Н.И. Гиббенет Глава II Отправление дьякона Мелетия к патриархам с царскими грамотами и жалованьем. – Инструкция Мелетию. – Грамоты царя А. М. к патриархам. – Письмо Вятского епископа Александра к царю с обличениями п. Никона . 30-го Декабря Мелетию дана инструкция: ехать в Киев, оттуда в Молдавию и в Царьград. По приезде в Молдавию, велено ему, проведать всяких вестей, писать великому государю и письмо послать в Киев к воеводе Чаадаеву. В Царьграде великого государя грамоты, которые посланы с Мелетием, за створчатыми печатями подать патриархам константинопольскому Дионисию и иерусалимскому Нектарию, если последний будет в Царьграде, и им говорить о приезде их в Москву; а если из них кому самому ехать нельзя, то послали бы от себя кого они изберут; а что патриархи будут говорить и на чем мысль свою будут полагать, обо всем том и о вестях отписать к великому государю с ведомыми ездоки и те письма послать в Киев или Москву, куда ездоки поедут. К патриархам александрийскому, антиохийскому, иерусалимскому, если его в Царьграде не будет, и к бывшему цареградскому Паисию ехать ему, дьякону Мелетию, и делать все то же, как и в Царьграде и как можно скорее туда возвратиться. Когда патриархи между собою согласятся, кому из них в Москву ехать, или кого от себя послать захотят, и его, Мелетия, наперед ли себя отпустят или с собою ехать велят, о том ему писать прежде своего отпуска или поезда с ними, чтобы обо всем было ведомо подлинно; а чтобы то одноконечно учинить, чтобы александрийский, антиохийский, иерусалимский и бывший цареградский Паисий, а по нужде бы приехали двое, антиохийский и иерусалимский. Патриархам, которые захотят вместо себя послать, Мелетию говорить, чтобы они наместников своих послали архиереев добрых и ученых, благоразумных, едино словных, крепких и правдивых, могущих рассудить дело Божие в правду, не желая мзды и ласкания, и страха никакого, боясь разве суда Божия. Мелетию, будучи у вселенских патриархов, памятуя страх Божий, про патриарха Никона никаких лишних слов не говорить, кроме правды, и усердно стараться, чтобы они ехали в Москву или вместо себя кого отпустили вскоре 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Не то мы видим на Соборе, теперь состоявшемся в Москве. На нем присутствовали не один какой-либо, а два Восточных патриарха: Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий, и не случайно прибывшие в Россию для своих целей, а нарочито приглашенные в Москву для Собора. И если не было здесь лично двух других Восточных патриархов. Константинопольского и Иерусалимского, зато находились из Константинопольского патриархата пять митрополитов: Никейский Григорий, Амасийский Козьма, Иконийский Афанасий, Трапезундский Филофей, Варнский Даниил и один архиепископ – Погонианский Даниил, а из Иерусалимского патриархата и Палестины – Газский митрополит Паисий и самостоятельный архиепископ Синайской горы Анания, да кроме того, находились из Грузии митрополит Епифаний и из Сербии епископ Иоаким Дьякович. Всего же иноземных архиереев присутствовало теперь на Соборе двенадцать, чего прежде никогда у нас не бывало. Русские архипастыри принимали участие на Соборе все семнадцать, и именно: митрополиты – Новгородский Питирим, Казанский Лаврентий, Ростовский Иона, Сарский Павел, архиепископы – Вологодский Симон, Смоленский Филарет, Суздальский Стефан, Рязанский Иларион, Тверской Иоасаф, Астраханский Иосиф, Псковский Арсений; епископы – Вятский Александр и из Малороссии Черниговский Лазарь Баранович и Мстиславский Мефодий, блюститель Киевской митрополии; а вскоре к ним присоединились вновь избранный Московский патриарх Иоасаф II и архиереи двух новооткрытых епархий: Белогородской – митрополит Феодосий и Коломенской – епископ Мисаил. Таким образом, на Московском Соборе 1666 – 1667 гг. присутствовали сперва два, потом три патриарха, Александрийский, Антиохийский и Московский, двенадцать митрополитов (5 русских и 7 иноземных), девять архиепископов (7 русских и 2 иноземных) и пять епископов (4 русских и 1 иноземный) – всего 29 иерархов (хотя, надобно заметить, не на всех заседаниях присутствовали все), и в числе этих иерархов находились представители от всех главных самостоятельных церквей православного Востока, не говорим уже о множестве архимандритов, игуменов и других духовных лиц не русских только, но и иноземцев. Очень естественно, если такой Собор сравнительно со всеми прежними называется Большим Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

