Великим государем царём великим князем Иоанну Алексеевич у, Петру Алексеевичу, и великой государыне благоверной царевне и великой княжне Софии Алексеевне всея Великия и Малые и Белые России самодержцам бьют челом сироты ваши Суздальцы посадские люди Ивашко Мамин, Андрюшка Шмаков, Ивашко Грязнов Меньшой. В прошлом, государи, в 192 году по вашему великих государей, указу и по грамоте из приказа большой казны, велено нам, сиротам вашим, в Суздале Ризположенском девичьем монастыре церковь и колокольню починить и обелить, и вместо деревянной паперти сделать каменную паперть, и около монастыря ограду деревянную построить вновь против сметной росписи и того, государи, церковного и монастырского оградного строения, мы, сироты ваши, по дозору приказа большой казны подьячего Михаила Воротникова не достроили для того: по вашему великих государей указу и по грамоте из приказа большой казны послана к Москве в приказ сметная роспись, чтобы у той церкви главы покрыть вместо деревянной чешуи, покрыть черепицею зелёною и на большой главе поставить крест железный четвероконечный позолоченный. И в нынешнем, государи, в 197 году суздальский земской староста Яков Работин, мстя нам сиротам вашим недружбу, старався не с большими людьми сродники своими и хлебояжцы выбирают нас, сирот ваших, от того церковного дела, через ваш великих государей указ к мирским делам не очередно, а мы, сироты ваши, у тех их мирских дел без вашего великих государей указа быть не смеем, потому что мы, сироты ваши, того церковного дела не достроили. Милосердые вел. государи цари и вел. князи Иоанн Ал., Петр Ал. и вел. государыня благоверная царевна и вел. княжна София Алексеевна всея Великия и Мал. и Бел. России самодержцы, пожалуйте нас, сирот ваших, велите, государи, ему земскому старосте Якову Работину посягательством своим нас, сирот ваших, от того церковного дела чрез очередь не выбирать к мирским делам, покамест мы, сироты ваши, в Ризположенском девичьем монастыре церковь достроим и от того церковного дела свободимся, и велите, государи, нам дать свою великих государей грамоту. Великие государи смилуйтеся!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Опричники, чтобы заглушить эти слова, начали громогласно взывать: – Гойда! Гойда! Да погибнут враги государевы! Но в эту минуту толпа заколебалась, все головы обратились в одну сторону, и послышались восклицания: – Блаженный идет! Смотрите, смотрите! Блаженный идет! В конце площади показался человек лет сорока, с реденькою бородой, бледный, босой, в одной полотняной рубахе. Лицо его было необыкновенно кротко, а на устах играла странная, детски добродушная улыбка. Вид этого человека посреди стольких лиц, являвших ужас, страх или зверство, резко от них отделялся и сильно на всех подействовал. Площадь затихла, казни приостановились. Все знали блаженного, но никто еще не видывал на лице его такого выражения, как сегодня. Против обыкновения, судорога подергивала эти улыбающиеся уста, как будто с кротостию боролось другое, непривычное чувство. Нагнувшись вперед, гремя веригами и железными крестами, которыми он весь был обвешан, блаженный пробирался сквозь раздвигающуюся толпу и шел прямо на Иоанна. – Ивашко! Ивашко! – кричал он издали, перебирая свои деревянные четки и продолжая улыбаться. – Ивашко! Меня-то забыл! Увидев его, Иоанн хотел повернуть коня и отъехать в сторону, но юродивый стоял уже возле него. – Посмотри на блаженного! – сказал он, хватаясь за узду царского коня. – Что ж не велишь казнить и блаженного? Чем Вася хуже других? – Бог с тобой! – сказал царь, доставая горсть золотых из узорного мешка, висевшего на золотой цепочке у его пояса. – На, Вася, ступай, помолись за меня! Блаженный подставил обе руки, но тотчас же отдернул их, и деньги посыпались на землю. – Ай, ай! Жжется! – закричал он, дуя на пальцы и потряхивая их на воздухе. – Зачем ты деньги в огне раскалил? Зачем в адовом огне раскалил? – Ступай, Вася! – повторил нетерпеливо Иоанн. – Оставь нас, тебе здесь не место! – Нет, нет! Мое место здесь, с мучениками! Дай и мне мученический венчик! За что меня обходишь? За что обижаешь? Дай и мне такой венчик, какие другим раздаешь! – Ступай, ступай! – сказал Иоанн с зарождающимся гневом.

