Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне Этот сын мой был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся. ( Лк.15:24 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие о Господе братья и сестры! Как хорошо человеку под отчим кровом, окруженному любовью и заботой, в тепле и достатке. И как страшно и сиротливо бывает путнику, заблудившемуся на темной дороге, не знающему, где найдет приют и пищу, где сможет дать отдых сбитым до кровавых мозолей ногам. Сколько раз, может быть, повторяет он про себя: «Зачем пустился я в этот пагубный путь? Зачем покинул близких и любящих?» Вот о таком сбившемся с пути человеке и повествует Евангельская притча о блудном сыне. Этот рассказ Спасителя прост и понятен каждому. Сын покидает дом своего отца и уходит в дальнюю сторону, чтобы там проводить жизнь в распутстве. На греховные удовольствия расточает он дарованную ему часть отцовских богатств. Беспутство ввергает его в нужду и голод, и тогда блудный сын вспоминает наконец о богатом отцовском доме и решает вернуться. Как же встречает его отец? Ни слова упрека. Объятия и поцелуи от полноты любящего отцовского сердца. Блудного сына облачают в лучшие одежды, ради него готовится светлый праздничный пир. В трогательной простоте притчи о блудном сыне кроется высочайшее Божественное Откровение, ибо это – рассказ о неизреченной любви Господа к человеку. Всемилостивый Отец Небесный помнит каждого из Своих сыновей и дочерей, как бы далеко ни удалялись они от Него, как бы глубоко ни погрязали в трясине грехопадения. На пороге вечности ждет Он нас, чтобы заключить в благодатные Отеческие объятия. Не откормленного теленка приготовил Он в честь вернувшихся, но не пожалел Сына Своего Единородного, послав Его на распятие во искупление наших грехов. А мы все еще продолжаем блуждать во мраке…

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. ( Ин.15:1 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Евангельском отрывке, прослушанном нами за Божественной литургией, Господь наш Иисус Христос продолжает прощаться с учениками, духовно подготавливая их к тем трагическим событиям, которые должны в скором времени произойти (см. Ин.14:27-15, 7 ). Христос говорит: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Попробуем разобраться в этих словах Господа. Выражение: идите с миром было свойственно всем благочестивым и соблюдающим приличия людям еще в Ветхом Завете. Так прощались и приветствовали друг друга. Но обычное выражение в устах Сына Божия приобретает особый смысл. Для Него это не просто пожелание, которое может и не исполниться, а действительное дарование мира, которым был преисполнен Иисус Христос, мира, царящего в Его душе. Господь вправе сказать: …мир Мой даю вам. Он — Творец вселенной, Владыка жизни и Властитель мира. Особую благодать душевную, неизреченный свет Христов, как величайшее сокровище оставляет Божественный Учитель святым апостолам. С этим миром, с этой благодатью и озарением им отныне не будут страшны никакие трудности и нестроения земного мира, никакие выпады врагов и недоброжелателей, никакие муки и страдания, даже когда Господь удалится от них к Отцу Небесному. Все это, конечно, понимают ученики. Но даже приобретая такое сокровище, они остаются грустны и печальны. Для них, всей душой любящих Господа, нет сейчас ничего страшнее и тяжелее, чем расставание. Сын Божий видит, как страдают апостолы. Ему хочется поддержать и утешить их, тем более обетования Господа благодатны и утешительны.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Всенощное бдение. Лист из Жировицкого Ирмологиона. 20-е гг. XVII в. (ИР НБУВ. Ф. 1. 3367. Л. 5) Всенощное бдение. Лист из Жировицкого Ирмологиона. 20-е гг. XVII в. (ИР НБУВ. Ф. 1. 3367. Л. 5) Песнопение «Достойно есть» помещено в 2 версиях, что является редкостью (в рядовых укр. и белорус. Ирмологионах есть или 1 песнопение, или ни одного в случае принятого устного исполнения) и может быть связано с освящением мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы. Этот текст кроме «болгарского» напева озвучен также «вел[иким]» напевом того же стиля. Два редких образца песнопения «Да исполнятся уста наша» по типу мелодики, вероятно, также восходят к болгарскому напеву, хотя при составлении рукописи они не получили названия, а были озаглавлены значительно позже (почерк кон. XVIII в.) как «украинское» и «белорусское». Так был передан поздний взгляд на места бытования этих напевов, не отражавший их реального родства с болгаро-греч. (очень редко фиксируемыми) версиями. По редакции текстов и нотной записи песнопений Жировицкий Ирмологион опережает синхронные ему памятники: хомония выявлена уже в угасающей стадии, а киевская нотация представлена нарочитой «квадратной» формой (тогда как в др. Ирмологионах этого времени еще соседствуют раздельноречие и «облегченное» штриховидное письмо). В тексте этого памятника заметно стремление сократить ряд песнопений на письме: так, в 24 песнопениях на месте фитных распевов проставлено 33 знака фиты , что для югозападнорус. ирмологийных текстов XVII в. является средним числом. В ирмосах 2-го гласа (л. 82-92) фитные распевы взяты в квадратные скобки (этот же принцип позднее был использован в графике старопечатного Львовского Ирмологиона 1709 г. (см.: Зинченко. 2006. С. 142, 143)). Подход к исполнению фитных распевов в песнопениях мог быть разным: их исполняли либо по памяти, либо по др. записи этих же фит в тексте Ирмологиона, но не исключено, что при пении их могли опускать, сокращая общее время исполнения песнопения. В тексте Жировицкого Ирмологиона сохраняются и отдельные архаические элементы письма (цефаутный ключ на нижней линии, мутации). Все это, вероятно, является отражением тенденции к умеренному обновлению текстов и нотописи в униат. певч. практике того времени.

