Последние часы своей жизни князь Игорь, причисленный церковью к лику святых, молился перед келейной своей иконой, которая получила от него имя «Игоревской» и почитается чудотворной. Празднество Игоревской иконы совершается одновременно с памятью страстотерпца благоверного князя Игоря Ольговича — 5 июня. Стоит икона в Успенском соборе киевской лавры, в приделе апостола Иоанна Богослова. Она покрыта серебряной вызолоченной ризой, на которой вырезана надпись о том, что она принадлежала князю Игорю и что перед ней излил он свою последнюю молитву. Икона древнегреческого письма, и выражение ее чрезвычайно утешительно. К помощи этой иконы прибегают особенно люди, подвергающиеся скорбям и гонениям. 6 июня Пименовская икона Пименовская икона Богоматери находится в московском Благовещенском соборе, за престолом. Она так именуется потому, что была принесена в Москву митрополитом Пименом из Царьграда. Это было в 1381 году. От этой иконы совершилось много чудес. Однажды купец Тотрумов поднял сию икону в свой дом для совершения молебствия. Во время молебна от иконы истекло чудное благовонное миро. Все видевшие сие чудо пришли в умиление и прославили Христа Бога и Его Пречистую Матерь. Когда этим миром стали помазывать болящих, многие из них получили исцеление. 8 июня Урюпинская икона Богоматери Этот образ находится в Области войска Донского, в станице Урюпинской, расположенной на реке Хопре, в Хоперском уезде. Он хранится в местном храме Покрова Пресвятой Богородицы. Явление Урюпинской иконы Богоматери последовало 8го июня 1827 года. Несколько лет она после явления хранилась в келье одной подвижницы Ирины, а потом была перенесена в станицу Урюпинскую и там поставлена на церковной площади против Покровской церкви, а в 1854 году внесена в самый храм. В Покровской церкви она хранится в резном позолоченном киоте перед левым клиросом. К этому киоту привешено много дорогих серебряных лампад, подаренных в церковь благодарными мирянами, получившими исцеления от Урюпинской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

