8. «Мечтатели» — это относится, вероятно, к мечтам лжепророков, которые, представляя ложь, претендуют на истину (Иер. 23:25); ангельские «начальства» (букв : «славы»; ср.: NRSV, TEV) отражают иерархию ангельских воинств, которым Бог повелел управлять народами, природой и др., в соответствии с иудейскими преданиями. Проявление неуважения к земным властям и духовным силам, которые стоят за ними и которые поставлены Богом, могло привести к тому, что христианство рассматривалось как мятежная религия, а это в свою очередь было чревато масштабными пре следованиями христиан по всей Римскойимперии. (Некоторые богословы также высказывают предположение о том, что они гневно осуждали этих ангелов как тех, через которых Бог дал закон, за их противозаконную позицию, но не ясно, связывали ли они их аморальность непосредственно с тем, что они отвергли закон.)     9. Михаил (Дан. 10:13,21; 12:1) и Гавриил (Дан. 8:16; 9:21) — два ангела, которые упоминаются по именам в Ветхом Завете, и они, естественно, стали самыми популярными ангелами в еврейском фольклоре того времени, при этом Михаил считался ангелом-хранителем Израиля и самым выдающимся архангелом.    Существуют разные иудейские предания о смерти Моисея (или о ее отсутствии, вопреки Втор. 34), и здесь приводится одна из подобных версий. В Ветхом Завете и в еврейской литературе дьявол действует как обвинитель; здесь великий архангел Михаил не позволил себе напрямую возразить на его обвинения; он отдает все на усмотрение Бога как высшего Судьи. Божий посланник, ангел, также восклицает в защиту первосвященника: «Да запретит тебе Господь» (Зах. 3:2).     10. Лжеучителя, однако, насмехались, хулили ангельские силы, вероятно, и сатану. В Свитках Мертвого моря говорится, что некоторые люди проклинали сатану, но Иуда не одобряет этого. Вместо этого он, по-видимому, соглашается с моралью, которая содержится в одной более поздней раввинистической истории: один человек по имени Пелимо постоянно высмеивал дьявола до тех пор, пока дьявол не появился перед ним и не загнал его в купальню, чтобы он мог поразмыслить обо всем; ср. также: Сир. 21:27. Христиане тоже не должны рассуждать о тайных вещах, которые Бог не счел нужным раскрыть людям (ср.: Втор. 29:29).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Термин «ойкумена» (от греч. οκουμνη) означает населенный, наблюдаемый, а значит, известный человечеству (иногда – грекам ) мир – вселенную. Аналогами этому термину в Ветхом Завете являются еврейское слово (тевель) (1 Цар. 2:8; 2 Цар. 22:16; 1 Пар. 16:30; Иов 34:13; Пс. 89:3 и др.), а также, отчасти, «земля» (эрец) (Быт. 1:1-2, 28; Быт. 6:13; Быт. 6:19; Исх. 19:5 и др.), иногда употребляемое в связке со словом «небо» (шамаим) (Быт. 1:1; Быт. 2:1; Иер. 10:11 и др.). Бог – Творец и Владыка всей земли, которая отдается человеку во владение, однако границы ойкумены-вселенной с точки зрения обитателей библейского мира практически совпадали с таковыми и для других народов античного Средиземноморья. На севере это Южная Европа, Малая Азия, Армения (Иер. 51:27; Иез. 27:17; 39:6); на юге – Южная Аравия, Эфиопия, Ливия (2 Пар. 12:3; 16:8; Иез. 30:5); на западе – Крит, Карфаген, Испания (Иер. 10:9; Иер. 47:4; Иез. 27:12; Иона 1:3); на востоке – Мидия, Персия, Индия (Есф. 1:1; 8:9). «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими» (Дан. 2: 37-38), – обращается пророк Даниил к вавилонскому царю Навуходоносору в традициях восточного красноречия. Однако автор 1-й Маккавейской книги вполне беспристрастно свидетельствует об Александре Македонском, который в своих завоевательных походах «прошел до пределов земли» (1 Мак. 1:3-4). При этом первые подъемы на высшую точку Альп и Европы – Монблан (4 810 м) состоялись лишь в конце XVIII в., а вопрос о местонахождении истоков одного из «кормильцев» античной цивилизации – Белого Нила оставался дискуссионным практически до середины ХХ века после Рождества Христова! Начиная с эпохи великих географических открытий «размеры» вселенной начинают стремительно «возрастать». Путешественники и исследователи с удивлением узнают, сколь грандиозен на самом деле мир, подаренный человеку Творцом.

