Другим важным ветхозаветным указанием на всеобщую пораженность рода человеческого грехом, являются слова молитвы царя Соломона, произнесенной им при освящении Иерусалимского Храма. Наследник Давида просил Бога, чтобы Он принимал в этом Храме не только молитвы Израиля, но и иноплеменников, потому что: «нет человека, который не грешил бы» ( 3Цар. 8:46 ; ср. 2Пар. 6:36 ). Премудрый Соломон не сделал исключения ни для младенцев, ни для праведников, ибо порабощенность греху всего человечества была для него очевидна. Много высказываний о всеобщности греха содержится в учительных книгах. Так в Пс. 142:2 святой Давид свидетельствует, что перед Богом «не оправдается... ни один из живущих» (Ср.: Пс. 13:2–3; 52:2–4 ). Подобная мысль высказана и в Пс. 129:3 : «если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?». В книге Притчей высказывается подобная же мысль: «кто может сказать: я очистился, я чист от греха моего?» ( Притч. 20:9 ; ср. ст. 6:24), в книге Екклесиаст решительно утверждается, что «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл. 7:20 ). В книге Иисуса Сына Сирахова эта мысль выражена несколько по иному: «все мы находимся под эпитимиями (πντες σμν ν πιτημος)» ( Сир. 8:6 ). Даже великие ветхозаветные праведники, такие как Иов, Давид, пророк Исайя и многие другие, хотя и являли собой примеры добродетельной жизни, однако оставались причастными всеобщей греховности и осознавали это вполне отчетливо (ср. Иов. 14:4 ; 2Цар. 12:13; 24:10 ; Ис. 6:5 ) 104 . Важным свидетельством о врожденной наследуемой греховности всего человечества является 7-ой стих 50-го псалма: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Святой пророк Давид, заглядывая в тайники своего сердца, исповедует Богу наряду со своей личной греховностью и духовную порчу, врожденную всем людям, не зависящую от личного изволения и передающуюся через акт зачатия и рождения 105 . Эта мысль встречается и в книге Иова, где наряду с утверждением о всеобщей «нечистоте» (греч. – πος), говорится о рождении человека как акте приобщения к этой «нечистоте»: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов. 14:4 ) 106 , и далее: «ибо что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным» ( Иов. 15:14 ). Эта мысль в книге повторяется: «как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?» ( Иов. 25:4 ) 107 . Причина такого отношения к женщине, как к некоему орудию для греховного порабощения всякого человека, раскрыта в книге Иисуса сына Сирахова, где имеется указание на праматерь Еву, как виновницу греха и родоначальницу греховных рождений: «От жены начало греха, и через нее все мы умираем» ( Сир. 25:27 ). Ева первая преступила к запретному древу и потому вина ее считалась сугубой не только по отношению к потомкам, но и в отношении Адама, который поддался на ее уговоры 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

53. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, во дни праздников не вкушает мяса и вина, гнушаясь, а не ради подвига воздержания: да будет извержен, как сожженый в собственной совести и становящийся виною соблазна многих. Вытекает ли из этих правил запрет на полный отказ от алкоголя и на категорическое осуждения употребления спиртного? Прежде чем, сделать такой вывод, мы должны обратиться к ситуации, в которой были изданы эти правила и понять их смысл. В то время (II в. н.э.) в Римской империи широкое распространение получили гностические секты, учившие, что материальный мир сам по себе является скверным и порочным. Тело представлялось гностиками как «темница души», и своей целью они считали освобождение от уз плоти. Соответственно, все телесные наслаждения, такие как супружеская близость, употребление вкусной пищи и напитков гностики считали греховными. Такой подход совершенно явно противоречит христианству, поэтому Апостольские правила рассматривают гнушение физическими наслаждениями как еретическое, т.к. согласно книге Бытия Бог сотворил все «добро зело». В то же время, правила не запрещали добровольный отказ от брака, мясной пищи и вина как формы аскезы; греховно только «гнушение», т.е. утверждение о том, что телесные удовольствия сами по себе греховны. Можно ли обвинить современных сторонников трезвости в том, что он продолжают традиции гностиков и им подобных? Конечно, нет! Не употребляя спиртного, они стремятся не к «избавлению от уз плоти», а, напротив, к укреплению телесного и духовного здоровья, которые понимаются ими как раз по православному – как сопутствующие, а не противоречащие друг другу. Таким образом, это обвинение совершенно несостоятельно. Другим тезисом критиков трезвеннического движения является то, что в Священном Писании и Предании, наряду с осуждением злоупотребления спиртным, содержатся и похвалы вину. Так согласно псалмам Давида «и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс.103:15). Книга Иисуса, сына Сирахова говорит: «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе - вино, умеренно употребляемое вовремя» – гласит книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (31: 31-33). Иисус Христос также не отказывался от употребления вина и даже сравнивал Себя с виноградной лозой, а Свое учение – с вином. Вино использовалось в древних иудейских храмовых ритуалах при совершении жертвоприношений и праздновании Пасхи; в христианстве именно вино является образом Крови Христовой и принимается в Таинстве евхаристии.

http://zavet.ru/a/rss_1303385390.html

Автор книги увещевает приобретать мудрость не посредством серебра, которое само по себе не дает мудрости, – а путем собственных усилий и призывания помощи Божией ( Сир 51, 26–30 ). Если сама по себе мудрость непокупаема за серебро и требует от стремящегося к ней собственных неусыпных усилий и помощи свыше, то удовлетворение житейских потребностей и покрытие требуемых расходов во время обучения мудрости не чуждо денежных расходов. И эти расходы не должны смущать ищущего плодов мудрости: «Приобретайте учение и за большое количество серебра, – и вы приобретете много золота» ( Сир 51, 36 ) – таким образом, достигнете благосостояния внутреннего и внешнего. 7.3. Учение о Премудрости «Всякая премудрость от Господа и с Ним пребывает вовек» ( Сир. 1,1 ). Такими словами начинается эта книга. Премудрость уподобляется морскому песку и каплям дождя, которые не поддаются исчислению. Она не может быть вполне изучена человеком. Вполне ее обладает только Бог . Она проявляется в вечных законах, управляющих миром. В книге Иисуса сына Сирахова развивается мысль, высказанная в книге Притчей: «Начало премудрости – страх Господень» ( Притч. 1, 7 ). «Страх Господень – слава и честь, и веселие и венец радости. Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие» ( Сир. 1, 11–12 ). «Страх Господень – дар от Господа, и поставляет на стезях любви» ( Сир. 1, 13 ). «Корень премудрости – бояться Господа, а ветви ее – долгоденствие» ( Сир. 1, 20 ). «Почтенны вельможа, судья и властелин, но нет из них больше боящегося Господа» ( Сир. 10, 27 ). «Как велик тот, кто нашел премудрость! Но он не выше того, кто боится Господа. Страх Господень все превосходит, и имеющий его с кем может быть сравнен?» ( Сир. 25, 13–14 ). Преподобный авва Дорофей обращает внимание на то, что в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова страх Божий именуется и началом ( Сир. 1, 15 ) и концом (венцом) Премудрости ( Сир. 1, 18 ). Авва Дорофей учит, что существует два вида Страха Божиего, «один первоначальный, а другой совершенный», «один свойственен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть страх святых совершенных, достигших в меру совершенной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Вас дети будут почитать именно тогда, когда вы будете заставлять их приучать и заставлять почитать родителей. Вот это иерархия. Муж и жена – это единое целое, затем отношения «родители и дети». Затем идут отношения более дальних родственников. И дальше идет сфера «приятели» — товарищи, приятели, сослуживцы. Границы должны быть четко проведены Есть вещи, которые человек не говорит никому — это отношения с Богом. Есть вещи, которые он говорит духовнику. Духовник – это священник, к которому регулярно приходишь исповедоваться. Он может помочь в отношениях с Богом, но их не поменяет. Отношения с Богом всегда остаются личностными. Есть вещи, которые открываются только духовнику и больше никому. Есть вещи, которые открываются родным, и которые закрыты для других. Есть вещи, которые открываются другим. И есть вещи, которые в широком доступе. Эти границы должны быть у человека четко проведены. Нужно приучить детей к этим границам Потому что бывают две крайности: либо человек замыкается сам в себе и Бога не пускает. И это аутизм — психическое заболевание. Это гордый, дошедший до конца, схлопнувшийся, что называется. А бывает наоборот: человек всех пускает к себе в душу, и у него вместо души проходной двор, как в евангельской притче — подобно семени, посеянному при дороге. Любая птица прилетает и съедает все. Эту систему надо проговорить. Нам часто кажется, что мы и так все понимаем. Если не проговорим, мы ничего не поймем. Бывает, друг и муж совмещаются. Муж – это друг. Муж не обязательно может быть другом. Это бывает, но редко. Ничего плохого нет, если муж не друг. Вы просто разные. Друг имеет то, что не имеет муж. Муж имеет то, что не имеет друг. Не советуйся с недоброжелателем твоим и от завистников твоих скрывай намерения. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 37, 10) Для завистника жесткая стеночка, чтобы он не лез, как у Высоцкого: «я не люблю, когда мне лезут в душу, особенно, когда туда плюют». Хорошие слова: «Не лезьте с вашим свиным рылом в мой калашный ряд». Не советуйся с женою о сопернице ее и с боязливым — о войне, с продавцом — о мене, с покупщиком — о продаже, с завистливым — о благодарности, с немилосердым — о благотворительности, с ленивым – о всяком деле, с годовым наемником — об окончании работы, с ленивым рабом — о большой работе: не полагайся на таких ни при каком совещании, но обращайся всегда только с мужем благочестивым, о котором узнаешь, что он соблюдает заповеди Господни, который своею душею — по душе тебе и, в случае падения твоего, поскорбит вместе с тобою. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 37, 11–16)

