Ст. 2. ...Сиона – см. примеч. к пс. 2:6. Ст. 3. Царь Давид пророчествует о Втором пришествии Христовом, которое будет не тайным, как первое, а для всех явным, подобно молнии, сверкнувшей от одного края небосвода до другого (ср.: Мф. 24:27 ). Явление Бога в пламени огня – обычный в Библии образ (ср.: Исх. 3:2 ; Втор. 4:24; 9:3 ; Ис. 29:6 ; Дан. 7:9–10 ). Ст. 5. ...завет Его о жертвах – предписания Закона Моисеева о жертвоприношениях (см.: Лев. 1–7 ). Ст. 6. ...правду – справедливость. Ст. 8–13. Господь порицает неразумие тех, кто думает, что Он нуждается в жертвоприношениях (см.: Ис. 1:11 ; Иер. 6:20 ). Ибо лишь по снисхождению к немощи людей принимал Он жертвы до времени, пока все прежде существовавшие жертвы совершила единая Жертва Христова (см.: Евр. 10:14 ). Ст. 14–15. Хранению наружных обычаев противопоставлено внутреннее общение с Богом в чувстве благодарности и мольбе о помощи. Ст. 16–17. Ср.: Ис. 29:13 ; Мф. 7:3; 23:2–5 . Ст. 21. Ср.: Ис. 42:14 .   Псалом 50 Четвертый покаянный псалом. Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Пророк Нафан пришел к царю Давиду и обличал его в тяжком грехе (см.: 2Цар. 12 ). Вина царя Давида заключалась в том, что, влюбившись в Вирсавию, он послал ее мужа Урию в бой с явным желанием его смерти, а когда Урия был убит, то женился на Вирсавии (см.: 2Цар. 11 ). Пророк заставил царя осознать свое преступление и раскаяться. Глубокое покаяние с наибольшей силой звучит именно в этом псалме: Давид не только видит себя грешником, но просит Бога спасти его, вывести из состояния греховности, восстановить утраченные свойства личности – чистоту сердца и дух справедливости. Ст. 9. ...иссопом – пучком веточек иссопа (душистого растения с частыми листьями), смоченных в крови жертвенных животных, окроплялись прокаженные для очищения от проказы (см.: Лев. 14:2–7 ). Ст. 12. ...в груди моей – букв. «в моих внутренностях». Сокрушение и смирение сердца очищает человека от грехов: все свое упование возлагает он на Бога; в таком сокрушении духа человек безбедно проходит сквозь козни гордого диавола, стремящегося возмутить дух человека и в возмущении посеять свои плевелы (свт. Иоанн Златоуст ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

15:6–11 Выступление Петра Поддержка наиболее влиятельного апостола, проповедующего традиционной иудейской аудитории («обрезанным» – Гал. 2:7 ), несомненно, сыграла решающую роль в укреплении доверия к миссионерской деятельности антиохийской церкви среди язычников. 15:6,7. Апостолы не принимали решения, не посоветовавшись с пресвитерами, и обсуждали спорные вопросы в продолжительных дискуссиях, как это было принято в школах еврейских учителей. В позднейшихраввинских школах раввинам иногда приходилось соглашаться с оппонентами, оставаясь при своем мнении; это собрание стремится достичь консенсуса (ст. 22). 15:8,9. Язычники считались «нечистыми» по определению; по этой причине при обращении в иудаизм они должны были подвергнуться «прозелитскому крещению. Однако здесь Петр говорит, что Бог уже очистил их верой. 15:10,11. Возможно, Петр имеет в виду известное еврейское предание, в котором Божий закон и Его «Царство изображаются как «иго», противоположное бремени земных забот. Для большинства евреев закон был не «игом», а милосердным даром; они верили, что его предписания освобождают от реальных жизненных тягот (ср.: Мф. 11:29,30 ). Если Петр действительно говорит здесь о непомерной тяжести закона, то лишь в томсмысле, который раскрывается в Иер. 31:32 : отцы нарушили закон, но Бог заключит со Своим народом новый завет и запишет закон в их сердцах ( Иер. 31:33,34 ). Некоторые из позднейших раввинов пытались разработать более либеральные правила, заботясь о большинстве народа, не способном жить в полном соответствии с суровыми требованиями закона. 15:12–21 Выступление Иакова 15:12. См. коммент. к 15:3,4. 