http://bogoslov.ru/article/5998359

Писания ( 4Цар. 24:12; 25:8 ; Иер. 32:1; 46:2; 52:12 ). К четвертому же году Иоакима, а не третьему относится и победа Навуходоносора при Кархемисе над фараоном Нехао ( Иер. 46:2 ). Нападение его на Иудею следовало непосредственно за этою победою, след. в том же четвертом году Иоакима, а не в третьем. 201 При Навуходоносоре – 45 л., Евиль – Меродахе – 2 г., Нериглиссоре – 4 г., Лабосоордахе – 9 м., Валтасаре – 17 л., и, по завоевании Вавилона Киром, при Дарии Мидянине – 2 г. Сколько времени оставался он при дворе в царствование Кира, неизвестно. 202 Таким образом Валтасар был последним царем из династии Набополассара, отца Навуходоносора. Между тем по Геродоту – последним царем Вавилонским был Лабинет, а по Берозу – Набонид, что впрочем одно и то же. Это видимое несогласие с повествованием пророка объясняется тем, что Валтасар, будучи сыном Набонида, был его соправителем и во время взятия Вавилона находился здесь, проводя время в пиршествах ( Дан. 5:1–4, 22–23 ). Набонид же с войском в это время был, по Берозу, вне Вавилона (ср. Иер. 51:31 ). 205 Этот муж, явившийся пророку Даниилу, как видно из самого описания внешнего вида его, был лицом таинственным, духовным: тело у него как фарсис, лицо как бы вид молнии, т. е. светлое, сияющее как молния, глаза как горящие свечи, руки и ноги как блистающая медь, а голос речей его как шум народа (6 ст.). Он хотя и имел образ человека (аки подобие сына человека) – (16 ст.), но без сомнения не был человеком. Кто же это был? – Некоторые в виду указания пророка на подобие его сыну человеческому (16 ст.), и на основании др. подобных мест ( Дан. 7:13 ; Иез. 1:26; 2:1–5 ), говорят, что это был Сын Божий, впоследствии явившийся на земле сыном человеческим и в подтверждение этого указывают на то, что сам пророк Даниил называет явившегося ему Господом (16, 17 и 19 ст.). Но, кажется, справедливее мнение тех, которые считают его ангелом. Из слов его самого о своем посланничестве (11 ст.) и о помощи, получаемой им от ангела-хранителя избранного народа Михаила в борьбе с ангелами других народов (13, 21 ст.), видно, что это – не Бог, а духовный посланник Божий, следовательно лицо из ангельского мира (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Пророчество о ниспослании на личность Искупителя разнообразных даров Св. Духа (ст. 2) можно считать единственным, если не иметь в виду довольно отдаленных по прямому содержанию Пс. 44:8 или Иоиля 2:28. Второе полустишие четвертого стиха: жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого“ определенно раскрывает мысль Первоевангелия о поражении диавола, мысль, которая во всем Ветхом Завете лишь предполагается. Предсказание об идеальной праведности Мессии повторяет многочисленные аналогичные пророчества псалмов ( Пс. 15:10; 44:8; 71:1–19 ), предсказания Иеремии ( Иер. 23:5–6; 33:15–16 ) и Дан. 9:24 (Правда вечная“). Пророчество 42 главы (ст. 1) о сыновней близости Мессии-Отрока к Богу Отцу содержит общую мысль об отношении Спасителя к Иегове, но раскрывает положение с значительной ясностью и определенностью. Параллельными местами можно считать Пс. 2:7–8; 109:1, 3 ; Иер. 32:21–22 ; Иез. 34:23 ; Ос. 11:1 . Предсказание третьего и четвертого стихов о кротости и смирении Мессии-Пророка, проявляющихся в способе распространения мессианского учения, не имеет точной аналогии в христологических пророчествах. Откровение Втор. 18:17–18 замечанием: и вдам слово Мое в уста Его, и возглаголет им, якоже заповедаю Ему“ (ст. 