В иконостасе также помещена икона московской школы – «Благовещение Пресвятой Богородицы» XVIII века, отличающаяся сложно-разработанным архитектурным фоном в духе развитого барокко. Рядом находится особо чтимый образ преподобного Пимена Великого (память 27 августа/9 сентября) 6 . Напротив этого образа, перед решеткой солеи, в большом, выполненном под мрамор киоте – упоминавшаяся уже Казанская икона Божией Матери 7 , а справа от нее, на аналое, – уменьшенный список с иконы преподобного Пимена. В верхней части ниш первого яруса иконостаса, в глубине мраморных арок размещены иконы праздничного чина – двунадесятые праздники. Это тонко исполненные миниатюры, некоторые из них без достаточных оснований считали принадлежавшими кисти В. М. Васнецова. В левом, северном приделе иконы праздничного чина посвящены праздникам Божией Матери, в центральном алтаре и правом, южном приделе – Господским праздникам. Помимо этих миниатюр, в подарочных пространствах помещены две других: «Явление трех Ангелов Аврааму» (над Владимирской иконой) и «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (над южной дверью центрального алтаря). Во втором ярусе иконостаса центрального алтаря помещены изображения двенадцати апостолов в рост, обращенные к Спасителю, восседающему на Престоле. В левом приделе – композиция В. М. Васнецова: сидящая Богоматерь с Младенцем в окружении ветхозаветных пророков, возвестивших о рождении ог Нее Сына Божия. В правом приделе – параллель этой композиции: четыре пророка, предрекавших о пришествии Христа в мир, обращены лицами к Богу-Слову, изображенному с крестом и развернутой хартией (как символ Евангелия) со словами «В начале бе Слово». Святейший патриарх Пимен и пименовский храм Духовная связь Святейшего Патриарха Пимена с храмом, носящим имя его Небесного покровителя, началась более 50-ти лет назад Церковные нестроения тех лет, болезнь и смерть в 1923 году настоятеля Пименовского храма отца Михаила Стеблева весьма тяжело отразились на состоянии правого хора, о составе и руководителях которого в те годы мы не имеем сведений. Известно лишь, что при отце Михаиле были правый и левый хоры и в начале двадцатых годов под руководством Зинаиды Ивановны (фамилия неизвестна. – С. Г.) был создан детский хор, певший раз в седмицу молебны перед Владимирской иконой Божией Матери. С юными певчими занимался руководитель правого хора Стефан Андрусенко. Однако постепенно эти хоры распались.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В 1991 году после семидесятилетнего молчания при непосредственном участии владыки был возобновлен журнал " Саратовские епархиальные ведомости " . Для многих номеров журнала архиепископ Пимен давал свои статьи, отражающие широкий круг его интересов. Скончался 10 декабря 1993 года. Чин отпевания был совершен 12 декабря после Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе города Саратова. Службу возглавил архиепископ Волгоградский и Калининский Герман . Погребение было совершено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в ограде Свято-Троицкого кафедрального собора , в алтарной нише. С декабря 2003 года в Саратове ежегодно проходят межрегиональные Пименовские чтения на разные актуальные темы. Награды Церковные: орден св. равноап. кн. Владимира 1-й степени орден прп. Сергия Радонежского 1-й и 2-й степени орден св. Даниила Московского 1-й и 2-й степени Награды других Православных Поместных Церквей: Патриаршие кресты от Болгарского и Румынского Патриархов орден св. ап. Павла 2-й и 3-й степени (Александрийская Православная Церковь) ливанский орден Христа Спасителя 2-й и 3-й степени орден Архиепископа Синайской Горы 1-й, 2-й и 3-й степени орден Гроба Господня (Иерусалимская Православная Церковь) Сочинения Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием (кандидатское сочинение) Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова (стипендиатский отчет) На торжествах интронизации Патриарха Иерусалимской Церкви.//ЖМП. 1957, 4. По святым местам Палестины.//ЖМП. 1957, 3. Благотворное влияние Лавры преп. Сергия на формирование пастырского самосознания у питомцев духовных школ.//ЖМП. 1958, 4. Англиканские монахи - гости Русской Православной Церкви.//ЖМП. 1958, 7. Иноческий постриг.//ЖМП. 1959, 5. Кафедральный собор в Смоленске и икона Божией Матери Одигитрия.//ЖМП. 1967, 9, с. 23-27. Выступление на первом заседании 2-й рабочей группы Конференции представителей всех религий в СССР, 2 июля 1969 г.//ЖМП. 1969, 10, с. 36-37. Речь при наречении во епископа Саратовского и Волгоградского.//ЖМП. 1965, 2. Воскресение из мертвых. (Слово на Пасхальной неделе).//ЖМП. 1978, 4, с. 34-37. Неуслышанные молитвы.//ЖМП. 1978, 6, с. 37. Ходатаица о мире.//ЖМП. 1978, 8, с. 56. Слово злое и слово доброе.//ЖМП. 1980, 10, с. 27. О трезвости.//ЖМП. 1981, 3, с. 37-38. Из истории Смоленской епархии//Журнал Московской Патриархии. М., 1984. стр. 6-9. Памяти военных лет//Журнал Московской Патриархии. М., 1985. стр. 42-46. Тишина мирного духа//Журнал Московской Патриархии. М., 1988. стр. 38-39. Снисходительность//Журнал Московской Патриархии. М., 1988. стр. 40-41. Здоровье//Журнал Московской Патриархии. М., 1989. стр. 36-37. Красота природы//Журнал Московской Патриархии. М., 1989. стр. 37-38. Всегда с Богом//Журнал Московской Патриархии. М., 1990. стр. 49. Время//Журнал Московской Патриархии. М., 1992. стр. 7. Дела Божии//Журнал Московской Патриархии. М., 1993. стр. 51.

