Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Афонский старец схиархимандрит Макарий (Сушкин), игумен Русского Пантелеимонова монастыря. День памяти — 2 июля Афонский старец схиархимандрит Макарий (Сушкин), игумен Русского Пантелеимонова монастыря. День памяти — 2 июля           Кому интересно подробнее ознакомится с житием о. Макария, могут почитать его:        19 июня/2 июля 1889 года печальные редкие удары колокола возвестили братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и близлежащим окрестностям о кончине великого афонского старца и игумена русской святогорской обители схиархимандрита Макария (Сушкина). С тех пор вот уже более 100 лет память о великом старце благоговейно хранится в Русском монастыре на Афоне, а в день его праведной кончины из года в год благодарной братией возносятся поминальные молитвы. Афонский старец схиархимандрит Макарий (Сушкин) был учеником и преемником старца и духовника всех русских святогорцев иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова, +1885). Под руководством его воспитался в нем тот строгий деятельный монашеский дух, который при благой помощи Божией послужил во благо и для славы русского подвижничества на Святом Афоне. Отец Макарий явился продолжателем того великого дела, которое начал старец Иероним, и он же его и закончил, т. е. окончательно восстановил русское монашество в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Схиархимандрит Макарий (в миру Сушкин Михаил Иванович) родился 17 октября 1820 года в богатой купеческой семье в городе Туле. Так же как и отец Иероним, он с отроческих лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Заветной мечтой его были путешествия по святым местам. Желание свое Михаил Иванович осуществил уже в более или менее зрелом возрасте. Родители его ничего не имели против этого и отпустили сына в дальний и неизвестный путь. В путешествие с ним отправился в качестве слуги один из приказчиков его отца. Михаил Иванович намеревался совершить путешествие по Востоку, чтобы поклониться Святой Земле, посетить Синай, Египет и остаться где-нибудь в тамошнем монастыре. Путь его лежал через Одессу, где собралось около тридцати человек таких же путешественников, желавших, подобно ему, отправиться для поклонения христианским святыням Востока. Подобное скопление народа, желающего отправиться за границу, возбудило в начальстве подозрение в принадлежности этой группы к сектантам. Это обстоятельство крайне затруднило получение заграничных паспортов Михаилу Ивановичу и его спутнику. После продолжительных по этому поводу мытарств они наконец отправились в путь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2919

Жизненный путь отца Макария постепенно приближался к концу. Глубокое впечатление на него произвела смерть старца Иеронима (Соломенцова), под руководством которого до сих пор он трудился. Он стал думать, что приближается и его кончина. С тех пор отец Макарий начал прихварывать, чему способствовало постоянное физическое и нравственное утомление. В январе 1888 года отец Макарий тяжко заболел и более двух месяцев не мог выходить из своей кельи. При этом он отказался от помощи докторов, предавшись воле Божией. Он все уже приготовил на случай своей смерти и попрощался с братией. Но Господь Бог воздвиг болящего, отец Макарий выздоровел, хотя болезнь оставила свои глубокие следы. Он сильно поседел, появились одышка и кашель. Несмотря на все это, подвижник не изменил своего обыкновенного аскетического образа жизни. Так же как и прежде, он не имел покоя ни днем ни ночью. Каждый день бывал за утреней, исповедовал, служил свою «игуменскую» раннюю Литургию, после которой был осаждаем разными посетителями. Крепился отец Макарий, но уже чувствовал приближение своей кончины. Особенно заметно это было, когда он служил панихиды на могиле отца Иеронима. В эти минуты казалось, что он всем существом своим переносился в загробный мир, куда ему в скором времени суждено было отправиться. Незадолго до своей кончины отец Макарий пожелал, чтобы при жизни его был избран преемник, который пока состоял бы помощником ему в управлении громадным хозяйством монастыря. Из всей братии были определены несколько старцев, способных, по мнению всех, понести высокий ответственный пост игумена. Из них по жребию был избран отец Андрей (Веревкин), который и был утвержден пока в должности помощника отца Макария, а после его смерти стал игуменом монастыря. За месяц до своей кончины отец Макарий стал чувствовать какую-то особенную слабость. Доктора объяснили ему и другим, что это происходит от чрезмерного утомления батюшки. Врачи и братия советовали отцу Макарию поменьше заниматься делами, не служить и отдохнуть где-нибудь на келлии. Отец Макарий уступил им и стал дня на два в неделю уезжать в любимое им монастырское поместье Крумицу. Там он мог спокойно отдохнуть, удаленный от хлопотливой монастырской деятельности. Но лишь только возвращался он в Руссик, как невольно, по привычке начинал лично входить во все дела и распоряжения.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2919