http://azbyka.ru/fiction/knjaz-serebrjan...

Дело о крестьянине, оказавшимся старой веры, выбранном в попы, к церквям Троицкой и Богородской в Уфтюжской волости крестьянами разных сел и деревень той же волости Источник 203, апреля в 27 день, бил челом преосвященному Александру, архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому, Уфтюжской волости Ивашко Карпов сын Красилников, а в крестовой подал челобитную, да под нею выбор на себя за руками, А в челобитной и в выборе пишет: Государю преосвященному Александру, архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому, бьет челом сирота твой Уфтюжской волости Ивашко Карпов сын Красилников. В нынешнем, государь, в 203 году, апреля в 23 день, той же Уфтюжской волости, верхнего погоста, троицкие и богородкие церковные старосты Яков Иванов с товарыщем и прихоцкие люди выбрали меня сироту к тем церквам к Троицкой и Богороцкой и страстотерпца Димитрия церквам к посвящению в попы на место вдового попа Симеона Стефанова, и выбор о том за руками мне сироте дали. Милостивый государь преосвященный Александр, архиепископ Великоустюжский и Тотемский, пожалуй меня сироту своего, благослови, государь, и посвяти меня сироту по мирскому выбору к тем Троицкой и Богороцкой церквам в попы. Государь великий святитель, смилуйся. На обороте: Ивашка Карпов руку приложил. Лета 7203, апреля в 13 день, Уфтюжской волости, верхнего погоста, церковные старосты Яков, Иванов, Антипа Матвеев, той же волости соцкой Осип Федоров, крестьяне (имяна 43 человек). той же волости архиерейского стану крестьяне (имяна 10 человек) и все крестьяне той Уфтюжской волости выбралии есми и излюбили на верхней погост к церкви святые Троицы Живоначалной и пресвятые Одигитрия Богородицы и страстотерпцу Димитрию в попы Ивана Карпова сына Красилникова на место вдового попа Симеона Стефанова; а на прекормление ему Ивану рядили деревню u сенные покосы, коею владел прежней поп Симеон. И по сему нашему мирскому излюбу и выбору иттить ему Ивану на Устюг Великий и бити челом преосвященному Александру, архиепископу Великоустюжском и Тотемскому, о новоявленной памяти. В том ему сей и излюб дали. Излюб писал, по велению церковных старост и мирских людей, Никифорко Суровцов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/delo-o-k...

Если почему-нибудь деревня, или обжи, покажутся неудобными хозяину земли, он выменивал ее или их у другого хозяина. Так, своеземец Ивашко Юрьев с Розважы улицы «выменил (в Крехове) все обжы у братанича своего у Микулки у Пантелеева (III, 355). Ивашко Большой и Гридя Быков Чюркины имеют деревню «Перекула, что ее выменяли у Петра у Хомутова» (XI. 318). Тяжелые обстоятельства, в которых могли оказываться собственники земли и деревень, вынуждали их иногда к мерам экстренным в приискании средств. К таким мерам, конечно, нужно отнести и заклад деревень. Под залог – заклад деревни хозяин ее получает известную ссуду денег. Деревни закладывались даже монастырям. – Так, у Исака Павлова Рокульского «прибыли... две обжы, а были в закладе у Ивановского монастыря» (XII. 18). – Если хозяину земли благоприятствовали обстоятельства, – он заложенную землю выкупал: «Еска Иванова Плавсковского пустоши и садища на реце на Неве, а выкупил ее у своего брата у Якима» (XI. 141). Если же данная ссуда в срок не возвращалась, получивший деревню в заклад, кажется, вступал во владение ею: Василий попов сын Александров живет в деревне на Речке «по закладной» (XI. 137). Количество селений Имеющих дворов В Новгородском уезде В Копорском уезде В Ямском уезде В Ладожском уезде В Ореховском уезде В Корельском уезде Всего в Водской пятине дерев. селен. Всех селений %-ное отношение селений, имеющих известное количество дворов к общему их количеству в уездах и пятине Имеющих дворов В Новгородском уезде % В Копорском