Научная традиция обращает внимание в первую очередь на вопрос о том, знал ли автор о разрушении Иерусалимского храма в 70 г. или нет (Мк 13. 2; 14. 58; 15. 29). Мн. исследователи склоняются к тому, что по сравнению с др. каноническими Евангелиями в тексте М. отражено лишь самое начало Иудейской войны с Римом, до полной блокады Иерусалима войсками, когда стало невозможным исполнить наставление Спасителя бежать в горы. Кроме того, в Мк 13. 18 говорится о бегстве зимой, что не сходится с обстоятельствами штурма и разрушения города, к-рые произошли летом ( Ios. Flav. De bell. VI 4. 1-8). Сторонники ранней датировки Евангелия от Марка ( Hengel. 1985; Wenham. 1991; Crossley. 2004) усматривают в Мк 13 отражение иных событий, а именно кризиса, связанного с попыткой имп. Калигулы в 40 г. установить свою статую (в образе Зевса) в Иерусалимском храме ( Philo. Leg. Gai. 29-43; Ios. Flav. Antiq. XVIII 8. 2-9; Idem. De bell. II 10. 1-5; Tac. Hist. V 9. 2). Именно на это намекает евангелист, говоря о «мерзости запустения», стоящей «где не должно» (Мк 13. 14), поскольку выражение «мерзость запустения» в евр. традиции относилось не к разрушению, а к осквернению храма, к языческим культам на св. месте (Дан 9. 26-27; 11. 31; 12. 11; 1 Макк 1. 54). Вместе с тем сами пророчества «малого апокалипсиса» (Мк 13) не обязательно рассматривать как описание той или иной ситуации из прошлого. Пророчества о разрушении храма, об уничтожении священства, о наступлении рим. армии и т. д. есть в кумран. текстах (напр.: 1QpHab 9. 2-7). Угроза разрушения храма в эту эпоху - неотъемлемая часть иудейской эсхатологии ( Ios. Flav. De bell. VI 5. 3-4), в основе к-рой лежат ветхозаветные тексты (Пс 73 (74). 7; Иер 7. 12-14; 26. 6, 9, 18; 4 Цар 25. 9; 2 Пар 36. 19; Дан 8. 11; 2 Макк 14. 33; известны также независимые пророчества: напр., в труднодатируемых «Житиях пророков» предсказывается, что не только храм будет разрушен «народом запада», но и завеса храма порвется на куски, о чем не сообщается в исторических источниках об Иудейской войне (Vita prophetae 12 (Habakkuk). 11-12// Torrey Ch. C. The Lives of the Prophets: Greek text and transl. Phil., 1946. P. 29); ср.: Мк 15. 38)).

http://pravenc.ru/text/2562164.html

    Пророчество Иер.25:11—14. Здесь заключается пророчество о том, что все народы будут служить вавилонскому царю 70 лет, а по окончании их Господь накажет царя вавилонского и народ его за их нечестие. Об этом, говорят критики, не мог узнать пророк Иеремия, вероятно это — позднейшая вставка, сделанная post eventum, т. е. после падения Вавилона. И этот мотив для верующего в богодухновенность пророчеств Иеремии, конечно, не действителен и не убедителен. С другой стороны, заключающееся здесь пророчество о 70-летнем вавилонском пленении всех народов и падении Вавилона через 70 лет (25:11—12) стоит в связи с аналогичным пророчеством о 70-летнем пленении иудеев (29:10) и вместе с последним издавна приписывалось Иеремии. Так, пророк Даниил, несомненно, читал оба эти пророчества (о падении Вавилона и освобождении иудеев) Иеремии, когда определял «по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку,» что 70 лет исполнятся над опустошением Иерусалима (Дан.9:2). Эти же оба пророчества имел в виду и Ездра, когда говорил о возвращении иудеев из плена по указу Кира, «во исполнение пророчеств Иеремии» о 70-летнем плене (2Пар.36:21—22; 1Езд.1:1). Рассматриваемое же пророчество о наказании Вавилона и всех народов (25:11—14) разумеется в пророчествах Иеремии «о всех народах,» которое велел Господь ему записать и прочесть царю Иоакиму (36:2), так как речи его о языческих народах, произнесенные до 4-го и на 4-м году Иоакима, находятся только здесь (ср. 25:13). Затем, несомненно под Сесахом (в 25:26) разумеется вавилонский царь, который должен подвергнуться общему с другими пародами суду Божию, и таким образом в 26 стихе той же главы повторяется пророчество рассматриваемого спорного отдела. В 13 стихе сказано, что эти «слова Иеремия пророчески изрек.» Наконец, общий вывод, находящийся в рассматриваемом отделе о суде на «все народы,» стоит в теснейшей логической связи со всеми дальнейшими раздельными пророчествами о языческих народах: Египте, Моаве, Эдоме, Тире и др. (25:15—38), которые принадлежат Иеремии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Когда боговдохновенные пророки раскрывали народу израильскому блага мессианского времени, когда они рисовали пред ним картину царства Христова, то неизбежно пользовались образами и подобиями из своего времени и быта. Откровения о грядущем Христе часто должны были служить утешением для бедствующего народа, средством, спасающим его от отчаяния. Народ бедствовал, наказанный Богом за свои грехи; сильные языческие народы отовсюду теснили его; он лишился, наконец, политической самостоятельности, был отведен в плен и рассеян по лицу земли. Но пророки настойчиво говорили о славном будущем, и это будущее изображали, как полную победу Израиля над врагами-язычниками и восстановление могущественного царства еврейского, которое распространится на всю землю. Конечно, в речах пророческих не было недостатка в указаниях на чисто духовный характер царства Мессии (напр., Ис. 42:1–3, 61:1–2 , Иер. 31:33–35, 32:38–40 , Иез. 11:19–20 , Дан. 9:24 и мн. др.). Но правильное понимание этих указаний доступно было только для избранных; большинство же мечтало о всемирном земном царстве, во главе с евреями, о Мессии – грозном завоевателе и карателе врагов народа еврейского. Из этого большинства вышли впоследствии враги Христа-Спасителя, яростно требовавшие Его смерти. Высокая мудрость, какою обладал Иисус, сын Сирахов, глубокое изучение им писаний своих боговдохновенных предшественников, служат надежным ручательством за то, что премудрый стоял выше узко-националистических воззрений своих современников. То, напр., как высоко ставит он путешествия по чужим странам (ср. 34:10–12, 51:18), показывает, что он не относился слепо отрицательно к чужим народам, если находил возможным поучаться от них. Но тяжкие притеснения, каким его народ подвергался от соседей, как в чужих странах, так и у себя на родине, даже иногда в святом городе Иерусалиме, – эти притеснения и гонения наполняли горечью сердце мудреца-патриота, и он искал утешения в молитве. Образец такой молитвы и дается в первой половине 36 главы. Бен-Сира умоляет Господа вспомнить древние обетования, данные народу израильскому, и скорее явить славу Свою, наказав врагов его и собрав народ Свой в пределы родной земли, к священному Сиону и храму. Таким образом, сын Сирахов твердо верит в то, что евреи будут главными участниками будущего царства Мессии и что Мессия накажет их политических врагов; но эти чаяния ветхозаветного мудреца, по-видимому, не заслоняли в душе его возвещенного пророками духовного образа Мессии.  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

В четвертый год Иоакима Навуходоносор впервые явился под стенами Иерусалима, завоевал город, разграбил храм, самого же царя с лучшими представителями его царства взял в плен. Сколько было этих пленных, ответить на это нет данных; но что факт пленения был и в этот раз, в этом не может быть никакого сомнения, как в виду двух свидетельств, говорящих за его историческую достоверность ( Дан.1:1–3 ; 2Пар.36:6 ), так и в виду того, что было уже сказано выше о характере завоеваний Навуходоносора 164 . В последний год правление Иоакима были отведены в плен те 3023 человека, о которых говорит кн. прор. Иеремии, а