Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТРОНА Кузьминична Наволокина (1894, г. Ряжск Рязанской губ.- 11.01.1942, Карагандинский ИТЛ), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из крестьянской семьи. В 30-х гг. ХХ в. работала в колхозе «Красная новь» Ряжского р-на. В 1938 г. была арестована по обвинению в уклонении от переписи населения и приговорена к 3 месяцам исправительно-трудовых работ. Согласно материалам следственного дела, с авг. 1939 г. М. «ходила, нищенствовала по разным районам Рязанской обл.». Позднее на суде показала, что муж прогнал ее. 27 мая (по др. данным, 6 июня) 1940 г. была арестована в Пронском р-не Рязанской обл. вместе с мученицами Евдокией Гусевой , Евдокией Назиной и 3 девочками во время ночлега по дороге на богомолье в Рязань. Обвинялась в участии в «антисоветской группе церковников» и антисоветской агитации. В период следствия содержалась в тюрьме в Ряжске. Виновной себя не признала, от дачи показаний на предварительном следствии отказалась. 25 окт. 1940 г. приговорена Судебной коллегией по уголовным делам Рязанского облсуда к 6 годам ИТЛ. Отбывать срок заключения отправлена в Карлаг НКВД. 11 июля 1941 г. М. вместе с 10 др. верующими женщинами была привлечена в лагере к новому следствию по обвинению в контрреволюционной агитации и саботаже. Виновной себя не признала, протокол допроса подписать отказалась. Была расстреляна по приговору постоянной сессии Карагандинского облсуда при Карлаге НКВД от 29 сент. 1941 г. Погребена в безвестной могиле. М. прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Центра Правовой Статистики и Информации при Обл. Прокуратуре г. Караганды. Д. 3976; Архив УФСБ по Рязанской обл. Д. 13674. Лит.: «Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение»: Новомученики и исповедники земли Рязанской, XX в.: Патерик. Рязань, 2012. С. 516-517. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2562610.html

После закрытия Покровской ц. стал в 1927 г. настоятелем храма Благовещения Пресв. Богородицы в Пыжах, был возведен в сан протоиерея. В ночь на 29 окт. 1929 г. арестован в числе большой группы московских священнослужителей и монашествующих. 3 месяца находился в Бутырской тюрьме, затем был приговорен за «контрреволюционную деятельность» к 4 годам ссылки в Северный край. Проживал в г. Шенкурске (ныне Архангельской обл.), работал на лесоповале. 5 мая 1933 г. арестован в Шенкурске по обвинению в «антисоветской агитации... участии в активизации церковной жизни в районе». 28 июня освобожден в связи с прекращением уголовного дела. В кон. 1933 г. возвратился из ссылки и поселился в Ивановской обл. Последовательно служил с 1934 г. священником в церкви с. Филипповского (ныне Киржачского р-на Владимирской обл.), с 1936 г.- в храме с. Волохова (ныне Александровского р-на Владимирской обл.), с 1937 г.- в Никольской ц. в Киржаче. С 1938 г. настоятель Благовещенского, затем Преображенского храма Иванова. В том же году овдовел. В 1938-1940 гг. в связи с отделением от Московского Патриархата Ивановского еп. Алексия (Сергеева) пребывал вне РПЦ. После принесения еп. Алексием покаяния был принят в церковное общение Местоблюстителем Московского Патриаршего престола митр. Сергием (Страгородским , с сент. 1943 Патриарх Московский и всея Руси). К тому времени находился за штатом из-за закрытия храма. Поступил на гражданскую службу. Работал инструктором хинизации на Ивановской малярийной станции. С началом Великой Отечественной войны вернулся к пастырскому служению, одновременно работал лаборантом в инфекционном отд-нии местной больницы. В июле 1943 г. был вызван митр. Сергием в Москву, где получил предложение об архипастырском служении. 9 авг. 1943 г. Можайским еп. Димитрием (Градусовым) был пострижен в монашество с именем Елевферий. 10 авг. хиротонисан во епископа Ростовского. Хиротонию в московском Богоявления соборе в Елохове возглавлял митр. Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский, с 1945 Патриарх Московский и всея Руси Алексий I ). Вскоре Е. участвовал в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 8 сент. 1943 г. , избравшем митр. Сергия Патриархом.

