Пименовская икона Божией Матери. Деталь иконы 14 в. На некоторых древних иконах Богоматери можно заметить одну особенность: в отличие от римско-католической традиции Младенец изображался несколько грубовато. Лик Богородицы разрабатывался очень тонко, а лик Ее Сына выглядел " коряво " . И писали их не разные художники, хотя труд был артельный, а один и тот же мастер. Кто-то может считать, что мы имеем дело здесь с ранними средневековыми образами, основанными " на утверждении о некрасивости внешности Спасителя (Ис. 53: 2–3), в противовес внешней чувственной красоте античных богов и героев " , как об этом пишет И.К. Языкова. Но тогда почему лик Богородицы столь прекрасен! Исходя из данного утверждения, должен логически возникать и " противовес внешней чувственной красоте античных " богинь; античные женские образы создавались чувственней мужских. И здесь " противовес " необходим еще больше. Или все зависит " от недостатка мастерства иконописца, поскольку женский образ изобразить легче, чем младенческий или отроческий " ? К сожалению, мы не знаем, какие " ранние средневековые образы " имеет в виду Ирина Константиновна, примеров она не приводит. Но, напротив, представляет нам " тип, выработанный в Византии (классический тип – образы св. Софии Константинопольской XII–XIV вв., русские иконы XV в.), в котором мужество и милосердие, аскетизм и классическая правильность черт соединены весьма гармонично " . Туринская плащаница. Лик Такой гармоничный тип внешности Христа можно наблюдать с самого начала: от прижизненного изображения Спасителя на Туринской плащанице – до натуралистических " портретов " Спаса Нерукотворного на иконах кисти Симона Ушакова и Федора Зубова. Если говорить о некой " некрасивости " , то она возможна, скорей, в проявлениях народной культуры. Как, например, в иконах VI–VII веков палестино-сирийского происхождения. Это были наименее эллинизированные провинции Римской империи, и ожидать здесь реакцию " в противовес внешней чувственной красоте античных богов и героев " , по крайней мере, не продуктивно. В поздних же росписях римских катакомб, когда Церковь практически выработала каноничный тип внешности Христа, а вернее, восстановила Его исторический облик, мы видим один из классических ликов, о ряде которых говорили выше.

http://pravoslavie.ru/154.html

Остался «Новый Пимен» у Новослободской. Факт, что этот храм не закрывался в советское время и сохранил свой старинный интерьер, словно «компенсирует» потерю «Старого Пимена». В середине  XVII века (приблизительно в 1658 году) московские воротники были переведены сюда из Земляного Города, уже сильно застроенного и многолюдного: их прежняя территория освобождалась под стрелецкие и прочие дворы государевых людей и мастеров насущных профессий. Здесь же, на окраине Сущева, стражники образовали  другую Воротниковскую слободу и около 1672 года выстроили  новую слободскую церковь во имя традиционного своего покровителя – святого Пимена, с главным Троицким престолом, в точности повторявшую их старый храм. Новое поселение стражников осталось в нехитром названии местного Нововоротниковского переулка, где стоит с тех пор «Новый Пимен». Эта церковь тоже поначалу была деревянной, (что наводит на мысль об относительной бедности московских воротников) и вскоре сгорела. По благословению Патриарха она была  выстроена вновь на рубеже  XVII - XVIII столетий, но уже каменной и стояла в старину на берегу большого, красивого пруда. А в XIX столетии появился новый придел во имя Владимирской иконы Божией Матери, устроенный по случаю чуда, явленного от этого образа. По преданию, один слепой мальчик как-то играл здесь и взял наощупь в руку какой-то предмет. В это время пыль и песок попали ему в  лицо, он потер глаза этой рукой - и мгновенно прозрел. Первым, что он увидел, была маленькая иконка, вырезанная на камне, которую он и держал в руке – это оказался образ Владимирской Богоматери. Во имя ее тогда устроили придел, – ученые полагают, что это произошло в начале XIX века, а при перестройке церкви в конце того же столетия придел был сооружен заново архитектором К.М. Быковским. Эта каменная икона долго хранилась в Пименовском храме. Разумеется, что на рубеже  XIX – XX  в.в. ни о каких московских воротниках и их  слободском поселении речи уже не было. Прихожанами «Нового Пимена» были тогда  многочисленные простые москвичи, жившие в той местности, которые стали просить власти о расширении храма в виду его тесноты. Работы велись несколько десятилетий -  в начале ХХ века сам Федор Шехтель оригинально проектировал его внутреннее убранство с элементами и художественными приемами московского модерна. За образец был взят Владимирский собор в Киеве – и его низкий, одноярусный иконостас наподобие византийского, и росписи В.Васнецова, хотя самого художника не пригласили к участию в работе над московским Пименовским храмом. Кроме того, в оформлении интерьера использовали древнехристианскую символику катакомб – изображение «Альфы и Омеги», виноградных лоз, пальмовых ветвей… Благоукрашенный и перестроенный Пименовский храм освятили в октябре 1907 года.