вместе с Иехонией те 10 т., о которых говорит 4Царств.; при разрушении Иерусалима отведено было 832 чел., а спустя 5 лет и остальные 745 человек 165 . Если, таким образом, взять общий итог переселенных в Вавилонию при Навуходоносоре, то он, как видно, не будет превышат и 15 т., – сумма незначительная даже и для маленького царства, особенно если принять во внимание неоднократные пророчества Иеремии и Иезекииля о совершенном запустении царства ( Иер.24:10, 25:9–11, 29:16–18, 35:29–31 ; Иез.5, 15, 33 и др.), свидетельство о точном исполнении этих пророчеств в указанном уже месте 2 Пар. и свидетельства о том же древних историков 166 . Сопоставление этого незначительного количества пленных иудеев со свидетельствами о полном запустении их страны необходимо ведет к тому заключению, что царство иудейское совершенно опустело после того, как из него выведены были эти несколько тысяч человек. Невероятность такого вывода, естественно, наводит на вопрос: как понимать это числовое показание пленных – так ли, что оно есть общая сумма всех пленников, или же только какая-либо часть ее? Есть мнение, желающее видеть в этом числе (по этому мнению, 11600 чел.) общую сумму пленников 167 . Самим автором мнение это ничем не обосновывается, хотя некоторым образом может иметь для себя основание в пророчестве Иезекииля ( Иез.5:12 ). По этому пророчеству, весь народ иудейский самим Богом, как бы, разделен на три равные (–1) части, из коих одна «умрет от язвы и погибнет от голода», другая «падет от меча» и третья будет развеяна «по всем ветрам».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Должно знать, что все события, предреченные Пророками, по отношению ко времени, разделяются на два рода: одни из них совершились в Ветхом Завете, другие в Новом. Важнейшие из Ветхозаветных, или такие, о которых чаще, нежели о прочих, говорили Пророки, предлагаются здесь с приблизительным указанием лет, в которые совершились. Лета до Р. X. 722 . Разрушение Самарии и царства Израильского ( Амос. 3:12; 9:8 ). 714 . Нашествие Сеннахирима на Иудею ( Ис. 10:5 и дал. 7:18–20 и дал.) 605 . Семидесятилетнее порабощение Иудеев Ассириянами, или плен Вавилонский ( Иер. 25:8–11; 27:19–22 ). 536 . Возвращение из плена ( Иер. 46:27 и др. Ис. 45:1 . и д.). 515 . Воссоздание Иерусалимскаго храма ( Ис. 60:13 и др.) 175 . Гонение Антиоха Епифана, царя Сирскаго на поклонников истинного Бога ( Дан. 11:36 и дал.), в котором таинственно изображается гонение Антихриста на Церковь Христову (2. Сол. 2:4). Разрушение государств враждебных избранному народу Божию, как то: 625 . Ассирийского ( Ис. 10:24–25 . и дал). 539 . Вавилонского (Иер:25:12–14; Ис. 13:1 . и дал.); Сирского (Иса. 17:1. и дал); Египетского ( Иер. 43:10 ; Ис. 19:18 ); также народов малозначительных: Филистимлян, Идумеев, Аравитян, Тиран, Сидонян, Аммонитян, Моавитян, Еламитян и других. Все сии и многие другие пророчества, произнесенные Пророками до пришествия Иисуса Христа, и тогда же оправданные событиями, должны были уверить людей, что Пророки суть действительно посланники Божии, и чрез то приготовить их к вере в имевшего явиться Избавителя мира, о котором они столь многое и так ясно предвозвестили. А именно они предрекли: По Р.Х. Время пришествия Христова ( Дан. 9:24 . и дал.) Явление Предтечи ( Мал. 3:1 .); Рождение И. Христа от Девы ( Ис. 7:14 ); Рождение Его в Иудейском городе Вифлееме ( Мих. 5:2–4 ). 30 . Его чудодейственное и благодетельное для рода человеческого служение (Пса. 35:5–6). 34 . Его страдания и искупительную смерть ( Ис. 52:12 . гл. 53); Его вечное царство и священство ( Иер. 33:15–22 ); Утверждение Им Нового Завета ( Иер. 31:31–34 . Дан. 9:27 );

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/neskolk...

