Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27-28 декабря 2000 года 11 2005 р. 16:00 27-28 декабря 2000 года в Москве под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   состоялось  очередное  заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании Священного Синода 27 декабря СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о кончине Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора и состоявшемся 22 декабря сего года отпевании почившего. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознеся моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора, выразить соболезнование епископату, клиру и пастве овдовевшей Иерусалимской Православной Церкви в связи с постигшей их утратой. 2. С удовлетворением отметить участие в похоронах почившего Патриарха делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о трехсторонней миротворческой встрече духовных лидеров России, Армении и Азербайджана, прошедшей в Московском Свято-Даниловом монастыре 24 ноября 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением трехсторонней миротворческой встречи, в которой по инициативе и при посредничестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия приняли участие Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и председатель Высшего религиозного совета народов Кавказа, духовный глава мусульман Азербайджана Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. 2. Отметить плодотворное развитие совместной миротворческой деятельности духовных лидеров трех стран, направленной на уврачевание армяно-азербайджанского конфликта и в целом на достижение стабильности в Кавказском регионе. 3. Принять к сведению итоговое заявление участников встречи и их обращение к Президентам России, Азербайджана и Армении.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4924772...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журнал заседания Священного Синода 27 декабря 2000 года В заседании Священного Синода 27 декабря 2000 года под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о кончине Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора и состоявшемся 22 декабря сего года отпевании почившего. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознеся моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора, выразить соболезнование епископату, клиру и пастве овдовевшей Иерусалимской Православной Церкви в связи с постигшей их утратой. 2. С удовлетворением отметить участие в похоронах почившего Патриарха делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о трехсторонней миротворческой встрече духовных лидеров России, Армении и Азербайджана, прошедшей в Московском Свято-Даниловом монастыре 24 ноября 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением трехсторонней миротворческой встречи, в которой по инициативе и при посредничестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия приняли участие Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и председатель Высшего религиозного совета народов Кавказа, духовный глава мусульман Азербайджана Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. 2. Отметить плодотворное развитие совместной миротворческой деятельности духовных лидеров трех стран, направленной на уврачевание армяно-азербайджанского конфликта и в целом на достижение стабильности в Кавказском регионе. 3. Принять к сведению итоговое заявление участников встречи и их обращение к Президентам России, Азербайджана и Армении.

http://mospat.ru/archive/86359-zhurnal-z...

