24–25. Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их. (Сего ради сия глаголет Господь Саваоф: не бойтеся, людие мои, от Ассириан, живущии в Сионе, яко жезлом поразит тя: язву бо наводит на тя, еже видети путь Египта. Еще бо мало, и престанет гнев, ярость же моя на совет их). По требованию «изобилующей правды» Господа (ст.22), народ Израильский подвергнется ударам Его гнева – нападению, поражению и пленению со стороны царя Ассирийского, так что народ вспомнит снова о рабстве Египетском, о возвращении из Египта и раскается: тогда Господь и помилует свой народ, как Отец – детей. И если для отеческой сердечной любви невыносимо видеть орудие наказания своего сына, носящее следы кровавых побоев, и неприятно воспоминание о дне такого гнева, то тем более для любви Божией не благоугодно оставлять орудие казни над непокорными из Своего народа, особенно если это орудие отвратительно и, по всем зловещим признакам, способно внушать страх и через то умалять чувство любви народа к Богу. Поэтому Господь сокрушит позорное, отвратительное и оскорбительное орудие Своего гнева и народной гибели, – истребит Ассирийцев. Бог Израиля может совершить это, ибо Он Господь Саваоф – Царь воинств небесных, и как совершит! 26. И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет. (И воздвигнет Бог сил на ня язву, яко язву Мадиамлю на месте скорби, и ярость его на путь иже к морю, на путь иже во Египет). Ассирия – избрана «жезлом гнева» и «бичом негодования» Божия на Израиля (ст.5); а когда совершится дело наказания народа, то Господь поразит Ассирийцев, как, во время правления судей в народе Еврейском, поразил Он Мадианитян и как некогда казнями губил Египтян. «Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах, и пещеры и укрепления... и весьма обнищал Израиль... и возопил ко Господу». И сказал Господь Гедеону: «ты поразишь Мадианитян, как одного человека... тремястами Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши; а весь народ пусть идет, каждый в свое место». И триста мужей, не поднимая меча, не бросая копья, одним только звуком труб обратили в бегство все ополчение врагов ( Суд.6,2–6,16; 7:7,20–22 ). Еще более чудно Господь истреблял казнями народ и истреблял войско Фараона, потопив его в Красном море ( Исх.14:25–28 ; ср. Суд.6:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

- Антисемитизм… Как написано у того же Апостола Павла: «Все вы, Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы едины во Христе Иисусе». И если кто принял Христа, то это абсолютная любовь и свобода. - А — к иудаизму — почему такое неприятие его со стороны христианства? Почему вообще существует христианский антисемитизм? Он существует? - Он существует. И в достаточно жесткой форме. - Почему? Где корни? - Это исторические корни. И, собственно говоря, это происходит из неприятия Христа именно как Спасителя. И народ, который кричал «осанна», когда был вход Господень в Иерусалим, кричит «пусть кровь его будет и на нас и на детях наших». Дескать «плевать». И идет цитирование такое. Иудеев-то на самом деле горстка. Это хасиды сейчас, которые несут идею. Потому что, в основном, это атеисты, люди, в чьих жилах течет какая-то еврейская кровь. Иудеев очень мало. Это проблема Израильского государства, огромная проблема. И в настоящее время это проблема государства, а не проблема иудейства. Нужна хотя бы какая-нибудь сплачивающая идея. - Ну в Израиле-то да. Они-то, думаю, решат. А, возвращаясь к вопросу… - «Кровь на нас и на детях наших» и собственно говоря, Христа распяли не иудеи, Христа распяли люди, вообще человечество. Как в Евангелии написано, что Бог так возлюбил мир, что сына своего единородного отдал, дабы каждый верующий не погиб, но имел жизнь вечную. А человек так возлюбил себя, что убил Бога. - Но они же не знали тогда, что он — Бог… - В чьем лице? В лице богоизбранного народа, потому что выше иудеев никого не было тогда. А за ними были язычники — ничто, прости меня Господи, у которых ничего вообще не было. А здесь было абсолютно четко — богоизбранный народ, нравственная система координат. Народ идет, борется. Только у иудеев была перспектива и какое-то стремление. История была. А у этих не было истории — цикл прошел, год Быка, например, прошел и всё, у них всё отлично. Это народ, исторический народ, каждый отца своего помнил, а те вообще никого не помнили. Еще Геродот возник у них такой король, который начал историю писать, слава Богу. А иудеи писали историю, и они распинают Христа. А кто еще мог распять-то его? Остальные же — это скотина была. А иудеи это был народ. И вот именно в этом трагедия народа. Человеческая трагедия. Но вот так вот произошло. А антисемитизм — это что? Тогда надо Матерь Божию, Апостолов, Христа в помойку выкинуть? О чем мы говорим?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=1037