15:13,14. Выражение «народ во имя Свое» (дословно: «народ для Себя») в Ветхом Завете обычно означает Израиль; Иаков заимствовал это определение христиан из язычников у Амоса, которого он цитирует в ст. 17. 15:15,16. В данном случае Иаков упоминает «пророков» во множественном числе, потому что имеет в виду свиток, содержащий двенадцать книг малых пророков, включая Амоса. «Скиния Давидова» ( Ам. 9:11 ), вероятно, означает «дом [род] Давидов», пришедший в такой упадок, что его можно назвать просто «скинией». Воссоздание дома Давидова может означать пришествие Мессии послетого, как прервется правление династии Давида. В Свитках Мертвого моря этот текст также истолковывается как мессианский – наряду со 2Цар. 7:106–14 . (Поскольку в Ветхом Завете скиния редко связывается с пророческим богослужением, установленным Давидом [ 1Пар. 25 ], маловероятно, что этот отрывок относится к восстановлению такого богослужения. И Амос, и Лука в этой книге, несомненно, говорят о восстановлении величия Давидова царства, а харизматическое богослужение из 1Пар. 25 предположительно возродилось в то же время, к которому относятся события Деян. 15 ; ср.: 1Кор. 14 .)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Пропагандисты сектанты или самозваные пророки стараются применять к себе Ин.3:27 ; Ис.6:8, 9 ; Иер.1:4, 7 ; Иез.2:8 . Если они истинные пророки, то пусть представят для доказательства чудесные события (см. Ин.6:36 ; Втор.18:21, 22 ; Ис.41:21–24 ). Но так как доказательств этих они не представляют, то ясно, что они суть ложные или самозваные пророки, которых обличает слово Божие (см. Мф.7:15, 21–23 ; Иер.14:14 ; Иез.13:3, 6 ; Ис.55:8, 9 ). В приводимых сектантами местах говорится о небесном посланничестве Господа Иисуса и св. пророков – Исаии, Иеремии и Иезекииля. Слова Ис.2:20, 17:7, 8 сектанты неразумно к себе применяют; в этих местах говорится о падении язычества, которое в России совершилось при св. Владимире. Уличенный в распространении своих заблуждений, сектант-пропагандист обыкновенно так высказывается: «кто меня безумного послушает? Если же послушали люди, то не меня, а слова Божии и Самого Бога. Сказано: все будут научены Богом, а научившийся приходит ко Мне; см. Еванг. от Иоанна гл. 6 ст. 45». В ответ на это должно указать сектантам следующее. Если сектант-пропагандист читает слово Божие, то это не значит, что его устами говорит Бог: дьявол так же вычитывал тексты из слова Божия ( Мф.4:5, 6 ), однако его устами Бог, конечно, не говорил. Чтение слова Божия и особенно объяснение его у сектанта не может быть истинным потому, что он «невежда не утвержденный» ( 2Пет.3:16 ), и потому, что за это дело он берется самовольно. Слово Божие нарочито предупреждает таких людей: «братие мои, не многие делайтесь учителями» ( Иак.3:1 )! «И как проповедывать, если не будут посланы» ( Рим.10:15 )? Кто же посылал этих учителей-сектантов? Ясно, что они суть те пустословы, которые развращают целые домы, и которым следует заграждать уста ( Тит.1:10, 11 ). Кто слушает таких людей, тот слушает не Бога, а обольстителя. Указываемое сектантом место из Евангелия разумеет божественное научение людей вере установленным Богом порядком через пастырей Церкви (ср. Деян.20:17, 28–31 ). Сектант: «когда я был в называемом православии, то я ругался, пьянствовал, творил разные непотребные дела и был великий грешник.