Саратов. Собор Сошествия Святого Духа. Духосошественский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Престолы: главный - в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, в правом приделе - во имя святителя и чудотворца Николая, в левом - в честь иконы Пресвятой Богородицы " Знамение " . Освящен: главный престол - в 1948 году, приделы - в 1995 году. Святыни: ковчег с мощами Радонежских святых, ковчег с мощами Киево-Печерских святых, икона святителя Митрофана Воронежского с частицей его святых мощей. Вначале была построена деревянная церковь. В саратовских газетах имеется упоминание об этом. Так, «Саратовские губернские ведомости» писали: «Новая церковь в Саратове… во имя Сошествия Святого Духа на апостолов, устроена при содействии преосвященного Иакова в 1844 году». В 1855 году вместо старой, деревянной, построена каменная церковь и каменная же колокольня на средства почетного гражданина Саратова купца первой гильдии Петра Федоровича Тюльпина. Освящение Духосошественской церкви произошло несколько позднее, лишь 5 октября 1858 года. Освятил ее Преосвященный Иоанникий I (Горский; 1877), епископ Саратовский и Царицынский. По штату при церкви были положены три священника, один диакон и три псаломщика. Церкви принадлежали здания каменной церковно-приходской школы и деревянной сторожки. В конце 1920-х годов Духосошественская церковь была захвачена обновленцами, но спустя полгода клир храма принес покаяние. Предположительно после закрытия Александро-Невского кафедрального собора Духосошественская церковь получила статус соборной. Постановлением Президиума Нижне-Волжского краевого исполкома советов РК и К депутатов от 6 октября 1931 года колокола собора были изъяты для нужд промышленности. В 1939 году храм был закрыт и превращен в зернохранилище. Однако здание почти не пострадало, и, когда 17 декабря 1947 года храм вновь был открыт, его стены были лишь заново расписаны. В 1948 году главный придел был заново освящен Преосвященнейшим Борисом (Виком; 1965) и в нем начались регулярные богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=02697

Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Церковь Сошествия Святого Духа. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Зимняя соборная церковь Сошествия Святого Духа на апостолов была пост­роена в 1813-1815 годах на средства карачевских помещиков Веревкиных, с двумя приделами: в честь Феодоров-ской иконы Божией Матери и в честь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь была освящена в 1815 году при строите­ле иеромонахе Павле. Местночтимые иконы были украшены серебряными позолоченными ризами с драгоценны­ми камнями. Особо выделялся помещенный против правого клироса образ Всемилостивого Спаса, подаренный царем Михаилом Феодоровичем из царских палат в благословение отцу Прокопию. На иконе была сребропозлащенная риза чекан­ной работы, имевшая в венце четыре драгоценных камня в сиянии одиннад­цати мелких камней. На ризе была вы­бита следующая надпись: " Сооружена риза сия на образ Всемилостивого Спа­са, жалованный блаженной памяти Великим Государем, Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем всея России с образом Казанския Богородицы на благословение сей Площанской пусты­ни строителю иеромонаху Прокопию. А сия риза устроена подаянием Христолю­бивых подателей при строителе сей пус­тыни игумене Серапионе в 1798 году 14 февраля; весу в ней 10 фунтов " . Не менее славился список с Казанской иконы Пресвятой Богородицы, тоже в сребропозлащенной ризе весом 9 фун­тов 44 злотника. Эту ризу при строителе Иоиле устроили монах Иона и господин М.А. Тараканов. Короны же на Спасите­ле и Божией Матери были серебряными и инкрустированы горным хрусталем. В Феодоровском приделе находилась местная икона Богоматери. Икона эта была врезана в доску другой иконы, на ризе которой сверху было написано: Коронование Божия Матери, а внизу: Чудесное принесение образа Феодоровския Богоматери святым великомуче­ником Феодором Стратилатом. В этом же храме находился список Казанской иконы Божией Матери, пожертвованный на устроение храма госпожой Неклюдовой из Каменец-Подольска в 1814 году. http://ploshchanka.ru/historical-information.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04909

