Исторический извод Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (см. Деян. 1: 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. «По преданию, Пресвятая Богородица присутствовала при этом событии, — говорит Ирина Языкова. — И, следуя ему, в историческом изводе в центре композиции мы видим именно Пресвятую Богородицу. Эта икона очень похожа на икону Вознесения, где апостолы стоят вокруг Богородицы и смотрят на восходящего Христа, а здесь они сидят, беседуют и на них сходит Святой Дух. Разница только в том, что на иконе Вознесения нимб есть у одной Богородицы (не случайно Благовещение называют малой Пятидесятницей — Богородица первая получила Святого Духа), а на иконе Пятидесятницы нимбы появляются уже и у всех апостолов — это подчеркивает их состоявшуюся принадлежность к Царствию Божию. В Испании сохранились даже такие иконы VIII века, где объединены оба события: Вознесение и Пятидесятница. Апостолы собрались вместе, Христос возносится на небо, посылая апостолам Святого Духа». На историческом изводе иконы Пятидесятницы Святого Духа иногда изображают в виде голубя (в поздних иконах — голубь в языках пламени), но такое изображение, говорит Ирина Языкова, неканонично, так как Дух Святой, как и Бог Отец, не имеет своего ипостасного образа, в отличие от второго лица Святой Троицы — Сына Божия, «воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася», то есть явленного миру как богочеловек Христос. Стоглавый собор (прошел в Москве в 1551 году), осудивший в том числе и неканонические изображения, настаивал на том, что Духа Святого нельзя изображать в виде голубя нигде, кроме Крещения, где Он был явлен, согласно евангельскому повествованию, именно в этом образе. В Пятидесятницу, согласно книге Деяний, Святого Духа видели в виде огненных языков — и так и должны изображать.

http://pravmir.ru/svet-i-ogon-svyatogo-d...

Святой образ иконы помогает нам, грешным, окончательно не погибнуть в мире лукавой суеты сердец. Икона, по словам Л. Успенского , как образ священный, есть одно из проявлений церковного Предания, наравне с Преданием записанным и Преданием устным. Действительно, в истории всех времен Православия Святая Церковь бережно хранит Предания о св. явлениях, о чудотворных иконах, о св. подвижниках из века в век, из поколения в поколение, передавая животворящий дух Православия. Три св. жребия Божией Матери – страна Иверская, св. гора Афон и Земля Русская – в те далекие времена своего земного устроения, по благословению и освящению Самой Божией Матери, чудно сочетались, принимая, опекая и взращивая своих духовных чад, промыслительно объединяя подвижников Христовых в их великих подвигах домостроительства. Пройдут века и тысячелетия, но, преданный Заповедям Христа, их кроткий труд с Божией помощью возсияет, окормляя Православие. У восточных берегов Македонии безконечная лазурь неба и светлых вод Архипелага окружают гору Афон, освященную в первоевангельские времена самой Божией Матерью. По вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, святые Апостолы неразлучно с Матерью Божией пребывали в Иерусалиме до получения обетованного Святого Духа. Ученики Христовы с Матерью Божией бросили жребий, кому и какая страна дана будет для проповеди Евангелия. По сошествии Святого Духа Божия Матерь хотела идти в Иверскую страну, но ангел Божий удержал ее, велев не отлучаться от Иерусалима до времени, так как страна, выпавшая ей, просветится в последние дни, и Ее владычество утвердится там: «По прошествии некторого времени Тебе предстоит труд благовестия на земле, в какую направит Тебя Бог». И пребывала Пречистая Богородица в Иерусалиме довольно продолжительное время. Пути Господни неисповедимы: Матерь Божия отплывает на остров Кипр. Епископ острова – Четырехдневный Лазарь – ожидал уже давно Божию Матерь, и вот, наконец, долгожданная встреча приближается. Но вдруг сильный порыв противного ветра пригнал корабль в гавань близ горы Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

