" Сыновья Ефрема, натягивающее лук и стреляющие..., обратились назад в день брани.... Не сохранили завета Божия и не захотели ходить в законе Его» ( Пс.77:9–10 ). По имени сильнейшего колена пророк назвал весь народ израильский, отделившийся от народа иудейского, потому что Ефрем первенствовал среди десяти колен, бывших под вла­стью Иеровоама. Точно также называют народ израильский и другие пророки, напр. Осия, когда говорит: «что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда?» ( Ос.6:4 ). Иудой он на­зывает два колена, над которыми царствовал дом Иудов, а Ефре­мом – другие десять, потому что над ними царскую власть получило колено Ефремово. Эти (десять колен) и суть «натягивающее лук и стреляющие...,», потому что последние служили у них орудием богослуже­ния. Однако они обратились в бегство, именно в день брани духов­ной, показав тыл враждебным демонам. Что же заставило их обра­титься в бегство и показать тыл врагам? То, что они не сохра­нили завета с Богом и не ходили в законе Его. Когда же это слу­чилось с ними? Когда они поклонились двум вылитым тельцам. Вот почему пророк, оплакивая последовавшее за этим, и присовоку­пил: " И забыли благодеяния Его и чудеса Его, которые Он показал им: чудеса, которые Он совершил пред... отцами их... в земле Египетской на поле Танеос " ( Пс.77:11–12 ). 3. В немногих словах пророк напомнил все чудеса, совер­шенные в Египте, за забвение которых он их упрекает. Действи­тельно, они не оставили бы Благодетеля, если бы по великой неблагодар­ности не забыли благодеяний и чудес, свидетелями которых для них служили отцы, видевшие собственными глазами те знамения, которые, говорит он, совершены были на поле Танеос. Эта земля была не­сомненно самым древним и обширным владением фараона. Что Танеос был древнее прочих, об этом свидетельствует божествен­ное Писание. Желая указать на глубокую древность Хеврона, оно срав­нивает его с Танеосом, говоря: «Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, [города] Египетского» ( Числ.13:23 ), то есть царства фараона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Для уразумения какой-нибудь мысли, для ее полного усвоения, древнему человеку необходим был более или менее яркий образ. Еврей, еще не испытавший, что такое царская власть, тогда только мог вполне постигнуть ее силу, когда ему сказали, что за неповиновение царю он лишится вола, самого дорогого предмета в земледельческом хозяйстве, и при этом показали для наглядности кусок разрубленного вола» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», Казань, 1884 г., с. 34–35). 1Цар.11:8 .  Саул осмотрел их в Везеке, и нашлось сынов Израилевых триста тысяч и мужей Иудиных тридцать тысяч. Везек – город в средней части западного Заиорданья, против Иависа Галаадского. «Мужи Иудины» – воины из колен Иуды и Симеона; «сыны Израилевы» – воины из остальных колен, кроме колена Левия, освобожденного от исполнения воинских обязанностей в силу своего постоянного служения при скинии Господней. Распадение еврейского народа на Иуду и Израиль чувствуется еще задолго до окончательного разделения еврейской монархии на царства Иудейское и Израильское. (Подробнее об этом см. в соч. Покровского «Разделение Еврейского царства на Иудейское и Израильское».) 1Цар.11:11 .  В следующий день Саул разделил народ на три отряда, и они проникли в средину стана во время утренней стражи и поразили аммонитян до дневного зноя; оставшиеся рассеялись, так что не осталось из них двоих вместе. «В средину стана» неприятелей. «Во время утренней стражи», т.е. во время от 2 до 6 часов утра. В древние времена ночь у евреев разделялась на три стражи, по четыре часа каждая. Первая продолжалась от 6 до 10 часов вечера, вторая – от 10 часов вечера до 2 часов утра, и третья, называвшаяся утренней стражей, от 2 до 6 часов утра. Со времени подчинения евреев римскому господству евреи усвоили деление вышеозначенных часов ночи на четыре стражи, по три часа в каждой, подобно тому, как это было принято у римлян ( Мф.14:25 ; Мк.13:35 ). 1Цар.11:12 .  