Скачать epub pdf Одним из важнейших аргументов, доказывающих каноническую несостоятельность Ферраро-Флорентийского собора, является отвержение акта об унии тремя Восточными патриархами – Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. Их позиция была ключевым доводом уже для противников унии из числа современников собора; на них ссылались и Сильвестр Сиропул, и Иоанн Евгеник, и свт. Геннадий Схоларий : «Ясно ведь, что пишут и думают о случившейся унии святейшие патриархи…» 1 В этой связи крайне значимым событием в истории рецепции Флорентийского собора оказывается Иерусалимский собор трех патриархов 1443 г.; его постановления, разумеется, не составляли официального осуждения унии 2 , однако они совершенно однозначным образом свидетельствуют о том, что Восточные патриархи ее действительно решительно не принимали и не состояли в общении с «матереубийственным фатриархом» – Константинопольским патриархом Митрофаном. Католические ученые традиционно выражали сомнения в историчности Иерусалимского собора. Так Г. Гофманн, подготовивший первое и единственное научное издание определений собора, писал: «Не вполне ясно, действительно ли имел место Иерусалимский синод против Флорентийского собора и аутентичен ли его греческий текст» 3 . Уже после кончины Гофманна, последовавшей в 1956 г., Дж. Джилл «тщательнейшим образом исследовал», как сам он пишет, «“так называемое письмо трех патриархов” и пришел к заключению, что оно является подложным» и «вовсе не должно было найти себе места в издании» 4 . В отдельной заметке Джилл приводит целый ряд аргументов в опровержение историчности Иерусалимского собора, однако все они носят косвенный характер 5 . В действительности, излишнее доверие Джилла к собственным интерпретациям и ограниченное знание источников привели его к совершенно неверным выводам, поскольку, как показали исследования славянских рукописей сер. XV в., уже в 1443 г. в Молдавии был выполнен перевод грамоты трех патриархов на славянский язык. Самый ранний дошедший до нас славянский список грамоты был выполнен в Троице-Сергиевой лавре и датируется 60-ми гг. XV в. 6 «Существование неизвестного Дж. Джиллу славянского перевода грамоты трех восточных патриархов, датируемого тем же годом, что и сама грамота, свидетельствует о ее бесспорной аутентичности» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОСИФЕЙ II НОТАРА Досифей II Нотара [греч. οσθεος Νοταρς] (31.05.1641, сел. Арахова (совр. Эксохи, ном Ахея, Греция) - 7.02.1707, К-поль), патриарх Иерусалимский (1669-1707). Жизнь Род. в семье торговца Николая Скарпета, утверждавшего свое происхождение от к-польской фамилии Нотара. Имя Д. Н. в крещении неизвестно; его восприемником был Григорий Гулан, митр. Коринфский, в юрисдикцию к-рого, по сведениям самого Д. Н. ( οσθεος. Ιστορα. XI 7. 2), в то время входило сел. Арахова. После смерти отца (24 июня 1649) до 1654 г. Д. Н. воспитывался своим дедом, монахом мон-ря св. Апостолов близ Араховы Германом (в миру Георгий), и крестным отцом, митр. Григорием. В 1652 г. митр. Григорием он был рукоположен во диакона, после 1654 г. жил в Коринфе. 16 нояб. 1656 г. Д. Н. покинул родину и 17 янв. 1657 г. прибыл в К-поль, где на него обратил внимание бывш. друг его родителей, пелопоннесец по происхождению, Иерусалимский патриарх Паисий . Он обеспечил Д. Н. возможность получить образование в К-польской Патриаршей школе, где главным учителем был Иоанн Кариофил , близкий друг бывш. К-польского патриарха Кирилла I Лукариса , разделявший протестант. взгляды последнего. Как о своем учителе Д. Н. вспоминал также о философе и враче из Янины Николае Керамевсе . Во время обучения Д. Н. овладел лат., итал., тур., араб. и груз. языками, читал древнегреч. писателей ( Runciman. 1968. P. 347-348). Патриарх Паисий взял его на службу в Иерусалимскую Церковь в метохию (подворье) Св. Гроба Господня в К-поле. Вместе с патриархом, к-рого по доносу армян-григориан обвинили в изготовлении имп. короны для рус. царя (в действительности патриарх просто переделал для себя пожалованную ему царем Алексеем Михайловичем митру) и приговорили к смертной казни, Д. Н. ненадолго был заключен под стражу. После того как благодаря вмешательству тур. султана Мехмеда IV патриарх Паисий был освобожден, Д. Н. в 1658 г. сопровождал его в поездке в Грузию и Понт для сбора пожертвований на погашение долгов Патриархата. В 1659-1660 гг. пребывал вместе с патриархом в пригороде К-поля Неохории, в Адрианополе и К-поле, осенью - зимой 1660 г. сопровождал его в поездке через острова юго-вост. части Эгейского м., во время к-рой, 2 дек., патриарх Паисий скончался ( οσθεος. Ιστορα. XII 2. 6-21). Вернувшись в янв. 1661 г. в К-поль, Д. Н. проинформировал Синод Иерусалимской Церкви о кончине Паисия.

