Богословие Миссия своего «я», вооруженная афонским хором Протоиерей Владимир Переслегин Реальные, настоящие монахи, хор, собранный во Имя Господне, озвучивает «молитву» к ненастоящему, воображаемому объекту. К существующему в воображении Бориса Гребенщикова Христа, бесконфликтно соединяющегося с образом Будды. И пользуются для этого святыми словами, взятыми из истинного богослужения. Но если при пении псалма «Твой есмь аз, спаси мя» монахи укрепляются благодатью Божией, то здесь эти святые слова пусты – не наполнены благодатью Духа. Но свято место пусто не бывает. Такой «молитвой» всегда пользуется враг рода человеческого, являемый во образе ангела светла (2 Кор. 11:14). «Искупитель мой жив». Святой праведный Иов и Царь-страстотерпец Николай II Протоиерей Александр Шаргунов Очевидно для всех чудо, явленное Промыслом Божиим в самом дне рождения Царя-страстотерпца Николая Александровича — дне памяти святого Иова. Сам Государь видел в этом факте прообраз своей судьбы. Вот его слова: «Я имею больше, чем предчувствие, но полную уверенность, что я предопределен ужасным испытаниям и не получу награды здесь, на земле. Сколько раз я применял к себе слова Иова: “Едва я почувствую опасность, она осуществляется, и все несчастья, которых я опасаюсь, падают на меня”». Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - май 2012 г. Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - апрель 2012 г. Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - март 2012 г. Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - февраль 2012 г. Пред Крестом и Евангелием В издательстве " Даниловский благовестник " вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова " Пред Крестом и Евангелием " . В ней собраны избранные проповеди , произнесенные отцом Александром на пассиях за 35 лет священнического служения. Предлагаем вашему вниманию вступление и предисловие к книге. БГ в МДА На православном сайте «Татьянин день» появилась радостно-победная информация о первом собрании в МДА арт-клуба, на котором состоялась встреча со звездой рок-музыки — Борисом Гребенщиковым.

http://moral.ru/2Bogoslov.htm

А. Малиновский Тропарь Св. Кириллу и Мефодию Яко апостолом единонравнии и словенских стран учителие, Кирилле и Мефодии богомудрии, Владыку всех молите, вся языки словенские утвердити в Православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша. 6-го Апреля 1885 года окончится 1000-летие со дня блаженной кончины святого первоучителя Славян Мефодия. Все мы, православные, читали и читаем псалтырь, евангелие и другие книги на Славянском языке, слышим каждый день утром и вечером совершаемое богослужение на том же языке, но не все знаем, кто позаботился и чьих рук было дело придумать и изобразить на бумаге славянские буквы и письмена и научить Христовой, православной вере, в то время темный и грубый Славянский народ. В IX столетии почти все славяне – были язычники, науки между ними никакой не было. Промыслу Божию угодно было просветить этот народ христианскою верою и первыми избранниками этого дела были святые Кирилл и Мефодий. Эти два мужа родом были из города Солуня или Фессалоник, в Македонии, во владениях Греческого Императора. Отец их, по имени Лев, был человек богатый, добродетельный и занимал должность военно-начальника Македонии (друнгарий – по-гречески). Мать их называлась Марией и замечательна благочестивою жизнью. Хотя Македония и была Греческою страною, но в ней проживало много Славян, в особенности около города Солуня, говоривших своим славянским языком. Константин (до принятие схимы) и Мефодий, находясь в среде Славян, легко усвоили себе язык их и знание этого языка открыло им новый, до того неведомый путь, указанный им Промыслом. Мефодий воспитание получил в Солуни. По окончании школы, поступил в военную службу и был Правителем Струмской славянской области, но вскоре ему мирская жизнь надоела и он отправился на гору Олимп, в Фессалии, постригся в монахи и вел строгую подвижническую жизнь. Утром и вечером ходил в церковь на богослужение, а днем исполнял самые тяжелые работы в монастыре. Подвижническая жизнь его была замечена братиею и самим патриархом; его хотели видеть Митрополитом знаменитого места, может быть – Солуни, но блаженный Мефодий отказался, по своему смирению, от этого сана и в последствии был только