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Присовокупляем здесь ещё несколько досточестных названий, относящихся к должности проповедника пастыря, и выражающих характер его: а) Название пророка, не в том смысле, чтоб ему усвоялась способность прорекать будущее, а в том, что он обязан изрекать пред лицом человечества такие истины, коим можно научиться только от Духа Божия; что он должен иметь чистое познание о вещах Божественных, и, как бы вдохновенный, провещавать оные народу (Ср. Мф.13:51 ; Мк.6:4 ; Лк.4:24 ; Ин.4:44 ); и что по примеру других Пророков, коих Св. Григорий Нисский именует проповедниками покаяния Τς πιστροφς διδσκαλοι (orat. de poeniten. tom. II. pag. 167), обязан проповедовать покаяние и обращение к Богу. б) Название отца духовного – Πατρ πνευματικς Злат. Бесед. XLVIII, т. V. Он же говорит: non tantum id patrem facit, si gignat, sed etiam, si bene instituat. (Hom. Tom. V. Hom. XI. pag. 53. см. также 1Кор.4:15 ; Гал.4:19 ; Φлм.1:10). в) Название пастыря – Ποιρν ( Еф.4:11 ); в сем отношении слушатели представляются под образом овец, Религия прекрасной и небесной пажитью, истинами которой проповедник должен питать души людей и защищать от нравственных зверей; pastores, говорит Св. Златоуст о Апостолах, quia lupos abegerunt, et pecora conservarunt (Tom. V. Hom. CXLIII). г) Название слуги Божия, строителя тайн Божиих, сотрудника Божия ( 1Кор.3:5, 9, 4:1 ). Св. Павел, называя себя и других Апостолов, соработниками Богу, насаждающими и напаяющими ( 1Кор.3:6–9 ), представляет человечество под живописным изображением нивы Божией: вы нива Божия; – и вместе виноградного сада, так прекрасно описанного в притчах Спасителя и у Пророка Исаии (Ср. 1Кор.3:9 ; Ис.5:1–7 ; Иер.2:21 ; Исх.15:17 ; Мф.21:33 ; Мк.12:1 ; Лк.:20:9). д) В переносном значении проповедники называются светом мира ( Мф.5:14 ). Блаженный Макарий, рассуждая об указанном месте, человечество или мир представляет единым огромным тёмным телом, a Апостолов очами этого тела: quemadmodum, говорит он в 1-й беседе своей, oculi sunt lumen corporis, qui si sani fuerint, totum corpus lucidum esm; si vero quidpiam incidat, ut obtenebrescant, universum corpus tenebrosum est: sic et Apostoli constituti sunt, velum oculi et lumen totius mundi.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Раздел I Введение §1 Библия — Священная Книга Откровения и Завета 1. С первых дней существования Церкви, когда еще не было апостольских книг, Ветхий Завет прочно вошел в ее жизнь. Псалмы были первыми молитвами христиан, в библейских пророчествах раскрывалась для них искупительная тайна Мессии, духовный опыт ветхозаветных предтеч Богочеловека стал той почвой, на которой созидалось здание евангельской веры. В сокровищнице Слова Божия христианство постоянно черпало вдохновение и назидание. Не зная Ветхого Завета, трудно понять многие аспекты церковной жизни. Таинства, богослужение, религиозно-нравственные устои Церкви, ее богословие, взгляд на прошлое, настоящее и будущее — все это тесно связано с Ветхим Заветом. 2. Углубляясь в него, Церковь идет по пути, указанному Самим Господом, говорившим: «Исследуйте Писания» (Ин 5,39). В дни земной жизни Он Сам не раз молился словами Ветхого Завета, ссылался на него, возвещая Царство Божие. Жители Иерусалима удивлялись Его знанию Писания (ср. Мф 4,4; 21,42; 22,29, 31-32, 36-40; 27,46; Ин 5,47; 7,42; 10,35). Молитва Господня, притчи и вся проповедь Спасителя в целом опираются на дух и букву Ветхого Завета (ср., напр., Мф 5,5 и Пс 36,11; Мф 6,15 и Иер 23,16; Мк 1,1-12 и Ис 5; Мк 13,24 и Ис 13,10 и мн. др.). Потому бл. Иероним говорит, что «неведение Писаний есть неведение Христа» (Толк. на Ис. Пролог). Таким образом, для людей, которые принимали Благую Весть Христову, Ветхий Завет стал священной книгой. И после того, как появилась новозаветная письменность, она была присоединена к Ветхому Завету, образовав единую христианскую Библию . 3. Слово «Библия» есть греческий перевод древнееврейского слова «сфарим» — книги. Так еще в дохристианский период стали именовать боговдохновенные свидетельства Откровения , записанные мудрецами и пророками Израиля (Дан 9,2). Есть истины о Боге, мире и человеке, которые разум, дарованный людям, может и должен открывать своими силами. Законы природы, секреты ремесла, настоящее и прошлое народов и даже самое бытие верховного Начала — все это познается человеком, естественными усилиями его духа. Иное дело — Откровение. В нем дано то, что выходит за границы внешнего опыта, земного разума. Оно есть дар любви Божией, которая приобщает людей к тайне Творца и Его замыслам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

