III. Книга св. пророка Варуха 1. Сведения о пророке Варухе Пр. Варух, по свидетельству его книги, был сын Нирия, сына Маассеева, сына Седекиина, сына Асадеева, сына Хелкиина, (1:1). Перечисление предков до пятого поколения дает основание заключать о знатности рода Варухова (Иосиф Флавий). Если Варух был братом Сарея, который так же, как и Варух, был сыном Нирия, сына Маассеева, то мнение Иосифа Флавия о знатности его рода находит для себя подтверждение и в том еще, что брат его Сарея занимал высокую должность при царе Седекии – начальника даров ( Иер. 51:59 ), или заведующего сбором податей. Варух был учеником, другом ( Иер. 32:12–16 ) и помощником пр. Иеремии, записывал по поручению и со слов пр. Иеремии пророчества последнего ( Иер. 36:2, 4, 8, 28–32; 45:1 ) и разделял с ним скорби житейские ( Иер. 36:26, 43:3 ), на которые иногда, подобно самому пр. Иеремии ( Иер. 20:14–18 ), горько жаловался ( Иер. 45:3 ). После взятия и разрушения Иерусалима Навуходоносором, пр. Иеремия, получив сам свободу от плена ( Иер. 39:11–18; 40:1–6 ) и находясь в Массифе, испросил (по свидетельству Иосифа Флавия) также свободу и ученику своему Варуху, который и оставался некоторое время вместе с ним в Иудее и вместе же с ним насильно увлечен был иудеями в Египет ( Иер. 43:6–7 ). Здесь, в Египте, Варух оставался до смерти пр. Иеремии и потом на пятом году по разрушении Иерусалима переселился в Вавилон в то время, как войско Навуходоносора, во исполнение пророчества Иеремии ( Иер. 46:2–24 ) опустошило Египет. По преданию, он там, в Вавилоне, 162 и умер, в 12-м году по разрушении Иерусалима. Память св. пр. Варуха совершается нашею церковью 28 сентября. 2. Происхождение книги пророка Варуха; время, место и цель написания её; отношение её к книге пр. Иеремии Когда иудеи, переселенные в Вавилон Навуходоносором, узнали о взятии и разрушении Иерусалима и сожжении храма, то решили послать в Иудею к своим соотечественникам, которые оставлены были там для возделывания земли (ср. Иер. 39:10; 40:6 ), вместе с собранными деньгами и некоторыми священными сосудами, послание или письмо. Это-то письмо к оставшимся на родине иудеям, написанное от лица пленников вавилонских и по поручению их пророком Варухом и прочитанное прежде отправления его по назначению в присутствии пленного царя Иехонии и всех живущих с ним в плену иудеев, – и составляет «книгу пророка Варуха».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Глава 1 1–4. Указ Кира об освобождении иудеев из вавилонского плена. 5–6, Пожертвования освобожденным иудеям. 7–11. Выдача иудеям храмовых сосудов. 22–23. Дата освобождения иудеев из плена. 1Ездр.1:1 .  В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: «Первый год Кира» был первым годом господства его над Вавилоном и совпадает с 538 г. до Р. X. (ср. Болотов, Валтасар и Дарий Мидянин. Хр. Чтение. 1696). Это был год «исполнения слова Господня из уст Иеремии», т.е. пророчества Иеремии о семидесятилетней продолжительности плена ( Иер 25.11 и Иер 29.10 ). 1Ездр.1:2 .  так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. 1Ездр.1:3 .  Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. 1Ездр.1:4 .  А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме. Указ Кира об освобождении иудеев. Указ об освобождении иудеев, кроме рассматриваемого места, еще встречается в Библии 2 раза: во 2Пар 36.22–23 и 1Езд 6.3–5 ; причем в последнем месте предлагается особая версия указа. Некоторые исследователи склонны считать указ Кира ложным документом, сфабрикованным автором книги (Meyer 49; Seineke 89.84). Основанием для этого выставляется юдаистический характер указа, выражающийся в том, что Киру усвояется в указе признание Иеговы Богом неба, наименование Иерусалимского храма домом Божиим и т.