Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их, и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля. И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение (Чис 16:1–35). И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? [что сказать им?] И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили [тебе], что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее [из пазухи своей], и вот, рука его побелела от проказы, как снег. [Еще] сказал [ему Господь]: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его (Исх 4:1–7). Свернуть Песнь 7 Седьмая песнь посвящена израильским царям Саулу и Давиду. Однажды у отца Саула, Киса, потерялись ослицы, и он отправил на их поиски своего сына и одного из слуг. Они долго не мог найти ослиц и решили зайти в город, где в тот момент находился пророк Самуил, чтобы спросить у него, где им искать животных. Пророк не только открыл им местонахождение ослиц, но и по повелению Божьему помазал Саула на царство. Так Саул стал первым израильским царем. Вспоминая эту историю, преподобный Андрей призывает нас правильно расставлять приоритеты, ставя на первое место Царство Божие, а не идти на поводу у страстей и греховных желаний: «Саул иногда, яко погуби отца своего, душе, ослята, внезапу царство обрете к прослутию; но блюди, не забывай себе, скотския похоти твоя произволивши паче Царства Христова (Саул, некогда потеряв ослиц своего отца, неожиданно с известием о них получил царство; душа, не забывайся, предпочитая свои скотские стремления Христову Царству).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Uc.IX:7 . И велие начальство Его, и мира Его несть предела на престоле Давидове и на царстве его, исправити е и заступити (ему суждено установить и утвердить) его в суде и правде. Ревность бо Господа Саваофа сотворит сие В сем стихе царство Мессии описывается следующими чертами: 1) Мессии, как Царю, приписывается велие (обширное) начальство. Это значит, что в царство Его должны войти все народы и признать над собою власть Христа, как своего Царя. В этом смысле Церковь Христова называется вселенскою. 2) Царствование Христа будет иметь мирный характер, ибо власть Его будет распространяться мирными, духовными средствами, и повсюду будет водворять мир и любовь, – и этому миру несть конца, – т. е. он будет вечен. – На престоле Давидове и на царстве его. Продолжителен был мир в царстве Израильском во время сорокалетнего царствования Соломона, преемника престола Давидова, – но он кончился с его царствованием. Но Христос, потомок Давида по плоти и наследник Его царского достоинства, есть, по слову Архангела Гавриила, такой Царь, который воцарится в дому Иаковли – в Церкви Своей – во веки, и царствию Его не будет конца ( Лyk. I, 32–33 ), – не будет, стало быть, конца и миру в Его царстве, т. е. никогда оно не утратит своего мирного характера и с врагами своими будет сражаться не чувственным оружием, а силой духовной, пока, наконец, не преобразится в царство славы, царство ничем невозмущаемого мира. 3) В царстве Христовом будут господствовать суд и правда. Ему – Христу – суждено установить и утвердить царство Свое на суде и правде. Христос-Царь «будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде и дела страдальцев земли решать по истине» (Исаии XI, 3). Особенно на последнем своем суде Он воздаст каждому по делам его. – ревность Господа Саваофа сотворит сие. – Разумеется ревность о славе Своего имени и о благе человека. Он будет причиной и побуждением к водворению на земли суда и правды. Последние два стиха рассмотренной паремии составляют отдельную паримию, которая читается в навечерие Рождества Христова потому, что в лице новорожденного Христа явилось в мир то Отроча, которому суждено быть Царем, каким Он изображен в сей паремии. XIII. Паримия во вторник третьей седмицы Великого поста (Исаии IX, 9–21; X, 1–4)

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В Назарете ангел говорил Деве об Иисусе: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Г осподь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:32–33). А в Иерусалиме народ приветствовал Иисуса словами: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:13). В обоих случаях речь идет о Царе и о Царстве. Но ангел возвещал о вечном Царстве Бога над человечеством, иудеи же тосковали о земном царстве Давида над Израилем. Они видели в Иисус пророка, который исцеляет людей и совершает чудеса: только что Он воскресил из мертвых Лазаря четверодневного. И они надеялись, что такой Человек сможет стать достойным царем, а потому и вышли