Местные органы власти вмешивались в вопросы установления цен на свечи и церковную утварь непосредственно в храмах. Так, в своем письме в Рязанское епархиальное управление члены церковного совета села Борец Сараевского района рассказывали о фактах грубого давления на них со стороны ответственных работников райисполкома с целью резкого снижения существовавших цен, что могло привести фактически к полной финансовой несостоятельности данного храма . Подобные же проблемы были и у других храмов этого района, в частности у церкви города Сапожка . В соответствии с указаниями ЦК и лично Хрущева, 16 октября 1958 года Совет Министров СССР принял постановление «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей». Вводился налог со строений и земельная рента (отменены с 1945 года), резко повышалась ставка налога с земельных участков . Важную роль сыграло то, что постановление, сообщенное Церкви 28 октября, вступило в силу уже с 1 октября, что повлекло за собой взыскание дополнительной платы за уже проданные свечи. Епархии и приходы оказались в катастрофическом положении, и в Патриархию стали направляться отчаянные просьбы о помощи (нужно учитывать, что, например, по Московской мастерской увеличение налога на свечи составило 1033 %). Епископ Ивановский и Кинешемский Роман (Танг) писал в Патриархию о катастрофическом состоянии его епархии и просил о денежной ссуде. Так, Ивановской епархии необходимо было заплатить налог за 4 квартал 1958 года в размере 3088 тыс. рублей, а в епархиальной кассе было лишь 100 тысяч . Это привело к тому, что уже в июле 1959 года свечная мастерская в Ивановской епархии была закрыта «по предложению органов противопожарного надзора». Но всё же в 1959 году, по свидетельству сменившего епископа Романа архиепископа Илариона (Прохорова), «несмотря на имеющиеся недостатки, духовная и хозяйственная жизнь в приходах епархии находилась на подобающей высоте», «храмы не вмещали всех богомольцев, повсеместно наблюдалось увеличение числа верующих, посещающих храм, примером чего служили не только городские, но и многие сельские храмы. Архиепископом Иларионом ставился вопрос об увеличении их числа». 

