прот. Александр Прокопчук Третья Глава Придя в Иерусалим на праздник Пасхи, Христос совершил знамения, увидев которые 43 , многие поверили в Него (2:23). Однако Господь, ведая внутреннее состояние каждого человека, понимал несовершенство веры, вызванной лишь чудесами. Указание евангелиста на всеведение Иисуса и на недостаточность веры, опирающейся только на чудо, иллюстрируется в последующей беседе с Никодимом. Беседа с Никодимом Будучи фарисеем и членом синедриона, Никодим не решается прийти ко Христу открыто. Возможно, он не желал огласки. Но скорее всего, он хотел поговорить с Иисусом так, чтобы никто не помешал их разговору, что днём, в присутствии множества людей, постоянно окружавших Его, было просто невозможно 44 . К Христу Никодима приводит не случайное любопытство, а вера в Него. Он обращается к Нему «равви», тем самым признаёт Его своим учителем, хотя сам входил в высший иудейский религиозно–политический совет. Иисус, в свою очередь, называет его «учителем Израильским» (3:1). В том, что Иисус как учитель превосходит его, Никодим убедился, видя те чудеса, которые Он совершил в Иерусалиме. Их необычность явила Его единство с Богом, а стало быть, и божественное происхождение Его учения: «Равви, Ты от Бога пришел учителем, ибо никто не может творить те знамения, которые Ты творишь, если Бог не с ним» (3:2). На это Иисус ответил: что бы увидеть Царство Божие, необходимо родиться свыше. Одно и то же греческое наречие означает одновременно «вновь» и «свыше» 45 . Никодим понимает эти слова буквально, ему известно только одно рождение. Поэтому слова Христа его озадачивают: «Как может человек родиться, будучи стар. Может ли он вновь войти в утробу матери своей и родиться?» (3:4). Но рождение, о котором говорит ему Иисус, происходит не от женщины, а от воды и Духа. Без него человек не сможет войти в Царство Божие (3:5). Если выражение «Царство Божие» многократно встречается в первых трёх Евангелиях, то в четвёртом лишь дважды, только в начале разговора с Никодимом (3:3, 5), а дальше заменяется синонимичными понятиями – жизнь, жизнь вечная, спасение, небо. Мы можем увидеть это уже в третьей главе: если в начале беседы говорится о Возможности «увидеть Царство Божие» (3:3) и «войти в Царство Божие» (3:5), то дальше – «войти на небо» (3:12); не погибнуть, но иметь жизнь вечную (3:16); спасти мир (3:17); «увидеть жизнь» (3:36). В синоптических Евангелиях «Царство Божие» – это не только установление окончательной власти Бога после уничтожения сего мира, но и некая реальность, которая уже вошла в мир с пришествием Иисуса Христа и открывается в Его личности, проповеди и чудесах. У Иоанна же восприятие знамений и учения Спасителя через веру ещё не даёт человеку увидеть Царства. Царство – это небо, местопребывание Бога, откуда сошёл Иисус. Человеку, для того чтобы войти туда, необходимо заново родиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Первая Книга Царств Очерк содержания и разделение на части Первая книга Царств видимым образом разделяется на три части, по числу трех главных деятелей, около которых сосредоточены ее повествования. В первой части (гл. 1–4) излагаются события, случившиеся при Илие, первосвященнике и судие народа Израильского. Во второй части (гл. 5–12) описывается время правления Самуила, последнего судии Израильского. В третьей части (гл. 13–31) излагается царствование Саула, первого царя еврейского. Более подробным образом, части эти можно изложить так: Часть первая. Время правления первосвященника Илия (Гл. 1–4) Главы I. Обстоятельства рождения пророка Самуила II. Обстоятельства воспитания Самуилова при скинии. III. Призвание Самуила к пророческому служению. IV. Суд Божий над домом Илия. Часть вторая. Время правления Самуилова (Гл. 5–12). V. Пребывание ковчега Божия в плену Фплистимском. VI. Возвращение ковчега Божия. VII. Краткий обзор правления Самуилова. VIII. Обстоятельства, предшествовавшие перемене правления в народе Израильском. IX. Саул, избранник на царство Израильское. X. Избрание и помазание Саула на царство. XI. Доблесть новоизбранного царя Саула. XII. Сложение Самуилом судейского достоинства, и прощальная речь его к народу. Чаоть третья. Царствование Саула (Гл. хш–хххи). XIII. Война Филистимская. XIV. Победоносное окончание войны Филистимской. XV. Отвержение Саула. XVI. Частное помазание Давида на царство. XVII. Подвиг Давида в единоборстве с Голиафом. XVIII. Возникновение враждебных отношений Саула к