Теперь всмотримся в современную церковную практику. По чину Требника освящаются собственно иконы и кресты. Фрески и настенные росписи таких чинов не имеют Для начала отметим, что по чину Требника освящаются собственно иконы и кресты. Фрески и настенные росписи таких чинов не имеют, о чем еще скажем ниже. Итак, в современном Требнике содержатся чины «благословения и освящения»: – новосооруженного креста; – «иконы Пресвятыя Троицы, или Крещения, или Преображения, или сошествия Святаго Духа»;«иконы Христовы, праздников Господских, единыя или многих»; – «иконы Пресвятыя Богородицы»; – «разноличных икон», а также чины благословения: – «иконы святаго, единаго или многих»; – «креста к ношению на персех» . Во всех указанных чинах (независимо от того, есть ли в названии чина термин «освящение» или нет) священник просит Бога: «благослови и освяти» крест или икону ; молится о ниспослании на них от Бога Небесного благословения, благодати Святого Духа, дарования им силы на прогнание злых духов, а также на помощь и исцеление молящимся. Такое прошение относится как к иконам святых угодников , так и к иконам Божий Матери , Самого Спасителя , Святой Троицы и новосооруженного креста . О происхождении чина освящения новосооруженного креста, или Распятия (на кресте или иконной доске написанного), священник Василий Прилуцкий пишет: «Будучи, по-видимому, независимым от греческих чинов освящения нового креста, Петр Могила при составлении молитв своего собственного чина отчасти, использовал содержание молитв, находящихся в чине… латинского требника . Влияние латинского требника… сказалось еще и на особой торжественности рассмотренного чинопоследования» . Различные молитвы на освящение перечисленных выше видов икон – «плод личного творчества митрополита Петра Могилы, – пишет В. Прилуцкий. – В греческой практике существовала одна только молитва, общая, для освящения различных икон» и добавляет, что владыка Петр «не руководствовался этой молитвой греческих евхологиев» . Однако очевидно, что Петр Могила составлял эти чины по примеру латинского Требника. Так, в «Rituale Romanum» (1626) уже были молитвы на благословение иконы Господа нашего Иисуса Христа, Девы Марии или любого святого. Есть такие молитвы и в современных католических требниках, в том числе изданных на русском языке. Эти чины благословения гораздо короче православных (не содержат псалмов; только начальный возглас-призыв и краткое молитвословие и окропление иконы святой водой) . Например, молитва на «благословение иконы или другого изображения святого (святой)» гласит:

http://pravoslavie.ru/147643.html

Благоразумно перечисляет учеников. Так как один из них предал, другой отрекся, третий не поверил, то показывает, что кроме предателя все были налицо. Но как говорит: с «Материю Иисусовою» ? Хотя и сказано: «и от того часá поят ю ученик во своя си» ( Ин. 19:27 ) , но это нисколько не противоречит предыдущему; потому что если сам ученик этот был тут, то ничто не препятствовало соприсутствовать и ей. Как не упоминает здесь об Иосифе? Не упоминает потому, что Иосиф уже умер; потому что если уверовали и соприсутствовали братья, которые прежде часто выражали недоверие, то гораздо более оказался бы верным и не захотел бы удалиться от лика апостолов, если бы был еще жив, Иосиф, который никогда не выразил никакого сомнения.   Икона Покров изображает Богородицу, покрывающую своим омофором всю Вселенную. Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (см. Деян. 1: 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. «По преданию, Пресвятая Богородица присутствовала при этом событии, -- И, следуя ему, в историческом изводе в центре композиции мы видим именно Пресвятую Богородицу. Эта икона очень похожа на икону Вознесения, где апостолы стоят вокруг Богородицы и смотрят на восходящего Христа, а здесь они сидят, беседуют и на них сходит Святой Дух. Разница только в том, что на иконе Вознесения нимб есть у одной Богородицы (не случайно Благовещение называют малой Пятидесятницей -- Богородица первая получила Святого Духа ), а на иконе Пятидесятницы нимбы появляются уже и у всех апостолов -- это подчеркивает их состоявшуюся принадлежность к Царствию Божию  В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матерь Божия не изображалась среди апостолов; только в одном из памятников Она была введена в круг апостолов. В западных же изображениях почти с X века Она всегда является участницей этого события. С XVII века эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию.

