Глава 6. Царствование Соломона Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Третья книга Царств описывает конец царствования Давида, правление Соломона и затем часть истории разделившихся между собой царств Иудейского и Израильского. Наивысший расцвет и одновременно начало упадка Израильского царства связаны с именем сына Давида Соломона. Вознесенное на основании верности, его царство распадается в результате отступления от Бога. 6.1. Воцарение Соломона Когда Давид состарился, третий по старшинству после Амнона и Авессалома сын Давида, Адония, решает сделаться царем, не дожидаясь смерти своего отца. В этом стремлении он получает поддержку от Иоава и от священника Авиафара, — ближайших соратников самого Давида, которые пребывали с ним еще с тех времен, когда Давида преследовал Саул. Возможно, такое поведение было вызвано их желанием сохранить и еще более укрепить свои позиции при сыне Давида, которому они обеспечат престол. Недалеко от Иерусалима у источника Рогель в долине Кедронской они устраивают жертвоприношение и помазывают Адонию царем. Узнав об этом, к Давиду спешно являются Вирсавия и пророк Нафан, которые предлагают ему сделать царем Соломона. Давид поддерживает эту мысль, и тогда руками священника Садока и пророка Нафана, у источника Гион, неподалеку от того места, где был помазан Адония, был помазан на царство Соломон. Давид делает его царем. Когда об этом узнали Адония и все им приглашенные, они стали довольно энергично разбегаться по домам, чтоб никто не заметил, что они участвовали в поставлении Адонии. Все они были до времени прощены, хотя Давид, умирая, завещал Соломону отомстить и покарать тех, кто был перед ним виноват, и в первую очередь, Иоава, за те преступления, которые были им совершены в жизни. Вот завет, который Давид дал сыну своему Соломону: «Вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего, ходи путями Его, соблюдай уставы Его и заповеди Его и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать и везде, куда ни обратишься; чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря: «Если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом»» (3 Цар. 2:2–4).

http://sedmitza.ru/lib/text/431147/

Интересно, что поздняя иудейская экзегеза видит в тексте плача, кроме реакции на конкретные исторические события, аллегорию на угасание человека, его смерть и суд над ним. Город — метафора тела, которое плачет о покинувшей его душе. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему (Плач 1:2). В Третьей и Четвертой Книгах Царств описана история угасания Израиля, разделившегося на два царстваИзраильское с центром в Самарии и Иудейское с центром в Иерусалиме. Об этом сказано в Евангелии: царство, разделившееся само в себе, опустеет (Мф 12:25). Несмотря на сложные политические игры, в которые играли цари этих стран, то объединяясь друг с другом, то воюя — в союзе с соседними языческими народами, все пошло прахом, когда набрали силу империи Востока — Ассирия, а впоследствии Вавилон. В 722 году до н. э. Ассирийская империя уничтожила Северное Израильское царство и ассимилировала его население, создав феномен «потерянных колен» Израиля. Катастрофа, которую оплакивает пророк Иеремия, произошла двумя столетиями позже — в 586 году до н. э. К кровавой расправе над городом привела, в частности, надежда Иудеи, бывшей с 597 года вассалом Вавилона, на обретение самостоятельности с помощью военного союза с соседями — Моавом, Эдомом, Аммоном, Тиром и Сидоном и Египтом. Призрачным надеждам не суждено было сбыться, в своей беде Иудея осталась одна, брошенная союзниками. Иуда переселился по причине бедствия и тяжкого рабства, поселился среди язычников, и не нашел покоя; все, преследовавшие его, настигли его в тесных местах. Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели; священники его вздыхают, девицы его печальны, горько и ему самому (Плач 1:3–4). Иуда, переселяющийся к язычникам, — образ депортируемого в Вавилон еврейского народа. В среде библеистов ведется дискуссия о целостности Плача как литературного произведения, и некоторые исследователи считают, что 1-я глава описывает события до разрушения города, то есть период впадения в вассальную зависимость Иерусалима от Вавилона около 604 года до н. э. и первую попытку сбросить вавилонское ярмо — 598–597 годы.

http://blog.predanie.ru/article/plach-ie...