http://bogoslov.ru/article/3698574

В 1999 году в Костромской епархии было открыто 180 храмов, налаживалась монашеская жизнь в девяти монастырях 374 . Из костромских монастырей необходимо особо выделить Ипатьевский и Богоявленско – Анастасьин города Костромы. Последний стал для епархии духовным центром, в сердце которого находится великая святыня – Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. В зданиях этой древней обители, кроме самого монастыря, расположились: приют для девочек-сирот, богадельня для престарелых, службы епархиального управления, семинария, телестудия « Преображенье » и другие епархиальные структуры 375 . Буквально из руин встал Чухломский Авраамнево-Городецкий монастырь 376 . Во Владимирской епархии на начало 1999 года имелось 18 монастырей, разделенных на 6 монастырских благочиний 377 ; действующие храмы были разделены на 16 благочиний, которые, в свою очередь были разделены на 5 округов 378 . Необходимо также указать и на то, что во всех этих происходящих в 1990-е годы процессах реставрации православных храмов и монастырей (а в последние годы и строительства новых), весьма значительную роль играли конкретные личности – как церковные, так и государственные деятели. В 1990-е годы в епархиях отмечался процесс не только восстановления старых, но и строительство новых храмов. За 1990-е годы в Ивановской епархии построены храмы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Иваново на месте ранее взорванного храма, Иоанно-Богословский храм в Сухово-Дерябинском микрорайоне г. Иваново, храм святого благоверного князя Александра Невского в г. Родники, храм преподобного Сергия в г. Кинешме, храм на территории завода в г. Фурманове, храм в честь Новомучеников Российских в мужской колонии общего режима в поселке Талицы, храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в мужской колонии строгого режима в поселке Талицы, храм – часовня в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы в женской колонии общего режима в г. Иваново. Построено много часовен, в том числе и в г. Иваново. Построен ряд новых храмов в Костроме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизненный путь архиепископа Амвросия 28.03.1930 В крестьянской семье Щуровых в деревне Киселево Кашинского района Калининской (Тверской) области родился сын Анатолий Анатолий Щуров поступил в Московскую духовную семинарию Окончание Московской духовной семинарии 23.06.1952 архиепископом Ярославским Димитрием (Градусовым) Анатолий Щуров рукоположен в сан диакона 29.06.1952 архиепископом Ивановским Венедиктом (Поляковым) рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Воскресенского храма с. Толпыгино Ивановской и Кинешемской епархии 17.12.1954 архиепископом Ивановским Венедиктом пострижен в монашество с именем Амвросий и определен настоятелем Крестовой церкви при епархиальном управлении 31.12.1954 назначен настоятелем Воскресенского храма с. Толпыгино 24.09.1961 назначен настоятелем Благовещенской церкви с. Воронцово Пучежского р-на Ивановской области 11.05. 1962 вновь переведен настоятелем Воскресенской церкви с. Толпыгино 26.07. 1965 назначен священником Преображенского кафедрального собора г. Иваново 4.12.1966 назначен настоятелем Преображенского кафедрального собора г. Иваново возведен в сан архимандрита 18.10. 1977 хиротонисан во епископа Ивановского и Кинешемского в Ивановской и Кинешемской епархии 44 прихода 25.02. 1991 возведен с сан архиепископа открытие первых монастырей в Ивановской и Кинешемской епархии; всего за время управления епархией архиепископом Амвросием их открыто 12 23.12.1997 присвоено звание почетного профессора Шуйского государственного педагогического университета издание книги архиепископа Амвросия (Щурова) «Слово архипастыря» 30.06.1998 награжден орденом «Почета» 27.06.2000 присвоено звание «Почетный гражданин города Иванова» 13.03.2002 архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский 17.06.2002 открытие Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии издание книги «Архипастырь» к 25-летию архиерейской хиротонии архиепископа Амвросия и 50-летию его служения в священном сане 24.03.2005 награжден орденом «Дружбы» 19.07.2006

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/27/...

Из чего следует, что обвинять его в злонамеренном желании закрыть большее количество храмов, чем в других епархиях, вряд ли представляется возможным. После приведенных статистических данных сравнительного анализа роста и уменьшения количества храмов в обозначенные годы, а также исследования общецерковных документов периода конца 1940 – начала 1950-х гг. следует сделать вывод о том, что закрытие храмов, инициированное и проводимое светской властью в целях ликвидации религиозных пережитков у населения, особенно во времена антирелигиозных кампаний, находилось вне компетенции архиереев Русской Православной Церкви и что этот исторический факт не может являться свидетельством стойкости и верности отдельного человека выбранным идеалам.   Эдельштейн Г., свящ. Записки сельского священника. М.: РГГУ, 2005. С. 84. Цыпин В., прот., Зонтиков Антоний// Православная энциклопедия . М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. Т. II. С. 628-629. Михайлов Н.В., Иванченко С.В. Правовые основы деятельности Русской Православной Церкви в СССР в 1950-1970-е гг.// Вестник Московского университета МВД России . Юридические науки. 2011. С. 155-157. Цыпин В., прот. Истрия Русской Церкви в 1917-1997 гг. М., С. 390. Русская Православная Церковь. ХХ век/Беглов А.Л., Васильева О.Ю., Журавский А.В. и др. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 408. Цыпин В., прот., Зонтиков Антоний// Православная энциклопедия . М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. Т. II. С. 628-629. Государственный архив Костромской области (далее – ГАКО). Ф. р-2102. Оп. 5. Д. 51. Л. 4. Государственный архив Владимирской области. Ф. р-632. Оп. 8. Д. 3. Л. 39. http://drevo-info.ru/articles/13676771.html [Электронный ресурс]. Дата обращения 15.08.2020 г. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 5. С. 274-276. Архив Ивановского епархиального управления. Годовой отчет за 1961 год. С. 3. Даньшин Сергий, прот . Архиепископ Иларион (Прохоров)//Журнал московской Патриархии, 1973. 4. С. 18. Филиппов Б. А . Очерки по истории России ХХ век: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 465.