http://pravenc.ru/text/189719.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ Владимирович Малаховский (29.03.1880, Витебская губ.- 5.05.1918, ст-ца Надеждинская Верненского у. Семиреченской обл., ныне г. Есик Алматинской обл., Казахстан), сщмч. (пам. 22 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника Полоцкой епархии. Окончил Полоцкое ДУ (1897) и 3 класса Витебской ДС (1900), был учителем в Прудской церковноприходской школе Гродненской губ. 15 дек. 1904 г. Туркестанским и Ташкентским еп. Паисием (Виноградовым) назначен псаломщиком в военную церковь г. Ташкента, в марте 1905 г. переведен в Вознесенский кафедральный собор. 13 мая 1905 г. рукоположен во диакона, 14 мая - во иерея к Вознесенскому собору. 27 мая назначен священником Трехсвятительской ц. с. Карабулак. 1 сент. 1906 г. перемещен на вакансию диакона в Софийскую ц. г. Верного (ныне Алма-Ата). 5 сент. 1907 г. назначен настоятелем церкви с. Ивановского Лепсинского у. Семиреченской обл. 13 сент. 1907 г. награжден набедренником. В 1909 г. переведен в Покровскую ц. г. Верного. В 1910 г.- в церковь выселка Каралинского Лепсинского у. В 1911 г. перемещен в станицу Лепсинскую. 18 янв. 1913 г. стал разъездным священником 1-го Пишпекского благочиния. В 1914 г. перемещен в церковь с. Теплоключинского Пржевальского у. Через некоторое время назначен настоятелем Покровской ц. с. Покровского того же уезда. В 1916 г., во время киргиз. восстания, проявил незаурядное мужество и героизм, организовал оборону села, непрерывно служил молебны, исповедовал и причащал прихожан. После подавления восстания в том же году назначен настоятелем церкви с. Благовещенского Андижанского у., откуда в этом же году переведен в с. Егорьевское Черняевского у. В последующее время служил в ст-це Надеждинской Верненского у. Семиреченской обл. Убит во время столкновения пасхального крестного хода с большевистской демонстрацией при попытке примирить враждующих. Место захоронения неизвестно. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/187423.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ Мч. Матфей Гусев. Икона. Нач. XXI в. (Покровская ц. в пос. Нахабино Московской обл.) Мч. Матфей Гусев. Икона. Нач. XXI в. (Покровская ц. в пос. Нахабино Московской обл.) Иванович Гусев (9.08. 1868, с. Нахабино Звенигородского у. Московской губ.- 18.01.1938, Сибирский ИТЛ), мч. (пам. 5 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из крестьянской семьи. Окончил сельскую школу и работал в хозяйстве отца, пока не обзавелся своей семьей. Впосл. имел большое крестьянское хозяйство. Был прихожанином Покровской ц. в с. Нахабине, состоял членом церковного совета. В 1933 г. М. был арестован за невыполнение повышенного сельскохозяйственного задания и приговорен к 8 годам заключения, его имущество было конфисковано. Через 15 дней удалось добиться «отмены приговора как неправосудного», и М. был освобожден. 7 сент. 1937 г. М. был вновь арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Председатель и секретарь сельсовета написали, что М. «является ярым церковником и имеет связь с попами». М. обвиняли в «контрреволюционной клевете», в том, что он осуждал закрытие храма в Нахабине, говорил, что при записанной в новой конституции свободе религии церкви закрывают без согласия верующих. После ареста врач освидетельствовал состояние его здоровья и признал почти полную потерю зрения и старческую дряхлость. На допросе М. подтвердил, что состоял в церковном совете и был активным его членом, но виновным в антисоветской агитации себя не признал. 10 окт. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к 10 годам в ИТЛ. Вскоре М. скончался от тягот заключения в Сибирском ИТЛ (на территории совр. Кемеровской обл.) и был погребен в безвестной могиле. Имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2006 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-17048. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2562658.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Орловский Владимир Александрович; род. 26 дек. 1949, Москва), игум. В 1979 г. окончил Литературный институт им. А. М. Горького при Союзе писателей СССР. Работал в учебно-методическом кабинете при Мин-ве приборостроения СССР. С 1983 по 1986 г. служил чтецом в Успенской ц. с. Жилина Московской обл. 7 апр. 1988 г. в Преображенском кафедральном соборе г. Иванова пострижен в мантию с именем Дамаскин в честь прп. Иоанна Дамаскина. 28 дек. 1988 г. епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым) рукоположен во диакона, 29 дек. того же года - во иерея. Направлен служить в Воскресенский храм с. Толпыгино Приволжского р-на Ивановской обл. В 1991 г. включен в состав синодальной Комиссии по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян, пострадавших в советский период; в 1996 г.- в состав синодальной Комиссии по канонизации святых. 9 апр. 1996 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен в клир храма Покрова Пресв. Богородицы на Лыщиковой горе. 9 янв. 2000 г. возведен в сан игумена. С 1980 г. Д. ведет систематический сбор материалов, касающихся подвига новомучеников и исповедников Российских ХХ в. До 1990 г. исследования проводились в основном путем получения свидетельских показаний и выявления всех имеющихся опубликованных источников. С 1991 г. Д. приступил к изучению архивно-следственных дел в ЦА КГБ при Совете министров СССР (ныне ФСБ РФ). В дальнейшем также проводилось изучение материалов Архива Президента РФ, ГАРФ, РГИА, архивов УФСБ по Москве и Московской обл. и прокуратуры Тверской обл. В результате был исследован более чем 100-тысячный комплекс судебно-следственных дел за период 1917 - 50-е гг. XX в. Собранные Д. материалы о жизни и подвиге новомучеников были представлены в синодальную Комиссию по канонизации святых и послужили основанием для их прославления в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В результате исследований, касающихся изучения мест, где производились репрессии, и мест погребения мучеников и подвижников благочестия были, в частности, обретены мощи священномучеников Петра (Зверева) , архиеп. Воронежского, Фаддея (Успенского) , архиеп. Тверского, прот. Константина Голубева , священников Александра Смирнова и Федора Ремизова , священноисповедников Агафангела (Преображенского) , митр. Ярославского, Виктора (Островидова) , еп. Глазовского, Романа Медведя , св. прав. Алексия (Гнеушева), прписп. Александра (Орудова) , прп. Иисуса Анзерского , мч. Алексия Ворошина , мучениц Евдокии Шейковой , Дарии Тимагиной , Дарии Улыбиной и Марии , мч. Нижегородской.

