Вообще говоря, служба погребения, заупокойное богослужение – я сужу только по своим собственным, личным воспоминаниям – были чем-то предельно существенным и для самого отца Матфея. Вероятно, как выдающийся Мастер звука и композиции, он обладал лишь ему присущим талантом показать всю значимость такого рода богослужения, таких переживаний – на грани жизни и смерти, вечности и бессмертия. Навсегда сохранилось в памяти отпевание архимандрита Иеронима (Зиновьева), Наместника Троице-Сергиевой Лавры, в 1982 году. Событием была каждая служба (всенощная, Литургия и погребение Богоматери) на Успение Пресвятой Богородицы. А сколько раз проигрывались у нас дома пластинки «Панихиды Древних распевов», выпущенной к 600-летнему юбилею Куликовской битвы!.. Невозможно было выйти из этого звукового поля, хотелось слушать еще и еще, открывая заново те или иные интонационные оттенки песнопений, переживая слова молитвы. И, конечно же, службы Великого поста… Первая седмица, пассии с чтением акафиста Страстям Христовым, Страстная… Будучи еще и Главным уставщиком монастыря, отец Матфей поистине вкладывал всего себя в подготовку (сколько сил бывало им затрачено на многочисленных спевках!) и проведение лаврских богослужений. Буквально сливаясь со своим хором, с каждым возгласом диакона или священника в храме (неточности или небрежность в богослужении отмечал мгновенно), он отдавал все силы Божественной службе: и не только душевные, но и физические. Очевидцы и свидетели, многочисленные участники его хора, могут подтвердить, что неоднократно ему приходилось по нескольку раз за день менять подрясник: он был весь мокрым от пота… Конечно, это дар, это уникальный талант и редкий человеческий тип (как сейчас скажут), но ведь не только это… На мой взгляд, это - цельность человеческой натуры отца Матфея и его колоссальная воля, движимая огромной любовью к Богу и богослужению. Так он видел (вернее, слышал) сам для себя Лаврский хор, таким он и предлагал его слушать молящимся в храме. Хор должен помогать молитве, настраивать на нее – об этом говорят многие духовные люди. Хор отца Матфея не просто настраивал и помогал – он исторгал молитвенное пение и буквально настраивал сердца на молитву, это была настоящая «молитва в звуке». И я уверен, что певчие отца Матфея – каждый из них – обязательно, во-первых, молился, а уже потом – пел свою партию по нотам. В своем сочетании эти два фактора и создавали непревзойденный эффект молитвенного пения лаврского хора архимандрита Матфея Мормыля!

http://radonezh.ru/analytics/tekst-i-muz...

Время основания череповецкого Воскресенского мон-ря неизвестно, но он существовал к 1449 г., т. к. этим годом датируется грамота, данная обители белозерским кн. Михаилом Андреевичем (ИРИ. Т. 6. С. 656). В 1764 г. Воскресенский мон-рь был упразднен, а соборный храм обращен в приходскую церковь, в 1780 г.- в городской собор. В Воскресенском соборе под спудом почивают мощи А. Ч. Время местной канонизации преподобного неизвестно, она подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева). Иконография. Имя А. Ч. встречается под 5 июля в иконописных подлинниках кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 116об., с добавлением: «глаголемаго Железного Посоха») и 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 181об.). Известно неск. икон преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, кон. XIX в. (ЧерМО. Воскресенский собор Череповца): святые изображены в рост, в молитвенном предстоянии иконе Троицы Новозаветной («Отечество»), на фоне пейзажа с каменным Троице-Сергиевским собором Череповца (разобран в 1929). А. Ч. облачен в схиму, с куколем на голове, имеет седую бороду средней длины, ладони сложены на груди крестообразно, в левой руке четки. В иконостасе правого придела Воскресенского собора, освященного во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, находится образ 1900-х гг. подобной иконографии. В кон. 90-х гг. XX в. иконописцем МДА С. Л. Тарасовой была написана аналойная икона «Прп. Сергий Радонежский благословляет преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких на основание монастыря» (Воскресенский собор Череповца). В 1992 г. на набережной Ягорбы в Череповце поставлен памятник преподобным (скульптор А. Архипов); в 1997 г. на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде воздвигнут памятный крест с 20 образами вологодских святых (скульптор А. В. Климков), среди к-рых представлен А. Ч.