– пагубность либерального эгалитаризма, смешения и уравнения прав гражданских и политических; – благотворность и спасительность крепкой власти – монархии, освященной Православием, опирающейся на иерархическое строение общества, способной надолго задержать предреченное Божественным Откровением воцарение зла и неверия на земле и приход антихриста; – подлинная нравственность основывается на христианском смирении; – стремление людей к земным благам и комфорту как главной цели своего существования (эвдемонизм) противно Евангелию и святоотеческому учению и ведет к погибели. Константин Леонтьев полностью погрузился в духовную атмосферу монастыря. В своей дипломатической записке 1871 года он характеризует обитель «как примерную во всех отношениях», говорит о «строгости ее иноческих нравов, порядке, благочинии и вполне русской красоте церковной службы» с. 439]. Некоторые характерные черты русского монастырского быта, прекрасное пение на церковно-славянском языке, столь радовавшее паломников из России, сочетались в жизни обители с древними византийскими церковными традициями, подчас очень суровыми и недоступными пониманию мipckoro избалованного человека, именно: продолжительными всенощными бдениями; многочисленными постными днями; монашеской нестяжательностью, строгой общежительной дисциплиной, когда в келлии нельзя ничего держать без игуменского благословения; откровением помыслов старцу; частой исповедью и причащением. Даже отсчет времени здесь был византийским. Вековой уклад обители, наполненный непрестанной памятью о Боге, порождал истинных монахов. В древнее суровое общежитие, где многое держалось «узами внешней дисциплины», старец Иероним принес свое неусыпное отеческое попечение и любовь к чадам, он утвердил «духовный о Господе союз греков с русскими» с. 35]. «Собственное наше спасение и усовершенствование души нашей находятся в искании пользы для других, а не для себя самих, то есть жить для пользы других. “Более сея любы нет, да кто положит душу свою за други своя” ( Ин. 15:13 )», – часто повторял старец евангельские слова [цит. по: 9, с. 29].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

Черниц пристройте как можно скорее, купите им келлию, где они пожелают, чрез это Бог вас благословит. Сестра Евдокия худо делает, что не слушает матери Ксанфиры и не хочет с нею жить; им всем надобно жить вместе. Впрочем, воля Господня да будет со всеми вами! Ваню, брата Иосифова, отдай в уездное училище; старайся о просвещении как твоих детей, так и о нем; вспомни, как я старался о твоем образовании, так и ты втори: это главное дело в нашей жизни, чтобы стараться просвещать и себя и других, особенно детей наших, за воспитание которых должны мы ответ отдать Богу. Ежели хотите переслать ко мне на поминовение усопших, то пошлите на одесского купца. Адрес пишите так: в Одессу, почетному гражданину Якову Ильичу, господину Новикову, а его просите особым письмом, чтобы переслал к нам в обитель, так: в Афонскую Гору, в Русский монастырь святого Пантелеймона, русскому духовнику иеромонаху Иерониму (Соломенцову) . Я его просил, что на его имя будут присылать к нам деньги, и он охотно взялся доставлять к нам, потому что ему удобно это сделать: он имеет в Константинополе лавку свою и сын его живет там постоянно. Всем родным сообщи от меня благословение и брату Никандру Николаевичу. При сем, поручая всех вас Господу Богу и заступлению Царицы Небесной, остаюсь ваш брат и грешный богомолец иеромонах Иероним 1848 года, августа 4-го дня Святая Гора Афонская. Русский монастырь Дражайшая о Господе родительница Марфа Афанасьевна и любезный брат Димитрий Павлович! Милость Господня да пребудет с вами вовеки. Извещаю вас, что возлюбленный наш Иосиф Ильич прибыл благополучно и со всеми его товарищами или друзьями. При Божией помощи начинают жить по правилам Святой Горы и обители нашей. Благословен Бог, вразумляющий и помогающий нам ко спасению нашему. Не удивляйтесь тому, что молодые люди оставили мир и удалились в пустыню, а удивляйтесь лучше милости Божией, которая так богато излилась на них, и прославляйте за то Бога. Любовь Божия еще и более того делает. Затем, пожелав вам спасения и здравия, поручая себя и вас милости Божией, остаюсь всегда помнящий вас грешный ваш богомолец иеромонах Иероним Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

