Иер. 6:8 8. и звою накажешис да не стпитъ дша мо теб, да не сотворю т непроходн землю небитанн. 8. Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя, чтоб Я не сделал тебя пустынею, землею необитаемою. 8 . В то время, когда пророк говорит эти слова, «душа Господня» не отвратилась от народа, благоволение Божие еще на стороне этого народа. Но преступления его так велики, что сделать его страну пустынею значило бы воздать ему только по правде. Вразумись, Иерусалим, оставь свой преступный образ мыслей и действий, и заслуженное тобою наказание будет отменено. и звою – эти слова отнесены к предъидущему стиху и соединены с глаголом «накажешися»: потому что их понимали, как указание на страдание, которое причинят Иерусалиму враги-иноземцы. Накажешис=вразумишися. Слав.-греч.: непроходн обозначает тоже состояние, которое выражается и словом – пустыня: по пустыне трудно пройти (ср. толков. на Иер. 2:6 ). Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 6:9–15 Ст. 9–15. Наказание неминуемо постигнет народ: потому что он не только не слушает увещаний к исправлению, но и смеется над ними. Все ищут только корысти; а священники и пророки потворствуют преступникам, успокаивая их обещанием прочного мира. За то погибель всем им! Иер. 6:9 9. к глаголетъ Гдь силъ: бирайте, бирайте, аки станки братитес, аки биратель на кошниц свою. 9. Так говорит Господь Саваоф: до конца доберут остаток Израиля, как виноград; работай рукою твоею, как обиратель винограда, наполняя корзины. 9 . «Останками Израилевыми» или остатком Израиля называется здесь иудейское царство, сохранившее свою независимость после падения северного израильского царства. Этот «остаток Израиля» сравнивается с теми плодами, которые остаются на виноградных лозах после первого сбора винограда. Оставшиеся тогда недозревшие ягоды сбираются впоследствии. Таким-то вторичным и последним сбором винограда представляется то бедствие, которым угрожает пророк иудеям. Первый сбор винограда уже был, – это разорение израильского царства. Второй сбор предстоит в царстве иудейском: и оно будет разрушено. Ср. Иер. 49:9 ; Авд. 1:5 ; Ис. 24:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Каков смысл этого сооружения? Скиния – образ Боговоплощения. «Нерукотворная по своей природе, эта скиния становится тварной, когда ей нужно быть воздвигнутой посреди нас. ‹...› Это и есть Единородный Бог, объемлющий Собою вселенную, но и среди нас устроивший Свою скинию» 118 . Когда евангелист Иоанн говорит: «И Слово плоть бысть и вселися в ны» ( Ин. 1:14 ), это «вселися в ны» может быть истолковано как «поставил Свой шатер посреди нас». Скиния стояла посреди стана Израильского. Если вы прочитаете внимательно его описание, то увидите, что израильтяне располагались так, что их стан в плане представлял собою крест, и в центре этого креста находилась скиния ( Числ. 2 ). Скиния была символом пребывания Бога среди народа израильского, ее осеняло облако и наполняла слава Господня ( Исх. 40:35 ). В каноне на Воздвижение (песнь 4, тропарь 3) говорится: «Священнии ополчаются четверочастнии людие, предходяще образом свидетельства скинии, крестообразными чинми прославляеми». Устройство скинии, разные ее детали и цвета тканей  прообразовали Тело Христово, свидетельствовали, что это пребывание осуществится через Воплощение.  Но Тело Христово есть и Церковь . Явление Бога в скинии пророчески изображает устройство Богом Церкви, через которую он явил на земле свое грядущее Царство. Этот же образ присутствует в пророческих видениях Апокалипсиса. «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» ( Апок. 21:3 ). Иногда устройство скинии толкуется как пророчество о Божией Матери, в Которую вселился Бог Слово. Существуют два обычных апостольских зачала на Богородичные праздники: первое – это послание к филиппийцам ( 2:5–11 ) о первенстве и самоуничижении Христовом, второе – послание к евреям ( 9:1–7 ), в котором как раз и говорится о скинии. Во-первых, потому, что скиния прообразовала Саму Божию Матерь, во-вторых, потому что Богородица послужила делу Боговоплощения, которое пророческим образом изображалось этой скинией. 