31 Theod. Stud. Antirrh. 1–3//PG. T. 99. Col. 328–436 (ТФС. Т. 1. С. 119–230; ПСТСО. Т 6. С. 247323). Есть издание греческого текста с комментариями, в работе: Θεοδρου το Στουδτου Λγοι ντιρρητικο κατ ε κονομχων. Ε σαγωγ, πιμλεια, Μετφραση, Σχλια – Κωνσταντνος ιω. Δλκος, θνα, 1998; впрочем, не претендующее на критическое, см.: Ibid., Е. 37. 32 Theod. Stud. Refutatio poem. iconomach.//PG. T. 99. Col. 436–477 (ТФС. Т. 1. С. 191–217; ПСТСО. Т. 6 . С. 324–351). Здесь стоит отметить, что ямбических стихов у прп. Феодора гораздо больше, сохранились 124 эпиграммы (см.: ПСТСО. Т. С. 850–894, по критическому изд.: Speck P. Jamben auf verschiedene Gegenstande//SB. Berlin, 1968. Bd.1 ). Эти произведения преподобного, существенного значения для нашего исследования не представляют, т. к. по содержанию являют поэтическое изложение уже известных, по другим трудам прп. Феодора, идей. 39 Так подобное отношение отразилось в житии прп. Феодора, где некий муж был сурово наказан за пренебрежение к трипеснцам Студийского игумена. См.: Vita B//PG. T. 99. Col. 312C-313B (ПСТСО. T. 5. С. 208–209). 40 Поскольку гимнографические творения прп. Феодора не исчерпываются периодом Триоди Постной (см.: Владимир (Иким), митрополит. Предисловие к третьему тому Творений преподобного Феодора Студита //ПСТСО. T. 7. С. 16–22), наш выбор обусловлен тем, что именно авторство трипеснцев менее всего вызывает сомнений у исследователей, – см.: Карабинов И. Указ. соч. С. 124). 41 Например, кроме выше упоминаемых посланий (от которых дошли одни надписания), в одном из писем Студийский игумен упоминает свой трактат «Об икономии вообще» (Περ τς καθλου οκονομας), написанный по поводу «михианской» схизмы и также не сохранившийся, см.: TSE. 1. S. 141 (ТФС. T. 2. С. 305). А Житие упоминает как экзегетические (на Бытие), так и апологетические (с исчислением и опровержением всех ересей) трактаты, написанные ямбическими стихами, см.: Vita A//PG. T. 99. Col. 264C (ПСГСО. T. 5. С. 185). И это вполне может быть правдой, т. к. некоторые примеры стихотворного творчества Студийского игумена до нас дошли, о чем выше. О вероятно существовавших произведениях прп. Феодора также см.: Fatouros G. TSE. 1. S.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Календарь Материалы 7 ноября 2011 г. [Полемика] Иеромонах Симеон (Томачинский) Пушкина уже не раз пытались сбросить с «корабля современности», но каким-то удивительным образом все эти попытки оказывались тщетными. Более того, Пушкин остается в сознании людей не только творцом современного литературного языка, но и камертоном, по которому мы определяем соответствие языковой норме. [Встреча с Православием/Проповеди] Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) Ради спасения душ своих соотечественников, ради великой любви к ним отважился святой Димитрий Солунский на подвиг христианской проповеди среди лютых гонений, не устрашился мучений и самой смерти. А мы, называющие себя христианами, кажется боимся даже собственной тени и среди малодушных житейских страхов порой забываем не только о близких своих, но и небрежем о спасении собственных душ. Не на Всемогущего Промыслителя полагаемся мы, а на человеческие расчеты в политике и экономике, в малоумии своем не постигая, что и то, и другое – в крепкой руке Божией. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Диакон Владимир Василик Евхаристия и евхаристическая жизнь формировали сознание и психологию христиан первых веков, определяя их отношение к мученичеству. Мученический подвиг как бы становится совершением евхаристии, в некотором смысле – второй анафорой. Мученик соучаствует в Голгофских страданиях Христа и сопричащается евхаристии, осмысляемой как кровавая жертва. Особо следует сказать о влиянии на сознание ранних христиан церковной гимнографии. [Поместные Православные Церкви/Румынская/Публикации] Кто будет всем существом своим уповать на Господа и вооружится постом, молитвой, подвигом, тот непременно найдет путь к спасению. Однако, к сожалению, все большим и большим числом людей словно бы овладел дух противления. И, даже видя своими глазами и слыша своими ушами столько ужасов, мы никак не желаем поверить во всю это «чертовщину». Вот так и получается, что мы оказываемся перед лицом смерти совершенно неподготовленными.