http://bogoslov.ru/article/6167175

После многочисленных обращений архиепископа Амвросия в подкомитет по свободе совести, вероисповедания и благотворительности ВС РСФСР по вопросу передачи епархии отнятого в шестидесятые годы Троицкого кафедрального собора г. Кинешмы из Верховного Совета была назначена депутатская комиссия под руководством депутата Федорова В.Я., председателя подкомитета по собственности. Благодаря рекомендациям этой комиссии и личному вниманию к проблемам Церкви главы администрации Ивановской области А.Ф. Лаптева, епархии был передан Троицкий кафедральный собор г. Кинешмы. После этого на второй архиерейской кафедре в г. Кинешме стала проходить служба в двух соборах   – Успенском и Троицком (летнем и зимнем), которые находятся в одной церковной ограде. Облисполком решил большую часть вопросов и материально-технического снабжения епархии: горюче-смазочными материалами, запчастями к автотранспортной технике, продуктами питания для монастырей и воскресных школ и для официальных приемов, мукой, стройматериалами, бензином и материалами для реставрационных работ на первое полугодие 1992 года. Были решены и другие важные для епархии вопросы. Для принятия всех этих решений облисполкомом была создана специальная комиссия, в которую по благословению архиепископа Амвросия вошли два сотрудника епархиального управления: секретарь и референт . Большим достижением в жизни епархии явилось решение 97 от 08.07.1992 года Ивановского малого областного Совета народных депутатов, согласно которому были приняты предложения архиепископа Амвросия, поддержанные областной администрацией, о передаче в собственность Ивановской епархии церковных зданий, сопутствующих им сооружений, церковной утвари и земельных участков. Порядок и сроки передачи в собственность этого имущества были определены в постановлении главы администрации Ивановской области 223 от 13.08.1993 года . В городе Иваново в 1992 году состоялся первый за все послереволюционные годы общегородской крестный ход по центральным улицам города в связи с празднованием 600-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского. В праздновании приняли участие городские и областные власти .

http://bogoslov.ru/article/5137614

— Как будет выглядеть такая структура? — В первую очередь вновь назначенные и введенные приказом настоятеля в штат прихода работники должны быть объединены на уровне благочиний. Сотрудники главного храма благочиннического округа должны координировать данную работу в своих направлениях. В свою очередь они замыкаются на руководителях профильных епархиальных отделов, соответственно отдела религиозного образования и катехизации, отдела социального служения и отдела по работе с молодежью. Согласно временному положению, коллегии этих отделов собираются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал в областном центре или в ином месте, назначенном руководителем отдела. В ноябре текущего года прошли раздельные заседания коллегий всех трех отделов под председательством епархиального архиерея. Впервые собравшись в таком формате, наши новые работники смогли увидеть друг друга, обменяться контактами, проговорить основные этапы предстоящей работы. На эти заседания епархией были приглашены руководители соответствующих областных структур и управлений города Иванова. Так, в заседании коллегии педа-гогов-катехизаторов приняли участие руководители и сотрудники областного департамента образования, департамента внутренней политики Ивановской области, ректор Шуйского государственного педагогического университета. В заседании коллегии отдела социального служения — начальник и сотрудники областных департаментов здравоохранения и социальной защиты населения, а в заседании коллегии отдела по работе с молодежью — руководитель управления по молодежной политике департамента внутренней политики Ивановской области и председатель соответствующего комитета администрации областного центра. Прошедшие обсуждения были оживленными, интересными и, самое главное, очень конструктивными. Участники заседаний задали много вопросов. Интересно, что значительная их часть была адресована руководителям светских областных структур. Например, активно обсуждалась проблема возможности получения государственного финансирования для части наших социальных проектов. На мой взгляд, всё это свидетельствует о том, что решить стоящие перед педагогами-катехизаторами, социальными работниками, организаторами молодежного служения задачи можно только в тесном сотрудничестве с органами светской власти.

http://e-vestnik.ru/interviews/445_v_pri...

