Подъехала карета, архимандрит вышел навстречу братии, едва удерживая слезы; старший диакон надел на него мантию со скрижалями, наместник поднес крест для лобзания и при пении тропаря пр. Сергию ввели настоятеля в соборный храм, где совершено было молебствие. Затем пели стихиру: Днесь благодать Святаго Духа нас собра 6 , и батюшку повели в настоятельские кельи, в те же кельи, в которых он прошел все горнило искушений новоначального, все труды и утешения монашеские и, наконец, где простился со своим наставником. Когда все разоблачились, старшие братия вошли с настоятелем в гостиную, прочие были в других комнатах. Подан был чай. Батюшка сосредоточен от полноты чувств и молчал, преклоняясь пред судьбами Божиими. – Ваше высокопреподобие, – произнес вставая с места о. наместник, почтенный, добрый старец Аполлинарий, бывший много лет духовником обители, – как благословите называть вас? – Называйте меня просто батюшкой, – отвечал архимандрит, – я желаю быть вашим отцом, а не начальником. И действительно, с первого дня настоятельства он не только сделался отцом своей братии, но слугою, по слову евангельскому: «иже хочет в вас старей быти, да будет всем слуга 7 . Не надеясь ни в чем на себя, он старался сначала поддержать весь чин и порядок, заведенный предместником и закончить начатое. О. архимандрит принял на себя 4.000 руб. долгу. Нестяжательный епископ Игнатий, который ничего не приобрел, даже должен был прибегнуть к помощи благодетелей, чтобы иметь возможность отправиться на место назначения. Он оставил своему маленькому Игнатию все свои вещи, мебель, некоторые книги и впоследствии прислал ему свой архимандричий крест. Теперь вступил о. архимандрит Игнатий на новое поприще заботиться не только о своей душе, но и о спасении многих душ вверенной ему паствы. Перед отъездом в Ставропольскую епархию епископ Игнатий служил прощальную литургию в Сергиевой пустыни. После Богослужения он благословлял народ, и в это время братия пели: Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко 8 . Затем последний раз посетил настоятельские кельи и простился с Сергиевой пустыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Malysh...

12 «Капитонами» в XVII веке назывались раскольники, по имени некоего старца Капитона, одного из «первых за веру стоятелей» против патриарха Никона См. «Внутренние вопросы в расколе в XVII векк» СПб. 1898г., стр. XXXII–XXXV, примеч.43, а также стр. 0104, под словом Капитон. (прим. электронной редакции). 13 «Повсть учинилъ, чесо ради у насъ римляне прокляти» очевидно, для того, чтобы показать, что «римляне прокляти» православными совсмъ не за noчumahie четвероконечнаго креста. На поле: М. нв. 15 Этот евангельский тексъ Игнатий применяет к самосожженцам и в первом своем послании к сибирской пастве, впрочем без примечания об «овинах» и «ямах». «Православный Собеседник». 1855г., кн.1, послание 1, стр.14. На поле: М. а. 16 Этот евангельский текст Игнатий применяет к самосожженцам в третьем своем послании к сибирской пастве, но там говорится уже о «ямах» под «избами», или о «погребах» (подвалах) «Православный Собеседник», 1855г., кн.2, послание 3, стр. 126. 17 О церковных кругохождениях не было речи ни в «Жезле правления», ни в «Увете духовном», изданном по повелению патриарха Иоакима. Но в «Деяниях» собора 1667 года относительно этого предмета было определено особое правило. Оно находится во 2 главе, в ряду правил, которые были «предложены» восточными патриархами-александрийским Паисием и антиохийским Макарием. «Проуведехом и сие, – сказано здесь, – яко в великую субботу, на утрени егда вход бывает, со святою плащаницею окрест церкве, подобне и во освящении церкве, вход со святыми мощами, около же церкве: не ходят по обычаю святые восточные церкве направо к востоку, но ходят налево к западу, мудрствующе, яко по солнцу подобает ходити. И то несмыслено мудрствуют: зане не согласно есть с прочими чины церковными. Ибо егда хиротонисается диакон, или священник, или архиерей, во хиротонии обхождение святыя трапезы с хиротонисаемым бывает не налево по солнцу: но надесно противосолнца. Такожде и со святым евангелием малый вход, и великий вход со святыми дарми, направо противо солнца, а не по солнцу. И чин каждения во святом алтаре окрест святыя трапезы, и в церкви подобне бывает. Чесо убо ради творят разнство, вход со святою плащаницею в великую субботу, и вход со святыми мощами, на освящении церкве: и во святом крещении и венчании. Каковое особное таинство в сих показуют; ей никакова: токмо суемудрие, и мятеж, и раскол. Лепо бо есть во святой церкви согласию быти, нежели расколу. Подобает убо якоже есть чин входу со святым евангелием, и со святыми дарми, и во хиротонии диаконства, иерейства и архиерейства. Такожде и входу со святою плащаницею, и во освящении церкве со святыми мощми, и во святом крещении, и венчании быти. Да престанет суемудреных, и расколников бесчинное предание, и да будет согласие со святою восточною церковию: и со самыми прочими церковными чины, вышеописанными».