http://pravoslavie.ru/archive/111107

Исполнение закона Христова, святого закона любви, — в несении немощей друг друга. Недаром на Руси издревле слова любить и жалеть произносились на одном дыхании. Истинная любовь немыслима без милосердия, сострадания, готовности к самопожертвованию в служении любимому. Только жаление и родственное ему чувство — нежность, а отнюдь не чувственные страсти могут стать скрепой настоящего союза, не страшащегося времени. Милосердная любовь умеет прощать, забывает темные мгновения и бережно хранит в памяти только светлые мгновения прожитых лет. Милующая любовь не слабеет, а растет с годами, и даже морщины возраста на любимом облике вызывают умиление. Да, эти “взаимные роды”, это несение немощей своего избранника, это жертвенное служение любви порой оказывается мучительным, однако этот труд вознаграждается изумительной формой земного счастья, восходящей в вечность. Честной брак (сдвоенная дорога в Горняя), как и монашество (прямой и высочайший путь к Небесному Отцу), в Православии именуется подвигом. И брачный подвиг, вершащийся в служении любимому человеку как живой иконе, невозможен без твердой веры в Первообраз — в Бога Живого. Бог есть Источник жизни, Источник Любви живой, нестареющей, бессмертной. В самом чувстве любви заложен порыв к вечности: это святое чувство противоборствует понятию конца, не желает признавать для себя возможность смерти. Уже в полудетских объяснениях юных влюбленных звучит: “Я люблю тебя навсегда”, — и в этом лепете неопытных сердец есть прозрение высочайшей истины. Но бессмертие любви — в вечности Божией. Поэтому, хотя нехристианские семьи могут казаться благополучными и даже счастливыми, они всегда таят в себе ущербность, внутренний трагизм. Это уровень приземленной душевности, а не высокой духовности; обреченная на крах попытка свести Небо на землю. Не случайно счастье любящих поэты называют райским: совершенна была любовь Адама и Евы в раю до их грехопадения. Любовь — чувство небесного происхождения; если люди забывают ее Дарителя, Бога Вселюбящего, их любовь становится смертной и исчезает в прахе земном.

http://azbyka.ru/semya/o-tainstve-braka-...

В жизни их хватало и сладкого, и горького. Верой и правдой служил Ростовскому князю боярин Кирилл. Потому-то и выпадала ему великая честь: князь брал его с собой, когда ездил в Орду на поклон к ханам. Неверных слуг в такие поездки не брали. Но это княжеское доверие, эта честь были опасны, да и разорительны. Нужно было везти с собой богатые подарки, задабривать ордынцев, чтобы упасти Русь от набегов и насилия. И притом кто мог знать, что взбредет в голову ордынским вельможам, как аукнутся в ханской ставке русские междоусобные интриги? Уже многие князья и бояре к тому времени сложили в Орде свои головы. Перед тем, как ехать туда, писали завещания. И в каждую такую поездку как на смерть провожала любимого мужа праведная Мария. Были тревоги и расставания. Были разлуки любящих, так трогательно описанные в русских народных песнях. Но сквозь внешнюю разъединенность, словно ласковую руку, праведная Мария простирала молитву к Богу о хранении ее супруга на всех путях. Для молитвы нет расстояний, для любви нет пространств. В краях чуждых и враждебных, среди тягот и опасностей праведного Кирилла укрепляло сознание: на родине ждет и молится о нем его верная, добрая и любимая боярыня. Так смягчалась боль разлуки для них, предавших себя и друг друга в волю Божию. Покров Небесного Отца был над ними обоими. И вдалеке, и вблизи праведные Кирилл и Мария умели беречь счастье взаимной любви, дарованное им от Господа. Их брак не покрывался паутиной привычки, не тонул в болоте скуки и пресыщения. Из яркой искры чувства, вспыхнувшей однажды в их юности, они смогли зажечь благодатный, согревающий сердца огонь семейного очага. Молодая, горячая вспышка чувств — это только встреча, узнавание. Сама любовь, дело и труд любви, с венчания начинаются. Прекрасно, что Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там все обретает достоинство и вода претворяется в вино, — говорит святитель Григорий Богослов . Да, лишь когда Господь благословляет брак, сладкий сироп земной влюбленности может превратиться в сладчайшее вино любви — не выдыхающееся и не портящееся, но становящееся все лучше с годами. Только нельзя забывать, что это земное чудо — дар Бога Всещедрого.

