Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам ( Мф.28:1-7 ). Чем больше смотришь на Белого Ангела (так зовут его в Югославии), тем больше им восхищаешься. Без сомнения, это шедевр средневековой фресковой живописи. Здесь все совершенно: и поворот головы Ангела, и его глаза, и асимметричный размах крыльев, и движение руки, и его легкая, изящная, как бы невесомая фигура. Вид Ангела радостен, сияющ, трепетен — да и как же может быть иначе: ведь он возвестил людям самую восхитительную, самую жгучую, самую невероятную весть из всех вестей на свете, — что Христос воскрес из мертвых и Его нет больше во Гробе!!! Отойдешь немножко назад — взгляд Ангела с тобой, приблизишься к гробнице — он властно держит тебя, этот взгляд, и ты никак не можешь освободиться от него, ты во власти сообщенной Ангелом потрясающей, неземной вести. Таким увидел Божиего посланника средневековый безымянный мастер — и оставил его нам: для восхищения и благоговейного созерцания, чтобы мы остановились, пораженные, и простояли на одном месте и час, и другой, и третий, не замечая ни времени, ни пространства, ни самих себя… Белый Ангел стал духовным символом Югославии. Его изображение встречаешь везде: и в гостинице, и в салоне междугородного автобуса, и в студенческой аудитории, и в келлии монаха, и в кабинете министра. Югославская авиакомпания “ЮАТ” летает как бы на крыльях Белого Ангела, — взяв в руки авиабилет, каждый пассажир встречается с завораживающим взглядом Небесного посланника. Почему это произошло? Почему Белый Ангел начертан в книгах и журналах, а точнее, в сердце каждого серба? Потому что он возвещает Воскресение Иисуса Христа, а значит, и воскресение каждого верующего серба, каждого верного последователя Христа, воскресение всей прекрасной Сербии. Слободна вожня

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/belyj-an...