Давиду. XIX. Усиленная вражда Саула к Давиду. XX. Дружеский союз между Давидом и Ионафаном. XXI. Скитальчество Давида. XXII. Продолжение скитальчества Давидова. XXIII. Саул преследует Давида. XXIV. Саул побежденный великодушием Давида в пустыне Эн-Гадди. XXV. Брак Давида с Авигеей. XXVI. Саул вторично побежденный великодушием Давида в пустыне Зиф. XXVII.Uзrhahhuчecmbo Давида в земле Филистимской. XXVIII. Суеверие Саула, оставленного Богом. XXIX. Искушение для любви Давидовой к отечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Скачать epub pdf Житие и чудеса святого пророка Илии Память 20 июля Приступая к изложению жития святого Илии, Боговидца и славного ревнителя по Боге, беззаконных царей обличителя, отступивших от Бога людей наказателя, ложных пророков казнителя, дивного чудотворца, которому повиновались стихии, которого слушало небо, великого угодника Божия, до сих пор пребывающего во плоти и имеющего прийти на землю пред вторым пришествием Христовым, – для более ясного и сильного доказательства ревности его, которою он поревновал по Господе Боге, в кратких словах предложим те события, которые случились прежде него. Издревле избранные люди Божии, от двенадцати сыновей Израиля размножившиеся в двенадцать племен, называемых коленами, составляли одно царство, управляемое нераздельно и единовластно одним вождем, начиная от Моисея и Иисуса Навина и прочих судей Израильских до царей Давида и Соломона 4725 . Когда же, по смерти Соломона, на царство вступил сын его Ровоам и когда он в управлении царством, не следуя, по молодости своей, советам опытных старцев, а слушая подобных себе юношей, оказался тяжелым для подданных своих, ибо отягощал их чрезмерными налогами и работами, жестоко наказывал их, даже не редко отправлял в ссылки; тогда десять колен отложились от него и избрали себе в цари другого, по имени Иеровоама. Иеровоам прежде был рабом Соломона. Однажды Соломон хотел предать его смерти за некоторую с его стороны вину, но Иеровоам убежал в Египет, где и пробыл до смерти Соломона 4726 . По смерти же Соломона он возвратился в землю Израильскую и был избран царем коленами израильскими, отложившимися от Ровоама. Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иерусалиме над двумя только коленами – Иудиным и Вениаминовым; Иеровоам же, раб Соломонов, царствовал над десятью коленами Израильскими, проживая в городе Сикиме 4727 , который им был восстановлен и возобновлен, так как до этого времени был в разрушении. Оставшиеся верными сыну Соломонову два колена были названы царством Иудейским; а десять колен, перешедшие к рабу Соломонову, составили царство Израильское.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово в день священного миропомазания и венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (26 августа 1877 г.) Господи, силою твоею возвеселится царь, и о спасении твоем возрадуется зело! ( Пс. 20:1 ). Этот возглас священного Псалмопевца и царя Израильского невольно приходит на мысль, и сам собою исторгается из уст наших, православные сыны России, собравшиеся ныне торжествовать о царе своем в светлый день помазания его на царство. – Светел день сей в жизни нашего государя светел он и для нас. Имя и слава нашего государя не только не меркнет, а делается все светлее, чище и громче. А с этой славой растет и наша собственная, русская слава. – Возникшая брань с врагами веры Христовой и национальности славянской возбудила великий национальный дух в нашем народе и зажгла святую любовь и ревность по вере Христовой. Два великие чувства национальности и веры охватили всю православную Россию, и влекут ее на всевозможные жертвы за царя и отечество. Щедрость пожертвований от всех сословий на военные нужды, заботливость властей об удобствах и здоровье воинов, проливших кровь свею на поле брани, а равно и о судьбе их семейств, равняется вполне геройству нашей армии, можно сказать не желающей знать никаких опасностей и трудностей в исполнении своего великого и славного долга. Все это конечно возвеличивает славу и радует сердце нашего возлюбленного государя. Его личное присутствие на полях священной брани, его царское слово, растворенное милостию и любовию, воодушевляет на новые и большие подвиги воинов героев, рвущихся положить за него живот свой. И сила Господня видимо поборает за наше правое и святое дело; враги креста Христова трепещут и мятутся от оружия православного воинства нашего, – и сбывается на христолюбивом царе нашем священное слово вдохновенного певца и царя Израильского: Господи, силою твоею возвеселится царь, и о спасении твоем возрадуется зело. Идем и мы, пастыри церкви, с веселием навстречу святому чувству патриотизма, пробудившемуся в православном народе русском, и берем предметом своего слова именно это патриотическое и национальное чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

