Пик закрытия церквей в Одесской обл. пришелся на 1961-1962 гг. В 1961 г. было ликвидировано 68 общин и 7 храмов изъяты как здания, ранее принадлежавшие учреждениям культуры и просвещения. В 1961 г. были сняты с регистрации 7 священников (И. В. Лозняк из с. Водянка Арцизского р-на, К. Н. Филимонов из с. Зализничного Болградского р-на, В. М. Левковцев из пос. Ширяево, Н. Г. Урсу из с. Кислица Измаильского р-на и др.). Основными причинами снятия с регистрации были обход священниками прихожан, крещение на дому, отказ от передачи церковного имущества местным органам власти. Репрессии против духовенства и верующих привели и к сокращению обрядности. В 1960 г. были крещены 51% родившихся младенцев, в 1961 г.- 47,9% родившихся. В том же году венчались 11% вступивших в брак, в 1961 г.- 8% молодоженов. Количество отпеваний сократилось с 47,95% умерших в 1960 г. до 45% - в 1961 г. К 1 янв. 1962 г. в Одесской обл. действовали 238 церквей и 4 мон-ря. В 1962 г. официально сняли с регистрации рекордное количество храмов - 73 (фактически - 81): в Ширяево, Марьяновке Ширяевского р-на, Камышовке, Кислице, Ст. Троянах, Ларжанке, Каменке, Первомайском, Броске, Богатом Измаильского р-на, Полянецком Савранского р-на, Бокове Любашовского р-на, Златоустове, Демидове, Берёзовке Берёзовского р-на, Смолянке, Тымкове, Пирожной, Будеи, Слободке, Писарёвке Кодымского р-на, Станиславке, Гидериме, Качуровке Котовского р-на, Николаевке, Исаево Николаевского р-на, Петровке, Белине, Лесничовке, Обжилом Балтского р-на, Балте, Дмитриевке, Островском, Голице, Задунаевке Новоивановского р-на, Ровном, Тарутино Тарутинского р-на, в поселках Вел. Михайловка, Вознесенка-Первая, в Холмском, Виноградовке Арцизского р-на, Надречном Бородинского р-на, Струмке, Вишнёвом, Борисовке, Нерушае Татарбунарского р-на, Староказачьем, Ст. Царичанке Староказацкого р-на, Криничном Болградского р-на, Троицком, Граденицах Беляевского р-на, Новоелизаветовке, Торосове Цебриковского (ныне Ширяевского) р-на, Трудовом, Десантном, Дмитриевке, в г. Килия (Димитриевская ц.) Килийского р-на, Артыровке, Топалах, Красных Окнах (ныне Окны), Владимировке Красноокнянского р-на, Новоукраинке Раздельнянского р-на, Нагорном, Плавнях, Орловке Ренийского р-на, Евгеньевке Ивановского р-на, Дальнике Овидиопольского р-на, Новоалександровке, Долинах, Точилове Ананьевского р-на, Успеновке, Михайловке, Дивизии Татарбунарского р-на, Сергеевке, Николаевке-Новороссийской Саратского р-на, Приморском, Каменном Мосте, Кривде Белгород-Днестровского р-на, Александровке Овидиопольского р-на. 28 нояб. 1962 г. в Одессе были закрыты Казанская и Алексиевская церкви. Ряд районов (Великомихайловский, Красноокнянский, Николаевский, Тарутинский) остались без действующих церквей.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Причиной возведенной на Иннокентия Сибирякова напраслины было его богатство, не дававшее покоя многим его современникам, а также решительный отказ от своего многомиллионного имения по соображениям высшего порядка. Иннокентий Михайлович был очень богат и по меркам того времени. В одном из дореволюционных справочников приводятся такие сведения о его золотодобывающей отрасли: «4 пая наследников М. Сибирякова делятся на 672 части, из которых принадлежат: Сибирякову, И.М., пот. поч. гр. 406. Иркутская горная обл. Ленский горный округ (Олёкминский округ Якутской обл.). Прииски: Андреевский, Благовещенский, Ивановский, Иннокентиевский. В 1894 г. добыто 184 п. 3 ф. 31 з.» с. 114]. Но богатство не отягощало душу Иннокентия Михайловича гордостью. Его отношение к собственности было словно списанным со святоотеческих книг. Все, знавшие И.М. Сибирякова, отмечали его поразительную скромность, желание сидеть «на последнихместах»( Лк. 14:10 ), естественное побуждение вести себя так, словно другие лучше него. За эти христианские качества души люди «другого покроя» нередко характеризовали Иннокентия Михайловича как человека робкого и застенчивого, порой вкладывая в такую оценку отрицательный смысл. Незаметно для окружающих Иннокентий Михайлович все ближе подходил к воплощению в жизнь христоподражательного жития. Пришло время, и жизнь Иннокентия Сибирякова приобрела явные черты пустынножительства в миру. Его семьей так и осталась семья родителей – братья и сестры. Иннокентий Сибиряков был человеком-практиком, потому он и Евангелие воспринимал не как сумму отвлеченных идей, а как руководство к деятельному христианству. Очевидец, наблюдавший быт Иннокентия Михайловича после его обращения к Богу, рассказывает о великодушии благотворителя следующее: «Кто только из столичных бедняков не был у него в доме на Гороховой улице, кто не пользовался его щедрым подаянием, денежной помощью, превосходящей всякие ожидания! Дом его обратился в место, куда шли алчущие и жаждущие. Не было человека, которого он выпустил бы без щедрого подаяния.