18 служителей от первосвященников. Вероятно, это были те же самые люди, которые уже упоминались в 7,32.45. По-видимому, они ожидали сопротивления как со стороны Самого Иисуса, так и со стороны Его учеников. 18 зная все... вышел и сказал им. Как это видно из ст. 7 и 11, Иисус сознательно хотел дать Себя арестовать и принять страдания. Он не делал попыток избежать того, что должно было произойти. 18 это Я. Может быть, Иисус просто указывает здесь на Себя как на того, кого ищут эти люди, но Его слова буквально совпадают со священным именем Бога, как оно названо в Исх. 3,14 «Я есмь» (см. ком. к 6,35.36). 18 оставьте их, пусть идут. Даже в этот критический момент Иисус продолжает заботиться о Своих учениках (17,12). 18 Петр... ударил первосвященнического раба. Лука говорит, что Иисус исцелил этого человека ( Лк. 22,51 ), а Иоанн сообщает, что Петр носил с собой меч и что этого раба звали Малх. 18 вложи меч в ножны. Своим упреком Иисус не отрицает права на самозащиту или на гражданское сопротивление; дело в том, что Иисус пришел, чтобы отдать Свою жизнь для искупления многих, и ничто не должно было помешать Ему в исполнении этой задачи (ср. Мф. 16,21–23 ). неужели Мне не пить чаши? Эта чаша несомненно, чаша ярости Божией ( Пс. 74,9 ; Ис. 51,17 ; Иер. 25,15–17.27–38 ). «Чаша», которую добровольно согласился испить Иисус, это не просто смерть, но гнев Божий, направленный против греха (ср. Мф. 20,22 ; Мк. 10,38 ). 18 Анне. Анна был одним из самых влиятельных иудейских лидеров того времени. Хотя официально он был лишен сана первосвященника, его по-прежнему величали этим титулом. Трудно определить, относится ли эпизод, описанный в ст. 13, 19–24, к одному и тому же или к двум разным этапам допроса Иисуса иудейскими властями. Матфей, Марк и Лука относят эти эпизоды к дополнительному допросу Иисуса перед синедрионом. Обе фазы допроса отмечены серьезными нарушениями и отступлениями от правил, установленных самими же иудеями для юридических процедур. Например, синедрион не должен был собираться ночью, смертный приговор нельзя было оглашать в день суда, Анна и Каиафа не могли выступать судьями ввиду их заведомой предубежденности против обвиняемого (ст. 14). На суде использовались лжесвидетельства и лжесвидетели ( Мф. 26,59.60 ). Иисус не был виновен в богохульстве, как утверждали Его обвинители, поскольку в Его высказываниях не хулилось имя Божие. Иисуса избивали на допросе (ст. 22; Мк. 14,65 ). В дополнение ко всему этому, синедриону не разрешалось собираться для рассмотрения дела, итогом которого могло стать вынесение смертного приговора, в день накануне субботы или праздника. Эти многочисленные нарушения установленной процедуры подтверждают, что осуждение Иисуса иудейскими властями было издевательством над правосудием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ст. 13. ...в сердце – букв. «в лоно, внутрь». Ст. 14. Давид говорит о своем отношении к Саулу: в великой скорби о ненавидящем его болящем царе он постился и молился, чтобы умилостивить к нему Господа. Ст. 18. ...в церкви великой – зд.: в многолюдном собрании. Ст. 21. ...Добро тебе – зд.: насмешливое, лицемерное восклицание.   Псалом 35 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Обличение лжи и лицемерия в этом псалме исторически может быть отнесено к личности Саула, который не перестал преследовать Давида даже тогда, когда сам убедился, что гонит его напрасно, что Давид предан ему и платит добром за зло (см.: 1Цар. 24:18–20; 26 ). Ст. 2. ...страха Божия – см. примеч. к пс. 33:10. Ст. 7. ...бездна великая – беспредельная таинственная глубина, непостижимая для человека. Ст. 8. ...