Но уже у некоторых пророков встречаются выражения, из которых можно заключить, что умершие не просто спят вечным сном, но испытывают и определенные состояния. Так, пророк Иезекииль говорит, что «пораженные, падшие от меча» будут положены среди необрезанных в самой глубине преисподней (32, 18–32). А пророк Исаия о посмертной участи нечестивых говорит: червь их не умрет и огонь их не угаснет (66, 24). Ветхозаветная религия, в лице пророков, чает воскресения мертвых. Эту надежду высказывает праведный Иов, когда говорит: …я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (19, 25–27). О всеобщем воскресении говорит вполне определенно Исаия («Оживут мертвецы Твои», 26, 19), осуществление его предвидит Иезекииль (гл. 37). По воскресении для праведников будет вечная блаженная жизнь, а грешникам – посрамление ( Дан. 12, 2 ). Однако ряд важных особенностей выделяют ветхозаветную религию из прочих религий. Это учение о творении мира из «ничего» 358 , о сотворении человека как образа Божия, о грехопадении человека и др. Здесь остановимся на ее учении о Мессии и особом избранничестве еврейского народа. 1 . Ожидание Мессии (греч. Χριστζ – Помазанный; евр. – машиах – Помазанник) является центральным пунктом ветхозаветного Откровения, душой всей ветхозаветной религии. В отдельных ветхозаветных книгах Мессия наделяется различными чертами: царя, первосвященника, пророка. В некоторых текстах Он объединяет в Себе все эти служения ( Иер. 33, 14–18 , и др.) Но самое важное, что Он является Спасителем всего человечества, евреев и неевреев, от греха, зла и страданий, Который принесет на землю правду и истину и устроит вечное Божие Царство всеобщей святости, любви и мира ( Ис. 25,3 ; Мих. 4 и др.). Но невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ( 2Пет. 3, 16 ), и это Откровение Божие о Христе. Иудейские священники, богословы и учители внушили своему народу чисто земное, вполне языческое, политическое истолкование Мессии: Он будет еврейским царем, которому подчинятся все народы земли и для еврейского народа наступит царство полного земного благоденствия 359 . Отсюда становится понятным, почему за учение о Своем Царстве не от мира сего ( Ин. 18, 36 ) был отвергнут пришедший Мессия Господь Иисус Христос, и богооткровенная ветхозаветная религия прекратила свое существование. Возник иудаизм, сохранивший во многом внешнюю, формальную сторону ветхозаветной религии, но утративший ее существо.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Рим. 8:7 ). Таким образом самолюбие, соединенное с враждой к Богу, составляет внутреннюю сторону, или внутренний принцип греха первых людей. В Ветхом Завете Господь дал чрез Моисея избранному народу Своему нравственный закон. Исполнение этого закона составляло нравственную обязанность израильского народа. Сыны Израилевы должны был исполнять все законы и постановления, данные им Господом чрез Моисея. «Мои законы, – говорит Господь сынам Израилевым чрез Моисея, – исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш. Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив» ( Лев. 18:4–5 . Ср. Лев. 18:26, 19:37, 20:22 . Втор.4:1, 5; 7:11–12, 30:10, 16 . 4Цар. 23:3 . 2Пар. 34:31 и особенно Пс. 118 ). Так как здесь законы и постановления, исполнение которых заповедуется сынам Израилевым, прямо называются законами и постановлениями Бога, то они были выражением божественной воли, следовательно, тот, кто исполнял эти законы и постановления, оказывал послушание божественной воле, и наоборот, кто преступал эти законы и постановления, тот оказывал непослушание божественной воле. Поэтому о добродетельном человеке в Ветхом Завете говорится, что он послушен ( Исх. 19:5, 24:7 ; Ис. 1:19 ) и верен ( Ис. 1:21 ) закону, соблюдает ( Втор. 33:9 ) завет Иеговы, исполняет и соблюдает законы и постановления Божии ( Лев. 18:4, 5, 26; 19:37; 20:22 и др.); между тем как о грешнике говорится, что он оставляет и нарушает закон Бога своего ( Ис. 58:2 ), завет Иеговы ( 3Цар. 19:14 ; Иер. 22:9 ), заповеди Его ( 1Ездр. 9:10 ); что он не слушает, не соблюдает слов завета, слов Иеговы ( Иер. 11:3 ; Втор. 18:19 ; Нав. 1:18 ; Пс. 118, 158 ), не слушает гласа Господа и не исполняет заповедей и постановлений Его ( Втор. 28:15 ; 1Цар. 12:15 ; Иер. 13:10 ), пренебрегает Его повелениями и непокорен Его слову ( Чис. 20:24 ; Втор. 1:26, 43, 9:24 ; Нав. 1:18 ; 1Цар. 12:15 ; 3Цар. 13:21 ; Иез. 5:6 и дал. 11:12). Из сказанного ясно, что грех с внешней стороны, по учению Ветхого Завета, представляет преступление нравственного закона, данного израильскому народу чрез Моисея. Но так как этот закон дан был чрез Моисея Самим Богом и таким образом был выражением Его воли, то грех с внешней стороны был вместе с тем преслушанием воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Вопрос: Отец Афанасий, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос. Почему в Ветхом Завете предсказывается рождение Спасителя мира с именем Еммануил, а не Иисус? Цитировать не буду, это место из Священного Писания всем нам хорошо известно. Ведь это совершенно разные имена. В литературе и от священнослужителей ответов не добился. