Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОЛЬЧИНО Дольчино [итал. Dolcino] († 1.06.1307, Верчелли), ересиарх, глава секты «апостольских братьев» (см. Апостолики ) и связанного с ней народного движения на территории совр. итал. провинций Новара и Верчелли. Д. возглавил движение «апостольских братьев» после казни в июне 1300 г. его основателя и на протяжении 40 лет неформального вождя Герардо Сегарелли из Пармы. Учение апостоликов опиралось на широко распространившуюся во 2-й пол. XIV в. ересь иоахимизма (см. ст. Иоахимиты ), а также на народные представления о близящемся конце света и установлении всеобщей социальной справедливости. Они проповедовали идеал евангельской нищеты, покаяние, аскетизм, отказ от собственности, любых форм труда и брака. В народе апостоликов считали монахами («братьями»), у к-рых были свои святые и реликвии. О жизни Д. до 1300 г. известно немногое. Он происходил из мест. Прато-Сезия в совр. пров. Новара (по др. версии, из Тронтано в местности Валь-Д " Оссола), отца Д. звали Джулио де Претис, мать принадлежала к роду Торньелли, владельцев соседнего замка Романьяно. Буд. ересиарх изучал грамматику, латынь и Свящ. Писание, т. е. в отличие от большинства адептов секты получил образование. К апостоликам Д. примкнул предположительно ок. 1290 г. В авг. 1300 г. он как глава секты обнародовал послание ко всем верующим, сохранившееся до наст. времени, как и 2-е послание (всего было 3, содержание 3-го неизвестно), в пересказе инквизитора Бернарда Ги (1316). Существование таких посланий указывает на то, что Д. обращался не только к низам общества, но и к грамотным людям, сельским священникам и, вероятно, к зажиточным горожанам. В 1-м послании содержится рассуждение иоахимитского толка о 4 возрастах, или эпохах, истории человеческого рода. 1-й возраст, ветхозаветный, начинается от Адама; 2-й - от пришествия Христа и проповеди апостолов, это эпоха евангельской бедности и целомудрия; 3-й возраст связан с обмирщением Церкви, он начался со времени служения папы Сильвестра I и правления имп. Константина и характеризуется стяжанием церковниками власти и богатств. Наконец, 4-я эпоха, предвестниками которой явились католич. святые Франциск Ассизский и Доминик , начинается со времени деятельности Сегарелли и Д.; благодаря им должно произойти возрождение «духовной Церкви», сформированной апостоликами во главе с новым «святым папой», избранным не кардиналами, а непосредственно Богом. Этот «святой папа», к-рым мог быть Д., отождествляется им с 7-м ангелом Апокалипсиса (Откр 11. 15). В эту эпоху на апостоликов снизойдет благодать Св. Духа и они будут проповедовать до скончания времен.