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

Срок заключения Киприана Григорьевича заканчивался 19 октября 1942 года, но с учетом сверхурочной работы он должен был освободиться 28 июня 1938 года. Однако вышедшее в 1937 году секретное распоряжение Сталина о новых массовых арестах тех, кто был на свободе, и тех, кто уже находился в заключении, не оставляло ему шансов на освобождение. Допрошенный как свидетель 26 сентября 1937 года Матвей Наумович Бойков, которого заключенные считали осведомителем, показал, что знает архиепископа Павлина с 1936 года, поскольку работает вместе с ним в подконвойном городке 3-й свинофермы Ново-Ивановского отделения. Ему неоднократно приходилось наблюдать, как Крошечкин вместе с Анниковым и другими заключенными собираются за 2-й палаткой подконвойного городка, где отправляют богослужения, группируя вокруг себя заключенных. После богослужения они ведут антисоветские беседы, но прекращают их при его приближении. 28 октября 1937 года постановлением тройки УНКВД по Новосибирской обл. Мученик Киприан (Анников) приговорен к высшей мере наказания — расстрелу, вместе с архиепископом Павлином (Крошечкиным) и другими священнослужителями. Здание Бутырской тюрьмы. 1930-е 1 октября 1937 года Киприану Григорьевичу было предъявлено заключение следователя: «Рассмотрев следственные материалы по делу и приняв во внимание, что зека Киприан Григорьевич Анников, кулак-псаломщик, достаточно изобличается в том, что, отбывая наказание в Ново-Ивановском отделении Сиблага, участвовал в контрреволюционной группе, возглавляемой зека Крошечкиным, постановил: зека Анникова привлечь в качестве обвиняемого, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей в арестном помещении Ново-Ивановского отделения». В тот же день Киприан Григорьевич был арестован, и начальник 3-го отделения секретно-политического отдела Шишкин допросил его. — Вам предъявляется обвинение, что вы, отбывая наказание в Ново-Ивановском отделении, участвовали в контрреволюционной группе, возглавляемой зека Крошечкиным, с которым проводили среди заключенных контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию советской власти. Дайте показания по существу предъявленного вам обвинения, — потребовал от него Шишкин.

http://foma.ru/otca-i-syna-obvinili-v-to...

Это уникальное произведение русского монументального искусства 2-й пол. 19 в., не имеющее аналогий среди одновременных ему памятников Ивановской обл.Богатый лепной полихромный декор, окрашенный в темно- и светло-охристые, зеленые, голубые и вишневые тона, и позолоченный иконостас играют ведущую роль в убранстве. Профилированные вертикальные штукатурные тяги усиливают динамичность интерьера. Они окаймляют узкие вертикальные ниши, членящие плоскость стен и объединяющие оконные проемы трех светов, подчеркивают вынутые углы крещатых столбов. Ребра сводов и арки также обрамлены тягами, энергично расходящимися от розеток к углам сводов. Мощный антаблемент с крупными модульонами в сильно вынесенном карнизе и лепными херувимами во фризе проходит в основании свода. Аналогично решены капители столбов. Ярким декоративным акцентом в убранстве являются эффектные лепные капители в простенках под антаблементом и на столбах. Пластичные и нарядно раскрашенные, они включают изгибающиеся листья аканта, свисающие гирлянды, перевитые цветами, и головки херувимов в завершении. Карниз на стенах апсиды, декорированной вазонами, окрашен в желтые, синие и вишневые цвета. Сюжетные живописные композиции, помещенные в три яруса на боковых простенках и в пять — на западной стене, занимают второстепенное место в интерьере — довольно редкое явление для 2-й пол. 19 в. Утрачены многие композиции, особенно в нижней части стен. В поблекшем колорите превалируют розовые, серые и зеленоватые тона. В нишах в двух верхних ярусах написан гризайльный орнамент, а в нижнем висели иконы. Композиции по своей иконографии и стилю следуют традициям барочной живописи, что прослеживается в динамичном построении сцен, обрамленных кулисами, и разнообразных ракурсах персонажей в развевающихся одеждах. Иконографическая программа весьма своеобразна. В ней преобладают редко встречающиеся библейские сюжеты, архаичные для данного времени. В верхнем ярусе на боковых стенах и в трех нижних на западной написаны новозаветные композиции, в том числе сцены евангельских блаженств.

