Остались отдельные личности, которые все под именем Ефрема присоединились к восстановленному временно царству Иуды 1074 . Разбито в дребезги царство Израиля за то, что оно постоянно обманывало себя ложными надеждами, а вышло оно на этот гибельный путь, потому что забыло служение единому истинному Богу 1075 . В то время, когда Исаия произносил настоящее пророчество и боролся против заключения союза с Египтом, Езекия был (как и отец его Ахаз) данником Ассирии. Если бы он вступил в союз с Египтом, то оказался бы изменником Ассирии, как сделался им Осия Израильский. Но Езекия, как мы думаем, не сделал этой ошибки, которая повлекла бы за собою немедленную осаду Иерусалима. Он только „отложился от царя Ассирийского и не стал служить ему“ ( 4Цар. 18:7 ) т. е. как мы понимаем это место, не послал ему обычной дани и не дал своих воинов. Царь Ассирии, как мы говорили, имел главною целию завоевание Египта, и если бы царство Иуды было союзником Египта, то конечно оно должно бы было быть уничтожено прежде, чем войска Сеннахерима направятся в Египет; но так как этого не было, то оно могло быть оставлено пока в стороне, и Иерусалим осажден после погрома Египта. Езекия отложился от Ассирии, вероятно, в начале царствования Сеннахерима, которое сопровождалось смутами, обычными в Ассирии; это отложение не ставится ему в вину 1076 , так как, заявляя о своей независимости, он не искал и не ожидал ничьей помощи, кроме Божией. Таким образом Езекия остается в выжидательном покое, о котором проповедывал Исаия (ст. 7) и хотя Сеннахерим „затопляет войсками своими Иудею по шею“ ( Ис. 8:8 ), т. е. „взял все укрепленные города Иуды“ ( 4Цар. 18:13 ), кроме Иерусалима, но доколе престольный град с храмом Господним был цел, дотоле царство Иудейское существовало в достаточной силе, чтобы снова сделаться также сильным, как прежде. Царство же Самарийское рухнуло и разбилось в дребезги. 15 . ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Перед очами Твоими, говорит псалмопевец, тысяча лет, как день вчерашний» ( Пс. 89:5 ); «У Господа, говорит ап. Петр, один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Петр. 3:8 ). Очевидно, слово «тысяча» употребляется в Св. Писании для указания не определенного, а вообще продолжительного, неизвестного человеку, времени. Как же понимать слова Откровения о тысячелетнем царстве Христа? Это тысячелетнее царство Христа нужно относить к продолжающемуся Его царствованию здесь, на земле, среди верующих, от Его славного воскресения и до второго Его пришествия для суда над миром. До пришествия Христа на землю было царство диавола: «вы некогда жили, говорит ап. Павел, по обычаям мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления... Вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие далеко, стали близки кровью Христовой» ( Еф. 2:2,12–13 ). «Содержание означенной главы (20–й) Апокалипсиса, говорит ученейший богослов, еп. Сильвестр, можно понимать, как вслед за бл. Августином понимали и лучшие толкователи в том смысле, что Ангел, который представляется здесь имеющим ключи от бездны и заключающим туда связанного ими диавола это – Ангел Завета, Иисус Христос, Своей властью разрушивший дела диавола ( 1Иоан. 3:8 . снес. Евр. 2:14 ), и на место его царства, из которого он изгнан был вон ( Иоан. 12:31 ), создавший Свое благодатное царство (Мф. 16:18), в которое стали непрерывно входить Его истинные последователи, воскресая духовно ( Еф. 5:14 ; Рим. 6:4 ) для новой во Христе и со Христом жизни и здесь на земле и по смерти за пределами гроба ( Фил. 1:23 ); тысячелетие же, в течение которого будет связан в своих губительных действиях диавол и непрерывно будет продолжаться царство Христово, означает то же, что у псалмопевца – тысяча родов ( Пс.104:8 ), т. е. неопределенный, но весьма продолжительный период времени до скончания века (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Приведу еще один пример жестокого обличения Господом своих учеников, чьи имена теперь уже не называются, обличения без всякого сожаления, без всякого снисхождения. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: " Кто больше в Царстве Небесном? " (Мф.18:1). Конечно, здесь имела место гордость. Если уж ученики Спасителя, люди все-таки более совершенные в духовном отношении, думали о том, кто больше в Царствии Небесном, то нас эта гордость тем паче, к сожалению, не обходит, и мы размышляем, кто же больший у нас в монастыре. Мы, ничего из себя не представляющие люди, рассуждаем о том, что мы будем из себя в монастыре представлять, кто из нас будет или есть больший. А ученики - хотя в них действовала та же самая страсть - думали, кто будет больше в Царстве Небесном. Может быть, в то время они и не совсем понимали, что такое Царство Небесное, может быть, предполагали, что это земное царство, Израильское царство, могущественное, независимое, процветающее, где их Учитель будет земным царем. Но, правильно они понимали или неправильно, Господь дал им очень резкий, обличающий их ответ, который своей резкостью должен был их отрезвить. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: " Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете, в Царство Небесное " (Мф.18:2-3), - то есть " вы думаете о том, чтобы быть в Царстве Небесном большими, но сейчас вы находитесь в таком состоянии, что если не покаетесь, то даже и вообще туда не войдете, не будете там ни большими, ни меньшими, вообще там не окажетесь из-за того, что поддались гордости, что не хотите о себе думать так же просто и смиренно, как думают о себе дети, которые понимают, что действительно ничего из себя не представляют по сравнению со взрослыми людьми, и поэтому ни на что не претендуют " . Итак, кто умалится как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф.18:4). Кто смирится совершенно искренне, как это делают дети, тот и будет действительно большим. Итак, мы увидели еще один пример резкого обличения Господом тех учеников, которые готовы были это обличение выслушать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

протоиерей Николай Попов ИСТОРИЯ ЦАРСТВА ИЗРАИЛЬСКОГО (4529 – 4786 год от сотворения мира, 980 – 723 год до Рождества Христова) 414 Краткий обзор истории царства Израильского Цари Израильские, начиная с Иеровоама, не почитали истинного Бога, а поклонялись идолам и предавались всякого рода беззакониям. Идолопоклонству и порокам научился от них и народ в Израильском царстве. За это лишил Господь царство Израильское Своего благословения. В нем часто происходили междоусобия. Наконец, ассирийцы разрушили царство Израильское. Израильтян взяли в плен и переселили в свое царство за реку Евфрат 415 (Царство Израильское существовало 257 лет). Царствование Иеровоама (4529 год от сотворения мира, 980 год до Рождества Христова) Иеровоам, став царем Израильского царства 416 , стал думать: «Если мой народ будет ходить в Иерусалим приносить жертвы в храме Господнем, то сердце его возвратится к Ровоаму, царю иудейскому, и меня убьют». Посоветовавшись со своими приближенными, он сделал двух золотых тельцов и сказал народу: «Не нужно вам ходить в Иерусалим! Израиль! Вот, боги твои, которые вывели тебя из земли Египетской», и поставил одного тельца в Вефиле, а другого в Дане 417 . Для служения тельцам Иеровоам поставил жрецов, которых выбрал не из левитов, а из всего народа. Сделал Иеровоам праздник в Вефиле для принесения жертв тельцу. И вот, когда он стоял перед жертвенником, чтобы совершить курение, пришел из Иудеи человек Божий, обратился к жертвеннику и сказал: «Жертвенник, жертвенник! Так говорит Господь: вот родится в доме Давидовом сын Иосия и принесет на тебе в жертву жрецов, совершающих на тебе курение, и сожжет на тебе кости человеческие 418 . И вот знамение того, что сказал Господь: вот этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем, рассыплется». Царь протянул руку свою и сказал: «Возьмите его». Но рука его одеревенела, а жертвенник распался, и пепел рассыпался с него. Тогда царь попросил человека Божия помолиться о нем, чтобы рука его исцелилась. Человек Божий помолился Богу, и рука Иеровоама исцелилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