П.В. Безобразов Записка о положении Иерусалимской церкви от 12 Октября 1844 г., представленная 28 Октября того же года в Константинополе В.И. Титову 20 Палестинская церковь до завоевания Иерусалима арабами имела своё величие и свою славу. Тогда в пределах её считались четыре митрополии, двадцать пять архиепископств и семьдесят пять епископств. На патриаршем престоле сияли лучезарные светила. В пустынях, вертепах, горах и юдолях спасались великие подвижники, которые вместе с патриархами утверждали сию церковь в православии, так что она никогда не колебалась и не омрачалась никакой ересью. Но по неисповедимым судьбам Божиим учение аравийского лжепророка разлилось потоком в Палестине и напоило большую часть христианского народонаселения её. Усилия крестоносцев лишь на время остановили бурное стремление сего потока. А посольства греческих царей к могучим преемникам Магомета спасли от разорения лишь один гроб Господень и некоторые святые места. Крестовые походы прекратились, греческое царство пало; и с тех пор церковь Палестинская под тяжким игом и неправосудным владычеством турок ещё более умалилась и ослабела. В наше время из семидесяти пяти епископств существует только одно за Иорданом 21 из двадцати пяти архиепископств уцелели только шесть 22 , да и паства в пределах их и трёх митрополий 23 весьма малочисленна. Значительная часть её давно отторгнута и присоединена к церкви Римской. Святые места сохранены, но служат предметами разорительных тяжб и даже кровопролитий между греками, латинами и армянами. Наконец недавно явились новые противники православия в Св. Земле, протестанты. I Настоящее внутреннее состояние Палестинской церкви весьма опасно. Она сама в себе носит древние и сильные зародыши разрушения. 1) Предстоятель её патриарх, по примеру своих предшественников, живёт в отдалении от неё. Разъединение его с нею – не законно, не нужно, не выгодно и вредно. Не законно, ибо противно правилам вселенских соборов, по которым каждый архипастырь должен находиться при своей пастве. Не нужно, ибо по делам церкви Палестинской ходатайствует пред Портой патриарх константинопольский, а не иерусалимский: следовательно, сему последнему достаточно иметь в Царьграде одного поверенного в делах архиепископа своего. Не выгодно, ибо иерусалимский владыка, пребывая в Константинополе, иждивает вольно и невольно слишком много денег, так что церковь Палестинская остаётся бедной и неустроенной. Вредно, ибо дела по внутреннему управлению сей церкви идут весьма медленно, по причине отдалённой переписки с предстоятелем её; арабское духовенство и православный народ давно уже отвыкли видеть в нём свою духовную главу и своего предстателя пред местными властями, и потому весьма легко принимают унию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Патриарх Иерусалимский Феофил. Схождение Благодатного Огня. Фото из архива пресс-службы Иерусалимского Патриархата. ЖМП 4 апрель 2021 /  1 мая 2021 г. 14:00 Пасха в Иерусалиме ПАСХАЛЬНЫЕ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ На Святой Земле несет свою миссию древнейший Иерусалимский патриархат. На территории Израиля и Палестинской автономии проживают православные арабы, греки, русские, представители других народностей, для которых Пасха является главным праздником года и торжеством жизни. Но место празднования и разность исторических характеров отличают празднование Пасхи здесь, в Иерусалиме, от празднования в России и Греции, Грузии или Сербии. Рассказ священника Русской духовной миссии прото­иерея Игоря Пчелинцева описывает особенности богослужебной практики Иерусалимской Церкви и обычаи празднования Воскресения Христова на Святой Земле.  PDF-bepcuя. Великая Суббота Первое богослужение Великой Субботы — ночная служба с чином погребения Спасителя. Она проходит в Храме Гроба Господня в ночь с Великой Пятницы на субботу и заканчивается примерно в час-два ночи. После этой службы Храм закрывается до 9 утра. Рано утром в патриаршей церкви святых Константина и Елены, расположенной на крыше Храма Гроба, служится Литургия святого Василия, предваряемая, как и у нас, великой вечерней с чтением многочисленных паремий Великой Субботы. На Литургии присутствуют члены Святогробского братства, архиереи Иерусалимской Патриархии и немногочисленные гости и прихожане. Службу заканчивают примерно в 8 утра. После Литургии все расходятся до церемонии Благодатного огня. Патриарх и Святогробцы возвращаются в Патриархию. Для них на крыше есть специальный проход к зданию Патриархии и кельям. К 9 утра в Патриархию прибывают различные официальные лица: все ждут последующего выхода священнослужителей на схождение огня. С утра в субботу Старый Город уже закрыт полицией, а народ начинают допускать на схождение Благодатного огня около 8 утра. Главный вход — через Яффские ворота Старого Города, точнее, с площади за воротами.

