Возвращение к злым делам Что же подвигает Бога на неумолимый суд? Ничто так не подвигает, как то, что человек после покаяния снова возвращается к злым делам, утешая себя надеждой на новое покаяние и прощение, и безбоязненно грешит в надежде на Божие милосердие. Послушаем, что говорит Писание в книге Иисуса, сына Сирахова: «От двух скорбело сердце мое, а при третьем возбуждалось во мне негодование: если воин терпит от бедности, и разумные мужи бывают в пренебрежении; и если кто обращается от праведности ко греху, Господь уготовит того на меч» ( Сир. 26:24–26 ). Вот мы слышим: возвращающийся от правды, то есть покаяния, которое оправдывает человека, возвращающийся на грех надвигает на себя гнев Божий и предается мечу вечного наказания. Человек, возвращающийся ко греху, вторично распинает Сына Божия и попирает Его драгоценнейшую Кровь, пролитую за спасение мира (1). За прощение прежних наших грехов мы, окаянные и злонравные, возвращаясь к прежним нашим грехам, вместо воздаяния или благодарения Христу Богу нашему снова приносим Ему распятие, снова убийство, как будто для того только мы и были разрешены от прежних наших грехов, чтобы теми же и даже более тяжкими грехами снова прогневать Бога нашего. А что злее этого? Что хуже? Что ужаснее? Покаялся ли Саул в своем грехе, получил ли прощение: о том мы не читаем, но зато знаем, что он был совсем оставлен Богом и погиб душой и телом, пронзив самого себя мечом. Будем ли и мы в состоянии прийти к истинному покаянию, получим ли мы снова прощение грехов, – об этом не знаем, Бог знает, уж не оставил ли Он нас навсегда? Не приготовил ли для нас меча вечного наказания? Убоимся же и мы, братия, возвращаться к прежним нашим злым делам, не будем даже и думать о них, чтобы не подвергнуться нам еще более ужасным мукам. Каждый из нас пусть говорит своей душе: вот, ты выздоровела по благодати Божией через святое покаяние, «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин. 5:14 ) (1). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского/[ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Господь сотворил Адама и Еву по образу и по подобию Своему и, сохраняя этот образ и это подобие (хотя и поврежденные грехом), Адам передает их своему потомству. «И родил он (Адам) сынов и дочерей». Если в предыдущей главе мы отмечали исключительно любящую внимательность святых отцов к каждому слову Библии, то отметим тут, насколько слепы новейшие мало верующие критики и исследователи Священного Писания. В книге Быт.5:4 ясно написано, что Адам родил сынов и дочерей, а  современные критики Библии недоумевают: как представляет Библия размножение человеческого рода, если у Адама и Евы указаны только три сына? На ком они женились? – Конечно на своих сестрах, не впадая при этом в преступное кровосмешение, ибо такие браки тогда диктовались простой необходимостью, а никак не извращенностью. Кроме того, человеческий род был тогда юн и свеж, и браки ближайших родственников не могли еще внести в него те элементы дегенерации, которые сопутствуют кровосмесительным связям позднее и теперь. Этой же свежестью сил в юном человеческом роде можно объяснить и исключительную долговечность людей того времени. Сотворенные первоначально для вечной жизни, люди первых человеческих поколений дольше не сдавались противоестественному для людей веянию смерти. Адам жил 930 лет, Мафусал (или Мафусаил), наиболее долговечный – 969 лет. Из десяти имен потомков Адама до Всемирного Потопа остановимся на имени Еноха, седьмого по Адаме. Енох значит – посвящение. «И ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его». О праведном Енохе говорится в книге премудрости Иисуса сына Сирахова: «Енох угодил Богу и был взят на небо, будучи образом покаяния для всех родов» ( Сир. 44:15 ). О нем же говорит ап. Павел: «Верой Енох переселен был так, что не видел смерти, и не стало его, потому что Бог переселил Его [взял живым на Небо]» ( Евр. 11:5 ). А ап. Иуда сберег для нас даже слова праведного Еноха, свидетельствуя в своем послании: «Пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «Вот идет Господь со множеством святых Своих ангелов- сотворить суд над всеми и обличить между ними всех нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произнесли на Него нечестивые грешники».

