Именно для них было характерно амбивалентное отношение к тому отдаленному подобию Соломонова царства, которому предстояло возникнуть после эдиктов Кира и Артаксеркса, отпускавших евреев на родину, и ненадолго завоевать себе политическую независимость по итогам восстания Маккавеев. Александрийская традиция одухотворяет представление о Храме, тем самым снимая обвинение с несовершенного земного Храма и оставляя эсхатологическую – духовную – перспективу. Истинный Храм всегда был на небесах. Значит, отпадает необходимость в особом священнике-мессии, возобновителе левитского священства. Небесный Храм, когда откроется, будет Храмом священства Мелхиседекова (см. подробнее в разделе III. 2.1). Что касается самой Палестины, в ней нашлось больше места двум крайним точкам зрения: утверждению, что Второй Храм и есть окончательный, а обетованное государство Мессии будет построено с центром в существующем Иерусалиме, и отрицание святости Второго Храма вообще – как оскверненного «нечестивым священником», в связи с чем пришествие Мессии ожидалось как очищение сперва Израиля, потом же, согласно «Свитку войны», всей земли до края вселенной. Согласно с первой из названных точек зрения был казнен христианский первомученик Стефан, формулировка обвинения которого гласила: «Этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон» ( Деян 6:13 ). На суде перед своими обвинителями он проповедовал буквально следующее: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (ст. 7:48–50) Апелляция к пророку, приведенная в этой проповеди, говорит о том, что не одними только идейными процессами в диаспоре, касающимися осмысления собственной идентичности, определялась двойственность в отношении к историческому Храму. Когда он восстанавливался, пророчества Иезекииля об идеальном Иерусалиме, так же как слова Исайи о царстве Отрока Господня и предсказания Иеремии о Новом Завете, уже существовали, но их исполнение не могло рассматриваться иначе как отложенное на неопределенный срок 1071 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Когда день начинается, я предстою перед Господом и спрашиваю себя: чего Господь хотел бы от меня в этот день? Я прошу Бога, чтобы Он дал мне силы исполнить миссию, которую возложил на меня, а то, на что не хватит человеческих сил, сделал Сам. Вновь и вновь я убеждаюсь, что Господь через нас осуществляет дело, которое хочет осуществить на земле, – дело спасения людей. Мы только орудия в Его руках, и даже если бы мы не захотели исполнять Его послушание, Он все равно от нас этого добивается. Так, в книге пророка Ионы мы читаем о том, что Господь послал его в Ниневию: пророк не захотел идти, оказался на корабле, попал во чрево кита, прошел через трудные испытания, кит его выбросил на сушу. И чем все закончилось? Тем, что Господь сказал: «А теперь иди и делай то, что Я тебе сказал с самого начала». Бог ожидает от нас того, что мы будем исполнять Его поручения. Я эти поручения от Господа получаю через Вас, Ваше Святейшество. Поэтому всякий раз, когда предстою на молитве перед Господом, я прошу, чтобы Он помогал мне исполнять Ваши поручения так, как Вы этого ожидаете. И то дополнительное служение, связанное с богословием и духовным образованием, о котором Вы сегодня сказали, я стараюсь нести так, чтобы от этого была польза Святой Церкви в тех областях богословской науки, которые требуют своего развития, которые требуют, чтобы мы истины Божии говорили людям на современном языке. Ваше Святейшество, я счастлив быть не только Вашим помощником, но и Вашим учеником. И соприкасаясь с Вами в этом ежедневном труде на благо Церкви, я вижу, как Вы отдаете ей свои силы, не щадя живота, не щадя здоровья; вижу, как Вы преданно несете службу Божию. Я восхищаюсь Вами и по мере своих сил стараюсь брать с Вас пример».  В дар Святейшему Патриарху Кириллу митрополит Иларион преподнес изготовленный по древним образцам Первосвятительский посох. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

http://patriarchia.ru/db/text/4571693.ht...

