Перед самым воинственным из народов трудно было устоять какой бы то ни было твердыне, и халдеи не только покорили себе (при Навуходоносоре) всю юго-западную Азию (напр. вся елика быша у Фараона Нехо – 4Цар.24:7 ), но и простерли свои завоевания на часть Африки и Европы (сн. Иер. гл. 25), взятием же и разрушением Тира, после пятнадцатилетней осады, особенно доказали перед целым светом свою силу, достойную пророческого замечания: «над всякою крепостию посмевается он; насыплет праха, – и возмет ее» (ст. 10), как полагали и другие пророки ( Иез.26:3 и д. Ис.23 ) 92 . Естественно, что такие люди были «страшными и ужасными» (ст. 7. 9) для всякого, кто бы ни вздумал противиться им. Какой страх и ужас объял жителей Палестины во время нашествия Навуходоносора, видно напр. из того, что даже Рехабиты 93 , строжайшим образом соблюдавшие правила о своем отчуждении от горожан, решились искать убежища в укрепленном Иерусалиме и что Иерусалимляне назначили пост, для умилостивления Господа, в зимнее время года ( Иер.35:11 ; Иер.36:9 ). Естественно, что народ, живший разбоями и дикий, не знал никакого другого права, кроме права сильного (1, 7), хотя бы оно было и не правым. Естественно, что «привыкши питаться от оружия» он мог за свое благосостояние или могущество чествовать оружие свое, как Бога (ст. 12), – подобно как рыбак чествует мрежи, которыми наловил рыбы. б) Нашествие халдеев на обетованную землю или пленение иудеев было делом праведного гнева Божия на нечестие ( Авв.1:6 ), как о нем говорится и в других местах Св. Писания, напр. бегите дети Вениаминовы из среды Иерусалима, и в Фекое трубите трубою, и в Бефкареме выставьте знамя; ибо от севера появляется беда и великая гибель! О прекрасная и изнеженная! Сокрушу дщерь Сиона... Ибо так говорит Иегова Саваоф: рубите дерева и насыпайте вкруг Иерусалима насыпь: весь этот город должно наказать, в нем – злодейство. Как ключ источает из себя воду, так он источает из себя зло, в нем слышно притеснение и грабительство, пред лицом Моим всегда муки и побои, и т. д. ( Иер.6:1,2,6,7 ; Иер.13:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Но и этого мнения нельзя признать основательным; потому что выражения: несчастный день, день опустошения, день погибели (ст. 12) с еврейского не означают конечного разрушения Иерусалима и совершенной погибели всех Иудеев 2 ; употребление этих выражений вместе показывает только, что несчастье было очень велико; но по этим выражениям нельзя ближе определить свойство несчастья, разразившегося над Иудеей. Но прежде разрушения Навуходоносором Иерусалим несколько раз подвергался нападению и разграблению со стороны врагов: 1) на пятом году царствования Ровоама Иерусалим был ограблен Сусакимом, царем Египетским ( 3Цар.14:25 и д.; 2Пар.12:2 и д.); 2) при Иораме – Филистимлянами и Арабами ( 2Пар.21:10 и д.). 3) при Амасии – царем Израильским Иоасом ( 4Цар.14:13 и д.; 2Пар.25:23 и д.). 4) при Иоакиме ( 4Цар.24:1 и д.; 2Пар.36:6 и д.) и 5) при Иехонии ( 4Цар.24:10 и д.; 2Пар.36:10 ) – Халдеями. Из этих завоеваний Иерусалима у Авдия не может быть речи о первом, при Ровоаме, потому что, находясь в подданстве Иудейскому Царству, Идумея тогда не могла так вредить Иудеям, как говорит об этом Авдий. Нельзя также разуметь здесь двух завоеваний Иерусалима Вавилонянами, потому что, когда Иеремия писал свое пророчество на Идумею ( Иер.49:7–22 ); то, без сомнения, имел в виду пророчество Авдия и употребил его выражения и образы для своих пророческих мыслей; но никак нельзя допустить обратного отношения между пророками. Особенность Пророка Иеремии состоит в том, что он часто опирается в своих пророческих речах на изречения старейших Пророков и повторяет их мысли, образы и слова. Так, в основании почти всех его пророчеств против иноплеменных народов находятся изречения Пророков, ранее его живших; – в основании пророчества его