17) скорее указывает на содержание мессианской проповеди, чем на способ распространения учения. Выражение 21 псалма: повем имя Твое братии моей, посреде церкве воспою Тя“ (ст. 23) также нельзя считать определенной параллелью. Мысль о распространении мессианской проповеди среди языческих народов и об утверждении закона среди язычников ( Ис. 42:4–6 ) встречается довольно часто в христологических откровениях ( Быт 9:27; 12:2; 17:5; 49:10 ; Чис. 24:17–19 ; Дан. 2:44 ; Иер. 3:17 ; Соф. 3:9 ; Зах. 2:11, 8:20 ). Однако универсальный характер мессианского царства изображается в пророчествах Исаии ( Ис. 2:2–4; 49:5–6; 54:1–17 и др.) с такой ясностью и поразительной верностью фактической истории христианской церкви, что все относящиеся сюда пророчества представляются написанными как бы в христианские времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

в) Иногда вдохновение отнимает у человека волю и он говорит не то, чтобы ему хотелось сказать, или же не понимает вполне сам своих пророчеств. Так Валаам благословлял евреев тогда, когда ему хотелось проклясть их. Он даже падал на землю в обмороке, когда на него сходил Дух Божий ( Чис.24:3, 4 ). В таком же пассивном состоянии вдохновения находился однажды царь Саул ( 1Цар.19:24 ). Совершенно другое бывало с Самуилом, Исаией и др. пророками. В них человеческий дух только незаметно повышал темп своей жизни и деятельности, под действием Духа Божия. Их духовная деятельность, благодаря этому действию Духа Божия, оживлялась, в душе их появлялись новые настроения, их уму открывались новые горизонты, причем они все-таки могли различать, что, собственно, привходило в их душу свыше и что было результатом их собственной духовной деятельности во время получения откровения ( Ис.6:5 ; Иер.1:7 ; 2Пет.1:20, 21 ). Здесь Божественное воздействие опирается более на природные индивидуальные духовные способности человека – на полученное им образование (ср. Дан.9:2 и Иер.25:11 ), отчего у пророков иногда встречаются почти дословные повторения прежних, им, конечно, известных пророчеств (ср. Ис.2:2–4 и Мих.4:1 ). Однако образованность не была необходимым условием для получения Божественного откровения, как это доказывает пример пророка из простых пастухов – Амоса ( Ам.7:14–15 ). Зато все пророки должны были сохранять полное послушание воле Божией ( Мих.3:8 ) и всегда заботиться об обращении народа израильского на тот же путь послушания Всевышнему. Особенности пророческого созерцания . а) Пророки получали часто откровение в форме видений, образов, притч, символов, которые разгадать иногда довольно мудрено и для которых давались поэтому соответственные объяснения ( Ам.7:7–8 ; Дан.8 и сл.; Зах.1:9 ). Поэтому и сами пророки говорят часто образами, совершают символические действия. При этом на их речах отражаются черты их личности и они сами принимают деятельное участие в придании откровению известной формы. Действия же символические иногда совершались ими в действительности, иногда же пророки рассказывают о них, как о событиях их внутренней жизни ( Иер.19 и сл.; Ис.20 и сл.; Ос.1 и сл.; Иез.12 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

