«Душа всякого праздника есть присутствие того, кому празднуют», по выражению митрополита Филарета Московского 18 . В иконе Сошествия Святого Духа зримого образа этого главного Лица, Которому празднуют, нет. Потому что, «если в истощании Сына нам явлена Его Личность, тогда как Божество Его скрыто зраком раба, то Дух Святой в Своем пришествии открывает общую природу Троицы, но скрывает Свою Личность Своим Божеством. Он остается не открытым, так сказать, скрытым за Своим даром» 19 . Личного образа Его мы не имеем и, следовательно, изобразить Духа Святого не можем. Поэтому в традиционной православной иконописи праздника место главного Лица оставляется пустым. Но поскольку ипостасное схождение Духа Святого есть завершение откровения Святой Троицы, то икона Сошествия Святого Духа относится к иконам Троичным. Так понимает ее православная Церковь . Чин освящения Троичных икон озаглавлен в Требнике так: «Чин благословения и освящения иконы Пресвятой и Живоначальный Троицы во образе трех Ангелов, или Крещения, или Преображения, или Сошествия Святого Духа». Таким образом, наряду с иконой, именуемой ветхозаветная Троица, существует три новозаветных Троичных иконы, в том числе и образ Сошествия Святого Духа 20 . Поскольку же ипостасного образа Его мы не имеем, то не может быть и ипостасного образа Святой Троицы. Поэтому изображается на иконе лишь то, что доступно нам: образ явления Духа Святого. Открытое же место, подчеркивающее отсутствие видимого образа Божества, есть указание на иной род познания, который дается человеку в Сошествии Святого Духа. Число именно двенадцати изображенных лиц (исключений мы не знаем. Космос не идет в счет, так как находится в другом плане) имеет здесь очевидно решающее значение. Двенадцать апостолов – число, как мы знаем, избранных Самим Христом, постоянных, всегдашних Его спутников. «Призва ученики Своя; и избра от них дванадесяте, ихже и апостолы нарече» ( Лк.6:13 ; см. также Мф.10:1 , Мк.3:13–14 , а также Лк.9:1 и др.). Перед самой Пятидесятницей, апостолы восстанавливают это число, т. е. полноту апостольского круга, избранием Матфия (изначально бывшего спутником Христовым) «прияти жребий служения сего и апостольства, из негоже испаде Иуда» ( Деян.1:25 ). Это восполнение показывает, что полнота апостольского круга была необходима для Сошествия Святого Духа 21 : не группа, не отдельные лица, а именно полнота: «беша вси вкупе» – собрание изначальных свидетелей жизни, чудес и воскресения Спасителя в указанном месте: «вы же седите во граде Иерусалиме, дóндеже облечетеся силою свыше» ( Лк.24:49 ) 22 . Также, как двенадцать колен Израилевых представляли полноту Церкви ветхозаветной, предобразовавшей новозаветную Церковь , так и полнота новозаветной Церкви, Тела Христова, в иконе Сошествия Святого Духа символически выражается числом двенадцати изображенных 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Тупичевская " Описания иконы Описание иконы Тупичевская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Тупичевская икона Божией Матери находилась в Тупичевском Свято-Духовом монастыре Могилевской губернии, близ города Мстиславля. Иногда эта икона называлась еще «Семигородною». Празднование ей, кроме 15-го августа, совершается еще в день Сошествия Святого Духа. В 1847 году были установлены три крестных хода с Тупичевской иконой Богоматери. Первый из них совершался в Могилевский Никольский монастырь накануне праздника свт. Николая. Второй – из Никольского монастыря в Мозоловский в день отдания праздника Пасхи. Наконец, третий крестный ход совершался из Мозоловского монастыря в Мстиславскую обитель, из которой 14 августа икона обратно переносилась в Тупичевский монастырь. Икона Тупичевская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Находилась икона в Тупичевском Свято-Духовом монастыре города Мстиславля Могилевской епархии. Монастырь, основанный в 1641 году, включал четыре церкви, жилые и хозяйственные постройки. Сожжён монастырь в годы Великой Отечественной войны. Окончательно разрушен в конце 1950-х – начале 1960-х годов при строительстве маслосырзавода. В настоящее время на месте бывшего оплота Православия на юго-западных рубежах Российской империи сохранились лишь фрагменты кирпичной ограды. В настоящее время чудотворная Тупичевская икона Божией Матери находится в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе Мстиславля. Дни празднования: 28 августа (15 августа по старому стилю) и в День Святого Духа. У Тупичевской иконы есть ещё одно название – Семигородная, что послужило поводом для довольно распространённой ошибки: в некоторых печатных изданиях и интернет-ресурсах вместо Тупичевской иконы помещают икону Божией Матери " УСПЕНИЕ " СЕМИГОРОДНАЯ (дни празднования этих икон к тому же совпадают).