http://pravenc.ru/text/180353.html

" МНЕ ЖИЗНЬ - ХРИСТОС, И СМЕРТЬ - ПРИОБРЕТЕНИЕ " Москва, 25 декабря 25 декабря сайт " Православие 2000 " получил из Русской Духовной Миссии в Иерусалиме пресс-релиз, посвященный кончине и похоронам Блаженнейшего Патриарха святого града Иерусалима и всея Палестины Диодора I. Приводим его с небольшими сокращениями. 19 декабря 2000 года на 78 году жизни после продолжительной болезни скончался Блаженнейший Патриарх Святаго Града Иерусалима и всея Палестины Диодор I. В период его патриаршества продолжались активные восстановительные работы в зданиях Иерусалимской Патриархии, особенно, в храме Воскресения Христова. Были построены: новое здание Патриархии, новая Патриаршая резиденция, храм святителя Николая, патриаршая школа и священнический дом в Акабе (Иордания), восстановлен разрушенный монастырь Архангела Михаила в Яффо, обновлена кровля Базилики Рождества Христова. В последние несколько лет Патриарх Диодор страдал тяжелой болезнью. 14 декабря 2000 г. Блаженнейший Патриарх Диодор был госпитализирован в иерусалимскую больницу " Хадасса - Эйн-Карем " с диагнозом " микроинфаркт " . На следующий день, 15 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил Блаженнейшему Патриарху Диодору I сочувственную телеграмму, в которой сказал следующее: " С глубокой обеспокоенностью восприняли мы известие об ухудшении Вашего здоровья. Выражая от лица всей полноты Русской Православной Церкви наше искреннее сочувствие Вашему Блаженству, усердно молим Врача душ и телес Господа нашего Иисуса Христа, дабы Он укрепил Вас на одре болезни, отгнал недуг, даровал исцеление и скоро восставил в здравии на благо Святой Православной Церкви " . В ответ на это Патриаршее послание Генеральный Секретарь Иерусалимской Патриархии митрополит Вострский Тимофей направил на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II письмо следующего содержания: " Его Блаженство, Блаженнейший Патриарх Диодор I, Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины, находясь в больнице, был глубоко тронут Вашим письмом от 15 декабря 2000 г. По благословению Его Блаженства, передаю Вашей Святыне благодарность за святые молитвы и пожелания скорейшего выздоровления. Смиренно просим Ваших первосвятительских молитв, дабы Всемогущий Господь покрывал Своим Божественным Покровом нашу Святую Иерусалимскую Церковь всегда, и особенно в эти трудные дни " .

http://pravoslavie.ru/analit/sobytia/dio...

