540 ...Олга, сыновца своего Святослава... – Олега Святославича, сына Святослава Киевского (ум. в 1204 г.), и Святослава Ольговича Рыльского, племянника Игоря. 541 ...брата своего Всеволода – Всеволода Святославича, князя трубчевского и курского (ум. в 1196 г.); «Слово» называет его Буй Тур Всеволод. 542 ...от черного клобука... – Черные клобуки – собирательное наименование племенного объединения (торков, берендеев и других тюркских племен); являясь вассалами русских князей, черные клобуки участвовали в их войнах с половцами. 545 ...бгаюче передъ русью. – Далее в летописи рассказывается ο смерти полоцкого епископа Дионисия и ο пожаре во Владимире-Суздальском; этот фрагмент мы опускаем. 546 ...из Галича от Ярослава... – От Ярослава Владимировича, князя галицкого (ум. в 1187 г.), тестя Игоря Святославича («Ярослава Осмомысла»). 547 ...своя братья... – Имеются в виду, вероятно, браг Святослава – Ярослав Черниговский и двоюродные братья Святослава – Игорь и Всеволод. 550 ...берендевъ... – Берендеи – кочевое племя тюркского происхождения, союзники русских князей. 551 …на мст, нарцаемемь Ерель, егоже русь зоветь Уголъ.– Вероятно, это район при впадении в Днепр его левого притока – реки Орель. 552 Кобякъ – хан лукоморских половцев, кочевавших в низовьях Днепра и по берегам Черного и Азовского морей. Ο пленении Кобяка Святославом в 1184 г. вспоминает и «Слово ο полку Игореве». 553 ...ко братьи... – Здесь, как и в «Слове ο полку Игореве», «братья»– это и собственно братья и шире – соратники. 555 ...Володимеръ Ярославичь Галичький, шюринъ Игоревъ... – Игорь был женат на его сестре, дочери Ярослава Осмомысла. 556 ...ко Володимру κ Романови... ко Всеволоду, уеви своему.– Изгнанник посещает Владимир-Волынский, Дорогобуж (на реке Горыни, юго-восточнее города Ровно), Туров (на Припяти), Смоленск и, наконец, Суздаль, где княжил Всеволод, брат его матери Ольги. 557 ...сына своего, зятя Рюрикова, Святослава. – Святослав Игоревич в 1187 г. женился на Ярославе, дочери Рюрика Ростиславича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

537 K. Попов (Указ. соч. C. 32) дает такое примечание: « Το есть совратитель вместо пути жизни предлагает путь смерти, не угодный Богу». 538 Вся эта фраза относится к обращенным из язычников, готовящимся принять крещение. Поэтому требования в отношении поста к ним предъявлялись умеренные. Это одновременно предполагает, что для полноправных членов общины такие ограничения в пище, вероятно, были более строгими. Известно, что аскетические тенденции были весьма сильны в палестинском и сирийском первохристианстве. См.: VööbusA. History of Ascetism in the Syrian Orient. Vol. 1. Louvain, 1958. P. 14–30. 539 Исследователи отмечают, что в изложении автора «Дидахе» опускаются обряд отречения от сатаны и возложения рук. См.: Benoit A. Le baptême chrétien au second siècle. Paris, 195. P. 5–33; Rordorf W. Le baptême selon la Didachè//Mélanges liturgiques offerts au R. P. Dom Bernard Botte. Louvain, 1972. P. 499–509. 540 Предполагается, что автор ссылается на предшествующие шесть глав, которые и составляли суть учения, возвещаемого готовящимся к крещению, то есть являлись своего рода «катехизисом». См.: Vööbus A. Liturgical Traditions in the Didache. Stockholm, 1968. P. 17–20. 541 Чуть ниже (9,5) говорится o «крещенных во имя Господа» (ср. Деян. 2,38; 8,16; 10,48; 19,5; 22,16 ; Herrn., vis. III, 7, 3). А Веебус считает эту крещальную формулу первичной, а форму «тринитарную» – уже вторичной и позднейшей, отрицая зависимость «Дидахе» от канонического теста Евангелия от Матфея. См.: Vööbus A. Liturgical Traditions. Р. 35–39. К нему присоединяются В. Рордорф и А. Туйлье, отмечая еще, что крещение «во имя Господа» применялось к обращенным из иудеев, а крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа» – к обращенным из язычников. 