В последней части своей книги премудрый сын Сирахов прославляет великих праотцев израильского народа, в кратких и ярких притчах дает живой очерк всей истории народа Божия, в его лучших представителях. Эта часть книги стоить в органической связи с главною мыслью всей книги, – учением о Премудрости Божией, открывающейся людям в Божиих творениях и в законе, данном избранному народу. По велению Божию, Премудрость поселилась «в прославленном народе, в уделе Господнем и в наследии Его» (24, 13), и благочестивые мужи, строго соблюдавшие закон Божий и наставлявшие народ в вере и благочестии, были носителями Премудрости Божией, исполнителями ее велений. Поэтому прославление великих и святых предков народа израильского есть в то же время прославление Премудрости Божией, жившей и действовавшей среди людей, или прославление Самого Господа, поселившего Свою Премудрость среди избранного народа. Отсюда понятным становится, почему «песнь отцам» (гл. 44 и далее) предваряется поэтически-одушевленною хвалебною песнию Богу, Творцу и Промыслителю, мира. Там изображается действие Премудрости Божией в мире одушевленном человеческом, здесь – в мире неодушевленном, в природе. После вступительных слов: «воспомяну я дела Божии, и то, что я видел, расскажу», премудрый заявляет, что полное описание творений Божиих непосильно для человека, который может видеть «только одну искру их» (42, 23), тем более, что «не могут и святые ангелы Божии рассказать чудеса могущества Его» (42, 17). Но и того, что может наблюдать человек в течение своей краткой жизни на земли, при своих несовершенных силах и способностях, – и того вполне достаточно, чтобы воскликнуть: «как прекрасны все дела Его! – Одно превосходит другое по своей красоте, и кто насытится, созерцая такое великолепие?» (42, 23, 26). И затем бен-Сира в живописных картинах рисует великолепие прекраснейших творений Божиих: тверди небесной с сияющим на ней солнцем, луны, изменяющейся в своем течении, ярко сияющих звезд, разноцветной радуги, обнимающей свод небесный, и т. д. Все это зовет нас к тому, чтобы восхищаться великими делами Творца «и прославить Создавшего» их (43 , 12).  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

В сегодняшнем апостольском чтении повествуется об успехах евангельской проповеди в языческом городе Антиохии и при этом упоминается, что ученики Христовы в Антиохии в первый раз стали называться христианами ( Деян. 11:26 ). Во дни апостолов это название не было в таком обширном употреблении, как впоследствии. Тогда более употребительны были другие имена: учеников, святых, то есть отделенных от мира, братий и верующих. По крайней мере, так называли себя христиане. От кого произошло наименование: христиане, от них ли самих, или от не принадлежащих к их обществу, язычников и иудеев, неизвестно. Во всяком случае имя: христианин в высшей степени знаменательно. Оно значит: верующий во Христа, следственно указывает на сущность христианства, как такой религии, в которой эта вера составляет главное отличие от всех других религий и безусловное превосходство ее пред всеми другими религиями. Если, по слову апостола Петра, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым бы надлежало нам спастись, кроме имени Христова ( Деян. 4:11 ), то само-собой разумеется, что с именем христианина соединяется значение величайшего блага, какого только может пожелать себе человек; ибо что может быть на свете дороже спасения, даруемого Христом христианам по Вере в Него? Вот почему мученики и многие святые, когда их спрашивали кто они? в ответ именовали себя исключительно христианами. В этом именовании, они поставляли величайшую честь и предпочитали его всем другим именам и титулам. Но дело не в одном имени, а в том, соответствует ли этому имени личное достоинство, всякий ли именующий себя христианином есть истинный христианин, а не по одному имени. Как не все израильтяне, хвалившиеся своим именем, были настоящими израильтянами ( Рим. 9:6 ) и только в своем лице позорили принадлежность свою к избранному народу, вели себя так, что ради их имя Божие хулилось у язычников ( Рим. 2:24 ): так именующие себя христианами, но живущие не по-христиански только подают повод неверующим хулить то святое имя, которое они недостойно носят. Что же нужно для того, чтобы быть истинным христианином, а не именоваться только? Нужно устроят свою жизнь соответственно тому, что сделал Христос для нашего спасения. Что же Он сделал? Нас ради человек и нашего ради спасения Он, будучи Богом, Единосущным Отцу и Духу, соделался человеком и, живя во плоти среди людей, просветил их светом истины, преподал им заповеди в руководства для нравственной жизни и в себе самом показал образец ревности к исполнению ид, даровал благодатные силы и средства в святых таинствах соответственно нуждам нашим духовным и телесным, пострадал за нас и умер на кресте, воскрес из мертвых, вознесся на небеса и обещал неотступно пребывать в созданной Им Церкви, которая есть тело Его. Вот что сделано Христом для нашего спасения. Что же требуется с нашей стороны, чтобы усвоить это спасение?