п. Но эти выражения будут понятны, если мы допустим, что Кир в своем указе становится на иудейскую точку зрения. Подобным образом и в других своих указах он о вавилонских богах говорит так, как будто признает их истинными. В известной надписи на цилиндре Кир, почитатель Агуры-Мазды, называет царем и владыкой богов вавилонского Мардуха и приписывает его помощи не только завоевание Вавилона, но и подчинение области Кугу и мидян (Schrader, Keilinschr. Bibliothek, III, 2, S. 1201). Как видно из 2–6 ст., указом Кира были предоставлены всем иудеям следующие права: 1) возвращение в Палестину ( 1Езд 1.3 ); 2) построение храма при субсидии из государственных сумм ( 1Езд 3:7, 6:3–4 ); 3) возвращение золотых и серебряных сосудов, взятых из Иерусалимского храма Навуходоносором ( 1Езд 6.5 ). Кроме того, указ приглашал жителей всего государства (ст. 4 «все оставшиеся») к пожертвованию в пользу возвращающихся переселенцев. Следует думать, что в 1 гл. кн. Ездры указ приводится не полностью, а в извлечении: из него берутся только главные положения, касающиеся религиозно-национальной жизни евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава III. Суэйзский перешеек. – Эль-Ариш «Вознесешися сердцем твоим, и забудеши Господа Бога твоего, изведшаго тя из земли Египетския, из дому работы: проведшаго тя сквозе пустыню великую и страшную ону, в ней же змии угрызающыя и скорпии и жажда, в ней же не бяше воды». ( Втор 8:14–15 ) Мы выехали из Салахие не прежде десяти часов утра. Мы проехали поле сражения между французами и мамелюками. Тут начинаются разливы и болота. Сильный дождь – первый со времени моего прибытия в Африку – застиг нас возле песчаных холмов противу развалин Тафнеса; остатки Тафнеса почти совсем скрылись в болоте и в песках. Их называют арабы доселе: Сафнас. Грозные глаголы Иезекииля продолжают указывать путь: «И в Тафнесе помрачится день, егда сокрушу тамо скипетры Египетски, и погибнет тамо укоризна крепости его, и того покрыет облак, и дщери его во пленение отведутся» ( Иез 30:18 ). Небо было мрачно, ветер клубил песок, и мы напрасно искали защиты в терновых кустах. «И бысть слово Господне ко Иеремии во Тафнасе, глаголя: возьми себе камени велики и скрый я пред враты дому Фараона в Тафнасе, пред очима мужей Иудиных, и речеши к ним: тако глаголет Господь сил, Бог Израилев: се, Аз послю и приведу Навуходоносора Царя Вавилонска раба Моего, и поставив престол свой на камениях сих, их же скрыл еси, и воздвигнет оружие свое на ня, и внидет и поразит землю Египетску… и покрыет землю Египетску, якоже покрывается пастух ризою своею» ( Иер 43:8–12 ). Прочтите на этом холме, скрывающем последние камни Тафнеса, ужасную, великолепную, воинственную песнь Иеремии противу фараона Нехао ( Иер 46:13–25 ). Иеремия, призванный к пророчеству в тринадцатое лето Иосии, запечатлел здесь своею кровию пророческие глаголы свои. Тафнитяне, по свидетельству святого Епифания 3 , побили камением великого Пророка, возвещавшего им суд Божий и путь Пресвятой Богородицы с младенцем Искупителем в Египет, через эту самую пустыню. Тот же святой Епифаний говорит, что он слышал сам от престарелых людей, потомков Антигона и Птоломея, что когда Александр Великий узнал в Тафнесе о судьбе Иеремии и о таинстве его пророчества, то велел перенести его останки в Александрию 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXII • XXIII • XXIV • XXV • XXVI     Содержание Предисловие От издателей Мысли при чтении Книги Бытия Мысли при чтении Книги Иова Мысли