http://sobory.ru/article/?object=04770

Трапезная в плане почти квадратная, ниже и немного уже четверика храма. Перекрыта лотковым сводом, ориентированным по продольной оси здания. С храмом соединена тремя арочными проходами с распалубками над ними, деталь почти не встречающаяся на памятниках Ивановской обл. Центральный проход наиболее широкий и с четвертями. В западной стене по оси проходов устроены ниши, в центральной - дверь в колокольню. Колокольня четырехярусная, завершенная шатром с главкой. Нижний ярус в плане квадратный, служил притвором, остальные - восьмигранные, убывающие по объему вверх. Диагональные грани меньше осевых, на ярусе звона прорезаны узкими высокими проемами. Грани шатра с двумя ярусами слухов, оформленных в виде окошек. Колокольня почти лишена декора - углы нижнего яруса обработаны филенчатыми лопатками, во втором и третьем ярусах лопатки спаренные, раскрепованные. Фасады апсиды, трапезной и в нижнем свете четверика храма украшены прерывистым ленточным рустом, имитирующим лопатки. Световые проемы прямоугольные с четвертями, обрамлены наличниками-рамками с накладными досками над окнами. Венчающий апсиду и трапезную декоративный карниз проходит и по четверику храма, отделяя нижний его ярус света от верхнего. Карниз небольшого выноса, многообломный. Ниже его проходит кирпичная, профилированная тяга, образующая вместе с карнизом декоративный пояс здания. Центр нижнего яруса четверика на северном и южном фасадах выделен небольшим фронтоном с профилированными карнизами. В тимпане на северном фасаде изображена икона Тихвинской Богоматери. Центр верхнего яруса выделен слабым выносом ризалита. Окно в нем помещено в плоскую нишу, обрамлено наличником-рамкой с треугольным сандриком. Боковые окна вместо сандрика украшены карнизиками. Углы обработаны филенчатыми лопатками. Венчающий карниз аналогичен нижнему, раскрепован на лопатках и ризалите. Боковые барабаны глав украшены ложными окнами. Живопись в интерьере сохранилась лишь на сводах храма и трапезной фрагментарно. Она поздняя, масляная, на евангельские сюжеты. В уровне пят свода храма проходит лепной карниз. Иконостас первоначальный, без икон. Полы деревянные. Окна в храме объединены вертикальными нишами.