А чтобы ситуация не казалась старообрядцам грустной и безнадежной, придется сказать и следующее. Во-первых, считаться с прежней конфессиональной принадлежностью храмов закон все же предписывает. Во-вторых, по моему личному мнению, при однозначно директивном возврате храмов прежнему владельцу именно старообрядцы окажутся проигравшей стороной: они сегодня занимают не менее 15 храмов (по самым предварительным подсчетам), ранее принадлежавших Русской православной церкви: два в Санкт-Петербурге, два в Новгороде, а также в Курске, Туле, Пскове, Костроме, Ярославле, Коломне и других городах, не говоря о селах. По меньшей мере, ситуация окажется близкой к равновесной, а в переделе собственности сильно пострадают обе стороны. В таких обстоятельствах лучшим выходом является периодическое проведение взаимных консультаций в духе взаимоуважения. Хотя возможности старообрядной комиссии при ОВЦС в деле возвращения церковной собственности весьма скромны, в некоторых случаях ее вмешательство оказывается положительным. Так, немалыми усилиями членов комиссии, включая ее председателя, удалось вернуть старообрядцам Самары их прежний храм. Пока не удалось найти достойного решения относительно собственности старообрядческих храмов в Иваново — здесь большинство прихожан несколько лет тому назад перешло в единоверие — и на Хавской улице в Москве, где, пока старообрядческая митрополия, судя по всему, проявляла медлительность в восстановлении прав на храм, в котором размещался развеселый ресторан, здание во избежание позора выкупил у города в частную собственность православный предприниматель. В обоих случаях ситуация весьма запутанна и потребовала большого приложения сил членов комиссии. Ивановское епархиальное управление уже предлагало свой вариант решения, который пока не устраивает старообрядческую сторону. По храму же на Хавской положение еще сложнее: он находится в частной собственности (законно или нет, может установить только суд), поэтому митингами и крестными ходами едва ли возможно добиться желаемого, если желаемое не состоит в том, чтобы там ни в коем случае не открылся храм Русской православной церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204541...

Например, в августе 1973 года, уполномоченный по Костромской области получил от уполномоченного по Московской области следующее письмо: «В порядке информации и принятия соответствующих мер, сообщаю, что в МДС из Костромской области подали заявление на учебу на 1973–1974 учебный год следующие лица по прилагаемым вырезкам из списка за 85, 88, 144. Если располагаете на указанных лиц компрометирующими материалами, то сообщите не позднее 15–20 августа сего года» 509 . Такие письма рассылались и по всем областям. Получив данный циркуляр, уполномоченные начинали активную работу с указанными лицами с целью не допустить их обучение в духовной школе. Аналогичные письма рассылалось даже в годы перестройки, правда, более лояльно сформулированное: «Заявление о приеме на учебу в МДС на 1985–1986 учебный год подал гр. (Ф.И.О.), проживающий в Вашей области (крае, республике). Прошу Вас к 15 августа с.г. сообщить нам характеризующие данные на абитуриента» 510 . Даже в 1987 году верующему человеку, особенно имеющему высшее образование, было непросто поступить в Духовную семинарию 511 . «С юношами, подавшими прошения в семинарию о приеме на учебу, встречались местные уполномоченные, партийные и комсомольские деятели, работники КГБ и военкомата и различными способами, вплоть до отбирания паспортов, удерживали их от поступления. Поступающих часто брали на военные сборы на период сдачи вступительных экзаменов, иногда уже принятым отказывали в прописке» 512 . Бывший секретарь Ивановского епархиального управления протоиерей Николай Винокуров вспоминает об этом так: «Когда я вернулся из армии… мне пришел вызов из семинарии.… И вдруг – вызывают в военкомат, отбирают военный билет… приходится ждать. Я спрашиваю военкома: «Я же только из армии пришел, пять месяцев назад?» «А Вас на переподготовку». «Какая же переподготовка после службы в стройбате?». Ну, я понял тогда, в чем дело. Стал проходить комиссию и на две недели меня задержали» 513 . Правда, о. Николаю удалось тогда поступить в семинарию. Но многим не удалось. Например, в 1961–1962 годах из 560 юношей, подавших заявления о приеме в семинарию, 490 в результате «индивидуальной работы» их забрали 514 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

