Беседа в Ново-Тихвинском монастыре, октябрь 2011 года Архимандрит Ефрем Ватопедский. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru – Ваше Высокопреосвященство, Преосвященнейшие Владыки, досточтимые отцы, дорогая матушка, братья и сестры! Мне радостно уже второй раз находиться в вашем монастыре. Как вы знаете, в этот раз мы приехали со святым Поясом Божией Матери. Это святыня особенная, с духовной точки зрения – драгоценная. Промыслом Божией Матери мы привезли святыню и в этот город, чтобы освятить его, и, конечно, ради живущих здесь монахов. Мы знаем, насколько угодна Божией Матери жизнь монахов и вообще существование монастырей. Из истории Церкви известно много случаев, когда Богородица являлась непорочным, чистым душам и говорила: там-то находится Моя икона, возьмите ее и устройте там монастырь. А Святая Гора, единственное действующее монашеское государство, вся посвящена Ей. Пресвятая Дева – Покровительница Афона. Она Сама велела святому Петру Афонскому идти жить на Святую Гору и сказала, что он и его сподвижники будут под Ее непосредственным Покровом: «Я Сама, – сказала Богородица, – буду вашей Покровительницей, Целительницей и Питательницей». Явившись преподобному Афанасию Афонскому, Она сказала то же самое, что и преподобному Петру, добавив: «Я буду вашей Экономиссой и позабочусь обо всем для вас, а от вас хочу только одного – соблюдения ваших монашеских обетов». И по сей день мы, святогорцы, наслаждаемся Ее покровительством и особенным заступничеством. И поэтому, дорогие мои, то, что мы с вами пришли к монашеству, – это большое благословение. Блаженнопочивший наш старец Иосиф Ватопедский очень часто говорил нам: «Нет большего благословения для человека, чем то, когда Бог призовет его к монашескому жительству. И пусть монах никогда, ни на секунду не забывает, что его призвал Сам Бог». Когда мы вспоминаем, как ушли из мира, что сопровождало нас при этом, то видим, что над нами была благодать Божия, это она совершила наше отречение от мира, она привела в монастырь. Здесь мы непременно должны во всей полноте исполнять три добродетели: нестяжания, послушания и целомудрия. Эти добродетели вводят нас в духовную жизнь, укореняют в ней и помогают достичь полноты возраста Христова.

http://pravoslavie.ru/49910.html

Храм Петра и Павла (Лёкшмозеро) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Петра и Павла (Лёкшмозеро) — древнейший в округе храм, стоит на самом берегу озера. Первые датированные сведения о ней относятся к концу XVI века, когда рыбаки поставили деревянный шатровый храм. Содержание История [ править править код ] Согласно местному преданию, храм был построен на берегу озера Лёкшмозеро вблизи того места, куда волнами была прибита икона святых апостолов Петра и Павла, которую отринули жители других лёкшмозёрских деревень, но с любовью приняли жители этого села. Кроме того, на посвящении, вероятно, сказалось то обстоятельство, что святые апостолы Пётр и Павел считаются покровителями рыбаков, а жители села Лёкшмозеро всегда занимались рыбной ловлей в своём изобилующем озёрами лесном крае. Первый деревянный шатровый храм был построен в 1596 году. В 1823 году он сгорел и на его месте в 1829 году жители села построили нынешний каменный (кирпичный) храм в традициях провинциальной классицистической архитектуры. Храм пятиглавый, холодный, основной престол освящён в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Тёплая трапезная с приделами великомученика Димитрия Солунского и святителя Николая Чудотворца (в настоящее время интерьер уничтожен, приделы не действуют, помещение не отапливается), а также колокольня, увенчанная шпилем. Храм закрыт в 1937 году в период ожесточённой агрессии воинствующего атеистического государства против Церкви (при этом попытки закрытия велись с 1932 года). Духовенство, клир и многие миряне были репрессированы, причём судьба многих из них до сих пор неизвестна. Помимо сохранившихся храмов свв. апп. Петра и Павла, преп. Александра Свирского и построенной в 2000-е гг. часовни блаж. Ксении Петербуржской ранее в Приходе располагались пять часовен и ещё один храм: часовни св. ап. Иоанна Богослова в др. Мартыново, Воздвижения Креста Господня в др. Гора, Покрова Божией Матери в др. Подлеша, свв. Флора и Лавра в ер. Дьяково и Калинина, иконы Божией Матери " Целительница " в др. Погост и Лутьяново и храм Казанской иконы Божией Матери на Плакиде (у подножия Хижгоры).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Петра_и_П...