Но и эта милость Господня не обратила сына Ииуя к служению Богу Израилеву: «однако ж не отступали (Израильтяне) от грехов дома Иеровоама, который ввел Израиля в грех; ходили в них и дубрава 1055 стояла в Самарии» (ст. 6). Как всегда, в истории народа Израильского ослабление силы государства следовало за упадком нравственным: «у Иоахаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших, от того, что истребил их царь Сирийский и обратил их в прах на попрание» (ст. 7). В таком униженном положении находился Израиль в последние годы царствования Иоахаза. По смерти его восходит на престол сын его Иоас. Из 4 Ц. XIV, 8–14 мы знаем, что он вел войну против Амасии, царя Иудейского, сына Иоаса, и разрушил стену Иерусалимскую 1056 , взял с Амасии дань в виде золота и сосудов, находившихся и в доме Господнем, и в сокровищнице царской. Хотя Иоас Израильский «не отступал от грехов Иеровоама» (XIII, 11), но он очевидно был чище и благочестивее своих предшественников, так как Господь благословил его царствование. Особенно одна черта замечательна в его жизни – что он не отстранялся от истинного раба Божия Елисея, а напротив был искренно к нему привязан, сознавая величие этого боговдохновенного старца. Из обращения с этим царем пророка Елисея можно даже, кажется, заключить, что Иоас был душевно предан Господу, и если он не уничтожал культ тельцов, то, по всей вероятности, это надо приписать скорее политическим причинам, чем приверженности к этому культу, которого тщету он конечно понимал. Вот как рассказывает 4 книга Царств (XIII, 15–25) о свидании царя Иоаса Израильского с пророком Елисеем: «Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» (ст. 14). Повторение тех же слов, которые произнесены Елисеем во время взятия на небо Илии пророка, доказывает, что Иоас знал об этом чудесном событии и знал также, что Елисей был заместителем Илии, молитвенником за царство и покровителем его, доколе царь Израиля не возмущался против Иеговы. Поэтому выражение «колесница Израиля и конница его» указывает, что Иоас понимал, что «люди Божии», – и в его время пророк Елисей, – были силою, несравненно большею, чем тысячи военных колесниц и всадников; которые бы охраняли царство 1057 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Показывая апокалипсические образы Страшного Суда, Господь на самом деле хотел не пугать Свой народ, но побудить к действию, к свершению события, к строительству Града Божьего. В этом Граде нет места привычным человеческим устроениям. Например, странно слышать о том, что человечество приобретет счастье сиюминутно. Предлагаются теории прибавочной стоимости, строятся социальные проекты, в которых увязывают Христа с деятельностью банков и банкиров. Наверно, так на мир смотрели саддукеи и фарисеи. Их культура мышления приземленная, они не готовы были совершить нравственный прорыв в горнее. Рисуя картины Страшного Суда, Христос показывал начало Нового мира. Этого мира-то и боялась иудейская элита. Им нужен был удобный Бог, решающий их земные проблемы, освящающий их земные обычаи и предания старцев. Иудейская элита, рьяно борясь за сохранение Ветхого Завета, на самом деле, чрезвычайно опасалась огненной проповеди Иисуса Христа. Эта проповедь рушила общественное здание, те многовековые отношения, сложившиеся в иудейском обществе. Но особенно неприемлемо виделось элите то, что Суд переходил от старейшин народа израильского в руки Самого Бога. Это старцы народа израильского пережить явно не могли. Им было не понять, что ради Божественного Царства можно отказаться от всего, даже от собственного национального бытия, от того груза рабства, что веками нес на себе избранный народ. «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13: 44-46). «Как выше горчичное зерно и закваска имеют малую разность между собою, так и здесь сходны две притчи о сокровище и о бисере. Обеими этими притчами показывается то, что проповедь должно всему предпочитать. В притчах о закваске и о горчичном зерне говорится о могуществе проповеди и о том, что она совершенно победит вселенную. Настоящие же притчи показывают важность и многоценность проповеди. Подлинно она расширяется подобно горчичному дереву, превозмогает, подобно закваске, многоценна как бисер и доставляет бесчисленные удобства, подобно сокровищу» (Свт. Иоанн Златоуст).

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/05/...