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Вместо предисловия В сем выпуске о жизни и церковном почитании Архангельских святых мы предлагаем благочестивым читателям ряд очерков о церковном почитании тех Архангельского края святых мужей, кои жили и подвизались в XV веке. Четыре столетия протекло с тех дней, когда эти великие мужи украшали родной им край праведною своею жизнью; они почили сном смерти; духом воспарили в горния обители, плоти же их не прикоснулось тление. А православный народ не забыл и не забывает их памяти. Он свято чтит своих древних учителей в праведной жизни по завету Христову. Толпами стекается к их ракам, возносит молитвы и получает исцеления. – Таковыми мужами XV века были: преп. Евфимий, Феликс и Антоний Корельские, Афанасий Новолоцкий, также Георгий и Захария Шенкурские, Варлаам Керетский, преп. Макарий Красногорский, св. отрок прав. Артемий Веркольский и прав. Параскева его сестра – отроковица. О том, как чтилась и чтится память этих св. избранников Божией благодати мы и будем говорить далее. Свою речь начнем о древнейшем подвижнике Преп. Евфимие Архангельско-Корельском и закончим о прав. Параскеве Варлааме Керетском и Макарие Красногорском. Глава I. О церковном почитании преп. Евфимия, архангельского чудотворца, и Феликса и Антония корельских Церковное почитание преп. Евфимия, архангельского чудотворца, началось с обретения его мощей. Обстоятельства этого дела по изысканиям арханг. историка И. М. Сибирцева представляются в следующем виде. В г. Архангельске, на месте, где ныне находится каменная церковь во имя архангела Михаила и где до пожара 15 июня 1636 г. находились церкви архангельского монастыря, после пожара была построена деревянная церковь Происхождения (древ) честного креста Господня с приделом архангела Михаила, находившаяся в ведении монашествующих. На месте же нынешнего кафедрального собора, до пожара также принадлежавшем монастырю, был построен двор для воеводы, прежде находившийся несколько дальше этой местности. 7 Июля 1647 г. холмогорец Евстафий Трофимов, будучи в Архангельске, начал на дворе воеводы, которым был тогда князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский, «для кузнечного дела горн ставить и где стул с наковальней должен быть, тут стал копать яму».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Глава XXXV. Ошибки и порицания частных писателей, хотя бы и отцов церкви, в вину, в ересь, церкви ставить нельзя, тем паче отделяться от церкви I. Бл. Иероним Стридонский : а) «Если бы даже из желания победы я сказал что-нибудь вопреки смыслу писания; то и, так как это обыкновенно бывает при спорах сильных людей, свою вину я искупал бы заслугой» (ч. II, пис. 46, стр. 31). б) «И блаженный Киприан, как показывают его сочинения, пользуется Тертуллианом , но, услаждаясь умом этого ученого и пламенного мужа, не следует с ним Монтану и Максимилле. Аполлинарий пишет против Порфирия самые сильные сочинения; Евсевий прекрасно составил церковную историю; но один из них ввел половинное домостроительство, другой самый отявленный защитник нечестия Ария (ч. II, пис. 77, стр. 361). в) «Каким же образом, скажешь ты, в их книгах явились некоторые погрешности? Если я отвечу, что мне не иввестны причины погрешностей, то этим еще не признаю их еретиками.. Может быть, они или по простоте ошиблись, или в ином смысле написали, иди сочинения их мало помалу были испорчены неопытными переписчиками, или по крайней мере, прежде чем родился в Адександрии, как бес полуденный, Арий, они кое-что сказали простосердечно и не совсем осторожно, что не может отклонить обвинения злонамеренных людей» (ч. V, стр. 65). II. Св. Иоанн Златоуст : а) «Земля же бе, говорится, невидима (1:2). Что значит невидима? Многие святые отцы, как я знаю, говорили, будто невидима была земля потому, что покрывалась водою. Но многие мнения, хотя и благочестивы, однако не истинны» (т. VI, кн. 1, стр. 747). б) Том I, стр. 666–668. См. выписку выше. Ш. Бл. Августин: а) «В наше еще время жил пресвитер Иероним, человек ученейший, сведущий во всех трех языках, переведший священные писания на латинский язык не с греческого, а еврейского. Но несмотря на то, что иудеи признают его ученый перевод правильным, а перевода семидесяти во многих местах погрешительным; однако церкви Христовы полагают, что никого не следует предпочитать авторитету стольких людей, избранных для этого дела тогдашним первосвященником Елеазаром, на том основании, что если бы даже и не проявился в них единый, без сомнения божественный, дух, а ученые семьдесят по обычаю человеческому входили между собою в соглашение относительно слова перевода, чтобы употребить такое, которое принималось всеми, то и в таком случае им не следует предпочитать одного, кто бы он ни был» (ч. VI, стр. 76).