IV. О творчестве, сомнениях, путешествиях, землях Кирены 68 (53). Брату 534 Мы снялись с якоря и оставили Фикус (Φυκοντος) на рассвете, и к концу дня были уже в бухте Эритры (ρυθρν) 535 , где пробыли не долее, чем потребовалось для того, чтобы пополнить запасы воды и попить – на самом берегу там бьют источники чистой и вкусной воды 536 . Затем, по настоянию карпафийцсв 537 , мы вновь поднялись на корабль. Ветер был умеренный, но все время попутный: паче чаяния, мы ежедневно проходили немалый путь, и так незаметно дошли куда нужно 538 . На пятый день мы увидели сигнальный огонь [александрийской] башни, зажигаемый в качестве ориентира для возвращающихся из моря, и, быстрее, чем рассказываю, пристали к Фаросу 539 . Печальный остров: ни диких зарослей, ни плодовых культур, сплошные солончаки. 69 (56). Брату 540 Многие из нас – и частные люди, и священники – ваяют некие сны, которые сами называют откровениями. Эти люди, похоже, принесут мне зло, если мне не удастся быстро добраться до священных Афин 541 . Всякий раз, когда тебе доводится встретить приказчика из Пирея, пиши нам, ибо там именно мы и будем читать твои письма. Путешествие в Афины полезно не только потому, что таким образом я уклонюсь от нынешних ужасов, но и потому, что уже не должен буду падать в ноги приезжающим оттуда с речами: они ведь ничем не отличны от смертных (во всяком случае, в понимании Платона и Аристотеля); не отличны, а порхают среди нас как полубоги среди полуослов! И это потому, что у них всегда перед глазами Академия, Ликей и Расписной Портик, где философствовал Зенон. Но вот Портик перестал быть «Расписным»: проконсул лишил его [картинных] досок (σανδος), и [– подумать только! –] это стало мешать [тамошним мудрецам] надмеваться своей мудростью. 70 (136). Брату 542 Хочу возвратить Афинам всю ту корысть, которую ты желал мне в этом городе приобресть. Будучи здесь, я, похоже, уже стал мудрее на целую пядь во лбу. И, да, этой новой мудрости есть подтверждение, которое я тебе незамедлю привести. Безусловно, я пишу из Анагирунта (ναγυρουντθεν) 543 , побывав в Сфэтте (Σφηττο) 544 , Трио (Θριζε) 545 , Кэфиссии (Κηφισισι) 546 и Фалэре (Φαληρο) 547 . Недоброй смерти 548 желаю я тому недоброму хозяину корабля, который доставил меня сюда. Сегодняшние Афины не имеют ничего достойного почитания, кроме названий почитаемых мест. Когда жертвенное животное употребляется в дело, остается шкура, по которой можно судить, что это за животное было недавно. В точности так же дело обстоит и с Афинами: философия отсюда изгнана, остается лишь прогуливаться от одного прекрасного места к другому, восхищаясь то Академией, то Ликеем, то, клянусь Дием, Расписным Портиком, который дал свое имя философии Хрисиппа 549 и который теперь уже не расписной, ибо проконсул отнял у него доски, которым доверил свое искусство Полигнот Фасосский 550 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Никакого различия между хараджем и джизьей в смысле, который вкладывался в эти понятия мусульманскими юристами, быть не могло, хотя местные власти, несомненно, применяли и подушное и поземельное обложение в соответствии с местными традициями. Тем не менее историки и юристы приписывают Умару установление той системы, которая сложилась не ранее чем через 15 – 20 лет и утвердилась при Умаййадах. Как утверждают мусульманские источники, в 642 г. после смещения Са’да б. Абу Ваккаса для обмера земель Центрального Ирака («от Куфы до Хулвана») был послан Усман б. Хунайф, а в низовья Тигра – Хузайфа б. ал-Йаман. Их задача, по всей видимости, заключалась не в фактическом обмере всех полей, а в проверке кадастров и площади обрабатываемых земель в тех случаях, когда местные власти заявляли, что не могут обеспечить выплату сумм, следующих по налоговым спискам. Усман имел какое-то представление о существовавшей практике кадастризации, а неопытного Хузайфу местные жители водили за нос 539 . Для обмеров Усману б. Хунайфу Умар будто бы вручил мерный