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Сошествие Святого Духа Сошествие Святого Духа. В основе этого изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян. 2, 1–13), из которого нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению. Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства. Иконография этого праздника начала развиваться с VI века. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка IX–XIII вв.), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и других церквах. Эта икона изображает триклиний, сидящих в нем апостолов во главе с Апостолами Петром и Павлом. В руках апостолов книги и свитки, или они пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба, на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, иногда пишутся одни языки пламени. В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипсиса, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда это пространство позолочено). Здесь помещаются толпы народа: те самые, которые перечислены в книге Деяний. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами. Уже в IX веке для некоторых художников эта первоначальная арка с темным пространством внутри становится непонятной и признается как вход в сионскую горницу. Этим объясняется то, что на некоторых изображениях написаны двери, а на одной миниатюре из грузинской рукописи к двери даже приставлены две лестницы.

http://pravicon.com/info-866

Итак, повторяем: в богослужении нет ни одного текста, который указывал бы на роль Богоматери в событии Сошествия Духа Святого и на Ее участие в нем наряду с апостолами. Зато, в течение всей службы Пятидесятницы первого и второго дня, Церковь решительно и подчеркнуто сосредотачивает наше внимание на апостолах и на их роли именно в связи с Сошествием Святого Духа: «Егда Духа Твоего послал еси, Господи, сидящим апостолам…» (Литийная стихира на слава и ныне); «Ныне облачатся державой Христовой с высоты апостоли» (3-я стихира на стиховне Духова Дня); «Духа источник пришед на землю (…) апостолы орошаше, просвещая» (Седален 8-го гласа), или тропарь праздника: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святого, и теми уловлей вселенную… 10 и т. д., и т. д. Не случайно, наконец, и само наименование в нашей Церкви иконы «Сошествие Святого Духа на Апостолов». Таким образом, как в Вознесении, так и в Пятидесятнице, мы сталкиваемся с одним и тем же явлением соответствия иконы службе праздника: богослужение Вознесения утверждает присутствие Богоматери среди учеников при Вознесении Христове и икона этого праздника изображает Ее, помещая в центре всей композиции, несмотря на то, что в новозаветных текстах нет на это ни малейшего намека. В Пятидесятнице наоборот: из текста первой главы Деяний вытекает, что Она присутствовала в Сионской горнице; служба же, в связи с Сошествием Святого Духа, нигде Ее не упоминает и традиционная икона праздника Ее не изображает. Итак, в службе праздника, где раскрывается его экклезиологический и духовный смысл, апостолы постоянно выделяются из общего числа присутствовавших при Сошествии Святого Духа. После трех Лиц Святой Троицы именно они ставятся на первый план, именно они здесь главные действующие лица. Богоматерь же прославляется, повторяем, не в контексте самого события Сошествия Духа Святого, а в контексте христологическом (и то, главным образом, на второй день праздника в каноне Святому Духу). Иначе говоря, в контексте празднуемого события, Богоматерь, как бы отходит на второй план по отношению к апостолам, заслоняется ими. Получается как раз обратное тому, что мы видим на иконе с Ее изображением. Следовательно, одно из двух: или неправо богослужение, не выделяющее Богоматерь на главное место по отношению к апостолам и традиционная иконография праздника, Ее не изображающая, или же неправа икона, помещающая Ее во главе апостольского лика и тем самым расходящаяся со службой праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Если в промыслительном действии Бога в отношении мира и человека участвуют все три Лица Божественной Троицы то проявления Их в этом действии различны. Мы исповедуем Бога Отца, Творца видимого и невидимого мира, «все содеявый Сыном, содейством Святаго Духа»; Бога Сына, Искупителя «Имже Отца познахом, и Дух Святый прииде в мир», и Бога Духа Святого, Утешителя, «от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй» 358 , оживляющего все живущее. В день Сошествия Святого Духа на апостолов проявилось совершительное действие третьего Лица Святой Троицы, как освящающей силы, и этот акт есть «окончательное совершение обетования» 359 . Явление Святого Духа, исшедшего от Отца и посланного Богом Сыном (см.: Деян.2:33 ), явило миру благодатное познание тайны Святой Троицы 360 , единосущной, нераздельной и неслиянной. Вместе с совершением обетования оно есть завершение откровения о едином Боге в трех Лицах, т. е. явление центрального догмата христианства. Если в день Крещения Господня явление Святой Троицы было доступно лишь внешним чувствам (св. Иоанн Предтеча слышал голос Отца, видел Сына и Духа Святого, нисходящего телесно в виде голубя), то теперь благодать Святого Духа, просвещая все существо искупленного Сыном Божиим человека, приводит его к обожению 361 . Человек получает в меру своих сил возможность боговидения, причастия благодатному Царству Отца и Сына и Духа Святого. С внешней стороны празднование Пятидесятницы, а именно украшение храмов и домов зелеными ветвями, травами и цветами, также унаследовано от ветхозаветной Церкви. Символически этим выражается сила Святого Духа, все возрождающая, обновляющая и всему дающая жизнь и расцвет. В Православной Церкви, где нет праздника Святой Троицы в буквальном смысле этого слова, Ее прославлению преимущественно посвящается первый день Пятидесятницы, воскресенье, который называется Троицыным днем. Богослужение этого дня раскрывает догматическое учение о Святой Троице, икона которой и выносится в этот день для поклонения. Икона же Сошествия Святого Духа на апостолов выносится на второй день праздника, в понедельник, который посвящен Святому Духу и называется Духовым днем. Таким образом, празднику Пятидесятницы соответствуют две совершенно разные по содержанию и значению, но связанные внутренним смыслом иконы. Святая Троица