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Далее мы читаем: «И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» ( Быт.4:2 ). Рождается второй ребенок, и, похоже, опять Ева дает ему имя. «Авель» означает «суета», «изменяемое» и «неопределенное», от глагола «гаваль», означающего «дышать», «дуть» и даже «пар». И здесь на память приходит текст из Библии: «вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» ( Иак.4:14 ). Жизнь Авеля действительно представляется слишком малой и незавершенной. То немногое, что мы узнаем о нем, предшествует, предваряя свидетельство о его смерти. И потом только слава Небесная… Вторая часть рассматриваемого стиха ставит перед нами вопрос достаточно сложный. «…И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец». Известно, что еще Адам был создан для того, чтобы возделывать и охранять землю ( Быт.2:15 ). В Книге Иисуса, сына Сирахова сказано: «Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего» ( Сир.7:15 ). Скотоводство как некая противоположность земледелию легализуется для нужд человечества в полном объеме только после Потопа, когда Бог разрешил употреблять в пищу мясное ( Быт.9:3 ). До этого события «пастырь овец» обеспечивал своей деятельностью больше ритуальные потребности, не считая шерсти животных, которую могли использовать для изготовления жилищ и одежды. Иными словами, Авеля больше занимали религиозные вопросы, связанные с ритуальными тонкостями. Чему подтверждение мы найдем далее. Во второй половине рассматриваемого стиха имя Авеля стоит перед именем Каина, который был первенцем. Это связано с теми внутренними характеристиками, которые дает их жизнедеятельности Писание. К Авелю могут быть применимы слова: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу» ( 1Пет.2:5 ). Вся его жизнь и смерть – как одна великая жертва, благоприятная Богу. Каин – полная противоположность своему брату Авелю. Его имя значит также «металлическое копье». Он оберегает, охраняет свое добро, он же строит и первый город – крепость для своего сына. Его назначение – не жертвовать, а собирать и даже отбирать… Земледелец уже при жизни поглощен интересами, связанными с прахом, в который он должен будет и возвратиться. Сказано: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ). Здесь для Каина земледелие есть не только «память смертная» как ожидание суда, но, прежде всего, направленность к материальному, заземленному, не способному подняться над повседневностью. Пот тела для него важнее жертвенной крови; он настоящий «аммей ха-арец» (человек земли, простолюдин).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Для любящего сердца приятнее и легче баловать детей; тяжело и трудно их наказывать. Поэтому наложение наказаний есть признак глубокой любви, жертвующей душевным миром, ради очищения запятнанной грехом духовной одежды ребенка. Каково основное назначение увещеваний и наказаний? То же, что очищение от плевел. По словам Самого Господа, сатана постоянно засевает страсти, злые наклонности и пожелания в наши души и в души наших детей с самого раннего возраста ( Мф.13:25 ). Родители и воспитатели призваны вырывать злые ростки из этого посева внушениями и наказаниями. Вырывать их тем легче, чем ранее злой росток замечен, чем менее укоренился. При этом, если душа ребенка и воспитателя соединены любовью, и ребенок сознает вину и от сердца раскаивается, то злой росток вырван с корнем. Но если в ребенке, отроке или юноше уже господствуют в той или иной мере самомнение и самоуправство (порождение гордости), и он не сознает в полной мере своей вины, оправдывается или смягчает ее в своих глазах, то злой росток не будет вырван взысканием, а