Причины этого суда Божия указаны у Ис.гл. 7, 8; АмОс.1:3, 5; 4Цар.8:12; 17:2 сл. Вторая часть: определение суда Божия на Ефремлян. Первое действие суда Божия: поражение их Феглафелассаром а) Самое определение суда Божия Ст. 4. И будет в тот день, умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим. Ст. 5. То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской. Ст. 6. И останутся у него, как бывает при обливании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог ИзраиЛев.Израильтяне за одинаковое с Сириянами беззаконие подвергнутся вместе с ними одинаковому и наказанию. Пророк, сказав выше о бедствии Сириян, теперь изображает двоякое действие суда Божия на Израильтян. Первое действие суда Божия будет соединено с некоторою милостью; Феглафелассар – совершитель этого суда – хотя поразит Израильтян, но не разрушит их царства (ст 4–6). Следствием этого будет обращение некоторых Израильтян к Богу (ст. 7, 8). Второе действие суда Божия совершит Салманассар, который совершенно опустошит и разрушит Израильское царство (ст. 9–11). Первое действие суда Божия Пророк изображает двояким подобием: 1) подобием тела тучного, но после изсохшего (ст. 4), и 2) подобием жатвы, или обрывания маслин, после которых мало остается колосьев и ягод (ст.5, 6). Изображая жестокость поражения Израильтян Феглафелассаром, Пророк уподобляет оное жатве не на горах, где по неровному местоположению многие колосья могли бы ускользнуть от серпа жателя, но в долине Рефаимской – самой плодоносной, где едва несколько колосьев останется после жатвы. Эта долина Рефаимов, т. е. на которой некогда жили исполины –великорослые ( Быт. 14:5 ; Втор. 2:11 ), находится неподалеку от Иерусалима на юго-западе ( 2Цар. 5:18, 22, 23:13 ). И так смысл этих стихов такой: Израильское царство от поражения Ассириянами истощится в силах, лишится знаменитых мужей, богатства и крепостей, составляющих славу его; останется в нем очень мало людей, и притом бедных; все, что было в нем славного, в это время погибнет