уезде % В Ямском уезде % В Ладожском уезде % В Ореховском уезде % В Корельском уезде % В Водской пятине % сумма равна 4,3% сумма равна 25,94% сумма равна 37,5% сумма равна 0,48% сумма равна 2,48% сумма равна 4,75% сумма равна 6,6% V. Города водской пятины Писцовая книга дает нам описание находившихся в Водской пятине городов: Копорья, Ямы, Ладоги, Орешка и Корелы. Описания довольно скудные, однако, достаточные для того, чтобы составить себе о названных городах понятие. И хотя нашим материалом пользовался в полной мере и г. Чечулин в своем исследовании: «Города Московского Государства в XVI веке», Спб., 1889 г., 1 – тем не менее мы считаем позволительным еще воспользоваться им и извлечь из него то, что осталось неизвлеченным у Г. Чечулина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Писан на Москве, лета 7179, апреля в 10 день. – У грамоты припись дьяка Петра Ковелина; справа подъячего Агафона Пиминова. 97 . Доклад, приговор и указ по делу подьячего Ивана Захарьева 1011 Доклад. В нынешнем во 179-м году апреля в розных чисел к великому государю царю и великому князю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, Алексею Михаиловичу писали в отписках – Соловецкого монасгыря архимарит Иосиф, и с Переславля Резанского князь Алексей Горчаков, с Коломны стольник Викула Извольской, а в отписках написано: Соловецкого монастыря архимарита Иосифа – марта де в 10 день в Сумском остроге стрелец Тараско Кутин принес к нему грамотку распечатану, не подписану, а сказал, поднял он ее в ряду запечатану, а подняв, распечатав, смотрил, и архимарит де тое грамотки взал и смотрил, и по руке узнал, что письмо бывшаго соловецкого подъячего, тюремного сидельца Ивашка Захарьева; и он архимарит того подъячего роспрашивал, и роспросные ево речи и подлинную грамотку прислал к Москве. А в грамотке написано: юзником и страждущим за имя Господне и за Спасителев крест Тимофею, Феодору, Алексию о здравии и о душевном спасении; ведомо вам буди, зело люто належит на них прескверный антихрист слугами своими, братий их 5 человек зело люто мучил, но во время мук Господь Бог даровал им облегчение. Да внизу той грамотки приписано, письмо тое-ж руки: чернцы Пимин, Григорей, белец Ивашко челом бьют, чтоб они в любви своей утвердились и за крестное знамение пострадали; а в Сумском де в церквах истиннаго благочестия нет, истреблено все до конца, а Соловецкой де острог слуги антихристовы выжгли весь. А в роспросе Ивашко Захарьев архимариту сказал – тое де грамотку писал он к ростовцом, которые в ссылке в Кажеозерском монастыре, а ис тюрьмы тое грамотку подал стрельцу Федке Брошакову и велел поберечь до времени. А стрелец Федка сказал, что тое грамотку он у Ивашки принял и того-ж дня у него та грамотка утерялась. [Далее на ст. 58–59 следуют отписки кн. А. Горчакова и В. Извольскаго.] 179 году апреля в 12 день, по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, сей выписки бояря слушав, приговорили – тюремного сидельца подъячего Ивашка Захарьева пытать накрепко, по какому умыслу он такие грамотки писал, и х кому посылал, и хто с ним в том умыслу товарыщи были; и на которых людей он с пытки учнет говорить, и тех сысковать, и распрашивать, и давать с ними очные ставки, а с очных ставок пытать их накрепко, и те их роспросные и пыточные речи прислать к Москве, а их держать за крепким караулом до указу великого государя, а после сыску и очных ставок подьячего Ивашка казнить смертью , отсечь голову...