«Никакое польское восстание и никакая пугачевщина не могут повредить России так, как могла бы ей повредить очень мирная, очень законная демократическая конституция» с. 106]; «Если культурная солидарность наша с Западом неотвратима и неисцелима, то национальное дело наше раз навсегда проиграно» с. 288]; «Я не самих славян люблю во всяком виде и во что бы то ни стало; я люблю в них все то, что считаю славянским; я люблю в славянах то, что их отличает, отделяет, обособляет от Запада» с. 446]; «Считать “Братьев Карамазовых” православным романом могут только те, кто мало знаком с истинным православием , с христианством святых отцов и старцев афонских и оптинских» с. 92–93]; «Можно почти наверное предсказать, что Россия может погибнуть только двояким путем: или с востока от меча пробужденных китайцев, или путем добровольного слияния с общеевропейской республиканской федерацией» с. 510]; «Побольше веры в дисциплину Церкви и поменьше веры в атеистическую свободу Запада!» с. 451]; «Кто радикал отъявленный, то есть разрушитель, тот пусть любит чистую племенную национальную идею, ибо она есть лишь частное видоизменение космополитической разрушительной идеи» с. 108]; «Где законное, священное право насилия со стороны людей, облеченных властью, над волей нашей ослабло и в сознании самих принуждающих, и в сердцах принуждаемых, там, где утратилось умение одинаково смело властвовать и умение подчиняться с любовью и страхом, не стыдясь последнего, там уже не будет ни силы, ни жизни долгой, ни прочного векового порядка» с. 435]; «В прогресс верить надо, но не как в улучшение непременно, а только как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих. Правильная вера в прогресс должна быть пессимистическая, а не благодушная, все ожидающая какой-то весны. Новая культура будет очень тяжела для многих, и замесят ее люди столь близкого уже XX века никак не на сахаре и розовой воде равномерной свободы и гуманности, а на чем-то ином, даже страшном для непривычных» с. 274];

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцов). День памяти - 27 ноября Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцов). День памяти - 27 ноября 14 (27) ноября 1885 года отошел ко Господу духовный наставник и старец всех русских святогорцев Иероним (Соломенцов). Этот могучий духовный вождь, будучи предызбранным особым благоволением Божией Матери, возглавил по благословению старца Арсения русское братство Свято-Пантелеимонова монастыря. А позже стал общим духовником всех русских иноков на Афоне, киновиотов и пустынников, которых, словно кокошь, собрал под свои крылья молитвами и благословением своего великого старца. Промыслом Божиим он был поставлен на особое и великое служение — воссоздание русского иночества на Святом Афоне, не формально, но с глубоким содержанием, в лучших традициях монашеского благочестия. Он прекрасно справился с этой Богом поставленной пред ним задачей, чем увековечил свое имя как в истории Афона, так и в истории Святой Руси. ----------------------------------------------- В 1840 году в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне отошел ко Господу руководитель русского братства обители иеросхимонах Павел. Игумен Герасим пригласил всех русских на его погребение. Скорбь утраты усугублялась тем, что отец Павел не оставил после себя духовного семени, не имел преемника, который бы унаследовал его духовные дарования и благодать и сплотил бы именем своего почившего старца осиротевшую паству. Да и сами русские отцы не видели в своей среде никого, кто бы мог поднять крест настоятельства. Волей Божией ветвь благочестивейшего отца Павла пресеклась, не имея отрасли, но был жив еще общий всех русских на Афоне отец, вождь и корень — великий духовник и старец иеросхимонах Арсений! И действительно, неожиданно для всех, пустыннолюбивый великий старец появился вдруг на погребении. Он только один, среди общей печали, был весел и беззаботен. На просьбу благословить преемника ответил: «О сем после будем говорить и советоваться. Бог не оставит сию обитель и даст такого мужа, который управит все лучше отца Павла... » Именно об этом муже наше жизнеописание.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