5.15. Освящение скинии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Между тем город Рама погрузился в глубокий траур, так как умер великий пророк, учитель и бывший судья — Самуил. В лице Самуила израильский народ потерял своего духовного руководителя, а Саул, таким образом, избавился еще от одного грозного противника. Смерть авторитетного человека, имевшего громадное влияние на народ, развязала Саулу руки, и он решил расправиться со всеми сторонниками Самуила, а вместе с ними и от всякого рода гадателей и волшебников. После избиения в стране воцарилась атмосфера террора и ужаса. В это неблагоприятное для молодого израильского государства время на его голубой небосвод надвигались темные тучи. В его пределы вторглась мощная армия объединенных филистимлянских князей. Сотни боевых колесниц и тысячи закованных в железо воинов расположились лагерем в долине Езреель. Саул расставил свое войско на склонах гор Гелвуе, откуда была видна вся долина. Вид огромного филистимского лагеря вызывал в нем ужас и смирение перед неизбежностью рока. Царь с глубокой молитвой обратился к Господу за помощью, «но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков» (1 Цар. 28:6). Тогда он спросил у своих приближенных, нет ли поблизости какой-нибудь прорицательницы, предсказывающей будущее. Изумленные слуги ответили, что он ведь велел убить всех прорицателей. Но потом выяснилось, что неподалеку от лагеря живет старуха-волшебница, которая вызывает души умерших и узнает от них будущее. Ночью переодевшись, в сопровождении двух оруженосцев Саул пришел в дом волшебницы и попросил ее вызвать дух Самуила. Волшебница согласилась и начала гаданье. Вдруг она вскрикнула от ужаса. « [Скажи,] что ты видишь?» — спросил у нее царь. — «Вижу как бы бога, выходящего из земли» . Саул опять спросил ее: «Какой он видом?» Женщина ответила: «Выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду» (1 Цар. 28:13–14). Тогда Саул догадался, что это дух Самуила, и поклонился ему до земли. Царь попросил у пророка совета, как ему поступить в этот трудный час, ибо грозные филистимляне объявили войну Израилю, а Господь отступил от него и не открывает ему Своей воли. На просьбу царя Самуил ответил: «Для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя?.. Отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду… Завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян» (1 Цар. 28:16–17:19). Ужасная весть так потрясла Саула, что он потерял сознание и упал на землю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Михея (гл. VI-VII) содержит в первой половине обличительную речь пророка к Израилю. Призывая горы и холмы в свидетели суда Господа с Израилем, напоминая о благодеяниях Божиих ( Мих 6.1–5 ) пророк поставляет народу на вид его неправды – лживость, обман, отсутствие милосердия, вообще » обычаи Амврия и дела дома Ахава» ( Мих 6.16 ). Народ должен понести наказание за грехи свои, и пророк от имени Господа говорит: « Я неисцельно поражу тебя опустошением за грехи твои» ( Мих 6.13–15 ). Но вместе с тем, пророк снова выражает уверенность в том, что Господь умилосердуется над остатком наследия своего, изгладит беззаконие народа, явит, как в дни исхода из Египта, дивные дела свои, восстановит теократию и расширит пределы ее ( Мих 7.11–20 ). Не вполне ясно, о каком именно царстве говорит пророк в гл. VI-VII. Большинство комментаторов понимают речи гл. VI-VII, как пророчество об Иерусалиме и царстве Иудейском, о пленении иудейского народа и о восстановлении царства после плена ( Мих 7.11 ). Но некоторые выражения рассматриваемых глав дают основание другим комментаторам относить эти главы не к Иерусалиму и Иудейскому царству, а к Самарии и царству Израильскому. Гоонакер справедливо указывает на то, что в гл. VI-VII не называется ни Иудея, ни Иерусалим или Сион, ни Вавилон. Далее, в молитве пророка о восстановлении народа ( Мих 7.14 и д. ) мы не находим ни одного из тех предсказаний славного будущего, которые обычны в описании величия Сиона. Слова молитвы: да пасутся они в Васане и Галааде, как во дни древние ( Mux VII.14 ) более понятны в отношении к Израильскому царству, нежели в отношении к Иудейскому. Общая картина нечестия народа, начертанная в гл. VI-VII, вполне соответствует той, какую мы видим у пророка Осии (ср. Ос 4.1–2, 9.7–8 ). Такое выражение, как Мих 6.16 , опять естественнее понимать в отношении Самарии, чем в отношении Иерусалима. Отмеченные черты гл. VI-VII и дают основание видеть в них речь о Самарии, и именно ретроспективный обзор совершившихся в Самарии событий, разделение справедливости божественной кары, постигшей