Иеросхимонах Александр, этот дивный старец, проведший сорок лет жизни в иночестве и из них десять лет в затворе, был, как и преподобный Амвросий Оптинский (†1891), учеником знаменитого оптинского старца Леонида, в схиме Лев (Наголкин ; †1841). Отец Лев, в свою очередь, был сподвижником Клеопы II, постриженника и продолжателя учения преподобного Паисия Величковского . Таким образом, отец Герман оказался духовным наследником этого великого исихаста и устроителя монашеского жития, который считал неукоснительным условием иноческой жизни нестяжательность, отречение своей воли, послушание, умную молитву, непрестанный труд и бытовое благочиние. Он возродил и старчество. Как увидим впоследствии, игумен Герман старался соблюдать все эти заветы в Зосимовой пустыни. Поступая в обитель, Гавриил сначала скрыл, что владеет ремеслом живописца, полагая, что по делам своим достоин лишь послушания на кухне. Но кто-то из его прежних знакомых открыл «тайну» монастырскому начальству, и Гавриилу определено было проходить послушание иконописное. Первая икона, написанная им в скиту, – Черниговский образ Божией Матери – была помещена на монастырскую колокольню. Его кисти принадлежали также изображение Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в притворе Черниговского храма над пещерами, портреты старца Александра и скитоначальника архимандрита Антония. Гавриил реставрировал почти все скитские иконы, иконы пещерного храма, настенные росписи. С иконописным послушанием связан один замечательный эпизод из жизни отца Германа. Приехав на богомолье в Киев, подвижник побывал в часовне одного из женских монастырей. Там он увидел Черниговскую икону Божией Матери и... узнал свою работу. Подойдя поближе, разглядел и подпись: «Писал рясофорный монах Гавриил. Гефсиманский скит. 1874 год». К образу Владычицы были подвешены отлитые из золота и серебра изображения исцеленных частей тела человека – как свидетельство чудотворений от иконы. Да и когда отец Герман спросил у монахини о причинах такого благоговейного почитания иконы, то услышал в ответ: «Потому, что она целительница».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Икона мальчика из Лорейна заплакала и заблагоухала. Когда мы прибежали сюда, я заметил, что маслянистые пятна появились на том месте, где икона была помазана отцом Терентием. То количество жидкости, которое выступило на иконе, никак не могло передаться через прикосновение ватки. Эту вторую икону, как и первую, мы перенесли в часовню, куда стеклось множество детей из лагеря для всенощного бдения и молитвы. Сладкое благоухание, которое вначале замечалось только в комнатах и возле икон, распространилось по всему храму. Оно разлилось так сильно, что я мог даже во рту ощутить его вкус. Некоторые чувствовали благоухание даже под открытым небом на расстоянии пятидесяти метров от часовни. Прибывали все новые и новые посетители, услышавшие об изумительной новости. На протяжении всей ночи дети приносили различные иконы из бумаги, дерева и пластика, чтобы благословить их. На некоторых из них обнаруживался тот же феномен: слезы и благоухание. Отец Михаил Роско, начальник детского лагеря «Назарет», раздал всем большое количество брошюр, на титульном листе которых была фотография иконы Божией Матери «Чикагской». После благословения некоторые из них проявили те же самые чудесные свойства. Одна из брошюр достойна особого упоминания: на ее титульном листе я лично увидел слезы. Они были как бусы и появились только на глазах Богородицы и Божественного Младенца, на достаточно большом расстоянии от места, где было изображено крестное знамение. До окончания всенощного бдения я насчитал девятнадцать икон, которые источали благоухающие слезы. Я понимаю, что во все это верится с трудом. Однако существует множество свидетелей этих чудес, по крайней мере, двести человек: участники лагерного слета, вожатые, посетители, восемь священников и два епископа. Для всех них это настоящее чудо, которое связано с чудотворной иконой «Чикагской». Иные, возможно, не поверят в это. Для нас же, верующих, благоухающие слезы Богородицы бьют ключом из сердца милосердной Матери, неусыпно молящейся о исцелении больного грехом мира». Часть вторая. Бескорыстная Целительница Преподобный Иоанн Дамаскин

http://azbyka.ru/fiction/yavleniya-i-chu...