http://pravenc.ru/text/77034.html

Иеромонах Андроник со своим первым духовником, архиепископом Новгородским Сергием (Голубцовым) Удивительно переплетение судеб этой большой духовной семьи. Отец Павел с графом Юрием Александровичем Олсуфьевым сокрыли честную главу от поругания, Павел Голубцов (принявший впоследствии монашеский постриг с именем прп. Сергия и упокоившийся в его обители) участвовал в ее дальнейшем перенесении и возвращении в лавру, а отец Андроник собрал воедино бесценные свидетельства и донес до нас историю проявленной отваги и усердия в сохранении святыни. И всех членов этой семьи связал воедино преподобный Сергий. В годы обучения в семинарии Александр Трубачев познакомился с отцом Анатолием (Просвирниным, будущим архимандритом Иннокентием), который трудился в Издательском отделе Московской Патриархии. Получив от него рекомендацию, поступил на работу к архиепископу Питириму (Нечаеву, будущему митрополиту), руководившему Отделом в те годы. Об этом периоде у отца Андроника остались самые светлые воспоминания. «“Питиримовцы” всем были известны, на них на всех славный ярлык! – вспоминал брат отца Андроника Павел Васильевич Флоренский. – Если ты слышал фразу “работал в издательстве у Питирима”, – все сразу ясно. Тут и рекомендация, и репутация, и сразу все!» Игумен Андроник со своим духовником архимандритом Кириллом (Павловым) в Троице-Сергиевои лавре В 1980 году Александр Трубачев окончил Московскую духовную семинарию и в сентябре того же года поступил в братство Троице-Сергиевой лавры. 19 марта 1981 года наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) в Троицком соборе лавры был пострижен в монашество с именем Андроник в честь преподобного Андроника Московского. Восприемником при постриге был духовник Троице-Сергеевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов). У него окормлялся отец Андроник в последующие годы своего служения в лавре. 1 мая того же года в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры монах Андроник был рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом, будущим митрополитом, в то время ректором МДАиС).

http://pravoslavie.ru/159467.html

В авг. 1972 г. И. был отозван из Иерусалима, 11 окт. того же года назначен наместником ТСЛ. С 12 нояб. 1973 по сент. 1978 г. преподавал в Московской ДС Свящ. Писание НЗ. По воспоминаниям М. Х. Трофимчука, в годы наместничества И. количество братии увеличилось до 100 чел. Более половины иноков обители приняли постриг от И. Он добился постоянной прописки братии в ТСЛ ( Трофимчук. 2005. С. 362, 380). 2 сент. 1977 г. Патриархом Пименом И. был награжден патриаршим крестом. Провел реставрационные работы во всех храмах ТСЛ, особенно масштабные в Сергиевском трапезном храме. При нем были построены 2 новых придела во имя свт. Иннокентия (Вениаминова) (освящен в 1977) и в честь всех Радонежских святых (освящен 11 июня 1981) в юж. и сев. нефах крипты Успенского собора. В 1980 г. в связи с празднованием 600-летия Куликовской битвы Святейший Патриарх Пимен наградил ТСЛ орденом прп. Сергия Радонежского 1-й степени, вручив его И. (Там же. С. 433). И. был награжден орденами св. Владимира 2-й степени, прп. Сергия Радонежского 2-й степени и медалью, орденом Гроба Господня 1-й (1981) и 2-й (1972) степени (Святогробское братство Иерусалимский Патриархат), орденом святых апостолов Петра и Павла (1981; Антиохийский Патриархат). И. принимал в ТСЛ Иерусалимского Патриарха Диодора (1981) и Антиохийского Патриарха Игнатия IV (1981). 28 марта 1982 г. в 4-ю неделю Великого поста И. последний раз совершил Божественную литургию и пассию. После кончины И. отпевание в Сергиевском трапезном храме 1 апр. 1982 г. возглавил Патриарх Пимен. Похоронен в ТСЛ у алтарной апсиды Свято-Духовского храма. Соч.: Рус. Духовная Миссия в Иерусалиме: [О службе в 40-й день по кончине Свят. Патриарха Алексия]//ЖМП. 1970. 7. С. 34; Светоч неугасимый//ЖМП. 1973. 1. С. 68-72; Слово учащимся Московских духовных школ//ЖМП. 1979. 1. С. 32-33; Слово к новопостриженным монахам//ЖМП. 1982. 9. С. 26-27. Лит.: Определения Свящ. Синода: [Назначен зам. начальника РДМ]//ЖМП. 1967. 5. С. 3; Архим. Иероним (Зиновьев): К назначению наместником ТСЛ//ЖМП. 1972. 12. С. 25; Визит Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви//ЖМП. 1982. 1. С. 16; Архим. Иероним, наместник ТСЛ: [Некр.]//Там же. 9. С. 10-12; Никодим (Ротов), архим. История Рус. духовной миссии в Иерусалиме/Серпуховский Высоцкий муж. мон-рь. [Серпухов], 1997. С. 407; Трофимчук М. Х. Академия у Троицы: Восп. (1944-2004). Серг. П., 2005. С. 362, 380, 382, 388, 393, 409, 433, 440, 443-444.