Понять и осознать обстановку, царившую в духовной жизни на Святой Горе Афонской в то время, нельзя без рассказа о жизни и трудах еще одного великого старца, инока «высокой жизни», которого мыслитель К. Н. Леонтьев называл: «…Отец Иероним был гений… Отец Иероним восстановил на Афоне русское иночество, он создал новую русскую общину и прославил ее» 79 . Это иеросхимонах Иероним (Соломенцов) . От этих двух старцев – Арсения и Иеронима – питался пищею духовной пришедший на Святую Гору Афонскую Петр Агеев. Будущий старец Иероним родился 28 июня 1803 года и прозывался в миру Иоанн Павлович Соломенцов: «Отец его, Павел Григорьевич Соломенцов, мать Марфа Афанасьевна (в последствии схимонахиня Еввула) имели большой достаток. Старший сын их был монахом, и весь род Соломенцовых отличался вообще наклонностию к подвигам духовным: из него около 15 человек мужского и женскго пола подвизались во иночестве. Иоанн Павлович Соломенцов с юных лет возлюбил Господа Бога ото всей души и всеми помыслами своими стремился служить Ему в подвигах поста и молитвы. Он был иноком по природе души своей: сын богатых родителей, не пленялся он этим богатством, тяготился роскошью, уклонялся удовольствий мирских и искал единого на потребу, спасения души, и при помощи Божией, живя в мире, соблюл себя непорочным от его скверн. Девственную чистоту души и тела тщательно сберег он среди мира, его соблазнов и сует… Таким образом пребывал он при родителях своих до 27 лет своей жизни. Наконец Господь преклонил сердце родителей его не удерживать более в мире и дать ему благословение на поступление в монашество… Он расспрашивал бывалых людей-странников, где есть на Руси такая пустынная обитель, где бы можно было ему обрести желаемой безмолвие… Сказали ему, что в России вряд ли найдет он подобное место, и советовали ему направить стопы свои на Святую Гору Афонскую, где это удобно он может найти в тамошних уединенных скитах и пустынных келлиях…» 80 . Провидя Духом Божиим будущее Иоанна Соломенцова, старец Арсений принял его с товарищами с большой любовью и вскоре постриг в монашество в келлии Иоанна Златоуста . Иоанн был наречен Иоанникием: «Отец Иоанникий пользовался особенным доверием и любовью старца Арсения; видя в нем сосуд избранный и чистый… отец Арсений сделал его своим сотаинником, руководил его в делании молитвы Иисусовой, которую преподавал ему непрелестно из своего духовного опыта. Отец Иоанникий прилепился к нему искренней сыновней любовью, хранил к нему полное послушание, все помыслы своей души ему всецело открывал, и всякое слово духовника было для него законом» 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 28.06.1805 (1806?), г. Ст. Оскол (ныне Белгородской обл.) - 14.11.1885, Афон), иеросхим., ктитор и духовник Русского великомученика Пантелеимона монастыря на Афоне(см. ст. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон ). Род. в благочестивой купеческой семье, предки происходили из духовного звания. С детства прислуживал в храме. По свидетельству родственника И. Ф. Соломенцова, с 12 лет отказался от мясной пищи, избегал мирских развлечений. Стремился к монашеству, но ради послушания родителям оставался дома до совершеннолетия, помогая семье в делах по кожевенному заводу и в торговле. Затем 2 года провел дома после ухода в монастырь сестры Евдокии (в постриге Маргарита; 14 сент. 1886), т. к. родители не отпустили в мон-рь детей одновременно. Сестра впосл. стала игуменией Борисовского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря ; в том же мон-ре умерла их мать (в постриге схим. Еввула). По свидетельству И., после чудесного видения Божией Матери и ап. Иоанна Богослова он исцелился от холеры, получил «дар духовного рассуждения и слова» (Жизнеописание иеросхим. Иеронима//Великая стража. 2001. Кн. 1. С. 29-30, 321-322). Иеросхим. Иероним (Соломенцов). Фотография. 70-е гг. XIX в. Иеросхим. Иероним (Соломенцов). Фотография. 70-е гг. XIX в. С 1831 г. вместе с родственником и другом Н. А. Гончаровым (впосл. схим. Никодим) посещал различные обители, был послушником в Дивногорском в честь Успения Пресв. Богородицы , Знаменском Хотмыжском мон-рях. Друзьям, искавшим строгой монашеской жизни «в пустыне и безмолвии», посоветовали отправиться на Афон. В марте 1834 г. они пришли в Ст. Оскол за документами для заграничной поездки. Во время празднования Пасхи в Толшевском в честь Преображения Господня монастыре Соломенцов заболел и был вынужден там остаться, а Гончаров посетил Троице-Сергиеву лавру и Оптину пуст. Незадолго до отъезда некий воронежский юродивый предсказал Соломенцову: «Приедешь на Афон да свой улей заведешь и будешь рои отпускать», а Гончарову - схиму и скорую кончину.