http://pravenc.ru/text/182311.html

Освящая Таинство Брака, Господь незримо подает супругам Свою всесильную защиту от козней вселенской злобы, старающейся осквернить и разрушить человеческую любовь. В падшем мире благодатный брак позволяет преодолеть одиночество — дух распада и вражды, которым диавол заразил соблазненное им человечество. В противостоянии этому гибельному разложению мира и заключается смысл того, что супруги друг для друга — единственны. Этот их выбор, сделанный свободной (или даже чем-то сторонним обусловленной) человеческой волей, делается раз и навсегда. В старину браки нередко заключались по выбору родителей: не порывами неопытной юности, а зрелым умом старших создавались супружеские пары. И такие семьи порой оказывались крепче и прекраснее, чем явившиеся из самой страстной влюбленности. Эти союзы строились в послушании родителям и Господу, в готовности увидеть красоту дарованного тебе человека и полюбить его как дар Божий. Любовь требует веры. Без нее слышится малодушная и маловерная клевета падшего Адама на Самого Бога, якобы “давшего ему плохую Еву”. По слову святителя Кирилла Иерусалимского , на вере утверждается супружеский союз, когда прежде чужие друг другу люди взаимно предаются друг другу. Если человек мечется по миру в поиске и смене “любовей” (то есть влюбленностей, страстей и похотей), он не только не создает благодатного единства «двоицы», но и дробит собственную душу на множество осколков. Это служение разрушителю-сатане, а отнюдь не заповеданный Богом путь единения в любви. В Таинстве Брака Господь дарует, вверяет и доверяет одно человеческое существо другому. Выход из-под этого благословенного покрова — предательство по отношению к Богу и ближнему — поругание дара Божия и надругательство над душой доверенного тебе человека. Супруги один для другого становятся призванием свыше: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:6 ). Созерцание друг в друге живых икон, образов Божественной красоты, для супругов должно стать не просто любованием, а призывом к деланию. В искаженном грехопадением мире сокровенный пресветлый образ замутнен и затемнен: каждый имеет свои слабости и недостатки, подчас даже пороки. Об этой печати первородного греха, лежащей на каждом из нас, необходимо помнить, чтобы избежать очарования, за которым естественно последует разочарование. Нередко молодые супруги ищут друг в друге только прекрасных принцев и принцесс, предъявляют друг ко другу неисполнимые идеальные требования, забывая о собственном несовершенстве — так вносятся трещины в брачный союз. Каждый должен помнить о своем недостоинстве — тогда во взаимном смирении супруги могут помочь друг другу проявить лучшие сокровенные черты, явиться в изначальной Богозданной красоте души. Это делание можно назвать взаимной “реставрацией” живых икон, доверенных Всевышним. Еще более точно это можно сравнить с родами: каждый любовью возрождает другого в его пресветлой сущности — это общее и взаимное “рождение двоицы свыше” к блаженному единству, восходящему в Царство Божие.

http://azbyka.ru/semya/o-tainstve-braka-...