Конкретный пример точного пророчества, которое не записано задним числом, но есть в рукописях, более древних, чем исполнение его, и в этом точном исполнении может убедиться любой. Еще пример. Пророк Исайя предрекает: И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем… (Ис 13: 19–22). Также и пророк Иеремия сообщает откровение о Вавилоне: И не возьмут из тебя камня для углов, и камня для основания. Но вечно будешь запустением, говорит Господь (Иер 51: 26). Когда произносилось это пророчество в VIII веке до Р.Х., эти слова казались невероятными: к тому времени Вавилон стоял уже полторы тысячи лет и процветал. Но в VI веке до Р.Х. город был захвачен и частично разрушен войсками персидского царя Кира. В IV веке до Р.Х. Вавилоном овладел Александр Македонский, который решил возродить хиреющее поселение, восстановить главный языческий храм и сделать Вавилон столицей своего царства. Однако сразу после этого решения великий полководец заболел и умер – раньше, чем даже были разобраны развалины. Древнейший список книги пророка Исайи – Qisa датируется II в. до Р.Х., а древнейший папирус с текстом книги пророка Иеримии – III в. до Р.Х. В то время Вавилон еще был населен. А к I в. по Р.Х. полностью исполняется пророчество: в 116 году проезжавший мимо император Траян застал здесь " лишь курганы и легенды о них». Алекандр Македонский был не единственным правителем, который попытался оспорить пророчество. В конце 1980-х годов лидер Ирака Саддам Хуссейн приказал подготовить проект возрождения Вавилона. Он хотел устроить здесь город с гостиницами и увеселительными заведениями, превратив его в крупнейший туристический центр Ближнего Востока. Первые работы начались в 1991-м году… и в нем закончились. Из-за операции " Буря в пустыне». Так мы видим буквальное исполнение слова Божия на протяжении тысяч лет, в том числе и в наше время. В Библии немало других столь же ясных примеров истинности пророчеств. А вот о " пророчествах» Мухаммеда сказать этого никак нельзя. К тому же в Коране он сам прямо говорит, что не знает, " что будет сделано со мною и с вами» (46: 8). В одном из хадисов Мухаммед утверждает: " Никто не знает, что будет завтра, что скрыто в утробах, что он приобретет завтра, в какой земле умрет и никто не знает, когда пойдет дождь» (Бухари, 1039). Итак, он сам расписывается в том, что не знает будущего, но это еще, как говорится, полбеды. Согласно мусульманским же источникам, Мухаммед все-таки делал предсказания, и они – не сбывались!

http://pravoslavie.ru/put/070723175350.h...

Минь. Т. VI. С. 104 Творения Т. VI. С. 386 своими словами Беседа 2. На слова пророка Исаии: в год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном (Ис. 6:1). И о том, что не должно оставлять без внимания ни времени, ни даже единой буквы божественных Писаний 670. Проповедник, имея один талант, не желает скрывать его Беседа II . Хотя наша трапеза (слова) очень скудна, но мы не скроем и ее, но вынесем все, что есть у нас, на средину и предложим вам. Хотя ее мало и скудно, но мы предлагаем. Так и тот, которому вверен был талант, не за то был осужден, что не представил пяти талантов, но за то, что и один, полученный им, зарыл в землю, – за это он и был наказан. И Бог, и люди требуют не малого или многого, но того, чтобы приношение было никак не меньше настоящей силы. Минь. Т. VI. С. 107 Творения Т. VI. С. 390 Беседа 3. На первую (чит. вторую) Паралипоменон, где говорится: возгордилось сердце его (2 Пар. 26:16), также о смиренномудрии, о том, что добродетельному не следует быть самонадеянным, и о том, сколь великое зло – гордость 671. Гордость опасна, ибо зарождается от доброй совести Беседа III . Таково зло – гордость: она после многих трудов уничтожает все сокровище добродетели. Прочие грехи обыкновенно происходят от нашей беспечности; а она зарождается в нас, когда мы поступаем правильно. Обыкновенно ничто так не производит гордости, как добрая совесть, если мы не будем внимательны. Потому и Христос, зная, что эта страсть приходит к нам после добрых дел, говорил ученикам: егда сотворите вся, глаголите, яко раби неключими есмы (ср.: Лк. 17:10 ). Когда будет приступать к вам этот зверь, тогда этими словами, говорит, заприте от него двери. Не сказал: когда исполните все, тогда вы ничего не стоите; но сами вы глаголите, яко неключими есмы; говори, не бойся, не по твоему суду произношу Я приговор. Если ты сам назовешь себя непотребным, то Я увенчаю тебя, как благопотребного.– Минь. Т. VI. С. 113 Творения Т. VI. С. 397 Беседа 4. На слова пророка Исаии: в год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном; похвала городу Антиохии и вдохновенное обличение запрещающих брак

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева " (Иов 10. 8-12,18). " Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя " (Иер. 1. 5-6), – сказал Господь пророку Иеремии. " Не убивай ребенка, причиняя выкидыш " , – это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в " Учении двенадцати апостолов " , одном из древнейших памятников христианской письменности. " Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь " , – писал апологет II века Афинагор. " Тот, кто будет человеком, уже человек " , – утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. " Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы " , – сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: " У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного " . Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт " худшими, нежели убийцы " . Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием " свободы выбора " женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

