Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Вечер открылся выступлением руководителя  Женского православно-патриотического общества, председателя правления Фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену, автора книги «Под Державным покровом. История народного почитания»,  кандидата исторических наук  Галины Васильевны Ананьиной. В своем вступлении она подробно рассказала об истории обретения иконы Божией Матери «Державная»,  её народном почитании, о духовной связи этой иконы с личностью последнего русского царя.  Галина Ананьина   напомнила, что в этом году исполняется 15 лет крестному ходу «Под звездой Богородицы».  Она рассказала  о том, что икона Божией Матери «Державная» сейчас находится  на реставрации в  Свято-Троицкой Сергиевой лавре, а также   высказалась  о необходимости возвращения  к инициативе Президента РФ  В.В. Путина о возрождении Чудова и  Воскресенского монастырей Московского кремля.  Галина  Ананьина принесла с собой и показала участникам вечера  историческую реликвию – образок столетней давности  с изображением Патриарха Гермогена и иконы Божией Матери «Державная». Главный редактор газеты «Русь Державная» Андрей Николаевич Печерский  поделился своими воспоминаниями  о «Державной» иконе  Божией Матери  в  Локотках  и явленных при этом чудесах,  свидетелем которых он стал. Позже было установлено, что раннее на этом месте находилось подворье Чудова монастыря.  А.Н. Печерский  также рассказал о своем участии  в крестном ходе  «Под звездой Богородицы», посвященном воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и Заграницей. Основу его программы тогда составили восемь крестных ходов, проводимых в период с 20 мая 2007 года по 8 июня 2008. Крестные ходы вышли в Москву из Владивостока, Якутска, Барнаула, Ростова на Дону, Афона, Иерусалима, Санкт-Петербурга и Архангельска. Они символизировали собой восемь окончаний Звезды Богородицы. Каждый ход сопровождал свою икону Божией Матери «Державная». Их участники вышли в разное время, в зависимости от расстояния до столицы, а пришли к Храму Христа Спасителя одновременно.

http://radonezh.ru/2023/03/21/v-moskve-p...

В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года. Вы прочитали статью Державная икона Божией Матери. Обратите внимание на другие материалы: Видео об иконе Божией Матери Державная: Об иконе Божией Матери Державная для детей: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 27 февраля, 2023 9 марта, 2022 18 января, 2022 21 ноября, 2021 20 ноября, 2021 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/derzhavnaya-ikona-bozh...

Проповедь перед причастием произнес священник Георгий Баронец, настоятель строящегося храма святителя Митрофана, епископа Воронежского, в Москворечье г. Москвы. На запричастном в алтаре храма состоялась краткая беседа Его Святейшества с архимандритом Спиридоном (Катрамадосом). По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление у чудотворного Державного образа Пресвятой Богородицы и вознес молитву ко святым Царственным страстотерпцам. От лица духовенства и прихожан Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал настоятель храма епископ Гурий (Шалимов), который преподнес Его Святейшеству список Державной иконы Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал список иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Верующим были розданы иконки Божией Матери «Державная» с Патриаршим благословением. После богослужения Предстоятель Русской Церкви посетил выставку «Державная заступница России. К 100-летию отречения императора Николая II и обретения в Коломенском иконы " Богоматерь Державная " », которая открылась в выставочных залах Сытного двора в Коломенском 1 марта и будет проходить до 25 июня 2017 года. Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали руководитель выставочного проекта, директор музея-заповедника С.И. Худяков, епископ Гурий (Шалимов), автор выставки, главный хранитель музея-заповедника О.А. Полякова. История иконы «Богоматерь Державная» и ее почитания представлена на выставке с момента ее обретения до наших дней. В 1929 году икона была помещена в запасники Государственного исторического музея, а в 1990 году возвращена в Коломенское, в церковь Казанской иконы Божией Матери. Предметный ряд выставки составляют более 200 экспонатов, в том числе реликвии Царской семьи — шашка императора Николая II и кружевная накидка императрицы Александры Федоровны, а также уникальные свидетельства Февральской революции 1917 года. Представлены материалы о Первой мировой войне, восстании в Петрограде и свержении монархии. Тема заступничества Пресвятой Богородицы раскрывается на памятниках древней иконописи. Отдельный раздел выставки составляют древние иконы Пресвятой Богородицы по большей части из Московского государственного объединенного музея-заповедника,  которые экспонируются впервые, а также из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Также подготовлена визуальная электронная экспозиция с использованием кадров кинохроники, документов и фотографий.

http://patriarchia.ru/db/text/4834726.ht...