http://pravenc.ru/text/178790.html

О священном Предании «Братия, стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2: 15 ). Откуда и как мы научаемся истинной вере в Бога? Мы научаемся истинной вере в Бога из двух источников богопознания: из естественного и сверхъестественного откровения Божия. Под естественным откровением разумеется вся видимая сотворенная Богом природа: небо и земля, солнце, луна и звезды, моря, реки и леса, животные и растения, словом, весь видимый мир приводит человека к познанию Бога: «Небеса, говорит псалмопевец, проповедуют славу Божию и о делах рук Его возвещает твердь. День дню передает речь и ночь ночи открывает знание“ ( Пс. 18: 2–3 . Еще: 49: 6. 88: 6. 96: 6.). И св. апостол Павел говорит об язычниках: «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им, ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны“ ( Рим. 1: 19–20 ). Но естественное откровение далеко .не достаточно для полноты богопознания, особенно после человеческого грехопадения, повредившего всю духовно-телесную природу людей, исказившего их ум, волю и сердце; действительным и совершенно непогрешимым источником научения вере в Бога является сверхъестественное откровение, когда нелюди слабыми силами ума своего стараются познать всемогущего и непостижимого Бога, а Сам Бог , по бесконечной любви к людям, открывает им Себя и Свою волю чрез избранных Им святых мужей. Избранные Богом святые мужи двояким способом объявляли людям Его волю: или устно или письменно. Первый, устный, способ передачи воли Божией называется священным Преданием, в отличие от обыкновенных преданий человеческих, второй способ, письменный, именуется священным Писанием, тоже в отличие от обычных писаний человеческих. В Ветхом Завете существовало два источника научения людей вере в Бога: св. Предание и св. Писание, то и другое суть откровение божественное, «ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым“ ( 2Петр. 1: 21 . Еще: 1Петр. 1: 10–12 ). Подобными же двумя способами, т. е. устно и письменно, научались люди вере в Бога и в Новом Завете: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне“ ( Евр. 13: 1–2 ), а потом – и чрез учеников Его, св. Апостолов. Но Христос учил людей только устно, а св. Апостолы – устно и письменно, но устно – несравненно больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь       Если вы хотите Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь, вот адрес:       Monastery of St. PANTELEIMON, 63087, DAPHNI, MT. ATHOS, GREECE Комментарии Всего комментариев: 1883 2014/01/19, 10:47:15 Дорогие отцы и братия!Прошу Ваших молитв о здравии Раисы и Иулии.Помощи в житейских делах.Помогите мне исцелиться от ожирения.Спаси вас Господи 2014/01/18, 02:03:24 Здрасте,очень прошу, молитесь о моем сыне, его имя Иоанн, о здоровье его и духовного развития, пожалуйста. Василиса 2014/01/17, 18:42:58 спаси Господи !!! раба Божия Вера 2014/01/17, 18:42:07 Доброго времени суток всем ! Святые отцы ! Прошу Вас помолиться за мою семью состоящую из 2-ух человек р.Б Димитрий и р.Б Вера, молиться о том , чтоб родились в нашей семье живые и здоровые детки . 15 лет мы живем, в 2011 году была внематочная беременность ( зачатие с помощью врачей ), в 2013 г врачи сделали ЭКО, все шло хорошо, и за два дня до родов наш сыночек перестал двигаться, остановилось сердечко. Умом все понимаю, Господь нас скорбью от грехов наших очищает, молимся о прощении, как могу благодарю что все именно так стало, ведь если б это случилось после родов, с ума сошла бы.Чуствую помощь Господа, дает силы, а сердце на части рвется, страшно от одной мысли, что не вымолим прощения для рождения чад своих. Я умоляю ВАС ! В этом избранном Богом месте прибывает ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ и САМ ИИСУС ХРИСТОС !!! ПОМИГИТЕ , ПОМОЛИТЕСЬ вместе с нами. жду Божиего чуда всегда... С Уважением и ожиданием. [выделенный текст] Раба Божия Вера раба Божия Вера 2014/01/14, 20:09:14 Святые Старцы, Отцы и Братья! С Рождеством Христовым! Прошу вашей молитвы перед Господом нашим о р.б. Елене. Прежде всего хочу покаяться перед Господом нашим во всех своих грехах, вольных и невольных. Видно прожила я всю свою жизнь не верно. Редко ходила в Храм, не умела правильно молиться, не соблюдала постов, не исповедовалась и не причищалась. Да и поступки совершала не всегда правильные. Прожила с мужем 41 год, казалось все было хорошо, на самом деле нет. Я каяюсь Господи перед тобой, что не всегда правильно понимала своего мужа, у которого была очень ранимая душа. Многие вещи из его прошлой жизни я узнала слишком поздно, поэтому не всегда могла ему помочь. Теперь он умер, я чувствую себя виноватой, что мало дала ему радости в жизни, правда родила ему сын, которого он обожал и жил со мной ради сына. А мою любовь он не принимал, т.к. в молодости у него была личная драма. От всего сердца прошу прости меня Господи, помилуй, помоги пережить мое горе. Направь меня на праведный путь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Ныне и присне и вовеки веков. Аминь. Р.Б.Елена.