не указывает источника, и таковым могли быть пророчества Иеремии и Иезекииля, и что свидетельство его об убиении Офры Навуходоносором противоречит греческим историкам, по которым Офра убит его преемником Амазисом. Не говоря о слабости этих доводов (Геродот напр., не упоминает и о битве при Кархемисе; он черпал из египетских источников, о которых сам же говорит, что жрецы египетские часто подделывали историю), поход Навуходоносора на Египет ныне более и более подтверждается египетскими и вавилонскими надписями. Гиероглифическая Нес-Горинская надпись говорит, что в царствование Офры войско Аму (сирийцев), Азиатов и др. северных народов наводнило Египет и проникло до первых порогов, но отсюда было отражено наместником и самим царем. Вавилонские летописные фрагменты рассказывают, что Навуходоносор на 37 году совершил поход на страну Мицир (ср. Мицраим евр. название Египта) для войны с тамошним царем, из имени которого могли прочесть только конец ази (Амазис? Schrader, Keilinschr Biblioth. III, 140 и д. Бертолет). Иез.29:17 .  В двадцать седьмом году, в первом месяце, в первый день месяца, было ко мне слово Го­с­по­дне: Март 571 г. Через 14 лет после предыдущей речи. Иез.29:18 .  сын человеческий! Навуходоносор, царь Вавилонский, утомил свое войско большими работами при Тире; все головы оплешивели и все плечи стерты; а ни ему, ни войску его нет воз­награжде­ния от Тира за работы, которые он употребил про­тив него. «Большими работами». Трудные вообще осадные работы – рытье рвов, устройство траншей и валов из камней и песку – при осаде Тира достигали неимоверной степени, так как Навуходоносор, вероятно, подобно Александру Великому, должен был устраивать дамбу через пролив. – «Все головы оплешивели, и все плечи стерты» от ношения на тех и других тяжестей. Слав.: «всяко рамо наго» – взорвались одежды. – «Нет вознаграждения от Тира». Он не мог быть разграблен, потому что или не был взят, или же сдался на выгодных условиях или же, как говорит блаж. Иероним, сокровища были увезены на кораблях, когда тиряне увидели постройку дамбы через пролив и взятие города стали считать неминуемым.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О них христианам неприлично говорить ( Еф.5:10–12 ст.). Но бывают ведь невинные хороводы. Это тогда, когда женихи и невесты изливают своё веселье в песнях старинных, прославляющих весну или урожайные годы, или добрые дедовские обычаи. Такие хороводы разрешает людям водить Сам Бог . У пророка Он говорит: „Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хоровод веселящихся“ ( Иер.31:4 ст.). – Это какой пророк так пишет? – спросил с недоумением сектант, заглядывая в мою Библию . – Пророк Иеремия, ответил я. А вот послушай, что тот же пророк говорит в другом месте: придут дни, „тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе“ ( Иер.31:13 ст.). Сектант уныло развёл руками. – Так ты заступаешься за наши деревенские хороводы? Я ответил. – Я не знаю ваших хороводов. Может быть, на них делаются грешные дела. Тогда их защищать нельзя. А если у вас в хороводах поют невинные песни и безгрешно веселится молодёжь, так это разрешил Сам Бог радующимся людям. – Что, брат, наскочил? – подсмеивались над сектантом мужики. В Божьем слове ничего не разумеешь, а то-ж берёшься обо всём судить. Помалкивал бы!.. Сектант махнул рукой и, надвинув шапку, поплёлся из круга. Оставшимся мужикам я много говорил о том, что христианам неприличны срамные увеселения, и мы разошлись. III. Вечером, вместе с батюшкой, мы пошли в дом бывшего певчего Петра, с год уклонившегося в штунду. Пётр был мужик грамотный, разумный. Сектанты берегли его и уже перекрестили. Пётр встретил нас приветливо. Мы сразу же разговорились. Спрашиваю Петра. – Что побудило тебя уйти из Церкви православной? Он ответил. – Духа Божьего не имел я прежде. Жил, как пенёк. А теперь благодарю Бога!.. Мы немного помолчали. Потом я сказал. – Теперь же, Пётр, ты получил Духа Божия? – Да, получил и радуюсь... – Когда же и как ты Его получил? Пётр ответил. – Когда крестился истинным крещением, тогда и Духа Божия получил. Я возразил. – В крещении не даются все дары Божии, которые обязательно нужны христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отпевание в больнице имеет своей целью напомнить живым о скоротечности земных дней, о связи понятий «жизнь, болезнь, смерть», настроить живых жить богоугодной жизнью. Приложения Проблемы биоэтики Из основ социальной концепции Русской Православной Церкви. По материалам Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, гл. XII XII. 2. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» ( Пс. 138, 13, 15–16 ). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» ( Иов. 10:8–12, 18 ). «Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» ( Иер. 1, 5–6 ), — сказал Господь пророку Иеремии. «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш» — это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов», одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо… зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», — писал апологет II века Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», — утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смерто убийства… Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», — сказано во 2м и 8м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91м правилом VI Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennik-v...

