Бог призрел “на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел” ( Быт.4:3-5 ), и причина последнего указана в злом настроении и делах Каина ( Быт.4:3 ; ср. 1 Ин.3:3 ). Очевидно, что все желание Бога обращено к духовной жертве, приносимой человеком от чистого сердца. Пророки глубже и определеннее раскрыли эту мысль: “К чему Мне множество жертв ваших? …Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу… Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды… Тогда придите — и рассудим, говорит Господь” ( Ис.1:3,16-18 ); “Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже” ( Пс.50:3 ); “Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит” Бога, “и кто наблюдает за путем своим, тому” явит Господь Свое спасение ( Пс.49:3 ). Такой взгляд на жертву поистине высок! Просвещаемые от Духа Божия и возвышающиеся в своем понимании Бога над основной массой современников, пророки не могли не чувствовать и не понимать, что Бог того только хочет, чтобы человеку “было хорошо” ( Иер.7:3-23 ). А человек может достичь этого только через духовное уподобление Богу ( Лев.11:3 ), слушая волю Божию и исполняя ее ( Лев.18:3 ). Поэтому послушание Богу приятнее и лучше всякой вещественной жертвы ( 1 Цар.15:3 ), боговедение и милосердие — выше всесожжении ( Ос.6:3 ). Свое полное оформление и раскрытие духовные жертвы получают в Новом Завете, где каждый последователь Христов призван быть всецелой жертвой Богу, духовным всесожжением по образу жертвы Христа, взявшего “на Себя грех мира” ( Ин.1:3 ). Но об этом мы будем говорить ниже. Примером жертв с религиозным и нравственным извращением являются жертвоприношения языческих народов. Идейная почва их жертв — суеверия, вымыслы и плотские похоти, странно сочетающиеся с врожденной человеку и порой даже очень сильно проявляющейся потребностью чтить Бога и искать высшего блага. “Не думаешь ли ты, что Вил неживой бог? Не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день?” — говорил пророку Божию Даниилу персидский царь Кир о вавилонском идоле ( Дан.14:3 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

Давид говорит о себе: «я одевался во вретище, изнурял постом душу мою» ( Пс.34:13 ); «колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» ( Пс.108:24 . Читай еще: 2Цар.3:35 , 2Цар.12:16 ). Пророк Илия постился также сорок дней ( 3Цар.19:8 ). Постились: Ездра ( 2Ездр.8:49–50 ), Неемия ( Неем.1:4 ) Даниил ( Дан.10:2–3 ), постился весь народ Израильский ( Суд.20:26 , 1Цар.7:6, 31:13 ; Иудиф.4:9–13 ; Есф.4:16 ; Иер.36:9 ), постились Ниневитяне ( Ион.3:5 ). Вот как много примеров поста еще в Ветхом Завете! Неужели мы отстанем от ветхозаветных праведников в этой добродетели? Ведь «все это, – по слову святого Апостола Павла, – происходило с ними, как образы: а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Да и Сам Иисус Христос указывает на Ниневитян, как на образец всем кающимся: «Ниневитяне, – говорит Он, – востанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Лк.11:32 ). Правда, Христос Господь освободил нас от ига ветхозаветного обрядового закона, но пост Он освятил для нас примером Своим ( Мф.4:2 ), и наряду с наставлениями о том, как творить милостыню ( Мф.5:1–4 ), как молиться ( Мф.5:5–13 ), прощать обиды ( Мф.5:14–15 ), дал наставление и о том, как должно поститься: «когда поститесь, – говорил Он, – не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:16–18 ). В сих словах Спаситель не только учит, как поститься, но обещает постящемуся и награду от Отца Небесного, – значит, пост есть дело святое и Богу угодное. Когда ученики Иоанновы спрашивали Господа: почему Его ученики не постятся? Он не стал осуждать поста, а сказал только, что им не пришло время поститься, а «приидут дни, когда отнимется у них Жених», – то есть, когда Господь не будет более видимо пребывать с ними, – «тогда и они будут поститься» ( Мф.9:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