ЦВ 22 (419) ноябрь 2009 /  28 ноября 2009 г. Служение Патриарха Кирилла 11 - 25 ноября 2009 11 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял губернатора Орловской области А.П. Козлова и архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона. Говоря о подготовке к празднованию 450-летия города Орла, которое будет отмечаться в 2016 году, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что эта работа «требует и со стороны Церкви, и со стороны государства совместных усилий, чтобы достойно и значимо для города и области встретить этот юбилей». 12 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Н.А. Винниченко. Основной темой встречи стала подготовка визита Святейшего Патриарха Кирилла в Уральский федеральный округ, намеченная на весну 2010 года. 13 ноября в Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось совещание ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. В работе заседания приняли участие иерархи, возглавляющие епархиальные духовные школы, сотрудники Учебного комитета, ректоры и представители духовных академий, семинарий, духовных училищ, православных университетов и других учебных заведений. Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом «Духовное образование Русской Православной Церкви на современном историческом этапе. Проблемы, задачи и перспективы». Патриарх Кирилл поделился своими мыслями о возможных путях преодоления существующих ныне проблем, оптимизации деятельности Учебного комитета и совершенствовании процесса подготовки священнослужителей. Затем архиепископ Верейский Евгений представил отчет о деятельности Учебного комитета. 17 ноября в резиденции Президента России в Горках состоялось очередное заседание Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В заседании приняли участие Президент России Д.А. Медведев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников) и другие члены Попечительского совета.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ I († 17.08.1373), патриарх Антиохийский (с июня 1366). До избрания на Патриаршество носил имя Бишара. Вступление М. на Патриарший престол произошло во время одного из сильнейших гонений на христиан в Мамлюкском гос-ве. Нападение флота крестоносцев во главе с кипрским кор. Петром I Лузиньяном на Александрию в окт. 1365 г. положило начало войне мамлюков с Кипром, продолжавшейся до 1370 г., и вызвало жестокие гонения мусульм. властей на христиан Сиро-Египетского региона, к-рых подозревали в сочувствии крестоносцам. Мн. архиереи подверглись преследованиям, Иерусалимский патриарх Лазарь претерпел заточение и побои, церкви были опечатаны, а христиан обязали отдать четверть своего имущества на военные нужды. Антиохийский патриарх Пахомий I , видимо дискредитировавший себя в глазах властей, был вынужден оставить престол. В кон. весны 1366 г. сир. епископы смогли провести выборы нового патриарха. По сообщению позднейшей летописи, составленной Антиохийским патриархом Михаилом II , в выборах участвовали архиереи Сайднаи, Эз-Забадани, Бостры, Баальбека, Маалулы, Кары и Ябруда. Все эти престолы находились в радиусе 100 км от Дамаска, из чего явствует, что Собор проводился поспешно, в сложных обстоятельствах и в избрании патриарха не смогли участвовать епископы побережья, Сев. Сирии и Вост. Анатолии. Мусульманский хронист Ибн Касир (1301-1373), бывший шафиитским кади Дамаска, сообщал, что во вторник 9 шавваля 767 г. хиджры (дата соответствует 19 июня 1366, однако этот день приходится на пятницу, что заставляет предполагать ошибку в неск. дней в сообщении хрониста) новоизбранный патриарх обратился к нему, как к представителю мусульм. судебной власти, за подтверждением своих полномочий. Ибн Касир указал М., что есть лишь 4 правосл. патриарха - К-польский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский,- и возражал против поставления еще одного, в Дамаске. Однако М. разъяснил, что в действительности он является Антиохийским патриархом, но ему разрешено иметь свою резиденцию в Дамаске, главном городе Сирии. Исходя из текста летописи складывается впечатление, что решение о пребывании патриарха в Дамаске было принято мамлюкскими властями, стремившимися строго контролировать его деятельность в ситуации военного противостояния с христ. державами. Т. о., именно с этого момента отсчитывается офиц. перемещение престола Антиохийских патриархов в Дамаск, где патриаршая кафедра остается до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/2563676.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ КОНГРЕСС» [греч. Πανορθδοξον Συνδριον], самоназвание проходившего в К-поле 10 мая - 8 июня 1923 г. совещания представителей ряда Поместных Православных Церквей, созванного по инициативе К-польского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) . 3 февр. 1923 г. Патриарх Мелетий обратился к Предстоятелям Православных Церквей Александрии, Антиохии, Иерусалима, Сербии, Кипра, Греции и Румынии с посланием, в к-ром он просил «дать свое согласие на создание комиссии с участием представителей от каждой Церкви для заседания в К-поле сразу после предстоящего праздника Св. Пасхи, чтобы обстоятельно изучить календарный вопрос и др. актуальные всеправославные проблемы и указать способ их канонического разрешения» (Πρακτικ κα ποφσεις. Σ. 6-7). Послание не получило положительного отклика со стороны Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархов, однако было поддержано Предстоятелем Элладской Православной Церкви Афинским архиеп. Хризостомом I (Пападопулосом) , а также Сербской, Румынской и Кипрской Церквами, направившими в К-поль своих представителей. В совещании участвовали от К-польского Патриархата - Патриарх Мелетий IV (председатель), Кизический митр. Каллиник и проф. богословской школы на о-ве Халки В. Антониадис; от Сербской Церкви - Черногорский и Приморский митр. Гавриил (Дожич , впосл. Патриарх Сербский) и проф. математики и механики Белградского ун-та М. Миланкович; от Кипрской Церкви - Никейский митр. Василий (Георгиадис, впосл. Патриарх К-польский); от Элладской Церкви - Диррахийский митр. Иаков; от Румынской Церкви - архим. Юлий (Скрибан), проф. механики П. Дрангич и проф. богословия Д. Димитреску. В работе совещания также принимали участие архиереи Русской Православной Церкви за границей - Кишинёвский и Хотинский архиеп. Анастасий (Грибановский) (присутствовал на первых 6 заседаниях) и Алеутский и Североамериканский архиеп. Александр (Немоловский) , но они не имели полномочий представлять Русскую Церковь ни от Патриарха Московского свт. Тихона , ни от Архиерейского Синода РПЦЗ. Несмотря на отсутствие представителей Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского Патриархатов, офиц. представителей Русской Церкви, а также Болгарской Православной Церкви , не находившейся в тот момент в общении с К-польским Патриархатом, на 3-м заседании совещания по предложению Диррахийского митр. Иакова его первоначальное название - «комиссия православных Церквей» - было заменено названием «Всеправославный конгресс». Работа конгресса