http://sobory.ru/article/?object=06175

Первый четвериковый ярус колокольни со стороны внешних углов обработан богатым набором руста и двойным рядом ширинок. Ширинки с поливными изразцами украшают грани столпа и основание яруса звона, под которым проходит кирпичный фриз крестообразного рисунка. Углы восьмерика подчеркнуты огибающими лопатками с филенками на уровне звона. Высокий шатер прорезают три ряда слухов. В их нижнем ряду на юго-западной грани были устроены часы. Своеобразным изяществом отмечен и декор боковых притворов. Выполненные в формах классицизма, они украшены на основных гранях колонными портиками с треугольными фронтонами, обрамляющими широкие арочные входы. Диагональные грани прорезают арочные окна в простых наличниках под лучковыми сандриками. Некоторую грузность притворам придают массивные колоколовидные кровли с перехватом и гранеными луковичными главами. Четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым барабаном в центре. В апсиде, соединенной с четвериком тремя проемами, - высокая конха с распалубками; в трапезной — полулотковый свод, также с распалубками. Сохранились чугунные плиты пола с изображением розеток и первоначальные решетки и ставни окон. Храм и трапезная расписаны местными мастерами ок. 1830 г. темперными красками с применением графьи. Живопись сохранилась в четверике, алтаре и трапезной (имеются частичные утраты красочного слоя). Во 2-й, пол. 19 в. поновлена масляными красками, дописаны драпировки в композиции " Поклонение волхвов " и изображения евангелистов. Выдающийся памятник палехско-шуйского круга, отличающийся высоким художественным уровнем исполнения, своеобразным стилем и эффектной цветовой гаммой, что позволяет говорить о нем как об одном из самых ярких в ряду стенописей данного периода в Ивановской обл. Стиль и манера росписи весьма разнообразны. Сюжетные композиции восходят к барочной традиции: любовь к сложным многофигурным динамичным композициям, обилие пейзажных и архитектурных фонов, тщательная разделка драпировок. Наряду с этим в росписи органично существуют и условные приемы " иконного письма " рубежа 17-18 вв., особенно ярко проявляющиеся в ряде изображений, особенностях доличного письма и технике исполнения. Богатство стилевых приемов дополняет перспективная гризайльная живопись в стиле классицизма, играющая большую роль в создании более сложного и оригинального пространства интерьера (особенно в трапезной). Сочетание этих направлений, неразрывно связанных в единое целое, придает росписям подлинное своеобразие.

http://sobory.ru/article/?object=05984

Митр. Дионисий при поддержке «Русского народного объединения...» 15-17 июня 1927 г. провел в Почаевской лавре Волынское епархиальное собрание благочинных протоиереев и церковных старост, на к-ром духовенство Волыни подвергло критике резолюции Луцкого съезда, отвергло идеи украинизации и реформирования церковноприходского строя, заявило об угрозе церковного раскола и новой «липковщины» (ГА Тернопольской обл. Ф. 258. Оп. 3. Д. 479. Л. 7). При этом сам митр. Дионисий никаких заявлений не сделал. В результате попустительского отношения со стороны церковной власти украинизаторское движение на Волыни расширялось: 6 нояб. 1927 г. прошел Владимир-Волынский церковный съезд, 15 янв. 1928 г. в Бресте состоялся «украинский церковный съезд Полесья». В этот период в Варшаве по благословению митрополита вышли новые богослужебные переводы Огиенко: «Beлukoдhiй канон» (1927) и «Православний молитовник» (1928, дополненное издание). В 1927-1929 гг. активно действовал избранный на Луцком церковном съезде «Украинский церковный исполнительный комитет Волыни и Полесья» во главе с И. Власовским и его заместителями Речинским и П. Артемюком. Власовский в дек. 1927 г. и в янв. 1928 г. встречался с Дионисием, последний согласился на умеренную украинизацию богослужения на Волыни, но отказался от форсирования этого процесса. В нач. 1928 г. митрополита посетила делегация с Волыни под рук. еп. Симона (Ивановского), собравшая подписи под петицией против украинизации. Тогда же в Кременце и Почаеве побывали делегаты от Львовской «централи» «Русского народного объединения...» - К. Николаев, Коморович и др. Митр. Дионисий занял компромиссную позицию. При этом 1 июля 1928 г. он подписал соглашение о взаимопонимании с Украинским церковным исполкомом, включил в Варшавский митрополичий совет Власовского и Речинского, а 1 авг. 1928 г. издал «Архипастырское воззвание», в к-ром советовал священникам произносить проповеди по-украински, преподавать на укр. языке в школах, благословил перейти в богослужении на укр. язык в тех приходах, где за это выступает большинство. В 1929-1930 гг. в Кременецкой семинарии действовал многочисленный тайный кружок укр. националистов «Юнак», связанный с «Организацией украинских националистов» (ОУН), за что 30 апр. 1930 г. был уволен с должности ректор, способствовавший деятельности кружка, прот. Петр Табинский, были отчислены несколько семинаристов. Прот. Табинский в следующем году объявил о переходе в неоунию . В 1925-1930 гг. белорус. общественные орг-ции в Гродненско-Новогрудской и Виленско-Литовской епархиях выступали за белорусизацию богослужений.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Однако подобные крайние меры применялись лишь по отношению к руководителям И. п. х. Для членов общин новая кампания преследований ограничилась депортацией, причем в ссылке И. п. х. сохраняли прежний образ жизни. Так, ок. 80 последователей федоровцев проживали общиной в с. Ст. Тишанка Таловского р-на Воронежской обл., куда их определили власти на поселение. Полностью покончить с И. п. х. репрессивными методами не удалось. 10 нояб. 1963 г. председатель КГБ В. Е. Семичастный передал в ЦК КПСС подробную справку с информацией о деятельности ИПХ-ИПЦ в Ивановской, Вологодской, Кемеровской, Пермской, Новосибирской, Челябинской областях, а также на территории Казахстана. Члены подпольных религ. групп обвинялись в проповеди среди молодежи, отказе от участия в выборах (хотя в том же докладе упом. член И. п. х., депутат сельсовета), распространении антисоветских листовок и даже повреждении памятников Ленину. В поданной в ЦК КПСС справке КГБ от 29 янв. 1964 г. о «враждебных проявлениях» в деятельности И. п. х. в Ср. Азии сообщалось, что в Киргизии активно занималась «враждебной работой» нелегальная группа И. п. х., имевшая специальные «схроны и тайники». После ареста ее руководителей и проведения профилактических мер деятельность группы прекратилась. После отстранения Хрущёва от власти политика Советского гос-ва по отношению к И. п. х. стала менее жесткой. 30 сент. 1965 г. Президиум Верховного Совета СССР принял закрытый указ «О снятии ограничений по спецпоселению с участников сект «свидетели Иеговы», «истинно-православные христиане», «иннокентьевцы» и членов их семей» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 119. Л. 115). Указ носил ограниченный характер, возвращение И. п. х. на прежнее место жительство должно было согласовываться с соответствующими местными органами власти. Почти в половине случаев такого разрешения не давалось. Из 814 высланных И. п. х., обратившихся в сер. 60-х гг. с просьбой о выезде на родину, разрешение получили 644 чел. В 1965 г. начался процесс реабилитации членов групп, осужденных в 30-40-х гг.