десятиколенное царство и возвещение остатку этого царства надежды на светлое будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он поел, напился и опять заснул. И снова велел ему Ангел говеть, сказав, что путь его будет далек. Подкрепившись пищей, Илия в сорок дней и ночей дошел до горы Хорива, вошел там в одну пещеру и ночевал. Бог повелел ему выйти из пещеры, стать на горе и ждать откровения. Илия закрыл лицо свое милотью, вышел и стал у входа в пещеру. И вот, зашумел страшный ветер, от которого разрушались горы и ломались скалы; после ветра случилось землетрясение, после землетрясения пронесся огонь. Ни в буре, ни в землетрясении, ни в огне не явился Господь. После огня повеял тихий ветер, и послышался голос Божий 426 , который сказал: «Что ты здесь, Илия?» Он отвечал: «Я возревновал о Господе Боге, и моей души ищут, чтобы отнять ее». Господь сказал ему: «Пойди в Дамаск, помажь Азаила в царя Сирии, Ииуя – в царя над Израилем; Елисея помажь в пророка вместо себя» 427 . При этом Бог открыл Илии, что в Израиле остается семь тысяч человек, колени которых не преклонялись перед Ваалом, и уста которых не целовали его. Возвратившись в землю Израильскую, Илия нашел Елисея. Елисей в это время пахал на волах землю. Илия, проходя мимо него, бросил на него свою милоть (это было знаком призвания его к пророческому служению), и Елисей, простившись с домашними своими, последовал за Илиею ( 3Цар. 19 ). Две победы Ахава над Венададом. Убиение Навуфея за виноградник. Пророк Михей. Погибель Ахава Венадад II, царь Сирийский, с 32 другими царями, осадил Самарда и послал сказать Ахаву: «Клянусь богами, что не достанет праха от Самарии по горсти для всех людей, идущих со мной». В это время приходит к Ахаву один пророк и возвещает ему, что Господь даст ему победу, дабы он познал Его. Ахав с малочисленным войском (с 232 служителями и 7000 воинов) внезапно напал на Венадада, когда он пировал, и разбил его. По прошествии года, Венадад опять вторгся в Израильское царство с огромным войском. Для вразумления Ахава Бог во второй раз даровал ему над Венададом блистательную победу. Но Ахав, вопреки воле Божией, оставил его живым и заключил с ним договор, по которому он должен был возвратить города, взятые отцом его от царства Израильского.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

По вступлении своем на престол Езекия прежде всего позаботился о том, чтобы снова храм Соломонов был открыт для богослужения, которое было прекращено при его нечестивых предшественниках. На праздник Пасхи, совершенный с торжественностью небывалой после Соломона, Езекия собрал не только своих подчиненных, но и подданных Израильского царства. Во время этого празднества он повелел истребить идолов во всем своем царстве; после того прекратилось идолослужение не только в Иудейском царстве, но и во многих местах в царстве Израильском, когда возвратившиеся в свои дома бывшие на празднике сообщили и другим о своих благочестивых впечатлениях во время общего религиозного торжества. За такое усердие к Богу царя Езекии, подобного которому «не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него, был Господь с ним», спасал его от врагов и исполнял прошения его. Победоносный царь Ассирийский, не помышляя даже о завоевании царства Иудейского, обратил свое оружие против царя Египетского, запоздавшего прийти на помощь царю Израильскому, одержал над ним победы на земле филистимлян, пошел на Финикию, забрал все города ее, кроме Тира, и не нарушал сначала покоя Езекии и царства его. Иудея отдыхала после своих продолжительных бедствий; но нашлись беспокойные люди, которые, вопреки предупреждениям пророка Исаии, задумали войти в союз с царем Египетским против царя Ассирийского. Из них составилась преобладающая партия при самом дворе Езеки, и под их влиянием царь отказался платить дань Сеннахириму, царю Ассирийскому, который между тем достиг тогда высшей степени своего могущества. И вот в четырнадцатый год царствования Езекии Сеннахирим, сын Салманассара, покорившего царство Израильское, собрался воевать против Езекии и, взяв крепость Лахис, послал войско к Иерусалиму, требуя, чтобы Езекия немедленно сдался. «И послал тогда Езекия к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил на него Сеннахирим триста талантов серебра и тридцать талантов золота. И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому».