http://pravicon.com/icon-323

4. Почему Святой Дух называется Утешителем? 5. В чем смысл молитвы «Царю Небесный»? 54. Икона праздника Сошествия Святого Духа На иконе празднуемого события в полукруге изображены двенадцать апостолов Христовых. Центральное и главное место в собрании апостолов изображено пустым и никем не занятым. Это место Иисуса Христа, Главы Святой Христовой Православной Церкви. Никто не может и не должен его занимать. Иисус Христос всегда невидимо, но действенно присутствует со Своими учениками и Сам управляет Своей Церковью. В верхней части иконы изображены огненные языки пламени, которые сошли на учеников Христовых в день Пятидесятницы. Дух Святой, которого исполнились апостолы, возродил их духовно и преобразил их внутренний мир. В центральной части иконы напротив апостола Петра изображен апостол Павел. На первый взгляд может показаться, что здесь нарушена историческая правда, ведь Павел в это время был неверующим во Христа фарисеем. Лишь позднее, после смерти первомученика диакона Стефана, ему явился Воскресший Спаситель, и Павел покаялся и уверовал (см. Деян. гл. 9). Самим Иисусом Христом Павел был избран к апостольству и, хоть и позднее, но получил те же дары Святого Духа, что и двенадцать апостолов. Именно поэтому он изображается на иконе, символически приоткрывающей тайну Церкви. В середине нижней части иконы изображена некая фигура с полотном в руках. На старинных иконах рядом с этой фигурой часто делали надпись: «о космос». В переводе с греческого языка это означает сотворенный мир, устроенный и организованный по Богом данным законам. Смысл этого изображения таков: мир, в котором мы живем, получает свое освящение и сопричастность Богу через Церковь и ее членов — христиан, исполненных благодати Святого Духа. На иконе видна только часть круга, изображающего созданную Христом Церковь. Другая, не видимая на иконе, часть круга охватывает нас, христиан, через веру, Крещение и принятие благодатных даров в Миропомазании и Причащении входящих в Церковь — семью Христову. Икона Сошествия Святого Духа изображает освященное силою Святого Духа и соединенное Христом в один духовно-телесный организм человечество, новый избранный Божий народ — Святую Христову Православную Церковь. 55. Итог земной жизни Божией Матери

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

В шестое после Пасхи воскресенье празднество чудотворному образу Пресвятой Богородицы, именуемой Страстною; в Москве оно совершается в Страстном девичьем монастыре в память достохвальных чудес, от сей св. иконы в сей день бывших. Название Страстной она получила оттого, что около лика Богородицы изображаются два ангела с оружиями страстей Господних. Вторично празднуется 13 августа. Умиление В седьмую неделю по Пасхе совершается празднество чудотворной иконе Богородицы, именуемой Умиление. Праздник сей установлен в 1601 г. в воспоминание избавления города Пскова от осады польского короля Стефана Батория. Икона сия находится в Псково-Печерском мужском монастыре, в 56 верстах от Пскова. В этот же день празднуется и Псково-Печерской иконе Богородицы. Вторично празднуется сей иконе 7 октября. Кипрская 139 Кипрская Празднество чудотворной Кипрской иконе Пресвятой Богородицы совершается в день сошествия Святого Духа, а также 20 апреля и 9 июля в Москве, в церкви святителя и чудотворца Николая, что в Голутвине, где хранится и самая икона Кипрская. Тупичевская 140 В Тупичевском Свято-Духове монастыре в городе Мстиславле Могилёвской губернии есть чудотворная икона Богоматери, именуемая Тупичевскою. Празднество ей установлено в день Тупичевская сошествия Святого Духа и 15 августа. В 1847 году восстановлены три крестных хода с чудотворною Тупичевскою иконою. Празднество совершается и 15 августа. Дехтяровская В 15 верстах от г. Новгород-Северска, на берегу р. Десны, находится чудотворная икона Богоматери в каменной церкви, построенной в 1710 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На сей иконе Матерь Божия изображена обеими руками обнимающею шею Предвечного Младенца, Который наклонился с левой стороны к Её шее. Вышина иконы 7 вершков, ширина 51/2 вершков. Икона написана на доске и прославилась ещё в 1702 г. В десятую пятницу после Пасхи народ многочисленными толпами стекается в с. Дехтяровку на поклонение чудотворной иконе. Когда Мазепа в Дехтяровке писал в Стародубский полк воззвание отказаться от царя Петра I и присоединиться к шведскому королю Карлу XII, в народе пронеслась молва, что Мазепа вместе со шведами надругался над чудотворною Дехтяровскою иконою, и это оттолкнуло от Мазепы даже преданных ему людей, готовых уже следовать за ним. Борщаговская