Игуменом в Полихрониевом монастыре, близ Царьграда, на одном из островов Мраморного моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аннотация В статье рассматривается история эпитета «Чудотворец» применительно к личности свт. Николая Мирликийского. Исследование всех упоминаний в греческой христианской литературе приводит к выводам об особом распространении этого эпитета во втором тысячелетии. История эпитета в первом тысячелетии характеризуется тем, что чудотворцем с IV в. христианские авторы именовали Христа Спасителя, а затем, и по аналогии с Ним, – избранных святых. Античный термин «чудосовершение» (θαυματοποα) уступил более сильному по выразительности термину «чудотворение» (θαυ­ματουργα) в период христианской традиции. В конце статьи приводится вывод о том, что христоподражательные черты в литературном образе свт. Николая, раскрытом в поздневизантийской литературе, не случайны. Ключевые слова: богословие, христология, византийская литература, свт. Николай Мирликийский, чудо, чудотворец, святые отцы, многоименность, исцеление. Operator miraculorum unus solus est Deus, a Quo descendit omnis operacio mirabilis. Rogerus Baco 1 Эпитет свт. Николая θαυματουργς в византийской литературной традиции Свт. Николай – великий святой христианского Востока. В результате промыслительного действия Божия его мощи были перенесены в Бари (9 мая 1087 г.) 2 , один из важнейших центров эллинизма на христианском Западе. Это произошло вскоре после печального разрыва Рима с Константинополем, определившего дальнейшие траектории развития христианской цивилизации. В статье мы сосредоточимся на истории эпитета «Чудотворец», с которым свт. Николай стал широко известным в византийской литературе второго тысячелетия. В плюралистическом и многомерном современном мире, часто пытающемся в своём «рациональном» псевдоправдоискательстве отказаться от чуда и «принципа существования чуда» (как видно из известной сентенции Д. Юма 3 ), но снова возвращающемся к нему, хотя бы через так называемую научную проблему «асимметрии времени» 4 , раскрытие образа свт. Николая как великого Чудотворца представляется важной и благотворной задачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Архидиакон Стефан. Иван Андреев Поляк. Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. 1680 г. Дерево, левкас, темпера. Девять мучеников кизических и избранные святые. Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. 1732 г. Дерево, левкас, темпера. ЖМП 9 сентябрь 2019 /  11 октября 2019 г. 09:59 Студенты раскрывают шедевры РЕСТАВРАЦИЯ ДВУХ ИКОН ДИПЛОМНИКАМИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИВЕЛА К НАУЧНЫМ ОТКРЫТИЯМ Кафедра реставрации темперной живописи факультета церковных художеств ПСТГУ давно и плодотворно сотрудничает с Московским государственным объединенным музеем-заповедником (МГОМЗ). Уже несколько лет самые талантливые студенты-старшекурсники выполняют здесь свои дипломные работы (подробно о некоторых из них мы рассказывали в материале «Иконы Рождества Богородицы и Введения: опыт реставрации студентами-дипломниками» , см.: ЖМП. 2013. 9). Два года назад МГОМЗ решил доверить начинающим специалистам пять икон из своей коллекции. И реставрация двух из них привела к подлинным сенсациям. PDF-bepcuя К этим двум памятникам в МГОМЗ мечтали подступиться давно. В середине 1980-х годов по инициативе московских властей проводилась опись икон в действова­вших столичных храмах. К этой работе привлекли Ольгу Полякову, сегодня главного хранителя МГОМЗ, а тогда хранителя коллекции икон музея «Коломенское». «Однажды в храме Иоанна Воина на Якиманке (в те времена носившей имя Димитрова) под конец рабочего дня староста обмолвилась о двух старинных иконах, хранившихся на чердаке. Мне принесли их в темный неотапливаемый сарай, — вспоминает Ольга Полякова. — Несмотря на то что на черных поверхностях икон почти ничего невозможно было разглядеть, мы с моей напарницей Галиной Клоковой сразу поняли: это ценные памятники, заслуживающие музейного хранения. Причт храма с радостью передал их нам, что было официально зафиксировано актом исполкома Октябрьского района. Время создания икон я поставила под вопросом как рубеж XVII–XVIII столетий, а по поводу образа архидиакона Стефана — также под вопросом — отметила, что он написан в Оружейной палате».