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Архиепископ отвечал: «Как ты это узнал, отец?» Старец: «Бог показал мне всех патриархов, от Адама до Мельхиседека. При этом Ангел сказал мне: вот Мельхиседек. Будь уверен, что это так». Возвратившись в келлию, старец уже сам собою проповедовал всем, что Мельхиседек человек, а не Сын Божий. Святый Кирилл возрадовался о спасении брата, который, несмотря на то, что совершал знамения и получал откровения от Бога, был в общении с святыми Ангелами и с душами отшедших Святых, погибал от усвоения себе богохульной мысли, не понимая своего душевного бедствия 29 . Подобное случилось с некоторым святым пресвитером первых веков христианства. По причине чистоты и незлобия он при служении Божественной Литургии постоянно сподоблялся видеть Ангела, который стоял близ его. Посетил пресвитера странник-диакон. Пресвитер предложил диакону совершить с ним бескровное жертвоприношение. Когда они начали священнодействовать, диакон заметил пресвитеру, что он при молитвах произносит слова, в которых заключается еретическое богохульство. Поразило пресвитера замечание. Он обратился к Ангелу, который тут присутствовал, и спросил его: «Справедливы ли слова диакона?» Ангел отвечал: «Справедливы». - " Почему же, – возразил пресвитер, – ты, находясь при мне столько времени, не сказал мне этого?» «Богу угодно, – отвечал Ангел, – чтоб человеки наставлялись человеками». Постоянное общение с Ангелом не препятствовало святому пресвитеру коснеть в погибельном заблуждении. Видение чувственными очами духов приносит всегда больший или меньший вред тем человекам, которые не имеют духовного видения. Здесь, на земле, образы истины перемешаны с образами лжи 30 , как в стране, в которой перемешано добро со злом, как в стране изгнания падших ангелов и падших человеков. В эту страну низшел Богочеловек для спасения человеков; в эту страну прежде вочеловечения Бога-Слова святые Ангелы нисходили к человекам как к существам падшим, но получившим обетование спасения; в эту страну, по вочеловечении Бога-Слова, нисходят святые Ангелы для вспоможения человекам, изработывающим свое спасение: но в этой же стране постоянно жительствуют и человеки, произвольно пребывающие в своем падении, и падшие ангелы, закосневшие и утвердившиеся в своем падении, в вражде к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Скачать epub pdf Архиепископ Игнатий (Семенов Матвей Афанасьевич) родился 5 августа 1791 года в погосте Покшеньга Пинегского уезда Архангельской губернии. Его отец, диакон, впоследствии священник, Афанасий Иванович Семенов умер 6 марта 1819 года в Каргопольском приходе, мать Ирина Яковлевна скончалась 14 сентября 1845 года в родном селе. Юный Матвей очень рано проявил склонность к знаниям. Богослужебные книги он разумел настолько, что отец считал его в состоянии занять причетническое место в соседнем погосте. В 1799 году Афанасий Семенов отправился с сыном в Архангельск с просьбой о месте к преосвященному Аполлосу (Байбакову; †1801). Человек проницательный, он увидел в отроке задатки больших дарований и определил его в духовное училище. Матвей Семенов всегда находился в числе первых и отличных учеников. Особенные успехи он проявил в изучении греческого, латинского и французского языков, отличался он также в поэтических, риторических и философских сочинениях. Жажду Матвея Семенова к учению одобрял епископ Архангельский и Холмогорский Парфений (Петров; †1819). В 1809 году Матвей Семенов перешел в богословский класс Архангельской семинарии и одновременно стал учителем французского языка в низших классах. В 1811 году он завершил свое семинарское образование. 25 января 1812 года по инициативе епископа Парфения Матвей Семенов был определен учителем греческого языка и всеобщей истории в Архангельское уездное училище. Одновременно он исполнял обязанности иподиакона при архиерейских служениях. С ноября 1814 года ему было поручено также преподавать священную историю, географию и катехизис. 26 сентября 1813 года, в дополнение к учительской должности, он был определен инспектором Архангельских училищ. 