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Троица или Пятидесятница? Троица «Икона Сошествия Святого Духа (Пятидесятницы) — это икона рождения Церкви, — говорит Ирина Языкова. — Из апостолов Святым Духом соединяется Тело Христово, апостолы, получившие Святого Духа, передают Его всем народам». Называть праздник Пятидесятницы Троицей на Руси начали с XVI века (в Греции такой традиции нет), после того как икона преподобного Андрея Рублева была объявлена на Стоглавом соборе каноничным образом Троицы. Дело в том, что до этого еще существовал образ «Гостеприимство Авраама», а Рублев по существу создал новый образ — Святой Троицы, в котором уже нет Авраама и Сарры, а сидящие за столом ангелы символически истолкованы как Лица Пресвятой Троицы. Постепенно в народном сознании Троица и Пятидесятница слились — в трех ангелах проще «увидеть» Три Лица Пресвятой Троицы, чем в сюжете Сошествия Святого Духа на апостолов, где проявление Божественных Ипостасей не так явно выражено. Но это слияние сюжетов не случайно. На иконе Троицы все Три Лица Святой Троицы явлены не только как полнота Божества, но и Церкви, как исполнение обетования, данного в предвечном совете: Бог Отец послал Своего Сына во искупление отпавшего от Бога человека, Сын принял крестную смерть за грешных людей, воскрес, явился людям и отошел к Отцу, послав от Отца верующим в Него Святого Духа-Утешителя — сначала апостолам, а через них в Таинстве Крещения и всем христианам. Так родилась Церковь, собравшая всех верующих во Христа. И как Три Лица Святой Троицы соединяет любовь, так любовь соединяет людей друг со другом и со Христом в Церковь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 июня, 2016 31 мая, 2015 7 июня, 2020 4 июня, 2017

http://pravmir.ru/svet-i-ogon-svyatogo-d...