навстречу ему с пальмовыми ветвями. В течение всей Своей жизни Иисус был нищим странствующим проповедником, не имевшим, где приклонить голову. У Него не было ни дома, ни слуг, ни денег, чтобы заплатить подать… При этом Он всегда говорил о Царстве: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» — это были Его первые слова, обращенные к народу (Мф. 3:2). Все Его притчи — не тему Царства: «Чему уподоблю Царство Божие?» — спрашивает он. И отвечает: оно подобно зерну горчичному, жемчужине, найденной на поле, закинутому в море неводу, закваске в тесте. Иисус всегда сознавал себя Царем. Даже на суде у Пилата, оболганный и поруганный, преданный Своим народом, на вопрос прокуратора: «Ты Царь Иудейский?» — отвечал: «Ты говоришь» (Мф. 27:11), — то есть «Да, Я Царь Иудейский». Но, говорил Он, «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18:36). В Царстве Христа нет служителей, которые могли бы помочь Ему, применив, например, военную силу; там есть только друзья Его, такие же кроткие и смиренные, как Он Сам, готовые следовать за ним на Голгофу. Праздник Входа Г осподня в Иерусалим — радостный и печальный. Радостный — потому что мы видим, как Господа встречают со славой, слышим голоса младенцев, восхваляющих Царя Израильского. Печальный — потому что знаем: Христос входит в Иерусалим, чтобы претерпеть страдания и добровольную смерть на кресте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

Долго избранный народ приготовляем был к этому. Сам он многократно ходом обстоятельств своих приводим был к необходимости избрать из среды себя Единовластителя — с правом судить всего Израиля. Но ни в одном из судей Господь не нашел Себе мужа по сердцу ( 1Цар.13:14 . Деян.13:22 ), достойного представителя Себя Самого и верховного покровителя Своей Церкви. А вот на кого Я призрю, — глаголет Он, — на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим ( Ис.66:3 ). И этого кроткого узрел Он в сыне Иессея ( 1Цар.16:1 ). То был Давид. Только он мог быть истинным царем народа Божия, сочетать и Церковь и государство в одно Царство Божие. (Предшественник его был поставлен Промыслом на царство только для воспитания этого Царя.) Давид был царь в богонамеренном смысле этого слова. Он был посредник между Богом и народом, правитель во имя и от имени Бога. Он был образ не зримого, но вездесущего Царя Небесного, собравшего и совокупившего все судьбы человеческие в одно домостроительство спасения человеческого; он был живой и поразительный образ грядущего Искупителя, отобразил на себе почти всю земную судьбу Его; и малое царство его было не только прообразом, но и началом величайшего Царства Христова. Род Давида должен был царствовать вечно на престоле Израильском, царство — продолжаться до века ( 2Цар.7:16 ). Мы не поняли бы обетовании Господа, если бы на царство Давидово стали смотреть как на государство и на дом Давида как на род царей иудейских. Уже внуку Давида из всего его государства досталась только шестая часть. Потом не стало и самого царства Иудейского. Между тем, на богодухновенном языке пророков всё было одно и то же имя Давида. Один говорит, что таинственный Сын… дан нам… Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдой отныне и до века ( Ис.9:6-7 ). Дам вам завет вечный, - говорит Господь через того же пророка, — неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам ( Ис.55:3-4 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Но так будут говорить христиане, а тогда дело обстояло таким образом, что ожидали грядущего царя-помазанника и его царство. Мессианско-царские пророчества во Израиле имели двойной характер. Во-первых, и чаще, говорилось о некоем грядущем царстве, «золотом веке» (выражение не библейское, но нам понятное), переходящем иногда из земного измерения в вечность, при этом ничего не говорится о личности Мессии-царя. Во-вторых, пророческие образы грядущего царства иногда всё более олицетворяются и персонифицируются. В пророческих речах и видениях прорисовывается личность Мессии, образ грядущего царя, который и водворит мессианский золотой век. Иногда царство Мессии принимает у пророков явно духовные или даже вечные черты. 