Источник фото — сайт прихода храма в честь иконы Державной Божьей Матери в д. Гусино  Весть о явлении новой иконы 15 марта 1917 г. в подмосковном Коломенском быстро облетела не только Москву, но и другие уголки неспокойной тогда России. Времена смутные — февральская революция, поражения на фронтах, госпитали, заполненные ранеными воинами, крушение традиций и государственных устоев, иллюзорные надежды на свободы, разговоры о равенстве и братстве... В этот же день многие узнали о «добровольном» отречении от престола последнего царя из династии Романовых, будущего страстотерпца Николая II. Для многих весть о том, что в тот же день была обретена икона Богородицы, держащая в своих руках регалии царской власти — державу и скипетр, стали странным предзнаменованием. К иконе потянулось множество богомольцев, ее стали возить по московским храмам, появились списки с новоявленного образа, при активном участии святителя Тихона была составлена служба и акафист в честь образа Державной Божией Матери. Скоро грянула буря, и вихрь страшных событий закрутил со страшной демонической силой все русское общество, разрушая храмы, попирая святыни, перемалывая людей и меняя облик городов и весей, но то, что в руках у Пречистой Девы люди видели символы попечения и покровительства верным — скипетр и державу, оставляло надежду на милость Божию. Сегодня, осмысляя происшедшее и задумываясь над будущим, открываешь для себя некие символы, не похожие на простые совпадения. Не так давно мы вспоминали 400-летие избрания Земским собором на Российский царский престол первого царя династии Романовых —Михаила Феодоровича и фактического прекращения смуты в Русском государстве. Но задумывались ли мы о том, что начало династии Романовых начинается перед чудотворным образом Феодоровской Божией Матери, а заканчивается явлением Державной иконы? А случайно ли то, что делегация от Земского собора выехала из Москвы на поиски избранного на царство Михаила Феодоровича Романова, чтобы убедить его принять бремя царской власти над разоренной смутой Русской землей, именно 15 марта (2 марта старым стилем) и в этот же день, «делегаты» от русского народа вынудили царя, ставшим последним в этой династии, отказаться от попечения о своем народе, а Пресвятая Богородица смиренно приняла эти, ставшие ненужными народу, видимые символы попечения? А ведь именно при восшествии на царский престол Михаила Феодоровича впервые, на законном основании, были вручены ему эти два атрибута царского бремени — скипетр и держава.

http://foma.ru/obraz-milosti-bozhiej.htm...

Закрыть «Заступнице усердная рода христианского...» На крымской земле совершен крестный ход с Державной иконой Божией Матери 19.03.2014 1033 Время на чтение 4 минуты На Руси всегда чтили Крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Крестные ходы наиболее ярко показывают народный характер православия на Руси, способствуют укреплению веры и духа, единению славянских народов. Во время шествий Храмом становится природа, небо, а человек - это свеча, пламенеющая к Богу. Все, что встречается по пути шествия - здания, земля, люди, могут быть освящены через человека Господом. На пресс-конференции, отвечая на актуальные вопросы журналистов, благочинный севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта отметил, что Церковь - вне политики, но в сложившейся ситуации в стране Церковь участвует молитвой. Крымский крестный ход с иконой Божьей Матери «Державная» - это более 1000 км пути за один день на автомобилях. В 2008 году в международном крестном ходе организованном фондом «Андреевский флаг» «Под звездной Пресвятой Богородицы» эта икона Божьей Матери преодолела расстояние от Севастополя до Москвы на руках верующих, пешком (1585 км). Координировал движение по благословению Святейшего Патриарха Алексия II севастопольский центр защиты семьи и детства «Русичи». " Крестоходцы прошли пешком от Севастополя до Москвы вместе с иконой.. неся икону Божьей Матери " Державная " . Во время шествия крестного хода икона замироточила в районе Джанкоя и продолжала обильно мироточить до Москвы, и после этого она была возвращена к нам во Свято Владимирский собор и вы можете узнать ее по тем украшениям, которые приносят люди, которые получили исцеления или устроения земных дел по молитвам перед этой иконой " - продолжил протоиерей Сергий Халюта. Украшения сняты, и чудотворный образ переложен в походный киот. 15 марта в день празднования иконы Божией Матери «Державная» Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь благословил каждого участника крестного хода. Крестоходцы представляют самые различные национальности Крыма - русские, украинц ы, белорусы, татары, греки и даже немка. 6 лет назад уроженка Германии Маргарита участвовала в международном крестном ходе с этой иконой. И в эти дни она - вновь в Севастополе, откуда после молебна икона автомобильным крестным ходом, который в очередной раз координирует Центр «Русичи», отправляется по городам Крыма и блок-постам полуострова с молитвой на устах участников.