http://pravoslavie.ru/2907.html

Подтверждение сему находим в Деяниях Апостольских у Апостола Петра 1001 . Мессия называется пророком в том смысле, что Он есть полнейший истолкователь воли Отца Небесного и совершеннейший Учитель рода человеческого. Впрочем, название пророка принадлежит Ему и в буквальном смысле ибо Он предсказал не только свою смерть и тридневное воскресение, но и судьбу своих последователей, судьбу Израильского народа и всего рода человеческого. Уподобляется же пророк Мессия пророку Моисею по следующим обстоятельствам Моисей был вождь и законодатель ветхого Израиля и посредник между им и Иеговою; так и человек Христос-Иисус был единый ходатай Бога и человеков, вождь и законодатель нового завета 1002 . Моисей извел Евреев из рабства египетского в землю обетованную, и Христос Спаситель избавил род человеческий от рабства диавольского, и своих последователей приводит в царство небесное. Моисей был великий чудотворец; но еще в большем количестве творил чудеса Господь 1003 . Моисей был близок к Богу, и беседовал с ним устами к устам, как первый служитель в дому (Церкви) Божием 1004 , Христос же. в дому Божием, как сын в дому своем 1005 . Глава XXVIII. Благословение исполнителям закона Божия и проклятие нарушителям Общее примечание к главе. Глава сия есть продолжение предыдущей и принадлежит к одним из самых вдохновенных и поэтических мест в Пятокнижии Моисеевом. Она изобилует возвышенными образами и изящными уподоблениями, она увлекает воображение и потрясает душу силою чувства в яркостию картин, изображающих будущую судьбу народа израильского. а.      Благословение исполнителям закона Божия В первой части своей речи вдохновенный пророк рисует картину всестороннего благополучия, ожидающего Евреев, если они будут повиноваться закону Божию. (Ст. 1–14). Счастлив ты будешь, Израиль, во-первых в своей отдельной и личной жизни; ибо будешь благословен при входе твоем, и благословен прп выходе твоем, благословен ты в городе, и благословен на поле и во всех дедах рун своих 1006 . Счастлив ты будешь в семейной жизни, ибо даст тебе Господь изобилие в плоде чрева твоего 1007 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Преемники Иеровоама продолжали «ходить путями» его и насаждали идолопоклонство среди израильского народа. Из всех израильских царей самым нечестивым был Ахав. Ахав получил царство от своего отца в процветающем состоянии. Амврий, а затем его сын Ахав, были достаточно благосклонно расположены к окрестным народам и к их культуре. Это проявилось, в частности, в том, что в жены Ахаву Амврий взял Иезавель, дочь царя Сидонского, то есть благополучие царства строилось еще и на хороших отношениях с финикийцами. Иосиф Флавий говорит, что Ефваал, отец Иезавели, был прежде жрецом Астарты. И через Иезавель в Израиле начинается активное насаждение культа Ваала Мелькарта, финикийского, Сидонского божества. Одновременно с этим начинается борьба с почитателями Бога Израилева. Слуга Ахава Авдий спасает от истребления 100 пророков (3 Цар. 18:3), но многие погибают. Об этом свидетельствует пророк Илия. Под влиянием своей супруги Иезавели, дочери сидонского царя, он усердно распространял в Израиле идолопоклонство. При нем культ Ваала стал государственной религией. Иезавель, ревностная почитательница финикийского бога Мелькорфа, построила ему храм в столице Израиля — Самарии. Ненавидя религию Израиля, она преследовала и умерщвляла всех ревностных служителей Истинного Бога. Об Ахаве Писание говорит так: «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии – то есть свою столицу он сделал центром этого культа, – и сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева» (3 Цар. 16:30–33). Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

http://pravmir.ru/prorok-iliya-i-car-axa...