После прочтения отчета говорил речь господин Краснопевков, в которой высказал в прекрасных словах о заслугах обители в деле образования православного юношества. После того один из старших учеников, по имени Орлов, приблизившись к преосвященному, сказал ему речь, которую и переписываю вполне: «ПреосвященнейшийВладыко , милостивейшийархипастырь! Приходящие сюда просвещаться истинным просвещением, светом Христовым, всех просвещающим, мы просим благословения выразить Вам все, что у нас на сердце. Мы радуемся, что святый храм нашего училища освящен Вашим преосвященством. Много благодетельствует обитель великого Угодника Божия и Чудотворца Святителя Николая: она дает приют немощным и престарелым, врачует недужных, питает странников и нищих и хлопочет еще о нас: вот уже восьмое лето, что она заботится о детях мирян, и как настоящая мать учит их, и питает, и одевает, и наставляет в Законе Божием. Мы должны чувствовать это благодеяние, а благодарность доказывать своим благонравием и прилежанием и стараться быть достойными нашего жилища, в котором храм во имя Святого Духа, чтобы нам и самим сподобиться быть живыми храмами Духа Святого, дабы Он обитал в сердцах наших. Но сколько бы мы ни старались сами по себе, мы ничего не сделаем, ежели не поможет нам великий Угодник, который пятьсот лет хранит свою обитель, созданную на месте, где чудесно явилась его святая икона. Просим святых молитв Ваших, преосвященнейший владыко. Господь услышит их и призрит свыше на виноградник Свой, который насадила десница Его, и под кровом Святителя виноград процветет и умножится, и принесет изобильные плоды в возблагодарение обители за ее благодеяния, и все мы будем присно прославлять Господа за Его великие и богатые к нам милости». После этой речи градоначальник Москвы пожелал сказать мне приветствие и слово поощрения, как он выразился, «на дело благое образования православного юношества». По окончании акта я просил преосвященного сойти в столовую училища, благословить ученическую трапезу. После того мы все возвратились в монастырь и собрались в Николаевском соборе. Сопровождаемый московским градоначальником и прочими именитыми посетителями, преосвященный, облаченный в мантию, с посохом в руке, в предношении Пречистой и святой иконы Сошествия Святого Духа, предшествуемый настоятелями и всей братией, при пении обычного псалма направился к большой монастырской трапезной палате, где и разделил с братией общую братскую трапезу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Они молились до глубокой ночи. В это время небо покрылось тучами, вдалеке начало погромыхивать, блеснула молния... И вдруг тело Сидонии как бы окуталось ярким светом, от хитона поднялся столб света, в котором Ангелы нисходили с неба и восходили опять... Потом раздался сильный удар грома, земля потряслась, треснула под телом умершей – она вместе с хитоном Господним упала в трещину, и земля над нею сомкнулась. На этом месте через некоторое время вырос могучий, необыкновенной стройности и высоты кедр. Апостол Андрей По вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо апостолы пребывали вместе с Приснодевой Марией в Сионской горнице, ожидая обещанного Спасителем Утешителя. Они стали бросать жребий, чтобы узнать, кому и куда назначается Богом идти на проповедь Святого Евангелия. Пречистая сказала: – Хочу и Я бросить Свой жребий, чтобы и Мне не остаться без удела и пойти на проповедь туда, куда укажет Господь. Ей досталась Иверия. Тотчас по сошествии на апостолов Святого Духа в виде огненных языков Богородица стала собираться идти в кавказские горы, но Господь через Ангела сказал Ей: – Не отлучайся из Иерусалима. Твой удел просветится светом Истины позднее, и Ты будешь Владычицей его. А пока