на Филистимлян (47 гл.) – пророчество Исайи ( Ис.14:28–32 ) против этого народа; в основании пророчества против Моавитян ( Иер. 48 гл.) – пророчество Исайи (гл. 15 и 16), в основании пророчества на Аммонитян ( Иер.49:1–6 ) – пророчество Амоса против них ( Ам.1:13–15 ); в основании пророчества против Дамаска ( Иер.49:23–27 ) – пророчество Амоса против того же царства ( Ам.1:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Буквенный шрифт израильский есть древне-семитический, сохранившийся еще на финикийских памятниках и еврейских монетах, 1022 он был распространен по всей передней Азии от Финикии до Ассирии, – везде, где господствовал семитический язык, и Кадмом принесен к грекам. Из него с течением времени развились различные арамейские шрифты, от которых остатки сохранились до нас на камне карпентрас и пальмирских надписях, а после плена – таъ называемый квадратный алфавит, которым написаны древнейшие библейские кодексы. 1023 Древнейшим письменным материалом израильтян были кора или кожи коз и овец; они предполагаются Чис.5:23 и Иер.36:23 и от финикиян вместе с письмом перешли к ионянам. 1024 На этих кожах, при более искусной обработке в листы получивших название пергамена от города Пергама, писали столбцами (delamhomh Иер.36:23 ) и свертывали их как свитки (megillath, sepher Пс.40:8 ). Уже рано, хотя время не может быть отпределено с точностью, израильтяне познакомились также с египетским папирусом, приготовлявшемся из папирусного кустарника, и, кажется, употребляли его для писания писем. 1025 – Для писания пользовались грифелем (êt) из дерева, вероятно тростью (κλαμος) и черными чернилами (deo Иер.36:18 , μελαν 2Ин.12 ), 1026 и имели письменные приборы, (keseth hassopher), которые писцы носили обыкновенно при поясе ( Иез.9:2 ). Письмо получает высшее значение для духовного развития человечества от того, что только оно делает возможною литературу, в которой человеческий дух предлагает современникам и потомкам зрелые плоды своей деятельности. Литература евреев начинается древнее избрания израиля в народ Божий, при исшествии из Египта; по довольно прочным следам, она восходит даже к временам Авраама. В первой книге Моисея сохранены до нас не только древнейшие устные предания человечества о первобытном времени, но представлены и присоединены к первобытной феократической истории домоисеевские записи, сделанные, вероятно, патриархами, если даже не вынесенные ими из их отечества халдеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Иосиф несколько обстоятельнее передает, быстрое возвышение этого нового владыки тогдашнего Азиатского мира и первые приступы его к Иудее, фактически находившейся под данничеством Египта. Библия говорит только: «во дни (в 4-й год, Иер.25:1) его (Иоакима) 388 выступил Навуходоносор, царь Вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него» ( 4Цар.14:1 ; 2Пар.36:5 ). Этому предшествовали, по Иосифу, следующие события. Усилившийся в Вавилоне Навуходоносор замышляет предпринять поход против (единственного тогда соперника своему величию) Египетского Нехао, владевшего всей Сирией, и осаждает (606 г.) город Кархавису (на Евфрате). Нехао, двинувшийся на него с сильным войском, терпит поражение и теряет всю Сирию, за исключением пока Иудеи. Спустя 3 года (8-й Иоакима) он вторгается и в Иудею, и под угрозой нанесения войны требует от Иоакима дани. Мир покупается златом, и положенная дань платится три года. Перестал же Иоаким платить ее после того 389 , как услышал, что Египтяне, оправившись после первого поражения, идут снова на Вавилон, – и, следовательно, в надежде на их защиту, хотя вопреки уверениям прор. Иеремии в тщетности этой надежды. К несчастью, Египтяне, не осмелились выступить против Навуходоносора, и Иоаким остался в беззащитности расплачиваться за свою измену. В это самое время Иеремия «жег сердца» глаголом своей пламенной