В историю монастыря вошли события, связанные с Царственными мучениками. В 1918 году Царская семья была отправлена в Сибирь. Вначале их привезли под конвоем в Тобольск. Здесь Государь Император Николай со всей своей семьёй находился под стражей. Обращались с ними грубо, выходить никуда не разрешалось, даже в церковь. Для совершения Божественной службы к ним в дом посылался священник. Сестры Иоанно-Введенского монастыря всячески пытались помочь Царственным страстотерпцам. Они тайком от стражи посылали царской семье продукты питания, молоко, тёплые вещи, передавали записочки. Монахини певчие пели для них на богослужениях. В память об этом внимании и заботе, проявленной сестрами монастыря к царской семье, уже в настоящее время, после её прославления, специально для монастыря была написана икона Царственных страстотерпцев. Сейчас она находится в храме св. Иоанна Предтечи, перед ней горит неугасимая лампада. В 1919 г. в монастыре располагался полк Белой Армии, который монахини безвозмездно довольствовали. После революции обитель просуществовала до 1923 года. В 1924 г. монастырь был закрыт, все церковные ценности конфискованы. Монастырь подвергся полному разорению. Конфискованы иконы украшенные золотом серебром и дорогими камнями. Некоторые иконы разносили по своим домам местные жители. Так спустя 70 лет после закрытия монастыря в городе Заводоуковске Тюменской области была обретена икона Божией Матери «Целительница», писанная в Иоанно-Введенском монастыре, которая пользуется большим почитанием сестер и паломников. В нынешнее время засвидетельствованы несколько исцелений от Чудотворной иконы Божией Матери. Возвращены в монастырь еще две иконы Пресвятой Богородицы, написанные сестрами в начале ХХ века: «Утоли моя печали», список иконы «Абалакской Божией Матери». Последняя игумения Мария, казначея и ещё несколько старших сестер были арестованы и отданы под суд. Они были отправлены в тобольскую тюрьму, и, по некоторым сведениям, там и скончались мученически. Остальных сестер разогнали. Обитель какое-то время ещё пыталась существовать под видом сельхозартели, но и таким образом монахини не могли избежать преследований. С 1933 г. в монастыре располагался детский интернат. Он просуществовал здесь до 70 годов прошлого столетия. В 1977 году в монастыре разместилось воинское подразделение, которое занимало здания монастыря ещё в течение почти двадцати лет.