Беседа 32. Евангелие от Матфея, глава 9, 18–26. «Воскрешение дочери Иаира и исцеление женщины, страдавшей кровотечением» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея, и темы сегодняшней беседы: 1) Воскрешение дочери Иаира. 2) Исцеление женщины, страдавшей кровотечением. Сегодня мы рассмотрим главу 9-ю, с 18-го по 26-й стих. И мы читаем 18-й стих, здесь сказано: Мф.9:18 . «Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива». Блаженный Феофилакт пишет: «Видно, и этот имел веру, только не большую, потому что просил Иисуса не слово только сказать, как говорил сотник, но и придти и возложить руку» . То есть, обрядовые и ритуальные действия нужны для людей слабоверных. Для человека подлинно религиозного достаточно только слова Божия, чтобы быть уверенным, что его проблемы будут разрешены. Сотник не требовал от Христа никаких действий, он сказал: «…но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» ( Мф.8:8 ). Но не все веровали и веруют так, как веровал Лонгин сотник. Да и вся система обряда есть не что иное, как костыли для слабоверующих. Такими слабоверующими были древние иудеи с их сложной системой обрядов, и такими не были первые христиане, когда обрядовая сторона была сведена к минимуму. Но со временем, когда христиане стали оскудевать в вере, то внешняя, обрядовая сторона начинала доминировать в их религиозной жизни. Но это не значит, что так будет всегда! Сам Сын Божий использовал разные подходы к людям с учетом того, надо было ли усиливать их веру, или нет. Например, для исцеления некоторых достаточно было слова или прикосновения, но иногда нужен был и сложный ритуал, ритуальные действия, и даже призыв отправиться в паломническую поездку. Сказано: «…Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» ( Ин.9:6–7 ). При этом нельзя забывать, что обряд не может быть бездумным. Его осмысление совершенно необходимо, в противном случае он теряет свой первоначальный смысл, становиться бесполезным и даже опасным для человека. Сказано: «…кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор.11:29–30 ); и еще: «…в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке. Братия! не будьте дети умом…» ( 1Кор.14:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее . Опадет цвет ересей и заблуждений, исчезнет " красота " лжи и клеветы, посохнут соблазны язычества и лжерелигий. Где будут обогатившиеся на обнищании и крови братьев своих? Как страшно будет в тот день противникам нашей святой веры! Какое серьезное разочарование постигнет их!.. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, — и оно будет унижено... И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю (Ис. 2, 12; 17–19). Часть 1 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1, 12). Искушения, искушения, искушения — как их много! Какие они разные! Какие они изощренные! Они окружают нас, они теснят нас. Искушения подстерегают нас не только дома, но часто и в храме. Кажется, невозможно от них никуда спрятаться, скрыться: в самых святых местах можно встретить искушение. Во время праздников, во время паломнических поездок мы чувствуем, как искушения настигают нас. Когда я прибыл на Святую Землю, то гид, который принимал нас — представитель паломнической службы Иерусалимского Патриархата, — прямо в аэропорту сказал: " Вы прилетели на Святую Землю, но знайте: здесь искушений будет больше, чем где-либо еще! " . Действительно, это так. Пока человек жив, он чувствует, как диавол крутится вокруг него, по сказанному в Писании, как рыкающий лев, ища поглотить (1 Пет. 5, 8) его. Поэтому-то апостол Иаков и говорит: Блажен человек, который переносит искушение . Итак, мы с вами выяснили, что спрятаться от искушений никуда нельзя, они случаются везде. Перефразируя слова апостола Павла, можно сказать: где святыня, там и искушение (см.: Рим. 5, 20). Так что никуда от них, искушений, не убежишь, не уедешь... Недавно одна женщина спрашивала меня по поводу размена квартиры, на который ей пришлось пойти из-за проблем с соседями. Я ответил этой женщине: " От таких искушений далеко вы не уедете. Вместо одних соседей будут другие соседи! " . В Священном Писании сказано, что человек постоянно возвращается к разным греховным моментам своей жизни, к тому, что он уже пережил [ 1 ]. Значит, это может повториться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вот по этим камням, по этим мраморным плитам и они ступали - апостолы и святые, и многие мученики ради Христа... Вот знаменитая библиотека Цельса, а вот огромный театр, на двадцать пять тысяч зрителей - место зрелищ, и место казни христиан, где на них выпускались дикие звери. Здесь вся земля пропитана кровью мучеников... Про Эфес надо рассказывать отдельно, добавлю только, что давно пора организовать паломническую службу по нашим святым местам в Турции, наверно, можно как-то это было сделать. А тогда наша дама-девица экскурсовод показывала и рассказывала подробно, как были устроены римские туалеты, а про библиотеку Цельса (великую, вторую после Александрийской!) - что есть предание, будто от неё был прорыт подземный ход, по которому почтенные римские мужики, сказав супруге и деткам, что направляются в храм высокой науки и искусства, бегали в публичный дом... что, понятно, вызывало солидарные улыбки и смешки многих наших экскурсантов: «а-а, и тогда так же было...» Что они дома, вернувшись, расскажут об Эфесе, риторический вопрос. Через день после поездки в Эфес пришёл черёд Иераполя или по турецки Памуккале («хлопковый замок»), известного для народа (в основном зарубежного) своими геотермальными источниками, травертинами, обширными отложениями целебных калийных солей, куда приезжает лечиться множество людей... Ехать туда из Бодрума дольше, чем в Ефес, по турецким горам и высотным серпантинам, надо отдать должное местным водителям, которые по нескольку часов ведут автобусы с людьми по этим сложным трассам. А вот и открывается сам Иераполь - Памуккале, белой шапкой на горном массиве... Иераполь (или Иераполис - «священный город»), был основан в 190 г. до Р.Х. царём Пергама Евменом II, хотя первые постройки на этом месте датируются ещё II тыс. до Р.Х. Он находится в 17 километрах от Денизли, между Колоссами и Лаодикией, где была одна из семи церквей, упоминаемых в Апокалипсисе: «…знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Некоторые толкователи, как известно, относят эту характеристику к Церкви последних времён...