пошли туда апостола Андрея бросить первые семена веры. И вот первый из учеников Господа отправился в путь. Взяв с собою икону Божией Матери, он пошел сначала один, но до следующей Пасхи он успел обойти только пределы Малой Азии. К Пасхе он вернулся, а после Пятидесятницы взял с собою апостолов Симона Кананита, брата Господня, и Матфия, избранного вместо Иуды Искариота, а также трех апостолов из числа семидесяти и несколько учеников и пошел вновь. Посетив разные места Малой Азии, он вышел к реке Чорох (в пределах теперешней Аджарии). Здесь апостолы крестили многих людей, построили храм во имя Богородицы, рукоположили иереев, оставили епископом одного из апостолов. А когда собрались идти далее, жители попросили у них икону Святой Девы Марии, ту, которая была при них. Тогда апостол Андрей приложил эту икону к чистой доске, помолился, и образ Пресвятой Девы отпечатался на доске во всей точности. Эта икона с великим торжеством поставлена была в новом храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Получается, на иконах изображен псалмопевец. Арка показывает то, что Давид не является участником собора апостолов, а затемнение означает его принадлежность к Ветхому, а не к Новому Завету. Важно наметить связь между собором апостолов при избрании апостола Матфия и Пятидесятницей. Как известно, на данном собрании было установлено Таинство Священства. Сошествие Святого Духа становится его безусловным подтверждением. Иными словами, икона мыслится как образное выражение Таинства Священства. Давид же написан здесь потому, что он, как и пророк Исаия, предрекал Вознесение Господа Иисуса Христа. Встречается еще более субъективное объяснение фигуры царя на иконе «Пятидесятница»: царь – Христос, обещавший апостолам быть с ними до скончания века; старческий возраст царя – равенство Сына Отцу; темное место – неведение о Его местопребывании; червленая риза – искупление людей Пречистой Кровью; венец – соцарствование Сына с Отцом и Святым Духом; убрус – чистота; свитки – апостолы 132 . По мнению монахини Иулиании (Соколовой), «истинное объяснение должно основываться на свидетельстве древних памятников» 133 . Несомненно, фигура царя имеет позднее происхождение, и появилась она на месте толпы, как бы ее заменяя. Именно с ней она имеет теснейшую связь. Книга Деяний рисует грандиозную картину собрания народов в день Пятидесятницы. Здесь должны были находиться люди разного звания и состояния. Значение этих групп определялось отчасти надписями, отчасти типами, отчасти костюмами – все зависело от изобразительной площади, которой, как правило, не хватало. Поэтому со временем толпа людей была редуцирована до двух-трех лиц, а затем ее и вовсе заместил царь как представитель народа, всего мира, погруженного во тьму неведения Бога, 12 свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в день Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Нужно отметить также, что в древних византийских композициях Пятидесятницы Матерь Божия обычно не изображалась среди апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иконостасы храма были изготовлены в мастерской Кожевниковых Петра Осиповича (? - 1888) с сыновьями Иваном Петровичем (? - 1895) и Александром Петровичем (? - после 1912), владельцев иконостасно-столярной мастерской с живописным, резным и позолотными отделами в Екатеринбурге, в которой по найму работало свыше 30 мастеров. Мастерская изготовляла иконостасы, киоты, аналои, рамы в технике резьбы по дереву в стилях рококо, Аля-грек, ренессанс, готическом, русском: делала позолоту на полимент, мардан и гульфарбу. В год заведение Кожевниковых изготовляло до 6 иконостасов, не считая выполнения мелких заказов. Иконостасы ирбитского свято-Троицкого храма были изготовлены в 1909 году. Иконостас центрального алтаря вмещает в себя 18 икон, 6 образов находятся в царских вратах, из них 4 евангелиста и икона Благовещения Пресвятой Благородицы. В нижнем ряду иконостаса распологаются иконы Пресвятой Троицы, св.