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Глава третья Учение Господа преподанное Никодиму ст. 1–21; Господь в Иудее ст. 22; свидетельство Иоанна Крестителя ст. 23–30. Учение об Отце и Сыне и Духе Святом ст. 31–36. Господь не вверял Себя Иудеям, которые, видя знамения, верили, но потом отпадали, ибо страсти и пороки души их не допускали их понять Божественное учение. Но когда к ногам Иисусовым припадали избранные сосуды Божии, могущие вместить, ищущие истины всею душою своею, тогда благодатный Учитель раскрывал святые уста Свои и изливал потоки света на внутреннего человека. Никодим, ученый Иудей, ожидавший царствия Божия, был заражен всеми предрассудками своего племени, но нелицемерно жаждал истины. Господь раскрывает ему тайны внутренней жизни духа человеческого. Господь указывает ему, что возрождение к новой жизни не есть простой акт воли человеческой, а таинство, совершающееся по соизволению Божию. Когда Господь впервые раскрывает перед очами изумленного фарисея, учителя народа, великое таинство о Боге во святой Троице поклоняемом, и о третьей Ипостаси – Духе Святом 249 , коего живительная сила есть основание всякой жизни, – материальной и духовной, – тогда впервые Бог Слово являет человечеству, что Ему угодно ввести человека в знание новых доселе ему неведомых истин. И в Ветхом Завете хранились все истины, раскрытые в Новом Завете, но в более прикровенном виде, и в особенности догмат о третьей Ипостаси святой Троицы. «Ветхий закон – (говорит Григорий Богослов слово о Дусе Святом 1843 ч. 2 л. 166–167) – яве проповедовал Отца, Сына же темнее: Новый явственно показал Сына, Божество же Духа прикровенно назнаменовал». Но и в Ветхом Завете; для изучающего оный со светильником Нового, – таинство поклонения Богу во Святой Троице раскрывается с полною очевидностью: «у Исайи пророка ( Ис. 6:3 ) троекратное восклицание Серафимами свят, свят, свят указует, что Святыня умосозерцается в трех Ипостасях, – говорит Василий Великий 250 . И в книге Бытия 251 «Дух Божий ношашеся верху воды», причем, как замечает митрополит Филарет 252 , «здесь под именем Духа Божия не довольно разуметь просто животворящую силу Божию, но самую третию Ипостась «святыя Троицы». «Дух есть Бог», и живительная сила Духа Божия есть та же творческая сила Создателя, творящая Словом Своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава шестая. Шестое Богоявление Аврааму. Завет нового имени и обрезания 6.1. Явление Эль-Шаддая, Бога Всемогущего. И вновь Богоявление Аврам был девяноста девяти лет, и Ягве явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним, и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов ( Быт. 17:1–4 ). Происходит новое Богоявление и обновление Завета с Авраамом. На сей раз, этот Завет получает свою печать – печать имени и печать обрезания. Аврам был девяноста девяти лет... Почему Господь так долго медлит с исполнением обетования, данного избраннику Своему? Ведь у Авраама все еще нет законного сына от Сарры, жены своей, а, при этом, он уже столько раз слышал от Бога о многочисленном потомстве своем? Это происходит таким образом, чтобы: – испытать терпение и веру Авраама; – показать всемогущество Божие, побеждающее старость Авраама, старость и неплодие Сарры; – сын обетования родился не от юношеской страсти, а в бесстрастии, от силы Божией. О первых двух причинах рассуждает св. Иоанн Златоуст : «Для чего Он [Бог – Г.Ф.] медлил столько времени? Для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие. Когда уже изнемогла природа и стала неспособною к деторождению, потому что тело (Авраама) уже увяло и иссохло от старости, – тогда только, открывая вполне всю добродетель праведника, и являя Свою силу, (Бог) исполняет Свои обетования» 530 . О последней причине говорит блаж. Августин: «(Исаак) сын обетования, который служит образом благодати, а не природы: потому что обещается сын от старика и старухи, к тому же, и неплодной» 531 . И вот, вновь Богоявление – Ягве явился Авраму, девяностодевятилетнему старцу. Вновь, как и в Сихеме, Ягве явился (вайэра Ягве). Авраам зрит Господа. Святые отцы дают догматически выверенное разъяснение этого явления Ягве Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Е.