542 Под «живой водой» подразумевается свежая проточная вода ( δωρ ζν – несомненный семитизм [mym hyym]). Подробнее см.: Niederwimmer K. Die Didache. S. 161–163. В. Рордорф и А. Туйлье приводят одну фразу из ПсевдоКлимента, поясняющую это место «Дидахе», где говорится: «Приведи его (крещаемого) к реке или источнику, которые есть вода живая, где происходит возрождение ( ναγννησις) праведных» (см.: La doctrine des douze apotres. P. 171). Обычай ритуального омовения в проточной воде был в ходу и у различных сект «иудейских баптистов» (ессеев и т. д.). См.: Rudolph K. Antiken Baptisten. Zu den Überlieferung über frühjüdische und – christischeTaufsekten. Berlin, 1981. S. 7–19.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

См.: Funk F. X. Das Indulgenzedikt des Papstes Kallistus. – Theologische Quartalschrift. 1906. S. 541–542. 290 Тертуллиан сам видит в своих рассуждениях церковный прогресс, когда говорит: «Nemo proficiens erubescit». De pudic. C. 1. CSEL, 20. P. 220,24. A. Ritschl признает, что ни монтанизм, ни римский епископ не стояли на почве традиции, но вносили нечто новое каждый со своей стороны. См.: Die Entstehung der altkatholischen Kirche. S. 514, 516. Vgl.: Stufler I. Zeitschrift für katholische Theologie. 1907. S. 440; Adhémar d’Alès. La théologie de Tertullien. P. 491. 291 Vgl.: Loots F. Leitfaden der Dogmengeschichte, § 29, 2b. S. 208; Jos. Schwane. Dogmengeschichte der vornic. Zeit. S. 453, 499; Paul Monceaux. Histoire littéraire de L’Afrique chrétienne depuis les origines jusqu’a l’invasion arabe. T. 1. Paris. 1901. P. 432; Adhémar d’Alès Tertullien et Calliste. Revue d’histoire ecclésiastique. T. 13.1912. P. 256; Bardenhewer O. Patrologie, § 56,1. S. 195. 292 Cfr.: Adhémar d’Alès La théologie de saint Hippolyte. P. 48; Adam K. Der Kirchenbegriff Tertullians. S. 179–180, Anm. 4. Cfr.: Stufler Joh. Zeitschrift für katholische Theologie. 1907. S. 325. 293 Vgl.: Schanz. Der Begriff der Kirche. – Theologische Quartalschrift. 1893. S. 581. См. еще у Gerhard Esser’ä Die Busschriften Tertullians. S. 8,28. 294 De pudic. C. 18: «Aut levioribus delictis veniam ab episcopo consequi poterit aut maioribuset inremissibilibus a Deo solo». CSEL, 20,1. P. 261,26–27. 295 Ibid. C. 21: «Idcirco praesumis et ad te derivasse solvendi et alligandi potestatem, id est adomnem ecclesiam Petri propinquam». CSEL, 20.1. P. 270,1–6. «Sed habet, inquis, potestatem ecclesia delicta donandi». P. 269, 22–23.– Ср. замечание I. Turmerl’я: Tertullien. P. 215. Приведем интересные рассуждения Böhringer’ä «Это свидетельство показывает нам, что епископы тогда уже начали считать себя в силу апостольского преемства не только обладателями истинного учения, но и распорядителями “власти ключей”. Первое Тертуллиан признавал, второму противился.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Затем a) o целовании диаконом руки иерея по принятии от него Евангелия, не находится указания ни в одном из рассмотренных нами древлеписьменных и древлепечатных Служебников, за исключением киевских и виленского 1688 г. б) о благословении священником предложения с произношением приведенных в старопечатном Служебнике слов, в некоторых древлеписьменных и древлепечатных Служебниках, есть упоминание,– Именно в Сдужебниках XV в. Синод. Библ 268, библиотеки С.-Петербургской дух. акад. 531, 536, 542, 546, библиот. Моск. дух. акад. 122, и в Служебниках XVI в. Синод. библиот. 602, 310, библ. С.-Петерб. дух. акад. 842, 843, 844, 845, 846h6 37 4), библ. Моск. дух. акад. библиотеки Тр.