http://drevo-info.ru/articles/26325.html

В советские же годы сюда была перенесена хра­мовая икона из знаменитой церкви Василия Кесарийского на Тверской, бесследно уничтоженной безбож­ной властью в середине 1930-х годов. Святыни Храмовый образ Св. Троицы (справа от царских врат, послепетровское время), особо чтимые — Казанская икона Божией Матери (кон. XVII в.), Тихвинская икона Божией Матери (1695, царский изограф Ф.Феофанов), в иконостасе левого, сев. придела — Тихвинская икона Божией Матери (XVIII в.) и Спас Великий Архиерей (нач. XVIII в.). Храмовый образ левого придела — Владимирская икона Божией Матери (сер. XVIII в.), " Пименовский " образ Божией Матери (нач. XX в., повторяет по композиции икону « Нечаянная Радость »), свт. Николая Чудотворца (XVIII в.). В иконостасе правого, юж. придела — икона Спасителя (вторая пол. XVII — нач. XVIII в.), «Благовещение» (XVIII в.), особо чтимый образ Пимена Великого (сер. XVIII в.). Напротив (перед решёткой солеи), в выполненном под мрамор киоте — написанная на стекле Казанская икона Божией Матери . Богослужение Ежедневно - Литургия в 8 час., вечерня и утреня - в 17 час.; в пятницу - с акаф. перед иконами Божией Матери Владимирской и Казанской, в воскресенье - с акаф. попеременно Троице Живоначальной и прп. Пимену Великому; по воскресеньям и праздникам - Литургия в 7 и 10 час., накануне в 18 час. (зимой в 17 час.) - всенощное бдение. Действует воскресная школа для детей и взрослых. Имеется приходская библиотека. Настоятели Михаил Стеблев (1911 - 1922) Николай Бажанов (1923 - 1936) Леонид Багрецов (1936 - ?) Николай Чепурин (1946) Михаил Голунов (1947 - 1949) Валериан Николаев (1949 - 1950) Василий Скворцов (1950 - 1951) служил с 1946 Леонид (Лобачев) (1951 - 1953) Николай Бажанов (1953 - 1957) Борис Писарев (1958 - 1975) Алексий Лапин (1973 - 1976) - и/о настоятеля Димитрий Акинфиев (30 сентября 1975 - 15 декабря 1988) Николай Петров (15 декабря 1988 - 17 августа 2009) Аркадий (Афонин) (9 октября 2009 - 3 июня 2021) Литература Денисов М.Е. Церковь преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках в годы гонений (1917-1937). М., 2014.

http://drevo-info.ru/articles/5459.html

Над Царскими вратами изображен «Распятый Бог-Сын» (в окружении Ангелов) по композиции В. М. Васнецова. В центральной части сводов – изображение Святого Духа в виде голубя, под сводами – двенадцать агнцев, обращенных к Агнцу, находящемуся в центре композиции [на слова Христа: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков» ( Лк. 10, 3 )]. Иконы в храме собраны усердием клира и прихожан более чем за три с половиной столетия. Справа от центральных Царских врат по традиции помещен храмовый образ Святой Троицы, Которой посвящен центральный престол 1 . Наиболее древним является Казанский образ Божией Матери, исполненный в стиле, характерном для московской школы иконописи XVI–XVII веков 2 . Тихвинская икона Божией Матери интересна своим происхождением: она написана царским изографом Федотом Феофановым в 1695 году и пожертвована в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве, о чем говорит полустертая подпись под иконой: «По обещанию Сретенского Собора, что у великих государей на сенях протопресвитера великих государей и духовника Феофана Феофанова». В иконостасе левого, северного придела интересны Тихвинская икона Богоматери (XVIII в.) 3 и «Спас Великий Архиерей» (начало XVIII в.). Последняя икона отличается особой декоративностью: вытканные розовато-сиреневыми цветами ризы Спасителя, «резной», черненый по золоту престол. Не часто встретишь даже и в искусстве барокко такое богатство орнаментовки. Храмовый, особо чтимый Владимирский образ Божией Матери (начало XVIII в.), в честь которого освящен левый, северный придел (празднование Владимирскому образу совершается трижды в году: 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля) и 26 августа (8 сентября)) 4 , исполнен в лучших традициях русского иконописного искусства XVI–XVII веков. Особо чтимые иконы в этом приделе – «Пименовский» образ Божией Матери 5 (начало XX в.) и образ Святителя Николая (XVIII в.), перед которым часто совершаются молебны. В иконостасе Пименовского придела интересен в художественном отношении образ Спасителя в рост на фоне написанного в западноевропейском духе лесистого пейзажа. По манере гладкого письма, общей композиции, характеру лика эта икона напоминает работы известного царского изографа Тихона Филатьева и является прекрасным образцом московской школы иконописи второй половины XVII – начала XVIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Духовным центром всей экспозиции являются две чудотворные иконы Божией Матери – «Донская» и «Пименовская», с которыми неразрывно сопряжены важнейшие события русской истории. Прославление Донской иконы Божией Матери связано с победой русских войск под предводительством святого Димитрия Донского на Куликовом поле, а также с военными походами царя Иоанна Грозного. Перед ней в Успенском соборе Коломны молился царь, отправляясь в знаменитый Казанский поход. Она участвовала и в Полоцком походе Иоанна Грозного в 1563 году. В 1591 году для ограждения Москвы от нашествия хана Казы-Гирея был совершен крестный ход с Донской иконой, а в самый день битвы она находилась среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за ее милость, явленную через Донскую икону, царем Феодором Иоанновичем был основан Донской монастырь. О Пименовской иконе Божией Матери из «Книги степенной царского родословия», сообщающей о чуде мироточения от нее (под 1404 годом), известно, что образ этот был привезен из Константинополя в Москву митрополитом всея Руси Пименом. В летописных и житийных сказаниях Русские цари и великие князья часто назывались «благоверными» и «боголюбивыми», и эта экспозиция еще раз свидетельствует об истинности этих определений, о высоком чувстве ответственности русских самодержавцев за сохранение и ограждение от врагов Православной веры. + АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Богоматерь Умиление Донская; Успение Богоматери Икона двусторонняя; Москва, последняя четверть XIV в.;Дерево, левкас: темпера;86х67 ГТГ Изображение Богоматери поясное, с Младенцем Христом, сидящим на ее правой руке. Голова Богоматери склонена к прильнувшему к ней лику Сына. Простертой к груди Матери правой рукой Младенец Христос благословляет; в его левой руке, опущенной на колено и закрытой тканью гиматия, свернутый синий свиток с золотой перевязью. Обнаженные до колен ноги Младенца, в сандалиях с золотыми тесемками, покоятся на запястье левой руки Матери, которой она поддерживает спадающие складки одежды Сына.