Итак, в результате внешнего сопоставления богослужения Пятидесятницы и иконы праздника с изображением Пресвятой Богородицы среди апостолов, мы сталкиваемся с противоречием, которого на самом деле не может быть. Следовательно, те причины, по которым Она не упоминается в богослужении в контексте празднуемого события и отсутствует в традиционной иконе праздника, следует искать в содержании и направленности праздника Пятидесятницы, которые должны быть и содержанием, и направленностью иконы Сошествия Святого Духа. Празднику Пятидесятницы в православной Церкви соответствуют две совершенно различные по содержанию, наименованию и значению иконы – ветхозаветная Троица в виде трех Ангелов (илл. 3) и икона Сошествия Святого Духа на Апостолов. В православной Церкви, где нет праздника Святой Троицы в буквальном смысле слова, Ее прославлению преимущественно посвящается первый день Пятидесятницы. Пятидесятница есть откровение третьего Лица Святой Троицы, сошедшего в мир, точнее в Церковь , в 50-й день после Воскресения Христова. Но это ипостасное схождение Святого Духа есть следствие домостроительства второго Лица Святой Троицы: «Слово приняло плоть, чтобы мы могли получить Духа Святого», – говорит святой Афанасий Великий 11 . Искупленная кровью Христовой от рабства греху человеческая природа становится способной к приятию Духа Святого, способной к осуществлению конечной цели твари, к обожению, т. е. к достижению человеком совершенного единства с Богом по благодати. Для этой цели обожения и совершилось Сошествие Духа в Пятидесятницу. «То и было целью и концом всего воплощенного домостроительства Христова, чтобы Духа Святого приняли верующие в Него» по выражению преподобного Симеона Нового Богослова 12 . Обожение же есть «Духа действо (…) имже Троица познавается» (Канон Троицына Дня песнь 7. См. также коленопреклоненную молитву св. Василия Великого на вечерне). Принимая обожающие дары Духа Святого, человек становится причастным троичному Бытию, потому что познание и есть общность бытия; начаток обожения есть начаток жизни во Святой Троице «Со Святым Духом входит в нас и созерцается и Сын со Отцом», – говорит святой Симеон Новый Богослов 13 , или же, по слову святого Василия Великого , «привлекший Духа, привлекает вместе и Сына и Отца» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Не замкнуты ряды апостолов и внизу. Они открыты для нас; Церковь не ограничивается ни апостольским кругом, ни апостольством вообще, ни иерархией. В первосвященнической Своей молитве, Спаситель просит Отца не об одних апостолах: «Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя; да вси едино будут; якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут; да и мир веру имет, яко Ты Мя послал еси» ( Ин.17:20–21 ). Незамкнутость иконы вверху и внизу, и есть открытость Церкви; вверху, через Духа Святого, причастию нетварному троичному бытию, внизу, через нас, всему миру. Мы продолжаем эти ряды апостолов и будем продолжать до скончания века, потому что домостроительство Святого Духа имеет начало, но не имеет конца. Дух, сошедший в пятидесятый день по Воскресении Сына Божия, не ушел из мира, Он пребывает в Церкви; Утешитель послан «да пребудет с нами во век» ( Ин.14:16 ). Это вечное пребывание и есть продолжающаяся Пятидесятница в Церкви. В этом плане падает преграда времени и Пятидесятница является нашей жизнью в Церкви во все времена. Входя в Церковь , мы входим в тот же строй иконы, в жизнь Церкви по образу Святой Троицы. Церковь есть та среда, в которой происходит единение человека с Богом. Мы рождаемся в Церкви через то, что она получила от апостолов и передает через их преемников. «Мы чтим апостолов, говорит святой Симеон Новый Богослов , (…) потому что Им (Спасителем), они были посланы сделать нас сынами Богу по благодати, наследниками вечной жизни и причастниками неизреченных благ, посредством проповеди Евангелия и святого Крещения» 29 . Обожение достигается только в Церкви и икона указывает нам на то, посредством чего оно достигается, т. е. не только на субъективную сторону Церкви, личное обожение апостолов, присутствовавших в Сионской горнице, но и на объективную, сакраментальную ее сторону: обе эти стороны Церкви становятся действенными и осуществимыми личным присутствием Духа Святого. Поэтому то, что изображено на иконе Его Сошествия и открывает нам путь к обожению, и ведет нас по этому пути; проповедь слова Божия и совокупность даров Духа Святого, которые преподаются нам через апостолов и их преемников в таинствах. Другими словами, изображается то, что относится именно к домостроительству Духа Святого; строители Таин Божиих, апостолы, – непосредственные, активные делатели Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Москва. Церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Даниловское кладбище появилось вблизи Москвы во время эпидемии чумы 1771 г. Расположили его на землях слободы Данилова монастыря, от которого оно и получило свое название. Хоронили на нем, главным образом, купцов, мещан и ремесленников. Первая кладбищенская церковь была деревянной, ее освятили 31 декабря 1772 г. во имя священномучеников Херсонесских (Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора). Каменный храм строился с 1829 г. и был освящен 25 сентября 1838 г. Средства на строительство пожертвовал московский городской голова коммерции советник, крупный благотворитель Семен Логинович Лепёшкин (1787–1855). Главный престол кладбищенского храма посвятили празднику Сошествия Святого Духа на апостолов, а приделы – Успению праведной Анны и священномученикам Херсонесским. Церковь построена по проекту архитектора Ф.М. Шестакова и представляет собой тип небольшого трехчастного храма. Компактная центральная часть перекрыта невысоким куполом на барабане, трапезная соединена с двухъярусной колокольней. Внешние архитектурные формы и детали очень лаконичны и строги. Интерьер же впечатляет богатством церковного убранства, а главное – сохранностью первоначального декора. В этом смысле у храма счастливая судьба, ведь он в числе немногих не был закрыт в советское время и не подвергся разорению. Сохранился классический главный иконостас редкого насыщенного цветового сочетания зеленого с золотом. Стенопись представляет собой характерный для ампира образец органичного сочетания евангельских сюжетов и декоративной живописи. В храме много старинных икон, резных позолоченных киотов. В 1905 г. расширили южный придел священномучеников Херсонесских, ранее находившийся в трапезной, а после перестройки помещенный рядом с главным престолом. Храм при этом увеличился почти вдвое, алтари главного и южного придела оказались рядом. Новая апсида почти в точности повторила размер и форму апсиды главного храма, а стена южного придела повторила архитектурные формы стены храма. Бывшую наружную стену прорезали большие арки, и пространство храма стало почти единым. Единственно, что не было повторено в южном приделе, это глава, которую не поставили над приделом. Святынями храма являются чтимые иконы Божией Матери «Иверская» и «Скоропослушница», икона преподобного Серафима Саровского с мощевиком. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03321