Женщины не желают рожать или ограничиваются одним-двумя детьми, поскольку новый ребенок потребует забот и расходов. Вдобавок нынешняя пресса усердно внушает: в наши дни вырастить ребенка очень дорого. Но никакая нужда не оправдывает детоубийства. Господь пропитает дарованное Им дитя (и вовсе не обязательно заворачивать его в шелковые пеленки и покупать ему дорогие игрушки). А сейчас из-за преступлений женщин-детоубийц и их соучастников-мужчин началось вымирание русского народа: смертность в России превышает рождаемость. В древности язычники приносили своих младенцев в жертву чудовищным идолищам — Молоху и Ваалу. Точно так же в наши дни беззащитных детей убивают на алтарях поганых демонов блуда и животного благополучия. Миллионы душ погубленных младенцев вопиют к Небесам. Это один из страшнейших, гибельнейших грехов современной России. При всей своей ущербности и искалеченности “социалистическая семья” все же хранила искры живого чувства: то был последний, хоть и шаткий, бастион любви и духовности в обезбоженном обществе. Теперь диавол ведет новое наступление, чтобы разрушить домашние очаги “до основания”. Бездуховность и безответственность брака, на протяжении жизни нескольких поколений насаждавшиеся богоборческим режимом, подготовили почву для нынешнего вторжения вселенской злобы. Демоны блуда, липкие и наглые, навязчивые и бесстыдные, набрасываются на человека на каждом шагу. С экранов кинотеатров и телевизоров, из газет и книг, с рекламных картинок и целлофановых пакетов лезет в глаза грязный соблазн. По улицам разгуливают девушки и женщины, одетые, как блудницы; пропагандируется сама “профессия” публичной девки. На всеобщее обозрение выставляются гнуснейшие виды противоестественного разврата (на всю страну по телевидению был показан фильм, воспевающий скотоложество). Под всю эту мерзость подводится “теоретическая база”: фрейдизм, индийский эротический культ, бесчисленные пособия по сексологии. А ведь порнографический “бум” — это лишь один из множества элементов теперешнего адского нашествия. Но и одного этого отряда духов злобы может хватить на то, чтобы превратить нашу молодежь в скопище бесноватых, “сексуально озабоченных” существ. Цель диавольского плана — распылить общество на непотребные, с опоганенными телом и душой “атомы”, неспособные ни к взаимной любви, ни к материнству и отцовству, ни тем более к служению Вселюбящему Богу. Если этот замысел удастся, Россия погибнет уже в ближайшем поколении.

http://azbyka.ru/semya/o-tainstve-braka-...

К инокам относились они благоговейно, почитая ангельский их образ. Далеко распространилась молва о гостеприимном боярском доме, и редко кто из странников, проходивших по Ростовской земле, не заглядывал к ним на огонек. За свои хлеб-соль радушные хозяева получали сладостную награду: рассказы бывалых людей о святынях Иерусалима, Царьграда, Афона, о подвигах и чудесах великих угодников Божиих, древних и современных им. То была небесная пища, которой гости одаривали праведную семью в благодарность за гостеприимство. И напряженно, словно бы весь обратившись во внимание, впитывал эти рассказы Варфоломей, как бы примеряя на себя высоту жития подвижников благочестия, особенно отцов-пустынников, о которых часто заходила речь. В доме праведных Кирилла и Марии каждого гостя встречали как Ангела Божия — и однажды страннолюбивое семейство сподобилось действительно принять в своем доме Небесного Ангела. Во всем стремившийся угодить родителям, в одном Варфоломей все же огорчал их, и огорчал глубоко. Вместе с братьями его послали учиться грамоте. Старший, острый разумом Стефан, блистал своими успехами. Младшенький, Петр, тянулся за ним, и наставники были им тоже довольны. Но вот именно благодатный отрок Варфоломей проявлял здесь непонятную тупость: грамота ему не давалась. Сверстники насмехались над ним, учителя сурово наказывали, но особенно тяжело было любящему сыну слышать укоризны родительские: в этом случае праведные Кирилл и Мария применяли строгость, думая, что в душе сына появились лень или упрямство и эти сорняки необходимо немедленно выполоть. Очень горько было видеть святым родителям, что Варфоломей не может овладеть грамотой — ключом к постижению Священного Писания. Горько было это и самому Варфоломею. Мальчик не чувствовал себя виноватым: он изо всех сил старался понять объяснения учителей, до боли в глазах всматривался в значки на пергаменте, но эти знаки не открывали ему своего звучания и смысла, не желали складываться в слова. Он плакал и молился, молился и плакал: тщетно — книжная премудрость ему не давалась.

http://azbyka.ru/semya/o-tainstve-braka-...