при чтении Псалтири Мысли при чтении Книги пророка Исаии Мысли при чтении Евангелия от Матфея и других Мысли при чтении апостольских посланий Соборное послание святого апостола Иакова Первое соборное послание святого апостола Петра Второе соборное послание святого апостола Петра Первое соборное послание апостола Иоанна Богослова Соборное послание Иудино Послание к Римлянам святого апостола Павла Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла Мысли при чтении Апостольских деяний Мысли при чтении Евангелия от Матфея (Продолжение) Мысли при чтении Книги Бытия (Продолжение) Мысли при чтении Апокалипсиса Мысли при чтении Книги пророка Варуха Мысли при чтении Книги Бытия (Продолжение) Мысли при чтении Книги Исход Мысли при чтении Книги Левит Мысли при чтении Псалтири (Продолжение) Мысли при чтении Книги пророка Иеремии Мысли при чтении Книги Плач Иеремии Мысли, приходящие в голову по благоприятному ветру. О таинстве Тела и Крови Христовых Мысли по случаю известия об одном больном купце, страдающем на ложе уже девять лет. Объяснение того, как Господь Своею смертию искупил от вечной смерти всех, когда-либо живших людей. К пасомым     Предисловие Этим томом открывается первая публикация всех найденных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829 – 1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1885 – 1890 и 1894 – 1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни праведника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ (Тиссаровский Евстафий; † 1641), еп. Львовский и Каменец-Подольский. Из правосл. шляхетского рода. После смерти еп. Гедеона (Балабана) в февр. 1607 г. Львовскую кафедру пытался «унаследовать» племянник усопшего архим. Исаия (Балабан). Однако Львовское братство выдвинуло Е. Тиссаровского, к-рого поддержали клирошане и шляхта. С целью не допустить поставления православного епископа Львовский католич. архиеп. Ян Замойский заявил о своем праве утверждать кандидатуру епископа греч. обряда, и в апр. 1607 г. Тиссаровский начал тайные переговоры о принятии унии. 12 июля 1607 г. кор. Сигизмунд III подписал грамоту о номинации Тиссаровского на епископскую кафедру, причем указывал, что сделал это по просьбе знати и духовенства. 31 окт. он утвердил избрание Тиссаровского. 14 нояб. 1607 г. Тиссаровский в Кракове в присутствии папского нунция Косме де Торреса произнес католическое исповедание веры и подписал присягу о принятии унии. Однако 22 янв. 1608 г. Тиссаровский в грамоте львовскому духовенству и мирянам утверждал следующее: «А если бы я по козням духовного врага или по принуждению от мирской власти отступил от святой православной веры и от послушания Цареградскому патриарху, если бы вопреки правилам святых отцов стал своевольно править епархией без участия клирошан или отнимать у них церковные доходы и делать им вымогательства, в таком случае я подлежу на светском суде штрафу в тысячу гривен, а на суде духовном - низвержению и удалению от кафедры». Тиссаровский дал обязательство поддерживать «науки школьные» и типографию Львовского Успенского братства, сохранять за местной православной шляхтой, мещанами и всеми братствами право избирать местного епископа, а за клирошанами - право избирать епископского наместника, сохранять в целости всю церковную утварь. Тиссаровский тайно выехал в Яссы, где по благословению К-польского патриарха Неофита II его хиротонию во епископа Львовского и Каменец-Подольского возглавил митр. Сучавский Анастасий (Кримка). Перед хиротонией И. отрекся от вынужденной присяги униатам и подтвердил свою верность Православию и К-польскому патриарху. К нач. мая И. вернулся во Львов.