– Если речь идёт о верующих православных людях, то здесь вопроса не должно и возникать. Какие же это верующие, если пренебрегают церковным таинством, отказываются принимать дар благодати Святого Духа? Но согрешают они не тем, что будто незаконно сожительствуют, а своим маловерием, леностью, пренебрежением даром Божиим, подаваемым в таинстве. Брак установлен Богом при сотворении человека: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт. 1, 27–28 ). Поэтому любой брак, в каком бы народе и какой бы религии он ни совершался, является законным браком, но никак не блудом. Поэтому тяжкий грех берут на себя те священнослужители, которые отлучают от причастия людей, живущих в невенчанном браке: – В блуде живёшь! Венчайся немедленно! – Батюшка, да ведь он неверующий и венчаться не будет… – Не хочет венчаться – разводись. Мнение, что невенчанный брак есть блуд – это или невежество, или же сознательное отвержение учения апостола Павла, который утверждает о невенчанных: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим ( 1Кор. 7, 14 ). – Способствует ли таинство Венчания созданию счастливого брака? – Только в том случае, когда супруги принимают его с верой и обещанием Богу и людям быть верными друг другу и проводить жизнь по заповедям Христовым и церковным установлениям. В таком случае супруги получают от Бога особый дар благодати, который помогает им в сохранении, прежде всего, семейного мира, а он – основа всего. В противном случае Венчание, как и любое другое таинство, остаётся пустым обрядом. Как писал святитель Иоанн Златоуст : «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение Таин… и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха» 48 . Более того, слова апостола Павла, предупреждающие о последствиях недостойного причащения, естественно, относятся и к принятию Венчания: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе... Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1Кор. 11, 29–30 ). А преподобный Симеон Новый Богослов писал о крещении младенцев: «Принявшие крещение Твоё от младенчества и недостойно его прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, нежели некрещёные, как осквернившие, по словам Твоим 49 , святую одежду Твою» 50 . Поскольку проклят, кто дело Господне делает небрежно ( Иер. 48, 10 ). Разумеется, это относится к принятию любого таинства и, конечно, Венчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Иезекииля. Установить на основании этих случаев употребления выражения какие-нибудь особенные оттенки мысли (напр., понимать выражение в смысле указания на высокое положение человека в ряду других существ или – наоборот – на униженное состояние сынов падшего Адама – bendj-ha-Adam), как стараются сделать некоторые, едва ли есть какая-нибудь возможность. В этом отношении достаточно указать одно место, – Пс.8:5 : «Господи, что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его» (ср. Пс.143:3 ). Здесь, с одной стороны, речь идёт о ничтожности слабого человека (enosch), потомка падшего Адама (ben-Adam) пред величием мироздания (ср. ст. 4: «когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил: то что человек...» и т. д.), с другой – о его назначении господствовать над всей видимой природой («поставил его над делами рук Твоих», и т. д., – ст. 6–9), – т. е., говоря другими словами, ясно показывается, что выражение ben-adam заключает в себе самую безразличную идею человека, открывающую возможность применения к нему самых противоположных предикатов 48 . Ещё менее удачной следует признать попытку придать этому выражению условный смысл обозначения пророческого служения, – поводом к чему является для Вейцзеккера 49 частое употребление выражения ben-adam в книге пр. Иезекииля в применении к личности пророка. Нельзя, конечно, совершенно отрицать того, что употреблённое много раз в применении к личности пророка, выражение «Сын человеческий» могло в обычном употреблении сделаться синонимом слова «пророк». Такое превращение случайно употреблённого общего выражения в устойчивое обозначение какого-нибудь частного, специального понятия – совершенно в духе еврейского языка; для примера можно указать слово semah – отрасль, которое после употребления у пр. Исайи 4:2 ; Иер.23:5, 33:15 ; Зах.3:8, 6:12 – в позднейшей еврейской (талмудической) письменности делается собственным именем Мессии 50 . Но из того, что подобная специализация понятия возможна, ещё вовсе не следует, что она и в действительности имела место в данном случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Каковы же наказания 48 , которые Бог установил для них. Это проклятия и печали, как Он говорит это через Амоса и Исаию: горе [вам], рукоплещущие звуку свирелей, думающие, что это длится вечно, а не кончается 49 , пьющие отборное вино и мажущиеся лучшими ароматами (Ам., гл. 6); горе [всим], под звуки гуслей, цитры, тимпанов и свирелей вино пиющие ( Ис.5:12 ). Это гневы Божии, по которым радости таковых превратятся в печаль; песни их преложатся в слезы и рыдания; игры и лиры их и пляски их обратятся [в противоположное] и станут плачем и воздыханиями; это звучит через уста Иова: гусли мои обратились в плач, а песни мои у меня в рыдание 50 ( Иов.30:31 ), и через уста Иезекииля: и прекращу шум песней твоих, и звук цитр твоих уже не будет слышен ( Иез.26:13 ), через уста Иеремии: прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетования ( Иер.5:15 ), и через Маккавеев: и отнято веселье у Иакова, и не слышно стало свирели и цитры ( 1Мак.3:45 ). Сказать мне и о других, больших наказаниях, которые определяет для них Бог ? Те, кто пребывают в играх, плясках, песнях и гулянках, предаются Богом в руки врагов, неверных, нечестивых, пленяются и умирают от голода и жажды. Так говорит Бог устами пророков Исаии и Амоса: Поэтому народ мой пойдет в плен, и будет множество мертвых из-за голода и жажды водной ( Ис.5:13 ); за то ныне будут они пленены князьями сильных ( Ам.6:6 ); как [мне] кажется, в этом состоит причина и основание, по которым и мы, христиане, оказываемся плененными и теперь находимся под игом рабства неверным – именно из-за таковых и других подобных им неуместных дел наших. Последнее же, самое последнее наказание, которое получают играющие, пляшущие и поющие, бывает тогда, когда они, если не перестанут [от таковых дел] и не покаются и не примут правила, какие определил выше Василий Великий , но умрут нераскаянными, они после смерти совершенно точно идут в ад и мучаются. Это говорит Бог через Исаию, [а именно,] о чем мы уже сказали [в начале]: и расширил ад утробу свою и раскрыл пасть свою, чтобы не пропустить [никого] ( Ис.5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Призыв к покаянию:    Обличительные речи — Ис. 1:3-6; Ис. 3:9-11; Ис. 5:20-23; Ис. 10:1-2; Ис. 19:13; Ис. 30:1; Ис. 42:18-20; Ис. 45:9-10; Ис. 57:20-21; Ис. 59:1-4; Иер. 2:13; Иер. 5:1-5; Иер. 7 гл.; Иер. 8:9-11; Иер. 9:8; Иер. 15:1-2; Иер. 17:1; Иер. 17:5; Иер. 22:13-17; Иер. 44:4-6; Иер. 48:10; Мих. 7:1-6; Соф. 3:1-5; Мал. 1:6.     Призыв к покаянию — Ис. 1:16-20; Ис. 64:6-9; Иер. 8:4-5; Иез. 18:30-32; Ос. 6:1-3; Иоил. 2:11-17; Зах. 1:3-4; Мал. 1:9. О последних временах:    О духовным голоде — Ам. 8:11.     