е христианам) благодати» ( 1Пет.1:10 ). Не у всех шестнадцати пророков одинаково ясно и подробно изображается эта христианская благодать; но у всех их мессианская идея внутренно присутствует в пророческих речах, движет убеждениями пророков и имеет в виду увлечь их слушателей. Все наставления и увещания пророков имеют две побуждающие и убеждающие силы: синайский закон, как данное руководство для народа Божия, и сионский закон, как будущее откровение для всех верующих ( Ис.2:1–5 ); позади – Моисей с скрижалями, впереди – Мессия с благодатию, пишущею законы на сердцах ( Иер.31:31–84 ). Во, чтобы современные пророкам верующие могли живее представлять Христа и воспитывать свою веру в Него, а с другой стороны, чтобы будущие современники юристу могли верно узнать Его и быть достойными и готовыми вступить в Его царство, пророки часто изображали и частные черты из жизни Мессии, характеризующие Его личность, описывали характер Его царства и духовные свойства членов этого царства. Для современников именно Христа, но свидетельству ап. Петра, пророки тщательно «исследовали, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Пет.1:11 ). Так, начиная с пророка Исаии, пророки предсказывали, что пришествие Мессии будет после плена Вавилонского, после вообще бедственного и мрачного времени (см. Ис.8:21–9:2, 11:2–12:6, 40:1–5 ; Зах.12–14 и мн. др.); частнее, пр. Даниил предсказывал, что открытие царства Мессии будет по прошествии семидесяти седмин (490) лет после издания указа о воссоздании стен Иерусалима ( Дан.9:24–27 ); они предсказывали, что явлению Мессии будет предшествовать особый вестник Божий в духе и силе пр. Илии, предтеча явлению Самого Господа ( Ис.40:2–5 ; Малах. 3:1 и 4:5–6); Мессия будет Богом, воплотившимся от Девы, из царского рода Давидова, когда этот род придет в упадок ( Ис.7:14, 9:6 и 11:1); родится в Вифлееме ( Мих.5:2 и 3); время земной жизни Мессии будет временем унижения Его, имеющим кончиться поносною смертию ( Ис.53:1–8 , Дан.9:26 ; Зах.11:12 и 13; 12:10 и 13:7); но после искупительной смерти Мессии начнется Его прославление, распространение и утверждение Его царства ( Ис.43:9–13, 44:1–8 ; Ос.2:19–23, 6:1–3, 13:14 и др.); настанет время обильной благодати, а вместе – и время суда Божия ( Иоил.2:28 – 3 ; Зах.14 и др.); членами царства Мессии будут Иудеи и язычники и даже язычники по преимуществу, а Евреи будут отвергнуты Богом ( Амос.9:11 и 12; Ис.45:1 и 2; и др.); конечными результатами этого царства будут общее умиротворение и блаженство ( Ис.2:4, 45:1 и 2; 60 и 61; Дан.13:1–3 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

568 Πνεμα без приб. чит. и др. и Кир. ниже в конце толкования этого стиха, – также в Glaph. Aub. 145 и Ador. 404, – Копт. Арм. Ориг. в нек. м. Гезих. Псевдокипр. др. Приб. γιον поздн. унц. Дид. Аф. Злат. Феодорит, сам Кир. к Uh. XII, 27–28 и Uh. XVI, 12–13 у Pus. II, 319 и 626, слав.: Ал. поздн. и теп. (и еще επ’ ατος D. f. Гот.). Вм. γιον чит. δεδομνον древне-лат. мн. Вг. Сир. (Пеш. Кур. Син. Тац. у Ciasca) Евс. – Чит. оба прибавления: «Дух Святый дан» древнесл. В. нек. лат. Сир. (иер. и Геракл.). 569 Κα δ ατο πεισι τος γοις ατ τ στ ππον διανεμηϑν πα Πατς. Латин. переводчик видит здесь учение об исхождении Святаго Духа и от Сына и переводит: et per ipsum (filium) procedit, sanctis, prout unicuique convenit, a Patre distributus, т. е. «и чрез Него (Сына) исходит, уделяемый святым... от Отца». Но возможен и наш перевод, и дело должно решаться на основании общедогматического учения св. Кирилла о Святом Духе. Впрочем, к πεισι ср. далее следующую речь (Pus. 694, 18) о происхождении человеческого рода от Адама. 570 Так, без τινς чит. древн. вм. «мнози же от...» поздн. Слав. – τν λγον τοτον или без τοτον мн. позд. унц. и слав. Савв. Арх.: «Слово се», – в Конст. и позд. и теп.: «слово». Но в древн. τν λγον нек. с приб. ατο и τοτων, – Остр. Гал. Мст. Мар. Зогр. «Словеса си», Ал.: «словеса». 