14 июля 1816 года Матвей Семенов был перемещен на должность профессора греческого и французского языков в Архангельскую семинарию. Находясь постоянно при владыке Парфении, он должен был говорить при многочисленном стечении паствы проповеди своего сочинения, в чем достиг совершенства. 24 сентября 1817 года на Матвея Семенова была возложена хлопотная должность эконома семинарии, а 29 июня 1819 года он определен секретарем Библейского общества. Все свои должности он исполнял “с неутомимою деятельностию, полною отчетливостию и с совершенным усердием”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Так и знайте, что ленивый епископ есть еретик... Привалов, по-видимому, и сам сознавший шаткость своих умозаключений, совершенно растерялся, покраснел и сел. Миссионер. Последняя речь Усова и Привалова показала только, что врагу св. Церкви оскудеша оружия в конец. Хотел было Усов опровергнуть мои доказательства о вечности Церкви Христовой с трёхчинной иерархией и седмию таинствами, но ни одного из них даже и не коснулся, за исключением 95 зач. от Луки. А это должно убедить всех, что „трудно против рожна пратися“, что против этих свидетельств нет возражений; поэтому Усов и счёл за лучшее для себя обойти их молчанием. Сделал он слабую попытку извратить смысл 95 зач. от Луки, но неудачно. На основании того, что бл. Феофилакт, в толковании на это зачало, сначала упоминает диаконов, потом священников, а затем уже епископов, Усов проповедует, что епископ есть последний чин в священной иерархии, а диакон первый. До такого лжеучения только и могло довести Усова упорное желание, вопреки даже истине, как-нибудь защитить себя и не показаться перед слушателями безответным. Хотя и без доказательств всем ясна неправота усовского лжеучения, но я считаю нужным привести несколько доказательств, свидетельствующих, что епископы занимают первую, высшую степень в церковной иерархии, что без них не может быть ни священников, ни диаконов. В толковом Евангелий на ту же притчу о рабах и мнасах сказано: „Раби же суть церковнии учители, сиречь архиереи, и священницы, и диакони ввереннии слова службы, и благодати духовные приемлюще: ови убо большая, ови же меньшая“ (гл. 37 и 257). „Чин епископов, учит св. Епифаний, преимущественно назначен для рождения отцов: ибо ему принадлежит умножать в Церкви отцов (духовных): другой чин (пресвитерский), который не может рождать отцов: он рождает Церкви банею пакибытия детей, но не отцов и учителей... Каким же образом пресвитер может быть назван равным епископу“? (На ересь 75). А по учению Усова, даже диакон выше епископа! Св. Игнатий Богоносец , заповедуя повиноватися епископу, аки Господу, и называя его образом Бога Отца, поучает: „Что бо есть епископ, аще не паче всякого начальства и власти над всеми начальствуяй...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Точно так же никакие экзегетические разъяснения не могут устранить того непосредственного впечатления разницы между епископом в 3 гл. и хорошо предстоящими и согрешающими пресвитерами 5 главы первого послания к Тимофею. В то время как первый представляется единоличным управителем церкви, пресвитеры являются здесь целой коллегией. Описание свойств епископа таково, что исключает существование рядом с ним лиц, совершенно одинаковых с ним по своему положению и правам. Если епископ в отношении к церкви является как бы отцом семейства и управителем дома, которому приличествует повиновение, то пресвитеры имеют право лишь на честь, и на сугубую честь, когда хорошо предстоят и трудятся в учении и слове. Епископ, как и диакон, есть должностное лицо в церкви, пресвитеры занимают в ней положение хотя почетное и авторитетное, однако такое, которое отчасти приближает их к разряду почтенных старцев и уважаемых вдов. Еще сильнее за существование самостоятельного пресвитерата говорит употребленный в послании к Тимофею термин πεσβυτιоν ( 1Тим.4:14 ). Это выражение не может означать самостоятельных должностных лиц, носителей административной и исполнительной власти. Оно обозначает совещательную коллегию судебного, отчасти законодательного и дисциплинарного характера, подобно римским сенатам, греческим советам и иерусалимскому синедриону. Термин πεσβυτιоν дважды употреблен в Новом Завете в применении к последнему ( Лк.22:66 ; Деян.22:5 ). χιεες α πν τ πεσβυτιον составляли высшую власть Иерусалима. Этим же термином постоянно пользуется Игнатий Антиохийский для обозначения собрания пресвитеров, стоящего рядом с епископом 595 . πσоπоς α πεσβυτιоν является по нему высшею церковною властью, которой верующие должны повиноваться ( Еф. 2: 4; 20 ; Магн. 2; Трал. 2. 3). Нередко вместо πεσβυτιоν он употребляет συνδιоν 596 . Очевидно сам Игнатий видел в пресвитерии христианском некоторую аналогию иерусалимского синедриона. Замечательно, что термином συνδιоν он обозначает и собрание апостолов (Магн.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