http://pravenc.ru/text/293706.html

иеросхимонах Иероним (Соломенцов) (28.06.1805 (1806) – 14.11.1885) иеросхимонах Иероним (Соломенцов) Духовник Свято-Пантелеимонова монастыря, его ктитор-обновитель, главный деятель русского Афона, имевший большое влияние на святогорскую жизнь в целом. Биография «Родился в городе Старом Осколе, от православных и благочестивых родителей из купеческого сословия по фамилии Соломенцовы в 1805 или 1806 году (запись и метрика затеряны были). Крещён в приходе Казанско-Николаевской церкви священником Иоанном». Наклонность к духовным подвигам была почти общею в его семье (до 15 человек из его родственников были в монашестве); не прельщаясь богатством, он рано начал проситься у родителей в монастырь; держал строгий пост, ночи проводил в молитве. Наконец, в 1831 году родители отпустили его в монастырь. Побывав в нескольких монастырях, он в 1836 году приехал на Афон и вскоре постригся там в монашество с именем Иоанникий. 21 ноября 1840 году он был рукоположен в иеродиакона, 23 ноября — в иеромонаха и тогда же назначен общим духовником русского Пантелеймонова монастыря. В 1841 году Иоанникий принял схиму с именем Иеронима. В монастыре он много потрудился над обновлением обители, привлёк многих благотворителей, продолжал издательскую деятельность монастыря и изданные им душеполезные книги, брошюры и листки, расходясь в огромном количестве, с большим избытком покрывали расходы по изданию, а число иноков, прежде уменьшавшееся до 10, возросло до 800. Много сделал Иероним для примирения двух враждовавших в монастыре партий — греков и русских. Старанием о. Иеронима устроен Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе. Его высоко почитала и можно сказать — благоговела пред ним вся Святая Гора; иноки почитали его за святого и видели в нём мудрого и любвеобильного наставника. Одной из важных заслуг старца Иеронима было воспитание для обители сильного игумена, обладающего выдающимися административными и нравственными качествами. После десяти лет жизни в монастыре отец Иероним стал изнемогать и заповедал братии молится, чтобы Господь послал ему помощника, и сам усердно молился об этом. И когда в 1851 году в Русик приехал будущий игумен Макарий, старец Иероним сказал братии: «Вот тот человек, которого мы просили у Господа», угадывая в отце Макарии особое орудие Промысла Божия в деле возрождения Свято-Пантелеимоновой обители. Михаил Иванович Сушкин, как звали в миру отца Макария, прибыл в Афон в паломничество, вдруг заболел, и его, как безнадежного больного, постригли сразу в схиму. Но он выздоровел, полюбил монашескую жизнь и уже никуда не хотел уезжать. Отец Макарий писал к родителям, что Афон кажется для него раем, «особо если этот духовник будет жив»,- духовник, который «никак не советовал ему ехать» назад, в Россию. В монашестве, как пишет отец Макарий родителям в 1852 году, отец Иероним «утешает» его «среди скорбей и искушений», «разрешает сомнения и бури помыслов», «питает пищею духовною», руководит его советами родителям и многое другое. .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Духовное наследие своего наставника и учителя он не унесет с собою, представ пред Господом, но передаст этот опыт уже как традицию другим поколениям, заранее позаботившись о механизме духовной преемственности. Этот человек не только возродит русскую обитель на Святой Горе, под эгидой которой соберется и сплотится весь Русский Афон, но создаст или, лучше сказать, воспитает целую школу старчества, являющуюся главным оплотом хранения и инструментом передачи духовной традиции. Наконец, сугубую благодать духовного водительства, воспринятую от отца