http://pravenc.ru/text/675029.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙВАЗОВ Иван Георгиевич (13.02.1872, г. Мариуполь Екатеринославской губ.- 17.12.1964, г. Павлоград Днепропетровской обл.), богослов, публицист, миссионер. Род. в семье матроса. Закончил Екатеринославскую ДС, затем КазДА (1898) со степенью канд. богословия. С 1899 г. исполнял обязанности противосектантского миссионера в Тамбовской епархии, с 1902 г.- в Екатеринославской, с 1903 г.- в Харьковской епархиях. С 1912 г. магистр богословия. В 1912-1913 гг. доцент МДА по кафедре истории и обличения рус. сектантства. Указом Святейшего Синода от 9 июня 1913 г. переведен в СПбДА, где преподавал до 1917 г. В 1912-1916 гг. сотрудник и редактор ж. «Голос Церкви» , в 1915-1917 гг. редактировал ж. «Душеполезное чтение» . В 1918 г. московский епархиальный миссионер-проповедник. За миссионерскую деятельность получил орден св. Анны 3-й степени. 23 окт. 1919 г. арестован в Петрограде, 16 нояб. отправлен в Москву, с дек. 1919 г. находился в Новопесковском и Ивановском лагерях в качестве заложника, после освобождения вернулся в Петроград. В 1920-1926 гг. работал в гос. учреждениях Петрограда (Ленинграда). 26 марта 1927 г. арестован в Ленинграде, 13 янв. 1928 г. приговорен к 3 годам ссылки и отправлен в Йошкар-Олу. В 1933 г. поселился в Павлограде, где организовал архив. После выхода на пенсию в 1937 г. занимался богословием, в 40-50-х гг. писал статьи и заметки для ЖМП. А. в течение многих лет сочетал практическую миссионерскую деятельность с научной. Его работы публиковались отдельными изданиями и в журналах «Миссионерское обозрение» , «Миссионерский противомусульманский сборник» , «Голос Церкви», «Душеполезное чтение», «Церковный вестник» , «Вера и разум» , «Голос истины» . А. занимался изучением рус. сект, в особенности хлыстов , скопцов , духоборов и молокан . В своих работах он стремился к строгой документальности, определял происхождение и подлинность изучаемых материалов. Собранные им данные позволяют осветить многие вопросы зарождения и распространения сектантства в России. В конце жизни А. написал «Курс обличения русских сектантов-рационалистов» (1954, неопубл.), посвященный вопросу интерпретации Свящ. Писания и Свящ. Предания в различных сектах рационалистического толка, а также критике учения баптистов о свободном понимании Библии.

http://pravenc.ru/text/63722.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010