http://pravenc.ru/text/168716.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никон (Фомин), митр. Астраханский и Камызякский. Фотография. 2017 г. (Фомин Николай Геннадьевич; род. 7.01.1963, с. Мордовский Канадей Николаевского р-на Ульяновской обл.), митр. Астраханский и Камызякский. Окончил среднюю школу в пос. Майоровском Сызранского р-на Куйбышевской (ныне Самарской) обл. Обучался в сельскохозяйственном техникуме в г. Беднодемьяновске (ныне Спасск) Пензенской обл. В 1982-1984 гг. проходил срочную военную службу. 11 сент. 1985 г. Ивановским и Кинешемским еп. Амвросием (Щуровым ; впосл. архиепископ) рукоположен во диакона к Преображенскому кафедральному собору г. Иванова. 20 окт. того же года пострижен в монашество с именем Никон. Осенью 1990 г. назначен экономом Шартомскогово имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря с. Введенье Шуйского р-на Ивановской обл. 18 окт. того же года рукоположен во иерея. 1 февр. 1991 г. назначен наместником Шартомского мон-ря. В 1992 г. возведен в сан архимандрита. В том же году стал членом епархиального совета Ивановской епархии (до 2016). Шартомский мон-рь в годы наместничества Н. активно восстанавливался. По решению наместника Шартомский монастырь стал учредителем и основным попечителем школы-интерната для мальчиков в дер. Клещевке Шуйского р-на и общеобразовательной правосл. школы для девочек в г. Шуя, в 1998 г. выступил учредителем Ивановского православного богословского института в честь ап. Иоанна Богослова. В 1998 г. Н. заочно окончил Самарскую ДС. В 1999 г. окончил Шуйский государственный педагогический университет по специальности «религиоведение». По решению Синода РПЦ от 7 июня 2012 г. избран правящим епископом новообразованной Шуйской и Тейковской епархии. 1 июля того же года хиротонию Н. в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Брянска возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) . 4 окт. того же года Синод РПЦ утвердил Н. в должности священноархимандрита Николо-Шартомского монастыря. 15 июля 2016 г. назначен преосвященным Астраханским и Камызякским, главой Астраханской митрополии. 18 июля того же года возведен в сан митрополита. Награждался золотым наперсным крестом (1991) и орденом св. кн. Владимира 3-й степени (2010).