Ограничиваясь регистрацией в загсе, каждый из супругов волей или неволей имеет заднюю мысль о возможности развода. Сама допустимость измены и смены становится трещиной в единении двоицы. Муж и жена уже не ощущают единственности своей взаимной любви и взаимного призвания. Эта трещина даже от малейшего из неизбежных испытаний и искушений может привести семью к распаду. И сколько жестокости, подлости и грязи, сколько человеческой скорби таится в цифрах холодной статистики разводов в «социалистических обществах». Влюбленность или молодая страсть — чувства очень хрупкие, если не сопряжены с пониманием святости брачного союза и готовностью к взаимному служению. Здесь материализм часто оборачивается дурным идеализмом. Поначалу ослепленные внешними достоинствами друг друга, супруги постепенно обнаруживают друг в друге и недостатки — и наступает разочарование. Если нет христианского стремления носить немощи любимого человека, любовь умирает, приедается или вянет телесная красота, исчезает душевный интерес, и от молодого огня остается только зола. По замечанию схиигумена Иоанна Валаамского, пламенная любовь без религии очень ненадежна. В обезбоженных обществах большинство брачных союзов оскверняется еще до их заключения. Осмеиваются девичья честь и целомудрие. Для юношей добрачный “опыт” вообще выставляется некоей доблестью. Начинают искать любовных приключений и девушки, “чтобы потом было, что вспомнить”. Все эти добрачные романы пятнают чистые одежды супружества, ложатся шрамами на семейные отношения. Воображение развращено, в памяти всплывают соблазнительные картины прошлого. Даже если сохраняется внешняя верность, остается внутренний “душевный блуд”. Доходит и до блуда “духовного” — прелюбодейных помыслов: “не на той женился” или “не за того вышла замуж”. А если супруги еще и знают о прошлых романах друг друга, это при отсутствии христианской готовности прощать и миловать становится неисчерпаемым поводом для взаимных упреков, подрывает веру и доверие, разъедает любовь. Даже там, где супругам удается уберечься от развода, наблюдается печальная картина — множество омертвевших семей. Взаимная любовь мертва: ее подменила тупая привычка. Двое любящих выродились в соседей-сожителей, имеющих общих детей и ведущих общее хозяйство. Такая супружеская жизнь чаще всего проходит во взаимном брюзжании и раздражении; но даже если отношения остаются взаимно вежливыми, — это не имеет ничего общего с чудом и тайной истинного брака.

http://azbyka.ru/semya/o-tainstve-braka-...

Обученный такому “искусству” человек, может быть, и набьет свое чрево мирскими сластями, но такая “практичность и жизнеспособность” в конце концов бросят его в когти душеубийцы-диавола, на нескончаемую пытку. Не одними словами, но прежде всего примером собственной жизни воспитывают родители детей своих. Если отец и мать говорят добрые речи, а совершают скверные поступки, ребенок последует их жизни, а не ученью. А видя искреннее боголюбие старших, красоту их дел, высоту их духовных стремлений, дитя своей чистой душой потянется вслед за ними к Любвеобильному Богу Небесному. Очень дурно бывает, когда ребенок становится центром семьи, неким “солнышком”, вокруг которого, как планеты, вертятся родители. Между супругами возникает состязание за привязанность маленького кумирчика, которого каждый стремится перетянуть к себе, сделать “маминым” или “папиным”. Один позволяет ему то, что запрещает другой, отсюда то же пагубное баловство. В отношении к ребенку это идолопоклонничество, в отношении к семье — полное извращение ее христианского облика. Разумеется, родительская любовь священна, но нельзя забывать, что в отношении любви брачной она вторична. Недопустимо, чтобы страсть к дитяти затмевала чувство супружеское, вместе того чтобы укреплять и возвышать его. Ребенок должен возрастать в любви, но прежде всего и важнее всего ему необходимо видеть сияние любви отца и матери друг ко другу, а уж потом купаться в их родительской любви к себе. В семье, где взаимное чувство родителей омертвело, сердце ребенка может остаться холодным, так и не научиться любить, как бы ни была нежна к нему мать и как бы ни был заботлив отец. На образе взаимного чувства родителей их дитя учится любви милосердной и милующей. Рано или поздно ребенок заметит, что у его родителей есть свои недостатки и немощи, но великим уроком для него будет их умение носить немощи друг друга и, несмотря на это, свято хранить супружескую любовь. Так войдет в его сердце и образ бесконечной Любви Христа, снисходящего к грешникам и идущего на смерть ради их спасения.

http://azbyka.ru/semya/o-tainstve-braka-...