http://bogoslov.ru/article/2485575

В пятом ярусе: Над образом Преображения Господня (что над царскими вратами), в клейме, образ Господа Саваофа. Этот образ так удачно помещен, что напоминает самое событие Преображения Господня, засвидетельствованное свыше Богом Отцом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте». Вверху над иконостасом – резной, позлащенный крест. Придел во имя Казанской иконы Божией Матери на южной стороне. Алтарь просторный, полукруглый, светлый, в два окна. На горнем месте, в окне, на полотне, в виде шторы, изображение Богоматери в облаках, окруженной херувимами; на правой стороне от окна – изображение свят. Амвросия Медиоланского ; налево – изображение святителя Алексия, митрополита Московского. Стены покрыты масляной краской с орнаментом под гипс. Святой престол из дубового дерева, а верхняя доска из кипарисового. Антиминс из шелковой материи желтого цвета. Освященный преосвященным Иринеем в 1894 году, 8 июля. Жертвенник четырехугольный, тоже из дубового дерева, с кипарисовой верхней доской. Против св. престола – запрестольные крест и икона Казанской Богоматери. Вверху, над престолом, в куполе изображение Богоматери с Предвечным Младенцем, окруженной ангелами, херувимами и серафимами. Предалтарный иконостас также резной, тонкой работы, густо вызолоченный и украшенный колоннами. Царские врата резные, в надлежащих местах с изображениями Благовещения и четырех Евангелистов. В первом ярусе: К югу от Царских врат – местная икона Спасителя, в руках ангела; 71 далее – образ в рост преподобного Сергия, Радонежского чудотворца и на стене изображение девяти преподобных жен: царицы Елены, княгини Ольги, преподобномучениц: Евгении и Евдокии и преподобных: Евпраксии, Олимпиады, Ефросинии и Марии Египетской. К северу от Царских врат – местная икона Казанской Божией Матери, 72 в руках ангела, и образ святителя Николая, Мирликийского чудотворца. На северной двери изображение архидиакона Стефана с кадилом в руке. Во втором ярусе: В средине, над Царскими вратами, образ Ветхозаветной Св. Троицы. К югу образ Воздвижения Креста Господня, Вознесения Господня. К северу: Сошествия Святого Духа на Апостолов и Поклонение волхвов Родившемуся Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Они молились до глубокой ночи. В это время небо покрылось тучами, вдалеке начало погромыхивать, блеснула молния... И вдруг тело Сидонии как бы окуталось ярким светом, от хитона поднялся столб света, в котором Ангелы нисходили с неба и восходили опять... Потом раздался сильный удар грома, земля потряслась, треснула под телом умершей – она вместе с хитоном Господним упала в трещину, и земля над нею сомкнулась. На этом месте через некоторое время вырос могучий, необыкновенной стройности и высоты кедр. Апостол Андрей По вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо апостолы пребывали вместе с Приснодевой Марией в Сионской горнице, ожидая обещанного Спасителем Утешителя. Они стали бросать жребий, чтобы узнать, кому и куда назначается Богом идти на проповедь Святого Евангелия. Пречистая сказала: – Хочу и Я бросить Свой жребий, чтобы и Мне не остаться без удела и пойти на проповедь туда, куда укажет Господь. Ей досталась Иверия. Тотчас по сошествии на апостолов Святого Духа в виде огненных языков Богородица стала собираться идти в кавказские горы, но Господь через Ангела сказал Ей: – Не отлучайся из Иерусалима. Твой удел просветится светом Истины позднее, и Ты будешь Владычицей его. А пока пошли туда апостола Андрея бросить первые семена веры. И вот первый из учеников Господа отправился в путь. Взяв с собою икону Божией Матери, он пошел сначала один, но до следующей Пасхи он успел обойти только пределы Малой Азии. К Пасхе он вернулся, а после Пятидесятницы взял с собою апостолов Симона Кананита, брата Господня, и Матфия, избранного вместо Иуды Искариота, а также трех апостолов из числа семидесяти и несколько учеников и пошел вновь. Посетив разные места Малой Азии, он вышел к реке Чорох (в пределах теперешней Аджарии). Здесь апостолы крестили многих людей, построили храм во имя Богородицы, рукоположили иереев, оставили епископом одного из апостолов. А когда собрались идти далее, жители попросили у них икону Святой Девы Марии, ту, которая была при них. Тогда апостол Андрей приложил эту икону к чистой доске, помолился, и образ Пресвятой Девы отпечатался на доске во всей точности. Эта икона с великим торжеством поставлена была в новом храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Чебоксарах сохранилась опись имущества собора Рождества Пресвятой Богородицы, датируемая 1853 годом. По ней можно представить, каким был интерьер собора. «Алтарь в церкви весь из липового ипса, жертвенник из того же материала. На горном месте образ Спасителя живописной работы. Алтарь был трехъярусный, с четырьмя колоннами и с таким же количеством пилястр по сторонам, покрашен голубой краской. Сверху царских врат – изображение сияния Духа Святого, в середине образ Благовещения, внизу по сторонам образы четырех евангелистов. По правую сторону царских врат – образ Христа с серебряным венцом, южная дверь с изображением Ветхозаветного Ангела, далее образ Рождества Пресвятой Богородицы с тремя серебряными и позолоченными венцами. С левой стороны царских врат находились: образ Божией Матери с младенцем, на северной двери Новозаветный Ангел, далее образ Святого Митрофана Воронежского – все изображения с серебряными и позолоченными венцами. Над царскими вратами образ Тайной Вечери, по правую сторону образ Преображения Господня, за ним Успения Пресвятой Богородицы и образ Рождества Христова, за ним образ Благословения Господня, далее образ Благовещения Пресвятой Богородицы. В последнем ярусе иконостаса над царскими вратами были: образ Восстания из гроба Христа, наверху - Крест Христа-Спасителя, по правую сторону живописный образ Воскресения Господня, за ним образ Божией Матери Казанской, по левую сторону в киоте резной каменный образ святых мучеников Бориса и Глеба, далее изображение Святых жен-мироносиц, Скорбящей Матери, Святого Николая, Великомучеников Георгия и Дмитрия, за ними - в киоте простой столярной работы образ Усекновения главы Иоанна Предтечи (по преданию икона от царя Иоанна Васильевича). В киоте образ Сошествия в ад и Воскресения Господня, простой иконописной работы. В трапезной по правую сторону арки в киоте помещался иконописный образ Господа Вседержителя, в таком же киоте образ Иерусалимской Божией Матери; по левую сторону в киоте образ Божией Матери Иверской, а также образ Божией Матери Страстной, живописной работы. В центре храма висело трехъярусное посеребряное паникадило с 24 подсвечниками, в трапезной – двухъярусное паникадило с 14 подсвечниками. В алтаре за престолом находился трехсвечный посеребряный подсвечник».

http://sobory.ru/article/?object=04994

А). На царских дверях. I. В благовещении: 1 . Образ Божьей Матери 2 . Образ Архангела Гавриила. II. Над изображением благовещения: 3 . Образ Евангелия Матфея 4 . Образ Евангелия Марка. III. Внизу под благовещением: 5 . Образ Евангелия Луки 6 . Образ Евангелия Иоанна. Б). В нижнем этаже иконостаса на левой стороне от царских дверей: 7 . Образ Спасителя 8 . Изображение сошествия Святого Духа. В). В нижнем этаже иконостаса на правой стороне от царских дверей: 9 . Образ Божьей Матери 10 . Образ Иоанна Предтечи. Г). На южных дверях: 11 . Образ Архистратига Михаила. Д). На северных дверях: 12 . Образ Архистратига Гавриила. Е). В высшем этаже иконостаса: 13 . Изображение праведного Еноха и Авраама 14 . Изображение пророка Моисея и святого царя Давида. Ж). В высшем этаже иконостаса на левой стороне от царских дверей: 15 . Изображение Апостола Петра и Святителя Николая Чудотворца 16 . Изображение Филарета милостивого и Св. Князя Владимира Великого. З). Над царскими вратами: 17 . Изображение Тайной Вечери И). Над всем иконостасом: 18 . Изображение Иисуса Христа на кресте. Кроме сего, для алтаря потребны следующие изображения: 19 . Для горнего места изображение Спасителя в Царской власти 20 . Для места над жертвенником Господа Иисуса Христа распятого 21 . Для соответствующего сему южного места, изображение трех Святителей. Икона под 19 должна быть более двух прочих, которым надлежит вместе с нею, стоять на восточной стене алтаря, и которые должны быть равномерными. Но какие именно меры сих двух и третьей средней между ними, и какой меры должна быть каждая из других икон, означенных здесь, все это Вы постарайтесь с точностью означить в письме ко мне, по которому надлежит мне писать в Москву. А это письмо мое, положите у себя в один футляр с теми бумагами, которые будут составлять дело о построении храма при церковной Алтайской миссии, если это будет благоугодно Господу, и которые надобно тщательно оберегать на всякой непредвидимый случай. Равно и при миссии, все Ваши письма и предписания Преосвященного, относящиеся к построению храма иждивением Ваши, будут храниться вместе с официальными бумагами миссии, чтобы когда меня не станет при миссии, преемник мой видел, что ему надлежит продолжать и исполнять после меня. Не забудьте также, достопочтеннейший Михаил Ефимович, что приступая к избранию места для построения каменного храма, надлежит человеку, которого Вы пришлете сюда, испытать глину при Майминском селении, или в окрестностях его, дабы можно было производить из нее кирпичи без всякого сомнения. 