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/27/...

Вся жизнь отца Василия была посвящена возлюбленному Отечеству — России, хотя он и жил вне ее. Он каждый день молился о ней, духовно окормлял русских людей, которые жили в столице Югославии, благоустраивал подворье. По отзывам людей, знавших его (а знали его очень многие), это был ревностный подвижник благочестия, пастырь, душу свою полагающий за овец ( Ин. 10, 11 ). Ему придверник отворяет двери, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его ( Ин.10:3-4 ). Настоятельскую “эстафету” протоиерей Василий принял от своего отца — Виталия Тарасьева, который (единственный из них троих) родился в России и эмигрировал на чужбину, спасаясь от большевиков. Как видим, на Сербской земле, в Белграде, существует целая священническая династия — явление не такое уж частое и в самой России. - Мы можем вам только позавидовать, — сказал отцу Виталию руководитель нашей группы, когда мы беседовали в тесном кругу. - Отчего же? - Да оттого, что вы жили и воспитывались в нормальной, естественной христианской среде, в которой сохранились и преемственность традиций, и уклад церковной жизни, и знание святоотеческих преданий. Мы были всего этого лишены, так как церковная жизнь в России была беспощадно изуродована. Знакомя нас с подворьем, отец Виталий остановился около двух надгробий, установленных у северной стены храма, под окном. - Это могилы моего отца и деда, — сказал он. — Местные власти любезно разрешили похоронить их внутри храма. Была совершена панихида по усопшим. Мы, русские люди, молились о других русских людях, о наших братьях во Христе, чья жизнь прошла вдали от родины, но они являлись (и являются!) ее частичкой, ее кровинкой, о людях, сердцем болевших о ней каждый час, каждое мгновение своей жизни, делавших все, что было в их силах, для ее скорейшего возрождения. Из церкви мы прошли в музей, который расположен в небольшом домике на территории подворья, посвященный истории русской эмиграции в Югославии.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/belyj-an...

Господь еще в Ветхом Завете предупреждал о невозможности подобных хождений. В Библии, в книге Левит, Господь говорит: " Не ворожите, не гадайте, не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш, и если какая душа обратится к вызывающим мертвых, к волшебникам, что блудно ходит вслед их, то Я обращу лицо на ту душу и истреблю ее из народа ее " . Как видим, довольно суровое предупреждение Божие. А во Второзаконии Господь Израилю вещает: " Когда ты войдешь в землю, Израиль, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, которые делают народы сии. Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебники, вопрошающие мертвых, ибо мерзок перед Господом всякий делающий это и за сии-то мерзости Бог твой изгоняет их от лица твоего, будь непорочен перед Господом Богом твоим, ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей " . Если мы обратимся к болезни как таковой и отношению Православной Церкви к болезни, то увидим, что Церковь болезни приемлет как промыслительное попущение Божие, как средство Господне, которое научает, наставляет нас. Господь попускает те или иные болезни по грехам нашим. Болезнь — это фактически прекращение согласия между телом и душой человека, когда тело и душа приходят в разногласие между собой. В естественном духовно-нравственном настроении человека при его сотворении Господь даровал ему чистую душу и тело, человек не знал болезней. Адам и Ева никогда не болели, они не знали никаких язв, никаких недомоганий, ибо тело было согласно с душою, душа была согласна с духом, как и сам Адам был согласен с Богом. Поэтому телесное служило душевному, душевное служило духу, а дух человеческий служил своему Богу, слушался Его и исполнял Его волю. Первый человек по любви своей был в полном согласии с Богом. Но после грехопадения произошло разделение. В человеческое существо проникли разъединенность и смятение, грех совершил это разъединение. Теперь тело самовластно начинает требовать от души служения ему. Душа, исполненная различными страстями, самовластно ищет служения себе со стороны духа человеческого. А человек в целом весь отдается своим прихотям и похотям телесным и душевным, и фактически всю свою жизнь устраивает в удовлетворение своих страстных вожделений, страстных влечений.