протоиерей Николай Попов История Царства Иудейского (4529–4920 год. от сотворения мира, 980–589 год. до Рождества Христова) 444 Краткий обзор истории царства Иудейского Царство Иудейское постоянно имело царей из рода Давида. Но подражали благочестию своего родоначальника Давида только некоторые из них (Аса, Иосафат, Озия, Иоафам, Езекия и Иосия). Большая часть их предана была идолопоклонству и другим беззакониям. Вслед за царями своими и народ иудейский развратился. За это Бог попустил вавилонянам разрушить царство Иудейское и отвести иудеев в плен. Царство Иудейское существовало до начала вавилонского плена, то есть до первого переселения иудеев в Вавилон 373 года, и до разрушения своего – 391 год, по разрушении царства Израильского – 134 года. Ровоам (4529 год от сотворения мира, 980 год до Рождества Христова) Сын Соломона, Ровоам, и народ иудейский в первые три года царствования его были верны истинному Богу. Поэтому священники и левиты переселились из царства Израильского в Иудейское, а благочестивые люди из царства Израильского приходили в Иерусалим, чтобы приносить жертву Господу, и укрепили царство Иудейское. Когда царство Иудейское утвердилось, Ровоам и народ его оставили закон Господень и начали служить идолам на всяком холме высоком, под всяким зеленым деревом. За это Господь оставил их в руки врагов их. Царь египетский Сусаким напал на Иерусалим и взял сокровища храма Господня и дворца царского 445 . Кроме того, Ровоам до конца своей жизни вел войну с Иеровоамом, царем Израильским (Ровоам царствовал 17 лет; 3Цар. 14, 21–31; 2 Парал. 11, 12). Авия. Аса Авия, сын и преемник Ровоама, продолжал войну с Иеровоамом. Господь, ради Давида, даровал ему блистательную победу над Иеровоамом (он царствовал около 3 лет; 3Цар. 15, 1–8; 2 Парал. 13). Сын и преемник Авии, Аса, делал угодное Господу. Он отверг идолов и повелел иудеям исполнять закон Господень. За это Бог благословил его миром, и когда царь египетский, эфиопец Зарай 446 , с миллионом войска напал на него, Бог помог ему с малым войском победить врага. После этого Аса еще ревностнее стал истреблять идолопоклонство в царстве Иудейском, взял с народа клятву служить истинному Богу и определил казнить смертью всех тех, кто не обратится к Богу. Царь израильский Вааса начал войну против Асы, но Аса послал дары сирийскому царю Венададу, и Венадад опустошил северные города Израильского царства. После этого Вааса прекратил войну. (Аса умер на 41 году своего царствования.) После Асы воцарился сын его Иосафат ( 3Цар. 15, 9–24; 2 Парал. 14–16). Иосафат

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

свящ. Вадим Маркин Лекция 6 Времена разделения Царств Времена разделения Царств продолжаются от событий религиозно-политического раскола (931 г. до Р.Х.) до окончательного падения Иудеи под Вавилонским царством (597 г. до Р.Х.), то есть продолжается 334 года. Седьмой период нашей истории относится ко временам разделения Царств. Времена разделения Царств описывают Третья и Четвертая книга Царств, 1 книга Парапаменон, книга пророка Ионы, книга Товита, Иудифи, а так же другие книги пророков. Период седьмой – От разделения царства до разрушения храма Вавилонянами Разделение царства 3Цар. 12, 16–20 : Причины разделения: государственная ошибка Ровоама как последствие избыточной роскоши последних лет правления Соломона. Краткая характеристика и сравнение Израильского и Иудейского царств После смерти Соломона в 931 году происходит разделение царства на Северное и Южное – Израиль и Иудею. Общая численность населения – 5 млн. человек. Израильское царство: в него вошли 10 колен Израелевых и возглавил его “раб Соломонов” Иеровоам. История Израильского царства в основном связана с коленом Ефремовым (по площади самым большим), поэтому иногда пророки называли северное царство “Ефремом”. Здесь же были и столица – Самария 197 (основана Амврием 198 ); до этого столицей был сначала город Сихем, а потом Фирца 199 ). Земли, занимаемые Израильским царством, – северная и средняя часть Ханаана были самыми плодородными в Палестине 200 . По площади и населению Северное царство в 3 раза превосходило Южное. Израильское царство просуществовало 209 лет. Характерные черты этого периода: постоянные внутренние междоусобицы, частая смена царей, из которых все 19 были богоотступниками, низкая нравственность, идолопоклонство. Царство пало в 722 году при царе Осии. Жители были уведены в Ассирийский плен. Имена царей Израильских и время вступления их на престол представляются в следующем порядке: Имя царя 1 . Иеровоам I 2 . Надав 3 . Вааса 5 . Замврий 6 . Амврий 7 . Ахав 8 . Охозия 9 . Иоарам 10 . Ииуй 11 . Иоахаз