http://azbyka.ru/semya/o-tainstve-braka-...

Со слезами молилась она о доверенном ей дивном ребенке: Господи! Спаси меня, соблюди меня, убогую рабу Твою, и младенца этого, которого ношу я во утробе моей, спаси и сохрани! Ты, Господи, охраняющий младенцы, да будет воля Твоя, Господи! И да будет имя Твое благословенно во веки веков! Так сын ее еще во чреве освящался постом и материнскими молитвами. Известно, что беременные женщины требуют для себя особой пищи: так, они часто едят мел, нужный для укрепления костей носимого ими ребенка. Но так же, как тельце младенца до его появления на свет питается через материнское тело, так и душа его впитывает в себя чувства и ощущения матери. В Италии беременные женщины стараются чаще любоваться красотой природы и произведений искусства, получать больше светлых впечатлений, чтобы красивы и душевно здоровы были рожденные ими дети. Таково же и питание духовное: святые чувства, испытываемые матерью в храме Божием, в молитвенном предстоянии Господу, в богоугодной чистоте и воздержании, в добрых делах — эти чувства незримо воспринимает носимое ею дитя. Так созревает ребенок во чреве благочестивой матери не только для земного существования, но и для жизни Небесной. Второй, таинственный ребенок праведных Кирилла и Марии, при Крещении получил имя Варфоломей — “сын утешения”. Крестивший его священник, которому родители рассказали о чуде, бывшем над их младенцем, изумился, и по наитию свыше возвестил им: Радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы. Сразу же в поведении новорожденного обнаружилась некая странность. По некоторым дням младенец отказывался пить материнское молоко. Сначала родители тревожились, думая, что он болен, но малыш оставался бодр и весел. Потом поняли: он воздерживался от пищи по средам и пятницам — в дни установленного Церковью поста. И еще: младенец отворачивался от материнской груди, если мать в тот день ела мясное. Поняв это, праведная Мария вновь отказалась от скоромной пищи, как и в то время, когда еще вынашивала чудесного сына.

http://azbyka.ru/semya/o-tainstve-braka-...

