Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцов). День памяти - 27 ноября Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцов). День памяти - 27 ноября 14 (27) ноября 1885 года отошел ко Господу духовный наставник и старец всех русских святогорцев Иероним (Соломенцов). Этот могучий духовный вождь, будучи предызбранным особым благоволением Божией Матери, возглавил по благословению старца Арсения русское братство Свято-Пантелеимонова монастыря. А позже стал общим духовником всех русских иноков на Афоне, киновиотов и пустынников, которых, словно кокошь, собрал под свои крылья молитвами и благословением своего великого старца. Промыслом Божиим он был поставлен на особое и великое служение — воссоздание русского иночества на Святом Афоне, не формально, но с глубоким содержанием, в лучших традициях монашеского благочестия. Он прекрасно справился с этой Богом поставленной пред ним задачей, чем увековечил свое имя как в истории Афона, так и в истории Святой Руси. ----------------------------------------------- В 1840 году в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне отошел ко Господу руководитель русского братства обители иеросхимонах Павел. Игумен Герасим пригласил всех русских на его погребение. Скорбь утраты усугублялась тем, что отец Павел не оставил после себя духовного семени, не имел преемника, который бы унаследовал его духовные дарования и благодать и сплотил бы именем своего почившего старца осиротевшую паству. Да и сами русские отцы не видели в своей среде никого, кто бы мог поднять крест настоятельства. Волей Божией ветвь благочестивейшего отца Павла пресеклась, не имея отрасли, но был жив еще общий всех русских на Афоне отец, вождь и корень — великий духовник и старец иеросхимонах Арсений! И действительно, неожиданно для всех, пустыннолюбивый великий старец появился вдруг на погребении. Он только один, среди общей печали, был весел и беззаботен. На просьбу благословить преемника ответил: «О сем после будем говорить и советоваться. Бог не оставит сию обитель и даст такого мужа, который управит все лучше отца Павла... » Именно об этом муже наше жизнеописание.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

Афонский старец иеросхимонах Иероним (Соломенцов) и Константин Леонтьев Скачать epub pdf К вопросу духовного преемства 25 (12) ноября мы почтили память православного мыслителя, писателя и публициста Константина Николаевича Леонтьева (монаха Климента), а 27 (14) ноября вспоминали старца иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) в очередную годовщину его преставления. Но духовная близость этих двух людей определяется не близостью памятных дат их ухода из жизни временной. Имя русского афонского старца, первого духовного наставника Константина Леонтьева должно быть знакомо всем, читавшим леонтьевские статьи, воспоминания и письма. Влияние отца Иеронима, жизнь под его духовным руководством в 1871–1872 годах на Святой Горе, в Русском Пантелеимоновом монастыре, определило дальнейшую судьбу Леонтьева и окончательно сформировало его мipoboззpehue – мipoboззpehue христианина, верного чада Православной Церкви, для которого главное – это спасение своей души, и вместе с тем патриота, заботящегося об укреплении и процветании своего православного отечества. Только твердо стоя на церковной почве, можно правильно понять и оценить мысли и идеалы Константина Леонтьева . Их ценность заключается прежде всего в том, что они основаны на евангельском учении и выверены по святоотеческому наследию и церковным правилам. Для исследователей русского Афона и биографов отца Иеронима важен сам дух леонтьевских сочинений. Они – и создававшиеся на Афоне, и самые поздние – пронизаны афонским духом, пропитаны той духовной атмосферой, в которой жили афонские монахи, жил отец Иероним, в которой возрастали его духовные преемники. Нам также важно увидеть их рядом – наставника и ученика. В наше время имя отца Иеронима в России, да и на Афоне, вспоминается гораздо реже, чем во времена Леонтьева. Поэтому так важны живые леонтьевские свидетельства о своем «величественном, весьма суровом и обожаемом» наставнике, оценка его личности, содержание его бесед и наставлений. В последнее время возрастает интерес к обеим выдающимся личностям – к старцу и послушателю его учений. Собираются и переиздаются труды Константина Леонтьева . Собирается по крупицам и публикуется духовное наследие отца Иеронима, материалы к его жизнеописанию, мы начинаем углубленно вникать в его учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОН (Васильев Иван Васильевич; 1835 (1829?), дер. Лоходомово Буйского у. Костромской губ.