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: У Спасителя мира было много имен: Иисус, Бог, Господь, Сын Божий, Слово Божие, Сын Человеческий, Сын Давидов, Мессия, Христос, Помазанник, Примиритель, Спаситель, Агнец Божий, Искупитель, Новый Адам, Альфа и Омега, Первый и Последний, Царь Иудейский, Еммануил, Посредник, Ходатай, Учитель, Равви, Пастырь Добрый, Солнце Правды, Пророк из Галилеи, Галилеянин, Назорей и др.  Каждое из них значимо и указывает на какую-нибудь особенность Его Богочеловеческой Личности. Имя Иисус выделяется среди перечисленных имен одной лишь особенностью: оно означало конкретную личность в Израиле со всей только ей присущей индивидуальностью. Все другие имена указывали на: Его Богочеловеческие природы (Сын Божий и Сын Человеческий), Миссию (Мессия, Христос, Помазанник), спасительный Подвиг (Примиритель, Спаситель, Агнец Божий, Искупитель) или обозначали другие грани Его служения. В пророчестве св. Исаии предсказано не собственное имя Христа, а содержится указание на важнейшее свойство Мессии: присутствие Бога в мире после Его воплощения. Еммануил в переводе с еврейского языка значит: " С нами Бог " . В тексте книги пророка Исаии («се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»,7:14) не сказано, что нарекут личным именем. В этом убеждают параллельные места в ветхозаветных книгах: «Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6); «В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: " Господь оправдание наше! " » (Иер.33:16). Можно привести и другие мессианские имена, содержащиеся в пророчествах, которые также не являются личными (собственными) именами Христа. Например, Цемах (Отрасль): «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер.23:5); « и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, - имя Ему Отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим» (Зах.6:12-13). P.S. Ответ на этот вопрос уже был дан на нашем сайте. Повторяются иногда и другие вопросы. Хорошо бы автором писем просматривать уже поставленные ответы. 1 ноября 2004 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6447.html

Когда апостолы спрашивали Самого Господа о времени восстановления царства Израилева, Господь отвечал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян.1:6–7 ). Сообразно с целями Своего мироправления, Бог в определенные времена воздвигает и том или другом народе потребных мужей в качестве орудий для выполнения мудрых целей Его управления народами. В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней ( Сир.10:4 ). Так, задолго до рождения Кира пророк преднарек имя его, предсказал его появление, его победы и отношение к израильскому народу ( Ис.45:1–2 ). В своих победах сам Кир видел назначение, определенное ему небесным Владыкою всех царств и народов ( 1Ездр.1:2 ). Пр. Иеремии Сам Бог говорил: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя ( Иер.1:5 ). В том же смысле говорит о себе апостол, что он избран Богом на апостольское служение от чрева матери своей ( Гал.1:15 ). Власть, без которой существование общества не мыслимо, происходит от Бога. Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет ( Дан.4:22, 29 ; сн. Сир.10:4 ), Он низлагает царей и поставляет царей ( Дан.2:21 ; сн. Иер.27:5–6 ). Каждому народу поставил Он вождя ( Сир.17:14 ; сн. 10:4; Прем.6:1–3 ). Он дарует от Себя властителям или царям державу и силу ( Прем.6:3 ), венчает их славою и честью ( Пс.8:6 ), елеем святым помазывает их ( Пс.88:21 ; 1Цар.12:3–16 ; Ис.41:1 и др.), так что с того дня почивает на них Дух Господень ( 1Цар.16:11–13 ). Наконец, Сам же Он и управляет через царей земными царствами: Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду ( Притч.8:15–16 ); сердце царя – в руке Господа ( Притч.21:1 ). Поставляемые через царей, как помазанников