http://pravenc.ru/text/293702.html

Кафедра, на которую тебе предстоит вступить, образована совсем недавно и ранее входила в состав объединенной Алма-Атинской епархии. Немало удалось сделать Преосвященным владыкам, трудившимся до тебя на Казахстанской земле, но еще более важные дела на благо Церкви предстоит совершить в будущем. Высочайшая степень ответственности неразрывно сопряжена с архипастырским служением и не сопоставима ни с какими почестями архиерейства. Будучи продолжателем дела апостолов, епископ ежечасно призван к тому, чтобы собственным примером являть образец здравого учения, по слову апостола Павла (2 Тим. 1, 13), непрестанно пребывая в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке (2 Кор. 6, 6–7). А теперь прими сей жезл и благослови народ, с усердием молившийся о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь. Епископ Павлодарский и Усть-Каменогорский (Сафонов Василий Алексеевич) родился 21 февраля 1957 года на хуторе Троицком Урюпинского района Волгоградской области в семье служащих. С 1975-го по 1977 г. проходил службу в рядах Вооруженных сил СА. С 1977-го по 1978 г. работал в г. Находке Приморского края на рыболовном флоте. С 1978-го по 1981 г. обучался в  Московской духовной семинарии. С 1981-го по 1985 г. обучался в Московской духовной академии. Защитил кандидатскую работу «Феномен религиозного секуляризма». 2 ноября 1979 г. был принят послушником в Троице-Сергиеву лавру. 28 февраля 1980 г. пострижен в монахи наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) с именем Варнава. 20 июля 1980 г. рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Владимиром (Сабоданом). 14 марта 1982 г. рукоположен в сан иеромонаха архиепископом Владимиром (Сабоданом). 4 апреля 1987 г. возведен в сан игумена. С 1988-го по 1991 г. проходил послушание в Оптиной пустыни и Свято-Даниловом монастыре. 10 января 1990 г. назначен экономом Свято-Данилова монастыря с возведением в сан архимандрита.

http://e-vestnik.ru/church/443sostoyalas...

После прохождения воинской службы мама благословила меня на поступление в Московскую духовную семинарию , а потом и на монашеский путь. На втором году обучения в семинарии я был принят в братию Троице-Сергиевой лавры и вскоре был пострижен в монашество наместником архимандритом Иеронимом (Зиновьевым), у которого стал потом келейником. По окончании в 1985 году Московской духовной академии я нес послушания в восстанавливаемых обителях: Оптиной пустыни и Даниловом монастыре . В течение последних 19-ти лет Промыслом Божиим и благословением Высокопреосвященнейшего Варсонофия , ныне митрополита Саранского и Мордовского, являюсь наместником Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря, открытого первым в епархии после многих лет запустения. В этой святой обители Господь сподобил меня стать участником прославления преподобного старца Феодора, священноисповедника Александра — последнего игумена монастыря, а также святого праведного воина Феодора Ушакова, которое возглавляли в 2001 году Вы, Ваше Святейшество. Избрание мое на апостольское служение выпало на 30-летие со дня монашеского пострига, в чем вижу особый промысл Божий. Прибегаю к молитвенному предстательству святого апостола Варнавы, так как служение епископа есть продолжение апостольского дела совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1 Тим. 2, 1), и повинуюсь воле Небесного Пастыреначальника, повелевающего мне последовать подвигу моего небесного покровителя. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец! Выражаю Вам сыновнюю любовь за оказанное мне доверие, прошу Ваших первосвятительских молитв и отеческой поддержки. Пример Вашего ревностного служения Церкви Христовой будет вдохновлять меня в прохождении моего нового послушания в сане епископа Русской Православной Церкви. Слова искренней признательности и сердечной благодарности обращаю к Высокопреосвященнейшему Варсонофию, митрополиту Саранскому и Мордовскому, внимательному и заботливому наставнику и многоопытному и рассудительному архипастырю, который является неустанным деятелем Божественной истины и совершителем высокого и многогранного святительского служения во славу Святой Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1317498.ht...