Арсения, а также воссозданное и организованное русское иночество вместе с браздами правления он передаст своему ближайшему воспитаннику, ученику и преемнику схиархимандриту Макарию (Сушкину), которого благодарная и любящая паства наречет впоследствии уже не просто общим русским духовником, как двух отцов — его предшественников, но игуменом всех русских святогорцев. Имя человека, о котором мы хотим рассказать, - иеросхимонах Иероним (Соломенцов), а тогда еще просто младенец Иоанн... Афонский старец и духовник Иероним (Соломенцов) Искра этой бесценной жизни вспыхнула (28 июня 1802 г.) в городе Старый Оскол (ныне Белгородская область) в доброй, церковной, богобоязненной семье слабожанско-старооскольского купца Петра Григорьевича Соломенцова из Курской губернии. Семья эта обладала глубокими традициями благочестия, главная из которых — любовь к храму Божию и богослужению. Отличительной чертой семьи Соломенцовых было то, что она никогда не устраивала пиров и застолий, но всегда по воскресным, праздничным и семейным дням собирала всех своих многочисленных родственников и организовывала пение богослужебных песнопений: тропарей, стихир, догматиков, херувимских, так что соседи говорили: «Соломенцовы у себя бдение служат». Воспитание ребенка было возложено на бабушку, которая любила ходить в церковь на всякую службу и почти каждый день водила туда младенца, а впоследствии отрока. С детских лет большая любовь к церкви, участие в богослужениях заменяли для Иоанна все детские игры.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

СПб., 1860; Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Св. Горы. К., 1864; Порфирий (Успенский), архим. Первое путешествие в афонские мон-ри и скиты в 1845 г. К., 1877. Ч. 1. Отд. 1. С. 65, 86-88; Рус. мон-рь св. вмч. и целителя Пантелеимона на Св. Горе Афонской. М., 1886; Кончина и погребение приснопамятного старца, духовника Русского на Афоне Пантелеимонова мон-ря иеросхим. Иеронима//Душеполезные размышления, 1886. М., 1901. Вып. 1/2. Прил. 1; Еще неск. слов о новопреставленном старце иеросхим. Иерониме//Там же. Вып. 4. С. 12-16; За что попускается иногда вражья сила и чем прогоняется: Восп. о приснопамятном духовнике о. Иерониме//Там же, 1887. М., 1901. Вып. 11. С. 10-13; Ковалевский А. Ф., прот. Иеросхим. Иероним, духовник Русского на Афонской Горе Пантелеимонова мон-ря//ДЧ. 1886. Ч. 1. Март. С. 288-327 (отд. отт.: М., 1887, 2006); он же. Иероним (Иван Павлович Соломенцов)//РБС. Т. Иб.-Ключ. С. 169; Леонтьев К. Н. Воспоминание об архим. Макарии, игум. Русского мон-ря св. Пантелеимона на Горе Афонской//Гражданин. 1889. 191-192, 196, 207, 211, 243, 246; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне: Очерк жизни и деятельности игум. Русского Пантелеимонова мон-ря священноархим. Макария (Сушкина). СПб., 1895. С. 1-395; И. Н. К портретам архим. Макария и иеросхим. Иеронима//Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь. М., 1898. С. 316-338; Михаил (Семенов), архим. «Стиль» и «дух» рус. обителей на Афоне//СИППО. 1905. Т. 16. [Вып. 3]. С. 362-391; Никон (Рождественский), еп. На Новом Афоне. Серг. П., 1911; Памяти иеросхим. Иеронима, духовника обители св. вмч. Пантелеимона//ДС. 1915. Вып. 11. С. 421-431; Большаков С. Н. Иеросхим. Иероним (Соломенцов) - возобновитель рус. монашества на Афоне в XIX в.//ВРЗЕПЭ. 1963. 41. С. 52-62; Афонские иеросхим. Иероним, Арсений, Аникита, Никодим и их сподвижники//ЖПодв. Нояб. С. 305-325; Михаил (Козлов), архим. Записки и письма. М., 1996; История Русского на Афоне Св.-Пантелеимонова мон-ря//К Свету. М., 2000. Вып. 18: История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря.