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Четырнадцатый день. Поучение 3-е. День венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича. (О молитве Церкви за Царя в день венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора). I. Молиться за царя значит молиться за себя, молиться за все царство, молиться за святую церковь . Поистине, что глава для тела, то царь для государства. Посему-то святая церковь каждый день, каждую службу неоднократно влагает в уста чад своих молитвы и прошения о царе. Но в дни, для царя и царства особенно знаменательные, она усиливает свои моления о верховном представителе народа. К таким дням относится и настоящий день венчания на царство благочестивейшего Государя нашего. II. Между прошениями о помазаннике Божием, возносимыми церковию в настоящий день, наиболее останавливает на себе внимание по своей знаменательности сие прошение: «Неисчетный в милости, Боже наш! Подаждь рабу Твоему благочестивейшему Государю нашему благопоспешество Моисеево, мужество Давидово и мудрость Соломонову к славе имени Твоего», то есть святая церковь испрашивает у небесного Царя царей православному царю нашему все те лучшие качества, которые украшали правителей избранного Богом народа израильского. а) Обратите внимание на первое качество: благопоспешество Моисея. Моисей извел народ свой из земли египетской, не пролив ни одной капли крови его, так благопоспешно, что навел страх на окрестные народы. От чего зависело благопоспешество его в столь великом деле? От непосредственнаго, явного содействия Божия во многих знамениях и чудесах. Посему всю славу сего великого дела он единственно приписывал Всевышнему; тем не менее имя Моисея, как достойного посредника между Богом и Его народом, навсегда останется великим. Моисей, изведши народ свой из земли египетской, не только довел его до земли, текущей медом и млеком, но даровал ему новые законы, учредил для него и наилучшее управление, как залог будущего благоденствия. Итак благопоспешество Моисея зависело главным образом от непосредственной помощи Божественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 9. Рождение Сына Божия, Князя мира, и погибель гордого царства Израильского 1. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. (Сие прежде испий, скоро твори, страно Завулоня и земле Нефалимля, и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, Галилеа языков). Обращаясь к жителям Галилеи и Заиорданской области, пр. Исаия предлагает им немедленно принять от него божественное откровение о будущем славном царстве Мессии с величайшим желанием и с чувством живейшей радости, как бы чашу ключевой воды, которую принимают с ощущением сильнейшей жажды и вместе с чувством полнейшего удовольствия изнуренные рабы-жнецы в томительный зной или утомленные воины после жаркой битвы (ср. ст.3–4 и гл.41:17–18; 55:1–5,10–11). Как вода ключевая подкрепляет силы телесные, так божественное откровение должно укрепить силы и возвысить жизнь и деятельность духа верующих в среде обитателей Галилеи и Заиорданской страны. Земли, населенные потомками Неффалима и Завулона, детей патриарха Иакова, прилегали к Галилейскому морю и к Финикии. По этим землям пролегал большой торговый путь (с юго-запада на северо-восток); жители колена Неффалимова и Завулонова вели торговлю и были в близких связях с языческими племенами – Финикийцами, Сирийцами и др. Такие отношения познакомили Евреев с обычаями жизни и обрядами религии язычников. Живя на крайнем севере земли Обетованной, вдали от Иерусалима, изредка посещая или совсем не посещая храм Божий, жители этой области Галилеи мало-помалу усвоили себе язычество. Это унижало Галилеян перед иудеями. Посему и пророк называет Галилею «языческой». К нравственному унижению присоединялась еще и сравнительная малочисленность жителей северных колен. Поэтому, в общем, состояние этой страны было приниженным, печальным, мрачным. Но, по