Сыны человеческие – люди. Ст. 10. Этот стих входит в Великое славословие -молитву, читаемую или поемую в Православной Церкви на утрене.   Псалом 36 Псалом обращен к тем, кто, видя в мире нечестивых благоденствующими, – соблазняются этим и сомневаются в Божием промысле. Пророк Давид убеждает заботиться не о временных, но о вечных благах, ибо праведных за временное терпение скорбей ожидает благополучие вечное (свт. Афанасий Великий ). Ст. 2. Сравнение с зеленой растительностью часто встречается в Библии как образ вещей скоропреходящих (см.: Сир. 14:19 ; Ис. 40:6–7 ; Мф. 6:30 ). Ст. 11. ...кроткие наследуют землю – эти слова звучат в Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 5:5 ). Ст. 26. Ср.: Притч. 19:17 . Праведник щедрой благотворительностью милует получающих, Господь же милует детей ради благоугождения родителей их. Ст. 30. Ср.: Притч. 10:31; 15:7 . Ведущий праведную жизнь получит от Господа дар благоразумия и говорит всегда премудро. Он не согрешит в словах и не сможет быть уловлен в них, потому что непрестанно содержит молитву и размышляет о заповедях Божиих. Ст. 31. Закон Бога... в сердце у него – человек, у которого Закон Бога укоренен в сердце, живет согласно этому Закону, а не по своим прихотям. Требование подчинить Богу глубинную сущность человека, его сердце, соединиться с Богом внутри себя настойчиво звучало у великих пророков Исаии (см.: Ис. 51:7 ), Иеремии (см.: Иер. 31:31–34 ), Иезекииля (см.: Иез. 36:26–28 ) как голос Бога, призывающего Свой народ к обновлению нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Хотя для автора 131-го псалма вечность царствования потомков Давида зависела от сохранения ими завета (ст. 12), избранность Сиона как место Божественного присутствия казалась им безусловно «вечной» (ст. 14). «Здесь Я вселюсь» (, ст. 14) относилось не к храму на Сионе, а ко всему городу. Для составителей сборника «песней восхождения» (см. особенно Пс. 121, 124) Сион был не только местом совершения религиозных обрядов, но и компактного проживания общины вокруг храма . В отличие от пророка Иеремии (Иер. 7) автор псалма не предъявляет никаких моральных требований к приходящим в храм паломникам: это место становится источником благословения и насыщения само по себе, в силу избранности его Богом (см. Пс. 131:13-15). Посему вряд ли чающие реставрации золотого века Соломона могли спокойно перенести слова Иисуса «разрушьте храм сей» (Ин. 2:19), не останется от Иерусалима «камня на камне», «все будет разрушено» (см. Мф. 24:2; Мк. 13:2; Лк. 21:6). Иудейские книжники могли ожидать от грядущего сына Давида, что он «до йоты» будет исполнять закон (см. Пс. 39:9) и насытит хлебом «нищих» (см. Пс. 69:6; 71:13, 16; 131:15), но никак не слова « се, оставляется вам дом ваш пуст » (Мф. 23:38). Это не вписывалось в их представление о вечно живущем в храме Боге (Пс. 131:14; ср. 1 Цар: 8:13). И потому воспринятые буквально слова Иисуса « разрушьте храм сей » (Ин. 2:19) вызвали наибольшее негодование среди членов синедриона (Мк. 14:55-58). Как показывает проведенное исследование, завет Господа с Давидом не является для книг Ветхого Завета каким-то раз и навсегда установленным учением. Библейские книги подвергались литературной обработке применительно к историческим условиям, в которых они создавались. Это касается и пророчества Нафана о «завете» Господа с Давидом (2 Цар. 7:12-16), которое прошло свою эволюцию от «вечности» до «условной вечности» на протяжении истории. В истории формирования царской идеологии Древнего Израиля псалом 131 близок к эпохе написания книг Паралипоменон. Обозначенная в нем реакция автора на кризис в религиозном сознании народа в связи с пленом занимает компромиссную позицию между лояльным к завоевателям Иеремией и жалующимся Богу на «пренебрежение заветом» автором 88-го псалма (см. Пс. 88:40).