http://pravoslavie.ru/43.html

Андреа Мантенья. Мадонна, ок. 1460 г. На первый взгляд кажется, что сходные поиски предпринимал и Андреа Мантенья, неоднократно изображая Мадонну с младенцем. Младенец у него тоже заметно отличается своей " некрасивостью " . Но это только на первый взгляд. Между " некрасивостью " Младенца и " высшей красотой " Богородицы у византийского мастера Владимирской ли или Пименовской иконы лежит великая тайна Церкви – тайна Боговоплощения. У Мантеньи ее нет; у него – чисто возрожденческое самоупование на оригинальность трактовки; знаменитый итальянец прежде всего видит некий " экспрессионизм " переживаний самого Младенца, Его предчувствия грядущих крестных мук. Тем не менее, на эти предчувствия, как видим, никак не реагирует Мадонна. Но вглядитесь в лик Владимирской Божией Матери: сколько в нем затаенно-глубокой скорби! А к чувственности Ее трагизм все равно никакого отношения не имеет. Иммунитетом от античного сенсуализма явился сам язык иконописи, выработанный Церковью к IX веку. И сколько бы в дальнейшем искусство Православия ни возвращалось к античному наследию, но вопрос о повышенной " чувственной красоте " не возникал. И, напротив, если римско-католическое искусство ушло от канонического языка, то там спорадически потому и дебатировался вопрос о возможности изображения обнаженного тела. В ранних византийских иконах этот " кенотический " прием не обнаруживается. Его начали употреблять живописцы с XII века. Приоритет здесь, вне всяких сомнений, принадлежит византийцам. В XII веке, в связи с комниновским переживанием античного наследия, происходит осмысление названного приема. Подтверждением чего является всемирно известная икона Владимирской Божией Матери: применен он тут, правда, в еще смягченном, не столь откровенном виде, но в XIV веке, когда обращение к античной классике повторилось на палеологовском витке, – используется часто и широко. Может быть это все-таки реакцией на античный сенсуализм? При всеобщем проснувшемся интересе к античности исключено. Здесь все обстоит сложней. Кризис античного мировосприятия высвободил " устремленность на лежащее за образом, за формой. В одном неканоническом изречении, приписывавшемся Иисусу Христу и обнаруженном на папирусе II века, предлагается " поднять камень " и " расколоть дерево " , чтобы встретиться с абсолютом речь идет о том, что образы камня и дерева должны быть устранены Прячущийся от солнца под камнем червь некрасив, " безвиден " , поскольку не являет глазу привлекательности " вида " , то есть эйдоса, неся в себе лишь тайну бытия, присутствующую во всем сущем. Общий тезис патристической космологии: " Тот, Кто сотворил в небе ангела, сотворил в земле червячка " . Отсюда особый интерес раннехристианской и средневековой эстетики к неприглядному и " безликому " – к тому, что для современного сознания ошибочно предстает как " антиэстетическое " . Чем и объяснимо представление некоторых из знаменитых александрийцев о некрасивости облика Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/154.html