только примят и заглушен. Лишь страх нового наказания может приостановить в этом случае рост плевела – злой наклонности. В этом случае наказание должно быть серьезным, чтобы надолго запомниться. Поэтому надо осмотрительно выбирать для детей характер и меры наказания, ставя их в зависимость от духовного состояния, восприимчивости, степени осознания своей вины и глубины раскаяния в проступке. Апостол Иуда указывает: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением; а других страхом спасайте» ( Иуд.1:22–23 ). Как рано надо начинать наказывать детей и как это делать? Послушаем об этом Соломона, которому премудрость была дарована в полной мере, как особый Божий дар. Соломон пишет: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». И далее: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» ( Притч.19:18; 13:24 ). То же можно прочесть и в другой книге Библии – в Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Не давай ему (то есть ребенку) воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе» ( Сир.30:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Здесь мы встречаемся с закономерностью, которая вложена Господом одинаково в мир неодушевленный, в растения, в мир животных и в мир Духа. Мы знаем, что количество электричества измеряется перемножением силы тока, напряжения и времени. Таковы же законы гидростатики. В отношении воспитания детей по аналогии можно сказать: его успех будет обеспечен, если мы не будем жалеть своих сил, с волевым напряжением будем работать над детьми, не урывками, а всегда, все время посвящая этому делу. Здесь аналогии и с трудом садовника, которому удается выращивать прекрасные цветы, высокой культуры плоды и ягоды лишь после многих лет упорного труда. Достижение цели как следствие упорного труда – это закон, данный Богом человечеству после грехопадения: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». И без пота нет успеха, без пота невозможно пропитание, невозможна сама жизнь. «Дай кровь – прими Дух», – говорят старцы, понимая под кровью усилия, измождение тела. «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя», – говорит Премудрый Соломон ( Притч. 6:10–11 ). Бережно относиться ко времени рекомендует и Апостол Павел, советуя поступать «дорожа временем, потому что дни лукавы» ( Еф.5:16 ). Труд над ребенком, как основа воспитания, был заповедан еще евреям в Писаниях Ветхого Завета. «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его», – говорится в книге Премудрости Иисуса Сына Сирахова ( Сир. 30:13 ). В Новом Завете Апостол Павел так характеризует труд родителей: «...как отец детей своих, мы просили и убеждали, и умоляли» ( 1Фес.2:11–12 ). «...Проклята земля за тебя... терние и волчцы произрастит она тебе...» – услышал Адам от Бога после грехопадения ( Быт.3:17–18 ). И мы знаем, как неудержимо склонны развиваться духовные тернии в душах наших детей – тернии злых наклонностей и страстей. Упорный, длительный труд нужен для возделывания пашни и материальной, и духовной, и непрерывно, и неослабно надо вырывать из ее среды быстро разрастающиеся сорняки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице. Вознесение Илия был взят на Небо живым: « вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо »  (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: « Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его »  (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы. Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд. Чему научиться нам в житии пророка Илии? Митрополит Иларион (Алфеев) Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается. Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.