571 τι и ληϑς чит. нек. немн. В слав. Сав. Арх.: «и ини», Ал.: «ини», Остр. Гал. «друзии же», Мар. Зогр.: «друзии» (δε приб. в немн.). 572 ι δε др. λλοι. Слав. «овии же» или без «же», и «друзии». – «приходит», др.: «придет, приде, грядет». Ал. «еда убо придет». 573 «Не пис. ли рече» (греч. επεν и λγει) др.: «убо ни... не кънигы ли рекошя. – племени. Вифл. веси» в одних, др.: «Виф. градьца, града – придет Х., грядет Х., приходит» Ал.: «ни ли... кде... Х. придет», соотв. греч. вар. 575 «Убо» – нов. вм. древн.: «же». Сав. оп. «в народе». Ал.: «в народе бысть» соотв. греч. вар. Слав.: «Его ради». 576 Слав.: «етери, едини», но Гал. и Ал. «нецыи». Ал.: «нецыи же хотеша» (ошибка) «из» (точнее вм. тепер. и древн.: «от») «них... Его» (вм. др.: «и»), «но ни един» (точно вм. др.: «никто»)... «Руки» (точнее, вм. «руце», ибо греч. не двойств., а множ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОГРАФИЯ БИБЛЕЙСКАЯ область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с к-рым связаны события библейской истории (о физической географии Сиро-Палестинского региона см. ст. Святая земля : география). Географические представления библейских авторов Хотя у библейских авторов нет специального интереса к вопросам географии, они обращаются к ним лишь в связи с описаниями явлений природы, войн, границ владений и т. п., в Библии отражены их представления о географическом устройстве земного мира. Форма Земли четко не определяется, так же как неясным остается вопрос об «основаниях земли» (1 Цар 2. 8; ср.: Иов 26. 7). Ориентировка в пространстве основана на видимом пути солнца; стороны света обозначаются с позиции человека, обращенного лицом к востоку: «перед» (   - Быт 2. 8; 12. 8 и др. в значении «восток»); «зад» (   - Ис 9. 11 (МТ) и др.); «море» (  - Быт 12. 8 (МТ) и др.) в значении «запад» (поскольку море составляет зап. кромку Палестины, противолежащую точке восхода); «левая» (  , т. е. связанная с закатом, северная) сторона и «правая», т. е. юж. («полуденная»), сторона (   - 1 Цар 23. 24;  - Зах 6. 6; 9. 14; Иов 39. 26; также:   - Втор 33. 23 или   - Быт 12. 9 и др.). Локальными ориентирами служили природные объекты - горы, плоскогорья, хребты, долины и т. п. (ср.: Нав 15-19), а также дороги и поселения, обычно составлявшие удел к.-л. колена. Сведения древнеевр. авторов о территориях соседних народов достаточно широки: на востоке названы Мидия, Персия и Индия (Есф 1. 1; 8. 9); на севере описано пространство от Армении ( Арарат , Магог, Аскеназ, Фогарма - Иер 51. 27; Иез 27. 17; 39. 6) до зап. части М. Азии (Гомер, Фувал, Мешех); на западе неоднократно названы Кипр (Киттим), Иония (Иаван), Крит (Кафтор), Карфаген и даже Испания (Фарсис); на юге - Юж. Аравия (Сава) и Эфиопия (Куш). Из морей известно Средиземное, к-рое называли просто «море» (Числ 13. 30; ср.: Нав 1. 4; 23. 4), а его часть, омывающая берега Палестины,- «море Филистимское» (Исх 23. 31) или «море Яфы» (1 Езд 3. 7; синодальный пер.: «по морю в Яфу»). Второе по упоминаниям в Библии море - Красное. Из больших рек вне Палестины часто называют Евфрат (Быт 2. 14; 15. 18 и др.), Нил (Быт 41. 2, 18; Исх 2. 3, 5). Река Тигр (Хиддекель) упомянута только в кн. Бытие (2. 14, как одна из райских рек) и у прор. Даниила (Дан 10, 4; 12. 5, 6). Горы вне Св. земли, за исключением Арарата, в Библии не названы, но часто говорится о пустынях (Быт 14. 6 и др., Едомская - 4 Цар 3. 8, Синайская - Исх 19. 1 и др., а также пустыня Красного м.- Числ 21. 11 и др.).