33. Кои чрез веру побеждали царства, пророчеством, а не мечом (Дан.3:27), - и совершали правду, разумей, посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых (3Цар.18:40 - 21:19 и др.), - и получили обетования, Илия, восхищенный на небо (4Цар.2:1 сл.), - и заграждали уста львов - Даниил (Дан.6:22). 34. Угашали силы огня - Анания и его сотоварищи (Дан.3:23 сл.), - избегали острия меча - те, коих Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить (Дан.3:1 сл.), также Урия (Иер.26:29), и Илия (3Цар.19:3) и пророки, - укреплялись от немощи - Езекия царь (4Цар.20:1 сл. Ис.38:1 сл.) и Елисей, - были крепки на войне - Авраам, Лот, Моисей, Иисус, - полки прогоняли чужих - Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше. 35. Получали жены из воскресения мертвецов своих: Силомея и Сарептянка от Илии и его ученика (3Цар.17:17 сл. 4Цар.4:17 сл.). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею (2Мак.6:1 сл. 7:1 сл.): и хотя они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение. 36. Другие же поруганиям и побоям подвергались, как Елисей (4Цар.2:23), - темницам и узам, как Иеремия и Михей (Иер.20:2; 33:1; др. 3Цар.22:26-27). 37. Были побиваемы камнями - Моисей, Навоф (Навуфей 3Цар.21:13, ср. 2Пар.24:20), - разсекаемы были, как Захария и Исаия, - искушаемы были разнообразно, как Иов (Иов.1:1 сл.), - убийством меча умирали - Михей, Урия, Иоанн (Иер.26:23 ср. 3Цар.19:10; Мф.14:10 и парал.), - скитались в милотях и козьих кожах, как Илия и Елисей (3Цар.10:13.19; 4Цар.2:8.13.14), - терпя недостатки, скорби, озлобления. 38. Коих недостоин был мир: пророки, коих скрыл (от преследования Иезавели) Авдий и кормил пищею, - в пустынях скитавшиеся, в горах и пещерах и ущелиях земли: когда то есть слава скрывавшихся дошла до слуха Иезавели, и она стала искать их, тогда Авдий заставил их удалиться и скрываться в других местах (3Цар.18:4.13; 19:4,8.9.13 и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

На книгу составили толкования церковные писатели и отцы Церкви: Феодор Мопсуестийский, прп. Ефрем Сирин, свт. Кирилл Александрийский, блж. Иероним Стридонский и блж. Феодорит Кирский . По вопросу о точной датировке упомянутых в Книге пророка Авдия событий разрушения Иерусалима (ст. 10-12) и последующего разгрома идумеев нет единого мнения. Иерусалим подвергался разграблению неоднократно: при Ровоаме (ок. 931/22-915/13) егип. фараоном Сусакимом (3 Цар 14. 26); при Иораме (ок. 848-841) филистимлянами и аравитянами (2 Пар 21. 16-17); при Амасии (ок. 800-783) израильским царем Иоасом (4 Цар 14. 13-17); при Иоакиме (609-598), Иехонии (598) и Седекии (597-587) вавилонянами (4 Цар 24. 1, 10-16; 2 Пар 36. 6-7, 10; Дан 1. 1-4),- поэтому одни библеисты датировали возникновение книги временем вскоре после 889 г. (И. К. Смирнов , П. А. Юнгеров Франц Делич ), др. (еп. Палладий (Пьянков) , В. П. Рыбинский ) относили стихи 10-14 к взятию Иерусалима Навуходоносором в 586 г. Последняя дата доминирует в научной традиции XX в. Особое внимание исследователи обращали на сходство пророчеств о Едоме пророков А. и Иеремии (Иер 49. 7-22), особенно Иер 49. 14-16 (ср. Авд 1-4) и Иер 49. 9-11 (ср. Авд 5-7). Близость этих текстов объясняется, с одной стороны, тем, что текст Иер 49 вторичен по отношению к Книге пророка Авдия (A. Deissler, W. Rudolph и др.). Это мнение может служить подтверждением позиции тех ученых, к-рые считали эту книгу древнейшей, т. к. к VI в. до Р. Х. она уже имела авторитет священного пророческого текста (П. Юнгеров). С др. стороны, пророки А. и Иеремия могли использовать один и тот же источник - письменный или устный (В. П. Рыбинский, H. Wolff и др.). Лит.: Феодорит Кирский, блж. Толкование на двенадцать пророков//Творения. М., 1857. Т. 5; Кирилл Александрийский, свт. Толкования на Малых пророков//Творения. Серг. П., 1893. Ч. 10; Иероним Стридонский, блж.//Творения. К., 1898. Т. 14; Ефрем Сирин, прп. Толкования на пророков Иезекииля, Даниила, Осию, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Захарию, Малахию//Творения.