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Так однажды, перенесенный духом в храм Иерусалимский он видел там идолов и людей, кадивших фимиам перед идольскими изображениями и поклонявшихся солнцу, причем Господь открыл ему готовящиеся Иерусалиму казни (Иезек. 8–11). Когда Навуходоносор подступал к Иерусалиму, Иезекиль в тот же день получил об этом от Бога откровение и повеление перед народом варить в котле мясо с костями до тех пор, пока не разварятся кости, чтобы через это изобразить бедственное состояние жителей Иерусалима ( Иез. 24 ). Впрочем, пророк Иезекиль предвидел и предсказал и много утешительного, именно: восстановление народа израильского и Иерусалимского храма, царство Христа и призвание в это царство язычников. Однажды он видел в видении поле, полное сухих костей. По слову Господа, кости эти сблизились кость с костью своею, покрылись жилами, обросли плотью и оделись кожей; вошел в них дух, и они ожили. И сказал Бог: «Кости суть весь дом Израилев... Я освобожу их и очищу, и будут Моим народом, и Я буду их Богом» ( Иез. 37 ). В другой раз он видел в видении храм Иерусалимский и возвращение в него Славы Божией, причем под образом врат заключенных, через которые никто не проходил кроме Бога, провидел Божию Матерь и воплощение от Нее Сына Божия ( Иез. 40–44 ). Предание говорит, что за обличение идолослужения и беззаконий народа своего пророк Иезекиль растерзан был посредством коней. К знаменитым людям в народе Божием этого времени относятся еще Товит, Товия и Иудифь. Товит, сын его Товия и Сарра, невестка его В последнее время существования царства Израильского жил в нем благочестивый израильтянин Товит, с женой Анной и сыном Товией. Салманассар, царь ассирийский, взял его вместе с другими израильтянами в плен в Вавилон и сделал своим поставщиком. Будучи по своим делам однажды в Рагах Мидийских, Товит отдал там на сохранение одному израильтянину, Иаваилу, 10 талантов серебра (24.250 р. с.). Будучи богат, Товит помогал бедным соотечественникам своим и погребал умерших из них, которых находил брошенными 483 . Однажды, похоронив такого умершего и признавая себя нечистым от прикосновения к нему ( Чис. 19:16 ), Товит не вошел в дом свой, а лег спать за стеной двора и не заметил, что на стене были воробьи. Они насорили ему в глаза, от чего появились на глазах его бельма. После этого однажды жена его с упреком сказала ему: «Где милостыни твои и праведные дела твои? вот они обнаружились на тебе!» Слова эти сильно огорчили Товита, он заплакал и стал просить себе у Бога смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Это видно из самой книги. Он вхож во двор царский, его изящный слог обличает человека хорошо образованного. Многие из его пророчеств изложены в стихотворной форме и являются лучшими образцами древнееврейской поэзии. Пророку Исаии принадлежали и другие книги, которые до нас не дошли: « Прочие деяния Озии, первые и последние, описал Исаия, сын Амоса, пророк» (2 Пар. 26: 22). В связи с этим возникает вопрос, почему, по мнению некоторых библеистов, он не писал пророческих книг, а это за него делали его ученики? Потому что все его силы уходили на летописание? Но ведь в книге есть и такие слова: « Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: “перестаньте провидеть”, и пророкам: “не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святого Израилева”» (Ис. 30: 8–11). Время царя Озии (790–739 гг. до Р. Х.) – это эпоха восстановления и укрепления Иудейского царства после прежних потрясений, расширение его границ. Затем, ко времени царя Ахаза, укрепившееся Израильское царство в союзе с сирийцами и идумеями начинает постепенно его теснить и делать удачные набеги, вплоть до того что сам Иерусалим оказывается в осаде. Время царя Ахаза (736–715) – это время одного из самых значительных отступлений Израиля от Бога. В конце его жизни был даже закрыт Иерусалимский храм. Царь Езекия был человеком весьма благочестивым, и в его годы (715–687), притом что положение Иудейского царства оставалось весьма сложным, многократно Бог являл чудесные избавления Иудеи от нашествий. В частности, от нашествия ассирийцев, которое стерло с лица земли Израильское царство. Это нашествие описано и в Книге пророка Исаии (Ис. 36–37). Окончание служения пророка Исаии приходится, согласно преданию, на время нечестивого царя Манассии (696–641). Во время правления этого царя, который залил Иерусалим и всю Иудею кровью праведников и пророков, пророк Исаия был перепилен пилой, когда пытался спрятаться от преследователей в дупле дерева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Это видно из самой книги. Он вхож во двор царский, его слог обличает человека весьма образованного. Многие из его пророчеств изложены в стихотворной форме и являют одним из лучших образцов древнееврейской поэзии. Пророку Исаие принадлежали и другие книги, которые до нас не дошли: «Прочие деяния Озии, первые и последние, описал Исаия, сын Амоса, пророк» (2 Пар. 26:22). Кстати, в связи с этим возникает вопрос, почему, по мнению некоторых библеистов, он не писал пророческих книг, а это за него делали его ученики? Потому что все его силы уходили на летописание? Но ведь в книге есть и такие слова: «Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: “перестаньте провидеть”, и пророкам: “не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева”» (Ис. 30:8-10). Время царя Озии – это время восстановления и укрепления Иудейского царства после прежних потрясений, расширение его; но затем, ко времени царя Ахаза, укрепившееся Израильское царство в союзе с сирийцами и идумеями начинает постепенно его теснить и делать удачные набеги, вплоть до того, что сам Иерусалим оказывался в осаде. Время царя Ахаза – это время одного из весьма значительных отступлений Израиля от Бога. В конце его жизни был даже закрыт Иерусалимский храм. Царь Езекия был человеком весьма благочестивым, и в его годы, при том, что положение оставалось весьма сложным, многократно Бог являл чудесные избавления Иудеи от нашествий. В частности, от нашествия ассирийцев, которое стерло с лица земли Израильское царство. Это нашествие описано и в книге пророка Исаии. Окончание служения пророка Исаии приходится, согласно преданию, на время нечестивого царя Манассии, который воцарился примерно в 716 году. Во время этого царя, который залил Иерусалим и всю Иудею кровью праведников и пророков, пророк Исаия был перепилен пилой, когда пытался спрятаться от преследователей в дупле дерева. В послании к Евреям апостол Павел перечисляет древних праведников и говорит, что некоторые из них были перепилены (Евр. 11:37). Речь идет предположительно именно об Исаие. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431402/