воле Божией, открытой пророку, впоследствии, состояние этой страны будет высоко отрадным. Здесь откроется путь в царство Мессии, в царство света, свободы, истины, мира и радости (ст. 2–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Книга пятая. Царство иудейское Глава 37. Ахаз и пророк Исаия В то время, как царство Израильское, окончательно отвергнувшее истинную религию и закон Божий, неминуемо стремилось к погибели и доживало свои последние дни, ускорявшееся все более усиливавшимся нечестием и идолопоклонством быстро сменявшихся в нем царей, в царстве Иудейском по временам еще просвечивала надежда на лучшее будущее. Там, с возведением на престол малолетнего Иоаса, единственного оставшегося в живых потомка рода Давидова, под благотворным влиянием первосвященника Иодая началось религиозно-нравственное возрождение народа. Молодой царь вполне следовал мудрым советам первосвященника, восстановил храм в его прежнем благолепии и для упорядочения его доходов сделал денежный ящик у ворот храма для приношений. Богослужение правильно совершалось в нем до самой смерти первосвященника Иодая, последовавшей в 23 год царствования Иоаса. Но со смертью первосвященника рушились и все добрые начинания. Владетельные князья иудейские, которые видимо с недовольством сносили влияние первосвященника на царя, теперь постарались уничтожить это благотворное влияние и открыто стали подавать народу пример пренебрежения к храму Иеговы и идолопоклонства, к чему склонили и самого царя. Против такого нечестия мужественно восстал пророк Захария, сын Иодая, но голос его был заглушен страшным преступлением, убийством, которое по приказании царя совершено было над ним на самом дворе храма, между жертвенником и храмом ( 2Пар. 24:21 ; Мф, 23:35), на том самом месте, где некогда отец пророка помазал на царство забывшегося теперь Иоаса. Умирая под градом камней, пророк вопил: «да видит Господь и да взыщет!» И Господь скоро взыскал за праведную кровь. Царство было наказано нашествием сириян, которые, истребив множество народа и князей Иудейских, принудили выдать себе сокровища храма, а Иоас, пораженный болезнью, убит был в постели своими приближенными и не удостоен даже погребения в общей царской усыпальнице, где вместо его погребен был первосвященник Иодай.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

протоиерей Николай Попов ИСТОРИЯ ЦАРСТВА ИЗРАИЛЬСКОГО (4529 – 4786 год от сотворения мира, 980 – 723 год до Рождества Христова) 414 Краткий обзор истории царства Израильского Цари Израильские, начиная с Иеровоама, не почитали истинного Бога, а поклонялись идолам и предавались всякого рода беззакониям. Идолопоклонству и порокам научился от них и народ в Израильском царстве. За это лишил Господь царство Израильское Своего благословения. В нем часто происходили междоусобия. Наконец, ассирийцы разрушили царство Израильское. Израильтян взяли в плен и переселили в свое царство за реку Евфрат 415 (Царство Израильское существовало 257 лет). Царствование Иеровоама (4529 год от сотворения мира, 980 год до Рождества Христова) Иеровоам, став царем Израильского царства 416 , стал думать: «Если мой народ будет ходить в Иерусалим приносить жертвы в храме Господнем, то сердце его возвратится к Ровоаму, царю иудейскому, и меня убьют». Посоветовавшись со своими приближенными, он сделал двух золотых тельцов и сказал народу: «Не нужно вам ходить в Иерусалим! Израиль! Вот, боги твои, которые вывели тебя из земли Египетской», и поставил одного тельца в Вефиле, а другого в Дане 417 . Для служения тельцам Иеровоам поставил жрецов, которых выбрал не из левитов, а из всего народа. Сделал Иеровоам праздник в Вефиле для принесения жертв тельцу. И вот, когда он стоял перед жертвенником, чтобы совершить курение, пришел из Иудеи человек Божий, обратился к жертвеннику и сказал: «Жертвенник, жертвенник! Так говорит Господь: вот родится в доме Давидовом сын Иосия и принесет на тебе в жертву жрецов, совершающих на тебе курение, и сожжет на тебе кости человеческие 418 . И вот знамение того, что сказал Господь: вот этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем, рассыплется». Царь протянул руку свою и сказал: «Возьмите его». Но рука его одеревенела, а жертвенник распался, и пепел рассыпался с него. Тогда царь попросил человека Божия помолиться о нем, чтобы рука его исцелилась. Человек Божий помолился Богу, и рука Иеровоама исцелилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010