В 1820 году по усердию владимирских граждан Боголюбская икона обложена серебряною вызолоченною ризою 584 . День Тихвинской иконы Богородицы 26 июня (9 июля) Тихвинская икона Богоматери первоначально, по сказанию предания, писана св. Лукою и послана была им вместе с Евангелием и Книгою Деяний апостольских в Антиохию к державному Феофилу, принявшему тогда веру Христову. По смерти его она перенесена была в Иерусалим, а оттуда в V веке no P. X. Евдокией, супругою греческого царя Феодосия Младшего, – в Константинополь, где для нее воздвигнут был храм, известный под именем Влахернского. Здесь она пребывала 539 лет. От неистовства иконоборцев св. икона перенесена была из Влахернского храма в обитель Пантократора и скрыта. По прекращении гонения св. икона возвращена была во Влахерну 585 . За 70 лет до падения Константинополя, во дни великого князя Дмитрия Ивановича Донского, при митрополите Пимене, в 1383 году Влахернская икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, начертанным на левой руке, явилась в пределах Новгорода над водами Ладожского озера, в лучезарном свете, солнцеобразно сияющая, шествуя по воздуху над водами, переносимая невидимо от места до места Ангелами, и притекши к городу Тихвину, остачовилась при реке Тихвинке. В продолжение своего шествия она в пяти местах останавливалась и являлась верующим, усердием коих на всех местах, ознамепованных и освященных присутствием чудотворного образа Владычицы, созданы после храмы Божии. Равно и на том месте, где икона совершенно остановилась, устроен был деревянный храм во имя Успения Богоматери, который неоднократным пожаром обращаем был в пепел. Но явленная и чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, находившаяся в нем, всегда оставалась невредима. Наконец усердием великого князя Василия Иоанновича, вместо деревянного храма для Тихвинской иконы Божией Матери в 1510 г. создан каменный. В 1560 г., спустя 177 лет по явлении иконы, устроен иждивением и усердием великого князя Иоанна Васильевича Тихвинский мужской монастырь 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Закрыть Радостное и значимое для всех православных событие О пребывании крестопоходных икон в храме во имя иконы Божией Матери «Державная» г. Санкт-Петербурга 30.04.2024 115 Время на чтение 5 минут 12 апреля 2024 года в храме во имя иконы Божией Матери «Державная » г. Санкт-Петербурга произошло радостное и значимое событие: на приход для поклонения верующим были принесены крестопоходные иконы Царя-страстотерпца Николая II, его сына страстотерпца Цесаревича Алексия и преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Эти иконы крестопоходными названы неслучайно: в общей сложности за время своего существования эти иконы прошли порядка полумиллиона километров! А история возникновения икон такова. Икона Царя Николая II была написана по благословению архимандрита Германа (Чеснокова) и инициативе родового кубанского казака атамана Надымского округа Сибирского казачьего войска казачьего полковника Сергея Николаевича Кришталя в 2003 году в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Она была освящена в знаменательный день - на 85-летие гибели Царственных страстотерпцев 17 июля 2003 года. На икону были нанесены около трёх десятков клейм, вложены частицы мощей св. великомученика и целителя Пантелеимона и св. преподобного Иосифа Волоцкого. Размер иконы весьма и весьма внушителен - 175 на 200 см. В том же году атаман Сергей Кришталь получил благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II сопровождать Царский образ с крестными ходами по всей России, а также по странам Ближнего и Дальнего зарубежья. Так начался многолетний поход иконы. В частности, много раз Надымская икона Царя Николая II принимала участие в крестном ходе от Храма-на-Крови в Екатеринбурге в монастырь Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. В 2007 году образ Царя был в Абхазии. А с 2008 года икона Царственного страстотерпца прошла по православным странам Европы и дошла до Сербии, где с 2013 года регулярно совершались крестные ходы. Неоднократно этот образ бывал и на Святой Горе Афон. В феврале 2014 года, в непростое для живущих в Причерноморье славян, был совершён молитвенный объезд вокруг Майдана в Киеве.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/30/ra...