- 15.08. 1912, Новоафонский мон-рь), схиархим., настоятель Новоафонского во имя святого апостола Симона Кананита монастыря . Род. в семье государственных крестьян, был младшим из 6 сыновей. Отец умер, когда Ивану было 2 года, семья жила в бедности. Освоил грамоту с помощью братьев, учившихся в домашней школе. В 11-летнем возрасте был отправлен в С.-Петербург, служил в купеческих лавках. Имел склонность к уединенной, монашеской жизни, в 19 лет решил уйти на Афон. Добравшись до Одессы, не смог выехать без заграничного паспорта, вернулся в С.-Петербург, затем на родину. Приняв благословение матери на монашество, вновь отправился в столицу. Вскоре получил паспорт, а также рекомендательное письмо в Русский великомученика Пантелеимона монастырь на Афоне от насельника этой обители иеросхим. Макария (Семыкина), находившегося в С.-Петербурге на послушании по сбору денежных средств. В февр. 1862 г. выехал на Св. Гору, по пути посетил Киев и Одессу, К-поль и Фессалонику. По прибытии в Пантелеимонов монастырь Васильев по благословению духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцова) , руководившего русской частью монастырской общины, был зачислен в братию. Проходил послушания сначала на огороде при монастырской келлии прп. Евфимия Великого, затем в самой обители - на кухне, в литографической мастерской, был келейником 2-го духовника русской братии иеросхим. Макария (Сушкина) , келейником о. Иеронима (Соломенцова). 14 марта 1864 г. иеросхим. Макарием (Сушкиным) Васильев был пострижен в мантию с именем в честь мч. Иерона Мелитинского, в 1866 [по др. сведениям, в сент. 1867] г. рукоположен во диакона, 23 марта 1875 г.- во иерея. Служил помощником казначея, исполнял также обязанности эконома. За годы пребывания в строгом общежитии И. стяжал мн. монашеские добродетели, а также приобрел опыт ведения монастырского хозяйства, обнаружил дарования инженера, строителя и архитектора, в полной мере реализованные в дальнейшем служении. В апр. 1875 г. получил послушание по сбору средств на восстановление храма во имя свт. Николая Чудотворца в Мирах Ликийских. Вскоре был назначен строителем и экономом Новоафонского Симоно-Кананитского мон-ря, основанного рус. частью братии Пантелеимоновой обители в кон. 1875 г. Был отправлен в Абхазию под начало иером. Арсения (Минина) , исполнявшего обязанности новоафонского настоятеля.

http://pravenc.ru/text/293694.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Продолжатель традиции старчества. Духовник Афонского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Агафодор (Буданов)   Продолжатель традиции старчества. Духовник Афонского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Агафодор (Буданов) Афонский иеросхимонах Агафодор (Буданов)17 (30) ноября 1920 года отошел ко Господу выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик его великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии антипросоп и духовник обители иеросхимонах Агафодор (Буданов). Отец Агафодор — один из важнейших представителей и подвижников Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Достойный ученик старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), он на протяжении 30-ти лет поддерживал духовные традиции, заведенные ими в обители. Трудно переоценить его роль в процессе сохранения духовной преемственности в монастыре. Он целенаправленно и последовательно старался передавать своим ученикам те духовные навыки, которым его научили выдающиеся старцы. Иеросхимонах Агафодор (в миру Александр Иванович Буданов) родился 18 января 1845 года в семье зажиточного фабриканта и купца в городе Москве. Отец его, Иван Петрович Буданов, имел свою (вместе с братом Стефаном Петровичем) фабрику за Серпуховской заставой, недалеко от Данилова монастыря. В 1849 году отец купил дом на Малой Ордынке в приходе святой великомученицы Екатерины, куда вся семья ходила по праздникам на богослужение. На пятом году жизни маленький Александр уже научился читать, а в шесть лет уже стоял на клиросе своей приходской церкви святой великомученицы Екатерины, где пел, читал и помогал пономарю, подавая кадило. С 8-ми лет Александра отдали учиться сначала в городское училище, а после — в уездное немецкое училище, где все ученики для практики говорили между собой по-немецки. В этом училище преподавались языки, кроме русского, французский, английский и немецкий. Отец хотел приготовить своих сыновей для дел коммерции, но Бог судил иначе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=245...