проповеди. Иосиф передает в общем правильно относящуюся к этому времени деятельность пророка, погрешая в том лишь, что написанные им грозные прещения Иеговы (свиток книжный Иер.36:1 и д.) заставляет читать пред народом самого Иеремию, а не Варуха (5–6 ст.), которому на самом деле поручил обнародовать свой свиток – заключенный Иеремия (5 ст.). Судьба этого свитка передается несколько иначе: выслушав его содержание, царь распаляется гневом и, разодрав своими руками, бросает в огонь ( Иер.36:23 : царь, по мере того как прочитывались 3–4 столбца свитка, отрезывал их ножичком и бросал на жаровню). Исполнение предсказания пророка о несчастной участи царя очевиднее у Иосифа, чем у Иеремии 37:30: царь, устрашившись предсказаний пророков, когда вышел против него Навуходоносор (602–601, впустил его в город без всякого сопротивления, надеясь этой покорностью расположить к себе своего сюзерена.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Се, яко орел , то есть царь Вавилонский, прострет криле свои , то есть войска свои на Восор. И этот город будет взят Навуходоносором и, подобно другим меньшим городам, сравнен с землей. И будет сердце сильных Идумейских в той день, яко сердце жены родящия (Иер. 49:22). У этих несчастных не будет ни сил, ни хитрости, ни способов избавиться от плена. Их настигнет болезнь, подобная болезням рождающей и замучившейся родами, когда и рождающая, и младенец погибают, оба вместе. Ибо на Идумеев определен суд, от которого не могут они избавиться, и должны Идумеи или оставить жилища свои и идти в переселение, или погибнуть вместе с разрушенными жилищами. К Дамаску: посрамися Емаф и Арфаф . Пророк обращает слово к Дамаску и к подвластным ему народам, и предрекает им такое же сокрушение, какое определено упоминавшимся ранее народам. Емаф и Арпад ( Арфаф ) — два города во владениях Дамаска. О том и другом упоминает Исаия (Ис. 36:19), а Захария говорит, что Емаф был в пределах Дамасского царства (Зах. 9:2). Сокрушались, яко слух зол слышаша , обитатели их о приближении Вавилонян. Возмутишася на мори . Страх от молвы о приближении Халдеев ввергает Дамаск в море. Подобно мореплавателю, который терпит кораблекрушение и не видит пути к избавлению, все в Дамаске мучаются и упокоитися не могут (Иер. 49:23). Расторжеся Дамаск, обратися на бежание… Како не оставиша града славнаго, крепости любезная? (Иер. 49:24–25). Удивительно, что гнев Господень не пощадил города, славного множеством жителей, великолепием зданий и приятными долинами, но предал его врагам немилосердым, ненавистникам, и Дамаск истреблен огнем. Падут юноши на стогнах твоих… глаголет Господь Вседержитель. И возжгу огнь на стене Дамаска, и пожжет столпы сына Адерова , то есть Венадада (Иер. 49:26–27). Столпами пророк называет твердыни и здания, которые соорудил Адер, древний царь Дамасский, для украшения своего города и дома. То же бедствие предвозвестил Бог через пророка Амоса, говоря: и послю огнь в дом Азаиль, и пояст основание сына Адерова (Ам. 1:4). Упоминает же пророк о сыне Адеровом или для того, чтобы падением стен его таинственно представить сокрушение его царства, или для того, чтобы показать в этом наказание за бедствия, какие Израильтянам причинены были Азаилом и сынами Адера (Венададом), как пишется об этом в книгах Царств (3 Цар. 15:18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