http://pravenc.ru/text/293656.html

Священное писание Библия (ββλια – книги) включает две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет Ветхий Завет состоит из 50 книг, которые были написаны между XI в. до н. э. и I в. н. э. В этих книгах содержится история Еврейского народа от сотворения мира до начала нашей эры, а также древнейшее иудейское законодательство. Об этом говорится в Пятикнижии (Книга Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), книгах Иисуса Навина, Царств, Судей, Руфь, Паралипоменон. Другие книги содержат поэтические гимны, молитвы или поучения. Это Псалтирь, Песнь Песней, Екклесиаст, Притчи и другие книги. И наконец, пророческие книги – Книга Исаии, Иеремии, Осии, Авдия, Аввакума и др. Те книги Ветхого Завета, которые входили в канон древнего иудаизма, называются каноническими. Канонические книги были написаны на древнееврейском (отчасти арамейском) языке. В Ветхий Завет входит также несколько книг, которые в иудейской традиции не рассматривались как священные, хотя читались и переписывались. Это 2-я и 3-я книги Ездры, Товит, Иудифь, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варух, Маккавейские. Эти книги дошли до нас на греческом или латинском языке и называются неканоническими или второканоническими. Кроме того, есть несколько неканонических вставок в канонические книги Есфири, Псалтирь и пророка Даниила. Перевод Ветхого Завета на греческий язык был сделан в III–II вв. до н. э. и называется переводом семидесяти или Септуагинтой, так как, по преданию, над этим переводом трудились семьдесят иудейских книжников, которые для этой цели были специально приглашены в Александрию. Текст Септуагинты лежит в основе православной библейской традиции. Латинский перевод Библии – Вульгата, на который опирается католическая традиция, был сделан в IV в. н. э. блаженным Иеронимом. Наряду с каноническими, в Вульгату включены и неканонические книги. Обстоятельства, при которых появился церковнославянский перевод Библии, вам уже известны, а на русский язык Библия была переведена в середине XIX в. и издана в 1876 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАПАДНЫХ ОБРЯДОВ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ существующие в ряде Поместных Православных Церквей приходы и мон-ри, в к-рых при богослужении используются редактированные чинопоследования рим. (тридентского) обряда, реконструированные чинопоследования галликанского обряда и редактированная англикан. «Книга общих молитв». Другое, не вполне корректное, общее наименование традиций и идеологии З. о. п. о.- Западное Православие (англ. Western Orthodoxy; нем. Westliche Orthodoxie; франц. Orthodoxie Occidentale) - в наст. время используется для обозначения любого правосл. служения зап. обрядов, в т. ч. немногочисленных случаев лат. богослужения на правосл. Востоке после 1054 г., напр. в существовавшем до XIII в. на Афоне бенедиктинском мон-ре Амальфитанцев ( Keller. 2002). Проблема богослужебного использования зап. литургических чинов в правосл. Церкви после разделения Церквей впервые была затронута в XVIII в. в связи с развитием англикано-православных связей . В 1716 г. 6 англиканских епископов из числа т. н. нонджуреров (неприсягнувших, т. е. отказавшихся признать королем Англии Вильгельма III Оранского и вслед. этого низложенных с кафедр) передали Фиваидскому еп. Арсению проект воссоединения с правосл. Церковью, где предусматривалось сохранение ими богослужения по древним англикан. чинам в той форме, к-рая будет одобрена правосл. патриархами. Вместе с тем в проекте соглашения были обозначены пункты расхождения епископов-нонджуреров с Православием (в т. ч. отрицание авторитета Вселенских Соборов, почитания Пресв. Богородицы, святых и икон). В 1718 г. К-польский Собор с участием патриархов К-польского Иеремии III , Александрийского Самуила и Иерусалимского Хрисанфа Нотары рассмотрел проект и составил послание, где в качестве обязательного условия для воссоединения с Православием выдвигалось вероучительное единство. Относительно служения «английской литургии» в послании указывалось на неизвестность ее чина и выражалось сомнение в необходимости иметь иные литургии, кроме принятых Вост. Церковью, но допускалось, что если ее чин не противоречит правосл. вере, то после изучения и исправления он будет одобрен для служения ( Иванов. 1954. С. 49-50). В соборном послании англикан. епископам 1723 г. патриархи К-польский Иеремия, Антиохийский Афанасий III Даббас и Иерусалимский Хрисанф подтвердили отказ от воссоединения с ними при сохранении различий в вероучении, но признали, что после достижения единства в вере вопрос об обрядах будет легко решен, т. к. «из церковных исторических книг известно, что некоторые обычаи и чиноположения в различных местах и церквах были и бывают изменяемы» ( Образцов. 1866. С. 45-52).