Скачать epub pdf «Высокопреподобнейшему, глубокочтимому, душевноуважаемому попечителю и руководителю душ наших во спасение, отцу нашему духовному иеросхимонаху Иерониму сие священное Евангелие, словесами коего Вы нас питали, приносит Вам благодарное братство в незабвенную память и знак своей сыновней любви к Вам и почтения» с. 373]. Так приветствовало братство Русского на Афонской Горе Пантелеимонова монастыря своего старца-духовника, поднося ему памятный подарок ко дню ангела. Почти полвека, с 1840 по 1885 год, провел отец Иероним в духовнических трудах, напитав пищей духовной, воспитав (в подлинном смысле этого слова) и взрастив в меру возраста Христова сотни душ. Пол-Афона было в его духовных чадах: русские, греки, сербы, болгары, грузины, молдаване. И если Афон, как писал в одном из своих писем владыка Антоний (Храповицкий) , детоводил вселенную, то великий старец детоводил афонцев. Имел отец Иероним и множество yчehukob-мipяh – «заочных» духовных чад, которые отправляли ему на Афон письма, сделав на конверте помету: «Исповедное» или «Секретное». «Не ищи здесь ничего, на земли, кроме Бога и спасения души», – учил отец Иероним с. 520]. Спасение, благоугождение Богу – наша единственная цель, а «любящим Бога все споспешествует во благое» ( Рим. 8:28 ), – часто повторял старец апостольские слова. Он наставлял: «Спасение везде можно обрести: где только человек понудится творить волю Божию, там и спасется. Разными средствами Бог спасает людей. Предписывать правила к прохождению духовного жития весьма трудно по разнохарактерности людей, по различным путям ко спасению, а главное – то, что всякое установление может только стеснить совесть» с. 428, 616, 812]. Однако существуют общие основы и принципы воспитания православного христианина, спасающегося человека, стремящегося к стяжанию христианских добродетелей – они четко прослеживаются в словах и наставлениях батюшки, обращенных как к монастырским послушникам, так и к мipckuм людям, они ясно видны в назидательных примерах из его жизни. Это те принципы, которые легли в основу аскетической системы старца-духовника иеросхимонаха Иеронима, сформировавшейся на основании слова Божия и святоотеческого учения и направленной на благоугождение Богу и спасение в иноческом чине и в мipy.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/ier...

монах Арсений (Святогорский) Содержание Приложение Духовное завещание Второе духовное завещание Использованная литература     Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви   В 2015 году, 14/27 ноября, исполнилось 130 лет со дня блаженной кончины одного из самых почитаемых русских святогорских подвижников и наставников – старца-духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) . За время его жизни в обители в ней собралось до восьмиста человек братии, что свидетельствует о высокодуховной благодатной атмосфере, созданной трудами отца Иеронима, на котором явно почивала печать богоизбранности. Это говорит и о том, что в обитель шли ради отца Иеронима, видя святость его жизни, желая стать подобными ему в христианских добродетелях, шли, чтобы стать членами духовной монашеской семьи, возглавляемой богоподобным в любви духовником. Память о нем бережно и благоговейно передается в Афонском Пантелеимоновом монастыре от поколения к поколению. В этой небольшой книге помещен краткий очерк о жизни и трудах отца Иеронима на благо своего Отечества. На данный момент собираются материалы для общецерковного прославления старца Иеронима. Россия многим обязана ему, ибо светильник сей хотя горел на Афоне, но сиянием своим озарял и земную свою отчизну», – писал о иеросхимонахе Иерониме, старце-духовнике Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, протоиерей Андрей Ковалевский, автор первого, краткого жизнеописания старца 1 . О трудах блаженной памяти отца Иеронима на благо Отечества мы и постараемся рассказать, используя сведения из уже вышедших книг, посвященных старцу. О ранних годах своей жизни и воспитании в родительском доме отец Иероним повествует в биографии, записанной им собственноручно в конце жизни 2 . Во славу Божию начинаю мою биографию на Афоне в 1885 году. Родился я в России, в Курской губернии, в городе Старом Осколе, от православных и благочестивых родителей из купеческого сословия по фамилии Соломенцовы в 1805 или 1806 году (запись и метрика затеряны были). Крещен в приходе Казанско-Николаевской церкви священником Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский старец схиархимандрит Макарий (Сушкин), игумен Русского Пантелеимонова монастыря. День памяти — 2 июля Афонский старец схиархимандрит Макарий (Сушкин), игумен Русского Пантелеимонова монастыря. День памяти — 2 июля           Кому интересно подробнее ознакомится с житием о. Макария, могут почитать его:        19 июня/2 июля 1889 года печальные редкие удары колокола возвестили братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и близлежащим окрестностям о кончине великого афонского старца и игумена русской святогорской обители схиархимандрита Макария (Сушкина). С тех пор вот уже более 100 лет память о великом старце благоговейно хранится в Русском монастыре на Афоне, а в день его праведной кончины из года в год благодарной братией возносятся поминальные молитвы. Афонский старец схиархимандрит Макарий (Сушкин) был учеником и преемником старца и духовника всех русских святогорцев иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова, +1885). Под руководством его воспитался в нем тот строгий деятельный монашеский дух, который при благой помощи Божией послужил во благо и для славы русского подвижничества на Святом Афоне. Отец Макарий явился продолжателем того великого дела, которое начал старец Иероним, и он же его и закончил, т. е. окончательно восстановил русское монашество в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Схиархимандрит Макарий (в миру Сушкин Михаил Иванович) родился 17 октября 1820 года в богатой купеческой семье в городе Туле. Так же как и отец Иероним, он с отроческих лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Заветной мечтой его были путешествия по святым местам. Желание свое Михаил Иванович осуществил уже в более или менее зрелом возрасте. Родители его ничего не имели против этого и отпустили сына в дальний и неизвестный путь. В путешествие с ним отправился в качестве слуги один из приказчиков его отца. Михаил Иванович намеревался совершить путешествие по Востоку, чтобы поклониться Святой Земле, посетить Синай, Египет и остаться где-нибудь в тамошнем монастыре. Путь его лежал через Одессу, где собралось около тридцати человек таких же путешественников, желавших, подобно ему, отправиться для поклонения христианским святыням Востока. Подобное скопление народа, желающего отправиться за границу, возбудило в начальстве подозрение в принадлежности этой группы к сектантам. Это обстоятельство крайне затруднило получение заграничных паспортов Михаилу Ивановичу и его спутнику. После продолжительных по этому поводу мытарств они наконец отправились в путь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2919

А.М. Пентковский От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника» (к вопросу об истории текста) Источник (К вопросу об истории текста) В 1881 году настоятелем Михайло-Архангельского Черемисского монастыря игуменом Паисием (Федоровым) были изданы четыре рассказа некоего Благочестивого странника о том,  как он стяжал дар непрестанной Иисусовой молитвы, и о назидательных и поучительных случаях, бывших с ним во время его долгих странствий по бескрайним сибирским просторам, – книга называлась «Откровенный рассказ странника духовному своему отцу» (Рассказ, 1881) Вскоре Русский Афонский Пантелеимонов монастырь напечатал сокращенную версию этих же рассказов под названием «Замечательный рассказ о благодатных действиях молитвы Иисусовой» (Рассказ, 1882), впоследствии неоднократно переиздававшуюся. Еще через год, в 1884 году, Михайло-Архангельский монастырь осуществил исправленное и дополненное переиздание текста, опубликованного игуменом Паисием – под уточненным названием «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» (Рассказы, 1884). В дальнейшем история текста сложилась так, что именно эта, исправленная, версия получила повсеместное распространение и стала одним из наиболее известных произведений русской духовной литературы. Многократно переизданные па русском языке и в переводах на европейские языки, рассказы неизвестного странника стали не только распространенным духовным чтением, как в России, так и на западе, но и одним из основных источников при изучении русской духовности. Однако если содержание рассказов постоянно привлекает внимание и читателей, и исследователей, то их происхождение и история бытования продолжают оставаться во многом неясными и все исследования и переводы основываются на тексте, восходящем к изданию 1884 года. Вместе с тем еще в 1971 году С. Большаков заметил, что в переписке старца Амвросия Оптинского   есть упоминание об авторе рассказов странника, и высказал предположение о наличии «оригинала этой рукописи» в Пантелеимоновом монастыре на Афоне (Большаков, 1971, с. 35). Искомая рукопись, содержащая неизвестную рукописную редакцию четырех рассказов, вскоре была обнаружена им в библиотеке Пантелеимонова монастыря. После сравнения рукописи с текстом издания 1884 года и нахождения фрагментов, отсутствующих в казанском издании, исследователь уже не сомневался в том, что обнаруженный им текст является авторской редакцией, и полагал, что эти рассказы неизвестный странник записал для духовника Пантелеимонова монастыря иеромонаха Иеронима (Соломенцова) (Большаков, 1971, с. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Е.