– Далее евангелист продолжает свою мысль. – Слово – Сын Божий – в мире бе и мир Тем бысть, и мир Его не позна ( Ин.1:10 ), – не позна по своему греховному омрачению. Под словом мир в Ин.1:10 можно разуметь вместе иудеев и язычников, так как иудеи наравне с другими народами, сверх положительного откровения, пользовались также и светом естественного разума. Но преимущественно здесь разумеется под словом мир – мир языческий, потому что об иудеях собственно говорится далее в Ин.1:11 : во Своя прииде, и Свои Его не прияша. Свои – τα ιδια – противоположно слову мир – κοσμος – и означает народ иудейский. Этот смысл ясно вытекает из сравнения ветхозаветных мест, в которых народ Божий называется своим народом ( Исх.19:5 ; Втор.7:6, 26:2, 18 ; Пс.134:4 ). Конечно, можно разуметь под словом Свои, и всех людей, как создания божественного Слова, просвещаемые при том Его светом; но так как впереди уже сказано о Слове, что Оно было в мире, то здесь выражением: во Своя прииде (ηλϑε) евангелист указывает на внешнее, историческое, личное явление божественного Слова среди Своего народа, который был приготовляем к принятию Его особенным водительством Божиим. Но подобно тому, как мир Его не познал, и Свои Его не прияше. Греческий глагол παραλαμβανειν – означает принимать в свой дом. – В настоящем случае словами: свои Его не прияша – евангелист хочет, по-видимому, выразить мысль о непринятии, иначе – об отвержении божественного Слова не несколькими личностями, а целым народом. Божественное Слово, явившись среди Своего народа, долженствовало бы быть принято им, долженствовало бы водвориться, так сказать, посреди Своего народа; но этот народ не принял Его. – По-видимому, евангелист желает выразить ту мысль, что народ израильский виновен пред божественным Словом более, чем язычники. Последние, хотя и были озаряемы Его светом чрез свою совесть, но не знали Его по своей греховной слепоте; народ же израильский знал Его не только из разума и совести, но ещё и из положительного откровения Божия; тем не менее, не принял Его. Там грех неведения, здесь – грех свободного отвержения. Но хотя и мир не познал божественного Слова и Свой народ не принял Его, тем не менее и в мире языческом, и в народе избранном оказались некоторые личности, которые приняли Его и уверовали в Него. И этим принявшим и уверовавшим в Него Оно даровало высочайшее из всех благ – право быть чадами Божиими. Ин.1:12 . Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его. «Не сказал евангелист: сделал чадами Божиими, усыновил Богу, но: дал власть быть чадами. И сказал так потому, как объясняет св. Златоуст, что благодать не действует насильственно, не стесняет человеческой свободы и самовластия, но приходит и действует только в тех, которые желают её и пекутся о ней. В их власти соделываться чадами. Если же они не хотят, дар не приходит и не действует в них. Божие дело дать благодать, человеческое – представить веру» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И сказал Елисей: «Жив Господь и жива душа моя, не оставлю тебя». И пошли оба. Дойдя до Иордана, Илия взял милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде и расступилась вода туда и сюда и перешли оба посуху. И сказал Илия Елисею: «проси, что сделать тебе прежде нежели я буду взят от тебя». Елисей вспомнил, что после взятия Илии на небо, он останется пророком вместо него, один, уже без поддержки своего учителя, среди нечестивого народа Израильского, которого даже Илия, при всей силе своего духа, не мог обратить к Истинному Богу; и вот, под влиянием этих мыслей он просит у Илии: «Дух, Который в тебе, пусть будет во мне вдвойне». И сказал Илия: «Трудного ты просишь, но если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь – не будет» Когда они шли и дорогой разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его». Колесница и конница есть лучшая часть Израильского войска, и, называя так Илию, Елисей хотел сказать, что Илия есть лучший представитель израильского народа, который защищал этот народ и боролся за него с жрецами Вааловыми. Елисей не видел уже больше пророка. В горе он схватил одежды свои и разодрал их на две части. К ногам его упала милоть Илии в знак того, что сила творить чудоса и учить народ перешла к Елисею. Вопросы: Какое время наступило для Илии? Что сказал Илия Елисею? Что отвечал ему Елисей? Кто подошел к Илии и Елисею по дороге? Что сказали Елисею сыны пророков? Что сделал Илия, когда они с Елисеем подошли к Иордану? Что предложил Илия Елисею после перехода через Иордан? Чего попросил у Илии Елисей? Почему он попросил у него этого? Как вознесен был Илия на небо? Знаком чего служила милоть, упавшая к ногам Елисея? Все, что мы знаем о жизни пророка Илии, рассказано в Священном Писании в двух книгах Ветхого Завета: в конце 3-й книги Царств и в начале 4-ой книги Царств. Не является ли Илия в каком-нибудь событии Нового Завета, описанном в Евангелии? 6) План урока на тему: Повторение рассказов о Рождестве Христовом –Тропарь и Кондак праздника – 2-й и 3-й члены Символа веры – Песнь: «Свете Тихий» Уроки в 7 кл.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ст. 9–11. …И сказала им.... вы (Евреи) навели на нас (Хананеев) ужас... Ибо мы слышали, как Господь (Бог) иссушил пред вами воду Чермного моря,... и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом.... Когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше ... ибо Господь, Бог есть, есть Бог на небе вверху, и на земле внизу… Здесь можно усматривать следы промысла Божия о язычниках. Хотя ветхозаветная церковь Божия сосредоточивалась, главным образом, в народе еврейском; но это не значит, чтобы остальные народы отринуты были Господом в конечную тьму и осуждены на погибель. Напротив, свет истинной религии для того и был сосредоточен в народе Божием, чтобы лучи этого света ярче блестели, и заметнее были для языческой среды. Поражая Фараона и его землю различными казнями, Господь прямо говорит о нем: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле» 43 . Исповедание Раави язычницы показывает, что эта цель Божия достигнута. «Через то самое, что постигло Фараона, всем стал известен Бог Евреев», – замечает Блаж. Феодорит 44 . Также, когда Господь хотел истребить Израильтян в пустыне за возмущение, после сорокадневного соглядания земли Ханаанской, – Моисей возразил Господу, что это было бы соблазном для народов языческих, и, что эти народы могли бы подумать и сказать „Господь не мог ввести народ Израильский в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а, потому и погубил его в пустыне“ 45 . Господь принял во внимание это ходатайство Моисея, и тем показал, что народы языческие не были изъяты из Его промыслительного попечения. Припомнить нужно и то, что Господь в Своих законах, данных избранному народу Своему, неоднократно выражает Свою милосердную волю и о, так называемых, пришельцах, т. е. о лицах, имевших принять обрезание и веру Израильскую. Начатками этих-то пришельцев из языческой среды Хананеев и была Раав со своим семейством. Ст. 12–14. …Итак, поклянитесь мне Господом, что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих, и сестер моих с их родственниками и слугами.... Эти люди (соглядатаи) сказали ей с клятвою:... мы окажем тебе милость и истину... Замечательно, что двое безвестных соглядатаев решаются дать клятву от своего имени за весь народ Израильский, – и вождь народа Израильского находит впоследствии необходимым исполнить эту клятву 46 . Это показывает, какую важность имели клятвы в народе Израильском, и как свято они соблюдались. Но, с другой стороны, нельзя не видеть в поступке соглядатаев некоторого вдохновения свыше; равно, и вождь Израильский придал столь важное значение клятве своих посланцев без сомнения по некоторому указанию и откровению свыше, ибо ему не безызвестна, конечно, была предварительная воля Божия, воспрещавшая заключать всякие союзы с нечестивыми Ханаанскими народами 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Наас, презирая этот жалкий народ и желая отмстить Израилю за то унижете, которое раньше понес его народ, предложил уже упомянутое выше условие. «Я заключу с вами союз», гордо говорил Наас аммонитский, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз, и тем положить бесчестие на всего Израиля». Это было ужасное условие, но народ настолько уже впал в бездушие и в бессилие, что готов был подчиниться и этому варварскому условию; послы только просили семь дней для размышления, надеясь