Н. Никулина Тема 4. Преподобные Продолжателями мучеников в деле евангельской проповеди считают преподобных. Действительно, повсеместное распространение этого подвига совпадает по времени с прекращением гонений в Римской империи. Но неверно было бы думать, что появление подвига преподобных имеет исключительно внешние причины. Борьба с грехом, преодоление «ветхого» человека и стяжание добродетелей «нового» всегда было задачей любого христианина. Христианство – это религия, преобразующая человека по образу Спасителя, ведущая его к богоподобию. Поэтому христианство с самых истоков своего исторического бытия неотделимо от аскетизма. Аскетика – это не удел немногих избранных, а непременное условие подлинно христианской жизни для каждого из нас. Преподобными, то есть подобными Богу, пришедшими в состояние богоподобия, называют именно тех, кто реализовал в себе аскетический идеал христианства. Это часто ведет к утверждению тождественности идеала преподобного с общехристианским идеалом святости. Как показывают исследования, аскетический подвиг существовал в Церкви всегда, даже в эпоху гонений I–III веков. Но в этот период аскетизм как бы проходил «процесс созревания». А когда массовые гонения прекратились, самым ясным доказательством истинности христианства стал пример преподобных, их добровольное мученичество в тяжелейшей борьбе с собственным грехом ради стяжания вечных благ. Важнейшей составляющей подвига преподобных является старчество – обучение христианскому совершенству, передача духовного опыта избранными Богом наставниками, – живыми носителями Предания, сосудами Святого Духа, носителями Его даров (и, прежде всего, дара рассудительности). Причастность «Преданию святых старцев», то есть аскетическому опыту Православия, является неотъемлемым условием правильности духовной жизни христианина. 4.1. Содержание подвига преподобных 350 Преподобными называют христиан, прославленных за монашеские подвиги, достигших святости путем монашеской аскезы. Подвиг этот является одним из установлений Божиих в Новозаветной Церкви. Призыв к монашеству, приводящему достойно подвизающихся к лику преподобных, св. Иоанн Лествичник видел в словах: «Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( 2Кор.6:16–18 ) 351 . Этот тип святости указан в словах Спасителя апостолу Петру: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Мф.19:29 ) 352 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Весна души О грехопадении и Воскресении в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». К Лазаревой субботе 26.04.2013 3415 Время на чтение 13 минут В одном из писем к своему любимому старшему брату Михаилу юный Фёдор Достоевский пишет: «Человек есть тайна,... я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». На протяжении всей своей жизни писатель остаётся верным избранной теме и достигает небывалых вершин в изображении природы человека, состояния его сердца как поля битвы, где «дьявол с Богом борется». В этой борьбе человек, обладающий свободной волей, избирает путь служения - добру или злу. Эта битва, эта невидимая брань и есть та тайна, которой посвятил свой гений великий русский писатель и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский Вне православия, вне христианского мировоззрения творчество этого писателя не может быть оценено по своему достоинству и не может быть постигнуто. Полнота сознательного религиозного понимания присутствует во всех произведениях Достоевского, и с особой силой она проявилась в его первом великом романе «Преступление и наказание». Герой романа, бывший студент Родион Раскольников, ведущий нищенское существование, буквально задавленный крайней бедностью, вынашивает в своем сознании опасную теорию, согласно которой оправдывается преступление «по совести», во благо человечества («Единственное зло и сто добрых дел » или «Одна смерть и сто жизней взамен»). Ради такой «справедливости» можно преступить некую «черту», то есть закон, заповедь Божию, и доступно это лишь людям необыкновенным, наполеонам, усилиями которых движется история. «Отрицание закона Божия и его святости приводит человека к искажению истины. Вместо добра и красоты в его душе на первый план выступает «преступление» и «беззаконие», - пишет схиархимандрит Иоанн Маслов в своей книге «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»«. «Наполеоновская теория» Раскольникова родилась в его помрачённом гордыней сознании, вошла во «святая святых» юноши; он внутренне подготовил себя к преступлению, ибо совершил его сначала в сердце своём. Отсюда замкнутость, мрачное уединение в своей каморке, нежелание общаться и стремление к полному одиночеству. Святые отцы предупреждают в своих творениях о великой опасности проникновения греховного в сердце человеческое: «Человек, допустивший духовную скверну в свою душу, уже неспособен отличать добро от зла.... Такая душа бывает подобна слепцу - падает и не знает, куда ей идти. Грех не только ослепляет, удаляет человека от Бога, но и делает его сторонником диавола» 308]. Позже сам герой признаётся Соне: «Я ведь и сам знаю, что меня черт тащил».