Перемышль. Церковь Сошествия Святого Духа. Духовская церковь Карта и ближайшие объекты Построена в 1767 г. Была закрыта и сильно повреждена. В настоящее время действует как архиерейское подворье, реставрируется. Когда и кем построен первоначальный деревянный храм, освященный в честь Сампсона Странноприимца, неизвестно. В старом храме имелись приделы в честь Андрея Первозванного и вмч. Никиты. Со временем храм обветшал и его решили перестроить.Храм был построен в 1767 (1769) гг. (по другим источникам в 1781 г.) купцом из г. Перемышля Медведевым Козьмой Афанасьевичем. Приделы храма были освящены в честь Андрея Первозванного, Сампсона Странноприимца, вмч. Никиты, а также Гурия, Самона и Авива. В 1934 году храм был закрыт. Длительное время в здании размещалась МТС, потом склад типографии, что повлекло за собой существенное ухудшение состояния здания храма. Тогда же снесли колокольню, от которой остался только нижний ярус. Храм передан Епархии в октябре 1994 года. К этому времени состояние храма было удручающим. Не было ни окон, ни дверей, полностью отсутствовала кровля, росписи на стенах не сохранились. Сейчас в храме ведутся ремонтно-восстановительные работы. Первый молебен в храме отслужил иерей Владимир Яновский 2 июля 1995 года, первая литургия в храме совершалась на временно освященном престоле (в алтаре вмч. Никиты) 28 сентября 1995 г. К знаменательным событиям в жизни прихода можно отнести и первый звон колокола, зазвучавший над округой 21 мая 1997 года. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt История сохранила сведения, что в Перемышле был деревянный храм с тремя приделами. Со временем он обветшал и на его месте построили каменный. Новая церковь, освященная в честь Сошествия Святого Духа, строилась на средства перемышльского купца Козьмы Медведева. Это была одноглавая постройка с каменной колокольней. Церковь имела пять престолов, что удивительно для небольшой сельской церкви. Особо почитаема в храме была Смоленская икона Божией Матери. Около храма построили небольшую свечную лавку и сторожку.

http://sobory.ru/article/?object=01463

Иконография «З. П.» и. восходит к католич. изображению «Мадонна с четками», или «Мадонна розария» (итал. Madonna del Rosario; нем. Rosenkranzmadonna; польск. Matka Boska Róacowa; словен. Ronovenska Mati Boja), возникшему в позднее средневековье и отразившему развитие почитания Богоматери на католич. Западе. В основе изображения лежит читаемое по четкам молитвенное правило - розарий , во время к-рого вспоминают 15 таинств из жизни Пресв. Богородицы: 5 радостных (Благовещение, Встреча Марии и Елисаветы, Рождество Христово, Сретение, Преполовение), 5 скорбных (Моление о чаше, Бичевание, Коронование терновым венцом, Несение креста, Распятие), 5 славных (Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери). Иконография «Мадонна с четками» представляет собой изображение Девы Марии с Младенцем Христом на руках, протягивающими предстоящим четки - розарий (за редким исключением, четки могут быть только у Младенца). Дева Мария с Христом изображаются в рост (или сидящими) на престоле, на облаках, на полумесяце. Их одеяния не подчинены строгому канону, как правило, Богомладенец препоясан, голову Богородицы украшает венец. Иногда плащ Богородицы, как в образах «Мадонна Милосердие» (Madonna della Misericordia), образует покров, под к-рым находятся предстоящие. Четки имеют крест и крупные бусины, делящие нитку на неск. частей. Сохранился ряд произведений этой иконографии, в к-рых Деву Марию с Младенцем окружают следующие сцены: «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Богоматери», «Коронование Богоматери». В нек-рых композициях эти сцены скомпонованы в 3 группы по 5 сюжетов. В композицию «Мадонна с четками» обычно включается изображение цветов, гл. обр. роз (розарий - также венок из роз) ( Mena š e L. Marija v Slovenski umetnosti: ikonologija slovenski marijanske umetnosti od zaetkov do prve svetovne vojne. Celje, 1994. 143-148). Розарий - домашнее молитвенное правило, отсюда часто встречающееся на иконах «Мадонна с четками» изображение ктиторов или их небесных покровителей - как выражение персонального, личного моления заказчика.

http://pravenc.ru/text/182739.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010