-Серг. лавры 225, Типографской библ. 131, в виленских и острожском. Но в большей части древлеписьменных и древлепечатных Служебников эти действия, т. е. благословение священником находящихся на жертвеннике даров с произношением слов Благословено предложение и проч. не положено,– Так именно в Служебниках XIV в. Синод. библ. 601, 952, Румянц. музеума 400, в Служебниках XV в. Синод. библ. 600, 606, библиот. С.-Пет. дух. акад. 527, 528, 529, 532, 533,534, 535, 538, 539, 540, 541, 543, 547, 548, 837, 838 библ. Моск. дух. акад. 79, библ. Тр.-Серг.лавры. 224, й в Служебнике XVI в. библиотеки С.-Петерб. Дух. акад. 575, библиотеки А.И. Хлудова, 113 в гедеоновом, венецианских, киевских и дедьском. Наконец, в) наставление священнику творить на главе диакону крест содержится только в печатных Служебниках киевских, виленском 1638 г. и острожском; во всех же древлеписьменных Служебниках (исключая тех, в коих находится только молитва входа) и прочих древлепечатных повелевается священнику, благословляя св. вход, творить крест к востоком и только святителю, также игумену, если кто из них находится в церкви (не в числе священнодействующих), показано по целовании Евангелия благословить диакона, за исключением впрочем одного древлеписьменного Служебника XV в. библиот. Моск. дух. акад. 122), в котором нет указания святителю или игумену благословлять диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   Константин Манасси 19, 439    Константин IX Мономах, Мономах, император 8, 124, 130, 171, 447, 480, 484, 509—511    Константин Опос, Опос 145, 200, 218, 219, 287, 494, 587, 601    Константин Умбертопул, Умбертопул 97, 146, 202, 236, 239, 267, 466, 495, 544    Константин Ясит 626    Констанция 586, 587    Контарини 518    Контарини, см. Доменико Контарини    Контарини, см. Петр Контарини    Контопаган 351, 354    Контостефан, см. Исаак Контостефан    Контостефан, см. Стефан Контостефан    Контостефаны 12, 595    Коприсиан 349, 599    Косьма I, патриарх 118, 120, 123, 125, 474    Крез, царь персидский 98    Крей А. 568    Крум, хан болгарский (см. также Мокр?) 533    Крумбахер К. 457, 467, 490    Ксанта 146, 160    Ксенофонт 598    Ксеркс 556    Ксир, см. Варда Ксир    Ктесий 556, 588    Куглер Б. 584    Кузьма, пресвитер 24    Кукупетр, см. Петр Пустынник    Кулеон, манихейский военачальник 146, 160, 614    Кулеон, руководитель «манихеев» 397—399    Куртик 450    Куртикии 450    Куртикий, участник заговора Анемадов 330    Куртикий, см. Василий Куртикий    Курц Е. 14, 601    Кусин 397—399    Кутулмиш 523    Кюнтохмиш 387, 610    Лазарь, библ. 626    Ламброс П. 502    Ландульф 313—316, 338, 355, 356    Ландульф, см. Рудольф Швабский    Ласкарис М. 503, 505, 546    Латона 630    Лев Анемад 330    Лев Дивгенич 553    Лев Диоген 148, 205, 209, 210, 255, 262, 266, 553    Лев Кефала 166, 506    Лев Кидониат 119    Лев VI Мудрый, император 492, 616    Лев Никерит, Никерит 207, 245, 351, 403    Лев Рупений 369    Лев Торник 450    Лев Халкидонский 25, 36, 44,159, 160, 212, 500—502, 534, 535, 597    Левченко М. 612    Лейб Б. 46—48, 440, 446, 447, 449, 451, 456, 464, 468, 472, 474, 482, 483, 485—487, 497, 498, 503, 504, 512, 514, 523, 532, 535, 536, 541, 542, 546, 547, 551, 553—557, 562, 565, 566, 568, 575, 576, 581, 583, 585, 586, 589—591, 597—606, 609, 611, 614—616, 618, 620, 621, 626    Лемерль П. 9, 558, 559, 612    Леруа-Молинген А. 597    Лжедиоген, Девгенич, Диоген 24, 268, 270—272, 556