В начале поездки, когда мы поднесли икону в специальном футляре к трапу, то все замерли: пройдет ли она в проем двери. По милости Божией мы внесли святыню в салон. Еще бы два сантиметра, и икона не вошла бы… Переносить же ее было непросто — весила она с футляром около ста килограммов. В Нью-Йорке православные люди сжалились над нами и приделали к футляру специальные колесики. И даже тогда, когда надо было ее представлять для таможенных служб — таможенники разных стран, где мы побывали, которые наверняка не были православными, с благоговением относились к святыне. Наверняка среди этих людей были и протестанты, которые не почитают икон, были и просто неверующие. Вся наша поездка прошла под покровом Царицы Небесной. По словам владыки Лавра, она оказалась очень важна для Русского Зарубежья. Потому что — вот прошло 17 мая, воссоединение. Торжества в Москве. А потом, как мне говорили мои друзья из зарубежья, наступила некая пауза: «а что же дальше?» И когда в зарубежные православные храмы в Америке, Канаде, Австралии, Европе пришла икона Державной Божией Матери — это было для всех грандиозным событием. Множество людей собиралось для того, чтобы поклониться Царице Небесной. Все знали историю иконы, а для тех, кто не знал, мы привезли с собой специальные буклеты, маленькие иконки Державной Божией Матери с благословением Святейшего Патриарха, которые раздавали всем. Это чувство единения, которое все мы ощущали тогда под покровом Божией Матери, между нами, представителями Московского Патриархата и членами Русской Зарубежной Церкви, было удивительным. Царица Небесная благословляла это единство, любовь, самые дружеские и искренние отношения. Многие сомневающиеся приходили тогда в храм, где находилась икона Державной Божией Матери, присутствовали на литургии, слушали хор нашего Сретенского монастыря, слова наших иерархов: владыки Исидора Кубанского, митрополита Онуфрия Буковинского, который говорил еще и по-английски. Он, может быть, и не в совершенстве говорил на иностранном языке, но это было так трогательно и искренне, что люди не могли сдержать слез. Владыка сначала обращался с проповедью на русском языке, а потом то же самое повторял по-английски. Люди видели, что владыка потрудился для того, чтобы донести до всех то, что было у него на сердце. Когда мы сидели в самолете, он со словарем готовился к проповеди.

http://pravoslavie.ru/36611.html

В 1817 г. на Воробьевых горах заложили храм Христа Спасителя – памятник победы в Отечественной войне 1812 г. Он должен был террасами спускаться с вершины Воробьевых гор к Москве-реке. Однако во время земляных работ обнаружилось, что грунт осыпается и сползает; поэтому в 1827 г. строительство здесь прекратили и позже перенесли на Пречистенку. Так Троицкая церковь осталась в этих местах единственным памятником и свидетелем героических событий 1812 г. В XIX веке обновление Троицкого храма происходило дважды: в 1858–1861 гг. и в 1898 г. В XX веке, в 1964 и 1971 гг., производился внешний ремонт здания, а в 1971–1972 гг. – внутренний ремонт. Чистилась настенная живопись, частично была сделана новая. В 2006 г. церковное здание также ремонтировалось снаружи и внутри. Наружные стены храма и колокольни в настоящее время украшают фрески. На колокольне вверху расположен образ Божией Матери «Знамение», а на нижнем ярусе – «Прп. Сергий Радонежский благословляет блгв. кн. Димитрия Донского», «Митр. Московский Алексий исцеляет царицу Тайдуллу» и «Моление прп. Серафима Саровского на камне перед образом Богородицы “Умиление”». На правой стене трапезной изображен святитель Николай, на левой – преподобный Сергий Радонежский (в соответствии с расположением приделов). На портике южного входа находится фреска «Св. Троица с Авраамом и Саррой под Мамврийским дубом». Далее против часовой стрелки: образ Иоанна Предтечи, на внешней стене Горнего места – Голгофа, и, наконец, образ Спасителя. Особого внимания заслуживает настенная живопись внутри храма. Над входом в главную часть из трапезной изображена Ветхозаветная Троица, на куполе – Бог Отец и Бог Дух Святой с предстоящими ангелами, а над алтарем – Вознесение Господне. На стенах в медальонах – изображения пророков Илии и Моисея, святителей Николая и Алексия, митрополита Московского, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также образ Божией Матери «Знамение». Над южной дверью ниже медальонов – Сретение Господне и «Насыщение пяти тысяч пятью хлебами», над северной – Введение во храм Пресвятой Богородицы. В иконостасе главного престола привлекает внимание икона Божией Матери «Живоносный Источник», как память о прежнем названии храма. Перед солеей слева – Печерская икона Божией Матери, справа – образ Спаса Нерукотворного. За этими иконами располагаются два лика (хора) для антифонного пения. Слева от амвона – небольшая икона новомучеников Российских, справа – такая же по размеру икона Царственных мучеников. На северной стене находится икона Божией Матери «Утоли моя печали» и особо чтимый образ Божией Матери «Благодатное Небо», на южной стене – икона Божией Матери «Державная».