5.1. Мессианские обетования Дому Давидову Мессианские обетования даны Дому Давидову, династии великого псалмопевца-царя. Первый израильский царь Саул пал, как бесплодная ветвь. Сыну Саула уже не суждено было взойти на престол Израиля. Помазавший Саула на царство пророк Самуил сам и возвестил ему суд Божий: За то, что ты отверг слово Ягве, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем (над Израилем) ( 1Цар. 15:23 ). Вместо отпавшего Саула пророк Самуил по слову Ягве воздвиг к царству сына Иессея, Дом Давидов, помазав пастушка вифлеемских полей. Семерых статных сыновей Иессея не избрал Господь, но на полях пастушеских был еще один. И послал Иессей, и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Ягве Самуилу: встань, помажь его; ибо это он. И взял Самуил рог с елеем, и помазал его... ( 1Цар. 16:12–13 ). Израиль обрел Давида, царя-помазанника, Израиль обрел царский дом. Самуил помазал во цари Давида. Через это помазание почивал Дух Ягве на Давиде с того дня и после ( 1Цар. 16:13 ), и царствование его было священно. Но на мессианское значение этого царства Самуил еще не указывал. Это сделают другие пророки после него. Новое основание обретает царство Дома Давидова в пророческом обетовании Нафана. Ягве Бог в ночном явлении передает слово Давиду через пророка Нафана: Когда же исполнятся дни твои (Давида), и ты почиешь с отцами твоими, то Я восстановлю после тебя семя твое, которое произойдет от чресл твоих, и упрочу царство его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Однако, несмотря на численное превосходство сил, израильское царство невидимому не имело успеха; по крайней мере, мы знаем, что Иеровоам из Сихема, который избрал столицей, должен был переселиться в заиорданский Пенуэль. В связи с этим, вероятно, стоит и то, что Иеровоаму не удалось основать династию. Уже сын его Надав был через год свергнут. Война продолжалась и после свержения Иеровоамовой династии: царь Вааса прямо против Иерусалима стал строить в Раме пограничную крепость, желая очевидно вести наступательную политику. Слабое царство едва ли могло ее выдержать, и внук Ровоама, Аса решился на последнее средство. «И взял Аса все серебро и золото, оставшееся в сокровищницах дома господня и в сокровищницах дома царского, и отдал его в руки слуг своих, и послал их царь Аса к Бенададу, сыну Таб-риммона, сына Хозионова, царю Арама, жившему в Дамаске, и сказал: «союз между мною и между тобою, вот я и посылаю тебе в подарок серебро и золото: расторгни союз твой с Ваасою, царем израильским, чтобы он отошел от меня»... ( 3Цар.15:18–19 ). Это было не чем иным, как поступлением в вассалы к наиболее крупной державе Сирии того времени – арамейскому царству в Дамаске. Занимая необыкновенно выгодное географическое положение на пересечении торговых путей из Египта к Евфрату и от последнего к финикийским гаваням, а также караванных путей из Вавилона чрез Сирийскую пустыню, на границе пустыни ив задней части страны с приморскими гаванями, Дамаск скоро сделался центром культуры, торговли и политического могущества для завладевших им арамеев, царь которых Резон, как мы видели, почти одновременно с Давидом и подобно ему, основал свое государство в месте прежнего царства Сувы или Цобы. Торговые интересы Дамаска повелительно требовали обладания караванным путем к Средиземному морю, у Акки мимо Галилейского озера через Иордан и область израильских колен Завулонова и Иевфраи-мова, а потому отношения к еврейским царствам были для него далеко не безразличны. Бенхадад или Бир-Идри был, кажется, третьим преемником Резона, и с именем его соединена лучшая пора царства. По просьбе Асы он разгромил Израильское царство и отторг от него столь важный для торговли Дамаска север. Эти неудачи обусловили падение дома Ваасы и внутренние смуты, причем один царь зверски убивал другого. Около 887 г. на престол сел энергичный Амврий (Омри), может быть, арабского происхождения, оставивший по себе такое имя, что позднее ассирияне, может быть, при нем вступившие впервые в непосредственные сношения с Израилем, называли Израильское царство «Бит-Хумри» – «дом Амврия». При нем и его сыне Ахаве Израиль переживал время своего второго расцвета. Иудейское царство в это время также покорило еще раз Эдом и владело до Эланитского залива; Иосафат даже пытался было возобновить морские экспедиции в Офир, но буря разбила его корабли. Отношения его к Израилю были вассальные, оба царя действовали сообща и находились в родственных отношениях. В родстве состоял Ахав и с тирским царем Итобаалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Соломон прославился своей мудростью, которую дал ему Господь. Вскоре после его вступления на царство Бог явился ему во сне и сказал: «Проси, что дать тебе». Соломон отвечал: «Господи Боже мой! Ты сделал меня царем. Но я молод и неопытен, а должен управлять таким многочисленным народом. Дай, Господи, рабу Твоему мудрость, чтобы я мог хорошо судить рабов Твоих и различать добро от