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > О третьем и четвертом днях творения Конспект занятий воскресной школы для взрослых 21.09.2016 1222 Время на чтение 12 минут Божественная поэзия Шестоднева О третьем дне творения Часть 1 «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо». Поскольку земной мир твориться для человека, то и все в нем устроено Богом не случайно, но разумно и целесообразно. Земной мир предназначен стать неким училищем премудрости и благочестия будущего человека, и в этом смысле материальный мир является еще и как бы воплощенным отражением человеческой природы. Тогда появление суши в начале третьего дня в избранной системе образов можно рассматривать как завершение формирования триады - дух, душа и тело. Человек - таинственное соединение двух природ - духовной и материальной. И как не может жить тело без души, так и душа без тела не является человеком. Подобно и морем не можем назвать воду без ограничивающих его берегов, также и берега без воды не могут называться морем. Апостол Павел не раз в своих посланиях называет плоть глиняным сосудом, в котором находится душа. По объяснению святых отцов, после грехопадения Бог связал буйство человеческой души немощной плотью, как сдерживается буйство моря берегами. Невещественная душа помещена в плоть, в грубую вещественную оболочку, тесную скорлупу, которая в силу своей ограниченности удерживает необузданные стремления души, не позволяет ее совершенно удалиться от Бога, как молниеносно удалились во главе с сатаной падшие ангелы. Так и море - стихия бурная, подвижная, всегда стремящаяся заполнить собой свободное пространство, ограничивается сушей. Это подмечено поэтическим взором святого пророка Иеремии: «...положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут» (Иер.5:22), говорит он, передавая слова Бога и восхищаясь славными делами Его. В притчах Соломона и в пророческой книге Ездры говорится о том, что морю дано свое место и пределы, «чтобы воды не переступали пределов его» (3Ездр.4:19; Прит.8:29). Святые пророки говорят здесь о море, но подразумевают те духовные образы, которые отражены в движении земных стихий.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Помните: пост — это небольшой экзамен» Протоиерей Евгений Соколов о том, как душеспасительно прожить дни Петрова поста 17.06.2020 1292 В день всех святых в домовом храме при Северном Арктическом федеральном университете им. М.В. Ломоносова глава Миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов рассказал о духовной жизни во дни Петрова поста, сообщила «Русской народной линии» пресс-служба Архангельской епархии. Жития угодников Божиих — это не просто биографии, а словесные иконы подвижников, отметил священник в проповеди после Литургии. По словам миссионера, современным людям часто не хватает мужества и стойкости в вере. Этим добродетелям можно поучиться у мучеников первых веков христианства: «Святой в переводе с греческого — отделённый, непохожий. Это в любые времена очень трудно — быть непохожим на всех. Так было и от начала века. Церковь созидалась и возрастала на крови мучеников: первые святые, которые просияли в христианстве — мученики за веру. Римские императоры обожествляли себя, причисляли себя к лику святых и требовали поклонения себе или тем идолам, которым поклонялись сами. Это было невозможным для христианина. Любое отступление от веры есть поругание своего Спасителя, отречение от Него. А мы слышали в Евангелии: " Кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным " (Мф. 10:32). Как страшно быть отреченным Самим Сыном Божиим, когда придешь в тот мир!». Также у святых можно поучиться полагать все таланты на прославление Бога. «Каждый из святых был одарён по-своему: проповедник, созидатель, исповедник, учитель, пророк и так далее. Сегодня очень часто приходится слышать слова молодых людей о том, что для них на первом месте — избранница или избранник, или о том, что увлечение профессией или какими-то иными хобби становятся важнее всего. Но пока любовь к Богу не поставлена на первое место, нам очень сложно идти по духовному пути, а тем более возрастать в вере. Чтобы мы могли удержаться от многочисленных соблазнов, на первое место надо поставить любовь к Богу», — сказал священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/17/po...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010