В. Кустова Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и Правительством Кировской области научного проекта В статье на примере Вятской губернии рассматриваются вопросы взаимодействия России и Афона во второй половине XIX – начале ХХ в. Автором выявлены факторы, которые обусловили тесные связи Вятки со Святой Горой, в частности, показано значение «Писем Святогорца», автором которых был вятчанин иером. Серафим (Веснин). Личность вятского святогорца и его литературные произведения оказали значительное влияние на формирование устойчивой традиции активного паломничества вятчан на Афон, многие из которых приняли там монашеский постриг. В статье раскрывается процесс влияния паломников и монахов-афонитов на духовную жизнь края, благодаря которым на Вятке складывается особый слой из духовенства и мирян, избравших в качестве образца афонский духовный опыт. Одновременно формировался круг вятских благотворителей, которые оказывали материальную помощь Афону. В центре внимания автора статьи стоит личность прп. Стефана Филейского , который не только дважды побывал на Афоне, прожив там несколько месяцев и впитав в себя опыт афонских обителей, но и стал активно прививать эти традиции на Вятской земле. Обращено внимание на отношение афонских монахов к вятскому старцу и его литературному наследию, что выразилось в широкой издательской деятельности его книг Пантелеимоновым монастырем и Андреевским скитом. Автором раскрывается значение прп. Стефана как человека, который одним из первых стал прививать общежительный устав в вятских монастырях в Синодальный период, опираясь на афонский опыт, в частности, используя наставления духовника Пантелеимонова монастыря Иеронима (Соломенцова) . Созданный прп. Стефаном в конце XIX в. Филейский Александро-Невский монастырь стал проводником общежительного устава в Вятской епархии. Также он возродил традиции старчества на Вятской земле, продолженные его учениками, в первую очередь прп. Матфеем Яранским. В то же время в статье показаны проблемы, которые возникли в обители после смерти ее основателя, поскольку новые настоятели, даже имевшие опыт жизни в афонских монастырях, не смогли сохранить высокий уровень духовной жизни и соблюсти исполнение афонского устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Панигир Покрова Божией Матери в Пантелеимоновом монастыре на Афоне Панигир Покрова Божией Матери торжественно отметили в Пантелеимоновом монастыре на Афоне          Праздник Покрова Богородицы является вторым престольным праздником (панигиром) русской святогорской обители и традиционно отмечается с особенной торжественностью и благоговением. В Панигире Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря приняло участие более 500 паломников из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Греции и других стран. Традиционно в русской святогорской обители перед началом праздничного бдения было совершено торжественное перенесение чудотворных мощей небесных покровителей монастыря св. великомученика Пантелеимона и преп. Силуана Афонского в соборный монастырский храм Покрова Пресвятой Богородицы, где им смогли поклониться многочисленные паломники. Утром, после литургии, в обители был совершен праздничный молебен ко Пресвятой Богородице. А вечером отслужена большая ктиторская панихида, за которой сугубо поминались строители и жертвователи чествуемого храма Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день в русской святогорской обители воспоминаются чудесные явления Пресвятой Богородицы в Свято-Покровском соборе монастыря. Как известно, этот собор связан со многими знамениями и явлениями Божией Матери, из-за чего он нередко именуется Чудотворной церковью, как и собор Киево-Печерской Лавры. Здесь дважды, в 1862 и 1863 гг., Пресвятая Богородица обновила чудо, бывшее древле во Влахерне. По сохранившимся многочисленным свидетельствам очевидцев, в эти годы Матерь Божия в день Своего Покрова явно была видима многими молящимися во храме обители с распростертым Омофором. Воспоимнания об этом сохранились в дневниках братий, а также самого старца иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова).     Чудесные явления Пресвятой Богородицы на праздник Покрова в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне На праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре воспоминаются чудесные явления Божией Матери в Свято-Покровском соборе обители. Как известно, этот собор связан со многими знамениями и явлениями Богородицы, из-за чего он нередко именуется Чудотворной церковью, как и собор Киево-Печерской Лавры. Здесь дважды, в 1862 и 1863 гг., Пресвятая Богородица обновила чудо, бывшее древле во Влахерне. По сохранившимся многочисленным свидетельствам очевидцев, в эти годы Матерь Божия в день Своего Покрова явно была видима многими молящимися во храме обители с распростертым Омофором.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2699

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010