http://pravenc.ru/text/182587.html

5 Хитрость разума Смысл истории и смысл жизни 1 2 3 4 Вечное и преходящее в учении русских славянофилов 1 2 3 4 5 6 7 8 Человеческая мудрость и премудрость Божия 1 2 3 4 5 6 В мире исканий и блужданий I. Знаменательный спор II. Соблазн прекраснодушия III. Пафос лжепророчества и мнимые откровения Два завета Памяти проф. П. И. Новгородцева Метафизические предпосылки утопизма I II III IV V Дом отчий Филарет, митрополит Московский Тварь и тварность 1 2 3 4 Идея творения в христианской философии Оправдание знания Евхаристия и соборность (Из книги о Церкви) 1 2 Жил ли Христос? 1. Свидетельство апостольской проповеди 2. Свидетельство внешних 3. Свидетельство первохристианства Спор о немецком идеализме Эволюция и эпигенез (к проблематике истории) Богословские отрывки О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси Промысел Святого Духа в Богооткровении (Выступление достопочтенного профессора Г. Флоровского на Шестой англо-русской студенческой конференции) Проблематика христианского воссоединения О границах Церкви Соборность Церкви Богочеловеческое единство и Церковь Внутреннее свойство соборности Преображение личности Священное и историческое Недостаточность Викентиева канона Свобода и авторитет О воскресении мертвых Церковь: ее природа и задача Соборный дух Новая реальность Новая тварь Исторические антиномии Патриарх Иеремия II и лютеранские богословы Библиография Социальная проблема в Восточной Православной Церкви 1 2 3 4 5 Утрата Библейского мышления Современный человек и Священное Писание Проповедуйте Символ веры! Предание живо Что означал Халкидон Трагедия, освещенная новым светом Новое несторианство Новое монофизитство Современный кризис Актуальность святых отцов Откровение и истолкование Благовестие и свидетельство История и система Евангелие Воскресения Христианство и цивилизация Вера и культура 1 2 Затруднения историка-христианина 1 2 3 4 5 Послушание и свидетельство «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17) (Рецензия на книгу:) Emil Brunner. Der mittler. Zur besinnung über den chrisusglauben Противоречия Оригенизма (Рецензия на книгу:) Charles Gore. Jesus of Nazareth Приложение Слово в день Светлого Христова Воскресения О почести горнего призвания Христианин в церкви «От Рождества Христова» Тайна Фаворского света Сыны и наемники (Мф.20:1–16) Светозарная ночь. Слово в светоносный день спасительного Христова Воскресения Смерть и жизнь (Иез.37:1–14) Соблазн учеников (Ин.13:12–30) Профессор протоиерей Георгий Васильевич Флоровский 1883–1979  

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ II [Греч. Πασιος Β] ( осень 1756), патриарх Константинопольский (20 нояб. 1726 - сент. 1732, авг. 1740 - май 1743, март 1744 - 28 сент. 1748, май/июнь 1751 - 7 сент. 1752). Патриаршество П. пришлось на эпоху глубокого кризиса Константинопольской Православной Церкви: долги Вселенского Патриархата росли, внутрицерковные группировки боролись друг с другом и использовали в этой борьбе тур. власти, занять К-польский престол можно было благодаря взятке. П. происходил из Кесарии Каппадокийской, носил фамилию Киомурцоглу (Κιουμουρτζγλου). Возможно, какое-то время в молодости П. провел в столице, греч. историк А. Комнин-Ипсиланти называет его выходцем из К-поля ( Κομνηνς-Υψηλντης. 