http://sobory.ru/article/?object=02278

Чудо? Конечно, Божие чудо, чудо Царицы Небесной. Так было и с нашим Державным храмом. Сначала, десять лет назад, был маленький крестный ход вокруг старого ветхого здания - тогда еще склада, который нам никак не хотели отдавать и куда нас добрые сторожихи еле-еле пустили помолиться на свой страх и риск. Ну, кажется, ну что произошло? Несколько человек, взрослых и детей, прошло с иконками, с молитвой... Неужели что-то будет от этого, какие-то большие события вдруг совершатся, на которые сейчас даже и намека нет? Какие-то серьезные люди изменят свое мнение, и всё это будет отдано, наконец, Церкви?.. Года не прошло - и отдали. И - храм стоит Державной иконы Божией Матери. Пока он строился на пустом месте, в этом, ветхом здании служили, и рядом с Державной иконой уже тогда на аналое лежала икона святых Царственных мучеников, одной из первых написанная для нового храма. Она и теперь лежит в новом уже храме, но только теперь это особая святыня: ее пешком пронесла по всей Русской Земле от Владивостока до Коломенского в Крестном ходе «Под звездой Богородицы» раба Божия Галина. После завершения Крестного хода мы этот образ торжественно встретили в нашем храме, а потом долго расспрашивали Галину о том, как всё это было, как они шли с Иисусовой молитвой, как икона эта мироточила, благоухала во время Крестного хода, как она спасла ей жизнь. Когда они шли по Забайкалью, мы получили вдруг весточку из Бурятии, из-под Улан-Уде, из села Тарбагатай. Позвонила Валентина Сидоровна Константинова, староста будущего храма, а потом и приехала в наш храм, рассказала. Они хотел там строить храм, но не знали, кому его посвятить. А тут пришел Крестный ход, и они решили, что храм будет в честь Державной иконы Божией Матери. Очень много поклонных крестов было установлено на их пути. Крестный ход - это исповедание веры в силу заступления Царицы Небесной за землю Русскую и полного нашего человеческого безсилия вывести сегодня Отечество из беды, из затянувшегося смутного времени. Это вопль к Небесам, к Заступнице Усердной: веруем и исповедуем, что без Тебя, Радосте наша, мы не можем никак, только на Тебя вся наша надежда! Спасешь - спасемся. Не примешь наших недостойных молитв - будем еще и еще Тебя умолять, но не отступим, Владычице, от Тебе, невозвратную надежду имуще на Тя избавления всех зол.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

— Значит, гнать гостей в шею? — грозно сказала мама. — Пожалуйста: выгоню. Я в одиночку напьюсь! И мама лихо выпила стакан коньяка. Это был бунт на корабле, и такой устрашающий, что папа в панике сбежал из дома и всю ночь сидел на скамейке в парке. Позже выяснилось, что папа просто ревновал маму к соседу, игриво ухаживавшему за ней во время общих застолий. Впрочем, это был единственный случай, когда мои родители были на грани развода, но, к счастью, не развелись. «Державная» 2/15 марта, в день отречения от престола государя-страстотерпца Николая Александровича, в селе Коломенском (ныне это Москва) явила себя чудотворная икона Божией Матери «Державная». В «Сказании о явлении Державныя Божия Матери» говорится: «Зная исключительную силу веры и молитвы царя-мученика Николая и его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это он умолил Царицу Небесную взять на Себя верховную, царскую власть над народом, отвергшим своего царя-помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей “Дом Богородицы” в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа». Об иконе Божией Матери «Державной» написано так много, что, вероятно, не стоит повторять. А потому расскажу о фактах менее известных. В Москве мы с сыном окормлялись у отца Георгия Таранушенко, ныне протоиерея и настоятеля храма Святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине. А в те годы он служил священником в коломенском храме Казанской Божией Матери. Подружились мы и с супругой отца Георгия матушкой Ириной, работавшей научным сотрудником в Историческом музее. Обстановка в музее была сложная, на «попадью», бывало, косились. Но когда матушка Ирина решила уволиться из музея, то духовник их семьи архимандрит Адриан (Кирсанов) не только не одобрил ее решения, но как-то особенно значимо благословил ее продолжать работать там. Благословение было не случайным, именно матушке Ирине дано было отыскать в запасниках музея, казалось бы, утерянную икону Божией Матери «Державную».

http://azbyka.ru/fiction/sila-molitvy-i-...