http://e-vestnik.ru/culture/restavratsiy...

Архимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» и другие рассказы». М., изд-во «ОЛМА Медиа Групп», 2011. Тираж 60 тыс. экз. Биография человека принадлежит ему лишь отчасти. Окружающие люди, встречи, события формируют ее основу, наполняют жизнь смыслом. От человека требуется лишь воспринять происходящее, не замкнуться в собственной немощи. Расположенность к диалогу, умение выстроить его в текущей ситуации и способность вернуться, не забыть в будущем есть основа осмысленной жизни, осознанной судьбы. Нет скучных, серых, бессмысленных биографий. Каждый, даже самый падший, заблудший человек демонстрирует своей жизнью предельный драматизм, яркость и неповторимость бытия. Бессмысленность рассказа о себе порождается отчужденностью, предательством собственной жизни, отказом от предзаданного пути. Архимандрит Тихон описывает неизвестное многим сообщество подвижников, людей, оставивших земное ради иной, недоступной суетливому сознанию цели. Неоднородность и разнообразие монашеского мира поражает неискушенного читателя, питающего свое воображения либо ничем не обоснованной патетикой, либо сальными притчами и анекдотами. Монастырь не гарантирует святости, не снимает личную ответственность, не придает человеку статус избранного. Он лишь позволяет послушнику увидеть себя, отделить ненужное, незначимое, а и подчас греховное, от личной судьбы, понять, пережить встречу с иным, неаганжированным материальными заботами пониманием мира: Ведь с принятием монашества и священного сана в нашей жизни изменяется многое, но не все. Гнездящееся внутри древнее зло всегда будет преследовать нас и никогда не оставит попыток снова вкрасться и овладеть своей главной целью нашей душой. И лишь мужественная борьба со злом ради удивительной и для многих понятной цели чистоты нашего сердца оправдывает нас перед Богом (c. 252). Оставаясь пространством сакрального, высшего из доступных человеку места, монастырь лишь дает шанс справиться со своей греховной природой, которую нельзя оставить за оградой, от которой нельзя отказаться единожды, волевым решением. Монах это тот же человек, со страстями, эмоциями, слабостями, страхами. Его сила в уходе от бессмысленного существования, в способности собрать свою биографию, осознать судьбу.