Митрохина и В. Пономарева в Ферганской долине (1993#2002). Егоров Ю. Рядом с Исламом: Интервью с архиепископом Владимиром (Икимом)//Восток свыше. Ташкент, 2001. . 1. С. 44. Это подтверждают результаты исследования, проведенные автором настоящей статьи в Таджикистане в 2000#2001 годах. См. также: Mitrokhin N. Tajikistan: Practicing Protestants Outnumber Orthodox Christians//Keston News Service. 15.08. 2000. Примерно такая же картина характерна сейчас для большинства стран Центральной Азии (возможно, за исключением столичных городов). Сожжение двух адвентистов седьмого дня в Дагестане в 1997 году и взрыв молитвенного дома корейских пятидесятников (церкви " Грейс " ) в Таджикистане в 2001 году. Строго говоря, священнослужитель может согласиться совершить обряд крещения (или обрезания), если понимает, что " новообращенный " в дальнейшем не будет посещать храм (или мечеть). Но если он видит перед собой потенциального активиста религиозной общины, который способен нарушить сложившийся в округе межконфессиональный баланс, то может подвергнуть его ряду серьезных испытаний и лишь после этого дать свое согласие. Подробнее см.: Митрохин Н. Православие в Туркменистане//Русская мысль. Париж. 1998. . 4223. Егоров Ю. Указ. соч. Не оценивая соответствие самой концепции историческим реалиям, мы акцентируем здесь внимание на практическом аспекте ее применения. Владимир (Иким), архиепископ. Утверждайтесь во слове и деле благом//Восток свыше. Ташкент, 2001. . 1. С. 6. Недумнов О. Мусульмане спасают имидж страны: Интервью с Р. Гайнутдином//НГ-Религии. 19.02. 2003. Богомолов А., Расов С., Укконе А. В России мусульмане начали составлять черные списки врагов ислама//Известия. 20.02. 2003. Недумнов О. Указ. соч. Татарстан может ввести в школах уроки ислама и иудаизма//Росбалт.ру, 21.02. 2003. 18 ноября 2003 г. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_7411.html

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 51. Об Иудином предательстве. За акафистом Страстям Христовым Иисусе, в Немже льсти несть, от предателя лестию лобзанный… Икос 2й Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Иуда-предатель, Иуда Искариот – само это имя звучит как проклятие, вызывая чувство отвращения и негодования. Духовное чутье человечества выделило преступление Иуды, предавшего и продавшего Божественного Учителя, как гнуснейшее из всего мрачного необоримого перечня совершённых в истории злодеяний. Христианскому сознанию Иуда, ставший смертоносным орудием диавола, представляется повергнутым на самое дно преисподней и находящимся рядом со своим страшным хозяином. Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться ( Мк.14:21 ), – говорит Господь наш Иисус Христос. И история превращения Иуды-апостола в Иуду-предателя служит для всех нас грозным уроком и предостережением. Нельзя смотреть на Иуду только как на «слепое орудие Промысла Божия», восполнившего полноту картины искупления мира через страдания и смерть Спасителя. Подобный взгляд несовместим с представлением о благости Господа, желающего спасения всех людей, подающего в этом Свою благодатную помощь каждому. Однако Вселюбящий Создатель никого и ни к чему не принуждает, предоставляет человеку свободу выбора между истиной и ложью, светом и мраком. Никто не рождается злодеем, таковыми становятся люди по собственной воле, в противлении любви Небесного Отца. Что же касается Иуды, то этот несчастный был в силах не просто спасти свою душу, но и достичь высокой награды в Горнем Царствии. Иуда имел все задатки и все условия для стяжания святости, но предпочел стяжание иного рода – ведущее в адский огонь. Сердцеведец Христос избирал для апостольского служения только людей сильных духом, которые смогли бы пронести по миру святое благовествование. Так и Иуда Искариот совсем не случайно оказался в числе ближайших учеников Спасителя, он вовсе не предназначался изначально на роль предателя. Он обладал многими достоинствами: твердой волей, острым умом, решительностью и целеустремленностью. С подобными дарованиями Иуда мог сделаться одним из величайших апостолов, прославить себя подвигами благочестия. Иуда вступил в ряды последователей Сына Божия с душой, запятнанной своекорыстием, – но как легко было бы ему омыться от скверны, находясь возле Самого Источника духовной чистоты! Однако Иуда Искариот стал взращивать в себе не семена любви насаждаемые Божественным Учителем, а сорняки собственных измышлений и пороков.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010