http://sobory.ru/article/?object=00965

В последние годы, когда в честь Божией Матери «Скоропослушницы» была устроена церковь при новой трапезе, празднование это перенесено на 9 ноября – день прославления святой иконы. Список с другой Афонской иконы Божией Матери, именуемой «Утешение в скорбях и печалях». Это точный снимок с древней чудотворной иконы, которую в 1863 г. афонские монахи приносили во время странствования по России и в г. Слободской (из Афонского Андреевского скита), и от которой 19-го ноября здешним живописцем Владимиром Неволиным получено исцеление от немоты. Этот снимок с чудотворной иконы снят самим исцеленным. Риза на монастырской иконе та самая, которая находилась на чудотворной иконе и пожертвована братией Андреевского скита в Слободской монастырь в память благодатных исцелений, полученных многими из притекавших с верою к св. образу Богоматери. Празднество в честь этой иконы 25 января и 19 ноября – в память чудесного исцеления Неволина. Список с «Иверской» иконы Божией Матери, это – также точный снимок с чудотворной иконы. На ней риза, украшенная разноцветными каменьями, сооружена игуменией Пульхерией на свои средства при участии некоторых граждан. Празднество иконе совершается 12 февраля, 31 марта и на 3-й день Пасхи. Из икон святых угодников особенно чтится икона великомученика и целителя Пантелеймона с изображением по сторонам его чудес, писанная на кипарисовой доске. Послана она в здешний монастырь в 1871 году из Афонского Русского Пантелеимоновского монастыря. Еженедельно по вторникам читается акафист в честь святого. Кроме святых икон есть в обители и части свв. мощей, хранящиеся в ковчеге, числом пятнадцать. Но более всего замечательна в обители икона Божией Матери «Целительницы». Эту икону берут к опасно больным, и многие от нее получают исцеления. Благоговейная игумения с заботами о храмах и святынях соединяла и заботы о благоустройстве быта сестер. В 1869 году ею была введена в обители община на 60 человек; в 1871 году в хорошем помещении открыта школа для бедных детей. Приведена в лучшее состояние монастырская мельница, при ней построен дом для приезда настоятельницы и отдельно – изба для крестьян-помольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для икон расположенных в алтарях на горнем месте, вдоль столбов и по стенам устроены роскошные мраморные киоты; в этих киотах размещены были все иконы, поднесенные игуменьи Антонии в день ее 25-летняго юбилея. Из них обращает на себя особенное внимание помещенная на столбе близ северной двери над чудотворною иконой Божией Матери Целительнице, икона Господа Вседержителя в роскошной серебряно-вызолоченной ризе, поднесенная священнослужителями монастыря. Боковой придел во имя Казанской иконы Божией Матери был устроен на средства потомственных дворян Журавлевых; ими пожертвованы были вся утварь, сделанная из серебра с эмалью и драгоценными каменьями, подсвечники из золоченой бронзы, а также одежда на святом престоле, художественно исполненная, бронзовая, вызолоченная, с эмалевыми украшениями. Освящение Всехсвятского храма было совершено 30 июня 1891 года митрополитом Иоанникием. За учреждение в Алексеевском монастыре трапезы, больницы и богадельни и за устройство больничной церкви игуменья Антония 31 мая 1880 года была награждена выданным из кабинета Его Императорского Величества золотым наперсным крестом, украшенным драгоценными каменьями. Государыня Императрица Мария Федоровна в знак Всемилостивейшего своего благоволения и внимания к благотворной деятельности игуменьи Антонии по званию настоятельницы монастыря соизволила пожаловать ей 6 ноября 1883 года свой гравированный портрет в золотой раме. Кроме того, за свою деятельность в звании настоятельницы монастыря игуменья Антония получила 15 мая 1892 года благословение Святейшего Синода, а 26 мая 1896 года была награждена третьим 21 кабинетным наперсным крестом с драгоценными каменьями. 