1870. Σ. 325). До вступления на К-польский престол П. был митрополитом Никомидийским (по крайней мере с 1721). Первое избрание П. было связано с действиями сил, оппозиционных патриарху Иеремии III , к-рый к тому времени занимал К-польскую кафедру уже 10 лет. Первым претендентом на престол был Каллиник III , но он скончался на следующий день после избрания (19 нояб. 1726). В период 1-го Патриаршества П. активно взаимодействовал с вост. Патриархатами. В февр. 1727 г. в К-поле состоялся Собор под председательством П., в котором приняли участие патриарх Антиохийский Сильвестр (1724-1766) и патриарх Иерусалимский Хрисанф Нотара (1707-1731). Поводом к созыву Собора стала деятельность католич. миссионеров в Сирии. По итогам заседаний Собора было составлено (возможно, лично Хрисанфом Нотарой) «Краткое изложение священных правил и учения Восточной Церкви» в 16 пунктах (Τ δογματικ κα συμβολικ. 1968. Σ. 940-950). В авг. 1728 г. П. по просьбе патриарха Хрисанфа Нотары разослал соборное окружное послание с призывом жертвовать средства на нужды храма Гроба Господня в Иерусалиме ( Κομνηνς-Υψηλντης. 1870. Σ. 325). В 1727 г. П. издал призыв жертвовать средства на восстановление мон-ря в честь иконы Божией матери «Живоносный Источник», начатое митр. Деркским и Неохорийским Никодимом ( Εγνιος. 1886. Σ. 225-228). В том же году П. издал документ об учреждении при Патриархате муз. школы ( Γεδεν. 1887-1888).

http://pravenc.ru/text/2578679.html

Содержание I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль II. 12–26) II. Паримия в праздник Пятидесятницы (Иоил. II, 23–32) III. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоил. III, 12–21)     Иоиль принадлежит к числу так называемых малых пророков, т. е. таких, писания которых по размеру гораздо короче писаний четырех пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила. – Иоиль проходил свое служение в Иудейском царстве. Время его жизни и служения трудно определить с точностью. Не без основания, впрочем, лучшие толковники полагают, что он был современником пророка Амоса, жившего, как видно из надписания его пророческой книги (I, 1), в царствование Озии прокаженного (809–758). Ибо врагами Иудеев Иоиль называет еще не Сирийцев и Ассириян, а только Филистимлян, Финикийцев и Идумеев, как и Амос ( Uouль III, 2–6 . Aмoc I, 6–9 ). Сверх того Иоиль упоминает о тех же физических бедствиях, постигших Иудею, какие упоминаются у Амоса ( Uouль I:1–20, II:10–11 ; Aмoc I:1, IV:6–7 ), именно о землетрясении, саранче, засухе и голоде (см. Христ. Чтение 1876, январь и февраль, статья: «Время деятельности пр. Иоиля»). Свидетельство Иоиля о совершении в его время Богослужения по чину (II, 15) служит подтверждением того, что он жил при благочестивом Иудейском царе Озии, покровительствовавшем истинному Богопочтению в своем царстве. В книге Иоиля содержится обличение Иудеям по случаю голода, постигшего их за грехи, угрозы новыми бедствиями за нераскаянность, и обетования о наступлении лучших времен, особенно времени новозаветного, имеющего ознаменоваться обилием даров Св. Духа, и наконец предсказания грозного суда Божия над врагами Церкви. Из книги Иоиля заимствованы для чтения при Богослужении три паримии. I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль II:12–26) В сей паримии Господь устами пророка по случаю постигшего Иудеев бедствия от саранчи и засухи призывает их к покаянию и обнадеживает помилованием. Иоил.2:12–13 . Тако глаголет Господь: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваши, а не ризы ваши, и обратитеся ко Господу Богу вашему, яко милостив и щедр есть, долготерпелив и многомилостив и раскаявайся о злобах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010