Протоиерей Геннадий Беловолов: " Этот духовный экзамен мы, милостью Божией, сдали " Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас Протоиерей Геннадий Беловолов: " Этот духовный экзамен мы, милостью Божией, сдали " Настоятель Леушинского подворья поделился своим впечатлениями о завершившемся в Москве Крестном ходе " Под звездой Богородицы " Новости Москвы   Под звездой Богородицы   13.06.2008 466 " Крестный ход " Под звездой Богородицы " объединил все концы нашей необъятной Родины. Восемь лучей Матери Божией как в фокусе соединились в граде Москве 8 июня " - сказал в интервью " Русской линии " настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов , возглавлявший один из восьми " лучей " этого Крестного хода. " Хотелось бы подчеркнуть и осознать абсолютную уникальность этого Всероссийского Крестного хода. Подобного Крестного хода на Руси еще не было " , - добавил отец Геннадий. " Знаменательно, что эти крестные ходы сошлись, и вместе встретились в Коломенском - в том месте, где 2 марта 1917 года явилась икона Божией Матери " Державная " . Именно эту икону несли крестоходцы во главе своих крестных ходов и утром 8 июня в Коломенском сошлись и встретились восемь Державных икон Божией Матери, пришедших из самых дальних восьми концов Русской Земли, - подчеркнул священник. - И было такое чувство, что икона Державная Матерь Божия прославляется второй раз " . Отец Геннадий, представлявший Санкт-Петербургскую епархию, красочно и эмоционально рассказал о пережитом событии: " Те свидетели и очевидцы, которые в марте 1917 года сподобились обретения Державной иконы Божией Матери вряд ли могли даже подумать, что придет пора, когда со всех концов Русской земли сюда придут восемь Державных икон Божией Матери! И крестоходцы, встречаясь, спрашивали друг у друга - " Вы откуда? " " Мы из Владивостока " , " Мы из Якутска " , " Мы из Барнаула " . А мы, конечно же, говорили: " А мы из Санкт-Петербурга " . Было чувство победы от встречи вместе, ведь за каждой иконой - многие тысячи верст, встреч, людей, молитв, слез, радости. Каждая икона Божией Матери принесла в Москву, в Коломенское, частицу Святой Руси " .

http://ruskline.ru/news_rl/2008/06/13/pr...