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Лета 7204-го Сентября в 24 д. по указу Преосв. Афанасия Архиепископа Холмог. и важ. память Важескаго уезда Богословскаго монастыря строителю старцу Даниилу: В нынешнем 204-м году Сентября в 23 д. бил челом Преосвящ. Архиепископу того ж Важеского уезда Химаневской волости Рождественской церкви священник Иван, а в челобитной ево написано: В нынешнем 204-м году волею Божиею сеяной хлеб у него священника весь от мразов позяб и питатца де ему стало нечим. И Преосвящ. Архиепископ пожаловал бы ево священника велел ради ево скудости дать ему той Химаневской волости из церковной казны шесть мер ржы в отсып. А в скаске ево священников, какову он сказал в ево архиерейском казенном приказе, написано: В той де Химаневской волости в церковной житнице казенного хлеба есть ныне на лицо мер з двадцать ржы, а збираетца де тот хлеб в церковную жытницу от того, когда кто тоя волости из крестьян преставитца и по смерть де умерших по приказу сродники их в помяновение преставлшихся душ дают хлеба кийждо по силе своей, и в прошлом де 202-м году тое ж Химаневской волости Глухокостарской деревни крестьянин Степан Аристов умре и по смерть свою отказал он сыну своему Ивашку дать в церковную казну в помяновение ржы и жита десять мер обоего пополам и того де хлеба сын ево Ивашко в церковную казну по приказу отца своего не отдает и по се время, а человек де он Ивашко пожыточный. И преосвящ. Архиепископ, слушав того ево священникова челобитья и скаски, пожаловал ево священника Ивана указал ему выдать из церковной казны взаймы ржы шесть мер в отсыпь, в том взять на него в церковную казну кобала на срок. А на Ивашке Аристове по отказу отца ево в церковную казну десять мер ржы и жита обоево пополам доправить, а доправя отдать в церковную казну с роспискою. И как к тебе ся память придет, и ты б строитель старец Даниил по сему Преосвящ. Архиепископа указу учинил как писано в сей памяти выше сего». На обороте надпись: «Дьяк Данил Лебедев».(Из док. Богослов. м., нах. в Арх. Еп. Древнехр.). В приведенной памяти просьба священника, как видно, нисколько ограничивается. Просителю хотелось, по-видимому, получить известное количество хлеба из церковной казны бесплатно. Но ему позволяется это сделать только заимообразно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

И протопоп Михайло, ключарь Иев, священники Перфилей, Василий, Кипреян, да дьяконы Михайло, Афанасий, Петр, Трофим, поддьякон Федор Никитин, да певчей Федор Константинов сказали, что патриарх Никон в соборную церковь пришел в северные двери с великим шумом, и пред ним вошли в церковь многие люди в служивом платье, и за ними внесли крест, а за крестом шли старцы, a после старцев вошел патриарх и стал на патриарше месте и взял чудотворцов посох; а старцы его пели испослати деспота и достойно есть; а митрополичью подьяку псалтырь говорить он патриарх не велел, а велел говорить ему дьякону Михайлу ектенью и после ектеньи говорил он патриарх молитву. И призвал митрополита к благословению, и митрополит и они у благословения были. И как де патриарх из церкви пошол и посох чудотворцов увез с собою. Да Михайло ж дьякон в речах своих пополнил: как де патриарх Никон пошел из церкви и посох взял с собою, и он Михайло про то сказывал Павлу митрополиту крутицкому, да боярину князю Юрью Алексеевичу Долгоруково. Ионы митрополита ростовского черной дьякон Иосиф, да соборные сторожа Афонька Сидоров, Ивашко Обросимов сказали: как патриарх вшел в церковь и стал на месте и посох свой отдал старцу своему, а взял посох Петра митрополита и из церкви его понес с собою. Да протопоп же с братьею допрашиваны: ведая они, что Никон патриарх патриаршеский престол оставил самовольно, а ныне пришел к Москве в соборную церковь без ведома великого Государя и всего освященного собора, и они для чего к благословению ходили? И протопоп с братьею сказал: в том де они перед великим Государем виноваты, у благословения были своею простотою, потому что митрополит пошел к благословению преже их. И того ж числа великий Государь указал расспросить стрельцов, которые стояли на караулах по земляному и по белому городу у Никитских и у Смоленских ворот про приезд Никона патриарха , как он в город въехал и на караулах сказывался. И стрельцы Артемонова приказу Матвеева десятник Ивашко Леонтьев с товарищами сказали: патриарх де Никон ехал в земляной город в Никитские, и в белый город в Смоленские, а в Кремль в троицкие ворота за полпята часа до света, а перед ним ехали в санях и верхами многие люди; а у ворот на караулах сказывались, что едет звенигородская власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