Спаса на Ильине ул. в Вел. Новгороде (1378), и Мануила Евгеника, выполнившего роспись церкви в Цаленджихе (Грузия, 1384-1396). Особая ориентированность на человека произведений палеологовского искусства наиболее ярко проявилась в иконах. В 1-й пол. XIV в. была создана серия образов, в к-рых заметна проникновенность и глубина духовного чувства. Именно в этот период получили большое распространение образы Христа Пантократора, часто сопровождающиеся эпитетами, выражающими глубокую надежду верующего на заступничество: Елеимон (Милующий), Психосотир (Душеспаситель) и др.; подавляющее большинство образов Богоматери с Младенцем относятся к различным вариантам Одигитрии и сопровождаются эпитетами: Елеуса (Милующая), Перивлепта (Прекрасная), Пантанасса (Всецарица). Как и в монументальной живописи, в иконах появилось динамичное движение («Благовещение», Музей в Охриде), сложные пространственные построения («Благовещение», ГМИИ), объемная пластичность в моделировке ликов («Деисус», мон-рь Хиландар). В палеологовскую эпоху получила развитие алтарная преграда (поясной «Деисусный чин», ГТГ), принявшая на Руси форму высокого иконостаса, что свидетельствует об исключительном значении икон в храмовом убранстве. Именно в иконописи нашло прямое выражение учение свт. Григория Паламы о нетварных Божественных энергиях, о чем свидетельствует ряд образов, созданных во 2-й пол. XIV в. Особая техника наложения краски тонкими полосками телесного и почти белого цвета привела к созданию иллюзорного эффекта свечения плоти, как на иконах «Христос Пантократор» (1363, ГЭ; XIV в., мон-рь Пантократор на Афоне; кон. XIV - нач. XV в., ГМИИ), «Арх. Михаил» (XIV в., Византийский музей, Афины), «Свт. Григорий Палама» (70-80-е гг. XIV в., ГМИИ), диптих «Фома Прелюбович» (1382-1384, собор в Куэнке), Пименовская икона Божией Матери (1380, ГТГ). Иконографические и стилистические формы палеологовского искусства в дальнейшем развивались в иконописи Крита и Афона. Лит.: Clausse G. Basiliques et mosaïques chrétiennes.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Для спасения души нужно исполнять заповеди Божии. Это заповеди счастья. Господь их дал, чтобы сделать нас счастливыми. Мы все хотим быть счастливыми, а не знаем, как. А нужно просто исполнять заповеди Божии. Желаю вам счастья, благополучия, мира и радости " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия. В связи с прошедшими именинами отцу Роману подарен крест с украшениями. Патриаршей грамотой награжден делопроизводитель канцелярии епархиального управления, иподиакон митрополита протодиакон Святослав Еремин в связи с 15-летием служения в священном сане. Владыке подарена икона Божией Матери " Пименовская " . Юрий Мудров подарил владыке икону Спаса Вседержителя. Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м собор получил статус памятника. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. ИА " Вода живая " , 16.10.21 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 5:42 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -5:42 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Поделиться Упоминания в новостях 10 апреля 2024 3 апреля 2024 31 марта 2024 27 марта 2024 14 марта 2024 27 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 14 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПИМЕНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пименовская икона Божией Матери Редакция текста от: 29.10.2006 21:53:34 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4179.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @667@ Подпись к иллюстрации: Пименовская икона Божией Матери Размер файла: 49.23 Кб Кто разместил: Alexandre Дата размещения 29.10.2006 21:31:46 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/667.html

Коллекция икон Пресвятой Богородицы разместится в новом храме в подмосковной Истре Пименовская икона Божией Матери. Деталь иконы 14 в. Москва, 8 февраля 2008г. Более 450 икон Пресвятой Богородицы разместятся в строящемся храме в честь иконы Божией Матери " Неувядаемый цвет " в подмосковной Истре, сообщило министерство по делам печати и информации региона. " Храмовый комплекс на берегу Истры, являющийся Патриаршим подворьем, будет включать в себя храм, в котором разместится коллекция икон Пресвятой Богородицы, насчитывающая более 450 экспонатов, выкупленных из частных коллекций " , - говорится в сообщении. К настоящему моменту возведен фундамент храма. Епископ Красногорский Савва совершил закладку капсулы в его строительство. " К следующему престольному празднику планируется подвести храм под крышу " , - говорится в сообщении. В галерее будет представлено собрание икон XVII-XX веков. По словам авторитетных специалистов из Третьяковской галереи и других ведущих музеев страны, эта коллекция является уникальной духовной и художественной сокровищницей, не имеющей аналогов по разнообразию иконографических тем, изводов и сюжетов. 8 февраля 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25720.html