http://sedmitza.ru/text/397620.html

Иконы и величественный иконостас были заранее сохранены и помещены в новый собор, а вот роспись стен пришлось делать заново. Правда, и в этот раз ею занимался знаток своего дела. В 1508 году стены были украшены мастерами под руководством известного иконописца Феодосия, который был сыном и учеником не менее известного Дионисия. Так как собор всегда был домовым для князей и царей, то и роспись в нем была на соответствующую тему: на стенах собора – образы великих императоров Византии, а также русских князей – Владимира Мономаха, святых Александра Невского, Даниила Московского, Димитрия Донского и других. Помимо этого особенностью росписи (стены паперти) являлось изображение двенадцати мудрецов-язычников: Аристотеля, Плутарха, Платона и других. Эти образы символизировали то, что приход Мессии предчувствовали не только иудеи, но и язычники, которые жили, может, и не по заповедям, но по закону совести. Вся роспись Благовещенского собора затем неоднократно реставрировалась и поновлялась. Так было при царе Алексее Михайловиче, императрице Екатерине II, а также в XIX веке (т. е. трижды). В правление Ивана IV Грозного собор снова перестроили. На четырех его углах были возведены одноглавые приделы, а основное здание стало пятиглавым: в итоге собор увенчали девять (!) глав. В ноябре 1917 года Благовещенский собор сильно пострадал при артиллерийском обстреле Кремля. Так, было разрушено крыльцо здания. Через полгода, в марте 1918 года, когда правительство большевиков заняло Кремль и запретило доступ в него посторонним, был закрыт и Благовещенский собор. В наше время здесь действует музей. Что касается святынь, то в Благовещенском хранилась икона Божией Матери «Донская», с которой святой Димитрий Донской шел на Куликово поле. Позднее она была перенесена в Донской монастырь столицы. Другие же святыни – это чудотворная икона Божией Матери «Пименовская», принесенная в 1381 году из Константинополя патриархом Пименом, и крест святого императора Константина Великого. Его некогда подарил Владимиру Мономаху византийский император Алексей Комнин.

http://foma.ru/blagoveshhenie-v-moskovsk...