http://isihazm.ru/?id=614&c_pid=25

Пётр Сладкопевцев Общий очерк подвижничества в Святой земле В III веке по Р. Х., когда в Египте святые Павел Фивейский и Антоний Великий , ревнуя о высшем нравственном совершенстве, проводили жизнь в строгом уединении, в необычайных трудах христианского самоотвержения и таким образом полагали начало иноческой жизни христианской Церкви, в горах Иудейских подвизался в пещере отшельник, коему выпал великий жребий – положить начало подвижничества в Святой Земле. Это был преподобный Харитон Исповедник. Слух о необыкновенных подвигах и высоких добродетелях отшельника распространился далеко, и скоро собрались около него ревнители благочестия и подражатели равноангельской его жизни, явилась первая, знаменитейшая в Святой Земле лавра – Фаранская. Почти одновременно в окрестностях Газы подвизался другой великий отшельник. Это был Иларион, ученик Антония Великого , подобно своему учителю, также заслуживший название Великого. Скоро и к преподобному Илариону стали являться люди, искавшие убежища от суеты мирской, желавшие высшего нравственного совершенства. Святой подвижник принимал всех, и окрестная пустыня населилась бесчисленным множеством ревнителей благочестия, а около места подвигов великого старца явилась благоустроенная обитель. Когда же имена Харитона Исповедника и Илариона Великого огласили христианский мир и наполнили его славою их необыкновенных подвигов и высоких совершенств, в Палестину устремились с разных сторон люди, жаждавшие спасения души; избирая места, ознаменованные какими-нибудь священными событиями или отличавшиеся пустынным положением, они любили здесь жить и подвизаться о Господе. Стремление христиан в Палестину для иноческих подвигов усилилось особенно в первой половине следующего столетия, когда, как яркое светило, воссиял в ней великий Евфимий и славою своих дивных подвигов и добродетелей озарил христианский мир. И процвело иночество в Палестине, так же как в Египте и других странах. Сион, Елеонская гора, Вифлеем, горы Иудейские, гора Искушения, Кармил, пустыни Фаранская, Зиф, Иерихонская, долины Иосафатова и Иорданская увидели подвижников Креста Христова и огласились их священными песнопениями и славословиями Богу. В диких пещерах, в непроходимых дебрях и ущельях, которыми наполнены особенно горы Иудейские и гора Искушения, подвизались отшельники, служа Богу день и ночь постом и молитвою, никому не ведомые, беседуя только с единым Господом. Сделались знаменитыми самые пустынные и неизвестные места: Рува, Каламон, Хузива, Пентокль, как места необыкновенных подвигов славных отшельников. Возникли в разных местах благоустроенные лавры и киновии, в которых находилось все необходимое для удовлетворения духовных потребностей избранников подвижничества, которое и по видам, и по совершенству своему явилось и здесь на такой же высокой степени развития, на какой оно стояло в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Принесение в Россию мощей евангелиста Луки — это новая страница жизни России и людей, которые были отторгнуты от православия 9 июня, 2007. Редакция " Правмира " Для всей России принесение мощей апостола и евангелиста Луки — великое событие. А если учесть недавнее воссоединение Русской православной церкви, оно воспринимается тем более по-особому. Это показывает, что за Россию молятся святые угодники Божии, в том числе и такие, как евангелист Лука. Источник: Интерфакс-Религия Делегация Русской православной церкви и Фонда Андрея Первозванного 9 июня доставит с Афона в Россию, а позже — на Украину и в Белоруссию честную главу святого апостола и евангелиста Луки. О том, какое влияние апостол Лука оказал на ход российской истории, а также о традиции поклонения мощам в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал протоиерей Николай Соколов, настоятель храма Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, где хранится Владимирская икона Божией Матери, которая, согласно преданию, написана евангелистом Лукой и неоднократно спасала Россию. — Отец Николай, какое значение имеет принесение мощей апостола Луки для духовной жизни страны? Насколько евангелист Лука почитаем в России? — Для всей России принесение мощей апостола и евангелиста Луки — великое событие. А если учесть недавнее воссоединение Русской православной церкви, оно воспринимается тем более по-особому. Это показывает, что за Россию молятся святые угодники Божии, в том числе и такие, как евангелист Лука. Апостол Лука почитается в нашей стране так же, как и три других евангелиста. Он отличается тем, что в своих трудах больше всех повествует о жизни Божией Матери. И хотя он не был в числе двенадцати апостолов, избранных учеников, но он — в числе семидесяти апостолов. И для нас евангелист Лука является той великой радостью, которая помогает нам ощущать себя полностью сопричастными к жизни и святого семейства, и вообще всей христианской Церкви. Для нас он не просто евангелист, а еще и автор Деяния апостолов, и иконописец, который создал первый образ Пресвятой Богородицы, дошедший до нас под именем Владимирская. Эта икона хранится сегодня в Москве и, по церковному преданию, была написана на доске стола, за которым обедало святое семейство: Иисус Христос, Богородица и Иосиф Обручник.