О лжепророках — Ис. 9:15; Иер. 14:14-16; Иер. 23:15-17; Иер. 23:26-28; Иез. 13:3-16; Иез. 14:9-11; Соф. 3:4; Мих. 3:5-7.     О пастырях добрых — Иер. 3:15.     О негодных пастырях — Ис. 56:10-11; Иер. 10:21; Иер. 23:1-6; Иез. 34:1-6; Зах. 11:16-17.     Об антихристе — Ис. 14:4-20; Иез. 28:13-19; Дан. 11:35-40; Дан. 12:9-13.     О Суде над народами — Ис. 2:10-21; Ис. 13:6-15; Ис. 24:4-23; Ис. 63:1-6; Ис. 66:15-16; Иер. 46:10; Иер. 50:31-32; Иез. 9:4-8; см. Откр. 7:3; Иез. 30:2-3; Иез. 38:20-23; Дан. 7:9-12; см. Откр. 4:2; Откр. 5:11; Откр. 20:12; Иоиль 2:1-10; Иоиль 3:2-17; Ам. 5:18-20; Соф. 1:14-18; Соф. 3:8-9; Наум 1:3-7; Авд. 1:15; Мал. 4:5; см. Откр.11:3-6.     Об уничтожении зла и страданий — Чис. 24:17; Ис. 11:1-10.     О вечной радости — Ис. 42:1-12; Ис. 54:12-14; Ис. 60:1-5; Ис. 61:1-4.     О воскресении плоти Иов. 19:25 и уничтожении смерти — Ис. 26 гл.; Ис. 42:1-12; Ис.61:1-4; Зах. 9:9-11; Ос. 13:14.     О торжестве истины и справедливости — Ис.9:6-7; Ис.11:1-10; Ис.26 гл.; Иер.23:5.     О славе торжествующей Церкви — Ис.26-27 гл.; Ис.52:1-2; Ис. 60:1-5; Ис. 61:10-11; Ис. 62:1-5.     Об обновлении мира — Ис. 4:2-6; Ис. 11:1-10; Ис. 44:22-24; Ис. 49:13-15; Ис. 52:1-9; Ис. 60:1-21; Ис. 61:10; Ис. 62:11-12; Ис. 65:17-20; Ис. 65:25; Ис. 66:22-24; Иер. 32:39-41; Иер. 33:6-9; Иер. 33:15-16; Вар. 5:9; Дан. 12:1-3; Ос. 3:4-5; Ос.13:14; Авв. 2:14; Соф. 3:9; Зах. 8:3. Заключительный обзор содержания и значение пророческих книг    При нравственной огрубелости людей ветхозаветного времени и отсутствии духовных наставников на пророков выпала трудная задача учить людей верить в Бога, воздерживаться от пороков и вести праведную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

И другие народы не были пренебрежены и оставлены Богом, и для этих народов пророки еврейские были посланниками Божиими. Пророки действуют на более широкой арене, чем Палестина, их речи и дела имеют в виду благо не одного Израиля; пророки распространяли сверхъестественное откровение и вне истинной Церкви. У пророков мы находим речи, касающиеся почти всех стран и народов Востока: Вавилона (см.: Ис. 13, 1–14; Иер. 50, 1–51, 64); Моава (см.: Ис. 15, 1–9; 16, 6–14; Иер. 27, 3; 48, 1–47; Ам. 2, 1–3); Дамаска (см.: Ис. 17, 1–18, 7; Иер. 49, 23–27); Египта (см.: Ис. 19, 1–25; Иер. 46, 2–24; Иез. 29, 2–16, 19; 30, 4–26; 31, 2–18; 32, 2–32); Тира (см.: Ис. 23; Иез. 27, 2–36; 28, 2–10, 12–19); Сидона (см.: Иез. 28, 21–24); Идумеи (см.: Иер. 27, 3; 49, 7–22; Иез. 35, 2–15; Авд. 1, 1–21); филистимлян (см.: Иер. 47, 1–7); аммонитян (см.: Иер, 49, 1–6; Ам. 1, 13); Кидара и царств Асирских (см.: Иер. 49, 28–33); Елама (см.: Иер. 49, 34–39); Халдеи (см.: Иер. 50, 1–51, 64); Ефиопии, Лидии и Ливии (см.: Иез. 30, 4–26); земли Магог, князей Роша, Мешеха и Фувала (см.: Иез. 38, 2–23; 39, 1–15); Ниневии (см.: Иона 3, 1–9; Наум. 1, 1–3, 19), многих городов и народов касаются речи пророков Софонии (см.: 2, 4–15), Захарии (см.: 9, 1–10) и Даниила. Приведенный, хотя и неполный, перечень достаточно доказывает, что пророчества о других странах и для других народов не были случайными и исключительными явлениями; нет, эти пророчества — существенный элемент деятельности пророческого института. Да и Сам Бог говорит Иеремии, что Он поставил его пророком не для народа, а для народов (см.: Иер. 1, 5). А этот факт в свою очередь подтверждает наше положение, что пророчество, как оно выступает в книгах Ветхого Завета, было представительством Бога на земле. Священство было религиозно-народным представительством, и оно было строго национально. Сверхнациональность ветхозаветного священства и всего вообще культового закона в Библии выражена только в виде пожелания для будущих времен (см.: 3 Цар. 8, 41–43; Ис.