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/201...

Чем для вас особенно дорог этот храм? Там замечательные иконы. Об одной из них просто невозможно не рассказать. Все знают Державную икону Божьей Матери, явленную в день отречения государя. А эта икона – Иерусалимская икона Божьей Матери, напоминающая Державную. Она пришла к нам с таможни, где ее отобрали при попытке увезти. На ее обороте очень знаменательная надпись: эта икона написана в святом граде Иерусалиме и освящена 9 января 1905 года, – то есть в день расстрела демонстрации рабочих, в день начала русской революции. Я считаю, что эта икона – благословение Матери Божьей для России на ее Голгофу. Народу в нашей церкви бывает немного, потому что рядом монастырь и большие храмы. Эвтаназия или хорошее обезболивающее — как найти аргумент Вы – человек глубоко верующий. Возникают ли какие-то дискуссии с коллегами на тему науки, веры, души? Я думаю, это безнадежно, это спор Остапа Бендера с ксендзом. Одной молоденькой аспирантке, которая никак не поверит в Бога и ощущает по этому поводу какую-то тревогу, я давал почитать разные книги, но пока не получается убедить. Впрочем, если Бог позовет, человек сам придет к Нему. Знаю одну женщину, которая просто проснулась утром и с удивлением подумала: «Почему я считала, что я неверующая, когда я верующая?» После внезапного осознания себя верующей она тут же пошла креститься. Недавно наш доктор , говорил про эвтаназию. Я с ним не согласен. – Сложно вообще найти нерелигиозный аргумент против этого. Совсем нерелигиозных людей мало. Отец Сергий Желудков говорил: «Есть малая часть упертых атеистов, не очень большая часть верующих, а в середине – то, что я называю «бог физиков». Они достаточно умны, мудры, они понимают, что что-то там есть, что-то было вначале, первый толчок, Большой взрыв, но дальше этого не идут». А потом начинается: «А как же Освенцим?», – и пошло-поехало, и спорить с этим очень трудно. «Почему болеют дети?». Ответь-ка, чтобы он понял – про первородный грех, про изначальную телесную поврежденность, распространяющуюся на детей.

http://pravmir.ru/aleksandr-nedostup-gla...

В 1817 г. на Воробьевых горах заложили храм Христа Спасителя – памятник победы в Отечественной войне 1812 г. Он должен был террасами спускаться с вершины Воробьевых гор к Москве-реке. Однако во время земляных работ обнаружилось, что грунт осыпается и сползает; поэтому в 1827 г. строительство здесь прекратили и позже перенесли на Пречистенку. Так Троицкая церковь осталась в этих местах единственным памятником и свидетелем героических событий 1812 г. В XIX веке обновление Троицкого храма происходило дважды: в 1858–1861 гг. и в 1898 г. В XX веке, в 1964 и 1971 гг., производился внешний ремонт здания, а в 1971–1972 гг. – внутренний ремонт. Чистилась настенная живопись, частично была сделана новая. В 2006 г. церковное здание также ремонтировалось снаружи и внутри. Наружные стены храма и колокольни в настоящее время украшают фрески. На колокольне вверху расположен образ Божией Матери «Знамение», а на нижнем ярусе – «Прп. Сергий Радонежский благословляет блгв. кн. Димитрия Донского», «Митр. Московский Алексий исцеляет царицу Тайдуллу» и «Моление прп. Серафима Саровского на камне перед образом Богородицы “Умиление”». На правой стене трапезной изображен святитель Николай, на левой – преподобный Сергий Радонежский (в соответствии с расположением приделов). На портике южного входа находится фреска «Св. Троица с Авраамом и Саррой под Мамврийским дубом». Далее против часовой стрелки: образ Иоанна Предтечи, на внешней стене Горнего места – Голгофа, и, наконец, образ Спасителя. Особого внимания заслуживает настенная живопись внутри храма. Над входом в главную часть из трапезной изображена Ветхозаветная Троица, на куполе – Бог Отец и Бог Дух Святой с предстоящими ангелами, а над алтарем – Вознесение Господне. На стенах в медальонах – изображения пророков Илии и Моисея, святителей Николая и Алексия, митрополита Московского, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также образ Божией Матери «Знамение». Над южной дверью ниже медальонов – Сретение Господне и «Насыщение пяти тысяч пятью хлебами», над северной – Введение во храм Пресвятой Богородицы. В иконостасе главного престола привлекает внимание икона Божией Матери «Живоносный Источник», как память о прежнем названии храма. Перед солеей слева – Печерская икона Божией Матери, справа – образ Спаса Нерукотворного. За этими иконами располагаются два лика (хора) для антифонного пения. Слева от амвона – небольшая икона новомучеников Российских, справа – такая же по размеру икона Царственных мучеников. На северной стене находится икона Божией Матери «Утоли моя печали» и особо чтимый образ Божией Матери «Благодатное Небо», на южной стене – икона Божией Матери «Державная».