395 См.: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1993 год. л. 10. 396 См.: Мигунова О.А. Детская воскресная школа при Преображенском соборе г. Иваново//Ивановский епархиальный вестник. 1999. 3–4 (10–11). Март-Апрель. С. 12. 397 См.: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1991 год. л. 7. 398 См.: Зосима (Шевчук), архимандрит. Религиозное образование в Ивановской епархии//Сборник докладов VI международных Рождественских образовательных чтений. М. 1998. С. 179. 401 См.: Грязнов В. Как я провел Рождественский праздник//Православный Суздаль. 2000. 2 (12). С.1. 403 См.: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1995 год. л. 24. 404 См.: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1994 год. л. 2–4. 405 См.: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1995 год. 406 См.: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1997 год. л. 6–7. 407 См.: Федотов А.А. Основные направления деятельности Ивановской епархии в 1998 году//Историко-философский сборник. Иваново, 1998. С. 33. 408 См.: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1997 год. л. 27. 409 См.: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Дело «Соглашения о сотрудничестве с государственными структурами». 410 См.: Текущий архив Ив3ановского епархиального управления. Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1997 год. л. 28–29. 426 Себенцов А. Комментарии к Федеральному Закону «О свободе совести и религиозных объединениях»//Радонеж. 1997. 20 (64). С. 7. 435 См.: «Нужно много молиться, много трудиться и делать добро людям». К 10-летию архиерейской хиротонии Архиепископа Костромского и Галичского Александра. Кострома, 1999, С. 25–26. 437 См.://Московский церковный вестник. 1992. 7 (23). Май. С. 9.//Московский церковный вестник. 1991. 1 (46). -Январь. С. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

274 Таблица составлена по материалам: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет… за 1968 г, л. 7; ГАКО. ф. р-2102, Оп. 7, д. 44, л. 24; ГАВО. ф. р-632, Оп. 7, д. 1, л. 3. 276 Текущий архив Иваново-Вознесенского и Кинешемкого епархииального управления Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1970 год. Л. 38. 278 Текущий архив Иваново-Вознесенского и Кинешемкого епархииального управления. Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1972 год. Л. 11 279 Текущий архив Иваново-Вознесенского и Кинешемкого епархииального управления. Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1970 год. Л. 20–21. 287 Никон (Фомичев), архиепископ. Из моих воспоминаний//Журнал Московской Патриархии. 1990. С. 31. 289 См.: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет… за 1968 год, л. 14; за 1970 год, л. 3; за 1971 год, л. 1–2. 294 Таблица составлена по материалам: ГАВО. ф. р-362, Оп. 8, д. 3; Оп. 7, д. 2, л. 1; Оп. 7, д. 8, л. 7; Оп. 7, д. 15, л. 4. 295 Таблица составлена по материалам: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1977 г. л. 3, 4; за 1978 г. л. 4; за 1979 г. л. 3–4; за 1980 г. л. 4; за 1983 г., л. 2; за 1984 г., л. 3; за 1987 г., л.5. 300 Имеется в виду открытое голосование по единственной кандидатуре и реформа приходского упарвления 1961 года. 301 Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года и избрание Патриарх Пимена. СПб., 2004. С. 73. 305 Никон (Фомичев), архиепископ. Из моих воспоминаний//Журнал Московской Патриархии. 1990. С. 31. 309 См.: История Русской Православной Церкви. С. 944, Журнал Московской Патриархии. 1969. 4 С. 2–3 317 Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра 6–9 июня 1988 года. Материалы. Издание Московской Патриархии, 1990. 328 Поспеловский Д. В. Некоторые проблемы современной Русской Православной Церкви – ее внутренней жизни, культуры, образования//Вестник РХД. 1995. С. 201. 337 «Нужно много молиться, много трудиться и делать добро людям…» К 10-летию архиерейской хиротонии архиепископа Костромского и Галичского Александра. Кострома, 1999. С. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010