локоть, равный «ручному локтю» (49,9 см) с добавлением «кулака с вытянутым пальцем», что равняется примерно 64 – 66 см. Обмер дал, по разным сведениям, от 30 до 36 млн. джарибов пригодной для обработки земли, т. е., при второй цифре, от 3157 тыс. до 3794 тыс. га (см. т. 1, с. 228 – 229) 540 . Одновременно проводился подсчет земледельческого населения, выявивший, по разным данным, от 500000 до 600000 потенциальных плательщиков подушной подати 541 . Данные о площади обрабатываемых земель и численности населения хорошо согласуются друг с другом: по современным и косвенным средневековым данным, одна крестьянская семья в состоянии обрабатывать до 12 га посевных земель. Следовательно, для обработки 3,5 млн. га требовалось около З00000 крестьянских семей, учитывая же трудоемкость огородных культур, эту цифру надо увеличить примерно в полтора раза. По сведениям тех же источников, Усман б. Хунайф, проводя подсчет населения и сбор джизьи, вешал на шеи плательщиков свинцовые бирки в качестве квитанций об уплате, или, по выражению арабских источников «опечатывал шеи»: «И ставил печати на инородцев (улудж) 542 ас-Савада, и опечатал пятьсот тысяч инородцев по категориям: сорок восемь, и двадцать четыре, и двенадцать [дирхемов]. А когда кончил их проверку, то вернул их дихканам и сломал их печати» 543 . Абу Убайд ал-Касим б. Саллам сообщает, что Усману помогал его брат Сахл: «Они опечатывали их шеи, а потом разложили джизью – на каждого человека по четыре дирхема каждый месяц, а потом сосчитали жителей сел и что с них полагается и сказали дихкану каждой деревни: «На твоей деревне столько-то и столько-то». Те ушли и разделили между собой. А с дихкана брали все, что лежит на жителях его деревни» 544 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Солнце закатилось. Раздается шум голосов и инструментов. Жених, при свете факелов, которые несет его свита, сопровождаемый своими друзьями, приближается к жилищу невесты; ему предшествуют музыканты и певцы 533 ; на женихе самая лучшая одежда; на его голове брачная чалма, увенчанная короной 534 . Жених входит в дом невесты, которая со своими подругами с нетерпением ждет его появления 535 : жених берет 536 невесту при торжественных выражениях веселия 537 . Отселе – это была молодая чета. В сопровождении своих родных, друзей и подруг, молодые направляются в брачный дом жениха, в своей веселой свитой факельщиков, музыкантов и певцов 538 ; девицы – подруги новобрачной – встречают жениха и провожают молодых с светильниками в руках, без которых они не могут быть допущены в число приглашенных 539 ; на улице теснятся любопытные зрители процессии 540 ; друзья жениха и подруги невесты соединенными голосами поют брачную песнь 541 , прославляя молодую супругу, которой естественная и неподдельная красота имеет всю прелесть полевого цветка. «Глаза не подкрашены в голубой цвет, Щеки не нарумянены, Волоса не взбиты искусственно, А между тем она грациозна» 542 . В доме жениха молодых ждал праздник, на который приглашались все друзья и соседи 543 . Домохозяин снабжал своих гостей приличными 544 для праздника одеждами. Праздник продолжался семь, а иногда даже четырнадцать дней 545 . Гости предавались духовным увеселениям, особенно любимым на Востоке, именно загадкам 546 , всегда заключающим в себе практический смысл, арвно как и другим забавам и развлечениям. Теперь жених входил в прямое сообщение со своей невестой и радость друга жениха была исполнена, потому что он слышал, как молодые беседуют между собой 547 : значит – дело, возложенное на него, приведено к доброму концу. В том случае, когда невеста была девица, гостям раздавались поджаренные колосья 548 – символ многочадия и благополучия, которое призывалось на деву в ее супружеском жилище. Новобрачный был уволен в продолжении целого года от военной службы и вообще от всех общественных дел, которые могли бы удалить его из дома 549 . 3. Супруга