Но до коллеги я не дошла, потому что увидела неожиданное. Икона Божией Матери «Луганская» была поставлена на аналое перед особо почитаемой в монастыре Державной иконой Божией Матери, расположенной на стене правой колонны. Я застыла на месте, нахлынуло волнение, глаза стали наполнятся слезами благодарности и умиления. До чего же трогательно было видеть, как одна за другой к иконе подходили и прикладывались монахи, монахини, послушники и прихожане. Кто бы ни проходил мимо, все с удивлением разглядывали незнакомый им образ Божией Матери, но, прочитав надпись «Луганская», написанную монахами прямо на листе бумаги, с почтением крестились и целовали икону. «Вот она - духовная поддержка Луганска, за которой ехала наша группа!» - подумала я и посмотрела в сторону свечного ящика. Молодой монах, принимающий записки, ободрительно улыбнулся в ответ. Седобородый монах, благодаря которому в день памяти преподобного Серафима Саровского икона Божией матери «Луганская» была поставлена в храме, сделал вид, что не видит меня. Видит или нет, я все равно поклонилась ему, мысленно поблагодарив за духовный подарок. «Луганская» перед «Державной» - Луганск, как часть Державы! - не понять было невозможно. Я долго стояла там, глотая слезы радости, которые, не спрашивая меня, просто катились и катились из глаз. Весть дошла и до наших паломников. Постепенно вся группа собралась напротив этих двух икон. Алексей Викторович стоял в стороне и наблюдал, как к иконе, которую ему выпала честь носить в дороге, словно ребенка на руках, прикладывались совершенно незнакомые люди. Сердце его радовалось от вида того, как нашу Луганскую святыню принимают жители и гости Калужской области в православном светоче веры - Оптиной пустыни. Вскоре ко мне подошел монах и сказал, что на ступенях храма меня ждет келейник настоятеля монастыря. Мы долго разговаривали с батюшкой, исполняющим обязанности келейника. Его очень интересовало чем живут люди Донбасса, как обстоят дела в Луганске, сказал, что сочувствует людям, вынужденным долгое время ждать разрешения военного конфликта. Батюшка дал номер внутреннего телефона, по которому я должна связаться с ним для встречи с настоятелем монастыря.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Ещё одна удивительная история связана с историей Храма. Прихожанке Успенского храма, жительнице деревни Починки, Евдокии Адриановой, были два сновидения: 13 и 26 февраля 1917 года. В них ей было указано местоположение Державной иконы Божьей Матери, которая и была найдена в подвале церкви села Коломенское 2 марта 1917 года в день отречения Царя-Мученика Николая II от престола. Обретение «Державной» иконы указывает на то, что Богоматерь взяла на себя верховную царскую власть над Россией и над народом. Ежегодно в день обретения иконы «Державной Богоматери» 15 марта по новому стилю служится молебен за Россию. В планах приходского совета совершить крестный ход в село Коломенское, где была обретена икона. В газете «Русь православная» была опубликована статья о нашем Храме под названием «Судьба храма — судьба России». Однако до возрождения первоначального облика Храма ещё очень далеко. Предстоит еще много сделать, чтобы вернуть Храму былое величие и красоту. www.xpam-saltykovo.ru Церкви на селе существуют с XVI в. Сохранившаяся белокаменная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Алексия Митрополита была построена в 1748 г. на средства действительного статского советника, кн. Н.Н. Щербатова по завещанию отца, участника Азовских походов Петра I. Храм в стиле провинциального барокко типа " восьмерик на четверике " , с небольшой трапезной и пониженной полуциркульной апсидой; увенчан восьмигранныи барабаном с луковичной главой. Интересен ажурный, увенчанный короной " морской " крест, напоминающий о посещении храма царственными особами. Декор церкви весьме скромен и отмечен наличниками " с бровками " оконных проемов, карнизами с сухариками в завершениях. В конце XVIII в. была пристроена скромная кирпичная двухъярусная, с полуярусом колокольня, в 1848 г. обширный северный белокаменный придел Святителя Николая Чудотворца. Эти части здания стилистически нейтральны. Внутренние помещения сводчатые, переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи ступенчатых тромпов. Историческая внутренняя отделка не сохранилась. В 1928 г. храм был закрыт и пришел в аварийное состояние. С 1998 г. церковь возвращена верующим и восстанавливается.

http://sobory.ru/article/?object=01154

Рубрики Коллекции Фото: Сергей Лотырев/nne.ru В Дивеевском монастыре освятили домовую церковь в честь Державной иконы 1 мин., 22.12.2020 Поделиться В понедельник 21 декабря в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоялось освящение домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Державная». Новый храм расположен в келейном корпусе обители, находящемся в пределах знаменитой святой Канавки, сообщает сайт Нижегородской митрополии . Фото: Сергей Лотырев/ nne.ru Освятил церковь, а после возглавил в ней Литургию митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Владыке сослужил архиепископ Роменский и Бурынский Иосиф, а также духовенство митрополии. В своем слове митрополит Георгий напомнил, что Державная икона Богородицы была обретена в день отречения от престола царя Николая II – 2 марта 1917 года. После этого, отметил архиерей, среди прочего, в России начали разрушать храмы и монастыри. Фото: Сергей Лотырев/ nne.ru – И Дивеевская обитель – яркий тому пример. 30 лет назад монастырские храмы были в небрежении и запустении, а главное – не было жизни монашеской, духовной во всей ее полноте. Сегодня же в восстановленную обитель к мощам батюшки Серафима устремляются люди отовсюду. И мы видим в этом благословение Господа и Царицы Небесной, – сказал митрополит. Сообщается, что храм в честь иконы Божией Матери «Державная» был заложен в монастыре 22 декабря 2017 года – в день празднования годовщины основания Дивеевской обители. Фото: Сергей Лотырев/ nne.ru Среди росписей домовой церкви есть изображения святых Царственных страстотерпцев, а также отражены визит императора Николая II и императрицы Александры Федоровны к блаженной Паше Саровской, прославление преподобного Серафима (1903 год), молитва Царской четы в храме в честь святой Марии Магдалины. Читайте также: История Серафимо-Дивеевской обители Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/v-diveevskom-monastyre-os...