http://pravoslavie.ru/5840.html

( Иер.51:49 ). В Вавилоне «падати язвеным» Израиля в нем. Поэтому и жители «Вавилона падут язвении» «по всей земли». Что делали с Израилем, то потерпят от других сами. Иер.51:50 . Избегшии от земли, «идите, не стойте: иже издалече помяните Господа». Сие говорит Пророк пленным Иудеям. «И Иерусалим да взыдет на сердце ваше». Не позабывайте города, посвященного Богу. Потом от лица их продолжает Пророк: Иер.51:51 . Посрамихомся, зане слышахом ругание наше, покры срамота лице наше, яко приидоша чуждии во святая наша в дом Господень. Так сетовали Иудеи, и Владыка изрек: Иер.51:52 . Се, дние грядут, глаголет Господь: и посещу на изваяния его, и по всей земли его падут язвении. ( Иер.51:53 ). «Яко аще взыдсть Вавилон» как «небо, и аще утвердит» высоту крепости своей, «от Мене приидут губителие его, глаголет Господь». Весьма толсты и высоки были стены вавилонские. Посему Владыка Бог открывает, что никакой пользы не получат от того, когда Сам Он произнесет на них приговор Свой. Пророк же к божественному приговору присовокупляет и самое дело, и говорит: Иер.51:54 . Глас вопля в Вавилоне, и «сотрение велико» в «земли Халдейстей:» ( Иер.51:55 ) «яко погуби Господь Вавилона», и погуби «от него глас шумящий яко воды многи». Сим Пророк означил множество жителей, и говорит, что нимало не помогли ни луки, ни копья, когда Бог наложил наказание на Вавилон. Ибо не одни военачальники и доблестные воины потерпят оное, но и ( Иер.51:58 ) «стена» его «преширока подкопана будет, и врата его высоки огнем сожжены будут». Так предсказав сие, Пророк дает знать, что пророчество сие написал он по Божию повелению ( Иер.51:59 ) «в четвертое лето царства Седекии», и книгу отдал Сарею, который Седекией послан был в Вавилон, и что велел прочитать книгу в Вавилоне и сказать: Иер.51:62 . Господи, Ты рекл еси противу места сего, погубити е, и да не будет живяй в нем от человека и до скота, и да будет в вечную пустыню. Произнесши сию молитву, сказал он: привяжи книгу к камню, брось в Евфрат, и скажи: Иер.51:64 . Тако потопится Вавилон, и не востанет от лица зол, яже Аз наведу нань.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Сюда же относится замечание критики, что в 50, 51 гл. проглядывает в отношении к Вавилону дух мстительности и злорадства, совершенно чуждый пророку Иеремии: указывают на нетерпение, с которым пророк многократно приглашает врагов Вавилона к поспешному начатию враждебных, разрушительных действий ( Иер. 50:14 и сл., Иер. 50:21, 26, 27, 29, 51:11 и сл., Иер. 51:27 и сл.); обращают внимание на злорадное изумление, выражающееся в восклицании: „как разбит и сокрушен молот всей земли! как сделался Вавилон ужасом среди народов!» ( Иер. 50:28 ) и под. ( Иер. 51:41 ); смущаются сарказмами, произносимыми пророком насчет жалкого положения, которое должно постигнуть гордую, деспотическую, причинившую так много зла Израилю, державу ( Иер. 50:24, 31, 51:49 ). Все эти сомнения и недоумения, очевидно, объясняются непониманием того источника, откуда выходят как это враждебное отношение к Вавилону, так и то увещание спасаться из земли халдейской. Пророк Иеремия на все смотрел с теократической точки зрения. Национальная независимость его народа существовала для него и была дорога лишь настолько, насколько последний заслуживал