1 . Когда апостол пожелал это разъяснить и открыть всем, то сказал следующим образом: Иисус 48 , избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил ( Иуд.5 ) 49 . [Col. 121] Но и в другом месте: Не станем искушать, говорит, Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей ( 1Кор. 10:9 ). Также и Петр, верховный из апостолов: Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они ( Деян.15:10–11 ). 2 . Народ Божий, освобожденный из Египта и выведенный пешком посуху через огромные воды [Col. 122] и сохраненный в безлюдных пустынях, не знал никого, как только одного Бога, согласно словам: Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога ( Втор.32:12 ). Итак, апостол провозглашает столь многими очевидными свидетельствами, что народ иудейский был освобожден из Египта Иисусом и что Христа тогда искушали иудеи в пустыне, когда говорит: Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей ( 1Кор.10:9 ). [Col. 123] Также обо всех святых, которые жили под законом Ветхого Завета, блаженный апостол Петр сообщает, что они спасены через благодать Господа нашего Иисуса Христа. 3 . Итак, уходи, убегай отсюда, если можешь, кто бы ты ни был, – ты, который, безум ствуя неистовыми устами и богохульной душой, считает, что нет вовсе никакой разницы между Адамом и Христом, и который также отрицает в Нем Бога после рождения от Девы. Покажи, что можешь также доказать, будто Он не был Богом прежде телесного рождения. Ведь апостол восклицает, что народ был спасен Иисусом из земли Египетской и что Христос был искушаем неверными в пустыне, также и отцы наши, то есть патриархи (316) и пророки, были спасены через благодать Господа нашего Иисуса Христа, – отрицай это, если можешь. Я не буду удивлен, если ты сделаешь так, чтобы отрицать то, что мы все читаем, и опровергать то, во что мы все верим. 4 . Итак, знай, наконец, что уже тогда Христос в Боге вывел народ из Египта, и Христос в Боге был искушаем от народа-искусителя, и Христос в Боге всех праведников спас благодатью Своего милосердия, потому что через таинственное единство [Боговоплощения] и Бог во Христе, и Христос в Боге перешли [Друг в Друга], так что то, что делает Бог, и Христос совершает, и что потом Христос совершил, то и Бог совершил. И поэтому пророк сказал: Не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему ( Пс.80:10 ), и в этом же смысле в том же духе апостол провозгласил, что Христос был Тем, Кто вывел израильский народ из Египта, [Col. 124] и, безусловно, считал, что Он был рожден как человек через Деву и в силу таинственного единства всегда пребывал в Боге. Иначе если ты не так веришь, то или полагаешь с еретиками, что Христос – не Бог, или, по крайней мере, говоришь против пророка, что Он – новый Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Но вот что пишет святитель Феофан Затворник : «”Весь Израиль, вместо: большая часть, – отвратится от грехов и обратится ко Господу” (Экумений). Как во время проповеди Апостольской говорили: весь Израиль не верует, разумея большинство, массу; так в последнее время будут говорить: весь Израиль спасся, обратясь к истинной вере, тоже по причине большинства уверовавших. Спасаемые всегда суть избранные, из язычников ли то или из иудеев, а не все из того или другого рода людей. Весь Израиль, – может быть, и означает у Апостола всех верующих, кто бы они ни были; потому что собственно они-то и суть Израиль. Блаженный Феодорит так и полагает: “всем Израилем называет Апостол верующих, будут ли то иудеи, имеющие естественное сродство с Израилем, или язычники, присоединяемые к Израилю сродством веры”» 48 . То есть спасутся не все, а избранные уверовавшие. Чтобы удостовериться, что это не просто частные мнения отдельных святых отцов, которые к тому же кому-то еще могут показаться противоречащими Новому Завету, нужно рассмотреть применение слов весь и все в Священном Писании. Первый пример: Фарисеи же говорили между собою… весь мир идет за Ним ( Ин.12:19 ). Но когда Христос проповедовал в Иудее, в то время подавляющее большинство людей в мире даже ничего не знало о Нем. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет в толковании на это место: «мир, то есть весь народ, идет за Ним» 49 . Но и это условно, поскольку, как мы знаем, подавляющее большинство народа израильского не пошло за Христом. Поэтому по отношению ко всему целому миру людей, весь мир, который идет за Христом, в этом месте Писания нужно понимать как людей из всех слоев или (и) из всех уголков Израиля, которые тогда пошли за Христом. Количественно же, по отношению ко всему миру людей и даже по отношению к общему числу людей Израиля это была совсем малая часть. Еще цитата: Когда же крестился весь народ… отверзлось небо ( Лк.3:21 ). Но мы знаем, что ни весь народ всего мира, ни весь народ Израиля не крестился ни тогда, ни позже. Здесь, конечно же, говорится только о тех, кто был тогда с Иоанном Крестителем, да и то не о всех, поскольку написано: И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него ( Лк.7:29–30 ). То есть, когда в этом месте Евангелия говорится, что крестился весь народ, говорится только о присутствовавших, да и то об уверовавших, кроме книжников и фарисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

6), и решил истребить потопом развращенный род человеческий (ст. 7, 13, 17), за исключением только обретшего благодать пред Богом Ноя с его семейством (ст. 8, 9, 17). Но, несмотря на такое страшное наказание, грех не прекратился на земле и после потопа, напротив, с новой силой стал быстро распространяться и после истребления нечестивых людей потопом, так что Бог, чтобы задержать быстрое распространение на земле зла, смешал язык людей и рассеял их по всей земле ( Быт. 11:7, 8 ). И это не задержало распространения на земле зла: зло по-прежнему усиливалось и распространялось между людьми. Даже и в избранном народе Божием, находившемся в особенно близких отношениях к Богу и испытавшем от Него особенно много благодеяний, наклонность к греху обнаруживалась с особенной силой. Несмотря на великие благодеяния, полученные от Бога, еврейский народ часто отступал от своего Бога и предавался порочной жизни, по примеру окружающих его народов. Наказание, которому Бог подвергал свой неверный и нечестивый народ, вразумляло его, и он снова обращался к своему Богу и исправлял свою жизнь. Но, как скоро наказание миновало, и снова начиналась счастливая жизнь, народ опять отступал от своего Бога и начинал проводить нечестивую жизнь. Такие уклонения народа еврейского от Бога и обращения к Нему, вследствие посылаемых на него наказаний, особенно часто повторялись в период судей; нередко они были и в период царей в иудейском царстве, а царство израильское постоянно оставалось в отчуждении от Бога, так что оба царства по воле Бога были разрушены, а жители их отведены были в плен. Таким образом, несмотря ни на какие наказания, народ еврейский не мог оставить свою нечестивую, греховную жизнь. Это упорство народа еврейского в грехе прекрасно изображает пророк Исайя, когда говорит от лица Господа: «Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Мысли при чтении Книги Бытия (Продолжение) Гл.45, [ст.7–8]. Иосиф говорит братиям своим: Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. Дивны судьбы Твои, Вседержавный Боже! Невинного, молодого, беззащитного отрока продают купцам проезжим. Кто мог подумать, что этот отрок будет со временем спасителем всего рода израильского от конечного его истребления голодом? Бог призрел на обижаемую невинность и наградил терпение Своего праведника истинно по-Божески. Как Владыка всей земли, царей и народов, Он сделал его самым приближенным к царю, поставил его отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. Как хорошо благоугождать Богу! Ни один земной