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Вопрос 4. О том, может ли верующий христианин желать своей смерти    Также [о том], каким образом я хочу желать смерти, если бы я [мог] достичь смерти так, как бы я хотел. Тот, кто уже имеет здравую веру и видит, чего ему следует достигать, преуспевает уже в том, что охотно отходит из этой жизни. В самом деле, видеть, чего следует достигать — это не то же самое, что и любить это и желать уже быть там. В чьей душе это произойдет, необходимо, чтобы он охотно умирал. Таким образом, напрасно говорят некоторые, кто уже имеет здравую веру, что потому они не хотят умирать, чтобы преуспеть; ведь само их преуспеяние становится совершенным в том, чтобы желать умереть. Следовательно, если они хотят сказать истину, пусть не говорят: «Я потому не хочу умирать, чтобы преуспеть», но [говорят]: «Я потому не хочу умирать, что мало преуспел». Таким образом, нежелание умереть есть не совет для верующих, чтобы они преуспевали, но признак того, что они мало преуспели. Поэтому пусть они захотят того, чего не хотят, чтобы стать совершенными, и станут совершенными. Вопрос 5. О том, что сказано в книге Иисуса, сына Сирахова (Сир.36:20—23)    О том, что сказано в Экклезиастике Соломона (книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова): «Желудок принимает в себя всякую пищу, но пища пищи лучше» (Сир 36:20). Он как бы сказал то, что говорит апостол: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фес.5:21). «Как гортань отличает пищу охоты, так разумное сердце — слова ложные» (Сир.36:21). Как приятна пища, добытая трудом охоты, так приятно сердцу ловить и изобличать ложь. «Развращенное сердце причинит печаль, но человек многоопытный воспротивится ей» (Сир 36:22). Этому подобно: «Еретика, после первого... вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит 3:10—11). Ведь развращенным сердцем он противится печали, из-за которой вместо него любовь к благу печальна. «Женщина примет всякого мужа, но девица девицы лучше» (Сир 36:23). «Женщина, приемлющая всякого мужа», разумеется в тех, кто говорит: «Я Павлов; я Аполлосов; я Кифин»; а «лучшая девица» разумеется в тех, кто говорит: «А я Христов» (1Кор 1:12). Она же есть [та, о которой говорится] в Песне песней: «Возлюбленная моя между девицами, что лилия между тернами» (Песн.2:2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2777...