http://pravmir.ru/prinesenie-v-rossiyu-m...

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Прот. И. И. Восторгов . Полное собрание сочинений. Т. II: Проповеди и поучительныя статьи на религиозно-нравстренныя темы. 1901-1905 гг. - М.: Типография «Русская Печатня», 1914. - С 263-269 ) подготовил профессор А. Д. Каплин. + + + Смысл Царско го коронования . Вознесох избраннаго от людей Моих; елеем святым Моим помазах его. И истина Моя и милость Моя с ним, и о имени Моем вознесется рог его. Той призовет Мя: Отец мой еси Ты, Бог мой и Заступник спасения моего (Псал. 88, 20-21. 25. 27). Немного лет прошло с тех пор, когда наш Царь, как бы во исполнение приведенных слов царя-псалмопевца, в Своей древней столице, посреди Своего народа, во имя Божие приял помазание на царство и отдал Себя и народ Свой Богу, Его заступничеству и спасению, Его истине и милости. Живо у всех нас в памяти это священное торжество России и, видимо, живо и глубоко запечатлелось оно в сердце Царя. За эти немногие годы, протекшие после коронации, уже два раза Государь являлся в Москву для царственного богомоления; здесь возгревал Он в сердце Своем святые помыслы и чувствования, святые верования и моления, - все, чем охвачена была душа Его в ту минуту, когда от Бога, а не от людей принимал Он царственную державу, и от Бога выслушивал веления о великом православно-христианском народе, врученном Его царственному попечению. С Царем вместе во время Его пребывания в Москве и верноподданные вновь переживали те думы, чувства и моления о Царе, которые теснились в душах и сердцах в день помазания Его на царство. Еще так недавно переживали мы эти чувствования; еще не смолкли в храмах те дивные песни церковные, песни воскресения, которые предначаты были в Москве, в сердце России, в личном присутствии Царя, окруженного народом, и продлились эти песни до самого дня памяти Его коронации. При таких обстоятельствах нынешнее празднество становится более, чем когда-либо, знаменательным; память царского коронования является особенно живою и властно будит в душе пережитые когда-то мысли и чувства по поводу этого события.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/27/...