Тогда сказал народ Самуилу: кто говорил: «Саулу ли царствовать над нами»? дайте этих людей, и мы умертвим их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Была произведена (при Соломоне особенно) и внутренняя организация Израильского царства. Двадцать тысяч всадников были размещены в Иерусалиме и разных других городах. Разумеется, они были обеспечены содержанием. Создан был целый штат писцов и надзирателей за рабочими людьми. Для всего этого требовались огромные средства, которые царь получал в виде дани с населения. Таким образом, внешняя роскошь и благополучие тяжелым бременем ложились на население и пышный внешний расцвет Израильского царства сопровождался и его внутренним загниванием. Авторитет Давида и его сына Соломона сдерживал взрыв народного возмущения, хотя имеем основание предполагать, что уже при Соломоне среди народа происходило какое-то брожение. Во главе недовольных стал Иеровоам, сын Наватов, лицо, приближенное к Соломону. Народное движение, находившееся еще в зародыше, в начальной стадии, удалось подавить, а Иеровоаму пришлось бежать в Египет. Когда Соломон «почил с отцами своими», народный гнев на чрезмерное бремя вылился наружу уже открыто. На престол должен был вступить сын Соломона Ровоам. Премудрый сын Сирахов считает Ровоама «скудным разумом» ( Сир.47:28 ). Ровоам прибыл в Сихем, где должно было произойти провозглашение его царем. Но здесь оказался и Иеровоам, который, узнав о смерти Соломона, прибыл сюда из Египта. Не без его внушения, собравшийся в большом количестве в Сихем народ обратился к Ровоаму с таким предложением: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе». За ответом Ровоам приказал народу явиться через три дня. Старые, опытные люди, некогда окружавшие Соломона, учитывая обстановку, советовали Ровоаму пойти на частичные уступки народу. Но молодые друзья Ровоама, его сверстники, внушали ему другое: никаких уступок! Ты, говорили они, скажи им: если отец мой обременял вас тяжелым игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами. Когда через три дня народ снова явился к Ровоаму, то последний действительно так и сказал народу. В ответ на это собравшиеся заявили Ровоаму: «Какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид!» И разошелся Израиль по шатрам своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

От моря Чермного повел его Моисей в пустыню Сур, и после трехдневного, безводного пути, достиг места, от горькой воды названного Мерра. Едва спасенные от Фараона и моря Чермного, уже возроптали на Моисея, доколе, по указанию Божью, не усладил им воды, вложив древо в источник; оттоль пришли они в Елим, где обрели двенадцать источников и семьдесят фиников, и ополчились при водах. Потом весь сонм Израильский двинулся в пустыню Син, недалеко от Синая, и там опять возроптал на вождей своих: «о если бы мы умерли в Египте, когда сидели вокруг котлов, наполненных мясом и пресыщались хлебом! Вот вы извели нас, чтобы уморить голодом в пустыне.» Но Моисей, приняв слово от Господа, который обещал ему послать с неба хлеб, сказал людям: «что мы? Не против нас роптание ваше, но против Бога; завтра увидите славу Его и познаете, что не мы, а Господь извел вас из земли Египетской;» и слава Божья явилась в облаке, среди пустыни, пред лицом народа. К вечеру налетели стаями перепела и покрыли стан; а на утро выпала, вместе с росой, манна, мелкая как сотренное пшено и белая как лед. «Вот хлеб, который дает вам в пищу Господь,» сказал Моисей, и велел собирать манну на рассвете, по определенной мере на каждого человека, ни меньше, ни больше, ибо всякий избыток гноился. При лучах солнца таяла манна, а в субботу совсем не падала, ради священного дня; посему каждый должен был собрать накануне двойную меру, приучаясь уважать покой субботний. Но чтобы манна сия, сорок лет питавшая в пустыне народ Израильский, на веки сохранилась для него памятником чудного руководительства Божия, Господь велел Моисею взять одну её меру и сохранять всегда в святилище. Спаситель, низшедший на землю, изъяснил высокое её значение: «истинно, говорю вам, не Моисей дал вам хлеб с небес, но Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес, ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; отцы ваши ели манну и умерли, но ядущий хлеб сей жить будет во век.» ( Uoah. VI. 32, 33, 48, 52 .) Опять не было воды, при перемене стана, в Рафидиме, и опять возроптал неблагодарный народ, угрожая побить камнями Моисея; он воззвал к Богу на искушающих; но Господь велел ему идти, пред лицом народа, с жезлом, рассекшим море, и ударить в скалу Хоривскую; ударил Моисей в камень, и камень источил воду в утоление жаждущих; искушением и хулой названо было место.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