В это сложное и нелегкое для многих время, связанное с возникшими разделениями, часто касающихся близких родственников и друзей, Господь не лишил нас благодатного Своего утешения: в нашей епархии пребывали две замечательные чудотворные иконы Божией Матери. Во-первых, Курскую-Коренную икону Пресвятой Богородицы, которая находилась в пределах нашей епархии в течение целых четырех месяцев, посетив почти все наши приходы, общины и обители в Австралии и Новой Зеландии, принося великое счастье и утешение посещением многочисленных домов верующих. Пребывание второй иконы – дивного чудотворного образа Божией Матери «Державной» – было связано с празднованием восстановления в этом году канонического церковного единства Русской Церкви. Явление Державной иконы, обретенной в день отречения от престола царя-мучениа Николая II в 1917 году, ознаменовало принятие Божией Матерью под Свой небесный покров страждущей Русской земли в годы наступивших кровавых гонений против Церкви Христовой и против всех русских православных христиан. Эта святая икона, хорошо известная в пределах русского зарубежья, милостиво посетила и нас в Мельбурне и Сиднее по благословению Святейшего Патриарха Алексия. Ее сопровождала церковная делегация в следующем составе: митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, ректор Московских духовных семинарии и академии архиепископ Верейский Евгений, наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Владислав Цыпин, несколько других клириков и хор Сретенского монастыря, состоящего из 42-х голосов. Эта делегация вместе с Державной иконой посетила в сентябре Богородице-Успенский храм Данденонге, Покровский кафедральный собор в Мельбурне, Покровский храм в Кабраматте и Петропавловский кафедральный собор в Стратфильде. Наличие столь великой святыни, архипастырей Русской Церкви и замечательного мужского хора на торжественных богослужениях в наших храмах произвело незабываемое, благоприятное духовное впечатление на всех присутствовавших богомольцев.

http://pravoslavie.ru/5708.html

О чудесном явлении ничего не знал Император, однако по воле Божией именно эта икона была вместе с Царской Семьей в день их мученической кончины. Незадолго до этого Великая Княгиня Елизавета Феодоровна через графиню Зинаиду Толстую отправила копию Державного образа и текст молитвы Государю. 17 июля 1918 года в Ганиной яме после убийства страстотерпцев мужики нашли образ Державной иконы Божией Матери, которая была исколота «штыками». Об этом говорится в материалах следствия Николая Соколова. Следовательно, икона находилась у кого-то на груди из царственных мучеников во время убийства. Царица Небесная и в последние минуты жизни Николая II и его Семьи защищала их. Державная икона Божией Матери стала одной из самых почитаемых православными святынь. Известно множество чудес, связанных с этим образом. В книге приводятся рассказы самовидцев. После начала прославления Державной иконы Божией Матери, в период гонений на христиан богоборцы сделали все, чтобы уничтожить упоминание о ней. Составители службы были расстреляны, а на людей, у которых хранились списки образа, открыли настоящую охоту. На протяжении долгих лет: и в войну, и в послевоенное время иконы находили у многих, однако сам Явленный образ считался утраченным. Второе же обретение Державной иконы состоялось 14(27) июля 1990 года. Она была обнаружена в запасниках Государственного исторического музея. И ее снова передали в Коломенское. Сергей Фомин на примере множества исследований обстоятельно описывает каждое событие, связанное с Державным образом. Он прослеживает историю создания этой иконы, ее взаимосвязь с другими изображениями Богородицы, смысловое наполнение, а также определяет место этой святыни в Домостроительстве Руси. Подробно православный историк рассматривает Отчину «Державцев Русской земли», коей является Коломенское. Не случайно именно здесь произошло первое явление иконы. Перед читателями открывается смысловое пространство Коломенского, его храмов, внутрицерковной символики. В книге представлены также службы, акафисты и молитвы Державному образу.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/16/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010