http://e-vestnik.ru/world/pasha_v_ierusa...

Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной Нектарий Божиею милостию Патриарх Святаго града Иерусалима и всея Палестины: всем православным читателям, возлюбленным братиям и чадам в Господе, благодать, мир и милость от Бога. Внимательно прочитай книгу сию, любезный читатель, если хочешь научиться истинной вере, и, находясь еще в сем вещественном теле, осветиться лучами света невещественого, т.е. жить превыше видимого и быть с Богом, возлетая к Нему мыслию. Ибо в книге сей содержится, хотя кратко, но не менее того ясно, истинное учение, как то и само название ее показывает тебе: поскольку она называется: «Православное Исповедание», т.е. Греков; исповедание правое и чистое, не имеющее в себе ни малейшей примеси от новизн каких-нибудь других исповеданий. Оно составлено первоначально Российскою Церковью (которая от первых времен своих следовала истинным догматам Восточной Церкви), по следующей побудительной причине. Петр Могила (незадолго пред сим преставившийся и благочестиво отшедший к Богу); когда он преславным и блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофаном был избран и рукоположен в православного митрополита, и когда ему поручена была в управление Киевская митрополия, нашел паству свою зараженною некоторыми новыми мнениями неправоверных, – мнениями, совершенно противными правому, древнему учению. Посему, как добрый пастырь и ревностный защитник веры, он предпринял богоугоднейшее намерение – расположить и обратить Российскую Церковь к тому чистому учению, которого она держалась сначала; а все возникшие в ней новые мнения истребить с корнем, и таким образом удобрить духовную ниву свою, и соделать ее плодоносною. Размыслив хорошо о своем деле, он немедленно приступил к исполнению. Вызвал из своей епархии в митрополию славившихся просвещением мужей и еще прежде того призвал трех подвластных себе епископов (рукоположенных тем же преславным патриархом Иерусалимским). Много рассуждали, и напоследок все с общего совета и согласия определили: написать кратко изложение веры своей, и точнейшее рассмотрение оного предоставить Священному Синоду Константинопольской Церкви, которой изначала следовали, повинуясь ей как главе Православной Веры Греческой, и обращаясь к ней, как к верному судие, дабы те пункты учения, которые она утвердит, и им удержать; и напротив, которые она отринет, те и им отвергнуть, как ложные.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Православные обители Святого Града Иерусалимская Православная Патриархия Современная резиденция Иерусалимских Первосвятителей, построенная в середине XIX в. Патриархом Кириллом II, находится, как мы уже отмечали, напротив старых зданий Патриархии – на улице, которая так и называется «Патриаршей». Перекинутая через улицу арка с коридором соединяет оба здания, на арке две большие буквы: заглавные греческие T и Θ. Это знак «Тафоса» – Гроба Господня. По сложившейся традиции православные паломнические группы, возглавляемые духовными лицами, в том числе из России, приходят в Патриархию получить благословение на успешное прохождение паломничества. Войдя в подъезд и поднявшись по широкой каменной лестнице, оказываемся в просторном вестибюле, увешанном по стенам портретами Патриархов Иерусалимских. Из вестибюля налево вход в Патриарший Синодикон – зал, где происходят заседания Священного Синода, приемы официальных лиц и прибывших за благословением паломников. Это продолговатая комната, украшенная несколькими старинными иконами, у северной стены которой, напротив входной двери, поставлен трон для Патриарха. Большие окна выходят в разбитый за домом сад. Дверь из Синодикона влево ведет в кабинет Предстоятеля. К резиденции примыкает с западной стороны по той же улице каменное здание, специально построенное (точнее, надстроенное) для приема первых «августейшихо» паломников из России. Здесь останавливался весной 1859 г. брат императора Александра II, генерал-адмирал (т.