http://sobory.ru/article/?object=02278

Сергей Лебедев. Державная икона Божией Матери находится на реставрации в Троице-Сергиевой лавре, скрыта сейчас от всех. Мы туда с Божией помощью попали. Укрепляются доски, устраняются какие-то другие дефекты. Но и счищают исторический слой краски, фактически меняя облик самой иконы. Сейчас, действительно, много интересных мыслей звучит. 15 марта — начало голосования за Президента. А с нами иконы Державной нет. Нужно ли было в период СВО отдавать ее на реставрацию? Икона и в Америку летала, и крестными ходами прошла, и на самолете вокруг России облетала. Икона Матери Божией «Державная» явилась в 1917 году в период падения Российской Империи в храме в честь рождения первого Царя Ивана Васильевича Грозного. Это такие духовные скрепы, которые очень важны. Что касается крестопада, у нас была маленькая победа в этом плане. В городе Зеленограде. Одна из управ, согласно какому-то непонятному кодексу, стала менять геральдику, и крест стал какой-то очень незаметный на храме и далеко не православный. Общественность забила тревогу. Чего боятся местные чиновники, принимающие неправильные решения? Общественности и привлечения средств массовой информации. Когда информация выходит на широкий простор, они сразу начинают вырабатывать правильные решения. Олег Кассин. Мне кажется, стоит высказать от нас всех предложение и просьбу начать молебны о восстановлении Чудова и Воскресенского монастырей. То есть включить эту духовную часть, чего нам, может быть, не хватило в прошлый раз. Мы начали только светскую информационную кампанию, а надо ещё, где смогут, в храмах, в монастырях раз в неделю или в определенный день, кто-то дома, православные организации могут у себя акафист читать Державной Божией Матери, просить Ее о восстановлении монастырей. И обратиться с этим еще к Патриарху. У нас есть государственный праздник — День народного единства, 4 ноября, это и праздник Казанской иконы Божией Матери. Восстановление сакрального центра в Кремле может стать кульминационным моментом празднования Дня народного единства. Туда могут приходить курсанты, православные деятели, там молебны могут совершаться и так далее.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/13/nakaz_...