Чем для вас особенно дорог этот храм? Там замечательные иконы. Об одной из них просто невозможно не рассказать. Все знают Державную икону Божьей Матери, явленную в день отречения государя. А эта икона – Иерусалимская икона Божьей Матери, напоминающая Державную. Она пришла к нам с таможни, где ее отобрали при попытке увезти. На ее обороте очень знаменательная надпись: эта икона написана в святом граде Иерусалиме и освящена 9 января 1905 года, – то есть в день расстрела демонстрации рабочих, в день начала русской революции. Я считаю, что эта икона – благословение Матери Божьей для России на ее Голгофу. Народу в нашей церкви бывает немного, потому что рядом монастырь и большие храмы. Эвтаназия или хорошее обезболивающее — как найти аргумент Вы – человек глубоко верующий. Возникают ли какие-то дискуссии с коллегами на тему науки, веры, души? Я думаю, это безнадежно, это спор Остапа Бендера с ксендзом. Одной молоденькой аспирантке, которая никак не поверит в Бога и ощущает по этому поводу какую-то тревогу, я давал почитать разные книги, но пока не получается убедить. Впрочем, если Бог позовет, человек сам придет к Нему. Знаю одну женщину, которая просто проснулась утром и с удивлением подумала: «Почему я считала, что я неверующая, когда я верующая?» После внезапного осознания себя верующей она тут же пошла креститься. Недавно наш доктор , говорил про эвтаназию. Я с ним не согласен. – Сложно вообще найти нерелигиозный аргумент против этого. Совсем нерелигиозных людей мало. Отец Сергий Желудков говорил: «Есть малая часть упертых атеистов, не очень большая часть верующих, а в середине – то, что я называю «бог физиков». Они достаточно умны, мудры, они понимают, что что-то там есть, что-то было вначале, первый толчок, Большой взрыв, но дальше этого не идут». А потом начинается: «А как же Освенцим?», – и пошло-поехало, и спорить с этим очень трудно. «Почему болеют дети?». Ответь-ка, чтобы он понял – про первородный грех, про изначальную телесную поврежденность, распространяющуюся на детей.

http://pravmir.ru/aleksandr-nedostup-gla...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить НИКЕЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Никейская икона Божией Матери Никейская икона Божией Матери Память 28 мая Прославилась в 304 году. По преданию, во время осады Амиром города Никеи , находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: " Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель " . Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным. Об этом событии было рассказано отцам I Вселенского Собора , бывшего в Никее в 325 году, которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: " Бысть чрево Твое Святая трапеза " . Однако в указанное время Никея не подвергалась осаде со стороны арабов . Современный рассказ о Никейской иконе мог сложиться под влиянием другого известного случая: " B июне того же 726 г. новое иконоборческое настроение армии демонстративно проявило себя в новом вызывающем инциденте. Арабы осадили Никею. Осажденные жители толпились около образа Богоматери с молитвами. Один солдат швырнул в икону камнем и разбил y нее ногу. По-видимому, икона была скульптурная. На другой же день, гласит предание, солдат был сам убит камнем в сражении с арабами. Город спасся от арабов. Православные увидели в этом знамение и еще больше стали чтить иконы " . Об этом случае могло быть рассказано отцам VII Вселенского Собора , бывшего в Никее в 787 году. Молитвословия Бысть чрево Твое Святая трапеза : Бысть чрево Твое Святая трапеза,/имущи Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего,/от Негоже всяк ядый не умирает,//якоже рече всех, Богородительнице, Питатель. Тропарь, глас 4 Граду Твоему велие заступление,/и людем радостное утешение,/чудная икона Твоя даровася, Богородице Дево,/о Тебе бо врата смерти сокрушаются,/и неисцельныя болезни утоляются,/о Тебе гордыню вражию до конца низлагаем,/и верою Сыну Твоему вопием,/чашею спасения напой нас Христе Боже,/и державны нас воздвигни, на невидимыя и видимыя враги,/молитвами Пречистыя Твоея Матере,//яко Всесилен.