Призвав к вере еврейский народ, Господь этим явил ему особую милость . Поэтому евреи должны показывать добрый пример соседним народам, и на суде с них взыщется больше, чем с других: «Слушайте слово сие... племя, которое Я вывел из земли Египетской. Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» ( Ам. 3:1–2 ). Видел пророк, что по причине нечестия людей, приближается духовный голод, который будет хуже голода физического: «Наступают дни, говорит Господь Бог , когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слушания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» ( Ам. 8:11 ). Это пророчество исполняется на наших глазах в странах воинствующего безбожия, где, порой, слово Божие приходится отыскивать в цитатах антирелигиозной пропаганды. Суммируя, содержание книги пророка Амоса – следующее: обличение грехов Израиля и соседних народов (1-я и 2-я главы), обличения сильных мира сего, богатых и призыв к справедливости (3–5 главы), предсказание о суде Божием (5:18–26). Последние главы (6–9) содержат пять видений суда Божия. В заключение книга пророка Амоса предсказывает о духовном возрождении людей. Книга пророка Осии Пророк Осия, сын Веерии из племени Иссахарова, жил и пророчествовал в Израильском царстве незадолго до его разрушения. Начало его пророческого служения относится к концу царствования Иеровоама 2-го, приблизительно за 740 лет до Р. Х., и продолжалось оно до падения Самарии в 721 г. Это был период духовного упадка израильского народа, усиления идолопоклонства и моральной распущенности. Натиск воинственной Ассирии содействовал политической неустойчивости в Израиле и частым дворцовым переворотам. Пророк Осия энергично обличал пороки современников, в особенности, скверные языческие обычаи, которые евреи переняли от соседних народов. Предсказывал Осия и о грядущих бедствиях. О его личной жизни известно, что он женился на Гомер, которая стала ему изменять и открыто прелюбодействовать. Пророк вынужден был с ней формально развестись, но продолжал ее жалеть и любить. Эта личная драма показала пророку, как тяжела духовная измена израильского народа своему Богу, Который заключил с ним завет на Синайской горе, а евреи этот союз с Богом нарушили, осквернили – впали в духовный блуд. Поэтому Господь предсказывает через пророка, что евреи будут отвергнуты, а язычники будут призваны в Царство Божие: «И помилую непомилованную и скажу не Моему народу: ты – Мой народ, и он скажет: Ты – мой Бог!» ( Ос. 2:18–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Ст. 37. Так говорит Господь; если небо может быть измерено вверху, и основания земли изследованы внизу; то и Я отвергну все семя Израилево за все то, что они сделали, говорит Господь. LXX: Так говорит Господь: если поднято будет небо выше и если понижет будет поверхность земли, то и Я не отвергну народа Израилева, говорит Господь, за все что они сделали. В этом месте еврейский текст много отличается от издания Вульгаты. Скажем сначала применительно к еврейскому: если небо может быть измерено вверху, и постигнута высота его, или основания земли исследованы внизу, и пределы их обняты разумом; то и Я, говорит, отвергну все семя Израилево за все, что они сделали, говорит Господь. Как невозможно то, чтобы мы постигли высоту небес и основания земли, так невозможно будет и то, чтобы Я отверг все семя Израилево; если же Я отвергну все семя Израилево, то, значит, будет измерена высота небес и пределы земли. Такой силлогизм, когда невозможное сравнивается с невозможным, построяется и в Евангелии: легче верблюд пройдет через игольные уши, чем богатый будет в состоянии войти в царство небесное (Мф. гл. 19). Ибо как не может быть первого, так не может быть и последнего, и если случится первое, то, значит, случится и то, что считалось невозможным. Следовательно заблуждаются те, кои это место объясняют иначе, представляя и то свидетельство, что Сын мог умолить Отца и привести на помощь себе двенадцать легионов ангелов. Семьдесят перевели противоположно такому смыслу, поставив: если поднято будет небо выше и если понижена будет поверхность земли, то и Я не отвергну народа Израильского, говорит Господь, за все, что они сделали. Если будет это, то народ израильский будет отвергнут. Ибо как небо не может быть выше того, как оно есть, и земля не может быть ниже того, как она находится; так и народ Израильский никоим образом не может быть отвергнут. Если мы увидим, что Иудеи, сообразно с еврейским текстом, хвалятся этим свидетельством, то можем согласиться с ними, что не отвергнуто все семя Израилево; ибо не все отвержены, а только те, кои не уверовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010