е. глава Морского министерства) и председатель Палестинского Комитета, великий князь Константин Николаевич с супругой, великой княгиней Александрой Иосифовной, и сыном Николаем. Иерусалимская Православная Церковь , древнейшая в мире, по праву именуется Матерью Церквей. Другие ее почетные обозначения: Сионская Церковь или Престол святого Иакова, Брата Господня. Правда, иерархическое ее положение гораздо скромнее. Епископы Иерусалимские стали называться Патриархами лишь со времени IV Вселенского Собора (451 г.) и заняли в диптихе (каноническом списке) старейших патриархатов скромное пятое место – после Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского. Время и обстоятельства вносили свои корректировки. После отпадения католического Рима (1054 г.) Иерусалим стал четвертым в иерархии православных престолов, пятое место заняла (с 1589 г.) кафедра Патриарха Московского и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Пространная история Иерусалимской Церкви. Период I. Часть 3 (451-638) Монофизитские волнения. Святые Савва и Феодосий Еще до окончания деяний IV Вселенского Собора в монашеских кругах Иерусалимской Церкви начали распространяться слухи о принятии Собором несторианской ереси. Патриарх Ювеналий, подорвавший свой авторитет участием в Разбойничьем соборе 449 года, не мог развеять заблуждение вседоверчивой паствы. В результате палестинское монашество, возглавляемое египетским чернецом Феодосием, дерзнувшим даже провозгласить себя Иерусалимским патриархом, при поддержке императрицы Евдокии, окончательно обосновавшейся в Иерусалиме, в неудержимом порыве «сохранить» чистоту веры выступило ярым защитником монофизитской ереси. Это злоучение буквально захлестнуло Палестину, прокатившись по ее городам волной беспорядков. Церковный мир удалось восстановить лишь спустя два года при содействии армии императора Маркиана, который в 453 году ввел свои войска в Святой Град. Испуганный монах Феодосий был вынужден скрыться на горе Синай, а патриарх Ювеналий, став господином положения, сразу же созвал Поместный Собор. Осудив все действия скверного Феодосия, Иерусалимская Церковь официально признала все постановления IV Вселенского Собора, обнародованные специальным соборным посланием, обращенным к монашествующим. Необходимо заметить, что именно при патриархе Ювеналии Иерусалимская Церковь впервые отделила празднование Рождества Христова от Крещения и установила его празднование 25 декабря/7 января. Окончательно эта практика закрепилась в ИПЦ лишь в VII веке. Однако монофизитским волнениям было суждено вспыхнуть новой силой. Скончавшийся в 474 году император Лев I (457-474) оставил власть своему малолетнему внуку, тезке, Льву (474) – сыну Зинона, ставшему вскоре самодержцем (474-491) после скоропостижной кончины при странных обстоятельствах малолетнего Льва. Но в результате заговора, предводителем которого был полководец Василиск, император Зинон в том же году был вынужден покинуть Царьград и скрыться в Исаврии.