царь не наградит так своих усердных слуг, как Господь Своих угодников. За что больше благоволил Господь к Иосифу? За его простосердечие, невинность, богобоязненность. Как же сделаю я сие великое зло, говорил он дерзкой госпоже, жене Пентефрия, и согрешу пред Богом? Будь и ты такой же, и Владыка твоей жизни будет благоволить тебе. Гл.46, [ст.2–4]. И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои. Как хорошо было жить патриархам еврейским под ближайшим руководством Самого Бога! Престарелому Иакову нужно выбраться из своей земли – по причине голода – в Египет, но он боится оскорбить этим Бога, Который, как Царь народа израильского, Сам распоряжается и местом его жительства. Бог является ему Сам и ободряет его утешительными словами: не бойся идти в Египет. Я, говорит, сделаю там из тебя многочисленный народ. Я с тобою пойду в Египет и буду руководствовать тебя до конца. Ты помрешь прежде Иосифа, и Иосиф, возлюбленный сын твой, закроет помертвевшие очи твои. С какой радостию и чувством совершенной безопасности шел Иаков в Египет, будучи предуведомлен о своей будущности! Всякий страх должен был исчезнуть, и все существо старца должно было трепетать несказанною радостию. Он шел к возлюбленному сыну, которого считал давно погибшим. Будущее не тревожило его: оно было ему известно почти так же, как настоящее. А неизвестность будущего в подобных случаях всего более тревожит нас и уменьшает нашу радость. В словах Господа Иакову виден Творец и всеблагий Промыслитель народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Глава 5. Народ Израильский – виноградник Божий превосходно устроенный, но бесплодный и негодный, будет разорен, попран и беспощадно разграблен Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы. (Воспою ныне возлюбленному песнь возлюбленнаго моего винограду моему: виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучне). Хорошо устроенный, удобно и красиво расположенный, тщательно возделанный, крепко огороженный и плодоносный виноградник составляет привлекательный и утешительный предмет хозяйства на востоке. Всякий добрый хозяин старается иметь для себя отрадное занятие – возделывание виноградника; всякий член семейства участвует в уходе за ним и в особенности с удовольствием разделяет труды при собирании плодов. Дело собирания винограда в урожайный год весьма желанное и время весьма веселое; при этом громкие, радостные песни всегда оглашают холмистые окрестности города, переполненные виноградниками. Естественно, дети радуются о плодоносном винограднике своего возлюбленного отца; радуется и невеста о винограднике своего возлюбленного жениха, и все поют песни о своих любимых виноградниках. Так же и пророк Исаия поет перед своим возлюбленным народом песнь своего возлюбленного Господа о Его любимом винограднике. Но песнь пророка не отрадная... У Господа, возлюбленного пророком, был свой любимый виноградник. Как всякий благоразумный и трудолюбивый хозяин заботится о том, чтобы насадить и устроить свой виноградник со всеми удобствами, с удовлетворением всех требований хозяйства, так много позаботился и Господь о своем возлюбленном винограднике. Обыкновенно, удобное место для виноградника – склон горы на восток или на юг; почва на этом избранном месте должна быть тучная, удобренная, рыхлая. И Господь рассадил Свой виноградник «на вершине утучненной горы». 2. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые гроздья, а он принес дикие ягоды. (И ограждением оградих и окопах, и насадих лозу избранну, и создах столп посреде его, и предточилие ископах в нем, и ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Иисус Навин По смерти Моисея Господь возложил звание вождя Израильского народа на Иисуса Навина; ободрил его обещанием Своей помощи; поставил ему в непременную обязанность поучаться в законе, преданном через Моисея; и повелел ему вести Израильтян за Иордан для принятия в наследственный удел обещанной им земли. «Надлежало, чтобы Моисей вывел народ из Египта, а Иисус ввёл его в наследие, и чтобы Моисей, как и Закон, имел конец, а Иисус, как слово и неложный прообраз Ипостасного Слова, был проповедником для народа; и Моисей дал манну в пищу отцам, а Иисус – хлеб, как начатки жизни, прообраз тела Христова; как и Писание говорит, что манна Господня прекратилась тогда, когда народ стал есть хлеб от земли» 663 , т.