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Екабпилс. Екабпилсский Свято-Духов мужской монастырь. Церковь Сошествия Святого Духа. Jkabpils Svt Gara vriešu klostera Svt Gara Nonkšanas pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты Первоначальный деревянный Свято-Духов храм был построен на средства купца Радкевича в 1670-1675 годах в память виденного им чудотворения Якобштадской иконы Божией Матери. После упразднения монастыря в 1817 году храмы обители стали приходскими. До 1866 года при храмах оставались доживать свой век престарелые иноки монастыря. Чудотворная икона Божией Матери находилась в Свято-Духовской церкви. Массовое движение перехода латышей в Православие в середине 19 века было причиной образования при храме латышского прихода. В течение 1845 – начала 1846 года в Якобштадтате священник Александр Мутовозов миропомазал в православие 381 латыша. К 1853 году Свято-Духовская церковь совсем обветшала и была закрыта. Приход перешел в Покровскую церковь (бывшую униатскую), где присоединился к бывшему там приходу. Храм стоял заброшенным 30 лет. Два события тех времен послужили знамениями, указавшими на необходимость восстановления храма. В 1878 году в Якобштадте случился страшный пожар у самых стен монастыря. Во время пожара чудотворная Якобштадтская икона была с молебным пением обнесена вокруг ограды, и ветер переменил направление, огонь не коснулся древнего храма. В 1881 году пожар случился на территории бывшего монастыря, сгорел дом настоятеля, был поврежден Никольский храм, а ветхая Свято-Духовская церковь уцелела. Восстановление церкви началось в 1882 году под руководством протоиерея Родиона Пойша. Прибалтийское православное братство Христа Спасителя и Покрова Богородицы объявило сбор средств на строительство храма. Уже летом 1883 года начались работы, и 1 ноября 1884 года состоялось торжественное освящение нового храма. При устройстве фундаментов были найдены многочисленные захоронения под полом старой церкви и вокруг нее. Церковь была возведена на прежнем месте и точно по образцу старой, повторяя ее формы и габариты: крестообразный в плане деревянный сруб, пять куполов, гульбище. Были установлены новые иконостасы, в которых разместили старые иконы «фряжского» письма, обновленные П.А.Зыковым. Освящение церкви совершил Киевский митрополит Платон с епископами Рижским Донатом и Ковенским Сергием. Строительные работы велись под руководством архитекторов Р.Пфлуга и А.Кизельбаша. Расходы составили 27 тысяч рублей без стоимости леса. Новый храм простоял всего лишь два с половиной месяца. 16 января 1885 года в результате поджога церковь сгорела дотла. Из огня удалось вынести только чудотворную икону Божией Матери и храмовый образ Сошествия Святого Духа на апостолов, их разместили в Никольской церкви. Случившееся потрясло верующих всей Прибалтики.

