не впервые возведен, а только капитально перестроен. Об этом, по их мнению, свидетельствует специфическая кладка нижних частей храма. В пользу этого говорит и тот факт, что праздником деревни был день Обретения мощей Нила Столобенского, хотя никаких данных о существовании в деревни какой-нибудь часовни или еще одного храма нет. Бывшая в храме до закрытия чтимая икона преподобного Нила Столобенского могла быть храмовым образом первого, не позднее XVII века, храма. В 1816 году храм XVIII века постройки пострадал от пожара и восстановлен через 17 лет, в 1833 году. Второй этаж храма перестроен помещиком поручиком Василием Николаевичем Елагиным. На церковной колокольне было 6 колоколов, самый большой из которых весил 57 пудов 38 футов. Глубоко почитались местными жителями такие храмовые святыни как: Ахтырская икона Божией Матери, икона преподобного Нила Столобенского и Казанская икона Пресвятой Богородицы. При храме в 1895 году была учреждена церковно-приходская школа, где обучались 59 мальчиков и 22 девочки. Перед революцией приходских земель было 56 десятин 80 сажен, причт церковный состоял из священника и пономаря. В начале 20 века приход имел три здания: храм, церковно-приходская школа и церковная сторожка.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Воздви...

Старый Покров. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Село Старый Покров, ранее известное как Покровский погост, является одним из старейших населенных пунктов на территории современного Орехово-Зуевского района. Окладные книги патриаршей Сенежской волости начала XVII в. упоминают в этой местности деревянную церковь святителя Николая Чудотворца на погосте. В начале XVIII в. здесь была построена первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1741г. она сгорела. Новый деревянный храм, построенный вскоре после пожара, стоял в селе до 1796 г., когда был перенесен на «пустошь Пашневу». Вместо него появилось новое деревянное здание. Строительство ныне существующего пятиглавого каменного храма с колокольней началось в 1845 г. В 1851 г. состоялось освящение северного придела храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Южный придел был освящен во имя святителя Николая Чудотворца. Главный престол храма освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1862 г. В советское время храм не закрывался, но в 1937-1947 гг. богослужения в нем не проводились. Источник: О.Пэнэжко «Православная Гуслица и Сенежская волость. Храмы Орехово-Зуевского района», Владимир, 2002 Когда впервые построена церковь на месте нынешнего Покровского погоста, сведений не сохранилось, однако из патриарших окладных книг мы узнаем, что в начале XVII в. в Сенежской волости на погосте существовала церковь святителя Николая (с северной стороны храма до 1930-х гг. находилась Никольская часовня, возможно, она была на месте бывшего храма). В начале XVIII в. построена церковь Покрова Богородицы. В 1741 г. церковь сгорела и вместо нее была построена новая, в честь того же праздника. В 1845 г. началось строительство ныне существующего каменного пятиглавого храма с колокольней. Храм имеет три престола: главный – Покрова Божией Матери, и два теплых придела – Ахтырской Божией Матери и святителя Николая. Из книги «Список церквей и приходов Владимирской епархии» узнаем, что в храме из святых икон особо чтима прихожанами Ахтырская икона Божией Матери; икона эта в приходе и в окрестных селениях почитается явленною и чудотворною. В нескольких метрах от храма находится святой источник в честь Ахтырской иконы Божией Матери, на котором и в наши дни происходят исцеления.