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Сказав это, она заплакала. Чингис сказал Отчигиню: «Когда Тебтэнгэри сегодня придет сюда, делай с ним, что хочешь» 535 . Отчигинь, поднявшись, вышел и подговорил трех силачей. Спустя немного времени, пришел и Мунлик с семью сыновьями своими; только что Тебтэнгэри сел на западную сторону винницы, как Отчигинь, схватив его за ворот, сказал: «Вчера ты заставил меня просить прощения; сегодня я попытаю свою силу с тобой». Пока Отчигинь тащил его вон, шапка упала с головы Тебтэнгэри и легла близ жаровни; отец его поднял шапку и, обнюхав ее 536 , положил за пазуху. Чингис сказал: «Вы ступайте, боритесь вне». – Когда Отчигинь и Тебтэнгэри, схватившись, вышли, поставленные за порогом двери три силача, подхватили Тебтэнгэри, переломили ему спинную кость и бросили его в сторону, налево, к кибитке 537 . Отчигинь, воротившись, говорил: «Тебтэнгэри вчера заставил меня просить прощения; сегодня, только что я хотел изведать силу с ним, как он лег, отказывается и не хочет вставать. Видно, что это товарищ из обыкновенных» 538 . Отец его, Мунлик, понял и, проливая слезы, сказал: «Царь! я сделался тебе сподвижником прежде, чем ты начал возвышаться, и пребыл им до сего дня». – Пока он говорил, шестеро сыновей его загородили 539 дверь и, став кругом жаровни 540 , стали засучивать рукава. Чингис, в испуге, встал и кликнул: «Прочь! я выйду!» – Сказав это, он вышел и тотчас окружен был Саньбанями из стрелков. Увидев, что Тебтэнгэри уже мертв, Чингис приказал поставить над трупом его юрту, а сам поднялся и перекочевал. В юрте, поставленной над трупом Тебтэнгэри, дверь и верхнее отверстие с самого начала были закрыты; при юрте поставлена была стража. В третий день, на рассвете, верхнее отверстие открылось и труп ушел через него. Когда освидетельствовали, то убедились, что в самом деле было так. Чингис сказал: «Тебтэнгэри бил моих братьев и неправедно клеветал на них; за то небо не возлюбило его и отняло, вместе, и жизнь, и тело его» 541 . Потом, выговаривая Мунлику, говорил: «Ты не мог научить собственных сыновей своих; он хотел быть равным мне 542 ; за то я и погубил его 543 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Дионис (греч. Δινυσος, Δινυσος ; микенск. di-wo-nu-so-jo; почитался в Риме как «Вакх» (лат. Bacchus) – бог, несомненно, индоевропейского происхождения 541 . Дионис был младшим сыном Зевса-громовержца. Как бог вина, Дионис почитался источником и подателем многих радостей для людей 542 , ведь вино «забот дневных с души снимает тяжесть, и от страдания верней лекарства нет» 543 . Вино даёт человеку пережить состояние опьянения, то есть, выражаясь языком психологии, состояние изменённого сознания. В этом изменении сознания древние эллины видели результат вмешательства божества. Недаром одним из имён Диониса было имя «Вакх» (греч. Βκχος , лат. Bacchus), что значило также «вино» 544 . Загадочен миф о рождении Диониса. Дело происходит в Фивах. Зевс влюблён в Семелу, дочь царя Кадма, но к беременной Семеле приходит Гера и внушает ей мысль просить у Зевса явиться ей во всём своём божественном величии. Зевс исполняет её просьбу, но любовное «объятие» в виде молний сжигает Семелу. Зевс успевает выхватить недоношенного ребёнка из чрева возлюбленной и вшивает его в своё бедро. Рождение из бедра – своего рода соответствие появлению Афины из головы. Но если воинственная богиня появляется из верхней части тела, то Дионис рождается из части тела, с которой связаны яркие эротические ассоциации. Кроме того, как отмечает В. Буркерт, рана бедра имеет символическую связь с кастрацией, смертью и, несомненно, с обрядом инициации 545 . «Младшие» боги Число богов в Древней Греции было огромным и трудно определяемым, так что составить их полный перечень возможным не представляется. По традиции, идущей ещё с микенских времён, каждый эллин, дабы уберечь себя от немилости случайно «забытого» им бога, в своей молитве предусмотрительно добавлял формулировку «все боги». Вместе с тем на выбор общегреческих, олимпийских богов несомненное влияние оказал гомеровский эпос. Но существовал и так называемый «второй ряд» богов, менее значимых, менее почитаемых, но всё же по-своему особо примечательных. Остановимся на некоторых из них.