4 . Иметь любовь к ближнему. «Мы созданы не для того, чтобы жить для себя только, но и для других потрудиться… Ко всем имейте любовь, ибо мы все – братия о Христе, все – дети одного Отца Небесного, старайтесь неимущим и убогим оказывать по силе своей помощь и в случае, кого потребно, особенно если в какой скорби кто находится, то утешайте добрым советом и во всем старайтесь быть полезным кому, чем и как можете, и тако да исполнится на вас евангельский глагол: “Блажени милостивии, яко тии помиловани будут” ( Мф. 5:7 ), ибо всякое оказываемое ближнему благотворение Всеблагий Господь вменяет Себе Самому по реченному Им: “Понеже сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе, внидите в радость Господа Своего” ( Мф. 25:23: 40 )» с. 94–95, 686]. «Собственное наше спасение и усовершенствование души нашей находятся в искании пользы для других, а не для себя самих, то есть жить для пользы других. Тогда от свидетельства доброй совести часто будем чувствовать разные духовные удовольствия или утешения в самих себе» с. 643]. Спасение – в Православной Церкви, учил батюшка. «Святая матерь наша – Православная Церковь , управляемая по благодати Христовой епископами и пресвитерами, спасает нас верою в Господа нашего Иисуса Христа чрез святые семь таинств учением Священного Писания , святых Соборов и отцов Церкви. В ней только спасаются верующие, а вне Православной Церкви нет спасения», – разъяснял старец-духовник с. 505]. Отец Иероним, который вспоминал, что с раннего детства присутствие на церковных богослужениях было его единственным утешением и заменяло ему все детские забавы, особенно часто рассуждал о спасительности церковного богослужения. Отсюда – следующая его заповедь. 5 . Чаще посещать храм Божий. «Общественное служение церковное есть богоугодное дело и необходимое для нашего спасения», – учил старец с. 447]. «Чаще посещайте храм Божий, – писал он в письмах к родным, – а наипаче в воскресные и праздничные дни, за долг себе поставляйте непременно быть на утрене и обедне и если возможно, то не пропускайте ни один праздник. Храм Божий среди мipa – это ковчег Ноев, обуреваемый волнами, это тихое пристанище, мирный кров, под сению которого мы удобнее и вернее всего укрываемся от бурных треволнений житейских, где молитвенным возношением мы приближаемся к Богу и умиротворяемся единением с Ним. Поэтому нужно полюбить церковь Божию, нужно постараться потрудиться над сим, просить у Господа помощи, и Отец Небесный подаст силы и возможность к выполнению доброго вашего желания. Если же иногда обязанности поневоле отвлекут вас от посещения храма Божия, воспевайте сердцем и умом, а при возможности и устами – таким образом и вне церкви можете прославлять Господа в душах и телесах ваших, яже суть Божия (см.: 1Кор. 6:20 )» с. 686–687].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/ier...

Как писал про о. Стефана духовный ученик, живя на Св. Горе, старец «…продолжал свои занятия духовной литературой, пользуясь советами о. Иеронима (Соломенцова) – духовника Пантелеимонова монастыря, который любил Семена Петровича за его доброту душевную и откровенность, потому и благословил ему жить в уединенной келлии Святогорца о. Серафима (Веснина, чьи письма некогда изменили его жизнь)». Иеросхимонах Иероним (Соломенцов) Но долго жить на Святой Горе Семен не смог, его влекло на родину, и о. Иероним благословил его, сказав: «Такова воля Божия, чтобы ты жил на своей родине, гряди с миром Божиим», и дал ему на дорогу денег, попросив в будущем их вернуть, тем самым предсказав его широкий издательский труд. Так Семен окончательно укрепился в мысли вернуться на родину навсегда и там служить Господу . Возвращение «Многое испытав в жизни, – писал он впоследствии, – я не нашел ничего лучшего для мира и спокойствия души моей, как умеренное принятие пищи, пребывание на одном месте и прилежное занятие Божиим словом, ибо от сего происходит отдаление от всех суетных людей, постоянное богомыслие, очищение сердца, озарение ума, который, прозревая в таинственную жизнь будущего века, успокаивает душу небесною тишиною. Как началом всего худого служит угождение чреву и забота о временном, так и исполнением добродетели и путем к блаженству – воздержание в пище и занятие ума духовным размышлением. Душа такого человека ограждается глубоким миром, ум объемлется безмолвием, и сердце покоится под кровом Божиим: неслышно от него смехотворных слов: в глазах заметны слезы, а внутри печаль по Боге, которая и ведет душу его ко спасению». Семен вернулся на место своего подвижничества, в лесную келью. Не без скорбных искушений проходила жизнь подвижника. Однажды Семен, во время одиночества его в лесу, утомившись, лег отдохнуть и заснул. Видит во сне, что к нему прилетело множество черных птиц и начали его клевать; проснулся он от сильной боли, но не видел никого в келье. Усмотревши в своем теле множество синих пятен, подвижник понял, что это было вражеское наваждение.