http://zavet.ru/garmaev/ways09.htm

Да и паства подбирается им под стать. Они брезгуют дарами Божиими – умом и любовью, предпочитая быть паразитами старческого руководства. Если голова не для шапки, а для ума, а старец — не профессор, то зачем его вопрошать, на какой факультет поступать дочери, как вести дела по разделу квартиры и отказываться от операции или нет? Неужели Бог адвокат, ректор или начальник ЖЭКа, которому нечего больше делать, как выполнять заявки трудящихся вместо инженеров ЖЭКа? Странным образом инфекция души неблагодарных, не думающих и не любящих прокаженных долетела сквозь века до России и пустила корни в этих маргинальных общинах. В них сначала теряют волю, которую не смеет напрягать сам Бог. Потом теряют ум, свои чувства и, наконец, человеческий облик. Этих людей легко узнать по агрессивной нетерпимости и озлобленности на весь белый свет, а также по нежеланию думать. И любовь у них специфичная. Старчиковых чад вы не встретите ни в детской больнице, ни в тюрьме, ни на войне. Они в паломнических поездках к ручьям, камням со стопочками, могилкам и по сокровенным келейкам. Это люди ритуала. Из десяти исцеленных вернулся только один самарянин. Вернулся потому, что его чувствительное сердце требовало вернуть долг любви. У него не было денег, которые мы жертвуем благодетелям. У него не было ни конфет, ни цветов, которые мы жертвуем врачам. Он принес жертву благодарения. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Это что, единственно нужно от нас Богу? Принесу Тебе жертву благодарения и призову имя Господа. Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением! Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите Ибо милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Неизвестно, что было дальше с этим самарянином. Вполне похоже на начало большой любви между ним и Богом. Ведь Господь ждал его.

http://pravmir.ru/o-dobryx-plodax-lyubvi...

Евангельская истина непреложна: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). Крикливый Запад пытается все делать своими собственными усилиями, своими талантами, своей гениальностью и упорством. Лидерство – вот их стимул! Молчащий Восток, напротив, всецело уповает на Бога, Его совершенства и Его любовь. Любовь в библейском понимании и есть совокупность всего совершенного, по-настоящему деятельного и передового. Сказано: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Кол. 3:14 ). Писание также учит: «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8 ). Следовательно, облечься в любовь, к чему нас призывает ап. Павел, и означает сочетаваться Христу, т.е. соединиться со Христом. Но примет ли Он нас такими, какие мы есть: грешными, запутавшимися в собственных противоречиях и предрассудках, наделенными безумными комплексами и амбициями? Да! Примет! Сказано: «…приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин. 6:37 ). Какие радостные и обнадеживающие слова! Но где и как пережить встречу с Господом? Может быть, для встречи с Ним надо отправиться в паломническую поездку в Иерусалим или на Афон? А может быть, прямо сейчас броситься бегом к близлежащему храму? Нет! Христос учит, что разрешение всех наших проблем должно произойти внутри нас самих. Только тогда перемены будут иметь не внешнее, а глубоко личное значение. Сказано: «верою вселиться Христу в сердца ваши» ( Ефес. 3:17 ). И не смущайтесь, что горница вашего сердца не убрана и исполнена всяческих непотребств. Сын Божий и пришел в этот мир спасать таких, как ты и как я, грешников. Именно для таковых и будет открыто Небо. Сказано: «…Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» ( Мф. 21:31 ). И не надо откладывать дело своего спасения на завтра. Ибо завтра может и не наступить! «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» ( 2Кор. 6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если мы спроецируем ситуацию от апостольского общества на общество приходское, то усмотрим здесь указание на важность быть вместе с приходом в важные моменты. Ведь приход в значительной степени — тоже семья, и духовное единство прихода во многом зависит от того, как члены прихода не просто относятся друг к другу, а как осуществляется их духовно-физическое общение. Жизнь прихода, к примеру, помимо богослужебной составляющей, может и должна выражаться во внебогослужебных мероприятиях. Во многих приходах сейчас организованы библейско-богословские курсы, которые становятся своего рода площадкой, где прихожане могут друг с другом и со священником обсуждать интереснейшие вопросы веры. Часто на приходах организуются паломнические поездки, различные мероприятия социальной направленности (служение больным, престарелым, посещение приютов) и т.д. и т.п. И чрезвычайно важно, чтобы каждый сознательный прихожанин в силу своей причастности общей приходской семье не оставался в стороне, а принимал активное участие в общеприходских мероприятиях, участвуя таким образом в гармоничном развитии прихода. И апостол Фома подает нам здесь пример искреннего и правильного отношения к своей духовной семье. Другое положительное качество Фомы открывается при размышлении над словами его «неверия»: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Попытка осмысления этих слов наводит на мысль, что здесь отнюдь не упертое неверие, не желающее ничего видеть и слышать. Здесь, скорее, желание утвердиться на камне своей веры. Мы помним слова апостола Павла, говорившего, что «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор.15:14), ибо лишь Воскресение Христа дало нам плоды вечной жизни. Поэтому желание Фомы увидеть «язвы гвоздиные» связано больше со стремлением утвердится в вере в Воскресшего даже через органы чувств, а такое стремление исходит, безусловно, из верующего сердца. Фома похож здесь на человека, которому сообщили радостную новость, и его лицо просияло от радости, но он, как бы не веря своим ушам, говорит: не поверю, пока сам не удостоверюсь своими глазами. Говорит эти слова, но по нему видно, что он уже поверил. Таков здесь и Фома.