То, что упомянутые в Царском каноне персидские цари действительно существовали, было бесспорно доказано археологическими открытиями нашего времени. Этот поучительный пример иллюстрирует необходимость внимательного рассмотрения исторических свидетельств, относящихся к библейским пророчествам о временах и сроках. Хотя это особое применение семидесяти седьмин кажется очень библейским и очень убедительным, оно опровергнуто историческими фактами и поэтому не может быть правильным. То же истинно и в отношении применения Обществом Сторожевой Башни пророчества о 70 годах. Хотя на первый взгляд и может казаться, что оно поддерживается некоторыми местами в Библии, но такое применение нужно отвергнуть, потому что оно несовместимо с историческими фактами, установленными множеством современных открытий. Но возможно ли в таком случае найти такое применение тем 70 годам, которое согласовалось бы со свидетельствами истории? Да, возможно. И при более внимательном рассмотрении библейских текстов, имеющих дело с этими 70 годами, становится очевидным, что в этом вопросе Библия вовсе не конфликтует со светской историей. Как будет показано ниже – это Общество Сторожевой Башни, со своим особым применением лет], конфликтует не только со светской историей, но даже с самой Библией . В Библии 7 раз упоминается о 70 годах, которые Общество Сторожевой Башни применяет к одному и тому же периоду: Иер.25:10–12 ; Иер.29:10 ; Дан.9:1–2 ; 2Парал.36:20–23; Зах.1:7–12; 7:1–7 и Ис.23:15–18 . Давайте рассмотрим их одно за другим в хронологическом порядке. A. Иеремия 25:10–12 Первым было пророчество Иеремии 25:10–12, датированное так: «в четвёртый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, – это был первый год Навуходоносора, царя Вавилонского» ( Иер.25:1 ). Иоаким правил 11 лет. После него его сын Иехония правил в течение 3 месяцев. Иехонию, в свою очередь, сменил его дядя Седекия, в 11 год правления которого Иерусалим был опустошён. Следовательно, пророчество Иеремии было дано за 18 лет до разрушения Иерусалима. Иер.25:10–12 : «И Я устраню у них звук ликования и звук радости, голос жениха и голос невесты, звук ручных жерновов и свет светильника. И вся эта земля [т.е. Иуда – примеч. автора] должна стать разорённым местом, предметом изумления, и народы эти будут вынуждены служить царю вавилонскому семьдесят лет. И вот что должно произойти: когда исполнятся семьдесят лет, Я взыщу с царя вавилонского и с того народа” – таково изречение Иеговы, – „за их проступок, равно и с земли халдейской, и Я сделаю её заброшенным пустырём на время неопределённое». (НМ, переведено с англ.) 1

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Здесь были особенные судебные залы для заседаний князей ( Иер.35:4 и дал.) и для других официальных и частных богослужебных целей. Камеры последнего рода, бывшие во владении частных лиц, назывались их именами. Так известны камеры и стойла придворного Натан-Мелеха, в которых при царе Манассии были кони, посвященные солнцу ( 4Цар.23:11 ); камера Ханаана, камера Маасии ( Иер.35:4 ), камера Гемарии ( Иер.36:10 ), склады Ханании и Симея, вновь устроенные при царе Езекии для приношений и десятин ( 2Пар.31:11–12 . Ср. 1Ездр.10:6 ; Неем.3:30, 13:4 ). У пророка Иезекииля, в упомянутых уже трёхэтажных корпусах внутреннего двора, указываются две камеры, предназначенные для служивших при жертвеннике и для наблюдавших за храмом ( Иез.40:44–47 ). Самое назначение этих камер предполагает их различие по этажам. Склады и кладовые, жилища привратников и рабочих естественно должны были быть внизу, напротив отделения князей и первосвященника – в верхних апартаментах. Так в Иер.35:4 комнаты князей и комнаты сынов Анана показаны в верхнем этаже, над комнатою Маасии, стража. Какая масса подобных помещений существовала во дворах храма, и притом помещений сокровенных, терявшихся среди многочисленных переходов, можно заключить из того уже, что дочь царя Иорама Иосавеф и племянник ее Иоас, сын Охозии. в течение целых шести лет могли скрываться во дворах храма, под защитою тогдашнего первосвященника, и не быть открытыми преследовавшею их и искавшею их погибели Гофолиею ( 4Цар. 11 ). Простой ограде из трех рядов камней не соответствуют и большие монументальные ворота, приводившие во храм 121 . По изображению пророка Иезекииля все ворота дворов были одинаковы и представляли собою большие галереи 50 локтей длины и 25 локтей ширины с двумя притворами, внутренним и внешним, и боковыми камерами стражей между ними. Один порог, чрез который входили в башню ворот с той и другой стороны, имел 7 локтей широты. Самые ворота во внешнем дворе были обложены медью ( 2Пар.4:9 ), а во внутреннем – золотом ( 4Цар.18:16 ; «Antiquitates Iudaicæ», VIII, 3:9).