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Со временем слово «изгой» наполняется иным содержанием, знаменуя появление нового изгойства, характеризуемого утратой связей с родственным коллективом, обусловленного не преступной деятельностью того, кто оказался в положении изгоя, а переменами в общественной жизни, вызванными падением родоплеменного строя. Б. Д. Греков был прав, отмечая, что это новое изгойство стало особенно развиваться в ходе распада родовых союзов. 539 Он ошибался только в датировке названного распада, относя его к VI–VIII вв. Исторически более точные хронологические ориентиры нащупал С. В. Юшков, согласно которому Древнейшая Правда отразила общественные отношения X, возможно, даже и IX в. Именно тогда шло разложение родовых связей, в результате чего и появились изгои. 540 Еще ближе к историческим реалиям был Б. А. Рыбаков, когда применительно к концу X в. говорил о продолжении «процесса деструкции замкнутых родовых ячеек», высвобождавшего изгоев, «потерпевших поражение в борьбе с сородичами». 541 Вернее, на наш взгляд было бы сказать не о продолжении, а завершении в это время данного процесса и о высвобождении из «замкнутых родовых ячеек» изгоев не в результате их поражения в борьбе с сородичами, а вследствие разложения самих этих ячеек. Итак, на исходе Х-начале XI в. в древнерусском обществе формируется новый довольно многочисленный разряд изгоев – свободных людей, не имеющих связей с родственными союзами и лишенных, следовательно, их защиты и покровительства. Факт появления такого рода людей – свидетельство деградации этих родственных союзов, т. е. глубокого и системного кризиса родового строя, время которого зафиксировала Древнейшая Правда, составленная вскоре после вокняжения в 1016 г. Ярослава в Киеве и отразившая социальные сдвиги, происходившие в Киеве и Новгороде на рубеже X-XI столетий. 542 Древнейшая Правда позволяет не только установить время возникновения новой категории изгоев на Руси, но и выявить степень распространения изгойства в общественной жизни. Упоминание изгоя в статье Правды – верный признак определенной массовости изгойства. Здесь изгой отделен от семейной организации, оберегающей своих сородичей, и поставлен в ряд с теми, кто выступал в одиночку и не мог быть защищен кровной местью, узаконенной обычным правом. 543 Место родственного коллектива заступал князь, бравший под свою защиту, помимо прочих, и изгоя, делая его субъектом княжого права.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принимая меры против новых уклонений в раскол, правительство не оставляло своими попечениями и раскольников. Кроме мер «убеждения и кротости» 538 , правительство старалось расположить их к возвращению «в недра церкви» милостями. Так, супружеские сожительства присоединяющихся к церкви раскольников получали силу законных браков со всеми, вытекающими отсюда для них и их детей последствиями 539 . Если раскольники присоединялись к церкви во время производства над ними по преступлениям против веры следствия и суда, то последние немедленно прекращались 540 . Освобождались они и от «взыскания, назначаемого по положениям комитета министров за проступки по содержимой ими ереси», – без представления о том комитету 541 . Даже доносы раскольников на новоприсоединяемых, что те принадлежали к беглым, жили в их обществах под чужими именами и фамилиями, оставлялись без последствий 542 . Сосланные в Закавказье по проступкам против веры, по обращении в православие, получали право возвращаться во внутренние губернии и здесь приписываться к обществам, исключая прежних, с трехлетнею от податной повинности льготою. Сначала приписка делалась по взаимному их и избранных ими обществ согласию, но потом самим возвращающимся предоставлено