Это не простая радость, не игра и не забава: это грозная ответственность — на Страшном Суде ответят родители перед Богом за живые души своих детей. В муках женщина рождает дитя, но затем отцу и матери предстоят “вторые роды”, иногда еще более мучительные — воспитание. Заботься не на земле оставить детей, но возвести на Небо; рождай души и воспитывай детей духовно, — призывает святитель Василий Великий . Беззащитный младенец приходит в падший мир, и в его собственной, еще чистой душе, уже таится злое семя первородного греха. С рождения дитя нуждается в Божественных Таинствах, защищающих его от темных сил. Некрещеные дети часто пугаются темноты, их мучают кошмары, и когда они рассказывают свои чуткие сны, выясняется, что они видели бесов. Крещение и Миропомазание, Причастие Тела и Крови Христовых — вот лучшее хранение душевного и телесного здоровья ребенка, вот та оборона от духов злобы, которую он должен получать с младенчества. Великую силу имеют молитвы любящих отца и матери о своем чаде. И когда сам ребенок, пусть и не понимая вполне произносимого, лепечет святые слова молитв, его слышит Господь. Преступно мешать детям приходить ко Христу. Безумно восставать против Крещения младенцев, как это делают сектанты, под тем предлогом, что ребенок, дескать, еще ничего не понимает. Пусть не вполне проснулся разум, но уже бодрствует чистая детская душа, жаждущая приникнуть к Отцу Небесному. По точному слову Тертуллиана , душа человеческая по природе своей христианка. Как можно раньше приобщить ребенка к храму Божию, научить его молиться, пробудить в нем любовь к Всевышнему — долг благочестивых родителей. Чистое детское сердце само тянется к Небу. Лучшие струны души ребенка отзовутся на простые рассказы о высочайшем: о Пречистой Деве Марии, росшей в храме Божием и беседовавшей с Ангелами, о рождении Богомладенца в бедной пещере, рядом с волом и осликом, согревавшими его своим дыханием; о поклонении добрых пастухов и дарах мудрых волхвов Ребенку, в котором узрели они обетованного Спасителя; о Его смиренной жизни в Назарете и о чудесах Христовых, о том, как Всемогущий Бог пошел на позор и страшную смерть, чтобы спасти изменивших Ему, заблудших и несчастных людей; о том, как воскрес Христос и взошел на Небеса и зовет к Себе всех, кто послушен Небесному Отцу и любит Его… Чутким сердцем воспримет ребенок красоту православного богослужения, радость церковных торжеств, милые обряды, посвященные великим дням: куличи и крашеные яйца на Пасху, колядки на Рождество, березки на Троицу, веточки вербы на Вход Господень в Иерусалим… Пока душа и тело еще чисты, еще не созрели для погибельных «взрослых страстей», нужно торопиться напитать ребенка святыми впечатлениями, чтобы впоследствии стремление к Свету Божественному восторжествовало в нем над липкими соблазнами падшего мира.

http://azbyka.ru/semya/o-tainstve-braka-...

Разложению подвергались в основном нравы российской образованщины; купечество и крестьянство еще хранили святую веру и крепкие семьи. Захватив власть, богоборцы-большевики обрушились на домашнюю малую церковь. В полном соответствии с теорией Маркса-Энгельса они собирались строить общежития, где мужчины и женщины жили бы отдельно, сходясь лишь для беспорядочных связей, а детей передавали на воспитание государству. Коллонтай, одна из лидерш женского правительственного органа (который сами большевики прозвали “Центробаба”) — выдвинула тезис, по которому связь между мужчиной и женщиной уподоблялась “стакану холодной воды в жаркий день”. Революция ознаменовалась пошлым развратом и массовыми венерическими заболеваниями, в том числе среди детей. Впоследствии большевикам пришлось отступить от чистоты марксизма” в этом вопросе. Бредовые попытки совершить всемирную революцию потерпели крах. В России сам народ воспротивился тотальному поруганию семейной любви, столь дикому опошлению богозданных человеческих отношений. Пришедший к власти Сталин, при всей своей жестокости, был правителем монархического типа. Он собирался создавать сильное государство и понял, что это невозможно без опоры на семейный уклад. Началась пропаганда социалистической семьи; партийных деятелей стали даже наказывать за “аморалку”. Однако такая семья не была и не могла стать прочной. Подменой Таинства штампом в паспорте, богоблагодатного освященного союза — бюрократической “ячейкой общества” исковеркана была живая душа семьи. Вместо светлой устремленности взаимной любви в вечность в атеистическом браке уже заложено понятие его конца, смерть. Это вносит ущербность и обреченность в существование даже внешне благополучных союзов такого типа. Брак, основанный не на духовных, а на плотских или душевных опорах, предназначен тлению; он может даже вредить человеческим душам, расслабляя их в домашнем уюте и препятствуя стремлению к Высшему. Вот почему в очах Церкви невенчанное супружество, не имеющее ценности для Небесного Царства, приравнивается к беззаконному сожительству.

http://azbyka.ru/semya/o-tainstve-braka-...