http://pravenc.ru/text/62666.html

«Совершишася!» Вот то Семя, которое имело сокрушить главу древнего змия ( Быт.3:15 ): Оно мечом креста сокрушает главу исконного человекоубийцы, разрушает область смерти и царство ада! Вот Тот, в котором предречено благословение всем племенам земным ( Быт.12:3 и др.), и эти крестные страдания есть цена всемирного благословения! Вот та великая умилостивительная Жертва за грехи мира, которую прообразовал Исаак, твердой решимостью Авраама вознесенный на жертвенник ( Быт.22:9, 10 )! Вот обетованный Примиритель ( Быт.49:10 ), которому предопределена покорность языков, и этот крест Иисусов есть знамение, призывающее «вся языки " ( Ис.11:12 ) под спасительный скипетр Царя Израилева, Христа Спасителя мира! Вот обетованный великий Пророк ( Втор. 18:14–19 ), наполнивший землю учением и чудесами и возвестивший всему миру путь спасения! Вот предреченный Давидом Великий Иерей по чину Мельхиседекову ( Пс.109:4 ) – единожды принесший Самого Себя в жертву за грехи всего мира на жертвеннике крестном! Вот тот чудный Царь, Бог и Раб, о котором прозорливый Исайя издалека предвозвещал, как бы лицом к лицу созерцая великую тайну: «Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, егоже начальство бысть на раме Его: Бог, Крепкий, Князь мира, Отец будущего века» ( Ис.9:6 ). " Отроча пред Ним, яко корень в земли жаждущей, несть вида Ему, ниже славы» ( Ис.53:2 ). «Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем; язвою Его мы исцелехом» ( Ис.53:5 ), «и Господь предаде Его грех ради наших» ( Ис.53:6 ). Вот проповеданный Иеремией, «Восток праведный» ( Иер. 23:5 ), «Отрасль правды» ( Иер. 33:15 ), «Господь наш праведный» ( Иер. 33:16 ), который греха не сотворил, не было лести во устах Его, и для оправдания нашего пострадал и умер на кресте! Вот «Пастырь единый, пасущий» истинного Израиля, о котором возглашал Иезекиль Пророк (Иезек. 34:23–25), Тот пастырь, который «завещает завет мирный; воскропляет воду чисту, и очищает от всех нечистот и от всех кумиров: дает сердце ново и дух нов, и отъемлет сердце каменно от плоти нашей» (36:25, 26). Он есть «вечная правда, Святый святых, Христос старейшина», о котором Архистратиг небесных воинств открыл тайновидцу Даниилу ( Дан. 9:24, 25 ). Вот определенное седьминами время протекло; Христос, неправедно обвиненный, предан смерти, город и святилище разрушены, остатки народа рассеяны, ветхозаветные жертвы прекратились, и утвердился завет новый ( Дан. 9:26, 27 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Пророчество: Мессия будет Царь ( 2Цар. 7:16 ; Иер. 23:5–6 ; Мих. 5:2 и др.). Ему принесут дары и поклонятся волхвы, цари востока ( Пс. 71:10–11 , Ис. 60:6 ). Во дни уничижения Он будет иметь торжественное, как царь, вшествие в Иерусалим ( Зах. 9:9 ), но вполне откроется Его царственная власть по вознесении на небо, ибо Господь сказал Ему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих ( Пс. 109:1. 