http://sobory.ru/article/?object=09296

В 1918 г. монастырь преобразован в сельхозартель, в 1925 г. окончательно закрыт. 19 декабря 1998 г. отслужили первый молебен в восстановленном храме Сошествия Святого Духа на апостолов. Вся церковная утварь была дана Троице-Сергиевой Лаврой. Первый «временный» иконостас был установлен на средства р.Б. Вячеслава. Много облачений пожертвовал иерей Сергий из с. Анискино (Московская обл.) и протоиерей Николай из с. Братовщина (Московской обл.). Первое время пел хор насельников Лавры и Московской Духовной Академии под руководством Андрея Орлова. Первая Литургия была отслужена на Рождество Христово в 1999 г. Постепенно собирались прихожане. 22 мая 1999 г. прихожане решили заказать аналойную икону святителя Николая для своего храма иконописцу и прихожанину В.Ф. Качикину. 21 июня 1999 г. икона была освящена. 22 сентября 1999 г. Виктор Федорович и Ольга Васильевна Качикины пожертвовали икону «Троица» в резном киоте, немногим позже семьей Качикиных пожертвована икона «Богоматерь Казанская» в дубовом резном киоте. Строительные работы велись без прекращения богослужений. Архитектором и строителем был тогда Александр Федоров, бригадиром р.Б. Владимир Михайлович. Так как верх храма был разобран в советское время и не было возможности восстановить его первоначальный облик, приняли план с «ложными» сводами и куполами. Внутри поставили кирпичные колонны и поменяли деревянные балки, которые держат крышу. В 2000 г. на средства О.В. Качикиной заказан иконостас (столяр Владимир Сергеевич Козляков). Приступили к написанию икон для иконостаса храма на средства Ильи Александровича Денисова (г. Москва) иконописцем В.Ф. Качикиным. В 2002 г. на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры. В 2003 г. обители был передан 2-й этаж собора в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, гостиница и старый семинарский корпус. В старой семинарии жили трудники, а иногда и рабочие Свято-Троицкой Лавры. К празднику Рождества Христова в 2007 г. отремонтирован придел свт. Николая в соборе Сошествия Святого Духа на апостолов.

http://sobory.ru/article/?object=14042

17 июня 2016 г. 15:10 В храм св. Николая в Толмачах на 4 дня принесена икона «Троица» святого Андрея Рублева В канун Троицкой Родительской субботы в храм святителя Николая в Толмачах на четыре дня из зала Древнерусского искусства XII-XVII веков Третьяковской галереи принесена самая знаменитая икона святого Андрея Рублева «Троица». Это событие традиционно повторяется уже много лет накануне праздника Пятидесятницы. Икона в храме размещена в специальной капсуле. До нее там постоянно находится икона Божией Матери «Иверская». К слову, это та самая «Иверская» икона, которая до революции находилась в часовне на Красной площади.  Икона «Троица» на это время по прежнему останется в экспозиции, т. к. храм святителя Николая в Толмачах имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее и открыт для посетителей музея во внебогослужебное время. Значительная часть его убранства – экспонаты из собрания музея. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе " Святитель Николай " , " Сошествие Святого Духа на апостолов " , а также  заалтарные кресты, литургическая утварь. Здесь же в специально оборудованной витрине хранится величайшая русская святыня и всемирно известное произведение искусства, гордость собрания Галереи – икона " Богоматерь Владимирская " (XII век). Икона «Троица» будет находится в храме с 17 по 21 июня (21 июня ее вернут в зал Древнерусского искусства). Адрес: Малый Толмачевский переулок, 9. Справка Икона «Троица» – самое знаменитое произведение гениального русского художника Андрея Рублева. По свидетельству одного из источников XVII века, она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона. В основе иконографии – библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов. Авраам с женою Сарой угощали ангелов под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. Избегая подробностей, обычных в сюжете «Гостеприимство Авраамово», Андрей Рублев достигает исключительной символической глубины своего творения. В рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. Содержание «Троицы» не однозначно, памятник многогранен по своим темам, в первую очередь он воплощает идею о троичности Божества. Во времена Сергия Радонежского и Андрея Рублева тема Троицы воспринималась как символ духовного единства, взаимной любви, мира и готовности принести себя в жертву. 