—367— торических свойств лиц и явлений, ибо таковая их сторона есть первостепенная с Аристотелевской и со схоластической точки зрения, а не с библейской. Она не отсутствует и в последней, но не занимает в ней главного места, которое, по большей части, принадлежит точке зрения телеологической. Впрочем, касательно этого методологического предмета предлагаю читать трактат Св. Иоанна Златоуста : о пророчествах, а мы перейдём к прямому изъяснению Данииловых видений. Всякий читатель книги пр. Даниила не затруднится истолкованием этого видения, ибо оно истолковано самим пророком. Царства зверей суть царства языческие, а царство Сына Человеческого есть царство Святых, т. е. Христова Церковь , а по иудейскому толкованию – царство еврейское. Этим и заканчиваются современные толкования видения, но это только предисловие, а не само толкование. Нужно дать ответ, почему языческие царства изображены под видом зверей, а царство Божие под видом Сына Человеческого. Выяснить это следует в связи с изложением того, как Бог учил избранный народ об его призвании и как это уразумели избранники Божии. Библеисты изъясняют это призвание с точки зрения мессианской, и это верно конечно, но весьма неполно. Мессианское учение было преподано весьма прикровенно, вполне ясно было открыто патриархам и законодателю нравственное назначение народа иудейского среди беззаконных язычников. „Господь явился Аврааму и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою“ и т. д. ( Быт.17:1 ) Цель этого завета Господь ещё яснее определил в другом видении, когда открыл ему предстоящую казнь Содома за его разврат и жестокость. „От Авраама точно произойдёт народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли. Ибо Я избрал его для того, чтобы, он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путём Господним, творя правду и суд“ ( Быт.18:18–19 ). Установив союз с народом израильским для того, чтобы он творил правду и суд, Господь воспрещает ему дружиться с народами беззаконными, чтобы они не ввели в грех наследия Его ( Исх.23:32–33 ), чтобы не научили

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В главе 49, стихе 10 книги Бытия говорится: «не отойдет скипетр от Иуды и жезл от чресел его, пока не приидет Примиритель, и Ему покорность народов». Эти слова были произнесены патриархом Иаковом пред лицом смерти на смертном одре. Все сыновья собрались вокруг него, чтобы получить от него последнее отеческое благословение. Иаков вспомнил при этом, что дети его находились в чужой земле, среди языческого народа, боготворившего даже животных. Но он вспомнил также, что Бог в сонном видении торжественно повторил ему обетования, данные некогда Аврааму. «Я Господь Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака, (не бойся). Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое как песок земной… и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные», – так говорил тогда Бог Иакову. Когда Иаков вспомнил об этом обетованиии, собрав последние силы, молитвенно поручил каждого из сыновей своих покрову всемогущего Бога, то дух пророчества воздействовал в нем и каждому сыну он преподал пророческое благословение. Но наилучшим из этих благословений было благословение, которое получил Иуда и которое мы привели сейчас. Скипетр есть видимый знак царственной власти, ибо только одни цари носят его. Поэтому смысл пророческого благословения, данного Иуде, был таков: в потомстве Иуды будет сохраняться царственная власть над народом Израильским до пришествия в мир Примирителя. Из священной истории мы знаем, что это чудное пророчество исполнилось. Цари израильские Давид и Соломон происходили из колена Иуды. После Соломона царство израильское разделилось, и первым иудейским царем был сын Соломона Ровоам. Впоследствии царство израильское было разрушено и прекратило свое существование. Но царство иудейское продолжало существовать, и хотя позже иудеи и были отведены в вавилонский плен, однако через 70 лет после того снова были возвращены и снова образовали из себя царство, существовавшее еще до Рождества Христова. Так, скипетр или царственная власть оставалась в колене Иудовом, пока не пришел Примиритель, на которого в пророческом духе указал Иаков. Кто же теперь был этот Примиритель?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010