прор. Илии, св.апп. Петра и Павла, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Рождества Пресвятой Богородицы, св.прор. Исаии, св.мц. Параскевы и мц. Наталии, св.вмч. и цел. Пантелеимона и св. вмч. Георгия Победоносца. Иконостас успенского придела вмещает в себя 11 икон, 6 образов находится в царских вратах, из них 4 евангелиста и Икона Благовещения Пресвятой Богородицы. В верхнем ряду иконостаса распологаются иконы господы Вседержителя, св.мч.архид. Лаврентия, прп. Серафима Саровского, Божией Матери " Грядущее на облацех " . св.первомч.архид. Стефана, Успения Божией Матери, свт. Николая Чудотворца, сошествия Святого Духа. Заклиросные иконы Ангела Хранителя, держащего образ Божией Матери " Касперовская " и Господа Иисуса Христа. Иконостас придела Архистратига Михаила вмещает в себя 11 икон, 6 образов находятся в царских воротах. из них 4 евангелиста и икона Благовещения Пресвятой Богородицы. В верхнем ряду иконостаса иконы Тайной Вечери, свт. Тихона Задонского, свт. Стефана. В нижнем ряду иконостаса распологаются иконы Спасителя,св. Архангела Салафиила, чуда св. Архистратига Михаила в Конех, св.прав. Симеона Верхотурского, св.вмцц. Варвары и Екатерины. Заклиросные иконы Ангела Хранителя, держащего икону Архистратига Михаила со всеми небесными силами, Пресвятой Богородицы " Достойно есть " и св.вмч и цел Пантелеимона.

http://sobory.ru/article/?object=15930

Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Осиос Лукас, Греция. XII век Праздник Святой Троицы венчает собой искупительное дело нашего Спасителя. Для чего пришел в мир Христос? Для того чтобы низвести на нас – Его, Господа, новозаветную Церковь, единство верующих в Него учеников – росоносную, светоносную, живительную, спасительную благодать Духа Святого, ту самую благодать, которая некогда витала над землею пустой и неустроенной. Ту самую благодать, которая облекла Адама в чудесные нерукотворные одежды, но которая тотчас отлетела от первозданной четы, едва лишь только она покусилась протянуть руки к запретному плоду и вкусить его. Эта благодать , как голубица, вновь снисходит, благодаря искупительной крови Иисуса Христа и Его восстанию из мертвых, на человеческие души. Наши с вами души напоминают землю, истомившуюся по дождевой влаге, потрескавшуюся под действием зноя искушений. Как летний теплый дождь увлажняет поля и луга, давая импульс творческой силе земли вновь произрастить из себя травы и цветы, так благодать Святого Духа осеняет нас в день Святой Троицы. Проявляет себя в улыбках, светлости глаз, в искорках, которые исходят из чьих-то очей, в словах, исполненных правды, милости, любви. В той особенной бодрости и радости, которая свойственна православным людям и нашему русскому народу, умеющему и трудиться, и молиться, и славно отдыхать. Почему на иконе Святой Пятидесятницы изображен космос в золотой короне? Конечно же, в знак обновления всей природы живительной энергией Святого Духа Заметим, дорогие друзья, что праздник Святой Троицы особенно значительный. Об этом мы умозаключаем, смотря на икону, которая часто красуется в храмах в неделю Святой Троицы. Это икона Сошествия Святого Духа на апостолов. Что мы видим в нижнем ее поле? Некоего старца, украшенного короной, как будто держащего на руках покров. Кто это? Царь Давид? Нет. Кто-то из земных владык новозаветного времени, царь Иустиниан? Тоже нет. Это космос. Космос, то есть вселенная. Небо и земля, звезды, солнце и луна, рассеянные горные кряжи, Марианская впадина, моря и океаны… Вся совокупность видимого Божиего творения. Но почему на иконе Святой Пятидесятницы – Сошествия Святого Духа – изображен космос в светящейся золотой короне? Конечно же, в знак обновления всей природы живительной энергией Святого Духа.