в это время отправить посланных к другим израильским коленам с смутным ожиданием, не найдется ли какого-нибудь средства избавиться от этого бедствия. Наас согласился на это последнее условие и не из какого-нибудь, конечно, благородного чувства, но потому, что он видел мало надежды на взятие города в этот промежуток, и, ничего не зная о недавних событиях, совершившихся за Иорданом, он считал себя совершенно обеспеченным от всякого мужественного нападения со стороны западных израильтян. Он готов был тем более согласиться на эту просьбу, что известие, посланное об этом повсюду, могло только служить к разглашению о его торжестве и о его презрении к своим врагам. Прошло еще всего только с месяц после избрания Саула, и вести об этом событии еще не дошли до галаадитян, так что, отправляя послов просить помощи, они еще не обращались к царю, а обращались ко всему вообще народу, «ко всем пределам Израильским». Прежде всего, как это и естественно, послы отправились в колено Вениаминово, которое ближе всего было к ним и из-за которого они в прошлом так жестоко потерпели. Так как они одни только отказались принять участие в беспощадном избиении вениамитян и дали им своих девиц в замужество, когда вениамитянам угрожало полное исчезновение, то теперь они в благодарность за это и ожидали помощи в теперешнем своем страшном состоянии. Не теряя дорогого времени, послы скоро прибыли в Гиву и, ничего не зная о новом государственном установлении, изложили свое дело пред народом вообще. Народ выслушал печальную весть с сочувствием и принял их дело горячо к сердцу, так что «весь народ поднял вопль и заплакал».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Израильский народ увидел могущественную руку Божию над Египтянами, и стал бояться Господа; и поверил Моисею, Его посланнику. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Богу благодарственную и победную песнь. Она начиналась припевом: «Будем петь Господу, ибо Он торжественно прославился, – коня и всадника ввергнул в море». Слова песни преисполнены благоговейного восторга и носят печать священного величия. «Помощник и покровитель», пел Израильский народ, «соделался моим Спасителем. Он Бог мой, и прославлю Его;– Бога отца моего, и превознесу Его. От гневного дуновения Твоего восхолмились воды; волны стали, как гора; огустела влага в сердце моря. Враг сказал: «погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя; обнажу меч мой, истребит их рука моя». Но ты дунул духом Твоим: покрыло их море; погрузились, как свинец, в сильных водах! Кто, как Ты, Иегова, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, превознесен хвалами, Творец чудес?... Ты ведешь милостью Твоею народ, Тобою избавленный. Народы слышат, трепещут; в смятения жители Палестины... тогда как проходит народ Твой, Господи!... Ты введешь его и насадишь его на горе удела Своего»... Со своей стороны и Мариам, сестра Аарона, собравши жен Израильских, водила с ними хоры; все они ударяли в тимпаны и, под руководством ее, пели: «Будем петь Господу, ибо Он торжественно прославился, – коня и всадника ввергнул в море!» 3. Путешествия до Синая Исх. 16:22–26 После этого Моисей повел Израильтян вдоль восточного берега Чермного моря к югу. Три дня шли они пустынею Сур и не находили воды; наконец, нашли источник, но он был горький. Отчего и это место прозвали Мерра, т. е. горечь. Народ роптал на Моисея и говорил: «что нам пить!» Моисей стал молиться Господу: и Господь показал ему одно дерево. Только что Моисей опустил показанное дерево в источник, вода сделалась сладкою. Это чудо должно было внушить народу, что он всегда найдет готовую помощь от Бога, если с полною верою и без ропота будет идти по пути, Им указанному. В то же время оно прообразовало, что благоговейное размышление и благодарное воспоминание о крестных страданиях Искупителя способно усладить самые величайшие горести человека, шествующего по пустыне земной жизни к небесному отечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