Протоиерей Геннадий Беловолов: " Этот духовный экзамен мы, милостью Божией, сдали " Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас Протоиерей Геннадий Беловолов: " Этот духовный экзамен мы, милостью Божией, сдали " Настоятель Леушинского подворья поделился своим впечатлениями о завершившемся в Москве Крестном ходе " Под звездой Богородицы " Новости Москвы   Под звездой Богородицы   13.06.2008 466 " Крестный ход " Под звездой Богородицы " объединил все концы нашей необъятной Родины. Восемь лучей Матери Божией как в фокусе соединились в граде Москве 8 июня " - сказал в интервью " Русской линии " настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов , возглавлявший один из восьми " лучей " этого Крестного хода. " Хотелось бы подчеркнуть и осознать абсолютную уникальность этого Всероссийского Крестного хода. Подобного Крестного хода на Руси еще не было " , - добавил отец Геннадий. " Знаменательно, что эти крестные ходы сошлись, и вместе встретились в Коломенском - в том месте, где 2 марта 1917 года явилась икона Божией Матери " Державная " . Именно эту икону несли крестоходцы во главе своих крестных ходов и утром 8 июня в Коломенском сошлись и встретились восемь Державных икон Божией Матери, пришедших из самых дальних восьми концов Русской Земли, - подчеркнул священник. - И было такое чувство, что икона Державная Матерь Божия прославляется второй раз " . Отец Геннадий, представлявший Санкт-Петербургскую епархию, красочно и эмоционально рассказал о пережитом событии: " Те свидетели и очевидцы, которые в марте 1917 года сподобились обретения Державной иконы Божией Матери вряд ли могли даже подумать, что придет пора, когда со всех концов Русской земли сюда придут восемь Державных икон Божией Матери! И крестоходцы, встречаясь, спрашивали друг у друга - " Вы откуда? " " Мы из Владивостока " , " Мы из Якутска " , " Мы из Барнаула " . А мы, конечно же, говорили: " А мы из Санкт-Петербурга " . Было чувство победы от встречи вместе, ведь за каждой иконой - многие тысячи верст, встреч, людей, молитв, слез, радости. Каждая икона Божией Матери принесла в Москву, в Коломенское, частицу Святой Руси " .

http://ruskline.ru/news_rl/2008/06/13/pr...

В это сложное и нелегкое для многих время, связанное с возникшими разделениями, часто касающихся близких родственников и друзей, Господь не лишил нас благодатного Своего утешения: в нашей епархии пребывали две замечательные чудотворные иконы Божией Матери. Во-первых, Курскую-Коренную икону Пресвятой Богородицы, которая находилась в пределах нашей епархии в течение целых четырех месяцев, посетив почти все наши приходы, общины и обители в Австралии и Новой Зеландии, принося великое счастье и утешение посещением многочисленных домов верующих. Пребывание второй иконы – дивного чудотворного образа Божией Матери «Державной» – было связано с празднованием восстановления в этом году канонического церковного единства Русской Церкви. Явление Державной иконы, обретенной в день отречения от престола царя-мучениа Николая II в 1917 году, ознаменовало принятие Божией Матерью под Свой небесный покров страждущей Русской земли в годы наступивших кровавых гонений против Церкви Христовой и против всех русских православных христиан. Эта святая икона, хорошо известная в пределах русского зарубежья, милостиво посетила и нас в Мельбурне и Сиднее по благословению Святейшего Патриарха Алексия. Ее сопровождала церковная делегация в следующем составе: митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, ректор Московских духовных семинарии и академии архиепископ Верейский Евгений, наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Владислав Цыпин, несколько других клириков и хор Сретенского монастыря, состоящего из 42-х голосов. Эта делегация вместе с Державной иконой посетила в сентябре Богородице-Успенский храм Данденонге, Покровский кафедральный собор в Мельбурне, Покровский храм в Кабраматте и Петропавловский кафедральный собор в Стратфильде. Наличие столь великой святыни, архипастырей Русской Церкви и замечательного мужского хора на торжественных богослужениях в наших храмах произвело незабываемое, благоприятное духовное впечатление на всех присутствовавших богомольцев.