507 He соизволите ли прислать ко мне копию с того прошения, при котором Вы представили Его Преосвященству план для церкви, и копию с первоначального прошения, на котором и я написал отзыв свой? Паки, пожелав Вам благословений Отца небесного, с чувством искреннего почтения в преданности, остаюсь Вашим покорнейшим слугою Архимандрит Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Петр, апостол Называвшийся прежде Симоном, сын рыбака из Вифсаиды Галилейской; был женат, имел дом в Капернауме. Первым исповедал Господа Иисуса Христа – Христом, то есть, Мессией, за что удостоился наименования Петр («камень»), всегда выражал решимость и преданность, был приближен к Господу вместе со св. апостолами Иаковом и Иоанном Богословом. После сошествия на апостолов Святого Духа, по его проповеди, обратилось ко Христу 3000 человек. И впоследствии много способствовал распространению Благой Вести. Наряду со св. апостолом Павлом почитается церковью как один из первоверховных апостолов, Согласно преданию, с его слов св. апостол Марк написал Евангелие для римских христиан. Среди Книг Нового Завета есть два его Соборных послания. Принял мученическую кончину в Риме в 67 году через распятие вниз головой. Симеон Метафраст, святой Родился в Константинополе во второй половине IX beka, где и получил высшее светское и богословское образование. В чине секретаря выполнял важные дипломатические поручения при двух императорах. За заслуги перед империей награжден званием патриция и получил сан магистра империи. Скончался около 940–976 годов. По кончине тело стало источать благоуханное миро. По поручению императора составил собрание житий святых. Из 661 жития в сборнике 122 написаны им самим. Принципы, положенные им в основу составления житий, фактически не устарели до сего дня. Среди них: житие – это икона в слове; историческое в житии является лишь фоном, на котором действует святой; главная задача – передать дух святого, для чего можно использовать и необходимые литературные приемы. Ему принадлежат и другие творения. Симеон Новый Богослов, преподобный Родился в 946 году в городе Галатее, – умер 1021 году. Получил в Константинополе основательное светское образование. В 25 лет удалился в Студийский монастырь. Его подвигом стала непрестанная Иисусова молитва. В 980 году был поставлен игуменом монастыря св. Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Учил внутренней брани, способам духовного совершенствования, написал поучения для монахов; кроме того, был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» – около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений. Его учение о новом человеке, об обожении плоти, которым он хотел заменить учение об умерщвлении плоти (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Еще при жизни получил он дар чудотворения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В самом верхнем ярусе изображена церковь патриархальная в её связи с церковью новозаветною: ряд праотцов и патриархов – Адам, Сиф, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие патриархи стоят по обеим сторонам Господа Саваофа, который из лона своего рождает предвечное Слово. В следующем ярусе изображена церковь подзаконная от Моисея до Христа, также в её отношении к церкви новозаветной. В средине яруса занимает место икона Знамения Богоматери, проявляющей в лоне своём предвечного Младенца, а по сторонам предстоять ей Давид, Соломон и прочие пророки с хартиями пророчеств в руках, предвозвестившие воплощение Бога Слова. В третьем от верху ярусе представлены двунадесятые праздники, установленные в память событий большею частью из евангельской и апостольской истории, в которых исполнились ожидания праотцов и видения пророков. К сим праздникам присоединялись: Распятие, Положение Господа во гроб, Лазарево воскресение, Преполовение, Сошествие Св. Духа, Покров Богоматери. В четвёртом ярусе изображаются потрудившиеся в распространении Христовой Церкви апостолы со вселенскими, иногда и московскими святителями, а посредине яруса Спаситель в образе вечного Архиерея, восседающий на престоле, имеющий по сторонам на особых иконах Богоматерь и Иоанна Предтечу. Сии три иконы (Спасителя, Богоматери и Предтечи) обыкновенно называются Деисусом или от молитвенного положения (δεησις) Богоматери и Предтечи, или от подписания под этими иконами молитвы – δεησις. Надобно, впрочем, заметить, что в некоторых старинных описях церквей (может быть по правилу употребления части вместо целого) под именем деисус разумеется и целый иконостас 88 . В самом нижнем ярусе помещаются так называемые местные иконы Спасителя и Богоматери, также икона, на которой изображается лик святого или историческое событие, особенному воспоминанию коего посвящается храм, и другие иконы. Святые в иконостасе обыкновенно изображаются во весь рост, в молитвенном положении, обращённые к средине яруса; редко пишутся они