сн. 1Кор. 10:5–11 . А само определение в Евр. 11:12–16 и 12,22. В приведенных уже раньше словах Евр. 12:25–29 , подобно 3–4, прежде всего является такое же предостережение христианам: смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земли, не избегли наказания: то тем более не избежим мы, если отвратимся от глаголющего с небес, Которого глас тогда (указание на время законодательства в пустыне) поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо ( Агг. 2:6 ). Слова: еще раз (τιπαξ), толкует Апостол, означают изменение колеблемого, чтобы пребыло непоколебимое ( Евр. 12:25–27 ). Этим толкованием, основанным, подобно тому как Евр. 3–4 на Псал. 94:7–11 , на ветхозаветном изречении Духа истины в лице Бога через пророка ( Агг. 2:6 ), св. Апостол и разъясняет уже подготовленному предшествующим (срав. Ев. 12:25 и 3–4 гл.) сознанию слушателей и читателей его послания, какое место покоя он раньше обещал им, т. е неизменяющееся, колеблемое (землю Ханаанскую, или ближе всего, Синай – гору Аравийскую, срав. Гал. 4:25 , при которой стоял израиль во время законодательства и, вообще – земное); но неизменное, – небесное, ибо непосредственно после этого прямо уже говорит: итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать и пр. ( Евр. 12:28 ). Это то, что он раньше назвал Иерусалимом небесным или вышним Иерусалимом, как в другом месте ( Евр. 12:22 , срав. Гал. 4:26–28 ), т. е., следовательно, ближе всего – царство благодати (δι βασιλεαν σλευτον παραλαμβνοντες χωμενχκριν Евр. 12:28 , срав. Гал. 4:26–31 ), а затем, по тесной связи с последним, царства славы и последнее (срав. 12:22–23) 304 . Теперь уже ясно, где место покоя: это неизменчивая земля обетованная, Ханаанская, а непоколебимое, не преходящее царство небесное, царство Христово. Это есть тот град Бога живого, которого искали, как своего отечества, как все верующие Ветхого Завета – вообще (срав. Евр. 11:12–16 с Быт. 47:9 ; Псал. 38:13 ; также, 118:19), так и в частности «народ Божий в своем странствовании по пустыне ( Евр. 11:12–16 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ст. 20. Ибо ты раззорил землю свою, убил народ свой. Что хотят сказать LXX толковников, поставившие: ибо ты разорил землю Мою и убил народ Мой, в этом нет никакого сомнения, ибо Навуходоносор разорил землю Иудейскую и погубил народ Израильский. По еврейскому тексту смысл неудобопонятен, каким образом он разорил землю свою и убил народ свой, разве только, быть может, следует принимать в том смысле, что ты в конец погубил тех, коих Бог дал тебе для исправления. Или иначе: древнее царство Ассирийское от многой гордости твоей и возношения против Бога выи твоей совершенно разрушено. Ибо если бы ты поступал смиренно и знал меру свою, то Ассирия и Вавилон доселе сохраняли бы царство свое. Или так: ты был так жесток в отношении к другим, что в ярости своей угнетал и подчиненные тебе народы. Ст. 21. Не наречется во век семя нечестивых. Приготовляйте сыновей его к убиению за беззаконие отцев их; они не возстанут и не наследуют землю и не наполнят лица вселенной городами. Все исторические известия согласно передают, что после того как по убиении Валтасара, внука Навуходоносора, на царство Халдейское вступил Дарий, то потом уже никто из рода Навуходоносора не был царем. Итак Писание предсказывает то, что Вавилон придет в такое запустение, что даже из царского рода никого не останется, а за нечестие отца будет истреблено все потомство его. А вместо переведенного нами в последней части стиха: и не наполнят лица вселенной городами в еврейском вместо городов стоит arim, что мы можем перевести и неприятелями , так что смысл такой: никто из семени твоего не восстанет неприятелем, желая возвратить себе царство. А какой смысл имеет это место по Семидесяти толковникам, поставившим: семя злое, приготовь сыновей своих на убиение за грехи отца твоего, чтобы они не возстали, – недоумеваю. Ст. 22–23. И возстану на них, говорит Господь воинств, и истреблю имя Вавилона, и остаток, и отпрыск, и поколение, говорит Господь. И сделаю его владением ежа и водяным болотом и смету его, метлою сметая, говорит Господь воинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