Вопрос о том, каков был объем книги закона, к-рая была у Ездры, остается спорным, но независимо от его решения важно то, что в это время был дан стимул к канонизации книги, содержащей предписания закона. Вероятно, в 1-й Книге Ездры цель З. М. осмысляется, во-первых, как возвеличение («украшение») дома Божия в Иерусалиме (1 Езд 7. 27), во-вторых, как восстановление необходимого для богослужения чина совершения жертвоприношений и, в-третьих, как указание народу Израиля на то, что он должен исполнять предписания о культовой чистоте. О том, как народ с благоговением принимает З. М., говорится в Неем 8. Во время его чтения люди кланялись и плакали (Неем 8. 9). Неемия, Ездра и левиты напоминали народу, что священный праздник и печаль несовместимы. Они призвали людей радоваться и посылать друг другу дары (Неем 8. 9-10), «потому что радость пред Господом - подкрепление» для народа. Они «поняли слова, которые сказали им» (Неем 8. 12), и праздновали с великой радостью. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова Во Второзаконии (Втор 4. 6), поздней исторической литературе (1 Езд 7. 14, 25) и некоторых псалмах (Пс 18. 8; 36. 30-31; 118. 98) встречаются примеры сближения понятий «закон» и «мудрость». Завершение этой тенденции - в неканонической Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, где закон и мудрость в ряде мест отождествляются. Ранним примером развития представления об их отождествлении является указ персид. царя Артаксеркса свящ. Ездре о его миссии в Иерусалиме. Царь говорит о «законе Бога твоего, находящемся в руке твоей» (1 Езд 7. 14), вариант выражения той же мысли - «по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей» (1 Езд 7. 25). Сирах неск. раз говорит о действии закона в сердце человека (Сир 9. 20; 10. 19: «Рассуждение твое да будет с разумными, и всякая беседа твоя - в законе Вышнего»). Мудрость обретает только тот, кто исполняет закон. «Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего. Всякая мудрость - страх Господень, и во всякой мудрости - исполнение закона» (Сир 19. 18; ср.: Сир 1. 26; 6. 37; 33. 14-34. 3). Верность закону и страх Божий присущи мудрецу. «Боящийся Господа будет поступать так, и твердый в законе овладеет ею» (Сир 15. 1). Отождествление закона и мудрости - причина того, что последняя описывается как тяжкое бремя. «Послушай, сын мой… Наложи на ноги твои путы ее и на шею твою цепь ее» (Сир 6. 24-25). Но это бремя ведет к славе и ликованию. «Ибо… ты найдешь в ней (мудрости.- Авт.) успокоение, и она обратится в радость тебе. Путы ее будут тебе крепкою защитою, и цепи ее - славным одеянием» (Сир 6. 29-31).