сидящими, как наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Святой апостол Иаков Зеведеев Святой апостол Иаков Зеведеев , один из 12 апостолов, был призван Господом Иисусом Христом к апостольскому служению вместе со своим братом апостолом Иоанном Богословом. Им и апостолу Петру Иисус Христос преимущественно перед другими апостолами открывал Свои Божественные Тайны: при воскрешении дочери Иаира, на Фаворской горе и в Гефсиманском саду. Святой Иаков, по сошествии Святого Духа, проповедовал в Испании и других странах, а потом возвратился в Иерусалим. Он открыто и смело учил об Иисусе Христе как Спасителе мира, словами Священного Писания обличал фарисеев и книжников, укоряя их в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостать апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы он вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал к святому апостолу своего ученика Филиппа, но он уверовал в Господа Иисуса Христа. Затем и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым. Неверующие иудеи убедили Ирода Агриппу (40-44) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков спокойно выслушал смертный приговор и продолжал свидетельствовать о Христе. Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством святого Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа-Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: " Мир тебе и прощение " . Тогда Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со святым Иаковом в 44 году в Иерусалиме. Иконописный подлинник Византия. XIII. Ап. Иаков Заведеев (в изданиях иконы ошибочно подписывается " Иаков брат Божий " ). Византия. XIII в. Монастырь Иоанна Богослова. Патмос. Византия. 1300. Апп. Лука и Иаков. Миниатюра. Византия. 1300 г. Ватиканская библиотека. Рим. Русь. XVII. Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Москва. 1970-е. Ап. Иаков. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 25.5 х 13.1. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Москва. 2002. Вседержитель с апостолами и святителями на полях (фрагмент). Солдатов А.Н. (Иконописная школа) Икона. Сергиев Посад. 2002 год. Черниговский Елецкий женский монастырь. Украина. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/908013.htm...

После прочтения отчета говорил речь господин Краснопевков, в которой высказал в прекрасных словах о заслугах обители в деле образования православного юношества. После того один из старших учеников, по имени Орлов, приблизившись к преосвященному, сказал ему речь, которую и переписываю вполне: «ПреосвященнейшийВладыко , милостивейшийархипастырь! Приходящие сюда просвещаться истинным просвещением, светом Христовым, всех просвещающим, мы просим благословения выразить Вам все, что у нас на сердце. Мы радуемся, что святый храм нашего училища освящен Вашим преосвященством. Много благодетельствует обитель великого Угодника Божия и Чудотворца Святителя Николая: она дает приют немощным и престарелым, врачует недужных, питает странников и нищих и хлопочет еще о нас: вот уже восьмое лето, что она заботится о детях мирян, и как настоящая мать учит их, и питает, и одевает, и наставляет в Законе Божием. Мы должны чувствовать это благодеяние, а благодарность доказывать своим благонравием и прилежанием и стараться быть достойными нашего жилища, в котором храм во имя Святого Духа, чтобы нам и самим сподобиться быть живыми храмами Духа Святого, дабы Он обитал в сердцах наших. Но сколько бы мы ни старались сами по себе, мы ничего не сделаем, ежели не поможет нам великий Угодник, который пятьсот лет хранит свою обитель, созданную на месте, где чудесно явилась его святая икона. Просим святых молитв Ваших, преосвященнейший владыко. Господь услышит их и призрит свыше на виноградник Свой, который насадила десница Его, и под кровом Святителя виноград процветет и умножится, и принесет изобильные плоды в возблагодарение обители за ее благодеяния, и все мы будем присно прославлять Господа за Его великие и богатые к нам милости». После этой речи градоначальник Москвы пожелал сказать мне приветствие и слово поощрения, как он выразился, «на дело благое образования православного юношества». По окончании акта я просил преосвященного сойти в столовую училища, благословить ученическую трапезу. После того мы все возвратились в монастырь и собрались в Николаевском соборе. Сопровождаемый московским градоначальником и прочими именитыми посетителями, преосвященный, облаченный в мантию, с посохом в руке, в предношении Пречистой и святой иконы Сошествия Святого Духа, предшествуемый настоятелями и всей братией, при пении обычного псалма направился к большой монастырской трапезной палате, где и разделил с братией общую братскую трапезу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010