В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в. Вера — иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим. Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея. Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда. Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных. Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом. Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

http://pravmir.ru/carica-neba-i-zemli/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Пименовская " Описания иконы Описание иконы Пименовская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Иконографический тип Пименовской иконы Божией Матери – Богородица Одигитрия. Первое упоминание об иконе относится ко второй половине XVI века. Краткая запись в Книге Степенной царского родословия о двух мироточивых иконах в Москве – Богоматери и Николая Чудотворца была дополнена следующим сообщением: «Сию чудесную икону Богоматери Пимин, митрополит всея Руссии, принесе из Царяграда, и многа лета стояла в соборной велицей церкви на Москве. Тютрум же некто, славный купец, умоли собора того служителей, да принесут в дом его образ той Богоматери и молебная сотворят, яко же обычай есть, иже от веры мнозу желаху тогда видети в дому своем образ той Богоматери. Ныне же поставлена бяше святая икона в царском дворе в церкви у Благовещения пресвятыя Богородицы во святем олтари». Название иконы связано с именем митрополита Пимена, который, по преданию, привез чудотворную икону из Константинополя в 1381 либо 1386 году. Сначала икона находилась в алтаре Успенского собра Московского Кремля, [...] Икона Пименовская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Название иконы происходит от имени митрополита Пимена, который в 1381 году привёз её из Царьграда в Москву. Образ прославился чудесами излечения больных, помазанных миром, которое истекло из иконы во время совершённого перед ней молебна в доме купца Тотрумова. После революции, в 1918 году, Пименовская икона Пресвятой Богородицы попала в Государственный Исторический музей. В 1930 году была передана в Третьяковскую галерею, где пребывает и поныне. Описание иконы Пименовская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Пименовская икона Богоматери находится в московском Благовещенском соборе, за престолом. Она так именуется потому, что была принесена в Москву митрополитом Пименом из Царьграда. Это было в 1381 году. От этой иконы совершилось много чудес. Однажды купец Тотрумов поднял сию икону в свой дом для совершения молебствия. Во время молебна от иконы истекло чудное благовонное миро. Все видевшие сие чудо пришли в умиление и прославили Христа Бога и Его Пречистую Матерь. Когда этим миром стали помазывать болящих, многие из них получили исцеление.

http://pravicon.com/icon-251

Пименовская икона Божией Матери. Деталь иконы 14 в. На некоторых древних иконах Богоматери можно заметить одну особенность: в отличие от римско-католической традиции Младенец изображался несколько грубовато. Лик Богородицы разрабатывался очень тонко, а лик Ее Сына выглядел " коряво " . И писали их не разные художники, хотя труд был артельный, а один и тот же мастер. Кто-то может считать, что мы имеем дело здесь с ранними средневековыми образами, основанными " на утверждении о некрасивости внешности Спасителя (Ис. 53: 2–3), в противовес внешней чувственной красоте античных богов и героев " , как об этом пишет И.К. Языкова. Но тогда почему лик Богородицы столь прекрасен! Исходя из данного утверждения, должен логически возникать и " противовес внешней чувственной красоте античных " богинь; античные женские образы создавались чувственней мужских. И здесь " противовес " необходим еще больше. Или все зависит " от недостатка мастерства иконописца, поскольку женский образ изобразить легче, чем младенческий или отроческий " ? К сожалению, мы не знаем, какие " ранние средневековые образы " имеет в виду Ирина Константиновна, примеров она не приводит. Но, напротив, представляет нам " тип, выработанный в Византии (классический тип – образы св. Софии Константинопольской XII–XIV вв., русские иконы XV в.), в котором мужество и милосердие, аскетизм и классическая правильность черт соединены весьма гармонично " . Туринская плащаница. Лик Такой гармоничный тип внешности Христа можно наблюдать с самого начала: от прижизненного изображения Спасителя на Туринской плащанице – до натуралистических " портретов " Спаса Нерукотворного на иконах кисти Симона Ушакова и Федора Зубова. Если говорить о некой " некрасивости " , то она возможна, скорей, в проявлениях народной культуры. Как, например, в иконах VI–VII веков палестино-сирийского происхождения. Это были наименее эллинизированные провинции Римской империи, и ожидать здесь реакцию " в противовес внешней чувственной красоте античных богов и героев " , по крайней мере, не продуктивно. В поздних же росписях римских катакомб, когда Церковь практически выработала каноничный тип внешности Христа, а вернее, восстановила Его исторический облик, мы видим один из классических ликов, о ряде которых говорили выше.

http://pravoslavie.ru/jurnal/154.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010