5–6 ; сн. 2, 8 и др.). Царство Мессии – царство духовное, царство всеобщего мира и правды ( Пс. 44:4–8; 71:7 ; Ис. 9:6; 11:5–8 ). Утвердившись первоначально на Сионе, в Иерусалиме ( Ис. 2:3 ; Мих. 4:2 ; Иер. 3:17 ), оно обнимает все народы ( Пс. 2:8 ; Ис. 65:1; 55:5 ; Зах. 9:10 ); все враги царства будут побеждены ( Пс. 109 ) и Мессия будет царствовать вечно ( Пс. 44:7, 18 ; Дан. 2:44; 7:13–14 ). Членам Его царства будут прощены грехи и будут все научены Богом ( Иер. 31:31–34 ). Дары Духа Св. обильно, как поток вод многих ( Ис. 11:9; 12:3; 55:1; 58:11 ; Зах. 14:8 ; Иез. 47:1–12 ), излиются на всяку плоть ( Иоил. 2:28–29 ). – Исполнение: Иисус Христос действительно есть Царь ( Иоан. 18:37 ). При рождении Его Ему принесли дары волхвы востока ( Мф. 2:1–11 ), при торжественном вшествии в Иерусалим Он встречен был выражениями народного восторга: благословен грядый Царь во имя Господне ( Лук. 19:38 ). Но царство Его несть от мира сего ( Иоан. 18:36–37 ). Его царство есть царство Божие, царство небесное, есть правда, мир и радость о Дусе Святе ( Рим. 14:17 ). Оно обнимает небо и землю ( Еф. 1:10 ; 1Петр. 3:2 ). Он Сам говорил; дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:19 ). Подобает бо Ему царствовати, дóндеже положит вся враги под ногама Своима ( 1Кор. 15:12 ; сн. Евр. 2:7–8 ). Теперь еще не все враги покорены Ему ( Евр. 2:8 ), но когда истребится последний враг – смерть ( 1Кор. 15:26 ), тогда и Сам Сын покорится Покоршему все Ему, да будет Бог во всем ( 1Кор. 15:28 ), т. е. тогда наступит вечное соцарствование Его Богу Отцу и Св. Духу и славному царству Св. Троицы и вместе царству Его не будет конца ( Лук. 1:33; 23:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В их книгах постоянно встречаются выражения: рече Господь ко мне ( Ис. 8, 1. 5. 11 ), или – и бысть слово Господне ко мне ( Иер. 1, 4; 2, 1; 3, 6; 7, 1 ; Иез. 6, 1; 7, 1; 13, 1 ; Ион. 1, 1; 3, 1 ; Зах. 1, 1, 7; 4, 8; 8, 1 ), а также: Бог влагал в уста пророков слова Свои ( Ис. 59, 21; 51, 16 ; Иер. 1, 9; 5, 14 ), Бог давал повеление пророку: напиши слова Мои в книгу, в скрижалях ( Ис. 8, 1; 30, 8 ; Иерем. 30, 2; 36, 2; Дан. 12, 4 ; Авв. 2, 2 и др.). Ап. Петр говорит о ветхозаветных писателях, что не своею волею, но от Святаго Духа просвещаеми (πο Πνεματος γου φερμενοι– носимы, движимы Духом Св.) глаголаша святии Божии человецы ( 2Петр. 1, 21 ; сн. 1Петр. 1, 10–12 ). Ап. Павел, имея в виду ветхозаветные же писания, говорит своему ученику Тимофею: измлада священная писания умевши, могущая тя умудрити во спасение, верою, яже о Христе Иисусе. Всяко писание богодухновенно (πσα γραφ ϑεπνευστος) и полезно есть ко учению, еже в правде ( 2Тим. 3, 15–16 ). В проповеди апостолов поэтому слова ветхозаветного откровения нередко отождествляются с словами Самого Бога, когда вместо выражения „Писание говорит“, употребляются выражения: рече Бог ( 2Кор. 6, 16 ; Евр. 1, 1; 8, 8 и др.), Бог глагола усты святых пророк Его ( Лук. 1, 70 ; Мф. 1, 22, 2, 15 ; Деян. 4, 25; 3, 18. 21 и др.), Дух Святый говорил чрез пророков ( Деян. 1, 16; 28, 25 ; 2Петр. 1, 21 ; 1Петр. 1, 10–12 ) и пр. И Сам Христос Спаситель называл писания ветхого завета словом Божиим ( Марк. 7, 13 ; сн. Мф. 15, 6 ), нередко выражался об этих писаниях так, как только можно говорить о слове Божием, а отнюдь не человеческом, напр.: не может розоритися Писание ( Иоан. 10, 35 ); подобает скончатися всем писанным в законе Моисееве и пророцех и псалмех о Мне ( Лук. 24, 44 ; сн. Мф. 26, 54 ); дондеже прейдет небо и земля, йота едина, или едина черта не прейдет от закона, дóндеже вся будут (М. 5, 18). Приводя некоторые места из ветхого завета, Он присовокуплял: реченное Богом ( Мф. 23, 31 ), Бог заповеда ( Мф. 15, 4 ), ссылался на них для подтверждения некоторых истин, напр., воскресения мертвых ( Мф. 22. 31 ), Своего божественного посланничества ( Иоан. 5, 39, 46 ; Лук. 24, 27, 44 ; Мф. 26, 54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010