Божиих, низшие власти поставляются Богом, почему повиновение власти, по учению апостола, есть повиновение Божию повелению и установлению: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Быт. 49:1 И призвал Иаков сыновей своих По всему вероятию, немедленно после разговора и благословения Иосифа, потому что из главы L мы видим, что Иосиф присутствовал при его кончине, стало быть, не возвращался в дом фараона до смерти отца своего. и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, чтó будет с вами в грядущие дни; Остервальд переводит «les derniers jours», Английская Библия – «the last days», последние дни. Англ. Библия говорит, что это выражение, по указанию раввина Нахманида, всегда означает мессианское пророчество ( Чис. 24:14 – пророчество Валаама; Ис. 2:2 ; Иер. 30:24 ; Иез. 38:16 ; Дан. 10:14 ; Ос. 3:5 ; Мих. 4:1 ; наконец в послании к евреям ( Евр. 1:2 ) слова «в последние дни» относятся к пришествию Мессии). Всё пророчество Иакова относится к будущему его потомства после переселения его в Ханаан, которое он считает как бы уже совершённым, но высший пункт его пророчества – пророчество о Мессии. Быт. 49:2 сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего. Быт. 49:3 Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; Быт. 49:4 но ты бушевал, как вода, «Но ты непостоянен как вода», переводит Англ. Библия; таков смысл перевода и О. Герлаха. Но Английская Библия в примечании говорит, что новейшие лексикографы (Гезениус, Эли и др.) признают более правильным и передающим смысл подлинника выражение, принятое в перевода Симмаха, Вульгаты, LXX, Онкелоса и др. «ты вскипел» или «ты взбушевал», ибо употреблённое здесь еврейское слово может быть произведено от корня со значением гордость, кипучая самонадеянность. – не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, М. Филарет передаёт последнюю фразу: «тогда осквернил постель мою»; О. Герлах указывает на особую конструкцию еврейской фразы, в которой таится смысл, что уже тогда (когда ты осквернил ложе моё) ты утратил первородство. О. Герлах обращает ещё внимание на глубокое чувство отвращения, с которым Иаков говорит здесь о грехе Рувима и в последующих стихах – о преступлениях Симона и Левия, между тем как в самом рассказе об огорчении Иакова едва упомянуто.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В комнате Елисея был стул. Стулья на востоке теперь почти нигде не употребляются. У древних евреев они были в употреблении, ибо слово кисее ( 4Цар. 4:10 ), часто употребляемое в смысле трона, очевидно обозначает стул (в рус. переводе седалище), мебель, отличную от кровати или дивана. Но сидеть на стуле почиталось некоторым признаком гордости и напыщенности. В книге Притчей находим следующую характеристику безрассудной женщины: „Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая, садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города“. (9: 13–14). В комнате Елисея был светильник. Светильник у древних евреев был символом и признаком благоденствия. В палатках и домах всегда поддерживали огонь – символ непрерывного существования семьи; если он потухал, это считалось роковым предзнаменованием. Благодаря Бога за все благодеяния Его к Иерусалиму, Давид говорит, между прочим, избрал Господь Сион; возжелал (его) в жилище Себе. Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику моему“. ( Пс. 131: 13, 17 ). И в другом месте псалмопевец говорит: „Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою“. ( Пс. 17: 29 ). А беззаконных, по убеждению евреев, должна постигнуть тьма, и светильник их должен утухнуть. Один из друзей Иова, перечисляя причины его несчастия, говорил: „Да, свет у беззаконных потухает и не останется искры от огня его; померкнет свет в шатре и светильник его угаснет над ним ( Иов. 18: 5– 6 ). А сам Иов, потеряв веру в привидение Божие, недоумевает: отчего это не всегда угасает светильник у нечестивых. „Часто ли, говорит он, угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем“ (21:17). В притче Господа о девах мудрых и юродивых, у юродивых дев светильники преждевременно потухают, и они не могут дождаться жениха. Наконец, угрожая через пророка Иеремию различными наказаниями дому Иудину, Господь говорил: „И прекращу у них голос радости и голос веселия, и голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника». ( Иер. 25:10 ). В пророчестве о Вавилоне пророк Исаия, зная, что мрак у восточных народов служит символом несчастья и плена ( Ис. 