http://pravenc.ru/text/2577563.html

В 20-30-х гг. XX в. ситуация резко изменилась, разрушение деревянных храмов приобрело катастрофический размах. В послевоенное время они, объявленные выражением подлинной народности, стали предметом специальных реставрационных исследований и охраны, началось создание музеев под открытым небом, куда свозились постройки из деревень (идея, впервые осуществленная в Скандинавии в 80-90-х гг. XIX в.). Но это лишь приостановило процесс утраты деревянных храмов, который продолжается и в наст. время. С 90-х гг. XX в. началось строительство деревянных храмов и часовен, как правило воспроизводящих традиц. образцы. Церкви Покрова Богородицы (1743), Богоявления (1793) и колокольня (XIX в.) в с. Лядины Архангельской обл. Церкви Покрова Богородицы (1743), Богоявления (1793) и колокольня (XIX в.) в с. Лядины Архангельской обл. Существует неск. вариантов классификации деревянных храмов. Ниже предлагается обобщенная схема с упоминанием наиболее ярких существующих храмов и в меньшей степени несохранившихся. Самым простым и распространенным является клетский тип храма, состоящий из одной (в случае часовен) или неск. (алтарь, основная часть храма, трапезная, притвор) прямоугольных в плане клетей, крытых 2-скатными крышами: церкви Воскрешения Лазаря из Муромского мон-ря, находящаяся ныне в Кижах (1464; датировка по: Сергеева Н. и др. Дендрохронологические исследования дерева ц. Воскрешения Лазаря из бывшего Муромского мон-ря//Культура и искусство народов в СССР. М., 1987. Вып. 7. С. 10-15), и Ризоположения из с. Бородава, перенесенная в Кириллов (1485), считаются древнейшими памятниками рус. деревянной архитектуры. Среди клетских выделяются храмы с крутой, т. н. клинчатой, кровлей (ц. Воскресения из с. Билюкова, ныне в Плёсе Ивановской обл. (1700)) и с кровлей с уступами (ц. вмч. Георгия в с. Юксовичи Подпорожского р-на Ленинградской обл. (1493, 1632)). Наиболее характерный тип многогранных храмов - 8-гранный от земли. Как правило, эти храмы завершались шатрами - Никольская ц. в с. Лявля Приморского р-на АО (1589), Георгиевская ц.

http://pravenc.ru/text/171732.html

Ивановский Остров. Часовня Иоанна Предтечи. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Иоанна Предтечи Год постройки:не ранее 1900. Адрес: Ленинградская обл., Волховский р-н, д. Ивановский Остров Координаты: 60.0261, 32.314771 Проезд:По а/д А115 Зуево - Новая Ладога Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В деле " О часовнях по Новоладогскому уезду. О самовольном построении Новоладогского уезда крестьянами в своих селениях часовен, и о не хождении их в приходские церкви для богомоления " написано: " Сведения о часовнях в приходе Староладожского Успенского женского монастыря от 1816 года. ...В деревне Ивановском Острове есть так же ветхая часовня, которая издревле существует и построена самопроизвольно жителями сей деревни. Она воздвигнута во имя Предтечи Иоанна Крестителя " . (Л. 13) После восстановления часовня будет освящена также во имя Св. Иоанна Предтечи. Об истории часовни Иоанна Предтечи, или «Как Иван Грозный в Ладогу ходил…» Как появилась эта легенда, не вспомнит, пожалуй, даже самый опытный краевед. Но экскурсоводы с удовольствием рассказывают об этом небольшом историческом объекте в Ивановском острове, мимо развалин которого проезжают автобусы. И хотя «объект показа» - маленькая часовня Иоанна Предтечи и находится больше ста лет в разрушенном состоянии, за ним стоит очень необычная трагическая история. В 1569 году в Новгороде по приказу Ивана Грозного убивают князя Владимира Андреевича Старицкого, подозревая его и других князей в заговоре против царя. Иван Грозный в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода. Поводом к этому послужил донос, поданный неким бродягой, волынцем Петром, за что-то наказанным в Новгороде. Он обвинял новгородцев во главе с архиепископом Пименом в намерении посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю. 2 января 1570 года передовые отряды во главе с В.Г. Зюзиным подошли к Новгороду и оцепили город заставами, опечатали казну в монастырях, церквях и частных домах, арестовали и поставили «на правёж» монахов, священников и видных новгородцев. 6 января у города появился сам Иван Грозный.