Послушник Петр Красных 15 апреля 1979 года пострижен в великую схиму. Постриг совершил Наместник лавры архимандрит Иероним (Зиновьев). Восприемником при постриге был братский духовник архимандрит Кирилл (Павлов). Отец Дамаскин был схимником по призванию, при этом схимой не кичился и даже не всегда надевал схиму – предпочитал завернуться в мантию, как в клубочек. Старцу было свойственно воздержание во всем – в еде, сне, словах, – причем весьма строгое. В трапезной он ел очень мало, а в келлии можно было увидеть только кусок белого хлеба и кружку чая, которую он брал в трапезной утром, а выпивал днем, разогрев эту кружку на маленькой электрической плитке. У отца Дамаскина всегда стояла в келлии канистра с родниковой водой. Когда вода заканчивалась, он отправлялся за ней на автобусе в поселок Глинково, расположенный рядом с Сергиевым Посадом, говоря, что эта вода содержит много серебра. Спал батюшка очень мало и никогда не ложился. В келлии у него стояло кресло, сидя на котором он спал. Из-за этого у старца опухали ноги, и ходил он с трудом. Перед иконами в келлии постоянно горели лампады – отец Дамаскин любил уединение и ночную молитву. Обычно в 3 часа ночи он начинал чтение монашеского келейного правила. Обязательно ходил на все службы утром и вечером. Из-за недостатка сна он иногда доходил до изнеможения и засыпал на службе. Один раз из-за этого произошел забавный случай. Во время вечерней службы в Трапезном храме отец Дамаскин заснул. Пономарь его не заметил и после окончания службы, уходя домой, закрыл, по обыкновению, алтарь и храм. Отец Дамаскин проснулся и увидел, что алтарь заперт. К счастью, в алтаре был телефон. Батюшка позвонил благочинному и попросил его выпустить. Пришлось пономарю возвращаться обратно. Старцу было свойственно воздержание во всем – в еде, сне, словах, – причем весьма строгое Отец Дамаскин был настолько углублен в молитву, что мог пройти по лавре, ни на что не отвлекаясь, не отвечая ни на какие просьбы, даже не здороваясь. Иногда это выглядело по меньшей мере странно.

http://pravoslavie.ru/157266.html

Потом под руководством отца Иннокентия была создана обширная картотека: более 600 имен русских святых. «Русская патристика» - исследовательская и издательская программа по изучению и публикации сочинений средневековых русских авторов - была его заветной мечтой . Отец Иннокентий особо почитал святых земляков-сибиряков. Потом, в день памяти святителя Иннокентия Иркутского - 22 февраля 1970 г., он и будет владыкой Питиримом рукоположен во пресвитера, а спустя 7 лет, в 1977-м г., в этот же день пострижен в Свято-Троицкой Сергиевой лавре ее наместником архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) в монашество с именем святителя Московского Иннокентия, апостола Сибири и Америки. Ученик преподобного Сергия У лавры Отец Иннокентий стал по-своему продолжателем преподобного Сергия Радонежского в «деле нравственного воспитания народа» (формулировка его старшего современника и коллеги - академика Дмитрия Сергеевича Лихачева), к чему наверняка его сподвигал неоднократно отмечавший это в качестве приоритета в освободившейся из-под советского ига стране и тогдашний духовник лаврской братии - архимандрит Кирилл (Павлов) . «В Боге единство и любовь. Они воплощены в Пресвятой Троице», - писал этот ученик преподобного Сергия Сама Свято-Троицкая Сергиева лавра, ее непреходящее значение для преображения всего уклада жизни нашего народа станет одной из центральных тем научных изысканий и издательских трудов отца Иннокентия. Выпущенная им к 1000-летию Крещения Руси книга-альбом о Троице-Сергиевой лавре до сих пор остается непревзойденной. Отец Иннокентий работал над ней до 1987 г. - около 10 лет, несколько раз решаясь полностью переработать уже готовый к отправке в типографию макет. «Грех разделяет, а обращение к Богу сплачивает. В Боге единство и любовь. Они воплощены в Пресвятой Троице», - писал этот ученик преподобного Сергия. Время спасаться по книгам В в костнице. 1983 год. На Афоне Однако свое дипломное сочинение Анатолий Просвирнин посвятит Оптиной пустыни. Это ближайший к нам по времени духовный оазис, в котором, благодаря вновь привнесенной с Афона традиции умного делания, расцвело старчество. Смысл его отец Иннокентий видел в сообразовании воли человеческой с волей Божией.