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В. Богослужение-покаяние состоит из типовых элементов: плач – пост – молитва. С. Вероятно, в Иерусалим были посланы не только собранные деньги (серебро), но также книга с покаянной молитвой, поучение и утешение (об ответных посланиях ср. письмо Иеремии в Иер.29 ). D. Занимающий центральное положение рассказ о возвращении сосудов, по-видимому, является прелюдией к 1Ездр.1 и, вероятно, делает возможным возобновление культа. Существование серебряных священных сосудов, которые Седекия изготовил взамен вывезенных золотых сосудов (ср. Иер.27:16–22 ), другими источниками не подтверждается. (Перво) священник Иоаким упоминается в тексте вместе с его генеалогическим древом «Иоаким, сын Хелкии, сына Саломова» (ср. 1Пар.6:27–41 и Иудиф.4:6, 8, 14; 15:8 ). Сопроводительное послание ссылается прежде всего на сбор денег и его связь с богослужением. Богослужение, целью которого является молитва за находящихся в плену, должно включать в себя: принесение жертв, молитвы (ср. 1Ездр.6:10 ) за царя и его сына («Навуходоносора и Валтасара, сына его» – исторически династия Навуходоносора закончилась Евилмеродахом, ср. 4Цар.25, 27 ; сын следующего узурпатора Набонида, Валтасар, был, по всей вероятности, его соправителем, хотя в Дан.5 он также назван сыном Навуходоносора!), а также молитва за находящихся в плену. За этим богослужением должно следовать зачтение «Книги Варуха» и последующих, переданных дословно, текстов в Храме (ср. Исх.24:3–8 ; Втор.31:9–13 ; Ис. Нав.8:32–35 ; 4Цар.23:1–3 2Пар.34:29–31 ; Неем.8 ). То, что это послание было получено в Иерусалиме, не явствует из Книги Иеремии. Ведь в главе 24 божественная помощь обещана именно находящимся в плену в Вавилоне, а жители Иерусалима «дисквалифицируются», они объявлены совершенно несъедобными «смоквами». Правда, предсказание благополучия в Иер.30 слл. относится уже ко всему Израилю и Иудее и в Иер.32:36 подчеркивается срок поворота (однако не фиксированный календарно): «Однако же ныне...». В Книге Варуха представлена концепция, согласно которой депортированные в Вавилон и Иерусалим стали еще во времена Навуходоносора – через пять лет после разрушения города – двумя фокусами одного эллипса, внутри которого, с одной стороны, начинается новое благополучие, но с другой стороны, и те, и другие имеют статус все еще находящихся в плену. 1.1.2 Покаянная молитва 1:15αβ–3:8.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

По этому поводу Де-Ветте и Шрадер замечают: «не может быть сомнения, что Иезекииль, часто говорящий от своего лица, сам написал свою книгу» (Einleitung. 446 s.). Не менее убедительным и решительным доказательством происхождения рассматриваемой книги от пророка Иезекииля служит, также для ученых не только ортодоксального, но и критического направления, язык ее, носящий значительнейшее влияние арамейского языка и пребывания Евреев в вавилонском плену (Gesenius. Geschichte d. невг. Sprache. 35 s. König. Einleitung. 358–360 ss. Davidson. Introd. III. 149 p. и мн. др.). Филологи-ассириологи находят параллели ему и в языке ассировавилонских клинообразных письмен 94 . В исторических обозрениях языка библейских писателей, периоду вавилонского плена обычно назначаются особые характерные черты, соответствующе современным историческим обстоятельствам и находимые во всех памятниках этого периода: писаниях Иеремии, Даниила. Ездры, Неемии, Псалмах. Все эти черты имеют себе полное соответствие в книге Иезекииля (Gesenius. Geschichte d. невг. Sprache. 