По поводу выражения ст. 17-го о богах, которых не знали израильтяне ср. Вт. XIII, 7. 675 (Ст. 18–20). О слове Заступник в ст. 18 срав. пр. 3-е этой главы. Господь в негодовании пренебрегает «сынами своими и дочерьми своими». Выражение это указывает, что и израильтянки были глубоко виновны в развращении народа: подтверждение этого видим в Исаии III, 16; Иеремии VII, 18; XLIV, 15 и др. О выражении «сокрою лице Мое» ср. Bmop. XXXI, 17, 18 . 676 (Ст. 21). Место это признается лучшими комментаторами в совокупности со ст. 43 пророчеством о призвании язычников в церковь Божию взамен Израиля, часть только которого восприняла в христианстве полноту обетований. Это мнение подтверждается и словами Апостола Павла в послании к Римл. Х, 19 (ср. также стих 20-й ссылку на Исаии LXV, 1). Господь берет себе в удел тех, коих израильтяне сами не считали народом (ср. выр. Иис. с. Cupax. L, 27, 28 ). В языке Библии язычники были народ бессмысленный, ибо они были «чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» ( Eфec. II, 12 ); Израилю же настойчиво указывает Моисей: «что в законах Господних мудрость Израиля, и разум его перед глазами других народов».... так как на земле не было такого великого народа, к которому был бы так близок Господь,... и у которого были бы такие справедливые постановления и законы». (Вт. IV, 6–8). О мудрости же человеческой и мудрости Божией ср. I Коринф. I, 18–25. Общий смысл таинственного пророчества стиха 21-го заключается в том, что Господь, отвергая избранный народ за его неверность и постановляя завет с народом или народами, которых израильтяне считали ничем, т. е. не существующими перед Иеговой Богом завета израильского, тем возбуждает ревность и в отпавшем Израиле и заставляет его опять обратиться к Богу своему. (Ср. ниже ст. 36 и 43). Апостол Павел в гл. XI посл. к Римл. указывая на положение язычников и Израиля в церкви Христовой и на милосердие Божие, заключающее в своей любви как Израиля, так и язычников, восклицает: «О бездна богатства, и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неизследимы пути Его»! (К Puмл. XI, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

По св. Афанасию Великому , Слово стало плотью, чтобы неизменным духом своим обновить дух человеческий. Указание на это святитель находит в пророчестве Иезекииля. «Когда же возвещается явление Слова во плоти, тогда какой надобно разуметь созидающий дух, кроме возсозидаемого и обновляемого духа человеческого? Ибо сие обетовал Бог, говоря чрез Иезекииля: и дам вам сердце ново, и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашея, и дам вам сердце плотяно и Дух Мой дам в вас ( Иез. 36:36 ). Но когда это исполнилось, – не тогда ли, как пришедший Господь обновил всё благодатию?» т. III, К Серапиону, еп. Тмуйсскому, посл. 1, п. 9]. Духом Божиим в новом завете обновляется дух человеческий. Завету новому предстоит еще только быть, о чем возвестил иудеям Иеремия. Но еще ранее иудеи знали о завете вечном. И ветхий завет, и новый – всё это разные ступени одного вечного завета, которым вечный Бог, Эль Олам, обручил Себе Свое создание, Свою тварь, людей и Свой народ. Люди нарушали и нарушают этот завет, а вечный Бог неизменен в Своей милости и Своем завете. Скорбит пророк Исаия, видя измену народа своего союзу, завету с Богом: Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. 108 И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет ( Ис. 24:4–5 ). Нарушили вечный завет – вот в чем грех Израиля. Но тот же пророк взывает к согрешившим и на время отвергнутым: Жаждущие! идите все к водам... Приклоните ухо ваше, и придите ко мне; п ослушайте, и жива будет душа ваша; и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду ( Ис. 55, 1.3 ). Равви Радак объясняет, что неизменные милости, обещанные Давиду, означают Мессию, поскольку имя Давид используется для Него, и написано, что Раб Мой Давид будет князем у них вечно ( Иез. 37:25 ) с. 167]. Сын Давидов пришел и зовет: Кто жаждет, иди ко Мне и пей! ( Ин. 7:37 ). Ветхий завет народ нарушил, не исполнил, не смог исполнить. Но чтобы не нарушился завет вечный, Бог заключает и уже иной завет через Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010