http://pravmir.ru/ilin-den/

Исключительное значение имеет собрание назиданий в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, которая периодически напоминает читателю о своем адресате регулярно повторяющимся обращением: «сын мой!», «дети мои!» Кстати, там же собраны и рекомендации родителям наставлять детей ( Сир.30.2 ), учить их ( Сир.30.3 ), не поблажать им ( Сир. 30.7 ), рекомендации, которые подытожены словами: «Учи сына твоего и трудись над ним» ( Сир. 30:13 ). Точно так, как забота Бога о людях сопровождается требованием послушания, так и обязанности родителей сопровождаются рядом требований, предъявляемых детям. В едемовском законе было лишь упомянуто, что для обеспечения автономии семьи «оставит человек отца своего и мать свою» ( Быт. 2:24 ). Когда формулировалось это положение, не было никакой необходимости в тех дополнениях, которые появились позже, например, в заповеди «почитай отца твоего и мать твою» ( Исх.20:12 ), с последующими важными уточнениями: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего» ( Лев. 19:3 ); «Прими отца в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение, не пренебрегай им при полноте силы твоей» ( Сир.3:1213 ). В Едеме не было необходимости в этих дополнениях, вопервых, потому, что Адам и Ева не знали родителей их у них не было; вовторых, потому, что не было и понятия «старость», которая появилась как результат грехопадения: еще одним смыслом Божьего предупреждения человеку в раю («смертию умрешь») было то, что отступничество от Бога станет началом процесса умирания, чем и является старение. И посему повеление «почитай отца твоего и мать твою» позже выходит за рамки отношения к своим родителям: «Почитай свекра твоего и свекровь твою, теперь они родители твои» ( Тов. 10:12 ). Далее это требование становится обязательным и безотносительно родства в отношениях к любому человеку: «Не пренебрегай человека в старости его» ( Сир. 8:7 ). Не эти ли постулаты сконцентрированно предстают в евангельской сцене, когда распятый Христос обращается к присутствующим там Деве Марии и к своему ученику: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Иоанн 19:2627).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

Крещения ( 1Кор. 1:2; 6:11 ; 2Кор. 1:1; 13:12 ; Фил. 1:1 ; Кол. 1:2 ; Евр. 3:1 ). И если они возносят молитвы наши перед Богом, то значит они слышат наши мольбы и ходатайствуют о нас. 13) Здесь говорится о ветхозаветных людях, которые не могли видеть Сына Божия на земле, пока он не воплотился от св. Девы Марии (см. 1Иоан. 1:1–4 ). Сектанты говорят, что они чтили бы святых, если бы знали, кто удостоен быть святым. Лукавые речи! Разве сектанты не читали (44–50 гл.) книгу Иисуса Сына Сирахова или 11–ой главы послания ап. Павла к Евреям, где перечислены почти все ветхозаветные святые? Разве они не считают святыми Апостолов Христовых и не могут знать из дальнейшей истории Церкви Христовой ее мучеников и святых? Конечно, читатели, могут знать и знают, но «в упорстве своем погибают, как Корей» ( Иуд. 11 ст.): в необузданной гордости своей и сектантском самообольщении они считают себя такими же святыми, как и угодники Божьи, «достигшие совершенства», «первенцы Церкви, написанные на небесах» ( Евр. 12:23 ). Еще при жизни угодников Божьих на земле Господь отмечает их святость особыми дарами чудес, совершающихся и после их смерти, что и служит для Церкви Христовой ясным признаком их святости и основанием к прославлению их, как «друзей Божьих». О пророке Моисее, Самуиле, Илии, Елисее и других пророках мы знаем, что они творили величайшие чудеса, даже из мертвых воскрешали, о некоторых святых мы знаем, что они и после смерти своей творили дивные чудеса. Так, напр., о пророке Самуиле читаем в св. Писании: «Он пророчествовал и после смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится». И об Елисее сказано: «по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса и по смерти были дивны дела его» ( Сир. 46:22–23; 47:12–15 ; См. 1Цар. 28 гл. и 4Цар. 13:20–21 ).  