На обороте: «К сей скаске Аврам Крохоняткин вместо сестры своей девицы Евдокеи по ея веленью руку приложил». е) «Лета 7200 (1692)-го году месяца Ианнуария против двадесять четвертого числа на память преподобные матери нашея Ксении Римлянины приходил ко гробам князя Михайла, княгини Ксении, княгини Настасии града Ярославля Ильинъсково приходу Иван Михайлов сын Попов з женою своею Парасковьею зубною болезнию, и во сне ей глас был: что де ты, милая, маешься, пойди к Петру и Павлу к чюдотворцам, да помолебствуй, и три свечки отнеси, будет де тебе легчи: и по том гласе молебствовала, и исцеление получила». На обороте: «Ивашко Михайлов к сей скаске руку приложил». ж) «7200 (1692) году месяца Генвуария 25 числа приходил ко гробом князя Михайла, княгини Ксении, княгини Настасии Богословского приходу Харлампей Хрисантиев сын мясник, ногами болен, и персть с водою з гробов их пил, а проходил о клюках, и исцеление получил». На обороте: «К сей скаске Зиновейко Львов вместо Харлампия Хрисантьева сына мясника по ево веленью руку приложил». з) «7200 (1692) года месяца Геннуария 28 числа приходила ко гробом князя Михайла, княгини Ксени, княгини Настаси зубною «болезнию того жь града Ярославля Духовного приходу вдовица ЕвгенииГригорьева дочь, молебствовала и персть с водою пила, и исцеление получила». На обороте: «К сей скаске Васса Кондратьев сын Свешников вместо вдовицы Евгении Григорьевы дочери по ее велению руку приложил». и) «7200 (1692) года месяца Ианурия 31-го числа приходила града Ярославля Вла(сь)евского приходу Ксения Васильева дочь Василья Алексиева жена Великосельца, кликущею скорбию одержима, и молебствовала на волоком берегу того же града Ярославля над гробами благоверного князя Михаила, и княгини Ксении, и княгинии Настасии, и персть с водою пила, исцеление получила». На обороте: «К сей скаске Ивашко Никитин сын вместо Ксении Васильевские жены Великосельца по ее веленью руку приложил». i) «7200 (1692) года Февраля 11 числа во иступлени ума был града Ярославля Воздвиженского приходу Афонасей Матфеев сын Желутьков и прибежал с образом Пресвятые Богородицы Владимирские в киоте к гробом благоверного князя Михайла, и благоверной княгини Ксени, и благоверной княгини Настасии, и персть з гробов их пил, и после тово благоверным мне убогому глас их был невидимо, и явление свое всем православным християном велели сказывать, и я потом над гробами их благоверных молебствовал, и воду святил, и воду на гроб их ставил, и от того часа исцеление получил».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

352 Село Студянка – под именем Студенки, как имение пана Ивашки Илинича – упоминается в акте около 1477 года, в котором Ивашко Илинич свидетельствует, что имения свои: одно возле Кременца, – село Студенку, отчину свою, а другое – село по имени Грузкую возле Волковыйска, заменил с паном Невером Волчкевичем и с его детьми Олизаром, Панасом и Немиркою на его сёла: Чернавчицы и Турную, причём Ивашко придал за это Неверу ещё 100 коп грошей (Archiwum ks. Sanguszkw t. 1, стр. 73). Ещё оно – как имение князя Василия Константиновича Острожского – упоминается в акте от 1545 года 21 июля в описи Кременецкого замка, в числе городень которого упоминаются «две городни князя Василия Константиновича, с имений его – Птичей, Студенки, Белогородки в с прочих приселков» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 200 и 209). Ещё оно упоминается в акте от 1563 года 22 апреля в донесении вижа о вручении слугой Троцк. каштеляна Григория Ходкевича Киевскому воеводе князю Константину Острожскому позва к королевскому суду по делу его с Ходкевичем относительно сёл: Мощеницы, Малой Мошеницы, Студенки в Ступни (подробности дела не означены) (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,037, стр. 10, п. 16). 