http://pravenc.ru/text/155528.html

«НГ—Религии»: «Меж двух огней. Иерусалимский Патриарх не собирается уходить в отставку» 18 мая 2005 г. 11:04 «НГ—Религии», (161), 18 мая 2005 г. Александр Петров. Конфликт между клириками Иерусалимской Православной Церкви и ее Предстоятелем достиг своего апогея. Решением большинства епископов Святой Земли 6 мая Патриарх Ириней I (Скопелитис) был низложен. Подписи под требованием его отставки поставили 12 из 18 иерархов Иерусалимского Патриархата. Иринея обвиняют в «создании паутины лжи и церковных недоразумений, разрушении всей церковной системы, безответственном обращении с имуществом Патриархата». Голосование проходило тайно и против воли самого Иринея, поэтому решение епископов о низложении Патриарха формально не имеет силы. Главам Поместных Православных Церквей разослано специальное обращение, в котором епископы объясняют причины своих действий. «Достигнув критической ситуации в нашей Иерусалимской Патриархии, мы пришли к окончательному решению отлучить Патриарха Иринея и постановили считать его лишенным иерусалимского патриаршего престола». «Критическая ситуация» в Иерусалимском Патриархате, крупнейшем собственнике недвижимости в Иерусалиме, сложилась после того, как стало известно о том, что Патриарх якобы тайно передал в долгосрочную аренду группе еврейских предпринимателей большой участок земли (в Старом городе, возле Яффских ворот), принадлежащий Патриархии. Впрочем, скандал вокруг Патриарха Иринея раздули еще в начале года греческие СМИ, заявившие, что его избрание в 2001 году было связано с закулисными махинациями и очернением его конкурентов. Иринею были предъявлены обвинения в том, что он пользовался для своего избрания услугами авантюристов. Сообщение о незаконной передаче в аренду церковной собственности стало последней каплей, переполнившей чашу терпения духовенства и верующих Иерусалимской Церкви. Махинация с землей в Старом городе, была воспринята православными арабами, составляющими большинство паствы Православной Церкви на Святой земле, как «предательство».

http://patriarchia.ru/db/text/11865.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Есть ли шанс меньшинство сделать большинством? После отказа Антиохийского Патриархата ехать в Амман Иорданский собор провалился, не открывшись 24.02.2020 2262 Время на чтение 4 минуты Случилось то, чего многие меньше всего ожидали: 22 февраля Антиохийский Патриархат опубликовал официальное сообщение о своём неучастии в соборе Предстоятелей Православных Церквей, который должен открыться 26 февраля в столице Иордании – Аммане. Сейчас многие наши отечественные комментаторы пускают стрелы в адрес Антиохийского Патриарха Иоанна за отказ от участия в совещании. Отчасти это справедливо. Именно отказ Антиохии ведёт к провалу собора, который ещё и не открылся. Действительно, принимать такое решение за два дня до открытия собора - вряд ли можно считать дружественным жестом. Но надо быть справедливыми и признать: главная вина за провал собора лежит на Москве, на нашем внешнеполитическом церковном ведомстве, главным образом. Если трезво оценивать ситуацию, то этого можно было ожидать. Ещё в самом начале, когда Патриарх Иерусалимский Феофил выступил со своей инициативой собрать Собор Предстоятелей Православных Церквей, мы указывали на ошибочность этого решения. На наш взгляд, такой собор надо было изначально проводить в Москве. И приглашение принять в нём участие должно было исходить не только от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, но и от Главы Российского государства Владимира Путина . А вовсе не от Предстоятеля Иерусалимского Патриархата и мусульманина короля Иордании Абдаллы II. Нам возражали, что в Москву, мол, никто не поедет, что Амман - компромиссное место для встречи, поэтому всё сделано правильно, инициатива должна исходить не от Москвы, а от Иерусалима. А некоторые пускались в витийствования, что Иерусалимский Патриарх имеет полное право созывать Всеправославный синаксис, вспоминая при этом первые соборы Апостолов. Эти уловки не сработали. В Амман большинство ехать не захотело. А в самом деле, - какая разница между Иерусалимским и Русским Патриархами? Русская Православная Церковь, хоть и не является древнейшей Церковью, но входит в диптих Церквей Вселенского Православия. А третий, четвёртый или пятый по чести патриарх в диптихе - неважно.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/24/es...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010