http://pravoslavie.ru/94294.html

В Чебоксарах сохранилась опись имущества собора Рождества Пресвятой Богородицы, датируемая 1853 годом. По ней можно представить, каким был интерьер собора. «Алтарь в церкви весь из липового ипса, жертвенник из того же материала. На горном месте образ Спасителя живописной работы. Алтарь был трехъярусный, с четырьмя колоннами и с таким же количеством пилястр по сторонам, покрашен голубой краской. Сверху царских врат – изображение сияния Духа Святого, в середине образ Благовещения, внизу по сторонам образы четырех евангелистов. По правую сторону царских врат – образ Христа с серебряным венцом, южная дверь с изображением Ветхозаветного Ангела, далее образ Рождества Пресвятой Богородицы с тремя серебряными и позолоченными венцами. С левой стороны царских врат находились: образ Божией Матери с младенцем, на северной двери Новозаветный Ангел, далее образ Святого Митрофана Воронежского – все изображения с серебряными и позолоченными венцами. Над царскими вратами образ Тайной Вечери, по правую сторону образ Преображения Господня, за ним Успения Пресвятой Богородицы и образ Рождества Христова, за ним образ Благословения Господня, далее образ Благовещения Пресвятой Богородицы. В последнем ярусе иконостаса над царскими вратами были: образ Восстания из гроба Христа, наверху - Крест Христа-Спасителя, по правую сторону живописный образ Воскресения Господня, за ним образ Божией Матери Казанской, по левую сторону в киоте резной каменный образ святых мучеников Бориса и Глеба, далее изображение Святых жен-мироносиц, Скорбящей Матери, Святого Николая, Великомучеников Георгия и Дмитрия, за ними - в киоте простой столярной работы образ Усекновения главы Иоанна Предтечи (по преданию икона от царя Иоанна Васильевича). В киоте образ Сошествия в ад и Воскресения Господня, простой иконописной работы. В трапезной по правую сторону арки в киоте помещался иконописный образ Господа Вседержителя, в таком же киоте образ Иерусалимской Божией Матери; по левую сторону в киоте образ Божией Матери Иверской, а также образ Божией Матери Страстной, живописной работы. В центре храма висело трехъярусное посеребряное паникадило с 24 подсвечниками, в трапезной – двухъярусное паникадило с 14 подсвечниками. В алтаре за престолом находился трехсвечный посеребряный подсвечник».

http://sobory.ru/article/?object=04994

А). На царских дверях. I. В благовещении: 1 . Образ Божьей Матери 2 . Образ Архангела Гавриила. II. Над изображением благовещения: 3 . Образ Евангелия Матфея 4 . Образ Евангелия Марка. III. Внизу под благовещением: 5 . Образ Евангелия Луки 6 . Образ Евангелия Иоанна. Б). В нижнем этаже иконостаса на левой стороне от царских дверей: 7 . Образ Спасителя 8 . Изображение сошествия Святого Духа. В). В нижнем этаже иконостаса на правой стороне от царских дверей: 9 . Образ Божьей Матери 10 . Образ Иоанна Предтечи. Г). На южных дверях: 11 . Образ Архистратига Михаила. Д). На северных дверях: 12 . Образ Архистратига Гавриила. Е). В высшем этаже иконостаса: 13 . Изображение праведного Еноха и Авраама 14 . Изображение пророка Моисея и святого царя Давида. Ж). В высшем этаже иконостаса на левой стороне от царских дверей: 15 . Изображение Апостола Петра и Святителя Николая Чудотворца 16 . Изображение Филарета милостивого и Св. Князя Владимира Великого. З). Над царскими вратами: 17 . Изображение Тайной Вечери И). Над всем иконостасом: 18 . Изображение Иисуса Христа на кресте. Кроме сего, для алтаря потребны следующие изображения: 19 . Для горнего места изображение Спасителя в Царской власти 20 . Для места над жертвенником Господа Иисуса Христа распятого 21 . Для соответствующего сему южного места, изображение трех Святителей. Икона под 19 должна быть более двух прочих, которым надлежит вместе с нею, стоять на восточной стене алтаря, и которые должны быть равномерными. Но какие именно меры сих двух и третьей средней между ними, и какой меры должна быть каждая из других икон, означенных