http://pravoslavie.ru/86880.html

Еще одно усилие — и мы наконец на вершине! Вот оно, то место, где стоял пророк Моисей и, трепеща от страха, слушал грозные раскаты грома, где сверкали ослепительные молнии, где раздавался трубный звук весьма сильный, где восходил от нее (горы. — Н. К.) дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась ( Исх. 19:16,18 ). Паломники, поднявшиеся на гору первыми, поделились своими впечатлениями о восходе солнца. Сначала небо на горизонте, над горами, посветлело, с каждой минутой становясь все ярче и ярче; лучи невидимого еще солнца били в небеса, делая их широкими и необъятными. Еще мгновение — и над горными вершинами показался алый краешек солнечного диска; он выплывал на глазах, делаясь все пурпурнее и ослепительнее; рядом с ним, приняв форму креста, играли солнечные лучи; вот диск величественно и важно выкатился из-за горизонта, и солнечный свет, Божие творение, осветил Синайскую пустыню. На вершине Синая — церковь в честь Преображения Господня. Горят свечи; их огоньки — символ нашей веры; по вере мы предприняли наше паломническое путешествие, по вере поднялись на эту библейскую гору, осиянную Божественной Славой, по вере возносим наши благодарственные молитвы Спасителю. Рядом с церковью — колокол; каждый из нас подходит к нему и звонит. Три удара — во имя Пресвятой Троицы. Звук колокола, тонкий и хрустально-чистый, разносится над песчано-красными скалами, над ущельями и расселинами, дрожит и вибрирует, постепенно затихая, теряясь в неприступных теснинах. Спускались с Синая мы уже другим путем — он вывел нас к мужскому греческому монастырю святой великомученицы Екатерины, где покоятся ее цельбоносные мощи. Нас тепло встретила братия во главе с настоятелем архиепископом Дамианом. Монастырь очень древний, его духовные богатства неисчислимы (среди них много даров русских государей); духовная библиотека по своему значению считается второй в мире после Ватиканской. На этом месте Господь явился некогда пророку Моисею в пламени Неопалимой Купины. Однажды провел он (Моисей. — Н. К.) стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая ( Исх. 3:1-5 ).

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010