Много было на Святой Руси такого, что показалось бы очень странным нашему практичному, корыстному, оземленившемуся веку. Так, своевольное и буйное, мятежное и преступное вече внезапно смолкало, когда раздавался призыв строить храм или монастырь. Этот древний “митинг”, это сборище готовых спорить до хрипоты, хватавшихся за мечи и дубины буянов вдруг затихало — и становилось единодушным. Самые жадные развязывали кошели, самые ленивые брались за труд: созидался дом Божий. И как бы ни надмевался купец, боярин или князь, все равно его хоромы не могли быть выше храма: то был закон “Русской Правды”. Разоренная Ордой страна находила силы и средства для того, чтобы возводить белокаменные церкви. В убогих селениях, среди жалких лачужек высились прекрасные храмы — напоминанием о красоте Небесной. И в самой нищей избе — чистотой и красотой сиял восточный “красный угол”, где теплилась лампада перед иконой. Такой “красный угол”, принадлежащий Богу Всевышнему, сберегался и в душе каждого человека. Нет, не княжескими удельными раздорами, не удалью ушкуйников, не хитростями торговых гостей определялась народная жизнь на Святой Руси. Поверхностное бурление греха было лишь пеной на волне, под которой ширилась и набирала силы тихая светлая река русской святости. Посланный за грех междоусобных войн тяжкий крест ордынского ига большинство народа несло терпеливо и стойко, укрепляясь в благочестии. Твердынями, за стены которых не проникали бури вражды и греха, становились святорусские семьи. У домашних божниц взращивались будущие угодники Господни — иноки-подвижники, отмолившие Русь от пагубного разделения и чужеземного ига. Ничем особенным не выделялась среди своих соседей боярская семья, чье имение располагалось на берегу речушки Ишни, неподалеку от Ростова. Так же, как все, праведные Кирилл и Мария часто ходили в храм Божий, так же подолгу молились у домашней божницы утром и вечером, так же растили детей, поучая их доброму. Муж служил Ростовскому князю мечом, советом и имением своим. Жена сидела в терему, растила трех сыновей и занималась хозяйством. Были они страннолюбивы: любили приветить прохожего монаха или просто богомольца, идущего поклониться святым местам, любили угостить такого странника и усладиться духовной беседой с ним. Но и в этом не было ничего замечательного: гостеприимством русские люди славились испокон веков. Да, обычной была эта семья святорусская.

http://azbyka.ru/semya/o-tainstve-braka-...

Архив Пн Митрополит Владимир (Иким) награжден государственным орденом Киргизии «Данакер» 24 сентября 2011 г. 14:27 Президент Киргизской Республики Роза Отунбаева наградила митрополита Владимира (Икима) государственным орденом «Данакер». Согласно Указу главы государства от 23 сентября 2011 года, высокая награда присуждена за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, в развитие духовного потенциала республики, сообщает пресс-служба Президента Киргизии . Митрополит Владимир (Иким) возглавлял Среднеазиатскую кафедру с 1990 по 2011 гг. Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. ( журнал 66 ) назначен на Омскую кафедру . Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1630945.ht...

Встреча с Православием Алексей Мякишев Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) [Встреча с Православием/Проповеди] Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) Ради спасения душ своих соотечественников, ради великой любви к ним отважился святой Димитрий Солунский на подвиг христианской проповеди среди лютых гонений, не устрашился мучений и самой смерти. А мы, называющие себя христианами, кажется боимся даже собственной тени и среди малодушных житейских страхов порой забываем не только о близких своих, но и небрежем о спасении собственных душ. Не на Всемогущего Промыслителя полагаемся мы, а на человеческие расчеты в политике и экономике, в малоумии своем не постигая, что и то, и другое – в крепкой руке Божией. Митрополит Платон Городецкий Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) Ради спасения душ своих соотечественников, ради великой любви к ним отважился святой Димитрий Солунский на подвиг христианской проповеди среди лютых гонений, не устрашился мучений и самой смерти. А мы, называющие себя христианами, кажется боимся даже собственной тени и среди малодушных житейских страхов порой забываем не только о близких своих, но и небрежем о спасении собственных душ. Не на Всемогущего Промыслителя полагаемся мы, а на человеческие расчеты в политике и экономике, в малоумии своем не постигая, что и то, и другое – в крепкой руке Божией. Диакон Владимир Василик Иеромонах Иов (Гумеров) Иеромонах Арсений (Писарев) Святитель Иоанн (Максимович) Священномученик Онуфрий (Гагалюк), Архиепископ Курский Архимандрит Кирилл (Павлов) Юрий Стариков В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page143_1078.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010