вечных благословений, издавна ему обещанных. Коль скоро мера беззаконий Израиля усилилась до того, что необходимо стало наказать его по правосудию ( Иер. 30:11 ) и только путем временного лишения национальной независимости возможно стало возстановить его право на получение божественных обетований, тогда пророк ясно видел с своей точки зрения необходимость покориться на время той силе, которой Бог определил быть орудием наказания евреев ( Иер. 27:6 и сл.). Вот источник убеждений, с которыми обращался Иеремия к своим соотечественникам во время Навуходоносорова погрома, не оказывать завоевателям сопротивления. Объявляя волю Божию, требуя покорности ей, пророк сохранял надежду, что временное бедствие вразумит Израиля, внушит ему обратиться к Иегове с раскаянием, исправит его и возвратит ему благоволение Божие ( Иер. 29:10–14 ). И вот, когда действительно сыны Израилевы и Иудины вместе будут ходить в слезах и, наученные несчастием, взыщут Иегову Бога своего ( Иер. 50:4 ), когда таким образом оправдана будет священнейшая надежда пророка: тогда, во имя той же надежды, может ли этот пророк не желать, чтобы бедствия его народа кончились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

Посл. Иер. 20, 26, 86 6–9, 23 14, 15, 23 1, 3, 6, 21 79, 112 50, 185 1–5, 9–11 50, 197 20, 59, 60 15, 17, 41, 50, 59, 60, 62 1–2, 3–4 21, 35, 36, 41 2–4, 13 35, 49, 50, 77 5, 6–11 5–10, 14–17 50, 215 49, 50, 98 18, 22, 37, 41, 42, 50, 168, 197 21, 192 41, 104, 185 35, 50, 69, 198 23, 31, 44, 50, 106, 198, 209 4, 5, 6, 8, 9, 12, 15 36, 51, 82, 207 42, 50, 87 51, 218 8, 9, 10, 12 202, 215, 219 35, 120 27, 34, 197, 220 15, 17, 199 1, 3, 9, 13, 19 21, 43, 51, 203, 210, 213 203, 205, 215 3, 6, 7, 8, 12, 14 195–196 3, 9–13 50, 204, 212, 217 51, 173, 209, 210, 213 50, 71, 209 50, 215, 218 49, 217 50, 213 50, 202 51, 218 19, 20, 22, 23, 35, 49, 50, 51 18, 27, 200, 219, 221 186, 197 1–13, 6 1 Макк. 1 1 Макк. 6 1 Макк. 8 13–16, 23, 25, 27, 29 12, 14, 16 Еврейский Масоретский текст положен нами в основу всей работы. LXX: 16, 17, 57, 58, 66, 67, 70–74, 81–84, 90–94, 96–101, 107–109, 119–123, 127, 131, 137, 138, 143–146, 148, 150, 157–163, 166, 167, 169, 171–173, 176–178, 181, 183, 185–190, 194, 196, 198–200, 203, 220. Разночтения LXX-mu: 86, 166, 185; A 86, 166, 185; Q 87, 166, 185. Акила: 57, 82, 99, 123, 138, 169. Симмах: 57, 82, 94–95, 123, 127, 138, 146, 157, 162, 166, 169. Феодотион: 57, 82, 138, 146, 157, 162, 166. Таргум: 58, 67, 91, 123. Сирийский перевод: 58, 67, 83, 90, 123, 130, 148, 169. Арабский перевод: 58, 67. Вульгата: 57, 67, 82, 86, 90, 95, 99, 117, 118, 123, 127, 138, 146, 157, 162, 169. Русский синодальный перевод: 98–99, 127, 170, 180, 184. Венский перевод: 98–99, 127–128, 170, 172, 178, 184, 193. Указатель цитат из литературы предмета Baethgen 160, 167. Baudissin 31. Baumgartner 24, 25, 31, 44, 64, 68, 75, 95, 99, 105, 117, 130, 164. Budde 31. Cheyne 16, 36, 77, 196. Condamin 46, 159. Cornelius a Lapide 60, 67–68, 105. Cornill 31, 47, 57. De Wette 31. Delitzch Franz 24, 25, 31, 38, 44, 106, 128. Delitzsch Friedrich 16. Driver 24. Duhm 16, 31, 32, 44, 69, 72, 87, 88, 89, 100, 106, 160, 162, 167, 188, 189, 199, 200. Field 114. Gesenius 16, 59, 71, 95, 99, 128, 129, 159, 167, 187, 193, 194.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010