http://pravoslavie.ru/109889.html

монах Арсений (Святогорский) Содержание Приложение Духовное завещание Второе духовное завещание Использованная литература     Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви   В 2015 году, 14/27 ноября, исполнилось 130 лет со дня блаженной кончины одного из самых почитаемых русских святогорских подвижников и наставников – старца-духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) . За время его жизни в обители в ней собралось до восьмиста человек братии, что свидетельствует о высокодуховной благодатной атмосфере, созданной трудами отца Иеронима, на котором явно почивала печать богоизбранности. Это говорит и о том, что в обитель шли ради отца Иеронима, видя святость его жизни, желая стать подобными ему в христианских добродетелях, шли, чтобы стать членами духовной монашеской семьи, возглавляемой богоподобным в любви духовником. Память о нем бережно и благоговейно передается в Афонском Пантелеимоновом монастыре от поколения к поколению. В этой небольшой книге помещен краткий очерк о жизни и трудах отца Иеронима на благо своего Отечества. На данный момент собираются материалы для общецерковного прославления старца Иеронима. Россия многим обязана ему, ибо светильник сей хотя горел на Афоне, но сиянием своим озарял и земную свою отчизну», – писал о иеросхимонахе Иерониме, старце-духовнике Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, протоиерей Андрей Ковалевский, автор первого, краткого жизнеописания старца 1 . О трудах блаженной памяти отца Иеронима на благо Отечества мы и постараемся рассказать, используя сведения из уже вышедших книг, посвященных старцу. О ранних годах своей жизни и воспитании в родительском доме отец Иероним повествует в биографии, записанной им собственноручно в конце жизни 2 . Во славу Божию начинаю мою биографию на Афоне в 1885 году. Родился я в России, в Курской губернии, в городе Старом Осколе, от православных и благочестивых родителей из купеческого сословия по фамилии Соломенцовы в 1805 или 1806 году (запись и метрика затеряны были). Крещен в приходе Казанско-Николаевской церкви священником Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В подлинниках мы имели лишь отдельные собственноручные записи и письма старца. В наиболее полном виде сохранились подлинники писем старца с собственноручными его подписями к брату Ивану Фомичу Соломенцову, возвращенные последним в Пантелеймонов монастырь и аккуратно подклеенные там в книгу, и письма отца Иеронима к Павлу Ивановичу Помельцову, возвращенные им в обитель со своими комментариями. В основном же мы воспользовались материалами к жизнеописанию старца Иеронима, собранными в 1890-х годах насельником Русского Пантелеймонова монастыря иеромонахом Владимиром († 1918), который переписал множество разнообразных сведений о старце и большую часть его духовного наследия. По словам А. А. Дмитриевского , отец Владимир, «Новгородской губернии уроженец, человек молодой, весьма начитанный в святоотеческой литературе, симпатичный по характеру, с любовью и усердием Иллюстрация 6 Тетрадь, принадлежавшая старцу Иерониму, с собственноручной его записью. 1885 г. Иллюстрация 7 Иеромонах Владимир. Фотография 1895 г. исполняет свое послушание, которое заключается в заведовании и распоряжении из монастыря относительно монастырских изданий. Отец Владимир – постоянный и, можно сказать, единственный корреспондент с Афона в «Душеполезный собеседник». Отдел в этом ежемесячнике под названием «Афонская летопись» принадлежит исключительно перу отца Владимира» 14 . В начале своей жизни в монастыре он был близок как в духовном плане, так и в издательской деятельности к иеромонаху Свято-Пантелеимонова монастыря Арсению (Минину ; † 1879) – устроителю Афонской Пантелеимоновской часовни в Москве, Ново-Афонского монастыря на Кавказе, основателю «Душеполезного собеседника». В одном из писем игумен Макарий пишет, что вместо усопшего отца Арсения, возможно, будет назначен отец Владимир, которого он называет «честно и неуклонно, по совести трудящимся для обители нашей» 15 . В 1896 году, при избрании наместника – преемника игумену Андрею, иеромонах Владимир был одним из десяти кандидатов, но отказался «по неспособности», как сам о том пишет в дневнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Прославляя Спасителя своего, прославим и по плоти рождшую Его Пречистую Богоотроковицу, принесем Ей песнь хвалебную, возопием к Ней со Святой Церковью. Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу. Также чаще будем повторять Ей Архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». Через Нее, как говорит Святой Августин, Бог снизшел на землю, дабы через Нее люди удостоились восходить к Небу. Она — единая несомненная надежда и споручница грешников, к покаянию их воздающая. Она спасает и милует всех, притекающих под Ее Покров. Она — милости неоскудеваемый источник, стена необоримая, ходатайство к Творцу непреложное, упование и предстательство всех верных, надеющихся на Нее. Ей Единой изрек Господь и Сын Ее, что все Ее прошения исполнятся, Ее молением отвращается от грешных праведный гнев Божий на них движимый. Она, как говорит Димитрий Ростовский: «Ставши между Богом и грехами нашими, яко посредница, не пускает проходить близ пред Бога грехам нашим, и гласом Своим за ны молитвы отражает глас грехов наших смертных, вопиющих на ны к Богу». На Пресвятую Деву мы должны взирать как на нашу Всемощную Ходатайницу пред престолом Вседержителя. Мы Ей усыновлены при кресте в лице возлюбленного Ученика Христова, Ей принадлежим, как стяжание, искупленное драгоценною кровию Бога и Сына Ее. Благодеяния, изливаемые Ею на мир православный, беспредельны, больше песка морского, чему живое свидетельство множество чудотворных Ее икон, источающих бесчисленные чудеса миру православному. Но недостаточно только любить Пресвятую Деву, необходимо и подражать Ее святой жизни, Ее чистоте Ее непорочности, Ее кротости, милосердию, смирению, Ее совершенной преданности воле Божией. Тогда только мы можем дерзать именовать Ее Материю своею, и тогда только мольбы наши Ей благоприятны и нам спасительны.  Публикуется по книге: «Старцы-возобновители Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне». Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 9.  Ч. 1. Духовник Иероним. Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2014.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=249...

Во-первых, достойно внимания то, как братья — и греки, и русские — обеспокоены были незыблемостью общежительных правил, как они с одинаковой тщательностью берегли традиции и благочестивые устои, оставленные им в завещании игумена Саввы. И все это делалось ими глубоко осознанно, а не из-за привычки или некоей закостенелости. В верности общежительным правилам виделся им смысл и залог существования обители и единодушия братства. Скорбный обоюдный опыт научил как греков, так и русских следовать таким традициям. Во-вторых, обратим внимание на поразительное единодушие братии, двусоставной по национальному признаку. Греки выражают искреннее сочувствие русским, разделяя с ними как печаль, так и радость: скорбят и болезнуют до слез о смерти отца Павла и радуются и благодарят Бога по случаю чудного избрания отца Иоанникия. Это да будет нам залогом и верным удостоверением того, что не было и не может быть никакого конфликта на национальной основе в среде такого духовного организма, как афонское братство, спаянное союзом братолюбия. Основная масса братства всегда оставалась тверда и непоколебима в единомудрии и любви. Да, между ними в будущем возникнут трения, но причиной этому будут исключительно духовные проблемы, о чем мы поговорим еще ниже. В-третьих, замечательна процедура избрания руководителя братства прилежным и длительным молением, постом и бдением, а затем благодарственным молебном. Цель этой процедуры — собрать умы и сердца всех братьев воедино и направить их к Богу с общим смиренным прошением явить Свою волю, указать им достойного человека. Поиск воли Божией, желание передать братство в руки богоданного, богоизбранного и Богом благословенного пастыря, а не в руки случайные или хищнические — вот цель молитвы. Впоследствии обычай этот войдет в устойчивую практику русского монастыря и станет одной из лучших его традиций. 18 ноября отец Иоанникий был посвящен во иеродиакона, а 21 ноября, на самое Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, — во иеромонаха и получил благословение архиерея на духовническое служение. В новом, 1841 году, на первой неделе Великого поста, отец Иоанникий был пострижен в великий ангельский образ. Поистине пророческий дух игумена Герасима точно подобрал ему новое имя в соответствии с тем значением, которое приобретет оно для всех будущих поколений русских иноков на Афоне. Его постригли с именем Иероним, что означает по-русски «священноименный». Таковым стало отныне имя этого великого и дорогого для нас человека, ставшее впоследствии достоянием вечности, будучи написанным тростью Духа Святаго на скрижалях сердец всех поколений монашествующих насельников Руссика. Высокое иноческое житие, воспитанное старцем Герасимом в строгом духе общежития, по заповедям его духовнаго отца старца Венедикта и игумена Саввы, нашли живой отклик в его душе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010