18 Большая часть сведений, изложенных в настоящей главе, взяты из книг: «Краткий исторический очерк Московского Алексеевского девичьего монастыря» Е. В. Ушаковой. Москва 1877 г. и «Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского девичьего монастыря» И. Такмакова, изд. 2-е Москва 1896 г. Обе книги изданы самою матушкой Антониею при ее непосредственном участии 19 Перечисление лиц подписавшихся под адресом, а также описание других подробностей юбилейного торжества, будут сделаны ниже 20 Празднование двадцати пятилетия служения в сане игуменьи настоятельницы Московского Алексеевского женского монастыря матери Антонии. Составил С. Кельцев. М. 1886 г. стр. 27– 28 21 Всех было пожаловано игуменьи Антонии четыре наперсных креста: первый из Святого Синода и три следующих из кабинета Его величества; второй кабинетный крест был дан ей 8 января 1885 года за деятельность ее на пользу Московских больниц, о чем будет речь ниже Читать далее Источник: Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861–1871 гг.) и Алексеевского (1871–1897 гг.)/сост. свящ. Григорий Орлов, по сведениям, данным игуминей Никитского мон-ря Паисией. – Москва : т-во тип. И.Д. Мамонтова, 1906. – V, 141 с. : портр. игум. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В именах прославляемых икон Богоматери благодарное человечество отразило свои чувства к «теплой Заступнице мира холодного». То радость весны, ибо Дева была действительно весной для человечества, то похвала любви Ее – вот что звучит во многих из наименований святых икон Ее: «Благодатное Небо», «Благоуханный Цвет», «Взыграние», «Взыскание погибших», «Воспитание», «Всех скорбящих Радость», «Милующая», «Живоносный Источник», «Избавительница», «Милостивая», «Млекопитательница», «Нечаянная Радость», «Услышательница», «Неувядаемый Цвет», «Призри на смирение», «Скоропослушница», «Сладкое лобзание», «Спасительница утопающих», «Споручница грешных», «Умиление», «Утоли моя печали», «Целительница», «Утешение в скорбях и печалях». Если бы мы на земле жили жизнью бесплотных, мы бы не имели нужды ни в чем внешнем, и чувства наши не нуждались бы во внешнем выражении. Но человек не есть чистый дух. Он – дух, облеченный в плоть. Он окружен видимыми, осязаемыми вещами, а внутренняя жизнь его выливается во внешних действиях, и чувства его невольно выражаются внешним образом. Вот это свойство душ – возноситься мыслью и сердцем к любимым существам, смотря на их изображение – и дало повод к возникновению почитания святых икон. Забота Богоматери о роде людском избрала иконы как средство постоянного и близкого общения Ее с людьми. Богоматерь знала, как пусто и холодно будет людям без Нее, по уходе Ее из мира. И вот Она решила в изображениях лика Своего оставить христианам залог Своего непрекращающегося общения с ними. Святая Дева дала списать с Себя апостолу Луке, искусному живописцу, несколько изображений Своих и обещала, что с этими изображениями – иконами Ее – пребудет всегда Ее благодать. В иконах Богоматери верующие люди, их писавшие, отразили Пречистую Деву в разные минуты Ее духовной жизни. Вот она со скорбию взирает на крест Своего Сына – «Ахтырская»; вот прижимает нежно обеими руками к щеке головку Младенца – «Касперовская»; вот, держа правой рукой Младенца, левую в скорби прижимает к голове (обычный жест тяжко страдающих людей) – «Утоли моя печали»; вот крепко-крепко обхватила и держит обеими руками протянувшего у Ней на груди Свои руки Младенца, точно боясь, что отнимут Его от Нее: так готова она принять на руки и держать в материнских объятиях всякого человека, которому грозят волны мира – «Взыскание погибших»; вот, как безгранично любящая Мать, Она держит на правой руке Своего Божественного Младенца, Который так крепко, доверчиво приник к щеке Своей Пречистой Матери, обвив Ее шею Своей ручкой – «Владимирская». Сколько ласки, любви во взоре! По преданию первой иконой, которую написал святой апостол и евангелист Лука, была эта икона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