http://e-vestnik.ru/news/ikona_sv_andrey...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Минская " Описания иконы Описание иконы Минская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Минская икона Пресвятой Богородицы в конце X века была перенесена святым равноапостольным князем Владимиром из Корсуни в Киев и поставлена в Десятинной церкви (память освящения церкви в 996 году – 12 мая), в которой и пребывала более 500 лет. В 1500 году, во время взятия Киева ханом Менгли-Гиреем, некий татарин, сорвав с чудотворной иконы ризу и украшения, бросил ее в Днепр. Через некоторое время святой образ Царицы Небесной чудесным образом явился в Пинске на реке Свислочи. Приставшую к берегу икону, окруженную необычайным светом, торжественно перенесли в церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находившуюся в замке минских удельных князей. Это произошло 13 августа 1500 года, поэтому и празднование чудотворному образу было установлено в этот день. В 1616 году святая икона была перенесена в Минскую церковь в честь Сошествия Святого Духа. На иконе, помещенной с левой стороны иконостаса, изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на левой руке. Икона писана яичными кр[...] Икона Минская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Согласно преданию, эта икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Существует предположение, что в русскую землю чудотворный образ был привезён святым равноапостольным князем Владимиром из Корсуни (Херсонеса). Около пятисот лет икона была одной из главных святынь православного Киева. В 1482 году крымский хан Махмет Гирей, захватив город, «ограбил его и выжег, взяв множество пленных». Один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу, а саму её бросил в воды Днепра. И вот 13 августа 1500 года жители Минска увидели необычный свет, исходящий из реки Свислочь напротив древнего замка минских удельных князей. Подплыв на лодке к источнику света, горожане увидели икону. Образ подняли из воды и торжественно перенесли в замковую церковь. Так город обрёл свою святыню, получившую название Минская икона Пресвятой Богородицы. В 1616 году, во время распространения унии (слияния православного и католического вероисповеданий), икона попала к униатам и находила[...]

http://pravicon.com/icon-195

33 Литургически участие космоса, между прочим, символизируется украшением храма в Пятидесятницу растениями и цветами. Цветы держат в руках и молящиеся, как бы представляя их вместе с собой участниками нового бытия. 34 Объяснение этой фигуры в сборниках XVII века следующее: «Чесо ради пишется у Сошествия Святаго Духа человек, седяй в темнем месте, старостью одержим, а на нем риза червлена и на главе его венец царский, а в руках своих имея убрус бел и в нем написано двенадцать свитков? Человек, седяй в темнем месте, – весь мир в неверии прежде бяша, а еже старостью одержим понеже состареся Адамовым преступлением, а еже риза червлена на нем, то приношение кровавых жертв бесовских, а еже на главе венец царский, понеже царствоваше в мире грех , а еже в руках своих имеяше убрус, а в нем двенадцать свитков, сиречь двенадцать апостолов учением своим весь мир просветиша». См. Н. Покровский «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской» СПб., 1892, стр. 463. 35 Именно поэтому древние изображения церковных соборов строились по той же схеме, что и икона Сошествия Святого Духа. Это является наиболее православным изображением собора и как нельзя лучше соответствует апостольским словам «изволися Духу Святому и нам» ( Деян.15:28 ). 36 В изображениях Страшного Суда также изображаются 12 апостолов по сторонам Главы Церкви Христа. Богоматерь же изображается одесную Его, вместе с Предтечей (с левой Его стороны) как Предстательница Церкви земной и небесной, и Ходатаица за род человеческий. 37 Примеры первого, мы видим у Тициана в изображении Пятидесятницы в Санта Мария дела Салуте в Венеции, у Эль Греко в напрестольном образе в Мадриде и т. д.; второго у Андреа да Фиренце в стенной росписи капеллы св. Креста во Флоренции. 39 Не это ли двойное схождение символизируется двумя лучами, которые мы иногда видим над пустым местом во главе Церкви? 41 Напомним кстати, что многие тексты праздника Пятидесятницы написаны святым Иоанном Дамаскиным , величайшим богословом, защитником святых икон в период иконоборчества, имевшим личные основания для особого почитания Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010