http://sobory.ru/article/?object=10680

Еще прежним владельцем А. Лесницким в 1800 г. была начата строительством новая деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Но после продажи имения она оставалась не покрытая шелевкой, без колокольни и ограды. В 1818 г. К.А. Павлов решил выстроить новую каменную церковь, т.к. Богодуховский благочинный священник требовал закрытия церкви в Малыжино. Священник Григорий Малиновский снял антиминс для передачи в архиерейскую ризницу, а приход с. Малыжино отнесли к Покровской церкви с. Малая Писаревка. Только в апреле 1820 г. было заготовлено часть кирпича, известь, разыскивались мастеровые для строительства. Новая каменная церковь была заложена 10 мая 1821 года в именование прежней церкви Архистратига Михаила, но 12 сентября 1825 года К.А. Карпов объявляя в письме об окончании строительства, известил, что желал бы именовать ее во имя Успения Пресвятой Богородицы. Из описания вновь построенной церкви следовало: «…церковь каменная с куполом деревянным оштукатуренным в виде каменного, об одном престоле. Крестообразна, внутри оштукатурена а с наружи помазана известью. Длина от алтаря и западном отделении 8, ширина 7 аршин. Окон в алтаре и западном отделении по 2 больших четырехугольных с железными снаружи решетками. В средней части окна 2 большие полукруглые, все шесть окон заставлены, везде довольно света, дверей три по одной от запада, севера и юга, двойные наружные дубовые доски выкрашены зеленой краской. Пол из сосновых досок. Клиросы сделаны из деревянных точеных столбиков. Купол выкрашен зеленой, а своды черной краской, а полубанок на куполе и главы покрыты железом и выкрашены зеленой краской. На главе купола утвержден железный позолоченный крест. Вокруг церкви ограда из кирпича с каменными столбами и деревянной решеткой...» Алтарь был изготовлен на каменном фундаменте из клена, жертвенник новой столярной работы, были закуплены новые облачения голубых тонов. Из старой церкви были перенесены: Святой Антиминс, серебряная позолоченная гробница, 2 серебрянных с позолотой креста, 2 серебряных подсвечника, 2 серебряных потира, серебряный с позолотой дискос со звездой, ложицы серебряные, серебряные с позолотой дароносицы, 3 кадила, один из которых серебряный, а 2 медных. Также из старой церкви был перенесен иконостас, 20 праздничных икон, маленькая икона Богоматери в серебряном с позолотой киоте, икона Ахтырской Божией Матери (левый клирос) и Чудотворная икона Владимирской Божией Матери (правый клирос), 6 медных лампад.

http://sobory.ru/article/?object=60234

Иконописец Иоанн, которому отдана была икона на поправление, имел у себя младенца, страдавшего лихорадкой. Слыша о чудесном действии воды от Ахтырской иконы Богородицы, он омыл икону, и, как скоро напоил сею водою больного младенца, болезнь оставила его. Много совершилось чудесных исцелений от чудотворной иконы по вере прибегающих к благодатной силе. Одно из них особенно замечательно по своей исторической достоверности. Жена генерала Вейделя, Елизавета, приехала в Ахтырку больная и усердно молилась пред чудотворною иконою Богородицы об исцелении от болезни. В следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала Её повеление: «Напрасно ты просишь избавления от болезни; это для тебя не нужно; ты скоро оставишь жизнь. Раздай по церквам и нищим все твоё имение; такая жертва послужит на пользу души твоей». Больная отвечала: «Мати Божия! У меня есть дети, и, если я раздам все имение, дети мои останутся в крайней нищете и бедности». На сие Матерь Божия сказала: «Не заботься о детях. Я буду всегдашнею их покровительницею. А ты чрез пять дней умрёшь, потому готовься к исходу, не медли раздать имение по церквам и нищим, дабы творили молитвы о твоём спасении». После сего Матерь Божия стала невидима. Больная, пробудясь от сна, призвала духовного отца, рассказала ему о видении и, по глаголу Богородицы, чрез пять дней скончалась с миром. Императрица Екатерина II, узнав о чудесном покровительстве, обещанном Богоматерью детям умершей Вейдель, взяла двух её дочерей на своё попечение и выдала их замуж: одну за графа Палена, другую за графа Чернышева. Чудотворная сия икона находится в Харьковской губернии, в городе Ахтырке, в Соборной Церкви. На сей иконе изображается Божия Матерь, молящаяся пред распятием. 2.07. Пожайская В десяти верстах от города Ковно, на живописном берегу р. Немана, находится Пожайский Успенский мужской монастырь, основание которого относится к 1662–1674 годам. Монастырь устроен на урочище Пожайске, почему и называется Пожайским. Замечательнейшая драгоценность монастыря заключается в чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Пожайскою. Изображение Божией Матери на холсте написано превосходно; на Её лице выражается умилительное милосердие и любовь к страждущим и скорбящим, прибегающим к Её помощи и заступлению. Икона в овальной золочёной раме находится за левым клиросом

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010