зла». Эта просьба была угодна Богу, и Он обещал не только сделать его мудрейшим из людей, но и дать ему то, чего он не просил, – богатство и славу. И действительно, Соломон был славнейшим и богатейшим из тогдашних царей, но он совершил перед Богом тяжелый грех, позволив некоторым из своих языческих жен построить идольские храмы, в которые и сам хаживал. За это Бог объявил ему, что после его смерти царство израильское разделится надвое, и сыну его достанется меньшая часть. И действительно, после смерти Соломона только два колена израильских, иудино и вениаминово, пожелали признать царем сына его Ровоама, а остальные десять колен выбрали нового царя – Иеровоама. Первое царство стало называться царством Иудейским, а второе, большее, – царством Израильским. 23. Царство Израильское и его падение Господь возвысил Иеровоама, сделав царем из простых людей, а он не остался верен Богу. Иеровоам рассуждал так: если народ мой будет ходить в Иерусалим для жертвоприношений в храме Господнем, то сердце его обратится к Ровоаму, царю Иудейскому; мои подданные убьют меня и возвратятся к нему. И вот он сделал два золотых идола, изображавших тельцов, и заставил народ поклоняться им, называя их богами, выведшими, будто бы, евреев из Египта. Последующие цари израильские были не лучше Иеровоама, и Господь лишил царство Израильское своего благословения. Настали в нем смуты: только один царь восходил на престол, как другой свергал его, убивал самого и всех родных его, и цари эти были один хуже другого. И вот Господь наказал израильтян за то, что они позабыли все Его милости, весь закон Его и стали служить ложным богам. Пришел на них царь ассирийский, опустошил всю землю и увел почти весь народ – 10 колен израилевых – в плен, а на их место поселил язычников из разных стран, которые с немногими оставшимися здесь израильтянами образовали народ самарянский, по имени столицы погибшего царства. Самаряне приняли веру еврейскую, но не вполне, потому что продолжали держаться во многом языческого. 24. Судьба царства Иудейского

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Ст. 7. Но Господь сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Излишне любопытство и ожидание преждевременной, незаслуженной награды там и в том лице, которое еще только готовится, назначается быть общественным деятелем. Да и неблаговидна и небезукоризненна деятельность, хотя бы и общеполезная, если она совершается по чувству самолюбия, из желания славы или награды. Каждый трудись честно и неослабно на своем месте, памятуй о своем долге; а Господь Сам знает, кого, когда и как наградить, кого возвысить, кому послать спокойствие в жизни за труды и кого вести долго по пути труда, неприятностей, зависти и злости людской. И если последний не падет, то ему, победившему, преодолевшему все преграды без уныния и измены своему долгу, Господь даст славу и честь сесть с Ним на престоле ( Anok. III, 21 ). Так Господь судил и св. апостолам. Иисус Христос, сказавши им, что не их дело знать то, что свойственно Богу, «отвечал не на то, о чем спрашивали, потому что дело учителя – учить не тому, что хотел бы знать ученик преждевременно, а тому, что полезно для него». Но при этом Христос не оставил их без некоторого начертания предстоящего им вскоре служения, знаменательно изобразил им Свое царство, о котором предсказывали пророки и о котором Он Сам многократно беседовал с учениками Своими, особенно после Своего воскресения. Он им сказал: Ст. 8. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, т. е. вы получите обилие даров Святого Духа, необходимых вам для трудного служения вашего, и будете Мне свидетелями не только в Иерусалиме и во всей Иудеи, и в Самарии, но даже и до края земли. Т. е. как бы так говорит Господь: вы мечтаете о восстановлении только царства Израильского и думаете при этом о земном величии и о земной власти. Но по Божию смотрению вы, по сошествии на вас Духа Святого, должны устроить и распространить в мире Царство, но только не от мира сего, а Царство Божие, т. е. Церковь Мою. И распространять будете Царство Мое не силою оружия, не посредством внешних средств обыкновенных; нет, вы будете образовывать Царство Мое силою вашей проповеди, терпения, страданий и любви к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