было только «избрать губернию и податное состояние», назначение же общества стало зависеть от местного губернатора, который не должен был допускать их приписки лишь в прежние общества и «где не было православных приходов» 543 . Добровольным поселенцам из раскольников в Закавказье, в случае присоединения к церкви, разрешалось возвращаться с трехлетнею льготою от податной повинности, «по их желанию, даже в прежние места их жительства и без согласия на то общества» 544 . Право свободной приписки к обществам и трехлетняя льгота от податной повинности предоставлялись и тем из обратившихся к церкви раскольников, которые, по собственному желанию, оставались в Закавказском крае 545 , а в 1858 году на них распространена была подобная же 10-летняя льгота, дарованная там православным переселенцам 546 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

Не говоря о соотечественниках Флери – которые, понятно, должны были обоими руками ухватиться за почтеннейший его труд 533 , вдобавок еще авторизованный Боссюэтом 534 ; и чужие страны не проглядели открытия, сделанного им в области религиозного обучения. Приблизительно через 15 лет, после 1-го издания «Исторического катехизиса» Август Франке пишет сочинение 535 в котором, говоря о Catechisatio, как действенном средстве укоренить в детях благочестие, требует, на основании 2Тим. 3, 16 , обучать детей христианскому учению раньше, чем они выучатся читать 536 , и, как человек ума весьма трезвого, догадывается, что нужно, как-нибудь сообразовать изучаемое содержание, с опытными и юными силами, так рано начинающих (по нему) усвоять это содержание. Отсюда, «правда, необходимо в самое раннее время преподавать им малый детский катехизис; однако, при этом требуется, чтобы им, подобно какому-нибудь историческому катехизису, совершенно просто показывали, как все связывается, что им знать, и во что веровать необходимо, например, как Бог в начале сотворил человека святым и правым» … и затем дальше излагается, что именно нужно знать из истории, излагается согласно с 1-ой частью катехизиса Флери, за исключением, конечно, а) ударения на Св. Писание, как на средство для нашего Seligkeit; б) рассказа о таинствах, замененных Крещением и Причащением 537 . Сказавши затем, что, так как дети слушают рассказы не без охоты, то, естественно, указанное историческое сообщение может пробудить в них интерес к катехизису, и оказать пользу, когда они станут сами читать Библию , Франке замечает: «некто, по имени Claude Fleury написал на французском языке катехизис historicum и к нему присовокупил прекрасное (feine) введение, которые г-н Секендорф extrahiert (сделал извлечение) и этот экстракт, напечатанный в Actis eruditorum Lipsiensibus – вполне достоин чтения 538 . Позже, другой дидактолог, скрывший свое имя, поставив, прежде, общее рассмотрение объема обучения и показав здесь, что религия, как знание, по его терминологии «существенное», имеет своим основанием историю 539 , что теологическая часть ее не может быть ничем другим, как здравой логикой фактов религии 540 , сообразно с этим, в начертании плана для 1-го класса указывает на катехизис Флери – он, поистине, оригинален, выше всякой похвалы и, как будто нарочно, составлен для моего плана, и да будет только позволительно прибавить три или четыре урока о соборах и об отцах 541 ; затем, и во втором классе опять, катехизис Флери, но на латинском языке; прибавлений же, обещанных в исторической части, не видится 542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