– Смотрю, смотрю, знакомое лицо… и не могу определить, где я мог вас видеть! – сказало лицо в атласной рясе приятным баритоном с растяжкой. – А я так сию минуту узнал вас отец-ректор!.. Я, ежели изволите помнить, диакон села Устимьевки, Игнатий Обновленский. Ректор выразил удовольствие, смешанное с удивлением. – Обновленский… Обновленский… Ваш сын… Да, да, да, да! Так вы отец Кирилла Обновленского?! Очень приятно, очень приятно!.. Хороший был ученик, образцовый!.. Знаете, ведь мы за него получили благодарность от Академии… Как же, как же!.. Очень, очень приятно! Что же он теперь? Кончил? Дьякон Игнатий Обновленский был, видимо, обрадован одобрением столь важного лица, как ректор семинарии. В его больших глазах заиграли искры, и самые глаза увлажнились. Он готов был плакать от восторга всякий раз, когда лестно отзывались о его младшем сыне Кирилле. – Ах, ваше высокопреподобие, он кончил… первым магистрантом кончил… Да, первым магистрантом. – Ну, и что же, оставлен при Академии? Первых всегда оставляют. – Нет, не оставлен! И голос дьякона вдруг дрогнул и понизился. Старик был смущен. Как же, в самом деле, первых всегда оставляют, а Кирилл не оставлен?! Почему же он не оставлен? Писал ведь он: «Дорогие, – говорит, – мои старики, еду я к вам и больше уже от вас не уеду»… Значит, не оставлен… – Гм… Это странно!.. – сказал отец ректор. – Признаюсь, даже не понимаю. У дьякона задрожала голова; сердце его сжалось не то от какого-то непонятного предчувствия, не то от стыда перед отцом ректором за то, что его сын, за которого семинария даже благодарность получила, все-таки не оправдал полностью всех надежд. – И я не понимаю!.. – почти шепотом сказал он. Что-то стояло у него в горле и мешало говорить. – А я вот племянника жду. Тоже академик. Вместе с вашим Кириллом в Академию отправили. Сюда и назначен, в нашу семинарию, – сказал отец ректор, как бы желая загладить впечатление неприятного разговора. Но дьякон уже не слушал его. Глухой звон, доносившийся с платформы, свидетельствовал, что поезд уже близко.

http://azbyka.ru/fiction/na-dejstvitelno...

Также и посредством другого основания убеждает его дойти до более высокого разумения и при слышании о духовном рождении не представлять его в своем уме имеющим свойства телесного рождения. Как порождениям плоти, говорит, необходимо конечно быть плотью, так, очевидно, и рождениям от Духа – духом. Что имеет различный образ бытия, у того не одинаков конечно должен быть и способ рождения. При этом надлежит знать, что дух человека мы называем рождением Духа не в том смысле, что он (дух человека) из Него (Духа Божия) по природе (рождается), – это не возможно, – но во-первых и главнейшим образом потому, что через Него несущее призвано к бытию, – во-вторых потому, что через Него Промысл дарует нам преобразование по Богу, так как Он впечатлевает нам Свои черты и преобразует ум как бы в Собственное Свое качество. Так, полагаю, надлежит правильно разуметь и слово Павла к Галатам: чадца моя, ими же паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас (4:19), – и еще: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих ( 1Кор.4:15 ). —227— 3:78. Не дивися, яко рех mu: подобает вам родитися свыше. Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуда приходит и камо идет: тако есть всяк рожденный от Духа. В том состоит достоинство учителя, когда он различными способами наставляет ум слушателей и посредством многих рассуждений представляет доказательства трудного предмета. Так и Христос дает ясное представление о таинственном предмете посредством сравнения. Дух, говорит, то есть этот воздушный и стихийный ветер дует вокруг всей вселенной, – и там, где он свободно пробегает, присутствие его обозначается одним только шумом, но он скрывается от всех глаз и сообщается более тонкому чувству телесного слуха, производя ощущение присущей ему по природе действенности. Таким же образом, говорит, ты должен понимать и Мое учение о возрождении через Духа, от малых примеров руководимый к большим и в приведенных словах, как в образе, разумея сверхчувственные предметы 534 . 3:910. Отвеща Никодим и рече Ему: како могут сия 535 быти? Отвеща Иисус и рече ему.