http://bogoslov.ru/article/6177151

Когда пророк предызображал народу земные Божия благословения, то рядом с этими благословениями у него шло предвозвещение суда Божия над современными ему врагами народа Божия: саранчою и засухою. То же и теперь. Рядом с возвещением высших благословений, благословений духовных, у пророка идет возвещение суда Божия над всеми врагами Бога и Его народа, но только уже не над саранчою и засухою, а над всеми враждебными народами мира. Необыкновенные знамения, совершающиеся на небе и земле, будут посланы Богом как предвестники этого суда: «и выставлю, – говорит Господь, – знамения на небе и на земле»; на земле: «кровь, огонь», напоминающие собою египетские язвы: превращение воды в кровь ( Исх.7:17 ) и огненный град ( Исх.9:24 ), – и означающие страшные кровопролития и опустошительные войны «и столпы дыма», находящие свой прообраз в древнем сошествии Господа на гору Синай, которая от этого сошествия вся дымилась, и дым из которой выходил, как дым из печи, и предуказывающие на дым, восходящей от горящих во время войны городов и селений. Таковы знамения близости и начала своего суда Господь выставит на земле; а на небе Он выставит следующие знамения: «солнце превратится во тьму и луна в кровь», т.е. примет кроваво-красный цвет. Эти знамения имеют свой прообраз во тьме, поразившей Египет ( Исх.20:21–22 ), они повторяются вместе со знамениями на земле при всех великих катастрофах в человечестве и проявятся во всей своей силе при последнем суде, при этой последней катастрофе в человечестве (ср. Ис.13:10, 34:4 ; Иер.4:23 ; Иез.32:7–8 ; Ам.8:9 ; Мф.24:29 ; Мк.13:24 ; Лк.21:25 ), находя свой смысл и объяснение в самой тесной, реальной, действительной связи человека с природой, а не воображаемой только верою благочестивого человека, поражающегося необыкновенными и страшными явлениями природы, связи, установленной Творцом при творении мира и человека, и недостаточно понимаемой, или даже вовсе часто не признаваемой человеческим знанием. Все эти знамения Господь выставит «пред пришествием дня Иеговы великого и страшного, когда спасется только тот, кто призовет Господа», спасется только истинный чтитель Иеговы, будет ли то сын Израиля или сын язычников, как объясняет это место ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

5:18–27 Повествование о дне Господнем и о том, почему Бог отверг Израиль. 5 дня Господня! Букв.: «дня Яхве». Это в высшей степени великий и страшный день, когда Господь придет, чтобы судить (ср. Ис. 2,12; 13,6–13 ; Авд. 1,15 ; Соф. 1,7.14 ). В ВЗ суд Божий всегда называется днем Господним. Наступления этого последнего дня ожидали ветхозаветные пророки. Иоиль описывает его как день суда Божия и всеобщего опустошения ( Иоил. 1,15–20; 2,11 ), хотя одновременно с этим произойдет и спасительное излияние Духа Божия ( Иоил. 2,28–32 ). для чего вам этот день Господень? Иначе: «Что хорошего принесет вам день Господень?». тьма, а не свет. Только Господь имеет власть обращать день в ночь как в буквальном, так и в переносном смысле, означающем начало Его суда. 5:19 Амос говорит о тщетности попыток избегнуть суда Божия ( Ис. 24,17.18 ). 5 Разве... не. В древнееврейском тексте этот вопрос предполагает утвердительный ответ: «Да». не мрак, а свет? См. ком. к 5,18. сияния. Здесь подразумевается, что в земле Израильской не будет ни света праведности, ни сияния спасительного благоволения Господа. Суд Божий проявится полным и беспросветным мраком, который накроет всю землю. 5:21–23 В этих стихах пророк критикует религиозную практику израильтян. Смысл ее в том, что не сами ритуалы были ложны, ибо их заповедал Господь, но совершались они бездуховно, в результате чего имели только религиозную форму, но были лишены спасительной силы истинной веры. 5 Ненавижу, отвергаю. Иначе: «Я отвергаю с величайшей ненавистью». не обоняю. Имеются в виду жертвенные всесожжения. Так, давая завет, Господь объявил (в случае, если Его народ будет непокорным Ему): «не буду обонять приятного благоухания жертв ваших» ( Лев. 26,31 ). 5 Если вознесете... не призрю. Для Господа важнее наша духовная устремленность к Нему (а также к нашим ближним, созданным по образу и подобию Его), чем жертвоприношения сами по себе (ср. Мф. 5,23.24 ; 1Кор. 13,3 ). 5 шум. Букв.: «грохот». Этим же словом передается в Библии шум в небесах, когда Господь мечет громы ( Иер. 47,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010