http://pravenc.ru/text/293706.html

Таковым было возвышение сравнительно еще молодого монаха отца Иеронима до степени духовника русской обители. Однако путь его лежал еще выше. 24 марта 1846 года, на пятой неделе Великого поста, в навечерие Благовещения, когда на Литургии из Евангелия читаются слова Господни: «Се, восходим во Иерусалим...», - отпев накануне, в Субботу Акафиста, сладчайшую песнь ко Пресвятой Владычице Богородице и отслужив последнюю свою Литургию, отходил из жизни этой и восходил ко Господу, в горний Иерусалим, общий духовник всех русских иноков на Афоне, великий старец иеросхимонах Арсений. Лишалась Святая Гора столпа и светильника, который поддерживал и просвещал на Афоне не только всю русскую братию, но и греков, и болгар, и молдаван. Рано поутру все духовные дети его, в том числе и отец Иероним, сбежались в келью старца. «Что же ты, отче, уходишь от нас? — вопрошали ученики его. — На кого же нас оставляешь, кому передашь все твои благодатные дарования?» Возложив слабеющие руки свои на главу отца Иеронима, великий Авва сказал: «Вот ему оставляю вас, ему и передаю все». И велел всем подходить к себе для последнего целования и на благословение к преемнику своему, новому общему духовнику Иерониму. Так отец Иероним по воле Божией был возведен на новое высокое служение рукой умирающего своего духовника и старца. Не этого искал он, поспешая на Афон. Тяготился он некогда воспитанием двоих только учеников, смущался ответственностью за целое братство, а теперь ему предстояло спасать целый народ — русских афонцев. Но изменить ничего нельзя: старец умер и своею смертью запечатал благословение. И потекли к нему все келиоты, сиромахи и насельники монастырей. Стал он для всех общим отцом, а Пантелеимонова обитель — общим для всех домом. Многие из пришедших келиотов, видя благообразное, благочинное и простое общежительное житие монастыря, оставались тут навсегда, добровольно продав себя в рабство послушания и возложив на выю свою благой ярем Христов. Афонский старец Иероним (Соломенцов) Во время вступления отца Иеронима на должность духовника в 1840 году в Свято-Пантелеимоновом монастыре русских было только 11 человек.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

Однако нам доподлинно известно из творений святых отцов, что если Господь дает молитву о ком-то, то, следовательно, хочет его и помиловать. Последние три года своей жизни отец Иероним сильно болел. Богослужения для него совершали в параклисе преподобного Сергия Радонежского близ его келлии, где он и причащался Святых Христовых Таин весьма часто. В собор он выходил только однажды в год — на Святую Пасху похристосоваться с братией, и то делал он это, поддерживаемый келейниками, с великим трудом. В последнюю же в его земной жизни Пасху его приносили в Покровский собор на носилках. Однако, несмотря на тяжкие страдания, он не прекращал принимать исповедь у себя в келлии и раздавать собственноручно милостыню приходящим сиромахам — беднякам. В том же году, на Покров Божией Матери, превозмогая болезнь, старец собрал последние силы и пришел с великим трудом в собор на Божественную Литургию, которую всю выстоял и причастился Святых Христовых Таин. Это было последнее его посещение Покровского собора, созданного и благолепно украшенного его трудами и попечением. С этого дня начинается отсчет последних дней его жизни. Афонский старец и духовник Иероним (Соломенцов) 13 ноября почти вся братия, предчувствуя скорое разлучение со своим любвеобильнейшим духовным отцом, устремилась