http://pravenc.ru/text/162155.html

В нем сочетаются все виды греха, и он сын гибели. Удерживающий (катехон) – Римская Империя (Византия – Россия), которая мешает прийти узурпатору. Его пришествие будет силой сатаны, и сатана не воплотится в Антихриста, а будет в нем жить. Христос проповедовал три с половиной года, и по Божественной справедливости Антихристу будет дан точно такой же срок. Причина гибели не в Антихристе, а в том, что нет у людей любви к Истине. Кто не любит Истину, тот погибает, Антихрист – это Божия кара для отвергших Истину. «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5, 43 ). Антихрист будет полностью пародировать Христа, у него будут 12 «апостолов», которые будут «проповедовать» по всему миру, «предтеча», который будет ставить печати. Он соберет к себе еврейский народ, восстановит храм Соломона. Вопрос-ответ по теме лекции Почему должен наступить конец света? Люди сделают окончательный выбор между добром и злом. Приход Антихриста – это не конец света, это лишь один из признаков конца света, причем не главных. Писание говорит о некой «полноте времен». «Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Ефес. 1, 9–10 ). Какие внутренние признаки конца света? Свидетельство слова Божия должно быть проповедано всем народам. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф. 24, 14 ). «И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» ( Мк. 13, 10 ). Появление лжехристов. «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» ( Мф. 24, 4–5 ). Войны и военные слухи. «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» ( Мф. 24, 6 ) и др. Откуда придет Антихрист? Он будет еврей от колена Дана. «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» ( Быт. 49, 17 ). «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем» ( Иер. 8, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Дан. 7, 8, однако у Афраата иная граница между предложениями. 271 Дан. 7, 24. Пешитта=Синод.: А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей. 272 Дан. 7, 8. Пешитта=Синод.: вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним. 273 Ср. Дан. 7, 24. 274 Ср. Дан. 7, 25; 1 Макк. 1, 36–51. 275 Ср. Дан. 9, 27. 276 Ср. 2 Макк. 6, 4. 277 Ср. 2 Макк. 6, 5. 278 Пс. 78, 1–3. 279 Ср. 2 Макк. 6, 18–31. 280 Ср. 2 Макк. 7, 1–42. 281 Ср. 2 Макк. 5, 27. 282 Дан. 7, 21. 283 Ср. Дан. 7, 25. 284 Ср. 1 Макк. 1, 48. 285 Дан. 7, 25. Пешитта: он возмечтает отменить времена и сроки и законы, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Синод.: даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. 286 Дан. 7, 26 (Пешитта, с отличной от Синод. границей между стихами). Синод.: Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть… 287 Ср. 2 Макк. 9, 18. 288 Ср. Ис. 41, 14 (Пешитта). Синод.: червь Иаков… 289 Ср. 2 Макк. 9, 5–10. 290 (B) праведника. 291 Игра слов «мои друзья–смиловался» rahmay-rahem. 292 Ср. 2 Макк. 9, 18–28. 293 Дан. 7, 27. Пешитта=Синод.: же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего. 294 Иер. 6, 30. 295 (А) ты уже не призришь. 296 Плач 4, 17 (Пешитта). Плач 4, 16 (Синод.). 297 Ис. 52, 11. Пешитта=Синод.: Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого. 298 Ср. Дан. 7, 27. 299 Т. е. сыны Израиля. 300 Ос. 8, 10. Пешитта: они отдохнут немного от бремени царей и князей. Синод.: и они начнут страдать от бремени царя князей. 301 Ср. Дан. 9, 25–26. 302 Т. е. сынов Израиля. 303 Ср. Ин. 1, 11. 304 Ср. Мф. 21, 34; Мк. 12, 2; Лк. 20, 10. 305 Ср. Втор. 32, 32. 306 Ср. Ис. 5, 2. 307 Ср. Втор. 32, 32. 308 Ср. Ис. 5, 1. 309 Т. е. сынами Израиля. 310 (А) иудеев. 311 Ср. Дан. 7, 22; Мф. 19, 28. 312 Игра слов «запустение–дикие ягоды»: HUrba  — harUbe 313

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010