В сем храме особо чтимая икона святого Николая Чудотворца. Харитония исповедника, в Огородниках, в Харитоньевском переулке, построена в 1661 году. Главный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Приделы: Харитония исповедника; Архангела Михаила. Целительницы Божией Матери, в Полицейской больнице, у Красных ворот, построена в 1866 году. Феодора Студита , у Никитских ворот, построена в 1616 году. Главный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Приделы: Феодора Студита ; Аверкия Иеропольского. Здесь был Феодоровский мужской монастырь, упразднён в 1701 году 120 Храм Христа Спасителя (На Пречистенке, близ Пречистенских ворот) Храм Христа Спасителя сооружённый в память великого события 1812 года: с пятью блестящими позлащёнными главами, виден издалека со всех почти окрестностей Москвы и со всех концов самого города и поражает своей огромностью и великолепием. Мысль о сооружении храма Христа Спасителя, в благодарность Господу Богу за избавление Москвы и всей России от нашествия французов в 1812 году, принадлежит императору Александру 1. По изгнании из России врагов 23 декабря 1812 года, издан был Высочайший манифест о сооружении этого храма. Для сего составлен был проект академиком Витбергом и утверждён самим государем. Место сооружения храма Христа Спасителя избрано было на правом берегу Москвы реки у Воробьёвых гор, против Новодевичьего монастыря. Храм должен был состоять из трёх этажей: нижний в честь Рождества Иисуса Христа, средний – Преображения Господня, верхний – Воскресения Христова. Вышина его предполагалась в 110 саженей и над ними пять глав, из коих под четырьмя меньшими повесить 48 колоколов. 12 октября 1817 года, в тот самый день, в который пять лет тому назад, французы оставили Москву, епископом Августином совершён был крестный ход с московским духовенством в сопровождении государя императора и других особ Высочайшей Фамилии из церкви Тихвинской Божией Матери к назначенному месту, и здесь положено было основание храма и затем начались работы. Но в скором времени оказалось, что почва земли на этом месте была неудобна для сооружения этого громадного здания. А потому после 1820 года работы были остановлены, а потом и совсем прекращены.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Однажды, один персиянин, зная, что россияне благоговейно чествуют святые иконы, принёс одному купцу Стефану для продажи, украшенную серебром и золотом, Грузинскую икону Богоматери. Стефан с радостью купил икону и препроводил её в Черногорскую обитель. Здесь эта икона прославилась многими чудотворениями. Когда в Москве стала свирепствовать моровая язва, то, по усердию благочестивых жителей столицы, привезена была сюда Грузинская икона Богоматери, с которой снят был точный список и поставлен в храм святого великомученика Никиты, что на Глинищах. Когда моровая язва начала более усиливаться в Москве, то один из жителей хотел удалиться из города, но был удержан неведомым гласом, повелевавшим ему помолиться пред Грузинской иконой Богоматери. Исполнив это, он остался невредимым со всем своим семейством. Когда это сделалось известным в Москве, тогда православные жители столицы начали притекать с усердием к Грузинской иконе Богоматери. Молитвами и предстательством Божией Матери, болящие начали получать исцеление, и болезнь стала прекращаться. С того времени в Москве стали распространяться списки с сей чудотворной иконы Божией Матери и один из них находится в Алексеевском монастыре. Празднование сей иконе совершается 22 августа 102 . В этом, же монастыре находится другая чудотворная икона, именуемая «Целительница». Она прославилась в конце XVIII столетия. На этой иконе Богоматерь изображена стоящей подле больного, и на устах его видно млеко. Поводом к такому изображению было следующее событие. Один благочестивый клирик имел обычай, выходя из церкви преклонять колена пред образом Богоматери и говорить: «Радуйся Благодатная Господь с Тобою, Блаженно чрево, носившее Христа и сосцы, яже ссал Господь Бог наш Спаситель!». Однажды, этот клирик сделался тяжко болен, у него гнил язык и от сильной боли он терял рассудок. Пришедши в себя, он произнёс в уме свою обыкновенную молитву; в это время он увидел около себя юношу, который был Ангел Хранитель. Взирая на больного, Ангел воззвал к Богоматери; «О Госпоже Премилосердая! Обрати материй взор Свой на сего страдальца и пощади его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010