Разделы портала «Азбука веры» Душеполезный рассказ о паломничестве во святой град Иерусалим и прочие святые места Земли Обетованной В Избранное ( 3  голоса:  5.0 из  5) Святая Земля … Иерусалим — город Спасителя нашего Иисуса Христа… «Есть ли в мире другая земля, где бы сочетались столько дорогих для сердца человеческих воспоминаний? Священная История Ветхого и Нового Заветов, все святоотеческое наследие и даже церковное богослужение неотделимы от земли, вившей мирру Спасителя. Здесь кульминация истории человечества, ибо отсюда происходит наше спасение и примирение с Богом, крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа». (Вступительное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в книге «Русская Духовная Миссия в Иерусалиме». М., Моск. Патриархат. 1998. С. 5). Уже с апостольских времен, по свидетельству святого Кирилла Иерусалимского (IV век), начались путешествия в Иерусалим для поклонения святым местам, связанным с разными событиями земной жизни Иисуса Христа. Особые узы связывают эту Землю с православной Россией . Путешествия по святым местам всегда были на Руси выражением народного благочестия. Для русского, идеалом которого всегда был идеал святости, нет земли ближе и дороже сердцу, чем Святая Земля . С давних времен — одновременно с принятием христианства — возник горячий интерес русского народа к историческому палестинскому Иерусалиму, стремление побывать на духовной родине всех христиан, своими глазами увидеть ее великие святыни и прикоснуться к ним, поклониться Живоносному Гробу Господню, принести плоды покаяния, вознести горячие молитвы о родных и близких. Пламенное желание русской души побывать в духовной колыбели, на родине христианства, не угасло и в наше время. Напротив, изменившаяся социально-общественная атмосфера в нашей стране благоприятствует усилившемуся стремлению верующих из России прикоснуться к заветной Палестине . Ныне, когда мы стоим у истоков духовного возрождения России, возобновившееся паломничество на Святую Землю обретает для нас особенно глубинный смысл.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Ю.С. Белановский " decoding="" title="" Православие в наши дни. Можем ли мы что-то объяснить людям? Размышления катехизатора Ю.С. Белановский В Избранное Оглавление I. Введение Так сложилось, что большая часть воцерковляющихся людей не знают, почему Православие именно такое, каким они его узнали и приняли. Это нормально и естественно на первых порах церковной жизни, потому что Церковь предлагает современному человеку традицию, освященную двухтысячелетним опытом. Но “взрослея”, христианин должен научиться осмыслять в Церкви себя, современную церковную и общественную действительность и, как итог, сам строить свою жизнь. Отход от неофитства неизбежен, но выйти из этой начальной стадии можно по-разному. Наиболее распространены три варианта развития событий. Первый заключается в том, что человек принимает на себя роль пользователя, говоря молодежным языком — “юзера”. Идеология такого подхода очень проста. Я не принимал участия в создании Церкви, ее традиции и культуры. Я малограмотен и грешен, а Церковь свята, церковная культура богата, ее творили святые люди. Церковная традиция — вот что главное, и она табуирована и запечатана. Неважно, в какое время и где мы живем, традиция автоматически пригодна на все времена. Христианские ценности растворены в традиции, святые отцы отобрали для нас лучшее, в каких бы формах это не было явлено. Нам остается лишь смиренно пользоваться, не задумываясь ни о чем. Второй подход противоположен первому. Мы, мол, живем здесь и сейчас, и надо церковную жизнь перестроить под наши нужды. Если нам что-то не ясно или что-то мешает, то надо очистить церковную культуру и традицию от пережитков прошлого. Третий путь, очевидно, лежит посередине. Он, с одной стороны, предполагает знание традиции, исторических путей ее становления, и опыт жизни в этой традиции. С другой стороны, этот подход предполагает знание и жизненное принятие христианских ценностей в их иерархическом порядке, а также честную оценку церковной и окружающей действительности в свете этих ценностей. На основании этой оценки христианин может строить свою жизнь здесь и сейчас, учитывая при этом церковный опыт или традиции.

http://azbyka.ru/katehizacija/pravoslavi...