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это был курс подготовительный к высшему образованию. Конечно, для многих сокращение программы быть может бывало в данную эпоху делом печальной необходимости. Но исключение не уничтожало правила. Какое же значение имел общеобразовательный курс средней школы? Мнения дидактологов того времени далеко были не одинаковы. Пария иконопочитателей держалась того воззрения, что общеобразовательный курс должен иметь значение служебное в школе. Он составляет подготовительную ступень к высшему богословскому курсу наук. Понятно, что не все дидактологи православной партии иконопочитателей согласны были между собою во взглядах на объем каждой в отдельности науки, на распорядок их в общей программе и, наконец, даже на число наук. О преп. Феодоре Студите биограф его заметил, что «когда он подрос, то научился и грамматике, потом и диалектике, которую сведущие в ней обыкновенно называют философией; кроме того, сколько мог, усвоил себе красоты риторского красноречия» 12 . Ясно, биограф преподобного перечисляет науки тривиума и умалчивает о науках квадривиума, т. е. о математике в ее подразделении на четыре предмета школьного преподавания: арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Едва ли Феодор лишен был математического образования. Он знаком с арифметикою в пределах и по методам тогдашнего ее преподавания 13 . О музыке и говорить нечего, Феодор был сам составителем церковных песнопений 14 и любителем пения. Современник Феодора, патриарх Константинопольский Никифор, считался образованнейшим человеком. Вот что сообщает диакон Игнатий, биограф патриарха, относительно образования его: «После того, как я упомянул о науках, считаю не лишним и не чуждым дела упомянуть и о том, какое прилежание, какое постоянство было у этого человека в занятиях ими. К знанию Священного Писания он присоединил знакомство с светскими науками, чтобы с одной стороны тем легче он мог уча убеждать и с другой – удобнее доходить до разоблачения ошибок... Насколько он был силен в грамматике, ее составных частях и органах, при помощи которых различается орфографически правильное от неправильного, исправляется греческий язык и упорядочивается правильный размер в стихах, это известно даже и тем, которые лишь несколько знакомы с наукою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Настроение у поморских жителей было одно с возставшими за «древнее благочестие» соловецкими иноками. «Страдания» последних «за веру» еще более увеличивали в глазах их авторитет Соловецкого монастыря и сообщали им еще большую привязанность к старинным обрядам. Вследствие осады и взятия монастыря, соловецкие иноки разсеялись по всему Поморью и своею проповедью еще более поддерживали в жителях это настроение 12 . Соловецкие выходцы и были именно первыми расколоучителями в Поморье и основателями разных скитов. Из них более замечательны: Игнатий, Геннадий, Пимен, Корнилий и др. 13 . Двое из названных расколоучителей – Геннадий и Пимен довольно значительное время проповедовали именно в пределах холмогорской архиепископии и притом, по крайней мере – один из них (Геннадий), в первые годы управления архиепископией Афанасия. – Геннадий (+1696 г.) около шести лет (приблизительно с 1684 до 1690 г.) жил в «пустыне близ моря акиана» при реке Нюхче 14 . Он пользовался большим уважением в среде поморских раскольников. Черный диакон Пимен (умер «самоубийственною» смертию в 1687 г.) еще во время соловецкой осады жил на берегу Белого моря 15 . После того, как он был пойман (около 1673 г.) и отпущен, поселился в Корельских пустынях близ Лопских погостов. Отсюда с проповедью и для отправления духовных треб он ходил по деревням и селам и имел значительный успех среди населения – главным образом, благодаря своему постничеству и веригам 16 : Соловецкому же монастырю в значительной степени обязан своим возникновением и знаменитый в истории раскола Выгорецкий скит (1694 г.) 17 . Для утверждения раскола в Поморье этот скит имел также громадное значение. В торговых и промышленных целях. Выговцы разсылали своих посланников по всему Поморью – и в Архангельск, и в Мезень, и Суму, и на Мурманский берег, и на Канин нос 18 . Вместе с этим преследовалась, конечно, и пропаганда раскола в означенных местностях. Из Выгорецкого скита выходили и специальные проповедники раскола; они разсеивались по всему Поморью и выступали иногда в качестве народных учителей (таков, напр., был раскольник Важского уезда, по имени Петр). Выгорецкий скит оказывал и материальное вспомоществование окрестному населению. К нему за помощью, между проч., обращались в неурожайные годы и жители Лопских погостов. Все это, конечно, как нельзя более способствовало распространению раскола в Поморье 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010