62. И демоны, услышав об этом омовении, которое было возвещено пророком, сделали то, что входящие в храмы их и желающие приближаться к ним для совершения возлияний и курений, окропляют себя, и даже делают то, что люди идут и совершенно омываются перед тем, как войти в храмы, им посвященные. Да и то, что жрецы тем, которые входят в храмы и желают совершать им 151 свои моления, повелевают скидать обувь, демоны сделали из подражания, переняв из происшествий, случившихся с помянутым выше пророком Моисеем. В то время как Моисею поведано было идти в Египет и вывести находившийся там народ израильский, однажды, когда в Аравийской земле 152 пас он овец дяди своего по матери, с ним Христос наш беседовал в виде огня из тернового куста и сказал: «Сними сапоги твои, и приблизься и слушай» 153 . Он, разувшись, приблизился и услышал повеление идти в Египет и вывести находившийся там народ израильский, и получил могущественную силу от Христа, который говорил с ним в виде огня; и он пошел и вывел народ, сделав великие и чудные дела, о которых, если вы желаете знать, можете узнать подробно из писания его. 63. Иудеи все и ныне учат, что говорил с Моисеем Бог безымянный. Почему пророчественный Дух обличал их через вышесказанного пророка Исайю, и сказал, как прежде упоминал я: «… вол знает владельца своего и осел ясли господина своего; Израиль же не знает Меня, и народ не уразумел Меня» 154 . Равным образом Иисус Христос, обличая иудеев за то, что они не знали, что Отец и что Сын, сказал так: «Никто не знает Отца, только Сын, ни Сына, только Отец и те, которым откроет Сын» 155 . Слово же Божие есть Сын Божий, как я выше сказал. Называется Он и ангелом, и апостолом, ибо Он возвещает все, что должно знать, и посылается для открытия того, что возвещается, так как и сам Господь нам сказал: «Слушающий меня слушает Пославшего меня» 156 . И это будет ясно из Моисеевых писаний. В них сказано так: «И говорил Моисею Ангел Божий в пламени огня из тернового куста и сказал: Я – Сый, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, Бог отцов твоих. Пойди в Египет и выведи народ мой» 157 . Что за тем последовало, можете, если хотите, узнать из них: здесь переписать все невозможно. А слова эти сказаны в доказательство, что Иисус Христос есть Сын Божий и апостол, который прежде был Слово и являлся иногда в виде огня, иногда в образе бесплотных, ныне же по воле Божией, сделавшись для рода человеческого человеком, претерпел и страдания, каким он по действию демонов был подвергнут безумными иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Гл. 32, 11 И помолися Моисéй пред Гóсподем Бóгом и речé: вскýю, Гóсподи, яришися гневом на люди Твоя, ихже извéл еси из земли Египетския крепостию великою и мышцею Твоéю высóкою? Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою Гл. 32, 14 И умилостивися Госпóдь о зле, éже речé сотворити людем Своим И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведёт его на народ Свой «Моисей умолял Бога и просил Его пресечь гнев Свой» на народ Израильский, в его отсутствие впавший в грех идолопоклонства, – по объяснению того же св. Отца, – в прообраз Христа, «ибо должно, – говорит он, – поистине должно было, чтобы тогдашний ходатай подражал истинному Ходатаю Христу, Который избавил нас от гнева свыше, бывшего на нас за великие грехи, как Сын даруя согрешившим оправдание в вере. Так Божественный Моисей в том, что своими молитвами отклонил ярость гнева Божьего, был прообразом ходатайства Христова» (тв. ч. 5, стр. 167). Гл. 32, 32 и ныне, áще ýбо остáвиши им грех их, остáви: áще же ни, изглáди мя из книги Твоея, в нюже вписáл еси прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал «Моисей, прося себе смерти за народ израильский, – по мнению св. Ефрема Сирина , – изобразил тем смерть Сына Божия, воспринятую за все народы» (тв. ч. 6, стр. 505). Гл. 33, 2 и послю кýпно ангела Моегó пред лицéм твоим, и изженéт Хананéа, Аморрéа и Хеттéа, и Ферезéа и Гергесéа, и Евéа и Иевусéа и пошлю пред тобою ангела [Моего], и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, [Гергесеев], Евеев и Иевусеев По мнению св. Григория Нисского , здесь «Сам Единородный Сын называется ангелом» (тв. ч. 6, стр. 203). Гл. 33, 13 áще ýбо обретóх благодáть пред Тобóю, яви ми Тебé Самáго, да разýмно вижду Тя, яко да обрет бýду благодáть пред Тобóю, и да познáю, яко людие Твои язык велик сéй итак, если я приобрёл благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010