http://pravenc.ru/text/182513.html

Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Послание ап. Павла к Ефесянам. 4, 31). Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе (Послание ап. Павла к Ефесянам. 4, 29). Все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков (Послание ап. Павла к Колоссянам. 3, 23). Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова. 7, 15). Чрез меру трудного для себя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова. 3, 21). Испытывайте самих себя, в вере ли вы (Второе послание ап. Павла к Коринфянам. 13,5). Дорожи временем, потому что дни лукавы (Послание ап. Павла к Ефесянам. 5, 16). Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Евангелие от Матфея. 7, 12 ). Глава 1. Как устроен и работает наш организм Скелет Чтобы наше тело поддерживало определенную форму и все органы располагались на своих местах, внутри него создан специальный каркас – скелет. Он состоит из костей, соединенных друг с другом подвижными соединениями. Голову надежно защищает череп. Череп поддерживается на особой слегка изогнутой, пружинящей опоре – позвоночнике. Позвоночник состоит из отдельных костей – позвонков – и придает всему телу должную гибкость и устойчивость. К позвоночнику крепятся ребра, защищающие грудь человека и мягкие органы в ней – легкие, которыми мы дышим. Одним концом каждое ребро крепится к позвоночнику, а другим к грудной кости, идущей сверху вниз по середине груди. Нижний конец позвоночника прикреплен к особой тазовой кости, опирающейся в свою очередь на кости ног. Тазовая кость обеспечивает подвижность ног. К верхней части туловища с помощью ключиц и лопаток крепятся кости рук. Руки и ноги устроены удивительно похожим образом. От таза отходит толстая бедренная кость, от лопатки – плечевая. В колене бедренная кость соединяется с двумя более тонкими костями голени, и точно так же в локте плечевая кость соединяется с двумя костями предплечья. Кисть руки и стопа ноги состоят из многих косточек, заканчиваются пятью пальцами. Так обеспечивается нужная подвижность рук и ног, способных поворачиваться в своих суставах. Мышцы

http://azbyka.ru/deti/uroki-o-zdorove-i-...

Между тем у пророков иудейского народа недвусмысленно говорилось о том, что все народы смогут приносить жертву Богу на своей земле. Последний пророк Малахия, живший во времена Ездры, обращаясь к современникам, приносившим небезупречные жертвы, писал: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами» (мал.1:10–11). Посредником между писаниями пророков и сознанием эллинистического времени был корпус текстов, которые специалистами объединяются под именем «литературы Премудрости» (Wisdom literature). В действительности он, принадлежа к разряду еврейских Ketuvim («Писаний», в отличие от Torah – «Закон» и Neviim – «Пророки»), включает в себя разнородные книги: как несомненно палестинского происхождения (Книга Екклесиаста, или Проповедника; Книга Притчей Соломоновых; Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова), так и те, в которых очевидно присутствие сильной эллинистической составляющей наряду с еврейским происхождением значительной части текста (Книга Премудрости Соломона). Литература Премудрости получила наибольшее распространение в Александрии; здесь она выражала приверженность библейскому монотеизму в противоположность господствующему религиозному синкретизму. Существенно то, что само слово «премудрость» (σοφα) сделалось в ней определенным философским понятием. Под «премудростью» подразумевалось не только человеческое знание о Боге («Начало премудрости страх Господень» ( Притч.1:7 ), – многократно повторяется там), но и собственный Разум Бога, которым сотворен мир. Познание Премудрости имеет характер созерцания и выше мирского знания, поскольку Премудрость больше мира; она «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя … отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия, и образ (εκν) благости Его» ( Прем.7:25–26 ). Иудейское образование этого периода включало два основных этапа: изучение Священного Писания и упражнения в его интерпретации. Библия для евреев была не только утверждением веры в Единого Бога, но и историей народа, ключом к его идентичности. Школы, в которых на материале сакрального текста изучались основы родной культуры, назывались «бет-софрим» (дом писания). Герменевтика ставила более узкую задачу их философско-богословского осмысления и преподавалась в «бет-мидраш» (дом толкования). Данная система образования стала предшественницей иудейской Александрийской школы. В свою очередь, сама она восходила к восточной традиции образования истолкователей притч. В «Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова» эта традиция была представлена как целая культурная программа, способная распространить знание об истинном Боге и на другие народы:

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

Не засматривайся на красоту женскую и не похотствуй на жену… Господь говорил: кто посмотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5, 27-32 ). Поэтому берегите честь смолоду. Много родителей говорят ужасную вещь — пускай попробуют сначала, побалуются, прежде чем женятся, потом остепенятся. Это ужасно, на самом деле. Ничего хорошего из этого не вырастает. Методом проб и ошибок получаются одни проблемы. Если вы начнете склеивать и расклеивать клейкую ленту, на третий раз она перестанет склеиваться. Если человек начнет развратничать, то потеряет возможность любить, у него орган любви умрет. Поэтому часто развратник не способен к любви . От него требуется искреннее глубокое раскаяние на исповеди, которое может вычистить и поменять человека, чтобы научиться снова любви. Поэтому вдолбите в голову: чистота до брака, верность одному супругу в браке. Никаких там: попробую гражданский брак, и т.д., потому что это искус. Мне люди рассказывали, как проверяется верная жена или верный муж — их приятно за руку держать, приятен запах. Это физиология, химия, органическая комплиментарность тел. Между прочим, блуд блокирует возможность памяти, потому что гормоны в голову бьют, и все. Поэтому наши предки старались не давать возможности впадать в блуд. Есть жесткие запреты по поводу блуда. Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 25, 24)  Поэтому всякие книжки про женщину-стерву выкиньте, пожалуйста. Тем более, что слово «стерва» в переводе со славянского — питающаяся падалью. Дословно “женщина-стерва” в переводе — женщина-падаль, женщина-гнилой труп. Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная — злая жена. Опущенные руки и расслабленные колени — жена, которая не счастливит своего мужа. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 26, 25–26)  Обучайте девочек, чтобы они счастливили своего мужа. В этом их счастье, как говорит Господь. Есть люди, которые к этому не приспособлены. Христианство не исчерпывается браком. Есть более высокий путь, чем брак. Это монашество. Это для самых благородных, самых сильных. Потому что монашество только для тех, кто имеет великую любовь к Богу. Если вы будете говорить, что брак – это высшая ценность для человека, то, пожив в браке, человек поймет, что это не высшая ценность, и скажет: меня обманули, и начнутся безобразия.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

По душе тебе – это значит, душа его подходит под твою душу. Бывает, что человек комплементарно не подходит к тебе, не потому что он плохой, а просто другой, не подходящий. Поэтому важно чтобы он был по душе тебе Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой в истине. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 37, 17–19) Вверяй своему сердцу. Не своему мнению, а своему сердцу. Внимательно вдумывайся. Не отказывайся от своей головы, когда ты слушаешь чужого совета. Доверять своему мнению нельзя. Доверять своему мышлению, проверяя его словом Божьим, — можно. Больше всего нужно молиться Всевышнему, чтобы он сам определил пути наши. Начало всякого дела — размышление, а прежде всякого действия — совет.  Теперь достаточно сложный момент: каким образом можно выбирать супругов? Сейчас выбор супруга какой? В 18 лет в первого попавшегося вляпались, не подумали, потом часто мучаются. Бывают неудачные браки, потому что часто эта вещь происходит без головы, что называется. Здесь заставить человека нельзя, но вы должны дать совет человеку: вступать ему в брак или не вступать. Причем дать его до того, как человек вляпается. Потому что, когда он влюбился, это уже все. Как говорили персы: можно не исполнять обещание, данное на супружеском ложе, потому что оно дано под пыткой любви. Есть принципы, которые детям надо вложить в головы уже сейчас, перед влюбленностью, выучить назубок просто. Премудрость говорит так: “Тремя я украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми. Это — единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою. И три рода людей возненавидела душа моя, и очень отвратительна для меня жизнь их: надменного нищего, лживого богача и старика-прелюбодея, ослабевающего в рассудке”. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 25, 1–3) Надменный нищий – это бабульки, которые бегают с красными знаменами: вы все сволочи, вас всех перестрелять надо. Это как раз то, что ненавидит душа Христа.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010