4) и прежде всего указывает на поражение первенцев египетских. Из священной истории ( Исх.3–5 и след.) известно, что Господь Бог, для того, чтобы освободить израильский народ от рабства египетского, поражал казнями Египет, посылая на царя их и на всех рабов его одну за другою, в течение целого года, десять казней, каковые пророк и называет здесь (ст. 9) знамениями и чудесами, посланными на фараона и на всех рабов его, то есть его подданных, причем словами: посреде тебе, Египте, – показывает, что казни эти простирались не на одну часть Египта, а на всю страну, по всему Египту, не касаясь, однако, жилищ израильского народа. Но когда сердце фараона настолько ожесточилось, что он, вместо того, чтобы исполнить данное обещание отпустить народ израильский в пустыню, после девятой казни, не только не исполнил своего обещания, но и пригрозил смертию Моисею, человеку Божию, тогда Господь Бог, чрез ангела Своего, поразил смертию всех первенцев египетских, от человека до скота. Затем, когда евреи, чудесным образом освобожденные от рабства египетского, должны были вступить в обетованную им Ханаанскую землю, и жители этой земли, под предводительством своих царей, не хотели допустить их до своих владений, тогда Господь «поразил народы многие и истребил царей сильных: Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Вассанского, и все царства Ханаанские; и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему» (по переводу с еврейского). Двукратным повторением слова достояние псалмопевец как бы усиливает значение сего слова; а из выражений всего стиха так и чувствуется, что Господь Бог дарит (даде), хотя далеко незаслуженно, всю землю народов и царей Хананейских, вся царствия Ханаанска – в полную собственность (достояние) Израилю людем Своим, ради, конечно, отцов их, Авраама, Исаака и Иакова. «И это величайшее чудо, – говорит св. Иоанн Златоуст , – что не только могли изгнать, но овладеть землею и разделить города, что и доставило им величайшее удовольствие, украшение, славу» с. 1060].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

И в наше время люди других вер, принимая Православие, становятся ревностными последователями Христа, а рожденные в православных семьях живут хуже язычников. Я был в Индии и наблюдал тамошних язычников: они почитают своих родителей, ведут трезвый образ жизни, преступность там не такая, как у нас. Так было и в древности, так и сейчас! Сходите в Москве на собрания православных татар: вы будете поражены их ревностью о Боге и о Православии! Так что «пришельцы» в истинную религию могут духовно опередить коренных (по происхождению) верующих. Блаженный Иероним Стридонский в этом смысле и толкует эти слова: «Царица южная осудит народ иудейский таким же образом, как ниневитяне осудят неверного Израиля. А это есть та царица Саба [Савская], о которой мы читаем в свитке Царств и Паралипоменон; она, несмотря на столь многие трудности, оставив свой народ и царство, пришла в Иудею, чтобы послушать премудрость Соломона и принесла ему многие подарки. Впрочем, под именем Ниневии и царицы Саба прикровенно предпочитается вера язычников вере народа израильского» . Как такое может быть, что образ жизни язычников и их открытость к проповеди единобожия предпочитается вере народа израильского? Им много было дано, но о многом и спросится. Феофилакт пишет об иудеях: «Осуждены будете, потому, что вы выросли с пророками, видели знамения и чудеса и, несмотря на то, не поверили» . Далее мы переходим к теме, обозначенной нами, как «Возвращение нечистого духа». Сын Божий продолжает Свое наставление верующим. Он говорит: Мф.12:43–44 . «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным». Блаженный Иероним дает такое истолкование: «Нечистый дух вышел из иудеев, когда они приняли закон, и бродил по безводной пустыне, ища себе успокоения, – именно: изгнанный из среды иудеев, он скитался по пустыне народов языческих; когда же последние потом уверовали Господу, он, не находя себе места у других народов, сказал: ″Возвращусь в дом мой, откуда я вышел″. – То есть пойду к иудеям, которых прежде оставил» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Первое обвинение, произносимое в ст. 13-есть обвинение в лицемерии; второе в отсутствии всякой любви к Богу, благодетелю своему и третье обвинение в замене духа закона суетными измышлениями и толкованиями человеческими. В стихе этом (как в видении главы VI ст. 10) Господь глаголет не о каком-либо определенном периоде жизни народа Израильского, а глаголет обо всем будущем народа, который становится все более и более неспособным исполнить свое призвание как целый народ обетования, и потому должен будет распасться. И действительно все двенадцать колен, начиная с царства Израильского, отводятся частями в плен и исчезают