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Есть три чина, которыми человек преуспевает: чин новоначальных, чин средний и чин совершенных. И кто в первом чине, у того, хотя образ мыслей наклонен к добру, однако же движение мысли бывает в страстях. Второй чин есть нечто среднее между состоянием страстным и бесстрастием: и десные, и шуии помыслы возбуждаются в человеке одинаково, и, как уже сказано, не перестает он вовсе источать и свет, и тьму. Если же прекратить ненадолго частое чтение Божественных Писаний и воображение в уме Божественных мыслей, представлением которых воспламеняется он к образам истины по мере сил своих, с внешним охранением, от которого рождаются и внутреннее хранение, и достаточное дело, то увлекается человек в страсти. Если же естественную горячность свою будет питать сказанным выше и не оставит искания, исследования и стремления к этому издалека, хотя и не видел сего, но, по указанию чтения 541 Божественных Писаний, питает помыслы свои, и удерживает их от уклонения на страну шуюю, и не приемлет в себя под образом истины какого-либо диавольского посева, а паче – с любовью хранит душу свою и будет просить Бога с терпением в притрудной молитве, то Бог Сам исполнит ему прошение его и отверзет ему дверь Свою, особливо за смирение его; потому что откровение тайн бывает смиренномудрым. А если умрет в сем уповании, то, хотя бы и не узрел вблизи оную землю, однако же, думаю, наследие его будет с древними праведниками, уповавшими достигнуть совершенства и не узревшими оного, по апостольскому слову (см. Евр.11:39 ); потому что они все дни свои трудились и почили в уповании. Но что же сказать нам? Если не достигает человек того, чтобы войти ему в землю обетования, которая есть образ совершенства, т. е. чтобы явственно, по мере естественных сил, постигнуть ему истину, то ужели за сие возбранено будет ему это и пребудет он в последнем чине 542 , у которого всякое намерение уклонено в страну шуюю? Или за то только, что не постиг всей истины, останется в незнатности 543 последнего чина, который и не познает, и не вожделевает сего? Или подобает ему возвыситься до сего, сказанного мною, среднего пути? Ибо хотя и не узрел оного 544 иначе, как только в зерцале, однако же надеялся издали и с этою надеждою приложился к отцам своим; хотя и не сподобился здесь совершенной благодати, однако же тем, что всегда приобщался к ней, всецелым умом пребывал в ней и всю жизнь свою вожделевал ее, то мог он отсекать лукавые помыслы; и, поелику надеждою сею сердце его исполнил Бог, отходит он из мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Это такой страх, которым сын страшится нежнейшего отца, или брат брата, или друг друга. «Здесь мы боимся не наказания или укоризн, говорит Кассиан, но малейшего оскорбления любви и всегда находимся в величайшем опасении, чтобы не только каким-нибудь поступком, но даже и словом не охладить горячности любви к нам 541 ». К этому именно страху призываются не грешники, а святые: «Бойтеся Господа, говорит Псалмопевец, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его» ( Пс. 33, 10 ), т. е. ничего не недостает к совершенству тех, кои убоятся Господа сим страхом. О другом же мучительном страхе говорит ап. Иоанн: «бойся не совершися в любви, яко страх муку имать» ( 1Uoah. IV, 18 ) 542 . Итак, великое различие между тем страхом, которому ничего не недостает, который есть сокровище премудрости и разума, и тем несовершенным страхом, который называется «началом премудрости 543 ». Первого рода страхом был исполнен Сын Божий, показавший нам пример совершенства и образец добродетелей, именно страхом совершенства (perfectionis), благоговения, потому что, как безгрешный, Он не мог иметь рабского страха 544 . Таким образом, нужно различать у преп. Кассиана две степени страха, как начала жизни подвижника: страх любви (благоговение) и страх рабский, и последний-для начинающих путь совершенства: он именно должен служить начальным исходным пунктом жизни подвижника, производя в нем сердечное сокрушение о своих грехах 545 . Но этот страх должен переходить по мере нравственного совершенствования в страх любви и благоговения; к этому побуждает нас и Спаситель, когда говорит: «не к тому Вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его» ( Иоан. 