здесь, все это Вы постарайтесь с точностью означить в письме ко мне, по которому надлежит мне писать в Москву. А это письмо мое, положите у себя в один футляр с теми бумагами, которые будут составлять дело о построении храма при церковной Алтайской миссии, если это будет благоугодно Господу, и которые надобно тщательно оберегать на всякой непредвидимый случай. Равно и при миссии, все Ваши письма и предписания Преосвященного, относящиеся к построению храма иждивением Ваши, будут храниться вместе с официальными бумагами миссии, чтобы когда меня не станет при миссии, преемник мой видел, что ему надлежит продолжать и исполнять после меня. Не забудьте также, достопочтеннейший Михаил Ефимович, что приступая к избранию места для построения каменного храма, надлежит человеку, которого Вы пришлете сюда, испытать глину при Майминском селении, или в окрестностях его, дабы можно было производить из нее кирпичи без всякого сомнения. 507 He соизволите ли прислать ко мне копию с того прошения, при котором Вы представили Его Преосвященству план для церкви, и копию с первоначального прошения, на котором и я написал отзыв свой? Паки, пожелав Вам благословений Отца небесного, с чувством искреннего почтения в преданности, остаюсь Вашим покорнейшим слугою Архимандрит Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Профессор Усов иконе «Пятидесятница» дает другое толкование. Он видит в ней заседание апостолов при избрании Апостола Матфия на место отпавшего Иуды, что происходило до Пятидесятницы. На этом собрании Апостол Петр в своей речи привел пророчество царя Давида. «Надлежало, — говорил он, — исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде… В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст… достоинство его да приимет другой» (Деян. 1, 16, 20). Основываясь на этих словах, профессор Усов считает, что художник, изобразив царя Давида с убрусом в руках и двенадцатью жребиями, тем самым напомнил как о содержании речи Апостола Петра, так и о избрании Апостола Матфия. А то, что Давид отделен от апостолов аркой, показывает, говорит он, что Давид — не участник собора апостолов. То же, что он изображен в темном месте, означает его принадлежность к Ветхому, а не к Новому Завету. Но возникает вопрос: какая же связь между этим собором апостолов при избрании Апостола Матфия и Пятидесятницей? Профессор считает, что, во-первых, на предшествовавшем соборе апостолов было установлено Таинство Священства, а сошествие Святого Духа есть подтверждение этого права, то есть эта икона есть образное выражение Таинства Священства. Во-вторых, Давид написан здесь потому, что и он, и пророк Исайя предрекали Вознесение Господа Иисуса Христа, и, повторяя эти пророчества, Церковь поет в праздник Вознесения: «… Кто есть Сей?… Сей есть державный и Сильный, сей есть Сильный в брани… И почто Ему червлены ризы? Из Восора приходит еже есть (т.е. из) плоти… и послал еси нам Духа Святаго» (стихира на стих., 2-я). И еще: «Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне… (Пс. 46, 6), еже вознести падший образ Адамов, и послати Духа Утешителя» (стихира на стих.). С этими выводами профессора Усова согласиться трудно. Связь между избранием Апостола Матфия и сошествием Святого Духа на апостолов установлена автором произвольно. Оба эти события в Деяниях апостолов стоят отдельно. Притом пророчество Давида, которому автор отводит столь видное место в характеристике собора, было лишь поводом к нему, но не его сущностью, да и говорит оно о судьбе Иуды, а не о священстве. Из памятников древности известно, что пророчественный элемент вводится в иконографию лишь в тех случаях, когда между ним и его исполнением есть прямая связь, да и в этих случаях большей частью пророчество опускается. Кроме этого, в Евангелии Раввулы есть миниатюра избрания Апостола Матфия, и в нее художник не ввел пророка Давида, хотя повод к тому был прямой.

http://pravmir.ru/svyataya-troica-pyatid...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010