Разделы портала «Азбука веры» прот. Иоанн (Петров) Русский православный катехизис, или Что нужно знать русскому человеку о христианстве В Избранное ( 9  голосов:  4.7 из  5) Отзыв о книге " Русский православный катехизис, или что нужно знать русскому человеку о христианстве " Осторожно: катехизис-фальшивка " Русский православный катехизис " По некоторым данным, объем православной литературы, издаваемый за год в России составляет около трех тысяч наименований: от научных монографий по патрологии до разнообразных акафистов, публицистики и т.п. Сотни издательств расположенных практически во всех регионах страны выпускают ежегодно чуть ли не тонны книг, альбомов и брошюр — увы, далеко не всегда душеполезных. Расходятся по России многотысячными тиражами, которым позавидовали бы и Святые Отцы (их как раз издают достаточно скромно), “православные заговоры”, “лечение иконами”, всевозможные “травники”… Недавно (хотя издан якобы еще в 2005) на прилавках светских книжных магазинов появился новый перл “православной” книготорговли: “Русский православный катехизис, или что нужно знать русскому человеку о христианстве”. Под личиной православного катехизиса, эта книга в безапелляционной форме рассказывает читателю, что Христос не был Богом, а был простым человеком, сыном Марии и Иосифа, святые Апостолы не писали Евангелий, что ни христианство, “ни православие в особенности” — не являются монотеистической (то есть признающими единобожие) религией, а Божественное всемогущество ограниченно “законами природы и общества”. Само собою, что такой опус сложно назвать не только православным, но и христианским катехизисом вообще. Что же это? Провокация, дурная шутка? На обложке читаем: “составитель протоиерей Иоанн Петров, по благословению епископа Кирилла Никифорова”. Издательство указано — “Десница”. Среди правящих архиереев Русской Православной Церкви никакого Кирилла Никифорова не значится. Также и “протоиерея Иоанна Петрова” нам отыскать не удалось, и скорее всего их нет в природе. В Москве существует издательство “Десница”, но, как нам сообщили там, издают они не книги, а журналы, так что и издательство лжекатехизиса указано несуществующее. “С точки зрения экспертизы — говорят сотрудники “Православного Слова”, одного из крупнейших столичных магазинов специализирующихся на продаже православной литературы, — мы рассчитываем только на собственные силы. Благословения” архиереев на обложке давно уже не являются каким-то серьезным критерием, потому что любое благословение элементарно подделать. Когда возникают сомнения, мы обращаемся к нашему главному эксперту протоиерею Борису Левшенко, заведующему кафедрой догматического богословия ПСТГУ, и он уже выносит вердикт.

http://azbyka.ru/fiction/russkij-pravosl...

Разделы портала «Азбука веры» Текст Священного Писания (Библии) весь полностью до единой буквы создан и продиктован Самим Господом Богом,  а святые люди, считающиеся авторами библейских книг, были на самом деле только “Господними писцами”, записывавшими Слово Божие, диктуемое им Свыше  —  или же эти святые люди добавили в текст Библии что-то и от самих себя, без Господней диктовки:  и поэтому они являются не только “Господними писцами” и “ретрансляторами” Слова Божия в наш земной мир  —  но также и соавторами Господа Бога в деле создания текста Священного Писания? 3 Ответа «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» 2Тим.3:16 . Библию писали более 40 человек, жившие в разных странах: Вавилоне, Риме, Греции, Иерусалиме… Авторы принадлежали к разным социальным слоям (от пастуха Амоса до царей Давида и Соломона), имели различный образовательный уровень (ап. Иоанн был простым рыбаком, ап. Павел закончил Иерусалимскую раввинскую академию). Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Во всех 77 книгах Библии существует неискусственная, внутренняя согласованность. Этому есть только одно объяснение. Писалась эта Книга по внушению Святого Духа избранными Им людьми. Дух Святой не надиктовывал Истину с Небес, а соучаствовал с автором в творческом процессе создания Священной книги, вот почему мы можем заметить индивидуальные психологические и литературные особенности её авторов. Св. Писание — не исключительно Божественный продукт, но продукт Богочеловеческого сотворчества ( синергии ). Священное Писание было составлено в результате совместной деятельности Бога и людей. При этом человек не являлся пассивным орудием, обезличенным инструментом Бога, но был Его соработником, соучастником Его благого действия. Данное положение раскрывается в догматическом учении Церкви о Богодухновенности Писания .

http://azbyka.ru/vopros/javljalis-li-lju...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010