353 В Шепетинской церкви есть чудотворная икона Богоматери – на узкой доске; черты лика Богоматери выразительны с тремя запёкшимися на левой ланите слезами, наподобие воска. Слёзы ли это или следы ружейного выстрела татар, сжёгших древнюю церковь , бывшую на месте нынешнего приходского кладбища, – достоверно неизвестно. Село Шепетин – очень древнее. 354 Село Хорупан – как имение пана Яна Монтовта – упоминается в акте от 1566 года 20 апреля в жалобе пана Яна Монтовта о грабеже рогатого скота в его сёлах: Пекалах и Хорупанах земянами Антоном и Дмитром Яловицкими и земянами Титом и Петром Хомяками (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 10, п. 19). 355 Село Головчицы – как имение князя Юрия Васильевича Острожского – упоминается в акте от 20 апреля 1448 года, в котором князь Юрий Васильевич продаёт «делницу свою иванскую» брату своему князю Ивану Васильевичу Острожскому «за полседманацат коп грошей, первое село Мятин, другое село Головчичи, а Подборци, а Детиничи со всем с тым, што к тым селам здавна тягнет вечно и непорушно, ему и детем его» (Archiwum ks. Sanguszkw, t. 1, стр. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Да в нынешнем, государь, во 183 (1675)-м году августа в 5–й де[нь] по князь Самойлову приказу Шайсупова приезжал из села Ситки, Ферапонтова монастыря вотчины, Ферапонтова же монастыря служка Ивашко Кривозубов в Ферапонтов монастырь и сказывал мне: «Видялся, де, я с кириловским служкою с Ывашком Олтуфьевым», и говорил, де, он, Ивашко Олтуфьев ему, Ивашку Кривозубову: «Кушает, де, ваше батко нас», а имянно про меня. А я, благодатию Божиею, не человекоядец, и людей никово не едал. А бью челом тебе, великому государю, о своей бедности не ложью, всеправдою. И неподобно было такому страднику таких слов непристойных говорить. Знатно, што и до тебя, великого государя, то слово доходит, што ты, великий государь, милостию своею от всяких злых человек наветов боронишь. А Корнил Затворников с Москвы беспрестани, де, к ним в Кирилов монастырь пишет. И по ево писмам смутным ис Кирилова монастыря и запасов никаких мне против твоего, государева, указу не дают. А и в Кирилове монастыре для ево, Корнилова, воровства ис собору был выкинут, и служка и келейник у нево отняты были, и причтен был с черною братьею, с работными старцы. Примечания Л. 214 ...и сапожных кропачей, а не прямых... – Кропач – портной, перешивающий ветхое, поношенное – Даль 2, 198. Л. 215 ... мерою в два аршина от глаза до завитошной кости, си речь косы... – Коса – брюшное перо красной рыбы и тежка около – Даль 2, 172. ...и живыми, де, привадить невозможно. – Привадить – отправить, доставить – Даль 3, 470. ...ис приказу Большого Дворца... – приказ Большого дворца управлял дворцовыми владениями, разбросанными по всему государству, он самостоятельно назначал в своем ведомстве воевод и других приказных людей, посылал писцов и дозорщиков, собирал доходы. Те доходы, которые дворец получал натурой, использовались для царских и общегосударственных нужд на подчиненных ему учреждениях: на Сытном, Кормовом и Хлебном дворцах – Веселовский 2005, 65 – 66. Л. 216 ...романеи, вишен, белуг, теш межукостных... – Романея – сладкая настойка на фряжском вине. Теша (тёшка) – рыбье брюшко с краем бочков – Даль 4, 103, 405.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010