50:10 ; Мих: 7:8 и др.), говорит: «Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо впредь не будут тебя называть госпожею царств» ( Ис. 47: 5 ). Вавилон и его цари гордо высились над всеми другими нациями и недаром носили титул царя царей ( Ис. 13:19 ; Иез. 26: 7 ; Дан. 2:37 и др.) И вот теперь из положения господствующего властелина царь Вавилонский должен перейти в состояние пленного раба, заключенного в тюрьму», (ср. Плч. 2: 10; 3: 2 . Мих. 2: 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Но пророк Иеремия, по-видимому, уже знает о книге Иова (ср. Иер.20:14–18 и Иов.3:3, 10 и дал. Ср. еще Плач. 3 гл. начало, ст. 46, 58; 4:8; 5:16 и др. и Иова 19 нач. ст. 20, 25, 9; 16:10 и др.), и писатель книги Иова едва ли жил позднее пр. Иезекииля (ср. Иез.14:14; 28:3 ); а потому свидетельство книги Иова о книге Исаии нельзя считать не имеющим значения. Довольно ясное указание на принадлежность 40–66 глав Исаии пророку допленного времени можно находить также у пр. Захарии в 7-й главе. Здесь пророк говорит о посте: «когда вы постились.., для Меня ли постились? Для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли пьете? Не те же ли слова возгласил Господь чрез прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и покоен?.. Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем». О посте в выражениях, подобных приведенным, из пророков, живших в то время, когда Иерусалим «был населен и покоен», говорил именно пр. Исаия в 58-й главе 318 . Из начала 9-й главы книги пр. Даниила отчасти можно заключать, что Даниил, хотя не упоминает об Исаии, но именно пророчество последнего навело его на размышление о судьбах своего народа. «В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода индийского, который был поставлен царем над царством халдейским, в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что 70 лет исполнятся над опустошением Иерусалима» ( Дан.9:1–2 ). Повторение слов: «в первый год» как будто показывает, что именно вступление на престол Кира, одержавшего победу над Вавилоном вместе с Дарием мидянином (ср. 5:28–31), обратило на себя внимание пророка, а обратило внимание потому, что имя Кира было предсказано Исаией; и тогда-то, не видя еще в настоящем достаточных оснований (ср. 9:16–18) для надежд на исполнение древних пророчеств, пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Мы напомним, что у Захарии VI, 12 сказано: „вот Муж, имя Ему Отрасль“ с несомненно Мессианским значением. К этим замечаниям мы присовокупим еще следующее: выражение: „пусть будем называться твоим именем“, если признать за 1 ст. гл. IV высшее значение, чрезвычайно важно: оно в большей части случаев употребляется в Св. Писании лишь об имени Божием. Так напр. во Втор. 28:10 . „увидят все народы земли, что имя Иеговы, Бога твоего нарицается на тебе“, говорит Моисей Израилю, называя его (ст. 9) „святым народом Господним“. Также видим в молитве Соломона ( 3Цар. 8:43 ) об иноплеменниках и об исполнении их молитв, возносимых к Иегове, Богу Израилеву в храме Его,-слова.... „чтобы знали они, что именем Твоим нарицается храм сей“ 325 . Ср. еще об именовании народа „народом Господним“, „народом имени Его“ в 2Пар. 7:14 ; Иер. 14:9 ; Дан.9и мн. др. Так и в церкви Христовой мы именуемся Христовыми, принадлежащими Ему; Христианами. 2 . В тот день отрасль Господа 326 явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. Мы увидим ниже в главах VII, IX и в XI главе Исаии и потом в последующих главах дальнейшее развитие этого Мессианского пророчества. Здесь мы хотим указать на повторение этого же пророчества, с соблюдением тех же образов и выражений у Иеремии пророка ( Иер. 23:5–6 ): „Вот наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную.... и во дни Его Иуда спасется“.... Господь у Исаии и Иеремии (как и у позднейших пророков) повторяет обещание, данное Давиду: „царство твое навеки пред лицем Моим“ 327 ; а Давид перед кончиной своей говорил пророческим духом: „Завет вечный положил Он со мною твердый и непреложный“ 328 . Но в печальные дни нравственного падения не только десяти отделенных от царства Давида колен, но и самого племени Иуды, совершение этого обетования казалось почти невозможным, несбыточным. Тогда Господь устами пророков своих возвещает, что обетования его непреложны и что в „тот день“, день Божий, день Ему только известный 329 , „явится отрасль Господа в красоте и чести“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Начало творения мира, о к-ром повествует 1-й стих Свящ. Писания ВЗ: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1. 