http://pravoslavie.ru/40036.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Россия, Московская обл., г. Истра, ул. Советская, д. 2. Царь Алексей Михайлович, единственный в свое время православный царь, был основателем Нового Иерусалима подобно тому, как святой равноапостольный царь Константин, первый христианский император, был основателем храма Гроба Господня в Иерусалиме. Новый Иерусалим близ Москвы свидетельствовал о России как «Треть ем Риме» и «Втором Иерусалиме» и развивал замыслы Бориса Годунова по созданию в Москве Гроба Господня в меру Живоносного Гроба и сооружению храма «Святая Святых». Царскую идею создания на подмосковной земле подобия святынь Палестины поддерживал патриарх Никон, ему же принадлежит и попытка ее воплощения в жизнь. Святейший патриарх Никон (в миру Никита Минов) родился в 1605 году в деревне Вельдеманово, что под Нижним Новгородом, в крестьянской семье. Его отец был мордвином, мать – русской. Младенца назвали Никитой в честь преподобного Никиты, столпника Переславльского. Никита рано ощутил призвание к монашеству, но по настоянию родных женился и стал приходским священником, служившим сначала в нижегородских пределах, а затем – в Москве. Супружеская жизнь иерея Никиты продолжалась десять лет, но все трое детей его умерли в младенчестве, и он, увидев в этом знак Божий, уговорил жену поступить в московский Алексеевский монастырь, а сам уехал на Соловки, где в Троицком Анзерском скиту принял монашество с именем Никон в честь священномученика Никона, епископа. Когда Никон стал патриархом, по его указанию в Святую Землю отправился ученый иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов, который по возвращении из поездки доставил патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. Под личным наблюдением патриарха Никона (он жил в скиту, здание которого сохранилось до наших дней) начались работы по воплощению в жизнь его грандиозного замысла.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии: житие, иконы, молитвы 27 января, 2015. Новостная служба Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа. Сегодня, 27 января, Церковь отмечает день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии: житие, иконы, молитвы Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию. Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284 — 305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха (некоторые называют его Ювеналием). Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание. Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23 — 24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень (сведения о нем помещены 1 октября), старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери. Сама Пречистая Дева во время Своей земной жизни была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии, но Ангел Господень, явившись Ей, предрек, что Грузия станет Ее земным уделом впоследствии, при скончании времен, и Промысл Божий уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом Уделом Божией Матери).

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-svyat...

Скачать epub pdf Содержание Учение о Поместной Церкви Учение о первенстве     Антиканонические действия патриарха Варфоломея в Украине породили самый масштабный кризис в Православной Церкви со времен раскола 1054 года. И проблема не только во вмешательстве одной Поместной Церкви в дела другой, не только в споре за каноническую территорию. Такие вещи случались и раньше. И разрыв евхаристического общения не является чем-то новым. Так было между Антиохийской и Иерусалимской Церквями, между Иерусалимской и Румынской и т.д. Главная проблема – в попытке Константинополя навязать всему православному миру новое учение о Церкви и представить его как традиционное для Православия. А именно заставить весь православный мир, особенно «новые» автокефалии (которые появились после Вселенских Соборов), подчиниться одному центру и признать особые привилегии «Нового Рима». До 2016 года такие претензии существовали больше на уровне теории, чем практики, и поддерживались в какой-то степени только греческими Церквями, в то время как остальным эти притязания были чужды и непонятны. Периодически возникали дискуссии о первенстве, как, например, между РПЦ и митрополитом Элпидифором (Ламбриниадисом) в 2014 году, которые, однако, до масштабных конфликтов не доходили. Предвестником грозы стал Критский Собор, в регламенте которого Фанар попытался закрепить свое право на созыв Вселенских Соборов. Через два года последовало вторжение Константинополя в Украину. После чего на Фанаре заявили о своем исключительном праве даровать автокефалии и осуществлять безапелляционный суд над любыми священнослужителями. Томос для ПЦУ стал квинтэссенцией папистских претензий патриарха Варфоломея и эталонным их оформлением. После таких действий Фанара открытый конфликт между Поместными Церквями стал неизбежным, и в него оказался вовлеченным весь православный мир. Следует подчеркнуть одну особенность: претензии Константинополя на власть основываются не только на историко-канонических аргументах, но и на своеобразной богословско-догматической системе. И сформировалась эта система не вчера, а несколько десятков лет назад. Ее главным автором является митрополит Пергамский Иоанн Зизиулас . Украинцам он знаком прежде всего как участник делегации Константинополя, которая в 2018 году объезжала Поместные Церкви, чтобы поставить их перед фактом о даровании автокефалии ПЦУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010