538 Когда вы утешаете меня тою мыслию, что благочестивый опять будет счастлив на земле; то ваше утешение суетно и ничтожно; потому что много друзей добродетели умирает в самой глубокой бедности. Когда в ответах своих упорно защищаете то, что будто только злодей может лишиться своего земного благоденствия и умереть в несчастии; то вы коварно нападаете па мою добродетель, приписываете мне тайные преступления и оказываете мне великую несправедливость. 539 С этой главы начинается третье отделение книги Иова и простирается до 31-й главы. Елифаз говорит в последний раз, но с самою крайнею жестокостью и горечью. Заметив, что человеческая добродетель не имеет никакой цены пред Богом, и что Бог ни с кем не входит в объяснение о мироправлении, он изображает Иова величайшим грешником, который наказывается от Бога за свои преступления (2–12 ст). Иов, по его словам, будто отвергает даже Божественное Провидение, подобно знаменитым преступникам допотопного мира, которые были наказаны от Бога внезапным истреблением (ст. 13–20). Потому Иову надобно исправиться, если он хочет освободиться от своей бедности (21–30). 541 Блаженство Всевышнего не увеличится от твоей добродетельной жизни. Ты сам получаешь пользу от того, что ты благочестив и честен. Исполняя свои обязанности, ты устрояешь только собственное своё блаженство. 542 Ужели Бог, по твоему желанию, явится на суд с тобою и станет защищать своё обращение с тобою, как будто Он должен бояться потерять в тебе чтителя и поклонника? Твоё почитание и поклонение ничего не может прибавить к блаженству Бога, и если ты не захочешь служить Ему, то не Он, а ты получаешь от сего вред. 543 Знай впрочем, что Бог не несправедливо поступает, когда попускает страдать тебе. Ты пожинаешь то, чего заслуживают твои преступления. Если бы ты не был грубым злодеем, то Бог не послал бы на тебя таких необыкновенных страданий. 544 Ты был так жесток, что брал в залог бедное одеяние со своих худо прикрытых должников, которым давал в долг деньги. Бедный житель востока не имеет другого покрова, кроме верхней одежды, большого, четвероугольного куска сукна, в который он закутывается в холодную ночь и спит на голой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Сфера действия его, впрочем, ограничивается в законодательстве Моисея только двумя случаями особенно тяжкого полового преступления 540 . Чаще оно имело место там, где хотели усилить казнь преступника или окружить его смерть возможно большим позором. В таких случаях уже после казни преступника предавали сожжению его труп и над пеплом набрасывали груду камней 541 . Та же цель достигалась и другим способом: труп казненного вешали «на древе», т. е. на столбе, причем повешенный не оставался в таком положении после захода солнца на ночь, а непременно вечером предавался погребению. Яко проклят есть от Бога всяк висяй на древе: и да не оскверните земли, юже Господь Бог твой дает тебе во жребий, заповедал народу Своему Иегова устами Моисея 542 . – Что касается, наконец, удавления, которому Мишна также отводит место в ряду иудейских казней, то о нем мы не находим упоминания в Библии . Только в позднейшее время, под римским влиянием, становится оно знакомо иудеям 543 . Итак, в этом кодексе древнеиудейского уголовного права мы не находим той казни, к которой был приговорен Господь Иисус Христос. Казнь крестная, или распятие, по определению Цицерона, была crudelissimum teterrimumque supplicium 544 , или damnatissimum quoddam fatum, extremum supplicium, θνατος οκτιστος, как выражаются другие писатели 545 , т. е. ужаснейшим мучительнейшим и позорнейшим из всех видов казни. Она была известна древним индийцам, персам, ассирийцам, финикиянам, египтянам, карфагенянам, также грекам и римлянам 546 . В греко-римской истории мы встречаем примеры, когда эта казнь практиковалась в ужасных размерах: ей подвергались сотни, даже тысячи людей разом. Так, Александр Македонский, по завоевании Тира, приказал распять на крестах 2000 жителей этого города, за долгое сопротивление осаде. В Иудее римское господство, можно сказать, началось и окончилось крестною казнью. После смерти Ирода Великого, Варус распял 2000 мятежников 547 . При императорах Клавдии и Нероне, Тиверий Александр, Квадрат, Феликс, Фест, Флор казнили таким образом многих бунтовщиков и даже многих знатных иудеев, пользовавшихся притом римским гражданством 548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010