1),- есть и начало В. как творения Божия. Сам Бог Творец существует в вечности, к-рая вне В.: перед Ним «тысяча лет, как день вчерашний» (Пс 89. 5), Он не зависит от В., не нуждается в нем, но Сам «изменяет времена и лета» (Дан 2. 21). От Творца «не сокрыты времена», т. е. будущее мира, как скрыто оно от человека, но тварь, знающая своего Творца, «не видит дней Его» (Иов 24. 1; ср.: Иер 29. 11). Бог установил В. как течение, продолжительность событий. Преходящий характер В. противопоставляется в Свящ. Писании вечности Бога. «Дни мои,- восклицает псалмопевец,- как уклоняющаяся тень... Ты же, Господи, вовек пребываешь...» (Пс 101. 12-13). Всеобщей мерой течения В. Господь положил ритм движения небесных светил, сотворенных в 4-й день: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт 1. 14; ср.: Пс 103. 19; 135. 7-9; 148. 3, 5-6; Сир 43. 1-11). «Во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт 8. 22), день и ночь приходят «в свое время» - это не человеческое установление (Иер 33. 20); «Твой день и Твоя ночь,- обращается к Богу псалмопевец,- Ты уготовал светила и солнце... лето и зиму Ты учредил» (Пс 73. 16-17). Творение мира происходит за 6 дней (Быт 1). Установление Творцом 7-го дня, субботы как дня покоя (Быт 2. 2-3), определяет временной цикл седмиц (7-дневных недель). Священность богоустановленных космических циклов отражается в праздновании древними израильтянами суббот (Исх 20. 8-11), новолуний (1 Цар 20. 5; Ис 1. 13-14; Ам 8. 5), дней годового сельскохозяйственного круга (Исх 23. 16, 19; 34. 22; Лев 23. 9-14; Втор 16. 13 и др.), 3-летнего (Втор 14. 28), 7-летнего (Лев 25. 1-4; Втор 15. 1), 49-летнего «юбилейного» (Лев 25. 8-13) циклов. Циклическая периодизация В. подробно представлена в апокрифической «Книге Еноха» и «Книге Юбилеев».

http://pravenc.ru/text/155438.html

Помощник Поликарпа, солдат Авдей, был противоположного характера. Он был горяч, вспыльчив и страстно предан штунде, которой научился в бытность свою на юге России, в Николаеве. Разумностью Авдей не отличался. За то он мог с силой выкрикивать разные возражения против Православной Церкви, – чем и покорял сердца своих неразборчивых «братьев». Подойдя к столу, сектанты поклонились нам и стали вынимать из карманов маленькие евангельца. Народ притих. О. Герасим пригласили всех пропеть «Царю небесный». Пели и сектанты. Потом он объявил, что беседа будет о крещении младенцев. Просили православных слушать внимательней, а сектантов умоляли быть кроткими, терпеливыми и беспристрастными , – без чего нельзя рассуждать о предметах веры ( 1Петр.3:15 ; ср.: 2Тим. 2:24–25 ). Беседу начал я речью о всеобщей греховности людей пред Богом. Дорогие братья! – сказал я. Бывают минуты, когда страсти плотские утихают в нас и голос совести раздается особенно громко в душах наших. Что мы тогда чувствуем? Не поражает ли сердце наше скорбь о своей нечистоте и греховности пред Богом? Не готовы ли мы бываем в такие святые минуты воскликнуть вместе с блудным сыном: «Отче! согрешили мы против неба и пред тобою, и уже недостойны называться сынами твоими...» ( Лк. 15:18–19 ). И если нас христиан, порою, зазирает так совесть, – что сказать о древних, необлагодатствованных людях? Они, бедные, погибали во грехах своих. По свидетельству кн. Бытия, уже в допотопном Мире «велико было развращение человеков... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» ( Быт.6:5 ). От этой греховности не омыли людей и волны всемирного потопа. После жертвоприношения Ноя, Сам Господь сказал: «не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческого – зло от юности его» ( Быт.8:21 ). В позднейшее время, св. царь Давид исповедал, что пред очами Всевидящего Бога люди все «равно непотребны; нет делающего добро, нет ни одного» ( Пс.13:2–3 ; ср.: Пс.142:2 и др.). Тоже слышим из уст Премудрого Соломона: «нет человека на земле, который не грешил бы» ( 3Цар.8:46 ), или по другому его выражению: «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл.7:20 ; ср.: Прит.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признает и страдалец Иов. Он восклицает: «нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов.15:16 ). А пр. Иеремия так описывает развращенность своих современников: «каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер.17:9 ; ср.: Дан.9:5,20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010