Ап. Павел, перечисляя имена ветхозаветных святых, говорит, что святые «верой побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих, жены получали умерших своих воскресшими» ( Евр. 11:33–35 ). Вот какие признаки святых: благодатные дары знамений и чудес при их жизни – на земле и после смерти – на небе, согласно словам Христа Спасителя ( Мар. 16:17–18 ). Этими признаками и руководствуется св. Церковь , когда решает вопрос о признании того или иного угодника Божия святым. А голос Церкви Христовой есть голос всегда пребывающего в ней Св. Духа, и противящийся Церкви противится Духу Святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Михаил 30 сентября 2010, 00:51 Татьяна, Ирина, а у Вас есть дети? Геннадий 29 сентября 2010, 20:51 " 8 Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким. 9 Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. 10 Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими. 11 Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. 12 Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. 13 Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его " (Премудрость Иисуса сына Сирахова 30). Татьяна 29 сентября 2010, 19:30 На личном примере: меня однажды сильно стукнул отец, за что - не помню, т.е. наказания за проступок не получилось. Помню свой ужас и сейчас понимаю, что это была сильнейшая психотравма. Думаю, лучше для всех было бы, если бы папа этого не делал. Я принципиально не била свою дочь и мужа старалась сдержать, даже если причина была серьезной. Мотив - как сказал мне один Батюшка, так много жестокости ребенок испытывает в миру, пусть хоть дома останется островок безопасности. Дочка выросла добрая и христианка по убеждениям. Сумела противостоять всем искушениям подросткового периода с Божьей помощью. Не бейте своих детей, любите их и Гоподь вам поможет! Марина 29 сентября 2010, 16:33 Кто - то получает деньги за протаскивание ЮЮ. И эти люди власть имущие. Мы ничего не решим, 17 года никогда не будет. Потому что власть денег сейчас тотальная. Грядет эпоха антихриста. Нас продали и продолжают продавать, ведь им все равно как выкачивать с нас деньги. Правит во всей вселенной телец златой. Раньше были миллионеры, сейчас милиардеры. Весь мир принадлежит им. К сожалению, мы не китайцы, наши власти не считают нас гражданами страны, мы быдло, на котором легко можно наживаться - правительство нас продало. Вот, что стоит за Ювенальной юстицией, болонской системой образования, переименованием милиции в полицию и т.д.-ДЕНЬГИ!

http://pravoslavie.ru/39375.html

Мудрец бичует и др. пороки, не подобающие добродетельному человеку: пьянство (19. 1-3), чревоугодие, болтливость (19. 6-10), тайный гнев (20. 1-3; «гораздо лучше обличить»), леность (22. 1-2), блуд и прелюбодеяние (23. 20-36), лицемерие (27. 24-32), злобу и мстительность (28. 1-6; «мстительный получит отмщение от Господа» - 28. 1). Здоровье, безусловно, большее счастье, чем богатство, т. к. последнее недолговечно и доставляет человеку гораздо больше хлопот и тревог, чем удовольствия (30. 14-31. 12). Заслуживает похвалы тот, кто получил богатство, но выдержал искушение золотом и остался непорочным (31. 10). Нужно почитать врачей, потому что их знание - от Бога, хотя главное в исцелении - молитва Богу (38. 1-15). Только тот, кто соблюдает закон и хранит заповеди, может «приносить жертву спасения» (35. 1), а к «жертвам беззаконников», приносимым «от неправедного стяжания» (36. 18), «Господь не благоволит» (ср.: 34. 18-26). Иисус Сирах сурово осуждает жителей Палестины, впавших в язычество: идумеев, филистимлян и самарян (51. 28). Образ ветхозаветных праведников В качестве примеров Иисус Сирах приводит праведников древности (44. 1 - 50. 26), к-рые жили согласно разуму и закону и к-рым Бог открывал Свою волю. Это праотцы человечества, патриархи и благочестивые цари, пророки и наставники Израиля - от Адама до первосвященника Симона, сына Онии. Мудрец верит, что наступят времена, когда все народы познают истинного Бога. Он молится: «Ускори время и вспомни клятву, и да возвестят о великих делах Твоих... Услышь, Господи, молитву рабов Твоих, по благословению Аарона, о народе Твоем,- и познают все живущие на земле, что Ты - Господь, Бог веков» (36. 9, 18-19). Связь с другими книгами ВЗ В И., с. С., к. встречается достаточно много параллельных тем (напр., Премудрость Божия, страх Божий, похвала добродетельной жене) и конкретных наставлений (напр.: Сир 30. 1 и Притч 29. 15) с Книгой Притчей Соломоновых. Это объясняется общим историко-культурным фоном и принадлежностью обеих книг к одному жанру. Тем не менее в Книге Притчей Соломоновых в отличие от И., с. С., к. гораздо больше примеров антитетического параллелизма.

http://pravenc.ru/text/293952.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010