http://pravoslavie.ru/50615.html

Благословен Бог ! Поспешим, братия, от чудес к чудесам Господа, и пойдем как бы от силы в силу ( Псал. 83:8 ). Как в золотой цепи, составленной из колец, взаимно соединенных, каждое из них держится другого из соприкосновенных с ним, одно прикреплено к другому и одно следует за другим: так и в ряду чудес, о которых повествуют святые Евангелия, одно ведет к другому чтительницу празднеств, Церковь Божию; и все вместе услаждают ее не пищею тленною, но пребывающею в жизнь вечную ( Ин. 6:27 ). Посему, возлюбленные, и мы с готовностью сердца ( Псал. 9:38 ), и внимательным ухом ( Притч. 25:12 ) послушаем, что скажет нам Господь Бог, чрез пророков и Евангелие, о настоящем святейшем празднестве. По истине, Он скажет мир народу Своему и избранным Своим и обращающим сердца к Нему ( Псал. 84:9 ). Ныне вещания пророков, подобно трубным звукам, привели в движение вселенную, преисполнили радостью и восторгом все церкви Божии и, отвлекши верных с поприща святого поста, от подвигов борьбы со страстями, возбудили их петь гимн победы и новую песнь мира в честь Победителя Христа. Итак, приидите все, воспоем Господу ( Псал. 94:1 )! Приидите все народы, восплещем руками, воскликнем Богу Спасителю нашему гласом радости ( Псал. 46:2 ). Никто не оставайся непричастным благодати, никто не уклоняйся от призывания: ибо племя непокоряющихся бывает в пагубу ( Ис. 33:2 ). Никто не пренебрегай сретением Царя, чтобы не остаться вне брачного чертога ( Матф. 25:10 ). Никто не будь между нами с мрачным лицом, когда нужно принять Его, чтобы не подвергнуться осуждению вместе с лукавыми гражданами, и именно с теми, которые не хотели принять Господа своего Царем над собою ( Лук. 19:27 ). Все стечемся с радостью; все примем Его с усердием и будем торжествовать с благолепием. Вместо распростертия одежд излием пред Ним сердца наши ( Пс. 61:9 ), воздадим Ему благодарение с псалмами и песнопениями, и непрестанно будем взывать: благословен грядущий во имя Господне ( Марк. 11:9 )! Ибо благословляющие Его благословенны, а проклинающие Его прокляты ( Быт. 27:29 ). И снова скажу, не преставая побуждать к святому делу: приидите, возлюбленные, благословить Благословенного, дабы и Он благословил нас! Слово Божие равно приглашает принесть хвалу Господу все возрасты и звания, – царей земных и все народы, князей и всех судей земных, юношей и девиц ( Пс. 148:11, 12 ), и, что ново и удивительно, юному и незлобивому возрасту младенцев и грудных детей предоставляет честь, чтобы они, как в древности Моисей пред исшедшим из Египта народом, прежде всех начали славословить Господа богодухновенною песнию: благословен грядущий во имя Господне!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В глубоком благоговении слушали речи Господа Его ученики; не четыре только, но уже все они собрались и расположились на горе около Него: время от времени, когда Он умолкал, они обращались к Нему с вопросами о великих грядущих событиях, и Он, продолжая речь, отвечал на эти вопросы. Святые евангелисты не записали этих вопросов; остались одни слова Господа, так что этот разговор Господа с учениками записан у них как одна целая речь. Вот почему при чтении этой речи заметна некоторая отрывочность, события отдаленные сближаются, слова, сказанные в ответ на вопрос, кажутся относящимися к предыдущим... Таково, например, следующее выражение: и вдруг.  И ВДРУГ,   ПОСЛЕ СКОРБИ ДНЕЙ ТЕХ. .. «О какой скорби дней тех говорит Он? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает; – о скорби дней антихриста и лжепророков. Ибо великая тогда будет скорбь, когда столь много будет обольстителей. Впрочем, она недолго продолжится, ибо если иудейская война для избранных сокращена была, то тем более сократится это искушение для них же. Потому-то Христос не сказал: после скорби, но вдруг, после скорби, ибо все случится почти вдруг. Лжепророки и лжехристы своим пришествием произведут возмущение, и вдруг придет Сам Христос. Как же придет Он? Так, что преобразится вся тварь». Последуют ужасные явления на небе и на земле:  СОЛНЦЕ ПОМЕРКНЕТ, не уничтожится, но будет побеждено светом пришествия Христова, как свеча или лампада побеждается светом солнца;  И ЛУНА НЕ ДАСТ СВЕТА СВОЕГО  по той же причине,  И ЗВЕЗДЫ СПАДУТ С НЕБА, перестанут быть видимыми, ибо не будет уже ночи; все выйдет из своего чина и предела,  И СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ  (Ангелы Божии)  ПОКОЛЕБЛЮТСЯ, видя такую перемену. «На земле будет как перед бурей: везде уныние, недоумение, боязнь и трепет. Море зашумит и возмутится. Ожидание бедствий сделается ужаснее самих бедствий. Вся природа будет в болезнях рождения», – говорит святитель Златоуст. ТОГДА ЯВИТСЯ ЗНАМЕНИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО НА НЕБЕ, «т.е. Крест, который светлее солнца, ибо солнце помрачается и скрывается, а Крест является. Он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей. Но для чего является это знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить безстыдство Иудеев. Ибо Христос придет на сей Суд, имея величайшее оправдание – Крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть» (блаж. Феофилакт). «Знамением Господь называет Крест, как победное и царское знамя». И ТОГДА, увидев Крест, ВОСПЛАЧУТСЯ  от страха славного пришествия Христова  ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМНЫЕ  и, первыми, все колена Израильские, оплакивая свое непослушание, «ибо нисколько не воспользовались смертью Его, и распяли Того, Кому должны были поклоняться». Восплачутся и все, которые земное мудрствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В Грамоте, врученной Дитерихсу на Соборе, были такие слова: «Собор в заседании своём 6 августа/24 июля 1922 года избрал Вас правителем, возглавляющим на правах Верховной Власти Приамурское Государственное Образование... Собор призывает Вас к возглавлению русского национального движения и к водительству русскими ратными силами Дальнего Востока... Русская Земля Дальнего Русского Края объединяется вокруг Вас как своего Вождя, с пламенным желанием вернуть русскому народу свободу и собрать воедино бредущих розно в смутную годину русских людей под высокую руку Православного Царя. Да восстановится Святая Русь в ее прежнем величии и славе!» Небольшое независимое государство Приамурский Земский Край, которое до появления богоизбранного монарха из царской Династии Романовых временно возглавил М.К.Дитерихс, являло собой прообраз будущей Самодержавной России, должной непременно возродиться милостью Божией через покаяние Русского народа. Государство Приамурский Земский Край просуществовало совсем короткое время. Силы Земской рати Дитерихса были слишком малы по сравнению с лавиной большевиков. Однако дело, выполненное великим Русским человеком, было обращено в будущее. В своем Указе Верховный правитель Приамурского Земского края М.К. Дитерихс говорил: «Скрепим, соединим в одну силу оставшиеся нам от исторического символа святые заветы Веру и Землю; отдадим им беззаветно свою жизнь и достояние; в горячей молитве очищенных от земных слабостей сердцах вымолим милость Всемогущего Творца, освободим Святую нашу Родину от хищных интернациональных лап зверя и уготовим поле будущему Собору «всея земли». Он завершит наше служение Родине, и Господь, простив своему народу, увенчает Родную землю своим избранником – Державным Помазанником». До конца своих дней, даже находясь в изгнании, Михаил Константинович Дитерихс остался предан Богу, Царю и Отечеству. За рубежом он не запятнал себя, как некоторые белогвардейские генералы и казачьи атаманы, сотрудничеством с масонскими организациями и с подымавшимися в Германии национал-социалистами. Был приверженцем чистой монархической идеи, которая может быть реализована не путем политических комбинаций, а через покаяние и духовное преображение русского народа.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/06/mo...