http://pravoslavie.ru/5708.html

Закрыть В день насильственного отречения царя Николая II от престола 15 марта — празднование иконы Божией Матери «Державная» Протоиерей Александр Шаргунов   08:40 15.03.2024 182 Время на чтение 5 минут Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день насильственного отречения царя Николая II от престола. Мы знаем из описания обретения иконы, как крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую черную икону Божией Матери. В этой подробности, может быть, еще одно напоминание, что великая катастрофа 1917 года была попущена Богом в первую очередь за невнимание и небрежение к святыне многих православных людей. Но Господь и Божия Матерь никогда не оставляют нас в наших бедах и предваряют нас Своей милостью. Когда икону отмыли, то увидели изображение Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса. Подвиг исповедничества царя-страстотерпца Николая II в его отречении от престола Весть об обретении иконы быстро распространилась среди православных. Смысл этого духовного события был очевиден. Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и акафист, составленный с участием патриарха Тихона. Неудивительно, что вскоре обрушились жесточайшие гонения на молящихся перед «Державной» иконой Божией Матери. Из всех храмов были изъяты списки этой иконы, арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя ее изображение, а некоторые составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/15/v_...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить НИКЕЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Никейская икона Божией Матери Никейская икона Божией Матери Память 28 мая Прославилась в 304 году. По преданию, во время осады Амиром города Никеи , находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: " Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель " . Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным. Об этом событии было рассказано отцам I Вселенского Собора , бывшего в Никее в 325 году, которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: " Бысть чрево Твое Святая трапеза " . Однако в указанное время Никея не подвергалась осаде со стороны арабов . Современный рассказ о Никейской иконе мог сложиться под влиянием другого известного случая: " B июне того же 726 г. новое иконоборческое настроение армии демонстративно проявило себя в новом вызывающем инциденте. Арабы осадили Никею. Осажденные жители толпились около образа Богоматери с молитвами. Один солдат швырнул в икону камнем и разбил y нее ногу. По-видимому, икона была скульптурная. На другой же день, гласит предание, солдат был сам убит камнем в сражении с арабами. Город спасся от арабов. Православные увидели в этом знамение и еще больше стали чтить иконы " . Об этом случае могло быть рассказано отцам VII Вселенского Собора , бывшего в Никее в 787 году. Молитвословия Бысть чрево Твое Святая трапеза : Бысть чрево Твое Святая трапеза,/имущи Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего,/от Негоже всяк ядый не умирает,//якоже рече всех, Богородительнице, Питатель. Тропарь, глас 4 Граду Твоему велие заступление,/и людем радостное утешение,/чудная икона Твоя даровася, Богородице Дево,/о Тебе бо врата смерти сокрушаются,/и неисцельныя болезни утоляются,/о Тебе гордыню вражию до конца низлагаем,/и верою Сыну Твоему вопием,/чашею спасения напой нас Христе Боже,/и державны нас воздвигни, на невидимыя и видимыя враги,/молитвами Пречистыя Твоея Матере,//яко Всесилен.

http://drevo-info.ru/articles/5923.html

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Всероссийская святыня - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - с 28 июня по 2 июля посетила Архангельск и Соловецкий монастырь. Шесть дней пробыла в Санкт-Петербурге чудотворная Феодоровская икона Божией Матери из Костромы. Перед образом молились в Александро-Невской лавре, в Феодоровском Государевом и Софийском соборах Царского Села. 16 сентября 2002 г., в последний день пребывания в северной столице, покровительница рода Романовых находилась на месте упокоения русских царей в соборе Петропавловской крепости. Здесь был отслужен прощальный молебен. Краткая история Феодоровской иконы Божией Матери Главная святыня Костромы - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - хранится в Костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Святыня имеет общероссийское значение: на протяжении трех веков она была покровительницей Царского Дома Романовых, державной Заступницей Российского государства. Перед ней в 1613 г. в Костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре был избран на Русский Престол юный Михаил Феодорович Романов. История явления чудотворной Феодоровской иконы в Костроме замечательна и промыслительна. Икона, написанная, по преданию, св. апостолом и евангелистом Лукой, первоначально хранилась в волжском городе Городце и была моленным образом святого благоверного князя Александра Невского. При разорении татарами Городца чудотворный образ на некоторое время исчез. А в 1263 г., в день праздника Успения Пресвятой Богородицы 15 августа, жители Костромы наблюдали на улицах своего города дивного воина с иконой Божией Матери на руках. Воин пронес икону через весь город, а на следующий день благочестивый костромской князь Василий Ярославич, младший брат святого благоверного князя Александра Невского, обрел эту икону на берегу речки Запрудни (на том месте, где сейчас находится храм). Обретение иконы князем сопровождалось чудесными знамениями. В явленной иконе узнали образ, пропавший четверть века назад из Городца, а в дивном воине единодушно признали святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитавшегося на Руси. Икона, поставленная в кафедральном Успенском соборе, прославилась многими чудесами. За ней закрепилось название Феодоровской, а святой великомученик Феодор Стратилат стал почитаться как небесный покровитель Костромы.

http://pravoslavie.ru/8828.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010