35–36 s. Keil. Einl. § 16. Trochon. L. Ezechiel. 10 p. Selle. De aramaismis libri Ezechielis 1890 г.). Решительным также доказательством происхождения книги от вавилонского пленника Иезекииля служит полное соответствие ее содержания современной пророку эпохе и духовным потребностям современного пророку еврейского народа: суд и погибель, предвозвещаемые до падения Иерусалима, духовное утешение и воскресение, возвещаемые после падения. Замечательно, в этом отношении, сходство речей Иезекииля с современными по произношению речами Иеремии. Их обличительные речи сходны по историческому характеру (ср. Иер. 2 5 гл.= Иез. 16, 20, 23 гл.), сходны по обличаемым современным порокам еврейского народа, напр. почитанию идолов в храме ( Иер.7:20–30, 23:11, 32:34 = Иез. 8 гл.), повсюдному распутству ( Иер. 3 гл., 5:8= Иез. 16 и 23 гл.) и др. Замечательно, что оба пророка порицают одну и ту же поговорку Иудеев: «отцы ели кислое, а у детей на зубах оскомина» ( Иез.18:2 = Иер.31:29 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

26:69–75 Отречение Петра (см.: Мк. 14:66–72 ; Лк. 22:55–62 ). В ст. 31–35 Иисус предсказал его предательство, а в ст. 58 представлено начало сцены. Переплетая рассказы об Иисусе и о Петре в доме Каиафы, Матфей предлагает нам сравнить поведение этих двоих в условиях, когда на них оказывается давление. Если Иисус держался твердо и с достоинством, то Петр не выдержал испытания и быстро отрекся от Иисуса. Среди этих враждебных ему людей он отрекся от Иисуса Галилеянина (69), Иисуса из Назарета (71), даже при том, что его галилейский ацент с головой выдавал его (73). В конце концов он испытывает сильнейшие угрызения совести, но это еще не привело его к возрождению. Обращает на себя внимание, что Матфей больше не называет его по имени, включая лишь в общий список «одиннадцати» в 28:16. 27:1,2 Иисус предстает перед римским правителем, прокуратором Иудеи, (см.: Мк. 15:1 ; Лк. 23:1 ). Вынесенный приговор (26:65,66) был утвержден, но привести его в исполнение можно было только с разрешения римского наместника, Понтия Пилата. Он уже зарекомендовал себя как жестокосердный правитель и позднее будет снят с должности за превышение власти и незаслуженно жестокое обращение со своими подчиненными. Чтобы убедить такого человека иудейским старейшинам требовались более серьезные улики, чем богословские обвинения в «богохульстве». Несомненно, совещание, которое состоялось ранним утром, было посвящено как раз этому вопросу. 27:3–10 Смерть Иуды. Матфей предлагает нам историю другого предательства, которое, однако, в корне отличается от отречения Петра. История временного падения Петра под давлением обстоятельств закончилась слезами покаяния Петра, и его возрождение в дальнейшем не вызывает сомнений. Но, в отличие от Петра, Иуда принял осознанное решение предать Иисуса, и его раскаяние после того, как он понял, что совершил, не было искренним покаянием о содеянном, а его самоубийство было просто актом отчаяния. Тема цены крови возвращает нас к ответственности за пролитие крови пророков (23:29–36) и в 27:24,25 достигает своего драматического накала. Иуда, который не смог сбросить с себя груз вины, вернув тридцать сребренников, удавился; но первосвященники, использовав эти деньги (цена крови) на покупку земли горшечника, стали соучастниками преступления. Традиционно считается, что земля крови (Акелдама) расположена в долине Енномовой (где добывается глина для гончарного производства). Эти и другие детали, о которых упоминает Матфей, позволяют сделать вывод, что он рассматривал всю историю в свете Иер. 19:1 – 13 , где долина сыновей Енномовых связывается с захоронением «невинной крови» и с горшечником. Другие тексты в Иер. тоже вызывают аналогичные ассоциации («дом горшечника» в Иер. 18 ; покупка поля горшечника в Иер. 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010