среди чуждых им племен передней Азии. Спасается „остаток“: сначала из двух-миллионного населения Евреев, живших в Палестине при Давиде и Соломоне, возвращаются при Ездре ( 1Ездр. 2:64 ) лишь 42360 человек, которые представляют собою всю нацию; но когда приговор Божий окончательно совершился над народом обетования, то он исчезает совершенно как самостоятельный народ,-и остается „остаток“ духовный. В особенности о нем и сказано в ст. 14 „чудно и дивно“ поступит Господь с народом, так что: „мудрость мудрецов его погибнет и разума у разумных его не станет“. Слова эти заключают в себе тайну Божией премудрости, ведущей все человечество ко спасению. Стихи 13 и 14 вполне исполняются и содержание их становится ясным только тогда, когда мы перенесемся мыслию во времена Господа нашего Иисуса Христа 1051 . 15 . Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: „ кто увидит нас? и кто узнает нас? “ 16 . Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „ не он сделал меня “ ? и скажет ли произведение о художнике своем: „ он не разумеет “ ? Стихи 15–16 отчасти выясняют нам возможность возникновения талмуда, этого сборника мыслей и замечаний учителей Израиля во время плена и после него. Этот сборник, в котором, рядом с некоторыми практическими указаниями и хорошими мыслями, встречаются самые нелепые, детские и часто кощунственные замечания, мог возникнуть только среди именно такого народа, как рисуют его Исаия и другие пророки. Идолопоклоннические народы, окружавшие Израиля, оставили на нем неизгладимый отпечаток; он совершенно почти утратил способность подыматься душею и мыслию до понимания Всемогущего Единого Бога, Творца и Вседержителя. В Талмуде ясно обрисовывается книжник, почти совершенно неверующий в высшем значении слова вера. Он больше всего верит в своих собственных мудрецов, о разумности и силе которых Талмуд рассказывает чудеса 1052 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Затем она спрашивает у Бога, что бы это значило, и говорит: «если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» ( Быт. 25, 22–23 ). Итак, Исава и Иакова мы примем за прообразы двух народов, Израильского и того, который произошел чрез веру. Но «возненавидел, – сказано, – Исав Иакова» ( Быт. 27, 41 ), потому что лишен был почетных преимуществ, продав первородство свое и передав другому честь свою, а также и потому, что вторым принесши отцу наловленную на, охоте добычу, был обманут относительно благословения. По; этому он начал питать дикие намерения и замышлять убийство против брата своего, которому завидовал. Подобным образом враждовал и страшно гневался также первородный Израиль на верующих и происшедших после него, то есть на новый народ, потому что и сей был на первом месте у Бога, считался в положении первородного и был исполнен благословения свыше, обогатившись благодатью во Христе чрез Духа. Так нападал Израиль на тех, которые во Христе чрез веру; а что касается до намерений его и покушений, то сделался и жестоким убийцей, совершая гонения и уязвляя стрелами зависти. Но Ревекка убеждала Иакова, чтобы он, покинув дом, удалился от брата своего и шел к Лавану, человеку бывшему идолослужителем. Да и сам божественный Исаак, отец Иакова, увещевал последнего воздерживаться от брака с хананеянкою, а напротив стараться соделать сожительницей своею какую-либо из дочерей Лавана. Так и подвергающемуся опасностям и гонимому новому народу Церковь , прообразом которой может быть Ревекка, благоразумно советует удаляться от гнева убивающих. А с нею как бы согласен и сам жених ее, то есть Христос, повелевающий устраняться от духовного родства с теми, которые воспламеняются нечестивым гневом и замышляют дикое убийство (знамением же родства служит брак), а, напротив, предпочитать тех, которые происходят из дома Лаванова, то есть из язычников. Мы найдем, что святые Апостолы, которые были начатком верующих и новых народов, старались тщательно исполнять то, что заповедано было Иакову, потому что и они удалялись от толпы иудеев, замышлявшей убийство против них. Они благоразумно старались удаляться от гнева гонителей, меняя страны и города: ибо припоминали повеление и слова Христа: «когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» ( Мф. 10, 23 ). И к тем самым из племени Израильского, которые не хотели веровать и с беспощадной жестокостью поступали с ними, обращались они с такою речью: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам Господь» ( Деян. 13, 46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010