Сестры Ново-Тихвинского монастыря написали первую икону для галереи искусств в Праге Екатеринбург, 9 марта 2005 г. В Екатеринбурге сестры Ново-Тихвинского монастыря выполнили первую икону для галереи искусств в Праге – образ Божией Матери " Донская " , передает ИТАР-ТАСС. Как сообщил сегодня руководитель информационно-издательского отдела Екатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков), в чешской галерее для этого будет специально открыт зал " Русская икона " . " Познакомить Запад с русской культурой и Православием собирается эмигрантка из России Наталья Омянова, она и направила в уральскую обитель заказ на написание более 10 образов Божией Матери в древнерусских и византийских традициях – точных копий древних оригиналов, которые находятся в Третьяковской галерее, – сказал отец-игумен. – В течение года сестры напишут иконы " Мати-Молебница " , Владимирскую, Одигитрию, Пименовскую и другие " . До революции Ново-Тихвинская обитель славилась на Урале и в Сибири иконописными и златошвейными работами. В 1920 году монастырь был закрыт, около тысячи послушниц были рассеяны по стране, часть – репрессированы. Монастырь был возрожден лишь в 1994 году. Сегодня там проживает 114 послушниц, в основном – молодые женщины, треть из которых имеют высшее образование, две – ученые степени и дипломы победителей музыкальных конкурсов. В последние годы в обители возрождают старинные ремесла – иконопись и шитье по канонам Византии и России 14 - 15 веков. 9 марта 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12908.html

М. с Младенцем, сидящим у нее на правой руке, но не сбоку, а у груди. Ребенок в младенческом порыве поднял голову и собирается как будто приподняться сам; внутренно обеспокоенная движением, но задумчивая Мадонна придерживает Его, кладя Ему руку тихо на грудь. Рис. 70. Икона Б. М. «Пименовская» в Москов. Благовещ. соборе. Любопытно затем, что и наиболее раннее произведение знаменитого сына Джиованни Беллини, находящееся в Венецианской Академии (из ц. Б. М. Карита, фот. Адинари 13295) представляет ту же тему, еще лучше выраженную, и любвеобильное движение руки здесь согласовано с заботливым выражением глаз Матери. Для нашей цели следует заметить также, что во многих иконных картинах Джиованни Беллини повторяется настоятельно та же тема любовной материнской заботливости, выраженная движением обеих или хотя бы одной руки, обвивающих фигуру Младенца, так как произведения Беллини и сами по себе носили иконный характер и должны были особенно сильно влиять на соседнюю итало-критскую школу, сообщая ей, между прочим, то высокое идеальное благородство, которого лишены отчасти произведения других северно-итальянских школ и, в частности, ломбардской и даже венецианской (напр. Кривелли и др.). Мадонны Беллини должны были влиять на выработку греко-итальянских икон Б. М. совершенством своих художественных сторон, но вряд ли мы ошибемся, если скажем, что знаменитый мастер так или иначе в этих Мадоннах намеренно удерживал высокую простоту греческого образца, с его скромным облачением Мадонны в простые широкие одежды исключительно двух цветов – темно-синего и темно-малинового и отсутствием всяких украшений, уборов, драгоценных парчей и всякого рода аксессуаров. Весьма понятно поэтому наше предположение, что именно в среде венецианской иконописи зародились и те образцы рассматриваемой нами темы, которые существуют в русской иконописи; такова, например, во-первых, Пименовская икона Б. М., принесенная, по преданию, митрополитом Пименом в 1388 году 58 и ныне чтимая (переписана)  (рис. 70) в Московском Благовещенском соборе, куда перенесена в 1491 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010