11–12. И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. (И разрушит Бог востающыя на гору Сионю, и враги его разсыплет: Сирию от восток солнца и Еллины от запада солнца, поядающыя Израиля всеми усты. Во всех сих не отвратися ярость его, но еще рука его высока). Царь Ассирийский Феглаффелассар, по воле Божией, ожесточенно и победоносно разбил Рецина – царя Сирийского, с которым был в союзе Факей, царь Израильский. Поэтому и для царства Израильского тем более грозным врагом был Феглаффелассар. И этого-то врага наведет Господь на землю гордого народа, восстающего против святой горы Сиона. Вместе с тем Господь вооружит и наведет против Израильтян самих Сирийцев с востока, а Филистимлян (славян, Еллинов) с запада. При таком отношении Израильтян к своим соседям, им предстоит грустное безвыходное положение. С севера взойдет царь Ассирийский, с востока – Сирийцы, с запада – Филистимляне, с юга – Иудеи, которых они сами сделали своими врагами и через то лишили себя их помощи. Находясь в таком безвыходном положении, все царство Израильское, в полном числе своего населения, сделается добычей неприятелей, как стадо овец, отовсюду окруженное волками: неприятели будут беспощадно и беспрепятственно, в сознании своего победоносного могущества, истреблять народ, осужденный на смерть (ст. 8) и истреблять его столько, сколько им будет угодно, как хищные звери, при полной безопасности, пожирают добычу «полным ртом». Одна челюсть этого рта – Сирийцы, другая – Филистимляне, одинаково кровожадные. Но такое нападение алчных врагов будет только первым бедствием, как бы первым ударом по непреклонной спине гордого и ослушного раба Израиля: и как такой раб не вразумляется и не исправляется одним ударом, поэтому получает другой и третий; так и народ Израильский должен будет получить еще нисколько ударов. Поэтому Господь еще неоднократно и высоко поднимет свою наказывающую десницу для нанесения еще сильнейших ударов Своим гордым рабам – жителям Самарии и всему царству Израильскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

15 В тридцать девятом году Азарии. Т.е. в 752 г. до Р.Х. царствовал десять лет. Менаим царствовал с 752 по 742 г. до Р.Х. 15 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . 15 Фул, царь Ассирийский. Фул одно из именований ассирийского царя Тиглатпаласара III (745–727 гг. до Р.Х.), в Библии называемого Феглаффелласаром (напр., 1Пар. 5,26 ). тысячу талантов серебра. Приблизительно такое же количество серебра Тиглатпала-сар III, по утверждению ассирийских хроник, получил в качестве дани от царя тирского. чтобы руки его были за него. В обмен на уплату огромной дани царь ассирийский позволил Менаиму остаться на израильском престоле в качестве своего вассала. Таковы же были условия договора Тиглатпаласара III с царем тирским. чтобы утвердить царство в руке своей. Признание зависимости от Ассирии требуется Менаиму для укрепления собственной власти над Израилем. 15 на всех людей богатых, по пятидесяти сиклей серебра. Даже для богатых израильтян пятьдесят сиклей являлись значительной суммой, поскольку в то время именно такова была цена взрослого раба. 15 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 15:23–26 После смерти Менаима на израильский престол взошел его сын Факия, проявивший себя таким же идолопоклонником, как и его предки. 15 В пятидесятый год Азарии. Т.е. в 742 г. до Р.Х. царствовал два года. Т.е. с 742 по 740 г. до Р.Х. 15 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . 15 Факей, сын Ремалии. Факей стремился к союзу с Сирией, чтобы объединенными усилиями сирийцев и израильтян положить конец ассирийскому господству в присредиземноморском регионе (16,1–9; Ис. 7,1–25 ). пятьдесят человек Галаадитян. Возможно, что Факей, подобно Селлуму и Менаиму (ст. 10 и 14), был уроженцем Галаада. К тому же, есть основания полагать, что прежде чем захватить израильский престол, он занимал пост правителя этой области. умертвил его. См. ком. к ст. 10. Войны Ассирии против Израиля и Иудеи (734–732 гг. до Р.Х.). 15 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. (И будут блажащии людий сих льстяше, и льстят, яко да поглотят я). Лжепророки и гордые князья Израильского царства обольщают народ обещанием будущих благ и обольстят, увлекут призраком будущего счастливого союза с могущественным царем Ассирийским и погубят царство... (ср.