http://sobory.ru/article/?object=24681

Ивановская область (храмы) Материал из Азбука паломники Кафедральный собор Воскресения Христова (Шуя) [ править править код ] Строительство современного храма продолжалось в 1792-98 годах на средства прихожан. 19 сентября 1799 года епископ Владимирский и Суздальский Виктор освятил собор. Уцелевший во время пожаров чудотворный образ был перенесён в храм. В 1810 году итальянский архитектор Я. Маричелли начал строительство колокольни Воскресенского собора. Завершено строительство было только в 1833 году крестьянином Владимирского уезда Михаилом Саватеевым под руководством губернского архитектора Петрова. В 1912—1913 годах храм был расширен: появилась новая трапезная, было воздвигнуто трехглавие над западным входом.Во время очередного этапа гонений на Русскую православную церковь в 1922 году В.И. Ленин издал указ об изъятии церковных ценностей и реликвий из соборов и церквей. Была создана уездная комиссия по изъятию ценностей. 15 марта прошли массовые протесты духовенства и горожан, разогнанные из пулеметов и винтовок частями ЧОН и красноармейцами. Со 2 октября 1937 года собор был закрыт постановлением Ивановского облисполкома. В 1990 году Воскресенский собор вновь передан Русской Православной Церкви в качестве подворья Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря Иваново-Вознесенской епархии. Совершается ежедневные богослужения, восстановлены росписи и иконостас. Адрес: Россия, Ивановская обл., Шуя г., пл. Зеленая, 4 Телефон: +7 (49351) 4-24-15 Подробнее... Храм Архангела Михаила (Михайловское) [ править править код ] История храма связана с жемчужиной земли Русской - Свято-Троицким, Костромским Ипатьевским монастырем. По преданию, монахами именно этого монастыря, на этом месте была построена первая деревянная церковь. Храм на протяжении почти двухсот лет не прекращал своего служения, даже в период Великой Отечественной войны в нем возносилась молитва к Богу. Только в конце войны случилась нужда в священнике. Три прихожанина отправились в Москву, к Сталину. Тот принял их, выслушал, ничего не ответив, прислал все же священника. В советское время, практически, это был единственный доступный храм в Фурмановском районе, Ивановской области.

http://azbyka.ru/palomnik/Ивановская_обл...

Епископ Домодедовский Иоанн назначен управляющим Северо-Восточным викариатством г. Москвы 12 января 2018 г. 17:09 Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 9 января 2018 года епископ Подольский Тихон в связи с назначением управляющим Берлинско-Германской епархией (см. постановление Священного Синода от 28 декабря 2017 года, журнал 116 ) освобожден от управления Северо-Восточным викариатством г. Москвы. Управляющим Северо-Восточным викариатством назначен епископ Домодедовский Иоанн . Также Патриаршим указом епископ Домодедовский Иоанн назначен настоятелем подворья Патриарха Московского и всея Руси храма Живоначальной Троицы в Свиблове. Настоятель означенного храма протоиерей Александр Тимофеев указом Святейшего Патриарха освобожден от занимаемой должности с выражением благодарности за понесенные труды и назначен помощником настоятеля. Епископ Домодедовский Иоанн (в миру Руденко Владимир Николаевич) родился 8 ноября 1966 г. в Новосибирске. В 1983-1988 гг. обучался в Новосибирском электротехническом институте (НЭТИ, с 1990 г. — НГГУ). В 1994 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности «Радиофизика, включая квантовую радиофизику». До марта 1998 г. работал преподавателем на кафедрах Прикладной и теоретической физики и Антенных систем НГГУ, последние два года в должности доцента. Крещен 20 января 1996 г. в соборе св. блгв. кн. Александра Невского в Новосибирске. В 1996 г. проходил послушание в храмах и мужских обителях Новосибирской епархии, в 1997 г. посетил в качестве трудника Николо-Шартомский мужской монастырь в Ивановской обл. С сентября 1997 г. учился в Новосибирском православном богословском институте, закончил первый семестр. 6 февраля 1998 г. вновь прибыл в Николо-Шартомский монастырь на постоянное пребывание. 17 апреля 1998 г. в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря архимандритом Никоном (Фоминым) пострижен в монашество с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи. 24 мая 1998 г. в храме Архангела Михаила в с. Архангел Комсомольского р-на Ивановской обл. архиепископом Амвросием (Щуровым) рукоположен в сан диакона, 4 октября в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Амвросием рукоположен в сан пресвитера.

http://patriarchia.ru/db/text/5099360.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010