http://pravoslavie.ru/122359.html

302 318, Петр – 108 280 282 29? AieKceu (Леля) – 186 187 192 196 201 280 283 291 298 299 302, Серафима дети – 156 157 Городенский Н.Г. , проф. – 24 Горская Н.А.(науч. сотр.) – 61 Готье Ю.В., проф. – 85 87 88 Грабарь В.Э. – 78, Н.Э., проф. 114 115 120 122 Григорий (Чуков), митр – 245 246 Гришанова Ксения, репрессир. 228 232 234Г Громогласов И. М., проф. (мест- ночтим. свщмч. Тверск. епархии с 19 сент. 1999) – 19 24 68 Данила Андр.(Остапов) – 210 Даниил (Маланьин), иерод. ТСЛ —108—110 Демин Алексий, прот. – 169 318 Демина, искусствовед – 198 Добролюбов НА. – 54 58 Донат (Щеголев) еп. – 187 192 Досифей (ст-ц Зосимовой пуст.) –93 ИЗ Достоевский Ф.М. – 43 54 Дружинин – 87 Евгения Андреевна (Котова) – 199 Евдокимов Вас. Фед., свящ – 148 Евфросин (Мишин), и-м. – 309 Егорова-Васильчикова Е. П. – 113 Елевферий (Воронцов Вениамин), митр. – 124 143–151 246 265 и его родственники – 161 Елизавета Федоровна (Вел. кн., прпмц.) – 97 145 Елисеев см. Аристарх Елисеев – 69 Ермоген (Голубев), архп. – 130 Жудро – 199 213 214 Жуков Виктор Вас, прот. – 166 186 192 197 Журавлева Ир. Ал. – 137 215 – см. Габрияники Зайцев Ф.В. (Уполномоченный) – 125 246 Заозерский Н.А. , проф. – 19 24 Захаров Ал.Ем. – 64 267 283 Зиновьева Зоя Ал-др. – 176 Знаменский СП., доц. МДА – 23 Иеракс (Бочаров), и-м. ИПЦ –234 Иероним (Зиновьев), архм. – 135 Иларион (Удодов), архм. – 119 120 123 Илия Карам, митр. – 128 196 Ильин Ал-др Ив., прот. – 126 128 246 Ильин Ал-др Мих., свщ. ИПЦ – 223 230 – и др. – 224 Иоанафан, и-м. ТСЛ – 266 Иоанн (Копылов), прот. – 245 Иоанн, прот. Кронштадский – 15 Истомин СП. – 219 Казанский М.К. (ок. МДА 1886 г.) – 57 58 ; Калинниковы (Костр.) – 11 47 Капица Г.Е., уполномоченный 248 250 252 Каптерев Н.Ф. , проф. – 19 20 63 Каптерев П., проф. – 60 62 113 278 Каптерев СН. – 77 78 108 282 295 Каптерева А. – 78, B.C. – 170 Карпинская Л.В. – 209 Кассиан (Валерьянов К.В.), архм. 165 Катанский А.Л. , проф. – 30 Киприан (Зернов Мих.), еп. – 185 187 191 192 Ключевский В.О., проф. – 17 18 20 24 63 276

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В условиях свободы это не так заметно, зато в условиях гонений отчетливо было видно, насколько легче человеку сохранить себя духовно в общине, чем в одиночестве. Конечно, все мы помним слова Спасителя " Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них " (Мф. 18, 20). Но в них важно слышать не только указание на общение со Христом, но и друг с другом во Христе. Именно друг с другом, узнавая друг друга, держась друг за друга. По своему детству я помню, как важна была моральная поддержка, которую верующие оказывали друг другу в окружении нецерковных людей. То же самое было в семинарии: вокруг атеистический мир, а нас хоть и немного, но мы дополняем друг друга, составляем большую силу. Община решает все вопросы. Например, если ищешь нужного человека на ту или иную должность, община позволяет увидеть, кто обладает даром слова, или даром хозяйствования, учения, позволяет выбрать лучшего, сильного, чтобы он не остался в стороне. Получается, что община строит не только зримый каменный или деревянный храм, но и саму Церковь.  Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  (Судаков Анатолий Владимирович) родился 3 июня 1955 г. в с. Малиновка Аркадакского района Саратовской области в многодетной крестьянской семье. В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу, в 1973-1975 гг. проходил службу в рядах Советской армии. В ноябре 1975 г. после демобилизации из армии устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор г. Сердобска Пензенской области,  где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников, в схиме Михаил). В 1976-1979 гг. обучался в Московской духовной семинарии. В октябре 1977 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. 30 марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 г. - в сан иеромонаха, а в 1982 г.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010