2 . И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию сына Варрахиина; 3 . И приступил я в пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз; 4 . ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя,-богатство Дамаска и добычи Самарийские понесут пред царем Ассирийским. Первым действием пророка было призвать двух, всем известных и всеми уважаемых свидетелей, при которых он всенародно объявил об полученном им откровении и повелении назвать грозным пророческим именем имеющего родиться от него ребенка. Во-вторых, он объявлял и о самом времени исполнения пророчества, заключающагося в этом имени, которое в совокупности не должно было превысить трех лет. Повидимому пророчество произносится в начале царствования Ахаза, и вот почему: по 4Цар. 16Рецин Дамасский убит еще Феглаффелассаром, отцом Салманассара, взявшего Самарию; при Феглаффелассаре, сын его, как военачальник его, занял царство Израильское и начал то передвижение масс народных из Палестины в Месопотамию и из Месопотамии в Палестину, которое продолжалось несколько десятков лет и закончилось только при Саргонидах. Окончательно Самария разрушена уже при Сеннахериме, во времена Езекии. Всего царствования Ахаза было 16 лет. Если пророчество произнесено во втором или третьем году его царствования, то исполнение его могло быть в шестом году его царствования, и к этому или к седьмому году надо отнести и смерть Рецина Дамасского и поездку Ахаза в Дамаск. (См. всю XVI главу Четвертой Книги Царств). Между тем видно из главы XVII Царств, что царство Израильское держалось до 12-го года Ахаза, хотя несомненно, что „добычи Самарийские“ были в руках царя Ассирийского, так как часть царства еще при Факее Израильском была занята Феглаффелассаром и жители ее переселены в Ассирию ( 4Цар. 15:29 ). Конечно, мы не можем установить точную хронологию событий и детали их, но очевидно, что с шестого года Ахаза неверующие в Иудее уже могли видеть исполнение пророчества, а вскоре и почувствовать всю тяжесть ига своего союзника царя Ассирии. (См. 2Пар. 28:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Беззаконие: нераскаянность и бесчувственность Ст. 13. Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваоу не прибегает. При обращении грешников Бог обыкновенно прежде увещевает их посредством совести, или посредством людей, потом посылает легкие наказания. Если же они не вразумляются, не приходят в раскаяние, то изливает на них Свой гнев, – поражает тяжкими бедствиями. Так и к Израильтянам Бог посылал Пророков, наказывал их чрез Феглафелассара и другими бедствиями; но они остались бесчувственными, презирали все вразумления Божии (АмОс.4, 6. 7 и сл.) и, пребывая в идолопоклонстве и других пороках, все замышляли разрушить царство Иудейское и тем доводили себя до конечной погибели. Наказание Ст. 14. И отсечет Господ у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день. Ст. 15. Старец и знатный– это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. Смысл этой приточной речи такой: за бесчувственность и нераскаянность Ефремлян Господь подвергнет их тяжкому бедствию, царство их предаст конечному разрушению. Голова означает царей и вельмож; хвост – ложных Пророков, которые уподобляются этой части животных по их лести и по презрению, которого они достойны за злоупотребление священною должностью. Древесные ветви суть символы сильных и богатых; тростник, растущий в болоте и имеющий слабое основание, означает бессильных и бедных (как видно из ст. 16). Здесь предсказывается конечное разрушение Израильского царства, которое совершено Салманассаром, царем Ассирийским, в шестой год царствования Езекии ( 4Цар.17:1 сл.). Оправдание суда Божия Всеобщее развращение народа Ст 16. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые им погибнут. Ст. 17. Поэтому о юной/ах его не порадуется Господ, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта для поражения. Пред разрушением Израильского царства много было в нем лжепророков, которые вместо того, чтобы наставлять народ на путь благочестия и спасения и возбуждать к покаянию, чтобы тем предотвратить гнев Божий, из-за корысти льстили, обманывали, вопреки угрозам истинных Пророков предсказывали благоденствие, счастье в последующее время. А народ хотя и мог различить ложных Пророков от истинных; но по своему развращению охотно слушался учения, поблажающего страстям его, и тем приготовлял себя к погибели. Хотя юноши по незлобию и вдовицы по беззащитности своей, невидимому, заслуживали сожаление, и Бог по Своей благости рад бы был оказывать им Свою милость и благодеяния, если бы нашлись достойные того; но поскольку юноши и вдовицы исполнены были лукавства, лицемерия, нечестия: то Бог по требованию правосудия всех их подверг наказанию, предал царям Ассирийским. Третья часть

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010