15, 15 ); «раб не пребывает в дому во век» ( Иоан. 8, 35 ) 546 / Сердечное сокрушение, обусловливаемое страхом за свою судьбу и вечную жизнь, ведет человека к намерению совершенно изменить свою жизнь. А так как эта жизнь человека в естественном его состоянии характеризовалась служением закону греха и пороков, с подчинением духовных потребностей телесным, то отрекающийся от этой жизни, в силу закона борьбы двух воль 547 не может остаться в состоянии противной теплоты, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Так, в системе Cu-Sn, являющейся одной из наиболее типичных систем, образующих электронные соединения, имеются фазы Cu 5 Sn со структурой ß-латуни и электронной концентрацией е/а=3/2 (5 электронов от одновалентной меди и 4 электрона от четырехвалентного олова на 6 атомов), Cu 3 Sn со структурой типа γ-латуни и е/а=21/13 (общее число валентных электронов (31х1) + (8х4)=63 на 39 атомов) и Cu 3 Sn со структурой ε-латуни и е/а=7/4 (7 валентных электронов на 4 атома). Что касается собственно интерметаллида Cu 31 Sn 8 , то это соединение является одним из самых ярких представителей электронных фаз Юм-Розери с е/а=21/13 вообще. Для таких фаз действие электронного фактора может быть сведено к появлению ряда особенностей, резко выделяющих их из группы других электронных соединений. Фазы с концентрацией валентных электронов в соотношении 21 электрон на 13 атомов кристаллизуются в необычных гигантских кристаллических решетках, родственных основному структурному типу γ-латуни. Расшифровка структур типа γ-латуни потребовала значительных усилий и до сих пор является предметом исследовательского интереса 540 . Для того, чтобы легче представить сложность этой структуры, обратимся к рис. на стр. 243. Ее можно описать с помощью групп из 26 атомов с неэквивалентными положениями («кластеров», предложенных Брэдли и Джонсом в 1933 г. 541 ). Положения атомов в группах можно разбить на несколько подгрупп: внутренние тетраэдрические позиции (4 атома), наружные тетраэдрические позиции (4 атома), октаэдрические позиции (6 атомов) и, наконец, кубооктаэдрические позиции (12 атомов). В обычной структуре типа γ-латуни две группировки из 26 атомов упаковываются в виде псевдоатомов в положениях объемно-центрированной решетки с постоянной 9А – такие соединения образуются в двойных системах на основе цинка, кадмия и некоторых переходных элементов; в отличие от этого структура δ-фазы системы Cu-Sn, являющаяся сложной разновидностью структуры типа γ-латуни, включает четыре «кластера» в гранецентрированной кубической решетке с постоянной, вдвое большей, чем у γ-латуни (17,95А), и 416 атомами на элементарную ячейку («сверхгигантская» решетка) 542 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Идентичное сообщение читается также и у Павла Диакона под восьмым годом царствования императора Юстиниана . Роль рассмотренного выше предания о чудесном спасении Антиохии в период возобновляющихся землетрясений 20-х—30-х годов VI века в формировании легенды об обстоятельствах введения Сретения в богослужебный календарь столичной Церкви мы сможем уяснить позднее, после анализа других источников. Обратимся теперь к свидетельствам авторов, датирующих установление Сретения в Византии в основном 542-м годом, — традиционным годом моровой язвы, поразившей Константинополь . 