В конце XIII столетия престол Митрополии Всероссийский был перенесен из Киева во Владимир на Клязьме. До 1299 года Митрополит Максим оставался еще в Киеве; но в сем году он переселился со всем клиром своим в северную столицу Великих Князей Русских, а Владимирского Епископа перевел в Ростов 1 . Князья Галицкие, господствовавшие тогда на юге России, неравнодушно смотрели на сие удаление от них Митрополита. Посему, когда Митрополит Максим скончался, Князь Галицкий Юрий Львович отправил к Константинопольскому Патриарху посольство с просьбою об учереждении особой Митрополии для южных областей Русских. Сие поручение возложено было на игумена Ратскаго монастыря в Волыни, Петра, о котором Князь в тоже время, тайно от него самого, писал к Патриарху, чтобы он, в случии согласия на разделение Митрополии, рукоположил сего игумена в Митрополита 2 . Между тем явился соперник Петру, некто игумен Геронтий, вероятно из Владимира; взяв с собою одежду и утварь святительскую, он отправился в Константинополь просить Митрополии Всероссийской лично для себя. Но Бог устроил так, что смиренный Петр получил то, чего домогался властолюбивый Геронтий, и не искавший никакого престола поставлен в Митрополита не только южных , но и северных областей Русских; ибо Геронтий, по причине бурнаго плавания на Черном море, замедлил в пути, а Патриарх, следуя прежнему церковному порядку, не захотел разделять Митрополии. Св. Петр, хотя и не ожидал такого призвания, но не был не готов к высокому служению. С юности он был строгим подвижником благочестия. Двенадцати лет вступил в монастырь, и был образцом в исполнении послушаний монастырских и в подвигах молитвы. Удостоенный сана пресвитерскаго, он начал учиться иконному писанию, потому что находил услаждение всегда взирать на святые изображения Господа Иисуса Христа, пречистой Его Матери и Светых Угодников и, взирая, возноситься умом к самим изображаемым! Наконец, после многолетних подвигов в сей обители, Св. Петр сам основал монастырь на избранном им уединенном месте на реке Рате; создал в нем церковь во имя Спасителя, и, собрав не малое число братии, словом и делом поучал их жизни по Богу. Новое звание открыло в нем новые добродетели: он был кроток в назидании, безгневен в обличении согрешающих, щедр и милостив в призрении убогих; если не имел чего другого, то раздавал требующим свои иконы, отдавал свою власяницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В.П.Филимонов, Л.П.Кудряшова «...Ты мне уподобился любовью!» «Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным». Мф. 10, 32 Открыто и безбоязненно исповедал Христа перед людьми преподобный Серафим Вырицкий в годы лютого богоборчества и кровавых гонений на Веру Православную. Самой жизнью своей исполнил он заповеди Святаго Евангелия и стал избранным сосудом благодати Божией. Уже на земле вырицкому подвижнику было открыто Небесное. Милосердый Господь щедро наделил его дарами Святаго Духа, высшим из которых был дар деятельной, сострадательной любви. Любви всепрощающей... Именно любовь соединяет святых с Господом нашим Иисусом Христом и Господа со святыми, ибо Он Сам есть любовь. Святые по любви своей ходатайствуют перед Господом о немощных и малодушных, а Он по любви Своей вдохновляет и укрепляет народ Божий в находящих скорбях и искушениях. В писаниях преподобного Силуана Афонского приводится удивительный пример из жизни древних подвижников: «Когда преподобный Паисий Великий молился за монаха, который отрекся от Христа, явился ему Господь и сказал: “Паисий, как ты можешь за него молиться, ведь он же отрекся от Меня?” Тем не менее, святой продолжал просить и умолять Господа о помиловании отступника. Тогда Господь сказал ему: “Паисий, ты Мне уподобился любовью!”» Такой полноты любви достиг и преподобный Серафим Вырицкий . Своей любовью он обнимал весь мир и желал всем спасения. Чаще всего люди, посещавшие вырицкого старца при земной его жизни, не могут без слез рассказывать о незабвенных минутах общения с батюшкой Серафимом. Эти чистосердечные, порою краткие и простодушные повествования еще раз показывают, каких великих даров сподобился преподобный: молитвы и утешения, прозорливости и пророчеств, исцелений и духовной мудрости, видения происходившего вдали и других. А скольким людям открыл Господь через Своего избранника ощущения неземной радости! Безусловно, не сразу, а путем многолетнего подвига, путем внутренней работы над собой и горячей молитвой человек достигает такой духовной высоты. Но этот путь открыт каждому.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010