к нему примирить свою совесть, попросить прощения за непослушание или неисправность в чем-либо и попросить молиться об их спасении. Получив от него последнее благословение, все, от самого меньшего послушника до последнего иеромонаха, уходили от него со слезами на глазах. Прощаясь со своими чадами, отец Иероним говорил им: «Чада, молитесь обо мне, и я, аще получу благодать и милость у Господа, то непрестанно буду молить Его о вас и вообще о всех духовных моих чадах и об обители, дабы Благодатию Божией избавиться нам вечных мук и получить вечная благая, идеже все святые пребывают. А обо мне не скорбите, ибо вместо меня остается отец Макарий. Господь умудрит его утешать, назидать и управлять вами. Почитайте его как старца, любите как отца и игумена, ибо он имеет благодать от Бога и чрез него вы получите спасение души».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

Он возжелал построить не просто новый храм, но символ благоволения Божией Матери к русской обители и русским инокам, памятник Пречистому Ея Имени от лица благодарных насельников монастыря. От самого сердца великого старца родилось наименование будущего храма — Покровский собор. Места для возведения достаточно большого собора внутри монастыря решительно не было никакого. Напомним, что при вселении русских в обитель во главе с отцом Павлом игумен Герасим предоставил им для жительства северо-западный, так называемый ктиторский (ныне — Игуменский или Архангельский) корпус с параклисом в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, который сразу был переименован в честь святителя Митрофана Воронежского. От капитальной восточной стены корпуса брала свое начало высокая, длинная, соответствующая длине всего тогдашнего монастыря крепостная стена с небольшими бойницами, которая упиралась в высокий монастырский зубчатый пирг, или сторожевую башню, с которой учиненным братом досматривалась окрестность обители. Ввиду отсутствия какого бы то ни было места для корпуса и храма отец Иероним принимает грандиозное решение: нарастить корпус вокруг крепостной стены, а храм возвести поверх его. На вершине монастырского пирга, в котором не было уже необходимости (он утратил свое назначение), предлагалось устроить параклис в честь Вознесения Господня, в память о некогда существовавшем здесь Вознесенском монастырьке, являвшемся скитом Нагорного Руссика. Предложив эту идею отцу игумену и Духовному Собору, отец Иероним получил на ее воплощение полное их согласие и благословение. Тут же он решительно приступил к строительству, средств на которое не было, полагаясь целиком на Промысел Божий, благоволение Божией Матери и помощь великомученика и целителя Пантелеимона в этом богоугодном деле. Строительство началось в 1850 году и осуществлялось главным образом на пожертвования простых русских людей. Свои лепты внесли и представители купеческого звания. Афонский старец Иероним (Соломенцов) и Макарий (Сушкин) В 1851 году в монастырь поступил Михаил Сушкин, будущий отец Макарий, который расположил своих родителей к посильной помощи в создании храма-памятника. Покровский собор стал символом возрождения русского иночества на Святой Горе, казалось бы безнадежно погибшего. Доминирующий над всем комплексом монастырских строений по внешним архитектурным признакам, по интерьеру и по самому наименованию русский, величественный Покровский собор на века запечатлел русскость Пантелеимоновой обители, некогда казавшейся навсегда утраченной для нашей братии.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010