5. Традиционная дата установления Сретения (542 г.) и события того времени Древнейшее свидетельство об учреждении праздника в этом году принадлежит, как удалось установить, не византийскому, но западному, лангобардскому (!) историку Павлу Диакону (ок. 720—799). «В пятнадцатый год правления Юстиниана [=541/542 г.], в месяце октябре года] моровая язва поразила Византию. В том же [т. е. уже в 542-м] году учреждается Сретение Господне, что празднуется византийцами во второй день месяца февраля» . Младший современник Павла Диакона — константинопольский монах Феофан Исповедник (ок. 760—818), рассказывая о событиях этого же знаменательного года, приводит в своей авторитетной «Хронографии» следующие дополнительные подробности. «В этом году [ 541 ], в месяце октябре, индиктиона 5-го, случился в Византии великий мор. В то же время начали праздновать в Византии Сретение Господне, 2-го числа месяца февраля [ 542 г.]. А 16-го августа, того же 5-го индиктиона, было великое землетрясение в Константинополе, и попадали церкви и дома и городская стена, особенно около Золотых ворот. Пали на землю и копье, которое держала статуя св. Константина, поставленная на форуме, и правая рука статуи Ксиролофа. И померло много людей» . Из текста явствует, что землетрясение, о котором пишет Феофан, с мором не связано: оно случилось уже через полгода после празднования Сретения (как и Павел Диакон , он использует сентябрьский стиль, — Т.е. чума датируется 2-м по счету месяцем его года, Сретение — 6-м, а августовское землетрясение — последним).

http://drevo-info.ru/articles/1595.html

В 541 Велисарий был направлен против персов и повёл дело успешно, но вновь был отозван. Причина этого увольнения вероятно крылась в слухах о том что Иустиниан болен чумой и начавшихся среди полководцев обсуждениях престолонаследия. Лишь в 545 году Иустиниан смог купить пятилетний мир за 2 тысячи фунтов золота. При этом это перемирие не распространялось на военные действия в Лазике и восточном Причерноморье, которые продолжались с переменным успехом. Давно тревожимые гуннами, булгарами и славянами северные пределы Фракии , Скифии и Мизии около 540 года подверглись страшному нашествию кочевых гуннов . Направленный против них племянник императора Юст погиб и лишь ценой огромных усилий ромеям удалось разгромить варваров и отбросить их за Дунай. Через три года гунны вновь напали, и дошли до Греции и до предместий столицы, вызвав среди её жителей небывалую панику. В конце 540-х годов славяне разорили земли империи от верховьев Дуная до Диррахия , а в 550 году три тысячи славян снова вторглись в Иллирик и Фракию, где избили множество людей. От набегов славян вдоль берега Дуная пришлось соорудить мощную оборонительную линию. Наконец, в 540 - 541 году в Эфиопии или Египте вспыхнула первая известная в истории мировая эпидемия чумы, открывшая цикл тяжелых природных бедствий поразивших империю. По торговым каналам болезнь распространилась по всей империи и в 542 - 544 годах с особой силой поразила Константинополь . Сам император вероятно заболел чумой около 543 года, но выздоровел. Вобавок, 16 августа 542 года столица перенесла сильное землятресение. Чума, потопы и землетрясения продолжались и впоследствии . Бедствия остановили экономический и демографический рост империи. При этом, император не отступался от своих обширных завоевательных и строительных начинаний, сбор налогов и новобранцев заметно усложнился и императору пришлось отныне всё больше опираться на войска набранные из варваров. Недовольство населения выразилось в бунтах и в заговоре Артавана 548 года. Во внутреннем управлении Юстиниан придерживался прежней линии, но куда меньше уделял внимания попыткам законодательных реформ – после смерти юриста Трибониана в 545 году император издал лишь 18 документов. В 541 году Юстиниан упразднил консулат в Константинополе, объявив себя пожизненным консулом, заодно прекратив дорогостоящие консульские игры. Царь не отступался от своих строительных начинаний – так, в 543 году была достроена огромная «Новая церковь» во имя Пресвятой Богородицы на развалинах Иерусалимского храма.

http://drevo-info.ru/articles/15637.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010