http://drevo-info.ru/articles/5923.html

Предметный ряд выставки составляют более 200 экспонатов, среди которых подлинные раритеты эпохи – реликвии семьи императора Николая II, святителя Тихона, патриарха Всероссийского, уникальные свидетельства Февральской революции 1917 года: архивные документы, фотографии, оружие, средства связи, военное обмундирование. Особую ценность имеют мемориальные вещи последних царей династии Романовых – шашка Николая II и кружевная накидка императрицы Александры Федоровны. История иконы Богоматери Державной раскрывается с момента ее обретения и прослеживается на протяжении всего ХХ столетия. В 1929 году почитаемая в народе икона была помещена в запасники Государственного исторического музея, а в начале 1990-х годов, в связи с возрождением церковной жизни в стране, возвращена в Коломенское в церковь Казанской иконы Божией Матери, где пребывает до настоящего времени. Икона Богоматери Державной послужила символом важнейшего события новейшей истории России в начале XXI века, когда произошло объединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей. В 2007-2008 годах икона Божией матери Державная посетила центры русской эмиграции в Европе, Америке и Австралии, содействуя консолидации русского мира. Тема заступничества Пресвятой Богородицы за всю русскую землю раскрывается в зале «Покров Пресвятой Богородицы», где показаны памятники иконописи XIII – XX веков из запасников музея «Коломенское» и Сергиево-Посадского художественного музея-заповедника. Многие произведения будут показаны впервые. Наряду с подлинными экспонатами для посетителей подготовлена электронная экспозиция на основе уникальных кадров кинохроники, документов, фотографий, видеозаписей рассказов священнослужителей о чудотворном образе. Для демонстрации процесса реставрации икон и церковных тканей в течение двух лет проводилась специальная видеосъемка в реставрационных мастерских музея. Партнерами МГОМЗ в выставочном проекте выступили 16 организаций – музеи и архивы Москвы, Петербурга, Московской области. Подготовка велась в сотрудничестве с Русской Православной Церковью.

http://pravoslavie.ru/100956.html

2. Многие чудеса несомненно связаны с святыми покровителями России – Царственными Мучениками. Известно, что древняя чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, родовая святыня дома Романовых, незадолго перед арестом и убийством последнего Государя и Его Семьи внезапно почернела (она пребывает в таком виде и по нынешнее время). Таинственная связь Царственных Мучеников с их Небесной Покровительницей проявилась в знамениях от списков с Феодоровской иконы в Царском Селе. В 1992 году возобновились богослужения в Феодоровском Государевом соборе, воздвигнутом по благоволению Государя Николая Александровича и ставшем духовной и исторической святыней России. 15 марта, в день Торжества Православия (совпавший в том году с днем вынужденного отречения Царя от престола и с празднованием Державной иконе), в храм пожертвовали небольшую икону. За год до этого мальчик нашел ее в соседнем парке, на берегу ручья. Только в храме разобрали полустертую надпись на окладе – «Феодоровская…». Так чудесно обретенный образ освятил собой собор его имени. В сентябре 1994 г. в Царском Селе замироточил другой Феодоровский образ. Это чудо от иконы-покровительницы Царского Дома многие верующие связали с тем, что в тот же день в Петропавловском соборе хоронили останки Великого Князя Георгия Александровича, оскверненные кощунственной эксгумацией в июле того же года. В Покровском храме Мариенбурга (близ Гатчины), выстроенном в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда у станции Борки, замироточила икона «Взыскание погибших». Это произошло 17 февраля 1994 г., в канун празднования этой иконе. Сначала из ока Богоматери истекла тонкая светлая струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом появились три полоски мира от левого плеча. Позже замироточила вся поверхность иконы. Чудо продолжалось около двух месяцев. Сама икона также написана в память избавления от гибели Императорской семьи. Несколько чудес произошли в петербургском храме Богоявления, построенном и освященном в память чудесного спасения Наследника Цесаревича Николая Александровича при нападении на него японского самурая на Фоминой неделе 1891 г. После возвращения храма епархии в 1992 году без человеческого вмешательства постепенно обновилась настенная живопись, причем этот процесс начался с картины «Уверение апостола Фомы». В 1998 г. епархиальной комиссией зафиксировано чудесное обновление иконы Рождества Христова. Чудо произошло вечером 14 марта, в канун праздника Державной иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/znameniya-ot-ikon-v-kon...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010