гл.28:1–4,14,15,18–22.) Некогда Моисей, первый и знаменитый вождь народа Еврейского, вел его, с полной покорностью Богу, по необитаемой пустыне Аравийской, среди диких племен, доколе он был послушен Богу и Его вождю; а затем довел его молодое поколение до пределов Ханаана. Преемник Моисея, избранник Божий, Иисус Навин ввел народ в землю Обетованную, разделил ее по коленам и охранял жителей в мире среди злостных и завистливых врагов соседей – Хананеев. А вожди отдаленных потомков того же народа, современные пр. Исаии, не подчиняясь воле Господа Саваофа, увлекают его вступить в союз с Ассирией против родственного царства Иудина... но – увлекают на погибель: враги со зверской алчностью проглотят его (ср.ст.11–12). 17. Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они – лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. (Сего ради о юношах их не возвеселится Господь, и сирот их и вдовиц их не помилует: яко вси беззаконнии и лукавии, и всякая уста глаголют неправду. Во всех сих не отвратися ярость его, но еще рука его высока). Юноши, а преимущественно первенцы в народе Еврейском, были любезны Богу, даже посвящались Ему: на них простирались попечения и милости Господа. Воспитанные в духе благочестия и преданности закону Божию, они составляли утешение для Господа – Отца своего народа. Не таковы, однако, были юноши, современные пр. Исаии – поколение гордых Израильтян: они, как и отцы их, подлежат непременному истреблению. Когда погибнут старцы и юноши; то останутся беспомощными вдовы и сироты: и эти несчастные сделаются жертвой беспощадной гибели за нечестие, в котором воспитали их отцы, мужья и братья, по видимому, отважные и ревностные охранители их свободы, чести и благополучия, а на самом деле – гордые и злые богоотступники. В погибели жен и детей сильнее выразится месть разгневанного правосудия Господа и полнее удовлетворится правда Божия. Но и это истребление двух поколений еще не окончательный удар гнева Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

3). г) Измена Осии царю Ассирийскому, завоевание Самарии и переселение Израильтян в Ассирию (ст. 4–6). д) Идолопоклонство, языческое развращение и пренебрежение к пророческим увещаниям, как причины отвержения Израильтян Богом (ст. 7–23). с) Поселение Ассирийских переселенцев в опустелых пределах Самарийских, и нападение на них львов (ст. 24–26). ж) Священник Израильский, возвращенный из Ассирии, научает поселенцев Самарийских истинному богопочтению (ст 27–28). з) Двойственный характер (полуязыческий и полуиудейский) религии Самарянской (ст. 29–41). Ст. 1. В двенадцатый год Ахаза, царя Иудейского, воцарился Осия... над Израилем... Между тем, выше говорится, что он воцарился в 20-й год отца Ахазова Иоафама, и значит, годами восемью или девятью раньше 624 . Это кажущееся разногласие примиряется тем, что в одном месте безразлично берутся все года царствования Осии, со времени завладения его престолом Израильским, каковое действительно случилось при Иоафаме; а в другом берутся только лета мирного и самовластного царствования Осии, какое началось не раньше 12 года Ахазова. Ст. 2. …И делал он неугодное в очах Господних, но не так, как цари Израильские, которые были прежде его... По толкованию раввинов Иудейских, Осия позволял своим подданным ходить в Иерусалим для поклонения Иегове; тогда как предыдущие цари Израильские это строго воспрещали, – в этом и состояло преимущество Осии перед его предшественниками. Ст. 3. …Против него (Осии) выступил Салманассар, царь Ассирийский, и сделался Осия подвластным ему, и давал ему дань... Выше было сказано, что Израильское царство уже подчинилось власти Ассириян при Феглаффелласаре, который, по просьбе Ахаза царя Иудейского, напал на Факея, царя Израильского и значительную часть его подданных переселил в Ассирию 625 . Новое нападение на Израильскую землю Ассирийского царя вызвано было тем, что по смерти Феглаффелласара, Осия царь Израильский, низложивший своего предшественника (Факея), не считал себя обязанным быть в подчинении у царей Ассирийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010