е. получаемый посредством земледелия. Когда окончились дни плача по Моисее, Иисус Навин, в шестой день первого весеннего месяца, отдал повеление всему народу, чтобы заготовляли себе пищи для пути, потому что через три дня они пойдут за реку Иордан. Между тем тайно он отправил двух соглядалаев осмотреть Иерихон и его окрестности и узнать расположение духа в его жителях. Посланные пришли вечером того же дня в Иерихон и остановились «в доме блудницы, которой имя: Раав» 664 . «Блудница Раав, осуждавшая себя за то, что была язычница, виновная во всех грехах, приняла трёх 665 соглядатаев, которые осматривали всю землю, и скрыла у себя их, – т. е. Отца и Сына со Святым Духом» 666 . В Иерихоне соглядатаи едва не были схвачены, но блудница спасла их, выпустивши через окно своего дома. За эту услугу спасённые обещали Раави сохранить потом жизнь её семейству, говоря: «Вот, когда мы придём в эту землю, ты привяжи червлёную верёвку к окну, через которое ты нас спустила, а отца твоего и матерь твою, и братьев твоих, всё семейство отца твоего собери к себе в дом твой..... и кто будет с тобою в твоём доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснётся его» 667 . «Соглядатаи дали Раави знак, чтобы она свесила из дома своего красную верёвку, – и тем показали, что всем верующим и уповающим на Бога будет искупление кровью Господа. Видите, возлюбленные, в этой жене была не только вера, но и пророчество» 668 . Впоследствии Раав, будучи иноплеменницей, жила среди Израиля. И сим прообразуется совершающееся с нами. Ибо Владыка изрёк: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего» (Иоан. Х, 16)» 669 . Прозелитство «иноплеменницы Раави свидетельствует» , т. о., что Бог «посредством одного народа Израильского призывает в общение веры все народы, потому что и они одного естества с Израилем» 670 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

За такое благочестие Господь и воздал ему тем, что Сам явился ему в виде трех мужей, побывал под кровом его кущи, и человекообразно принял от него угощение, причем дал ему величайшие обетования, что сделает его отцом многих народов, и что жена его, Сарра, уже состарившаяся, родит ему сына, и что от Семени его благословятся все народы земли, и что семя его умножится, как песок, который по берегу моря, и как звезды небесные. Дав ему такие обетования, Творец и Владыка всех положил ему неписанный закон – тайну обрезания, сказав ему: «Благоугождай предо Мною и будь безукоризнен и непорочен» ( Быт.17:1 ). Всё это блаженный тот муж принял с верою и сохранил и исполнил без порока как сам, так и потомство его, даже до Моисея. – Таковы явления и обеты Создателя всех, Владыки и Бога, бывшие блаженному тому и благочестивому мужу, патриарху Аврааму, как явствует из Божественного Писания. А бывшее блаженному Моисею явление, схождение и пришествие насколько велики и страшны! Они воистину страшны и превосходят всякое слово и всякую мысль. Сам Бог явился ему в видении огня, освещающего, но не опаляющего купину, и воззвал по имени божественного того мужа, и объявил себя Богом отцев его: Авраама, Исаака и Иакова и послал его в Египет извести из многолетнего рабства и от притеснения потомков Авраама, то есть, народ израильский. Он прославил его там пред фараоном и пред всем Египтом многими чудесами, а потом и в Чермном море, которое Божественною Своею силою изсушил и безчисленный народ израильский провел чрез него немокрыми ногами. Но, дабы перечисляя подряд все, бывшие там вышеестественные чудеса, не наскучить вам повествованиями о том, что вам и без того известно, закончу речь сошествием Божиим на верх горы Синайской, для непосредственного собеседования, где Он и явил ему Себя, на сколько можно человеческой немощи воспринять явление Божие, – говорил с ним, как друг говорит со своим другом и дал ему закон, писанный на скрижалях из камня сапфира, начертав на них Своим Божественным перстом десять заповедей, живя по которым и направляя себя по ним, люди могли бы благоугодить Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010